Духи, демоны и привидения в Волгоградской области. 2
Дух учительницы на Лысой горе Волгограда
Выпускники госуниверситета рассказывают, что в районе Лысой горы, там, где во время Великой Отечественной шли ожесточенные бои, а сейчас стоит студенческая общага, по ночам иногда появляются призраки погибших солдат.
«Хотя я много лет назад окончила универ, но эту историю вспоминаю до сих пор, – рассказывает бывшая студентка ВолГУ, экономист Лена Сомова. – Знакомые и коллеги слушают с удовольствием, но слабо во все это верят. А однажды мы с мужем ездили к друзьям в Ливерпуль и там ходили на встречу местного общества «охотников за привидениями». Рассказ о волгоградском призраке никого не удивил. Наоборот, англичане, большие знатоки всякой нечисти, сказали, что «мое» привидение было настоящим.
Так вот, как-то поздним осенним вечером мы возвращались в общагу, было прохладно, но мы с ребятами и девчонками бесились, репетировали сценки к вечеринке, которую готовили на 7 ноября. Вдруг почувствовали, что за нами кто-то наблюдает. Неожиданно, метрах в пятидесяти от нас, проявился силуэт молодого мужчины в темной одежде, рука у него была забинтована и просвечивалась. Он попросил сигарету, потом спички и, пока мы стояли с открытыми ртами, растворился в темноте. Уже потом, собрав вместе все впечатления от увиденного, мы решили, что это был призрак погибшего солдата».
Но на Лысой горе бродят и современные привидения. Неподалеку от кардиоцентра и 17-й психиатрической больницы днем раз в два-три месяца появляется полупрозрачный призрак женщины. Он просит у прохожих грязное белье. По слухам, это дух учительницы, потерявшей сына в катастрофе и лишившейся из-за этого рассудка. Еще при жизни у нее появилась мания – наводить везде чистоту. Особое удовольствие убитая горем мать получала почему-то от стирки белья. А место для своего появления выбрала из-за сочувствия к таким же, как она, – потерявшим покой. («Волжская Правда»).
Водителя напугал призрак маленькой девочки
Невероятной историей о мистических явлениях, происходящих на трассе между Морозовском и Белой Калитвой, мужчина поделился в соцсети. «Блокнот Волгограда» опубликовал историю про образ бабушки, бегущей на четвереньках, который преследует водителя. Эта история вызвала много откликов и громогласных утверждений – да, видели. Среди них мужчина поделился своей историей. Его работа связана с частыми разъездами по Ростовской трассе и, по словам водителя, «нечисти у нас полно».
- Несколько раз видел на трассе между Морозовском и Калитвой девочку лет семи-десяти. Стоит около дороги. Думал «глючит» по ночи, но ехали с коллегой, даже остановились. Пошли смотреть - ничего. Многие тоже её видели, даже «гаишники» на посту знают об этом, - утверждает водитель.
Как оказалось, не он один сталкивался с подобной мистикой.
- А знакомый рассказал как на рыбалке рано, часа в три утра, с лодки видели трех бабок, идущих вдоль берега и скрывшихся в яру, а на утро узнали, что местный поп умер - встал ночью, вышел на крыльцо и упал замертво! А бабок по описанию никто не знал, говорят ведьмы.
Волгоградский психолог утверждает, что такие «видения» плод массовых галлюцинаций.
- При таком типе галлюцинации люди могут наблюдать мнимый образ на реальном фоне. Если люди уверяют, что не употребляли никаких психотропных веществ, то можно предположить, что этот образ мог возникнуть из-за переутомления, - прокомментировала психиатр Каролина Яшина. («Блокнот Морозовск»).
Светящиеся шары над могилами
Теория о существовании эфирных форм жизни далеко не нова. Но как образуются эти формы? Одна из гипотез гласит, что это - души умерших. Или, по крайней мере, какая-то часть духовной оболочки человека - например, эфирное тело, представляющее собой самостоятельную форму жизни. Эфирное тело - в оккультизме, эзотерике - название тонкого тела, представляющего собой первый или нижний слой в составе человека или ауре.
9 мая 1978 г. экстрасенс Вячеслав П., находясь в командировке в Волгограде, посетил Мамаев курган, где находятся братские могилы солдат, погибших в Сталинградской битве. На кургане в тот день собралось множество людей. Звучала траурная музыка, возлагались венки. Неожиданно Вячеслав увидел, как из одной могилы вылетают оранжевые шары. Поднявшись вверх, они зависли над толпой, выстроившись в гирлянду. Оглядевшись, П. обнаружил, что точно такие же шары парят и над другими могилами. Кроме экстрасенса их, по-видимому, никто не замечал.
В июле 1991 г. специалист по аномальным явлениям из Токио Миаки Коматцу прислал нашему отечественному исследователю А. К. Прийме цветной фотоснимок. На нем были запечатлены женщина и двое детей, сидящие на корточках у надгробного камня. Над ними висели такие же оранжевые шары, схваченные объективом «навороченной» японской фотокамеры. Но самое удивительное - шары в воздухе складывались в латинские буквы «U», «J» и «I». Прийма пришел к выводу, что это - зашифрованное послание потусторонних сил. Но какую информацию оно содержит?
А вот какая история приключилась с фотографом из Нижнего Новгорода Константином Покровским. Началось все много лет назад. Как-то раз Константина пригласили вести съемку на чьей-то свадьбе. Цифровых камер тогда еще не было, снимали обычными пленочными фотоаппаратами. Когда Костя стал проявлять пленки, то обнаружил, что они испорчены - по всему пространству кадров плыли какие-то белые круглые пятна.
На всякий случай он все же отпечатал фотографии и принялся рассматривать «брак» в лупу. Оказалось, что загадочные пятна при увеличении выглядят как витающие в воздухе шары. Пришлось разыскивать заказчиков, чтобы извиниться перед ними за испорченные снимки и вернуть деньги. Костя узнал, что молодожены проводят медовый месяц в глухой деревушке на севере области. Туда и направился он на своей «Ниве». У калитки его встретила молодая женщина в черном траурном платье, с заплаканными глазами. Фотограф с трудом узнал в ней бывшую невесту. Женщина узнала Константина.
- Не надо нам теперь никаких фотографий! - сказала она.
Выяснилось, что ее молодого мужа убили какие-то неизвестные. Костя вспомнил, что отец жениха был криминальным авторитетом. Возможно, сын стал жертвой какой-то мафиозной разборки. Скорее всего, и в глушь молодые укатили не случайно - прятались от кого-то. В следующий раз шар посетил Костю в июле 2007 г. на даче. Фотограф с женой пили чай на веранде. Шар появился сначала на крыше, потом снизился, сел на стол и стал плавно вращаться, при этом издавая тихий шелест.
Костя внезапно потерял ощущение времени. Он не знал, сколько прошло - час или всего несколько минут. Спросил супругу, видит ли она что-нибудь на столе. Женщина ответила, что там нет ничего, кроме чашек. Для нее «визитер» оставался невидимым. Наконец шар взлетел вверх. Он совершал такие движения, будто звал за собой. Костя, как под гипнозом, вышел из дома, завел машину и поехал вслед за «пришельцем».
Путь занял часа три. Наконец подъехал к кладбищу близ села Починки. Константин вылез из машины и пешком последовал за шаром. А тот остановился возле одной из могил. Выглядела она заброшенной, деревянный крест покосился. С трудом Костя сумел прочитать на нем полустертую надпись: «Покровский Г.Я. 1874-1918». Когда он очнулся, шар куда-то исчез.
Несколько месяцев фотограф рылся в архивах. И докопался до истины: в могиле был похоронен его прапрадед! Григория Яковлевича Покровского, сельского священника, во время революции расстреляли чекисты. Оставшиеся в живых члены семьи уехали в город, попытались замести следы, боясь обвинений в связях с «контрреволюционным элементом».
Призрак из города Дубовка Волгоградской области
А это рассказ о призраке из города Дубовки Волгоградской области. Есть неподалеку от Дубовки остановка, известная в народе как «Тещина». Там часто останавливаются отдохнуть дальнобойщики, которые и поведали историю о призраке голого мальчика Семена, частенько прогуливающегося рядом с местом их стоянки. Подросток жалуется им на холод в наших краях.
Сам он из Крыма, давным-давно мачеха выгнала Семена из дома, велела больше не возвращаться. Он долго путешествовал, добрался до наших краев, и однажды ночью в лесу его загрызли волки. А так как при жизни Сеня был непослушным ребенком, воровал, то высшие силы ему определили наказание – сто лет пугать людей. Вот он и мотает срок, говорят, осталось пацану всего два года маяться….
Специалисты по разного рода аномальщине рассказывают, что с набережной Кировского района можно наблюдать, как на воде танцует молодая девушка в белом платье. А у Центрального стадиона зимой по ночам бегает светящийся серебристый пес. Злобно лает на случайных прохожих и исчезает… Кто они и откуда, нам еще предстоит узнать. («Волжская Правда»).
Полтергейст в волгоградской квартире
Несколько недель в обычной волгоградской квартире бушевал полтергейст, не давая спокойно спать ее обитателям. Исследуя факты проявления иных форм жизни на земном материальном плане, невозможно обойти молчанием феномен полтергейста. Об этом много говорят и судят, но мнение большинства обывателей непоколебимо: полтергейста нет, потому что его не может быть. Хотя фактов много, однако истинного понимания природы полтергейста тоже пока нет.
Сердитый невидимка
Давно уже никто не тревожил нас, волжских уфологов, звонками о разбушевавшемся домовом или полтергейсте в квартирах, а тут - на тебе - надо ехать, успокаивать, помогать. Двухэтажный многоквартирный дом в поселке Мирном в Волгограде, доброжелательная словоохотливая хозяйка Галина Васильевна, явно встревоженная происходящим в ее квартире. «Новый год скоро, а тут такая напасть! Но главное, за ребенка боюсь… Надюшке 6 лет, вторая дочь в семье, поздняя радость, старшая уже замужем. Конечно, будешь переживать…».
Когда я зашел в комнату, то обратил внимание на книгу «Белая и черная магия» Папюса, лежащую на столе.
- Что, магией увлекаетесь? - насторожился я.
- Да нет… Просто взяла почитать, как извести в доме нечисть, - пояснила хозяйка. - Мы всяко уж пробовали: со свечей углы обходили, молитвы читали, ладаном окуривали, иглы втыкали… Без толку! Наверное, поп придется приглашать - очищать квартиру, да денег нет: взяла на свою голову кредит…
Галина рассказала, что нечто непонятное в доме началось, наверное, после того, как осенью после похорон родственника она взяла себе его аккордеон - сама оканчивала музыкальную школу, и инструмент был бы нелишним в доме. А то, может, Надя подрастёт и будет учиться на нем.
Но вскоре Галина стала просыпаться от шорохов в шкафу, куда поставила футляр с аккордеоном. «Мыши, что ли?» - думала поначалу. Однако домашний кот Васька никак не реагировал на шорохи - впрочем, он вообще ничем не интересовался, кроме еды на кухне. Зато соседский кот недавно сильно удивил.
Вместо обычной пробежки на кухню он зашел в их комнату и уставился на шифоньер с аккордеоном: шерсть дыбом, потом стал зло выть и шипеть. Он никогда так раньше себя не вел! Соседка, хозяйка кота, постаралась быстрее забрать любимца из «нехорошей» квартиры. Дальнейшие события стали развиваться по нарастающей. Уже не просто шуршания, а стуки, будто падает кирпич, будили всю семью по ночам. Муж, Василий, до того со скепсисом относившийся к страхам супруги, сам убедился в реальности феномена.
- Я той нежити написала записку: «Кто ты? Если будешь баловаться, я тебя уничтожу! Я тебя не боюсь!» - рассказывала Галина Васильевна о начавшейся войне с невидимкой.
Я, помню, поморщился насчет «уничтожу» - не надо бы… С буйным домовым или полтергейстом лучше управляться добром, задабриванием, в конце концов.
Противостояние
Шумы в углу комнаты, где спят Галина и Надюша, обычно начинаются после 22 вечера. Однажды они сложили детские игрушки в полиэтиленовый пакет и выключили свет. И вдруг что-то тяжелое стало падать с потолка - раз, другой. Зажгли свет. Игрушки - пластмассовые кукла и утюжок - лежали на полу, хотя пакет был цел. В другой раз шум был такой, будто собака (пес живет в коридоре) так шумит. Галина выглянула - нет, спит на коврике у двери, даже похрапывает.
- Соседку привлекла на помощь, - продолжает страдалица, - та свечи из храма принесла, ладаном вечером окуриваем, но я бы не сказала, что это действует. Посоветуйте, как его выжить?
Я предостерегал Галину Васильевну от любых агрессивных действий, но она настаивала. Рассказал о давнем случае в Волжском. Одна женщина обратилась ко мне в отчаянье: меняет третью квартиру, но домовой продолжает её пугать и не даёт спокойно жить. Она уже страдает бессонницей, изнервничалась, болячки разные объявились - надо во что бы то ни стало изжить нечисть.
И хотя я сомневался в успехе «боевых» действий, но рассказал, что можно по углам комнаты поставить в блюдечке разбавленный уксус или разрезанные луковицы. Шумные духи не выносят такие запахи. И что же! На следующее утро, совсем рано, меня разбудил телефонный звонок: «Геннадий Степанович, он душил меня! Срочно придите!»
Испуганная донельзя женщина с плачем открыла дверь и стала показывать черные пятна на шее. Да, они не давали усомниться в попытке удушения. Оказывается, она расположила по углам блюдца с уксусной кислотой, а ночью почувствовала, что не может пошевелиться, и кто-то ее стал душить. С помощью молитвы она сумела преодолеть паралич и скинула невидимое существо с себя. Потом зажгла свет и, естественно, всю ночь не спала. Я категорически посоветовал не бороться с полтергейстом, а пойти по пути мирного сосуществования - задабривать существо. Не знаю, чем закончилась та история, потому что женщина мне больше не звонила…
Я посоветовал Галине сделать шаги к примирению с духом. Но женщина была настроена решительно. Кстати, биолокационные рамки точно показали наличие чего-то постороннего в районе шкафа, хотя цифровой фотоаппарат не зафиксировал никаких посторонних сущностей.Через неделю я позвонил, чтобы поинтересоваться состоянием дел в квартире.
- Я поставила в шкафу уксус, а он, в свою очередь, пытался меня душить! - выпалила Галина Васильевна. - Но я не спала, ждала нападения, и у меня на груди был маленький образок. «Он» только прикоснулся, как меня прошил холод, и я сразу вскочила. Ночничок у нас сейчас постоянно горит.
Однако домовой стал отыгрываться на собаке - бил ее так, что в другой комнате было слышно: бум, бум! Пес лишь повизгивал от страха. Тогда Галина отнесла аккордеон родственникам - может, существо уйдет с ним? Увы, не ушел, и борьба продолжалась: стуки, падения вещей со шкафа, взвизгивания пса… Я советовал ей не обострять отношения, не воевать, но, похоже, у волгоградки был иной настрой. Она не уступала. Позвонил ей уже после нового года.
- Он ушел! - торжествующе заявила Галина Васильевна. - Я даже слышала эти звуки, словно кто-то уходил вверх по стене. А помогла, скорее всего, вода, которой я обрызгивала и свою комнату, и всю квартиру. Я даже столкнулась с ним почти лицом к лицу в коридоре перед его уходом. Он сразу потушил свечу в руке.
- И как он выглядел?
- Увы, не могу ни с чем сравнить, просто какая-то непонятная тень, мне по пояс… Ничего конкретного не смогла разобрать, да и темно стало, а свет зажгла - никого…
Кроме того выяснилось, что домовой, обеспокоенный агрессивностью хозяйки, сумел «поговорить» с маленькой Надей. Он мысленно сообщил девочке, что он дух по имени Сахаарус и родом из арабской страны рядом с Египтом - малышка не запомнила название. Дух сообщил, что Галя была арабской женщиной в 1002 году и прислуживала Наде - Нанни, в то время принцессе… После обрызгивания водой существо исчезло насовсем. Новый год семья встречала спокойно, и они теперь спят без света. Похоже, вода на некоторых жильцов иного мира действует отрезвляюще. (Аномальные новости 8,2013).
Полтергейст в Волгограде
Совсем недавно полтергейст атаковал целое село Лебяжьи Поляны на юго-востоке Волгоградской области. «Шумный дух» вначале поселился в доме 80-летнего старика, однако затем с его проявлениями: битьем посуды, окон, часов, полетом ножей, жуткими неграмотными записками – познакомилось практически все село. Эти странные случаи рассматривали специалисты волжской группы по изучению аномальных явлений. Они даже смогли зафиксировать проявление полтергейста на видеокамеру.
– Впрочем, – добавляет Букреев, – иногда бывает, что полтергейст ведет себя доброжелательно, аккуратно расставляет домашнюю утварь. И вообще – он привязан скорее к людям, а не к месту, и будет следовать за человеком повсюду. А если он «вредит», то надо понять, почему, и устранить причину его недовольства. Тогда дух тут же прекратит свои шалости! («Тамбовский меридиан»).
Каршевитское займище в Волгоградской области
Это аномальное место находится в Волго-Ахтубинской пойме в Волгоградской области, в заливных местах близ села Каршевитое. Его особые свойства проявляются во время мощных гроз, нередких в этих краях. Свидетелей необычайных явлений пока немного, но то, что ими описано, невозможно втиснуть в рамки здравого объяснения. Такое впечатление, что здесь - аномалия пространственно-временного континуума Земли. Иными словами, переход данного места из одной точки (момента) времени в другую, расположенную на значительном «расстоянии» от первой, происходит скачком, то есть минуя промежуточные временные области.
Проиллюстрируем это на примере скорости движения грозовых облаков, описанном очевидцами. Из науки механики известно, что скорость есть частное от деления пройденного расстояния на время его прохождения. Если расстояние конечно, а время близко к нулю, то скорость очень велика. Скачок времени, о котором упоминалось выше, - и есть «почти нулевое время».
Следовательно, попавшие во временную аномальную зону объекты (физические) могут двигаться с очень высокой скоростью, нехарактерной для их движения в обычных условиях. Именно этот феномен и наблюдал волгоградский инженер-электронщик Владимир Гущин в 2000 году в Каршевитском займище. Для большей убедительности позволим частично процитировать его рассказ о своих впечатлениях:
«Чтобы узнать, далеко ли от нас молния шарахнула, я обычно считаю. Вот новая вспышка, которая своим ослепительным светом пробивает брезент палатки, и я начинаю считать, сколько секунд проходит до удара грома. Известно, что скорость звука - 300 м/с. После очередной вспышки до удара прошло 13 с. Ну, думаю, это еще далеко: где-то на расстоянии 4 км. Но всполохи молний учащаются, а «бомбардировка» усиливается. Я не удержался и вышел из палатки. Молнии били и впереди, и сбоку, и там, и тут. Вспышки и зигзагообразные, и прямые, как столбы. Только я вернулся в палатку и лег на место, как раздался грохот - уже через 2 с после вспышки. То есть ударило где-то совсем рядом, не далее 500-600 м. Я приготовился считать дальше. Еще одна пронзительная вспышка, и у меня в голове пронеслось: «Один... Сейчас будет удар».
Шел 12-й час ночи с субботы на воскресенье. И вот тут-то случилось нечто фантастическое - мгновенный «скачок» в будущее через «временное расстояние» в несколько часов: «Вдруг наступило... утро. Моментально! Как будто мы совсем и не спали. Вокруг все сияет, солнце светит. И это не раннее утро, а, наверное, уже 9-й час следующего воскресного дня. Солнышко уже высоко, тепло, птицы поют. Пахнет дождем. Всё в палатке разом встрепенулись.
Я начинаю вспоминать только что пережитое и спрашиваю: «Друзья, а вы помните, как мы уснули?». Но этого никто не помнит. Прекрасно помнят другое: все мы - 5 человек с моей дочуркой - лежали, укрывшись одеялами, прогоняя страх разговорами. Все помнят, как я считал и, оказывается, успел-таки вслух произнести: «Один». И все. Безо всякого перехода возникло утро следующего дня. И что характерно: ни у кого в памяти не осталось самого сна. Представьте: вы сейчас сидите, закрыли глаза, а потом открыли - и уже следующий день...
В той ситуации, какая была у нас, никто и не смог бы уснуть. А чтобы все пятеро разом отключились, тут, извините, нужно какое-то мощнейшее воздействие извне. Тем более что, выйдя из палатки, я обратил внимание на интереснейшее явление: узлы растений, откуда стебли пускают стрелки, были припорошены каким-то пеплом, наподобие угольной трухи. Словно прогорело что-то. Это явление отмечалось примерно в радиусе 500 м». Эту историю В. Гущин рассказал своему знакомому, рыбаку Анатолию Михайловскому, который под впечатлением услышанного решил порыбачить в месте, указанном Гущиным. Туда он попал тоже субботним вечером и, как по заказу, разразилась чудовищная гроза с ослепительными исполинскими молниями:
«Столбы приближались к левому берегу и рощице, где стояла моя одинокая палатка. Голову пронзила мысль: «Ну, вот сейчас». И после этого, безо всякого перехода, я обнаружил внезапно, что стою у палатки, солнце припекает, а в ближайшем лесном озере рыбы хлопают по воде хвостом... Уже после удачной рыбалки какой-то местный житель поцокал языком: «Место тут особенное. Нигде ни поклевки. А после грозы всегда настоящий содом начинается. Ну, с воскресным вас уловом». Он сказал: «С воскресным». Стало быть, время вновь сыграло в этих местах неразгаданную шутку. А волочащиеся хвосты щук стряхивали с обильно растущей мать-и-мачехи порошинки блестящего пепла».
«Чёртово игрище»
«Чертово игрище» - странное урочище, старый песчаный кратер неизвестного происхождения, находящийся в центре Волгоградской области. Размеры кратера: диаметр 230 метров, глубина 7-8 метров. Когда оно появилось, никто не помнит. Выдвигалось несколько версий возникновения этих необычных песков - от падения метеорита до нечистой силы.
Первую гипотезу отвергли в 1990 году в астрономическом институте им. Штейнберга, куда посылали образцы пород (песка и камней). Там сделали заключение: оплавление произошло в земных условиях, не космического происхождения. Местные жители верят, что в Чертовом игрище живут привидения. И действительно, увидев эти необычные пески в первый раз, можно поверить во что угодно. Внутри него растут немногочисленные деревца; березы здесь кривые и маленькие, растут кустом, на стволах и ветках много наростов и узлов. За кратером деревья нормальные - высокие и прямые. Но самое необычное, это цвет песка - желтый, белый, ярко-красный, темно-красный, ржавый и белый. На песке разбросаны куски оплавленного песка и камней. Первоначальную информацию о кратере собрал Александр Долгов.
По дороге к «Чёртовому игрищу» видишь лишь пересеченную балками степь с небольшим количеством рощ. Но попав туда, видишь само это «Чертово игрище», которое представляет собой что-то похожее на кратер (воронку) размером около 500 метров, которая наполнена многослойным песком различных оттенков. В природной палитре встречаются белые, желтые, оранжевые, красные, розовые, терракотовые и бордовые оттенки. Увидев все это (форму, размер и цвет) понимаешь, почему это место названо именно так.
Само игрище выглядит действительно ужасающе красиво: разноцветные пески, растения весьма редких и ядовитых расцветок, и необыкновенные камушки с участками оплавившегося песка.… Если почистить им руки, то они будут некоторое время блестеть (не бойтесь, это не угрожает здоровью) а если взять горсть разноцветного песка домой и оставить, то через некоторое время он изменит свой цвет. Некоторые счастливчики даже находили в нем полудрагоценные камни!
Своеобразна и местная флора: все растения здесь низкорослы, искривлены, и потому носят названия «Пьяной рощи». Впрочем, тут тайны никакой нет: местные почвы скупы на влагу. Что касается фауны, то ее тут попросту нет, даже не встретить обычной ящерки. («Котово-Космопоиск»).
Призрак молодой девушки бродит на юге Волгограда
В рубрике «Лица города» на вопросы корреспондента сайта «Блокнот Волгограда» отвечает директор самого таинственного и загадочного музея в регионе. Александр Баженов признался, что в «Старой Сарепте» живут призраки и зачастую показываются местным жителям.
- Александр, музей «Старая Сарепта» многие знают по многочисленным легендам и страшилкам о призраках. Скажите, наконец, на территории музея действительно живут привидения?
- Да, живут. И мы прекрасно знаем, кто тут у нас ходит, какие призраки прошлого. В музей постоянно приезжают различные экстрасенсы, исследователи сверхъестественного. Не так давно приезжал так называемый «паранормальный патруль». Они исследователи дом пастора и подвалы Старой Сарепты.
- Нашли что-нибудь?
- Да, обнаружили новых духов.
- А вы сами их видели?
- Нет, я лично привидения не видел, но у меня есть фотографии, которые я делал, и на них отчетливо видно светящиеся шары в подвалах Сарепты. А вот один мой коллега, сотрудник музея, лично встречал призрак Гернгутера. А вот призрак сарептянки жители микрорайона часто видят. Так что призрак молодой девушки в белом бродит на юге Волгограда.
- Когда несколько лет назад к вам приезжали экстрасенсы, они нашли в подвале вход в потусторонний мир и закрыли этот проход бочкой. Она все еще на месте?
- Да, как поставили, так и стоит. В нашем музее действительно есть вход в потусторонний мир. И, кстати, ведутся экскурсионные программы по следам экстрасенсов.
- А были случаи, когда привидения пугали посетителей?
- Были, однажды в экскурсионной группе женщина начала жаловаться, что мы ее обманываем, никаких привидений не существует, это все сказки. И только она это сказала, как в воздухе появились светящиеся шары и стали кружить у нее над головой. Тогда все гости сильно напугались.
- То есть на территории «Старой Сарепты» не стоит утверждать, что призраков не существует?
- Именно так, к ним нужно относиться с уважением.
- А вы сами их не боитесь?
- Нет, это наша работа, мы с ними дружим.
- Александр, на сегодняшний день «Старая Сарепта» отличается от других музейных учреждений города своими нестандартными, но современными проектами. Не как у всех - это целенаправленный вектор движения?
- Это требование времени. В современных условиях информационного общества к нам приходят дети 12-15 лет, они все погружены в свои гаджеты. Люди изменились, мир изменился. Поэтому музей в своем классическом варианте, как хранилище древности, хранилище артефактов, он, конечно, меняется. Причем эта тенденция общая, для всех музеев города, страны, не зависимо от того, какие есть в музее культурные достояния.
В общей массе своей современный посетитель не заинтересован в простом просмотре, он хочет вовлеченности, действия. И эта вовлеченность, она проявляется во всем. Он хочет потрогать. Если ему говорить все время «нельзя», то он уйдет и никогда не вернется. Но при этом есть строгие правила хранения музейных экспонатов. Поэтому чтобы посетитель смог вовлечься в интерактивную среду, делаются копии, делаются новоделы, в общем, мы постоянно придумываем, как найти золотую середину.
- А тяжело было перенастроить сотрудников на новый стиль, подход?
- Я начинал свою работу не с чистого листа, мой предшественник, Анатолий Мальченко, очень много сделал для Сарепты, и основные посылы все заложены. При мне уже были приняты новые кадры, при этом упор делался на прием работников.
- Почему именно педагогов?
- Интерактивность в музее начала развиваться не так давно. Массово об этом заговорили только в начале нулевых. К 2005 появились первые примеры. У педагогов все по-другому, все эти формы, все эти методы были разработаны десятилетия назад. Поэтому, взяв людей, которые умеют это делать, которые понимают детскую психологию, что интересно 6-му классу, а что 10-му, мы дали новый толчок, который позволил музею дальше развиваться.
- Но это что касается работы с детской аудиторией. А работать со взрослым посетителем музея бывшие педагоги могут?
- Конечно. Ведь невозможно создать какую-то одну программу для определенного возраста. Есть тематический блок, берется тема определенная, и разрабатывается для разной возрастной категории. К тому же специалисты, которые умеют заинтересовать и впечатлить детей, со взрослым посетителем всегда справятся.
- То есть основной коллектив вашего музея – это молодые специалисты?
- Не все, конечно, но много молодежи сейчас действительно. Это те люди, которые могут работать и на выходных, и по вечерам, у которых много идей, стремления их немедленно реализовать, придумать что-то новое, современное. Молодые приходят в музей, и это правильно. А мы им создаем условия, чтобы было комфортно работать, чтобы хотелось работать. Пока нам это удается, и это здорово.
- Александр, в интервью нашему сайту Отар Иванович Джангишерашвили, художественный руководитель Нового экспериментального театра говорил о том, что все учреждения культуры производят продукт – культурный продукт. И надо производить то, что покупается, и уметь этого продать. Если руководители учреждений культуры это не поймут, то им придется уйти в историю. Вы с этим согласны?
- Я соглашусь с Отаром Ивановичем в том, что это подход правильный. И мы действительно уже много лет работаем в рамках создания культурного продукта и его продажи. Правильно это или нет? Я считаю, что это веяние времени. Время поставило нам этот вызов. Мы на него можем либо ответить и успешно развиваться, либо погибнуть.
- Погибнуть, отстаивая свои принципы?
- Даже не принципы, а старые методы работы. Действительно, у современного человека есть какое-то свободное время и есть какие-то деньги на это свободное время. А дальше начинается конкурентная борьба. При этом с традиционными учреждениями культуры конкурируют торгово-развлекательные центры, коммерческие музеи, которых стало немало, кинотеатры. Мы конкурируем за клиента. Когда у человека есть тысяча рублей на выходные, он ее потратит либо там, либо здесь. Поэтому заработают либо они, либо мы.
- А музей «Старая Сарепта» может существовать только за счет продажи своего продукта? Без финансирования?
- Нет. Потому что у «Старой Сарепты» есть ее здания – памятники федерального значения. Это 28 зданий, и большая часть из них требует ремонта. Суммы требуются колоссальные, от 20 миллионов на одно здание; понятно, что сам музей этого не потянет, только с государственной помощью, либо с помощью крупных частных инвестиций.
- А сейчас какие-то деньги на реставрацию зданий выделяются?
- Да, в этом году в рамках государственной целевой программы «Культура России» нам выделены средства на ремонт и реставрацию здания «Постоялый двор», и за два года там появится музейная гостиница в архитектуре и стиле 18 века.
- Александр, а какие проекты музея вы считаете самыми успешными?
- Во-первых, очень хорошо пошла, и до сих пор идет тема сарептских подземелий. Это очень интересная захватывающая тема. Это что-то неизведанное, в стиле «Что находится под пирамидой Хеопса». Стиль Индианы Джонс, Лары Крофт, ведь любой человек хотел бы почувствовать себя Индианой Джонсом и прикоснуться к миру неизвестного. А подземный мир – он всегда манит. И эта тема стала очень популярна у наших посетителей, поэтому мы стараемся ее развивать.
- Эта тема интересна только детям? Или взрослым тоже?
- Я бы даже сказал, что взрослым больше, чем детям. И вторая тема, которая стала успешной и популярной – это квесты, образовательные и развлекательные.
- Александр, сегодня вы придумываете квесты и руководите процессом, а кем бы вы хотели быть через 10 лет?
- Я бы хотел быть доктором наук.
- А в плане должности? Так же хотели бы руководить музеем или может быть в какой-то другой должности? Может, в комитете культуры?
- В настоящее время я занимаю то место, на котором я могу себя реализовать, где я могу быть полезным и могу делать что-то новое. По поводу комитета не задумывался, но если руководство скажет «надо», то значит надо. А вообще в десятилетний срок ставлю цель получение докторской степени.
- Александр, если представить, что вы стали председателем регионального комитета культуры, какое бы распоряжение вы сделали в первую очередь? Что бы изменили?
- Как историк я против революционных событий. Я считаю, что революции ни к чему хорошему не приводят, они ломают старое, с трудом создают новое и поднимают очень много пены. Поэтому, на мой взгляд, умеренные реформы с сохранением всего самого лучшего – это нормальный путь руководителя. И если посмотреть на нашу страну за последние 15 лет, то именно это и происходит, мы реформируемся, мы меняемся, но при этом наше руководство сохраняет курс.
Если говорить про отрасль культуры, то я бы приложил усилия для того, о чем вы начали наш разговор – привить новые тенденции работы, научить работников культуры относиться к своей работе как к производству культурного продукта, научить маркетингу, менеджменту. Ведь можно просто сказать: «Идите и делайте», но важно научить, что делать и как делать.
- А есть идеи, которые вам трудно реализовать даже с вашим молодым коллективом энтузиастов?
- Сегодня для музея нет ничего невозможного, мы в состоянии решить любые музейные задачи. Грубо говоря, разобьем музей в чистом поле и в него можно будет привести президента с иностранными послами.
- Но бывает же, что есть идея, но что-то мешает?
- Нас очень серьезно сдерживает нехватка оборотных средств. Есть уникальные задумки, проекты, которые мы могли бы реализовать уже сегодня, но у нас не хватает денежных средств. Поэтому ведутся поиски частных инвесторов, подаются гранты.
- А реально ли музею найти частного инвестора?
- Да, вполне, и у нас есть такие примеры.
- Но речь идет не о получении прибыли для этих инвесторов, а о какой-то имиджевой составляющей, да?
- Да, безусловно. И у нас есть такие проекты.
- Александр, вас можно назвать одним из самых молодых руководителей учреждения культуры в Волгограде. И в вашем коллективе есть много людей, которые гораздо старше вас. Когда вы вступали в должность, возникали какие-то конфликтные ситуации, связанные с эти, и как удавалось их решить?
- По этому поводу мне очень нравится один старый анекдот. Чем отличается комиссар от политрука. Комиссар говорит: «Делай, как я», а политрук говорит: «Делай, как я сказал». Вот я стараюсь действовать по принципу комиссара. Я стараюсь показывать своей работой, что все можно сделать. И в эти два года своего руководства я организовывал выставки, придумывал квесты, проводил экскурсии, разбирался с бухгалтерскими документами. И коллектив видит, что я непросто отдаю приказы, а участвую в общей работе, и это помогает налаживать отношения.
- А если сейчас во время нашего интервью в кабинет забежит ваш коллега и скажет, что около входа стоит 40 человек на экскурсию, а провести некому, все заняты, аврал. Что вы сделаете?
- Я пойду проведу экскурсию. И я ходил, были такие ситуации. Если руководитель чего-то не умеет или не хочет, как же он может требовать этого от своих подчиненных? И как я могу сказать своему подчиненному, что он не умеет водить экскурсии, если я сам не умею их водить?
- Александр, вопрос к вам как к историку. Какой у вас любимый период в истории? И в какое время и в каком месте вы бы хотели родиться и жить, если не сейчас?
- Наиболее интересный для меня период – это Великая Отечественная война, а родиться я бы хотел в 50-х-60-х годах в Советском Союзе.
- А почему именно этот период? Вы его считаете для жизни самым комфортным?
- Да. И именно в Советском Союзе. Как бы это ни звучало банально, но мне нравится жить в России, мне нравится здесь путешествовать, мне нравится здесь работать. И даже в моем плане поездок в отпуск очень много мест в России и ни одного за границей.
- А вы когда куда-нибудь ездите в отпуск, вы ходите в музеи?
- Очень сложно разграничь отпуск и работу. Полноценного отпуска у меня не было уже несколько лет. А так все мои поездки, которые можно назвать отдыхом, они совпадают с работой. И естественно, я себе планирую, какие музеи я хочу посетить и посмотреть.
- Александр, у вас есть девиз по жизни?
- «Если не мы, то кто?!»
- И назовите, пожалуйста, вашу любимую книгу или писателя?
- Первое, что пришло в голову - это энциклопедия танков мира, но это так, это шутка. А вообще Рэй Брэдбери, я очень люблю фантастику, иностранную и отечественную. И с детства эта любовь не пропадает.
- Так вот откуда столько мистических и фантастических квестов в музее. Благодарим вас за беседу, Александр. Желаем вам и вашему коллективу вдохновения, творческих идей и благодарных посетителей. («Блокност Волгограда»).
Туман
Сейчас я расскажу вам историю, которая случилась со мной и моим другом. Верить или не верить - ваше дело.
Живем мы в красивом и прекрасном городе герое, в Волгограде, ранее Сталинграде. Про наш город ходят многие легенды, но я не верил ни в одну, пока сам не стал свидетелем одной из многих легенд. На дворе было лето, я все еще спал, но звонком потревожил меня мой друг, он позвал меня гулять. Погодка сегодня была хороша. Я согласился, и мы выдвинулись на улицу.
По дороге друг начал рассказывать мне разные легенды, что под городом существуют множественные катакомбы, которые были построены во времена Второй мировой войны. Мне было жутко интересно слушать, но я все равно мысленно знал, что все это чушь, и про то, что там были разные лаборатории, где проводили опыты над немцами, тоже бред. Гуляли мы очень долго, пока на небе не стали сгущаться темные тучи.
Мы были на нашей главной набережной города, тут было красиво, очень красиво, но погода не дала нам насладиться всей красотой. Сначала ударила молния, следом прогремел гром, нужно было быстро идти куда-нибудь под безопасное место, но друг подтолкнул меня рукой и сказал, чтобы я посмотрел на Волгу. Я увидел нечто странное. Это был туман. Но он был не простым, каким мы представляли его раньше.
Это был настолько плотный и серый туман, он имел размер, который нельзя было измерить невооруженным глазом, он приближался к нашему берегу медленно, но уверенно. Я поторопил друга, мне не нравилось это, людей рядом уже не было, все либо убежали, либо попрятались, на берегу были только мы. Друг будто что-то знал, он стоял и смотрел в приближающийся туман, будто был под гипнозом, я дергал его за руку и кричал, чтобы мы уходили, но я не мог бросить его одного здесь.
Через пару мгновений туман приблизился к нам вплотную, настала полная тишина. Вдруг сзади последовал громкий грохот, похожий на взрыв, потом еще один справа. Я стоял, как вкопанный, видимость была нулевая, рядом со мной прошел мужчина, он был в военной форме, но она была не нашего времени, это была форма советских солдат времен Второй мировой войны, в руках он держал винтовку, за спиной был мешок, на голове каска. Я обернулся, там шли еще три солдата, и все были серовато-белого цвета, будто туман всех перекрасил в свои цвета.
Друга я уже не видел своего, он куда-то исчез. Я звал его, я обращался к солдатам, но они, как зомби, шли вперед и молчали, я пошел за ними. Видимо, мы уже вышли с берега, под ногами был асфальт, он был разбит, кое-где были ямы, будто от взрывов. Со всех сторон слышались взрывы, свист пуль, но солдаты шли без эмоций, будто строго следовали своей цели. Я не хотел оставаться один в этом тумане, я шел вместе со всеми, периодически звав своего друга.
Солдаты, шедшие впереди меня, резко остановились, один солдат перекрыл мне дорогу своей рукой, но я прошел сквозь нее, я испугался и оступился, впереди проехал танк, окрашенный в серо-белый цвет, это был не один танк, это была колонна танков. Когда они проехали, солдаты снова двинулись вперед. Вдруг солдаты начали ускоряться, а потом и вовсе побежали вперед, я не мог за ними успевать, постоянно отставал, и, когда я окончательно отстал, я уже шел один, я слышал только крики и звуки выстрелов впереди меня, но ничего не видел. Я остановился из-за того, что все стихло, была мертвая тишина, что произошло? Почему туман не проходит? И вообще, где я сейчас нахожусь?
Я резко обернулся и увидел, что на меня вплотную смотрит человек, у него не было кожи, его лицо было обгоревшим, на его фуражке был значок третьего рейха, открыв пасть он начал кричать. Крик был хуже ультразвука, он давил на уши так сильно, что у меня из носа пошла кровь, от этого я потерял сознание и упал. Открыв глаза, я увидел, что на меня смотрит мой друг, я лежал на лавочке на нашей главной площади, он сидел рядом и смотрел на меня.
- Что произошло? И где ты был? Что за чертовщина вообще происходила со мной? Я видел призраков!
- Это был туман времени, одна из многих легенд нашего города, я же рассказывал, мне еще много чего нужно рассказать и показать тебе, пойдем.
Каждый год, в июле, в 12 часов дня, наступает туман с другого берега Волги, этот туман проходит по всему городу и расходится только на главной площади города, здесь во времена Второй мировой войны шли ожесточенные бои, которые сопровождались очень плотным туманом.