Чудью у коми называют несуществующий народ, который жил на пермских землях в стародавние времена. Чудские люди были маленького роста, ни с кем не общались и не понимали ни русского языка, ни языка коми - так рассказывают старики. Считается, что природа чуди была двоякой: наполовину это были люди, наполовину - сверхъестественные существа, родственные духам.
Однако они не смогли защитить себя, когда в их края пришли чужие люди - переселенцы, осваивавшие новые перспективные земли. Терпеть издевательства «пришлых» не было никаких сил. И тогда чудь решила уйти. Они собрали весь свой скарб, забрали детей и с плачем покинули свои деревни, свою родину.
Куда они ушли? По одной версии, чудь вырыли в лесу глубокие норы, залезли под землю и обрушили подпорки, заживо себя похоронив. По другой, чудь-народ воспользовался своей двоякостью и переселился в параллельный мир («мир-двойник»). Их присутствие хоть и нельзя увидеть обычным глазом, но игнорировать его невозможно. Поэтому среди коми распространен обычай «поминать чудь» в Семицкую субботу. На старые кладбища дети несут блины и оставляют там со словами: «Помяни, Господи, чудского дедушку, чудскую бабушку!..»
Согласно некоторым легендам, чудские не смогли взять с собой все свои богатства, и по всей пермской земле спрятаны золотые чудские клады, которые ни при каких обстоятельствах не открываются современным людям. Все эти сокровища защищены так называемым «завещанием чуди». Если же знать заветные слова, клад сам выйдет навстречу. Жить на Камской земле и не помнить, не знать о чуди означает обрекать себя на постоянные неудачи, вызывая раздражение спрятанных людей.
По мнению большинства исследователей, этнографов и историков, это были существа, внешне сильно напоминавшие европейских гномов. Жили они на территории России до того момента, как сюда пришли предки славян и финно-угров. На современном Урале, например, до сих пор бытуют легенды о неожиданных помощниках людей - белоглазых невысоких существах, появляющихся неизвестно откуда и помогающих путникам, затерявшимся в лесах Пермского края.
Если обобщить многочисленные предания, то получается, что чудь спустилась в землянки, которые сама же вырыла в земле, а потом завалила все входы. Правда, землянки вполне могли оказаться входами в пещеры. А значит, именно в подземных пещерах и скрылся этот мифический народ. При этом полностью порвать с внешним миром им, скорее всего, не удалось. Так, например, на севере Коми-Пермяцкого округа, в районе Гайн, по рассказам исследователей и охотников, до сих пор можно найти необычные бездонные колодцы, заполненные водой.
Местные жители считают, что это колодцы древних людей, ведущие в подземный мир. Воду из них они не берут никогда очных мест сегодня не знает никто, известны только многочисленные версии, по которым подобные места находятся на севере России или на Урале. Интересно, что былины у коми и у саамов одинаково рассказывают об уходе «малого народца» в подземелья. Если верить древним преданиям, то чудь ушла жить в земляные ямы в лесах, скрываясь от христианизации тех мест. До сих пор как на севере страны, так и на Урале существуют земляные холмы и курганы, именуемые чудскими могилами. В них якобы находятся «заклятые» чудью клады.
Безусловно, чудь существовала на самом деле, а потом ушла. Но вот куда - точно не известно. Древние предания утверждают, что под землю. Причем, как ни удивительно, но об этом народе есть упоминание даже в «Повести временных лет» Нестора: «…варяги из заморья обложили данью чудь, словен, мерю и кривичей, а хазары - с полян, северян, вятичей брали дань по серебряной монете и веверице (белке) с дыма».
Также из летописей известно, что в 1030 году Ярослав Мудрый совершил поход на чудь «и победил их, и поставил город Юрьев». Сегодня это один из крупнейших городов современной Эстонии - Тарту. В то же время на территории России существует огромное количество топонимических названий, напоминающих о некогда проживавшем здесь загадочном народе, только вот самого народа нет, как будто бы и не было никогда.
По мнению большинства исследователей, этнографов и историков, это были существа, внешне сильно напоминавшие европейских гномов. Жили они на территории России до того момента, как сюда пришли предки славян и финно-угров. На современном Урале, например, до сих пор бытуют легенды о неожиданных помощниках людей - белоглазых невысоких существах, появляющихся неизвестно откуда и помогающих путникам, затерявшимся в лесах Пермского края.
Если обобщить многочисленные предания, то получается, что чудь спустилась в землянки, которые сама же вырыла в земле, а потом завалила все входы. Правда, землянки вполне могли оказаться входами в пещеры. А значит, именно в подземных пещерах и скрылся этот мифический народ. При этом полностью порвать с внешним миром им, скорее всего, не удалось. Так, например, на севере Коми-Пермяцкого округа, в районе Гайн, по рассказам исследователей и охотников, до сих пор можно найти необычные бездонные колодцы, заполненные водой. Местные жители считают, что это колодцы древних людей, ведущие в подземный мир. Воду из них они не берут никогда.
Точных мест сегодня не знает никто, известны только многочисленные версии, по которым подобные места находятся на севере России или на Урале. Интересно, что былины у коми и у саамов одинаково рассказывают об уходе «малого народца» в подземелья. Если верить древним преданиям, то чудь ушла жить в земляные ямы в лесах, скрываясь от христианизации тех мест. До сих пор, как на севере страны, так и на Урале существуют земляные холмы и курганы, именуемые чудскими могилами. В них якобы находятся «заклятые» чудью клады.
Сильно интересовался легендами о чуди Н. К. Рерих. В своей книге «Сердце Азии» он прямо рассказывает, как один старовер показал ему каменистый холм со словами: «Вот тут и ушла под землю чудь. Было это, когда пришел на Алтай воевать Белый царь, но не захотела чудь жить под Белым царем. Ушла чудь под землю и завалила проходы каменьями…» Однако, как утверждал в своей книге Н. К. Рерих, чудь должна вернуться на землю, когда придут некие учителя из Беловодья и принесут великую науку для человечества. Якобы тогда чудь выйдет из подземелий вместе со всеми своими сокровищами. Великий путешественник даже посвятил этой легенде картину «Чудь под землю ушла».
Существует и такая версия. Действительно, предания о чуди наиболее популярны как раз в местах расселения финно-угорских народов, к которым относятся и коми-пермяки. Но! Тут есть одна нестыковка: сами потомки финно-угров всегда рассказывали о чуди как о некоем ином народе. Есть настоящие памятники, оставленные чудью, которые можно руками потрогать. Это, например, хорошо известная гора Секирная (краеведы ее еще называют Чудова гора) на Соловецком архипелаге.
Само ее существование удивительно, ведь ледник, проходя эти места, срезал, как острым ножом, все неровности ландшафта - и больших гор здесь попросту не может быть! Так что 100-метровая Чудова гора смотрится на этой глади, как явно рукотворный объект некой древней цивилизации. В начале двухтысячных годов ученые, исследовавшие гору, подтвердили, что частично она имеет ледниковое происхождение, а частично, искусственное - крупные валуны, из которых она состоит, уложены не хаотично, а в определенном порядке.
Школьный вальс для одинокого призрака
В сельской школе, построенной на месте старого кладбища, происходят жуткие вещи. Когда заканчиваются уроки и наступает поздний вечер, в классах и коридорах обычной сельской школы появляется… призрак. Во всяком случае так утверждают многочисленные очевидцы из сыктывдинского села Часово, которые якобы не раз видели «бестелесное существо».
Чтобы хоть как-то объяснить эту темную историю, придется рассказать и о заброшенном храме, и о старом кладбище, на месте которого построена школа села Часово. Школа в селе Часово Сыктывдинского района выглядит весьма скромно – деревянное одноэтажное здание, выкрашенное в синий цвет. В общем, ничего особенного – обычная сельская школа. Если бы не одно «но»: местные жители утверждают, будто в темное время суток в школьных коридорах появляется какое-то загадочное существо. А иногда – даже не одно…
«Домовой» любит танцы
– Случилось это поздно вечером. Моя дочь Наташа работала в школе уборщицей. А я ей помогала. Однажды мою полы и вдруг слышу: где учительская, по коридору кто-то ходит – тык-тык-тык. Шаги легкие, вроде женские. Жутко мне стало. Потом я говорю: «Не ходи, не пугай меня, а давай помоги мне полы мыть». Смотрю, уже в другом крыле мужчина ходит. Звук такой, будто он в кирзовых сапогах, – вспоминает жительница села Часово 57-летняя Галина Беликова. – А дочь видела, как дверь в 6 классе сама по себе начала открываться. Потом шаги по коридору – цок-цок-цок. От страха я выбежала на улицу…
Подобные звуки не раз слышала и Светлана Беркутова, уборщица интерната, здание которого находится рядом со школой. Бывшая учительница младших классов Валентина Коробова (фамилии свидетелей изменены – Ред.) попала под сокращение и теперь ночами сторожит родную школу. Она сказала нам, что не только чувствует, но и видит «источник шума».
– Сначала я просто слышала, что по школе кто-то бегает, скачет, танцует. А потом он мне показался. Включила я телевизор и вдруг слышу, что в коридоре кто-то под музыку пляшет. Выглянула, а там маленький дедуля. Ростом чуть меньше метра, весь седой, борода длинная, ниже колен. Весь в белом, сапожки тоже белые, на каблучках…
Валентина уверена: «домовой» не злой. Он даже будил ее раз, когда она забыла ночью в морозы воду из труб спустить. Как-то мыла она полы в спортзале, и вдруг отключили электричество. «Старичок» показал ей дорогу к выходу. Однажды Валентина увидела, как «домовеночек» гладит школьного рыжего кота. После того случая, по ее словам, животное точно в воду кануло.
– Первый раз я вообще испугалась, в школе находиться не могла, – рассказывает Валентина Алексеевна. – Без мужа не дежурила, со мной и свекор всегда ходил. Год, наверно, я одна вообще в школу боялась заходить... Теперь уж ничего, привыкла. Я даже с «ним» разговариваю, когда одна остаюсь. Ну, здравствуй, говорю, как твои дела? Он, правда, не отвечает. Но я знаю, что ночь пройдет спокойно, пугать меня никто не будет.
Погост для священников
«Паранормальные явления», происходящие в родной школе, очень заинтересовали ребят из местного краеведческого кружка под руководством учителя Александра Потолицына. Ребята обошли чуть ли не всех старожилов села, специально ездили в Сыктывкар, чтобы посетить Национальный архив. И пришли к интересному выводу: оказывается, в 17-м веке на месте школы было кладбище!
Свои исследования краеведы зафиксировали на бумаге. В частности, в реферате «Тайны старого кладбища» (автор Анастасия Иванова) приводятся такие сведения: «Первое упоминание о деревне Часовая встречается в 1586 году в писцовой книге Ивана Григорьевича Огарева и Федора Юрьева. Согласно этому источнику в деревне было 4 двора и проживало 9 душ мужского пола.
Первый храм в деревянном исполнении в нашем селе была построена в 1713 году по благословению епископа Великоустюжского Преосвященного Иосифа. Наименование храма – Спасский храм или во имя Нерукотворного Образа Спаса». Храм стоял как раз в районе нынешней школы. А вокруг нее находилось кладбище. Там в основном хоронили священников и самых уважаемых жителей села. Другие прихожане нашли свой последний приют чуть дальше, в районе ручья Вичкошор.
Строительство на костях
Как же получилось, что нынешняя школа стоит на костях?
– Может быть, о существовании погоста просто забыли? – предполагает Александр Потолицын. – 13 июля 1893 года село полностью сгорело. Огонь не пощадил и храм. Сельчане начали строиться заново. С приходом советской власти в храм, по тогдашней моде, сделали клуб. Потом под куполом основали кузницу, а еще позднее – колхозный склад. До недавнего времени в старинном кирпичном храме находился гараж. «С пользой» решено было использовать и пустующую территорию около постройки. Вырыли яму для хранения овощей, построили склады. В 1972 году заложили фундамент под будущую школу.
В период бурного строительства сельчанам то и дело попадались страшные находки: волосы, кости, черепа, предметы погребения...
– Когда прокладывали трубы к новому сельскому клубу по ближней к школе территории, я своими глазами видел: экскаватор откопал сразу 9 гробов... Ребенком был, а запомнил, – рассказал нам учитель-краевед.
Галина Зарецкая в свою очередь поведала юным краеведам, что около полувека тому назад, когда рыли овощехранилище, ее одноклассники принесли в школу длинную женскую косу… Кости, черепа находили и при закладке фундамента новой школы.
Доброе хулиганство
Мы обратились за комментариями к руководителям Ассоциации народных целителей Республики Коми – супругам Сергею и Галине Мясниковым, которые, чтобы сделать компетентное заключение, решили съездить в Часово и узнать все на месте. Первым делом опросили свидетельницу, неоднократно видевшую «домового». На встречу с сыктывкарскими экспертами Валентина Коробова пришла с явным неудовольствием:
– Жалею уже, что рассказала, – посетовала она. – Да и Он на меня обиделся. Хулиганить начал. На днях помыла пол в спортзале, закрыла дверь на ключ. Слышу, как будто кто-то мешок за дверями таскает. Испугалась, но решила проверить. Глядь, а по середине зала мат лежит! Вчера тетрадки со стола в учительской на шкаф переложил...
– Если показывается он вам, то, значит, что-то просит. Вообще, видеть потусторонние силы дано не каждому. Обычно их замечают дети до 7 лет, а взрослые – очень редко, – пояснила Галина Мясникова. – Вы правильно делаете, что разговариваете с ним. Не нужно его бояться. Можете чай ему наливать в отдельную кружку, сахарку рядом положить...
Потом Мясниковы вспомнили случай из своей практики. Супружеская пара купила дом в селе Пезмог. В нем то и дело слышались какие-то стуки, топот. Оказалось, что в избе раньше жила бабушка, которая умерла незадолго до этого. Когда семья решила устроить застолье в честь новоселья, бутылка вдруг ни с того ни с сего разбилась на мелкие кусочки. «Мы посоветовали хозяевам наливать рюмочку для прежней владелицы дома. Больше никаких «барабашек» в доме не появлялось», – рассказали целители. Потом Мясниковы побеседовали с директором школы о здоровье учеников, долго ходили по коридорам школы, а перед отъездом попросили предоставить им план здания.
Хранитель кладбища
Через несколько дней Мясниковы поставили «диагноз» Часовской школе.
– Мы не даром взяли схему школы – хотели посмотреть, есть ли на территории аномальные «трещины». Но энергетических разломов пространства на этом месте не обнаружили. И ученики на здоровье не жалуются. Однако проявления здесь потусторонних сил отрицать нельзя. Мы сразу почувствовали их присутствие в школе. Да и энергетика оставляет желать лучшего: в помещении тяжело дышится, давит на голову, сердце как бы сжимается, ощущение, что тянет вниз. Однозначно, что речь здесь идет не о «домовеночке», как его называет сторож. Это хранитель кладбища. В доме живет домовой, в лесу – дух леса. А на кладбище – хранитель кладбища.
Перед женщиной он предстает в том облике, который она готова принять. Почему он так активен? Живые нарушили покой мертвых. Энергетической силе «хранителя» способствовало и то, что здесь были захоронения священников, коих часто поминали в молитвах. Хорошо, что сущность этой силы не злая. Его не надо бояться, можно беседовать с ним, но вести себя следует уважительно и миролюбиво... – такой вывод сделали Сергей и Галина Мясниковы.
«Бесы гуляют!»
Настоятель Эжвинского храма священник Владимир на нашу просьбу прокомментировать описанные выше явления пояснил, что священникам нередко приходится сталкиваться с подобными «барабашками». Обычно после освящения жилищ «они» уходят. Интересно, что селятся «домовые» («бесы, которые живут в дому») в помещениях, жизнь обитателей которых далека от праведной. И обличья могут принимать самые разные: от животных до людей. Появление «бесов» в Часовской школе священник связывает с разрушением захоронений.
– На Руси всегда существовал обычай: на месте храма или погребения нельзя строить дома. Нужно почитать предков. Об этом сказано и в Священном Писании, – говорит Владимир. – В советское время на погостах часто строили сельсоветы, школы, больницы. В деревне Гам Усть-Вымского района, например, поломали кресты, разровняли трактором могилы и построили склад… А Часовскую школу обязательно надо освятить. И прекратить радовать беса греховными поступками...
По словам священника, бесчинства усугубляются еще и тем, что в пустующем здании бывшем храме молодежь вечерами собирается, курит, сквернословит и пьет пиво. (Наталия Шевелева).
Духи народов коми
Человек всегда питал страх ко всему неизвестному. Необъяснимые явления природы всегда были пищей для рождения в народе мифов и легенд, а также нестерпимого желания человека познать неизвестное. Народ коми, обращенный в христианство к концу XIV века, изначально веровал в магические силы природы. На протяжении многих веков языческая вера приписывала необъяснимые природные явления гневу или милости богов, повелевающих стихиями. Отголоски язычества слышны на нашей земле до сего времени. Многие верят, что между реальным и потусторонним мирами время от времени открывается дверца, являя чудеса.
Поскольку основными занятиями коми народа исстари были охота и собирательство, мифов и преданий о чудесах в парме сложено великое множество. Однако и наших земляков-современников, искушенных благами цивилизации и привыкших все необъяснимое истолковывать с точки зрения науки, многие необъяснимые явления ставят в тупик.
Многие сельские жители верят, что их усопшие родственники становятся ангелами-хранителями и оберегают их от опасностей в мире реальном. Как рассказала жительница сыктывкарского микрорайона Лесозавод Маргарита Кичигина, выбраться из лесной чащи, где она заблудилась, собирая грибы, помогла ей ни кто иная, как её ныне покойная мать.
Когда она уже изнемогла от тщетных поисков дороги домой и уставшая села на пенёк, мысленно обратилась за помощью к своей родительнице. Спустя некоторое время вдалеке эхом послышалось: «Рита, иди домой!» Удивилась, насколько этот голос был похож на голос матери, и поспешила на зов. Голос не удалялся и не приближался, перестал слышаться только тогда, когда вышла на дорогу, где никого видно не было. Тут же на дороге появилась машина, и шофёр, подобравший женщину, сказал Маргарите, что в столь поздний час в лесу никого не заметил.
У коми охотников до сих пор весьма крепки обычаи, согласно которым, нельзя нарушать негласные правила уважения лесных духов. Путник, посетивший лесную избушку, должен сохранять в ней порядок, вести себя тихо, чтоб не потревожить лес, а отдохнув, обязательно оставить запас спичек, продуктов и горбушку хлеба для лесного духа, который эту избушку охраняет.
Группе подростков из Усть-Куломского района этот обычай показался дедушкиной сказкой. Собравшись в поход в лес, они запаслись не только необходимыми продуктами, но и изрядным количеством спиртного. Добравшись до лесной избушки, подростки решили оторваться на всю катушку.
Захмелев, стали крушить поленницу, заботливо сложенную лесниками возле домика, раскидали посуду, включили на всю громкость радиоприёмник, сотрясая лесную чащу криками и хохотом. Легли спать за полночь, даже не затушив кострища, а когда проснулись, с удивлением обнаружили, что поленница аккуратно сложена обратно, посуда на месте, костер, с еще не догоревшими поленьями, затушен. Словно кто-то порицал их за нерадивость.
Хулиганы решили тут же отправиться восвояси и быстро собрались домой, прихватив в качестве сувенира из лесной избушки вместе со своими вещами и закопченную ложку. Проплутав в лесу целые сутки, они, голодные и уставшие, обратно вернулись к той же избушке. Поскольку ни спичек, ни продуктов там не было, легли спать голодные, а всю оставшуюся ночь вокруг домика бродило нечто, тяжко и глубоко вздыхая.
Вторая попытка добраться до дому также не увенчалась успехом, тропинка неизменно приводила их обратно к избушке, словно напоминая им об их грехе. И только на третий день они догадались положить ложку на место, а в подарок лесному духу оставили кружку лесной земляники. Даже не ориентируясь по компасу, они вышли на правильную дорогу, словно ноги сами привели их к дому.
Коми охотники верили, что лесные духи вселяются в души лесных зверей. Лесник Анатолий Кузнецов из села Большая Кужба Усть-Куломского района рассказал историю о том, как один раз, намереваясь завалить медведя, убил медведицу. Снял с неё шкуру, развесил её, а когда посмотрел со стороны на освежеванную тушу, на него словно ушат с ледяной водой опрокинули – на земле лежало тело голой женщины.
И фигура, и анатомические детали были поразительно схожи. Ночью ему приснилась медведица, которая подошла к его дому и посмотрела на него с укором. Долгое время после этого ему совсем не везло в охоте, а охотиться на медведей он зарёкся навсегда. Сейчас, чувствуя, что рядом с ним в лесу бродит медведь, он громко с ним разговаривает и извиняется за прошлую ошибку. Может быть, прощение его было принято, один раз медведь проводил его от леса до самого дому и, переночевав возле его бани, ушёл обратно в лес.
Есть в лесных просторах Коми и места, в которых происходят аномальные явления. Как рассказал коми писатель Евгений Козлов, возле деревни Эжолты Усть-Вымского района есть место, где, по поверьям сельчан, кишмя кишат лешие. Житель этой деревни, как-то очутившись там, чертыхнулся и громко выругался. Что было дальше, ничего не помнит. Вернулся домой изможденный, в лохмотьях. Одежду словно изрезали острым ножом на лоскутья. По его словам, мужчину подняла в воздух какая-то невидимая сила и долго мотала по воздуху, задевая верхушки деревьев, а затем с размаху бросила оземь.
Как рассказал житель того же Усть-Вымского района Юрий Патов, есть близ деревни Коквицы странное место, куда уже не одно десятилетие не рискуют ходить даже старожилы. Близ Коквицкой горы в радиусе двух-трёх километров деревья словно прижаты к земле какой-то неведомой силой. Радиус очень четкий. Никаких исторических источников, которые бы рассказали о том, что в это место упал метеорит или прошел мощный ураган, нет. В этом месте редко пролетит комар или мошка, не растут грибы, не водится зверь и птица. Есть свидетельства, что здесь пропадали люди.
Близ деревни Жигановка, что в Княжпогостском районе, какое-то время проходили активные археологические раскопки. В XIV веке здесь было самозахоронение чуди – народа, который не захотел принять христианство. Язычники заживо похоронили себя вместе с домашним скарбом и домашними животными. Археологи изрыли это место так, что оно стало похоже на военный полигон. На буреломе разрослась малина, и местные жители любят ходить сюда за ягодами.
По рассказам одной жительницы, место это проклято и ходить туда нельзя. Как-то она пошла туда за малиной и трижды набирала доверху ведро ягодами, но стоило ей отвернуться, как ведро, стоящее на ровной поверхности, оказывалось опрокинутым. На четвёртый раз она стала наблюдать, как это происходит, и просто онемела от ужаса. Земля подо дном ведра словно вздыбилась, оно накренилось, и ягоды высыпались на землю. Не помня себя, она кинулась прочь от этого проклятого места. По её словам, чудь, потревоженная археологами, не находит себе покоя и мстит всем, кто продолжает нарушать её покой.
В Усть-Куломском районе есть озеро под названием Сьод ты (в переводе Чёрное озеро). Оно похоже на огромный голубой глаз посреди торфяного болота и очень хорошо видно в хорошую погоду с противоположного высокого берега Вычегды. На первый взгляд кажется, что до него рукой подать. Но это мнение ошибочно. Кроме того, что путь до него по болоту весьма долог, подход к Чёрному озеру преграждают опасные топи.
Смельчаки, пробравшиеся до него порыбачить, рассказывают, что, подойдя к берегу озера, ощущаешь чувство изнывающей тоски и пронизывающего холода. Вода в озере, подпитывающемся подземными водами, страшно холодная, а водная гладь сплошь чёрная, поскольку дно покрыто торфом. Караси, которые здесь водятся, тоже совсем чёрные. Те, кто рискнул в нем искупаться, больше таким желанием не горят: глубина и холодная чернота озера наводят ужас и панику, человек начинает тонуть.
Человеку не дано до конца проникнуть в тайны природы. Неизведанное всегда рождает страх. Однако, по словам старожилов, не следует бояться лесных духов, а тем более гневаться на них. Непреложное правило – заходить в лес с добрыми намерениями и заранее поблагодарить духов за то, что они вам преподнесут. Ведь даже наукой доказано, что отрицательная энергия всегда притягивает к себе подобную же. Как сказал Ницше: «Чем пристальнее вглядываешься в бездну, тем пристальнее бездна вглядывается в тебя».
Второй Кудымкар
Кудымкарские охотники-промысловики рассказывают историю о втором Кудымкаре - призрачном городе, очень похожем на настоящий Кудымкар. Его создают духи, чтобы «обморочить» уставших в долгом походе людей. Зимой, когда силы на исходе, а до ближайшего человеческого поселения еще многие сотни километров, на пути у обессиленных охотников внезапно появляется селение, очень похожее на Кудымкар.
Удивленные путники спрашивают у местных жителей: «Что это за село?». Им отвечают: «Кудымкар!». Место очень похоже на родину охотников, вплоть до расположения жилых домов. Но во всем есть что-то не то. Как будто все узнаваемое, но если приглядеться повнимательнее, можно заметить много несовпадений. Опытные охотники быстро распознают в этом козни духов и стараются побыстрее покинуть город-мираж. Иначе можно остаться во втором Кудымкаре навсегда. Или же вернуться оттуда через тридцать лет, хотя самому «обмороченному» будет казаться, что он провел в мираже всего три дня.
Самооткрывающиеся клады
Деньги и золото как квинтэссенция денег неразрывно связаны с человеком, с его душой и судьбой. В отличие от «двойняшек», деньги не являются личным «предметом силы» - из-за частых переходов от владельца к владельцу они впитывают коллективные человеческие черты. Всякое золото, и в особенности золото древнего происхождения, является в определенном смысле одушевленным.
Надежно и давно спрятанные клады могут неожиданно вступать в разговор с людьми, стремясь» выйти наружу» и снова вернуться в обращение среди людей. При этом они показываются людям в виде живых существ: необычного вида зайца, поросенка, или даже маленького незнакомого мальчика. Воплощенные клады вступают с людьми в диалог, просят «кинуть в них чем-нибудь». И если в такого мальчика бросить, например, рукавицу, он превратится в кучу золота.
Есть коми-пермяцкое предание о солдате, который остановился переночевать в заброшенном доме. Посреди ночи он был разбужен непонятным побрякиванием и светом неизвестного происхождения. Протерев глаза, солдат не обнаружил рядом с собой никого. Не успел он как следует удивиться, как из-под половых досок кто-то крикнул: «Выйду!!!».
Солдат не знал, как на это реагировать. Из подполья снова закричали: «Выйду!...», и солдат снова промолчал. Когда крикнули в третий раз, солдат собрался с духом и сказал: «Если охота – выходи». Пол растворился, и из земли выскочил горшок. Стукнулся о стену и рассыпался золотом. Так деньги по собственной воле возвращаются к людям...
Вихрь-похититель
Коми называют его «suvgej». Это загадочное злое начало, которое появляется в нашем мире в виде быстрого ветра или вихря. Демонический ветер внешне ничем не отличается от обыкновенного, но может похищать людей. Разным людям «шувгей» представляется по-разному. Чтобы заманить ребенка, вихрь показывается ему как хоровод веселящихся детей. Если ребенок хотя бы протянет к ним руку, вихрь унесет его с собой. «Шувгей» может также принять облик умершего родственника или старого знакомого. А одиноким молодым мужчинам вихрь-бес показывается в образе соблазнительной девушки, зовущей к себе.
Похищенный «шувгеем» человек становится невидим для окружающих, и они теряют его их виду. Вихрь носит свою жертву по всему свету, а потом оставляет недалеко от того места, где он его «захватил». Отпущенный вихрем человек обычно заболевает эпилепсией, теряет разум или в лучшем случае отделывается заиканием. Увидеть невидимых существ, которые иногда передвигаются внутри вихря, можно и обыкновенному человеку - с помощью особого «предмета силы». Например, сквозь маленький камешек с естественным сквозным отверстием.
Поймать орта
Орт - это «душа-тень», невидимый двойник человека, который находится с ним рядом от рождения до самой смерти. Его местонахождение обозначается как «за спиной у человека, за левым плечом». Однако орт показывается человеку-двойнику только в исключительных случаях, обычно накануне его смерти.
Если человек должен погибнуть от огнестрельного ранения, появлению орта сопутствует звук выстрела. По обстоятельствам появления можно судить о характере надвигающейся смерти. Обычно видимый орт на глазах у людей занимается тем же самым, чем и его двойник: колет дрова, прядет или качает колыбель. Если у орта при этом отсутствует голова, смерть считается неизбежной. Когда же призрак полностью соответствует облику человека, его двойник имеет шанс избежать гибели, если сумеет правильно сориентироваться.
Обыкновенно «душа-тень» равнодушна к наблюдателям, но если смотреть на «двойника» слишком долго, это может принести большой вред. Существуют колдуны, которые умеют видеть орты других людей постоянно, коми называют их «орт аддзысь». Орт может появиться не только в образе своего двойника. Известны случаи его материализации в облике женщины в желтом платье или «синего огонька». Как предвестие скорой смерти орт может появиться даже в виде звука: странного шума возле дверей или настойчивого стука, жужжания веретена или звяканья тарелок на пустой кухне.
Не всегда появление орта предвещает смерть своему двойнику. Иногда призрак человека является в тех местах, где его долго и сильно ждут. Существует поверье, что «душа-тень» счастливого человека ходит повсюду прежде него, «разведывая дорогу». Если же при встрече с ортом не испугаться, а накинуться на него и суметь его «ухватить», орт будет принужден наградить смельчака богатством и удачей. Считается, что самые отважные туны разбогатели именно поймав своего орта, но простому человеку повторять этот подвиг категорически не рекомендуется.
Спасаясь от нечисти коми солили детей
В давние времена, еще до того, как люди додумались до создания такого института, как государство, наносить на все предметы, сделанные своими руками, какой-либо отличительный знак было принято повсеместно. Так рубахи, горшки, топоры и даже дома наделялись особой силой и служили владельцу защитой как от козней злых духов, так и от зависти соседей. Кроме того, создавались вещи, целью которых была исключительно защита, – амулеты. Сейчас из подобного рода оберегов у нас остались пожалуй только нательные кресты, да булавки, скорее по привычке подкалываемые женщинами к подолу с изнаночной стороны – от сглаза.
У народа коми тоже издавна считалось, что иголка без ушка, воткнутая в подол или прикрепленная с внутренней стороны лифа сарафана, предохраняет девушку от колдовства. Когда-то у предков современных коми оберегов было множество, причем, на все случаи жизни. Также, как и у других народов, – скажете вы. Так, да не так. Оберег персонифицировался. То есть считалось, что человека охраняет не просто вещь или знак, а специальный дух-хранитель, связанный с предметом-защитником. А называли его – вуджöр.
В коми-зырянском языке это слово имеет несколько значений: физическая тень человека, любое изображение человека как символическое воплощение реальной тени или «след» от человека, а также достаточно обширный круг предметов, которые наделяются в традиционных представлениях свойствами оберега от воздействия нечистой силы. Лучшей защитой для ребенка было спрятаться в тени подола матери. Впрочем, охранником мог стать не только предмет или тень человека, но и... соль, посыпаемая на макушку младенца. Это еще одна ниточка, связывающая младенцев и капусту: малышей тоже солили, чтобы лучше сохранить.
Живые и умершие
«Правильные люди» и после смерти участвовуют в делах живых. Нередко с умирающим заключается договор, что после смерти он будет откликаться на ритуальные призывы и помогать своей семье. Умершего человека, который не ушел от своих родных, пермяки называют словом «kuloma». За его поддержкой обращаются в трудные минуты, его ежедневно поминают «утренним обрядом преломления хлеба».
Kuloma невидим, но может показываться живым людям в образе птицы или маленького зверька. В своем прижизненном облике дух умершего может показаться только в сновидении. Через сновидение kuloma может пригласить своего родственника посетить мир мертвых и встретиться с другими умершими родственниками. Это считается вполне безопасным путешествием, если соблюдать ряд рекомендаций: не есть во сне пищу, которую предлагают kuloma, не целовать их и не пожимать им руки. Иначе можно остаться в их мире навсегда.
Если kuloma прямо предлагает сновидцу уйти вместе с ним, это очень плохое предзнаменование. Если человек согласится, он непременно вскоре умрет. Если же откажется - отделается серьезной болезнью. В некоторых случаях kuloma могут приобрести почти человеческую телесность. Умершая мать может возвращаться домой, чтобы покормить грудью своего ребенка, а муж-kuloma иногда способен вступать в половую связь со своей живой женой. Это сосуществование с невидимыми представителями того мира является у коми естественной нормой жизни, причем с незапамятных времен.
Кокля-Мокля
Kokl'a-Mokl'a, пожалуй, самый малопонятный дух у коми-пермяков. (Во всяком случае, для русских исследователей). Все, что нам о нем известно, может быть уложено в одну строчку: обитает в охотничьих избушках в лесу и в контакт с людьми не вступает.
В одной из быличек охотник-промысловик повстречал в лесу vorsa, который отнесся к человеку на удивление благосклонно, помог в охоте и напоследок попросил передать Кокле-Мокле, что у него умер сын. Охотник вернулся в избушку и рассказал брату о странном поручении духа, недоумевая, кто такой может быть этот Кокля-Мокля. И тут пол избы раскрылся, оттуда выскочило существо с большими кривыми ногами и с плачем убежало в лес.
Жены-фантомы
Старые коми очень любят рассказывать истории о женах-фантомах - лесных духах, которые обманывают охотников, выдавая себя за их жен. Пермские охотники-промысловики уходили далеко в лес, подолгу не видя своей семьи. Если охотник много думает о своей жене, которая осталась дома, духи леса слышат эти мысли и, случается, начинают его морочить.
Обычно жена-фантом встречается человеку на берегу реки (многие злые духи появляются из воды). Охотник плывет в лодке и внезапно видит на берегу свою жену. На самом деле это дух-обманщик («vorsa»), а настоящая жена находится дома за сотни километров. Ничего не подозревающий человек забирает мнимую жену с собой и какое-то время живет в лесу вместе с ней как с настоящей женой. Жена-фантом ведет себя в точности так же, как настоящая жена - разговаривает о своем, готовит еду, спит со своим мужем. И только вернувшись домой, обманутый охотник узнает, что его настоящая жена никуда не отлучалась из деревни, а в лесу его околдовал один из лесных духов.
Обычно после этого у человека наступает серьезное расстройство психики, и ему приходится обращаться за помощью к сильному знахарю.
Иногда эта история имеет продолжение. На следующий год тот же охотник в том же месте на реке встречает лже-жену снова, с ребенком на руках. Она зовет его, просит забрать к себе в лодку, но наученный горьким опытом человек отказывает ей. Тогда фантом просит забрать хотя бы ребенка. Получив и в этом отказ, дух в ярости разрывает ребенка надвое и уносится прочь. Интересно, что такие же странные истории случаются и в городе, в наше время. В нашей жизни тоже есть свои фантомы, рассказы о которых мне случалось слышать и в самой Перми... (Сергей Тетерин).
Шева - дух-вредитель в народах Коми
Шева - воплощение порчи, злого духа, сидящего в человеке, месть колдуна добрым людям, одержимость. Предания коми о шеве схожи с историями, бытующими у большинства народов, населяющих планету. Самую большую известность в мире приобрели христианские «бесноватые» и вудуистическая практика коллективного транса.
Древнегреческие пифии (предсказательницы) и шаманы со всех концов света становились одержимыми чаще по собственному желанию - когда нужно было заглянуть в будущее или в одно мгновение пересечь огромное расстояние. Их последователями можно считать медиумов, обретших особую популярность в конце XIX века.
«Тьпу, шева пыро»
И все-таки есть у шевы свой исключительный, если можно так выразиться, колорит. Начнем с того, что ее вполне можно было изготовить самому. Занимались этим, за редким исключением, колдуны. Мастерили злокозненную шеву в основном из всякого мусора. В ход шли: иголки от печной метлы, черемуховые сердцевины, пепел, сор, засушенные, размельчённые в порошок части ящерицы.
Бережно укладывали в берестяной кузовок и хранили в подполе или хлеву. Такая вот консервация. Если же в шеве возникала нужда, следующей задачей становилось подкинуть ее недругу в питье или пищу в надежде, что человек забудет перекреститься перед) едой. Подкидывали и на порог дома, на лестницу, ведущую в хлев, в другие места, где человек мог споткнуться, стукнуться и непременно выругаться.
По мнению удорских коми, шева в виде ящерицы могла заползти в человека, неосторожно заснувшего на земле. Увидев соринку, волос в тарелке, почувствовав его на языке, на губах, следовало сплюнуть и сказать: «Тьпу, шева пырб» («Тьфу, шева заходит»). Почему же этого так боялись? Считалось, что проникнув в человека, шева «грызла» наиболее вкусные ткани, особо выделяя глазной белок. Ее вселением объяснялись хронические заболевания.
Шева и пифия - сестры навек?
Но главное, повторяющиеся истерические припадки. В процессе «беснования» жертва шевы могла назвать имя ее хозяина. Присутствующие часто этим пользовались и, помимо имени, заодно узнавали ответы на интересующие их вопросы. В этот момент жертва шевы как раз уподоблялась пифии или медиуму. Бывали случаи, когда шеву подселяли специально. Вот что описывают исследователи мифологии коми. Способности одержимых шевами к ясновидению и чревовещанию использовались в деревнях еще в годы войны, когда у женщины специально вызывали припадок и от «сидящего в ней духа» узнавали о судьбе солдат, воевавших вдали от дома и не подававших вестей.
Наблюдались случаи травестизма: женщины, ссылаясь на находящихся в них и называвших себя мужскими именами шев одевались в мужской костюм, начинали курить, пить, сквернословить, отказываться от выполнения женских работ (Лит.: Лыткин, Гуляев 1970, Напольских 1998, Сидоров 1928, Налимов, Uotila 1989). Изгоняли шеву в основном заговорами и походами в храм. Изгнанный злой дух предполагалось зашить в кожаный мешочек и сжечь.
Чем кормят злого духа
Однако, судя по всему, сжечь удалось не всех. Шева до сих пор хоронится по баням и подполам в деревнях, сохранившись вместе со старинным жизненным укладом селян. Несколько лет назад в нашей газете шеве была посвящена целая статья (« Красное знамя » от 17 ноября 2005 года, «Шепот шевы», Виктор Семенов). «...Что поделать, - пишет автор статьи, - если и абсолютно серьезные люди признают ее современное существование!
Известные в Коми краеведы и этнографы супруги Анатолий Смилингис и Людмила Королева во время пеших походов побывали в десятках самых отдаленных таежных сел и деревень. Они записали множество свидетельств существования шевы: некоего страшного лесного существа, которое вселяется в человека и заставляет его действовать по своему усмотрению». Там же описан и случай подселения шевы в человека.
Жительница села Сторожевск Лидия Кузьпелева (имя и фамилия изменены) стала подвержена странным припадкам. Ее родственники утверждают, что во время их Лидия Ивановна начинала разговаривать сразу несколькими голосами. Голоса эти, то детский дискант, то мужской бас, спорили между собой. Случались приступы после того, как в доме женщины раздавались тяжелые шаги, а в тишине слышался шепот. Как и описывалась выше, шева сначала была создана и вскормлена, а потом подкинута.
- Нет, - утверждает собеседница. - Баня была нетопленая. А шеву у нее на груди я хорошо разглядела. Шеву не спутаешь ни с чем! Она кормила шеву кровью».
Согласно представлениям некоторых религий (в том числе христианства), одержимость - состояние, в котором человек подчинён одним или несколькими духами, богами, демонами, бесами или дьяволом. Подразумевается, что подобные сверхъестественные существа зачастую враждебны человеку и действуют обычно с целью причинения зла. Чаще для одержимости необходимо вселение духа или т. п. в человека, иногда источник или источники одержимости могут управлять человеком на расстоянии. Подобные представления появились как попытка объяснить различные заболевания человека.
С шевой люди знакомы давно. Ее имя восходит к прапермскому sou а - «нечто с голосом, звуком, сообщением». Так что, даже по мифологическим меркам, шеву можно считать долгожителем. (Ольга Пешкова).