Духи, демоны и привидения в Вологодской области. 3
Чушевицкая хроноаномалия
Вот уже не одно столетие жители Верховажского района на севере Вологодчины не перестают удивляться многочисленным загадочным явлениям, происходящим здесь. Вот свидетельства летописей храма покрова богородицы в Чушевицах: «В 1874 году, - писал сельский дьячок, - в ночь на 13 февраля раздался раскат глухого грома и засверкали яркие молнии. Летом 1882 года небо разразилось таким сильным градобоем, что размеры градин доходили до куриного яйца.
В 1886 году первое января снова гремел гром и сверкали молнии, а 10 декабря 1900 года в пятом часу вечера произошло необыкновенное явление: вдруг вся земля окрасилась в зеленоватый цвет, раздался глухой гул и треск. Жители Чушевиц испугались и попрятались по домам. Замечено было, что это явление совпало с полнолунием. А в 1910 году в середине лета выпало столько снега и установились такие холода, что в лес ездили на санях...».
Но это была лишь малая толика чудес, творящихся вокруг Чушевиц. В начале прошлого века землемер Макк пытался разбить на кварталы лес в районе реки Пежмы. Вскоре он вынужден был оставить это занятие, поскольку просеки были кривыми и пересекались друг с другом вовсе не под прямыми углами. В наше уже время дорожный мастер Николай Плотников с помощью буссоли разметил трассу, совершенно трезвые лесники вырубили просеку, а она вдруг, к общему удивлению, оказалась сильно уклонившейся вправо.
В 1944 году пять военных самолетов при перегоне из Архангельска на линию фронта неожиданно потеряли в районе Чушевиц всякую связь, навигационные приборы отказали, и летчики совершили вынужденную посадку, сильно повредив при этом машины. Летчиков увез «черный ворон», а самолеты удалось поднять в воздух лишь спустя полгода.
В 1912 году по заданию императорской Академии наук в район Чушевиц прибыла научная экспедиция, возглавляемая Александром Лоидисом. Она столкнулась с явлением, поразившим научный мир: недалеко от Чушевиц была обнаружена зона, в которой по-иному течет... время! При переходе через аномальную зону члены экспедиции несли на руках часы, в том числе и точнейший корабельный хронометр. Все часы, включая хронометр, дали сбой.
Чушевицы - крупное село в двухстах километрах от Вологды, расположенное на берегу реки Ваги, мелкой, но своенравной. Именно над Вагой местные жители часто видят то огненные малиновые шары, то светящиеся столбы. Галина Соболева, работница торговли, несколько лет назад долго наблюдала, как три таких шара, поднявшихся над водой и выстроившихся потом в треугольник, барражировали между сосен. Учитель Юрий Трапезников, охотник с сорокалетним стажем, рассказывает, что знает такие места в тайге, где не живет ни зверь, ни птица. Там можно идти сутками, не встретив признаков жизни. Собака в таких местах ни на шаг не отходит от хозяина, и компас там крутится как бешеный…
Растительность «зоны» почти ничем не отличается от растительности вне ее пределов за исключением деревьев. Много сосен здесь имеют раздвоенный ствол. Преподаватель Вологодского педуниверситета Валентина Ивановна Антонова, приглашенная в «зону» для консультации, предположила, что это является одним из признаков воздействия неблагоприятных условий в период, когда деревья были молодые. Эти воздействия, возможно, и вызвали мутации сосен. И это, исходя из их возраста, произошло давно, так как сосна живет 350-600 лет.
Преподаватель вуза также отметила, что на чушевицкой территории имеются несколько видов реликтовых растений, которых нет или редко встречаются в Вологодской области. В частности, цетрария снежная, ужовник ланцетолистный, хвощ камышковый. Что касается «пяти самолетов», которые совершили вынужденную посадку, то, по рассказам жителей деревни Савково, их было не пять, а три, и совершили они посадку на поле этой деревни по простой причине – кончилось горючее. А откуда в деревне горючее для самолетов? Вот и остались зимовать. И «зоны» чушевицкие жители совсем не избегают: привлекают их грибы, ягоды, да и молодежь это место для вечеринок облюбовала - даже стол поставлен…
Таким образом, проведя все эти исследования, «Чушевицких бермудов» мы не нашли, как не нашли и то место, где экспедиция естествоиспытателя Александра Лоидиса обнаружила аномалию времени. Но аномалии гравитационного и магнитных полей Земли мы все-таки выявили. Возможно, «зона» бывает активной лишь в какие-то промежутки времени. А остановка часов была вызвана не какими-то «временными воронками», а сильными локальными магнитными полями. Не могли мы дать или найти объяснение появлению шаров, которые видели односельчане, и зеленоватому свечению, описанному сельским дьячком… Но у нас нет оснований не верить историческим фактам. «Зона» ждет дальнейших исследований и исследователей. («Парламентская газета»).
Заговоренные клады чуди
На Урале, в Сибири, на севере России и даже на Алтае во множестве преданий говорится о том, что когда-то в этих местах проживал древний народ под названием чудь. Эти предания чаще всего рассказывают к востоку от Онежского озера, по рекам Онеге и Северной Двине - там, где проживали финно-угорские народы, которых историки обычно и считают чудью.
Правда, при этом не принято учитывать то, что эти народы, в частности коми-пермяки, и сами рассказывают предания о чуди, называя ее совершенно другим племенем. «Еще недавно на Новой Земле наши рыбаки видели чудь. Увидят эти чудны люди рыбаков, да и скроются. Выглядят и одеты они как лопаришки. Ружья у них не было, только копьишко да стрелы» - повествуют «Северные предания».
Такие рассказы характеризуют чудь как чужих, чуждых нынешним жителям и в то же время - как необычных, чудных людей, живших давно, но и продолжающих пребывать где-то по соседству. Именно от названия этого древнего народа и происходит русское слово «чудак». Открытие на Урале в 70-80-е годы древнейшего города Аркаима и «Страны городов» Синташты несколько пошатнуло традиционную версию. Начали появляться версии о том, что чудь - это древние арии (в узком смысле - предки индо-иранцев, а в более широком - предки индоевропейцев в целом). Эта версия нашла немало сторонников среди ученых и краеведов.
«Народная память заселяет этим древним населением почти все пространство Архангельской губернии. По рассказам поморов из г. Кемь, «чудь имела красный цвет кожи и скрылась от новгородцев на Новую Землю и ныне там пребывает в недоступных местах», - писал российский этнограф Петр Ефименко в 1869 году. В поверьях и преданиях эти полулегендарные первопоселенцы севера России наделяются необычными чертами и сверхъестественными способностями. Чудины выступают и как богатыри, и как чародеи, колдуны. В Архангельской губернии некоторые из живших в XIX веке семейств считали их своими предками и утверждали, что один из чудинов был так силен, что, чихая, убил барана, а «члены его поколения могли разговаривать между собою на шестиверстном расстоянии».
Не только в русском фольклоре, но и у коми, саамов и других северных жителей чудью белоглазой назывались мифологические персонажи, близкие к европейским гномам. Согласно преданиям, они умели добывать золото и серебро в рудниках. До сих пор в Сибири старые, заброшенные рудники называют чудскими копями. В приполярном Урале находят чудские могилы и следы поселений.
Там же распространены сказы о том, что у чуди были шаманы, жрецы или вожди, которые назывались панами. Можно их назвать и волшебниками', так как они владели тайными знаниями, благодаря которым держали в повиновении свои народ. Жили паны в укрепленных домах-крепостях и владели драгоценностями, которые добывались в рудниках. Сокровища свои они прятали в священных местах в лесах, под камнями.
Паны могли повелевать ветром, дождем, бураном. Безлунными ночами они уходили в глухие леса, где страшным, трубным голосом созывали лесных духов, а те рассказывали панам о прошлом и будущем и тайнах мироздания. У русского населения Заволочья сохранилась память о народе чудь, прежде жившем в этих местах. Среди легенд в Верхокамье повторяются общие сюжеты о сопротивлении славянским пришельцам и распространению христианства. В частности, местом обитания чуди называется лес, жилищем - землянки…
Владимир Даль в своем «Словаре живого великорусского языка» пишет: «Чудаки и чудаки, сиб. чудь (то есть странный и чужой) ж. собират. - народ дикарь, живший, по преданию, в Сибири и оставивший по себе одну лишь память в буграх (курганах, могилах); испугавшись Ермака и внезапу явившейся с ним белой березы, признака власти белого царя, чудь или чудаки вырыли подкопы, ушли туда со всем добром, подрубили стойки и погибли»…
Издавна находились смельчаки, пытавшиеся разрыть холмы, под которыми якобы скрывается чудь. Эти люди бесследно исчезали. Возможно, их забрали к себе под землю паны в вечное услужение. Там, где раньше жили чудь и паны, осталось множество их кладов. Находятся клады в тайных местах - в лесах, на дне озер и болот. Часто места схронов обозначены большими камнями-валунами с выбитыми на них знаками. Иногда рядом валяются ожерелья из волчьих зубов.
Все эти клады заговорены. Чтобы взять их, нужно произнести священную формулу - заклинание на языке чуди. Существует множество легенд об этих кладах, и даже указываются конкретные места. Например, в Вологодской области течет небольшая речка Вьюжка. На ней есть гранитный утес, издалека напоминающий голову бородача. На дне Вьюжки под утесом якобы лежит панский клад. Находились смельчаки, которые ныряли в быстрые воды Вьюжки. Одни из ныряльщиков ничего не нашли, объясняя все тем, что клад заговоренный, другие утонули.
На Вологодчине есть озеро Красное - небольшое, идеально круглое, словно какой-то гигант очертил его берега циркулем. Озеро очень глубокое, а вода в нем ледяная даже жарким летом. По легенде, в озере есть лестница, которая уходит под дно. Там паны оставили свой золотой клад и «самоцветных каменьев россыпи неоглядные». В Красном периодически тонут даже хорошие пловцы…
Впрочем, говорят, некоторым искателям сокровищ все же удавалось проникать в тайны подземных жителей, но обходилось им это очень и очень дорого. Вид «чудаков» был столь ужасен, что некоторые кладоискатели, повстречав их в подземельях, выходили оттуда совершенно помешанными и уже не могли прийти в себя всю оставшуюся жизнь. Еще хуже приходилось тем, кто наталкивался в чудских могилах на кости «огарков» - заживо погребенных «чудаков». Паны оставили их охранять свои богатства, и огарки внезапно оживают, как только кто-нибудь приближается к сокровищам...
Хор в лесу
Со мной что-то подобное приключилось, было мне тогда лет 20. Приехал после сдачи сессии в деревню к бабушке погостить (как, собственно, всегда и делал). Деревня наша находится в Вологодской области, каждое лето там отдыхал, да и теперь чуть ли не каждые выходные туда катаюсь, пока лето на дворе. Места, надо сказать, там чудесные: лес, речка, поле. У нас очень большая компания была, приезжали туда с разных городов на лето, дружили с детства. Кроме леса и помощи по огороду и хозяйству, особо заниматься было, ясное дело, нечем, поэтому каждый вечер все собирались на мысу (очень такое живописное место у нас, огибаемое рекой в лесу), жгли костер, пили водку, закусывали огурцами (чаще спертыми в соседнем огороде), щупали девчонок, куда без этого.
Касательно водки: так как это были студенческие годы, и, по большому счету, все испытывали финансовые затруднения, а «тусовка» была большая и прийти с половиной литра на 25-30 человек, что слону дробина, научились обрубать хвосты, то есть разбивались на маленькие группы и бухали, кто где, ну а потом уже все к костру подтягивались и там продолжали. Это, конечно, не значило, что поголовно все пили, не просыхая, каждый день, во всяком случае никто белой горячкой не страдал.
Да, надо сказать, что в этой деревне был женский психоневрологический интернат, попросту дурдом. Не буйных жителей этого заведения выпускали в свет, и они слонялись по деревне, помогая населению в решении каждодневных задач за еду или деньги до отбоя, который происходил в 10 вечера. В общем, весело было: они наполняли своим присутствием скучное существование деревни, так как когда вся молодежь разъезжалась по городам, деревня пустела, и встретить человека на улице можно было не чаще, чем раз в два дня.
И вот в один из августовских вечеров я припозднился, обычно встречи начинались у нас около 10 вечера, как раз, когда дурдом шел на покой, выходили мы на смену им. Договорился я с еще несколькими товарищами о месте дислокации на вечер для распития спиртного напитка, и благополучно проспал этот момент и из дома вышел на два часа позже намеченного времени. Договорились мы как раз на гороховом поле ближе к лесу. Конечно надежды уже не было, что я поучаствую в распитии напитка, но товарищей найти было надо. В общем, отправился я на поиски.
И тут что-то невероятное началось твориться. В августе ночи становятся темными и холодными, хорошо видны звезды и периодический звездопад. Иду, любуюсь красотой, и вдруг на небе появляется светящийся квадрат размером с луну и резко схлопывается, исчезая. Это так молниеносно было, что я не поверил глазам, списав это на отсвет от спутника (бывает такое, когда свет от солнца на него попадает, он ярко вспыхивает, видел это неоднократно), но тем не менее стало как-то не особо комфортно: ночь, тишина, изредка где-то тявкает собака, в деревне из молодежи никого нет, все на мысу, а мне идти в противоположную сторону ,в лес на гороховое поле, искать своих несостоявшихся собутыльников, а тут какие-то метаморфозы на небе.
В результате пошел на условленное место, а место это от деревни километра за два находится. На месте, кроме пустой бутылки «паленки», я никого не обнаружил, стал прислушиваться к звукам, может быть, мои товарищи где-то рядом, но тишина. Ну, думаю, сейчас гороха наберу и пойду ко всем, злой и трезвый. И тут слышу со стороны леса, где действительно глухой лес на десятки километров, раздается хоровое пение, но не как в храме, а тянут одну ноту низкий мужской и высокий женский голос, не меняя тональность, протяжно так и жутко. Мощные голоса, вряд ли туда кто-то из деревенских пошел репетировать, на ночь глядя, ради хорошей акустики.
Бежал я долго... Остановился только в деревне, прислушался, это «пение» продолжалось, но, к моей радости, не преследовало меня, а оставалось там же в лесу на своем месте. Искать в этот вечер я никого уже не стал, желания совсем не осталось. Закрыв дом на всевозможные крючки и засовы, стал готовиться ко сну (вернее, стал ждать рассвета и первых петухов).
А ночевал я не в доме, а в чулане, оборудованном для моего пребывания летом, чтобы не беспокоить бабушку, когда я возвращался домой с гулянок под утро. В чулане было очень маленькое окошко, вместо стекла стояла сетка для того, чтобы комары не залетели и хотя бы какая-то вентиляция была, соответственно, и слышимость была хорошая с улицы. Лежу, жду рассвет, страшно после услышанного, на улице сверчки чирикают. И тут слышу шуршание по траве, как будто кто-то делает шаг, потом замирает, прислушивается, еще шаг, опять замирает. Близко это что-то подошло к моему окошку... Я и дышать-то от страха перестал, боялся пошевелиться... Это что-то какое-то время постояло и так же медленно удалилось. До рассвета спать я уже не ложился.
Призрак на конюшне
Эта мистическая история случилась много лет тому назад, и главных ее участников давно нет в живых. Но она передается у нас из поколения в поколение, как семейная реликвия, и потому сохранилась по сей день. Когда моему дедушке Паше было 12 лет, в его семье произошло большое несчастье – внезапно умер отец.
Мужчина молодой и сильный, после поездки на заработки в Вологодскую губернию, заболел воспалением легких и через неделю его не стало. Мать от такого горя рыдала и причитала день и ночь. Дедушка стеснялся плакать в доме и уходил на конюшню. Там сиротливо стояла отцовская лошадка, с которой покойный был неразлучен. Дедушка обнимал лошадь за шею, плакал и жаловался ей на то, как плохо стало без отца и как хочется, чтобы он был с ними.
На сороковой день, когда в доме собрались родные на поминки, дед снова ушел на конюшню чтобы вволю там выплакаться. Но, как только он отворил ворота, почувствовал что-то неладное. Лошадь испуганно таращила глаза, ржала и жалась в угол. Около противоположной стены дед заметил густой дым. Он подумал, что там что-то горит и подошел ближе. В дыму дедушка увидел своего отца, живого и здорового. В руках мужчина держал хомут, словно готовился запрячь свою лошадь. Дедушка Паша, забыв, что отец умер, обрадовался и хотел уже броситься к нему в объятия, но тут же остановился. Глаза отца светились злостью, он замахивался на своего сына.
Дед едва успел пригнуться, как над головой пролетел хомут, который бросил в него отец. Послышался сильный удар, треск и дедушка испуганно закричал во весь голос. На шум сбежалась родня. Мальчик рассказал им, что произошло, указывая на то место, где минуту назад в тумане был его отец. Недалеко лежал расколовшийся надвое хомут, а на бревенчатой стене виднелась вмятина от сильного удара.
Позвали священника. Поп почитал молитвы, окропил конюшню и дом. Потом сказал, что это был призрак отца. Велел матери больше не убиваться и не плакать о нем, так как из-за этого дух его не может покинуть дом, потому и злится. Если же она будет по-прежнему удерживать его своими рыданиями и причитаниями, то призрак может явиться снова и даже убить кого-нибудь. Дедушка и его мама перестали плакать и призрак отца больше ни разу их не беспокоил.
История с домовым
Решила поделиться еще одной семейной историей. По словам участников событий, все это - чистая правда, ну а верить или нет - решать уже вам. В роду у меня были не только графы да аристократы, но и обычные трудовые люди, крестьяне и рабочие. Мои родственники из Вологодской области, много поколений живут они в одной из деревень, ближайший (может быть, один из ближайших городов) город - это Вельск. Живут они в большом деревянном доме, которому уже более ста лет, рядом с домом небольшой садик, двор, огород. Как и во многих старых домах, есть у них и домовой. О нем и пойдет рассказ.
Домовой показывается редко, причем в каждом поколении выбирает человека, вот ему на глаза иногда и приходит. Сама я его видела только один раз. Было мне лет восемь, я после окончания первого класса приехала на лето в гости. Как-то ночью проснулась, смотрю - на коврике, около кошки Васьки (Василиса), сидит какой-то крошечный старичок, вроде гномика. Одет в старомодную одежду, как на картинках, где изображают крестьян. На нем была рубашка, подвязанная кушачком, лапти, штаны. Завершали образ морщинистое лицо и длинная борода. Увидеть его в таких деталях мне помог включенный на ночь ночник. Я была тогда маленькая, спать в комнате одна боялась, поэтому мне, как «городской неженке», разрешали оставить на ночь светильник.
И вот сидел этот диковинный старичок возле кошки, гладил ее, что-то ей шептал. Кошка была старая и больная, думали, что умрет скоро. Я, признаюсь честно, испугалась, залезла с головой под одеяло, так и уснула. Вечером пили чай с пирогами, и я рассказала ночной случай и своей кузине (которая гостила, как и я), и нашей бабушке Маше (бабушка – не мать одного из моих родителей, а просто родственница, но называла я ее всегда бабушкой Машей). Бабушка совсем не удивилась, сказала, что это домовой был, он помогает с животными, вот и кошке полегчало.
По словам бабушки Маши, домовой живет в доме с того самого момента, как построили дом. Помогает со скотиной, иногда присматривает за маленькими детьми, старается помочь хозяевам, но при этом строг: не выносит беспорядка на кухне, не любит пьяных. А дальше она рассказала нам пару занятных историй.
Как-то в послевоенные годы легла тогда еще молодая Маша спать, а проснулась оттого, что кто-то ее душит, дышать уже нечем. Открывает глаза и видит перед собой только густую бороду и две руки. Еле-еле она смогла прохрипеть: «К добру или к худу?», на что получила ответ: «К худу!». А спустя несколько дней получила известие, что ее брат, которого она ждала с войны, погиб. В другой раз она проснулась оттого, что ее кто-то бьет по лицу. Домовой опять сказал, что к худу, а на следующий день сын Маши, дядя Саша, мальчик лет десяти, упал в прорубь и так застудился, что еле-еле откачали.
Аналогичным образом домовой рассказал и о грядущей смерти одного из сыновей бабушки Маши. Но был домовой и не только печальным вестником. Однажды разбудил он Машу и закричал, что начался пожар. Пожар только начался, успели его быстро потушить, да и никто не пострадал. Дважды домовой говорил «к добру!», и это предшествовало свадьбу двух сыновей бабушки. Еще он помогал и лечил заболевшую скотину, а как-то бабушка видела его около грядок, и у них был хороший урожай. Видела его бабушка довольно часто, раз в неделю, иногда реже. Называла Иван Иванычем и каждый вечер оставляла ему блюдце с молоком или чаем (а по пятницам и стопку водки), кусочек хлеба или конфету.
Иногда Иван Иваныч был не в духе, тогда он мог прятать вещи (как-то этот проказник спрятал дедушкины часы, а вернул только спустя три дня) и подкладывать лук в обувь (в моих катаниках я нашла однажды целую луковицу). Вся семья относилась к Ивану Иванычу очень уважительно, с почтением, хотя и удивлялись, почему он только бабушке на глаза показывается.
А вот сестру дедушки, золовку бабушки Маши, бабушку Иру, домовой недолюбливал. Была она дамой с непростым характером, замуж не вышла и работала учительницей в деревенской школе. Домовому не нравилось, что могла оставить Ирина беспорядок на своем рабочем столе и на тумбочке. До того не нравилось это Иван Иванычу, что мог домовой сбросить все тетрадки или гребешки для волос на пол. Прятал он и перо для ручки, и любимые ленточки для кос, а возвращал спустя несколько дней.
Призрак у зеркала (Череповец 2006 г.)
А как насчет того, что я в позапрошлом году неделю прожил в Череповце, пытаясь разгадать загадку одной квартиры, которая своим существованием и «поведением» начисто опровергала теорию о реальном человеке, сильнейшем проводнике энергии, присутствующем при каждом явлении полтергейста? Приведу здесь мои подлинные записи того периода.
Получил письмо по «электронке» от Валентина Черникова из Череповца. Валентину 24 года, студент пятого курса юрфака. Пишет, что месяц назад он с двумя друзьями-однокурсниками, Олегом и Никитой, снял квартиру, и весь этот месяц в ней творятся непонятные и внушающие ужас события. Вот как они сами описывают происходящее: Третьего марта мы ночевали на квартире в первый раз, и все было нормально. Может быть, потому, что все спали без задних ног после перетаскивания вещей, может, еще почему, не знаю.
Но на следующую ночь начались кошмары... Я спал в зале, а Олег и Никита – в другой комнате. В четыре утра я проснулся от того, что жутко замерз. Посмотрел – одеяло с меня свалилось на пол, откуда-то шел жуткий сквозняк. Я еще сонно подумал: наверное, прежние жильцы поленились окна заклеить. Потянул одеяло на себя и обнаружил, что оно испачкано в какой-то слизи. Я, грешным делом, подумал – ребята прикалываются, измазали все зубной пастой. Понюхал – вроде мятой не пахнет. Решил утром надрать им уши и заснул. Проснулся где-то, наверное, минут через двадцать от того, что меня пихают в бок. Смотрю – вокруг меня стоят Олег с Никитой, глаза безумные такие. Говорят, боятся спать в той комнате, там кто-то есть.
По их словам, сначала проснулся Олег, которому приснился кошмарный сон. Какая-то черная бурлящая жижа норовила его засосать, и при этом на ее поверхности лопались огромные пузыри. В каждом лопнувшем пузыре Олег видел голову одного из своих знакомых, причем ранее умерших... Так вот, Олег проснулся в холодном поту и в свете луны увидел – возле зеркала кто-то стоит. Окликнул, подумав, что это я зашел к ним. Тут проснулся Никита, тоже увидел темную фигуру и оцепенел. Причем Никита, прежде чем видение неожиданно растаяло, успел разглядеть, что это женщина, поскольку у нее были длинные волосы и надето что-то длинное вроде балахона. Мало того, в их комнате тоже отчетливо ощущался сквозняк...
Я решил, что ребятам померещилось. Слез с дивана, завернулся в одеяло, замерз ведь, и мы пошли на кухню покурить и чаю выпить, чтобы согреться. И тут ребята ахнули. При свете лампочки на одеяле были ясно видны зеленовато-белые и бурые пятна, будто бы от крови и, простите, соплей. Еще вчера на одеяле, хоть оно и давно не блистало чистотой, никаких пятен не наблюдалось... Под утро, утомленные от различных версий происходящего, мы легли спать все втроем на диване, тем более уже светало и было не так страшно.
За день ночные впечатления и страхи немного улеглись, и мы решили, что ребятам просто померещилось, может, тень от шкафа падала по углом, а подумалось на приведение. А потом луна немного сместилась, и эффект исчез. Вечером мы внимательно осмотрели всю квартиру, но никаких странностей, кроме потеков на потолке (видимо, когда-то давно соседи сверху затопили), не заметили. Кстати, окна оказались все-таки заделанными, утепленными, и откуда взялся тогда сквозняк, мы понять не могли. Ну мало ли, форточка резко распахнулась, прикрыли мы ее неплотно. Как оказалось, это только начало...
Следующая ночь прошла спокойно, хотя мы и ложились спать слегка взбудораженные. Но на третью нам не пришлось поспать вообще... Всю ночь в дальней комнате слышались какие-то поскрипывания, стуки, шорохи. Как только мы туда заходили, они прекращались. Мы сидели на кухне, тихо переговаривались и спорили. Я говорил, что это мышь. А ребята кричали, что раз я такой умный и храбрый, то надо поменяться комнатами, чтоб я разбирался с этой мышью сам.
В три часа ночи из комнаты раздался стон. Мы чуть не поседели, ей-богу. Волосы встали дыбом... Никита дрожащим голосом сказал, что это акустический эффект, наверное, от ветра, который случайно дунул в щель окна. Но проверять, что там творится, не решился. Еще через час на полу перед порогом той комнаты (мы закрыли дверь в нее) плясали огоньки, такие желтоватые, но их видел только я, потому что ребята ушли в круглосуточный за пивом...
Утром на двери в комнату с той стороны обнаружились странные знаки, будто выцарапанные чем-то острым. Какие-то крючочки, крестики, некоторые похожи на отдельные буквы. Когда осматривали дом, никто из нас этих знаков не видел. Еще под одной из кроватей мы увидели неизвестно откуда взявшийся свернутый в трубочку коврик, хотя его тоже там раньше не было. Когда коврик развернули, из него выпала книга «Жизнь в серебристой пустыне» какого-то Петровского, год издания – 1915, сама книга очень потрепанная, со старой еще орфографией. Мы с трудом, но прочли ее. Там речь идет о каком-то восстании в царской армии, когда часть офицеров не захотела воевать, бросила оружие, ушла и попала в пустыню. Там они якобы нашли своих умерших родственников, живущих в этой пустыне с момента смерти. В общем, очень странная книга попалась...
Мы позвонили хозяину, сказали, что в квартире нечто странное происходит. По телефону рассказывать о таких вещах не хотелось, а он не понял, переспросил, что, мол, с сантехникой проблемы, так он сможет подъехать только через недельку, занят сейчас очень. Мы приуныли. Ребята все ж таки заставили меня переехать в ту дальнюю комнату. Но, на удивление, дня четыре все было спокойно, и мы уже подумали, что наш полтергейст и призраки утихомирились.
А потом я заболел и остался дома, а ребята поехали на учебу. Выпил парацетамол и заснул. Вдруг зазвонили в дверь, я подскочил, мгновенно проснувшись, хотел было пойти открыть дверь, но в коридоре уже кто-то разговаривал. Я подумал, что ребята просто не могли открыть дверь с первого раза, а потом открыли.
Вставать было лень, и я переговаривался с ними из комнаты, как прошли лекции, чего нового вообще, как погода на улице. Парни проголодались, пошли на кухню, стали звякать посудой, чай греть. Я решил тоже попить с ними чай, встал с кровати, по дороге зашел в туалет. Находясь там, поболтал с Никитой, который зачем-то зашел в ванную. Но сидя на унитазе, я вспомнил, что сам лично после ухода друзей запирал дверь на тяжеленный засов, который можно было открыть только изнутри.
А это значит, что ребята никак не могли сами зайти... Как только до меня дошло все это, по телу пробежал презренный холодок и все смолкло. Прекратилось бряцание чашками, замолчали голоса, так похожие на голоса друзей... Наступила жуткая, какая-то мертвенная тишина. Стыдно признаться, но я еще полчаса, оцепенев, сидел в туалете, не решаясь выйти...
В общем, все описывать долго, еще несколько раз мы с ребятами видели призрака, который перемещался по комнате, минут по 10–15 кружил, наверное, на нас особого внимания не обращал. Утром на полу после его ухода остаются черные комочки то ли засохшей грязи, то ли еще чего-то... Регулярно по ночам раздаются странные звуки, иногда голоса. Один раз Олег видел, как двигался стул, но не сильно.
Мы уже почти привыкли, хотя, конечно, все равно немного страшно. Говорили с хозяином еще раз, но он уперся, что ничего не знает и денег не отдаст, а мы заплатили заранее, за три месяца. Прошу вас, приезжайте, мы слышали, у вас большой опыт исследования таких квартир. Хочется узнать, что происходит у нас дома, а может быть, чем-то помочь науке... Сами все увидите, а то вдруг у нас просто с головой проблемы, как шутят друзья, которым мы рассказывали нашу историю. Правда, сами-то они в ней ночевать боятся...
Конечно, я поехал к ребятам – еще бы, как упускать такой случай? Далее запись в дневнике после моего возвращения:
Был в Череповце, прожил в квартире неделю. Для начала поговорил с хозяином по телефону и выяснил, что случаи проявления неведомой силы в квартире далеко не первые. За год сменилось несколько жильцов, которые съезжали, едва столкнувшись с «привидениями» и «барабашкой». Поэтому-то он и стал брать плату сразу за три месяца вперед, чтобы жильцы не сбегали сразу через день. Квартиру купил год назад. Раньше в этой квартире жила одинокая пожилая женщина, она покончила жизнь самоубийством. Жилье продали ее дальние родственники и исчезли в неизвестном направлении. (Виктор Голицын, 2008 г.).
Догадался
Рассказ моей мамы (от ее лица): Родилась я в глухой Вологодской деревне, в конце тридцатых годов прошлого века.
Мой папа, твой дедушка, всю свою сознательную жизнь был председателем колхоза, так его и звали: «Вечный председатель». Коммунист и атеист до мозга костей, бесстрашный, умный человек. За ум, смелость да за смекалку взяли его в полковые разведчики во время Великой Отечественной войны. Прошел он почти до Берлина, и только рядом разорвавшийся снаряд не позволил отцу написать свое имя на рейхстаге. И вернулся он домой весь израненный, покалеченный, но главное - живой. Да, это все - присказка, а история будет впереди.
Итак, приключилось это с отцом вскоре после войны, в один из теплых летних деньков. Пошел отец как-то проведать своих колхозников на дальние поля. Это километров пятнадцать от деревни будет. Своего выездного жеребца он врачихе отдал - ей срочно нужно было по делам отъехать. Ну а сам пешком подался до колхозников, свистнув свою верную собаку Клубку. Дошел до полей, все проверил, кому «подзатыльников» за леность отвесил, кому слово доброе за труд его сказал. Ценные указания всяко-разные отдал, каши колхозной похлебал, да и до дому собрался. Тут ему повариха тетя Поля и говорит:
-Не ходил бы ты, Федор, на ночь глядя по лесам да по болотам. Не ровен час леший тебя с пути собьет, да в болоте вонючем утопит.
-Что ты, Полина, фронтовика и коммуниста лешими пугаешь. Это же смешно. Я фашистов не боялся, в окопах гнил и мерз, а ты - леший, леший. Тьфу, темный ты человек, Полина.
И собрался отец идти до дома. И, действительно, чего ему бояться - ружье на плече, рядом верная собака, впереди знакомая тропинка. И километра не прошел, как туча набежала: с ветром ураганным да грозою. Ему бы обратно вернуться, да перед Полиною неудобно - сам же нахвастался, что ему все нипочем. Ну, прибавил шагу, да вперед. А дождь хлещет, ну никакой мочи нет: весь промок, а до дома еще с десяток километров пилить. Тут вспомнил отец, что рядом охотничья избушка имеется, ну он туда - обогреться и отдохнуть. Еле в ночи он ее отыскал. Усталый и мокрый в избу зашел, а собака раз, и под нары забилась да в самый дальний уголок. Лежит там, вся трясется. Дрожь такая ее взяла, что пол ходуном ходит.
-Наверное, замерзла,- подумал отец.
И давай печку растапливать, благо рядом дрова сухие лежали. Все как надо в печке разложил, бересты побольше добавил, спичку поднес, ан нет - не загорается. Вот беда-то. Отец чертыхается, на коленках ползает, на слабо тлеющий огонек пытается дуть. Да куда там: не горят проклятые эти дрова. Отец уже и трубу проверил, и дрова мелко-мелко расколол - а они не горят, злыдни такие, только дым густой валит.
И в этот самый момент по двери избы, на запор прикрытую, кто-то со всей дури так долбанул, что щеколда вылетела, и дверь настежь отворилась. Отец аж подпрыгнул от неожиданности. Схватил ружье и закричал:
- Кто здесь? Выходи давай.
А гроза уже утихла, ветра нет, только капли дождя зловеще по крыше барабанят. Вышел отец из избы, вгляделся в темноту, а нет никого.
Он опять в избу зашел. Хорошо топор был, так он щеколду на место прибил, дверь закрыл, да снова за костер принялся. Только нагнулся, вдруг опять со всей дури кто-то по двери дал так, что щеколда отскочила. Дверь отворилась, а собака испуганно заскулила. Понял отец, что дело нечисто: собака у него злющая была, охотничья, на зверя натасканная. Если бы человек за порогом был или медведь - она без всякого страха кинулась бы, а тут лежит и как щенок плачет.
В третий раз уже не решился отец встать и дверь закрыть, а только ружьем потянулся к ней и стволом осторожно так стал ее прикрывать. А с той стороны кто-то снова по двери как даст со всего маху, так мушка на стволе в сторону и свернулась. Вскочил отец, аж мурашки по коже пошли. Смотрит, а в проеме Васька, друг закадычный, стоит. Сколько с ним было связано счастливых воспоминаний детства: рыбалка, походы в ночное. И невыносимая горечь, когда узнал, что лучший друг сгинул в адском котле войны. А тут стоит живой и невредимый, молодой и веселый. Руки для объятий распростер, улыбается, а глаза - злые, злые. Отец только и прохрипел сдавленным голосом:
-Васька, ты?
А сам ружьем в Ваську целится, весь в мокром поту от происходящего. Что делать - не знает.
И враз промелькнуло в его голове воспоминание (не зря в полковой разведке служил - остался еще «порох в пороховнице»), что когда-то его жена детям, собирающимся в лес, наказывала:
- Возьмите с собой обязательно соли пригоршню. Если заблудитесь или нечистый с вами играть вздумает, то рассыпьте соль - мигом леший отстанет, да и дорогу назад найдете.
Хорошо, что у запасливых охотников и соль в избушке оказалась. Схватил отец горсть, сначала в печь бросил. А другую горсть соли - в Ваську, дружка своего закадычного, уже через порог перешагнувшего. Как в печи все радостно загудело, затрещало, пламя рванулось из печи наружу, на какую-то долю секунды ослепив отца. А когда вернулось зрение - Васьки уже не было. А в тишине ночи раздался страшный треск, словно кто деревья с корнями стал выламывать, и крик нечеловеческий, сотрясший всю округу:
-Д-о-г-а-д-а-л-с-яяяяя!
Протяжное эхо подхватило этот крик, и еще долго звенело в округе:
-Догадался, догадался, догадался…
Вечно на месте преступления
Совсем недавно я зашла вечером к нашей сотруднице по работе – нужно было документы отнести, а она протягивает распечатанную фотографию на листе и говорит: «Посмотри, что ты там видишь?» А видно вот что: комната, шкаф (который оказался холодильником), какая-то фигура за холодильником, то есть, над холодильником видно только человеческую голову, и двери. И она сказала, что сделала этот снимок на мобильный телефон, просто чтобы проверить качество камеры. Но! За холодильником была пустая стенка, и на холодильнике лежал только поднос.
Рассказывает она историю. К ней приехала сестра, а сотрудница моя была на работе, то есть никого дома не было. Пошла в ванную купаться. Лежит она значит, в пене, и вдруг напал на нее беспричинный страх, показалось, будто кто-то на нее смотрит. Она думает, показалось от усталости, купается дальше. Потом слышит щелчок, как будто мобильный телефон включается. Вылезает из ванны, немного перепуганная уже, смотрит – телефон на том же месте, где она его положила, и вроде все в порядке. Сушит волосы в коридоре возле кухни и вдруг боковым зрением замечает очертания мужчины в дверном проеме. Полупрозрачный силуэт. Она уже начинает бояться.
Потом идет в туалет, запирается и звонит сестре на работу. Вдруг посреди рассказа говорит: «Ой, там что-то на кухне упало». Пошла на кухню, а там яйцо вареное, которое с утра на столе лежало, упало со стола. Потом, когда она увидела фото с этой головой за холодильником, переслала нашей сотруднице. Та показала мужу, он очень испугался, 10-летнюю дочку отправили к тетке. Разыскали предыдущих хозяев, а те вспомнили, что лет 8 назад квартиру попытались ограбить. Хозяин поймал преступника на кухне и очень «хорошо огрел» его утюгом (что под руку попалось) – и тот мгновенно умер. Вспомнил, что тот был одет в вязаную шапочку – именно так и выглядела голова на фотографии! Теперь вот размышляют, что делать…
Развалины барской усадьбы
«Бывшая барская усадьба располагалась на некогда живописном берегу неглубокой, спокойной реки возле Вологды.
Много лет назад жила в той усадьбе бездетная, богатая барыня Марья, владела тучными стадами коров, селением с крепким хозяйством и полями, дающими обильный урожай. Сама усадьба вид имела внушительный: огромный дом из белого камня и колоннами, в стиле ампир, рядом мельница и главная «слабость» и гордость помещицы - конюшня. Пара лошадок в той самой конюшне, диковинной породы и ума необыкновенного, цену имели заоблачную и были для Марьи всем: и «любимым детищем», и лекарством от скуки. Лес в округе был вычищен, дорожки ухожены, а барыня часами проводила досуг в занятиях по верховой езде.
К слову сказать, барыня была очень добра: крестьян своих не обижала, скотину любила, обиды прощала. Началась революция, и Марья укрылась в своей усадьбе. Да куда ей бежать-то? Рядом «дети» ее - лошади. Их-то куда девать? А крестьяне… словно с ума посходили: топтали поля, резали барских коров (не для еды, а из принципа). Опьяненные водкой, свободой и кровью, ворвались в усадьбу, схватили Марью и бросили в конюшню, на землю, смешанную с соломой и конским навозом.
Лошади вырвались из открытых загонов, обезумев от вида пьяных и окровавленных людей, и умчались в лес, а Марья… Ее участь была ужасной: издевались над ней несколько часов подряд, и, уже умирая, прокляла она своих мучителей проклятьями страшными, лежа на холодной земле, пропитанной собственной кровью. Собрав последние силы, скрюченными от боли и холода пальцами, соскребла она землю и бросила в глаза мучителям:
- Не видать вам счастья, ни вам, ни семьям вашим…
…В тот же день решили создать в усадьбе коммуну: несколько семей из тех, кто больше всех участвовал в погромах и насилии, обосновались в бывших барских апартаментах. А растерзанный труп женщины так и остался лежать в конюшне (по пьяни никто не озаботился вынести и похоронить Марью)… Вскоре с трудом нашли и поймали лошадок, а когда повели их в конюшню, животные, чуя смерть и беду, сопротивлялись, храпели, вставали на дыбы и вырывались. Бедные, несчастные лошади… дико ржали, метались и бились в кровь об загон. Вечерело… Туман опустился на землю. Тоска и печаль охватила людей, укрывшихся в Марьиной усадьбе. Огонь в камине не согревал, свет от свечей не был ярок. Холод вползал в комнаты и души людей.
В полночь никто не мог уснуть, собрались все в большой зале, сидели, угрюмые и усталые. И вдруг в тишине раздался протяжный, наполненный болью крик женщины. Лошади громко заржали. Люди побледнели от страха, и никто не отважился выйти из дома. А в конюшне началась вакханалия: в оконцах мерцали огни, плясали тени, лошади ржали и били копытами. Крики женщины то звенели в ночной тишине, то обрывались на самой высокой ноте. Дети плакали и прижимались к родителям, а родители… проклинали тот день и час, когда они переступили порог усадьбы.
Лишь к утру крики женщины и конское ржание стихли, и в наступившей тишине мужчины, с топорами в руках, подошли к конюшне, открыли ее и замерли от изумления: она была пуста… Ни лошадей, ни мертвой Марьи, никого…Побросав топоры, матерясь и чертыхаясь, мужики бросились прочь от усадьбы. Вечером крестьяне не отважились вернуться обратно и, единогласно проголосовав, вскоре сожгли и усадьбу, и «дьявольскую» конюшню. А лошадей… лошадей не нашли. Прошли годы. Селение вымерло, лишь ветер гуляет по заброшенным домам и хлопает гнилыми ставнями и покосившимися дверьми. А в тихие ночи, когда на землю опускается туман, сами собой гаснут костры рыбаков, кладбищенский холод вползает под одежду и слышатся стоны женщины и ржанье коней.
Тайные стражи тайных кладов
Клады всегда были связаны с множеством тайн. Например, считается, что клады охраняет нечистая сила, привидения, загадочные животные.
Во многих странах существует поверье, что тайные или потерянные клады охраняют «адские» псы, что на протяжении сотен лет появляются жуткие призраки черных собак с огненными глазами. Одна из самых известных таких легенд, находящая подтверждение и в наши дни, - пражская. Говорят, в Праге постоянно замечают несколько таких привидений, сторожащих клады. Одно видели у старой ратуши в Градчанах на Лоретанской улице, другое обитает около ротонды Мартина в крепости Вышеград. Некоторые легенды утверждают, что это не стражи кладов, а посланцы Дьявола.
Клады могут охранять призраки не только собак, но и других животных. Например, жители древнего русского города Вологда считали, что клады охраняют красные коровы или все те же собаки, только рыжие. Кроме животных (или их призраков), клады могут охранять и призраки людей или загадочных существ. В России таких стражей называют Хозяйкой горы, Горным батюхой или духами-кладовиками.
Считается, что последние - это либо неудачливые кладоискатели, попавшие под действие проклятья, либо призраки хозяев сокровищ (например, Стенька Разин, прикованный цепью к бочонку). Еще на месте кладов иногда появлялись необычные видения, загорался огонь, возникали странные звуки и явления, заставляющие людей впадать в ступор или - наоборот - бежать со всех ног подальше.
В южных окраинах Великороссии духи-кладовики имеют и сподручных, их называли «кладенцами», и только в Севском уезде Орловской губернии главный дух, по недоразумению, не иначе, носит имя Кудиара (или Кудияра). На севере же его иногда попросту зовут «кладовым» и признают, что эти сторожа действуют всегда вдвоем: один из них действует при первом покушении на похищение клада и зовется «лаюн» (прозван так за то, что обращается во все ту же собаку, часто лайку), другой – «щекотун», оберегающий клад в виде белобокой птицы сороки-щекотухи.
И вообще, как можно заметить, сторожа кладов в славянской дохристианской мифологии в большинстве своем - существа недобрые. Кстати, во многих легендах их так и называют - Недобрые. Сторожит такое существо из-за собственной любви к сокровищам, а также из-за того, что на такую «работу» его обрек человек, закопавший клад. Как бы заклял специальными заклятьями, в итоге Недобрый является кладоискателям в том виде, в каком ему повелел оставаться владелец клада.
Недобрый мог явиться все той же собакой, кошкой, курицей, иногда диким зверем: медведем, волком, обезьяной с огненными глазами и крысиным хвостом, иногда чудовищем, Змеем Горынычем о семи головах. Если же клад очень большой и в нем «сокровища несметные», то такие охраняет Ховала - дух с двенадцатью глазами, которые ночью светятся и могут ослепить. Стражами кладов также нередко становились огромные волки, нападающие на кладоискателей, или лошади, пугающие людей ржанием и уводящие в чащобу, откуда нет выхода.
С насаждением на Руси христианской веры главным стражником кладов стала считаться нечистая сила. Клады теперь стерегут ведьмы и привидения, они стараются увести человека подальше от вожделенного сокровища. А если не увести - то испугать или убить. Так, например, в Воронежской губернии рассказывали, как один разбойник сложил все свои сокровища в барку, опустил ее на дно реки, а поверх насыпал курган. Скопление «кровавого» золота сразу же облюбовали черти. Перед пасхальной утреней курган отверзался и из его глубин шел колдовской свет, завлекавший на погибель. («Эхо»).