Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ОТКРОВЕНИЯ О НАКАЗАНИИ [164]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » 2. ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН » ОТКРОВЕНИЯ О НАКАЗАНИИ

    Гильда Премудрый - О гибели Британии. 3
    И ниже: «дела их - дела неправедные, и насилие в руках их. Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их - мысли нечестивые, опустошение и гибель на стезях их. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира. 

    Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас». И немного далее: «И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти. И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда».


    «И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; ждал правды, и вот - вопль. Горе вам, прибавляющие
    дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места» (Ис.5:7-8)

    47. Досюда Исайи пророка - малое о многом - сказано достаточно. Теперь же послушайте, слегка прислушавшись, того, кто прежде нежели образовался во чреве, был познан, и прежде, нежели вышел из утробы, был освящен и пророком для всех народов поставлен то есть Иеремию, который возвещал о глупом народе и жестоких царях, так мягко начиная слова:

    «И было слово Господне ко мне: Иди и возгласи в уши дщери Иерусалима»: «Выслушайте слово Господне, дом Иаковлев и все роды дома Израилева! Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились, и не сказали: где Господь, который вывел нас из земли Египетской». И немного далее: «Ибо издавна Я сокрушил ярмо твое, разорвал узы твои и ты говорил: не буду служить идолам».

    «Я насадил тебя как благородную лозу, - самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы? Посему, хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог».

    И ниже: «Для чего вам состязаться со Мною? - все вы согрешили против Меня, говорит Господь. Вотще поражал Я детей ваших: они не приняли вразумления... внемлите вы слову Господню: был ли Я пустынею для Израиля? Был ли Я страною мрака? 

    Зачем же народ Мой говорит: «мы сами себе господа; мы уже не придем к Тебе?» Забывает ли девица украшение свое и невеста - наряд свой? а народ Мой забыл Меня, - нет числа дням». «Это оттого, что народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют».

    48. Тогда пророк высказывается от своего лица, говоря: «О, Господи! очи Твои не к истине ли обращены? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят понять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться». И то же Господь: «Объявите это в доме Иакова и возвестите в Иудее, говоря: выслушай это, народ глупый и неразумный, у которого есть глаза, а не видит, у которого есть уши, а не слышит: Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, передо Мною ли не трепещете?

    Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но преступить его не могут. А у народа сего сердце буйное и мятежное; они отступили и пошли; и не сказали в сердце своем: «убоимся Господа Бога нашего».

    И опять: «ибо между народом Моим находятся нечестивые: сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки и уловляют людей. Как клетка, наполненная птицами, дома их полны обмана; чрез это они и возвысились и разбогатели, сделались тучны, жирны, преступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют и справедливому делу нищих не дают суда. Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отомстит ли душа Моя такому народу, как этот?»

    49. Однако не было бы, чтобы с вами случилось следующее: «И когда ты будешь говорить им все эти слова, они тебя не послушают; и когда будешь звать их, они тебе не ответят. Тогда скажи им: вот народ, который не слушает гласа Господа Бога своего и не принимает наставления! Не стало у них истины, она отнята от уст их!» И некоторое время спустя:

    «Разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? Для чего народ этот, Иерусалим, находится в упорном отступничестве? Они крепко держатся обмана и не хотят обратиться. Я наблюдал и слушал: не говорят они правды, никто не раскаивается в своем нечестии, никто не говорит: «что я сделал?»; каждый обращается на свой путь, как конь, бросающийся в сражение. И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня».

    И пророк, измученный такой ужасной слепотою нечестивцев и несказанным опьянением, оплакивая тех, которые сами себя не оплакивают (как и теперь поступают несчастные тираны!), желал, чтобы Бог даровал ему усиление плача, говоря так: «О сокрушении дщери народа моего я сокрушаюсь, хожу мрачен, ужас объял меня. Разве нет бальзама в Галааде? Разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего?

    О, кто даст голове моей воду и глазам моим - источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего. О, кто дал бы мне в пустыне пристанище путников! оставил бы я народ мой и ушел бы от них: ибо все они прелюбодеи, скопище вероломных. Как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо переходят от одного зла к другому и Меня не знают, говорит Господь».

    И снова: «И сказал Господь: за то, что огни оставили Закон Мой, который Я постановил для них, и не слушали гласа Моего и не поступали по нему: а ходили по упорству сердца своего... Посему так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я накормлю их, этот народ, полынью, и напою их водою с желчью». И немного дальше, что даже чаще пером пророк присоединяет, говорит от лица Бога: «Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошений; ибо Я не услышу, когда они будут взывать ко Мне в бедствии своем».

    50. Что же, значит, делают теперь несчастные вожди? Те немногие, кто нашел путь узкий и оставил широкий, который запретил Бог, чтобы они за вас, упорствующих в грехах и настолько усиливающих, не изливали молитвы; те, кто, напротив, от сердца возвращается к Богу, так как Бог не хочет погибели человеческой души, но, отрекаясь, чтобы совсем не погиб тот, кто отброшен, месть не могут ввести, так как и Иона пророк ниневийцам, хотя и очень желал того.

    Однако, опустив наше, послушаем лучше, что гремит пророческая труба: «Если скажешь, - говорит, - в сердце твоем: «за что постигло меня это?» - за множество беззаконий твоих... Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» - Послушайте, хотя и не хотите!

    И ниже: «Так говорит Господь народу сему: за то, что они любят бродить, не удерживают ног своих, за то Господь не благоволит к ним, припоминает ныне беззакония их и наказывает грехи их. И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему. Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их». И опять: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лицо Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут».


    «Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать.
    И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные» (Ис.56:10-11)

    И немного дальше: «Ибо кто пожалеет о тебе, Иерусалим? и кто окажет сострадание к тебе? и кто зайдет к тебе спросить о твоем благосостоянии? Ты оставил Меня, говорит Господь, отступил назад; поэтому Я простру на тебя руку Мою и погублю тебя». И несколько далее: «так говорит Господь: вот, Я готовлю вас зло и замышляю против вас.

    Итак, обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши. Но они говорят: «не надейся; мы будем жить по своим помыслам, и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца». Посему так говорит Господь: спросите между народами, слыхал ли кто подобное сему? крайне гнусные дела совершила дева Израилева. Оставляет ли снег Ливанский скалу горы? и иссякают ли из других мест текущие холодные воды? А народ Мой оставил Меня».

    И потом, предоставив некоторый выбор, сказал, говоря: «Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы и невинной крови не проливайте на месте сем. Ибо если вы будете исполнять слово сие, то будут входить воротами дома сего цари, сидящие вместо Давида на престоле его... А если не послушаете слов сих, то Мною клянусь, говорит Господь, что дом сей сделается пустым».

    И опять говорит о Царе Небесном: «Живу Я, сказал Господь: если бы Иехония... был перстнем на правой руке Моей, то и отсюда я сорву тебя и отдам тебя в руки ищущих души твоей».

    51. Святой же Аввакум провозглашает, говоря: «Горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою! Вот, не от Господа ли Саваофа это, что народы трудятся для огня и племена мучат себя напрасно?» И так он начинает пророческую жалобу:

    «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе... Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?... и восстает вражда, и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то, и суд происходит превратный».

    52. Но и блаженного Осию пророка послушайте, который речет о князьях, говоря: «...за то, что они нарушили завет Мой и преступили закон Мой! Ко Мне будут взывать: «Боже мой! мы познали тебя, мы - Израиль». Отверг Израиль доброе; враг будет преследовать его. Поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома».

    53. Однако и святого Амоса пророка, так угрожающего, послушайте: «за три преступления Иуды и за четыре не пощажу его, потому что отвергла закон Господень и постановлений Его не сохранили, и идолы их... совратили их с пути. И пошлю огонь на Иуду, и пожрет чертоги Иерусалима. Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного - за пару сандалий.

    Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают». И немного дальше: «Взыщите Господа - и будете живы, чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь, который пожрет его, и немому будет погасить его», «А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду».

    Каковой Амос, когда ему запретили проповедовать в Израиле, отвечал без тепла лести: «Я не пророк, - сказал он, - и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял от овец, и сказал мне Господь: «иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю». Теперь выслушай слово Господне - ибо он говорил с царем.

    «Ты говоришь: «не пророчествуй на Израиля и не произноси слов на дом Исааков». За это вот что говорит Господь: жена твоя будет обесчещена в городе, сыновья и дочери надут от меча, земля твоя будет разделена межевою вервью, а ты умрешь в земле нечистой, и Израиль непременно выведен будет из земли своей». 

    И ниже: «Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, - вы, которые говорите: когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы». И немного ниже: «клялся Господь славою Иакова: поистине вовеки не забуду ни одного из дел их! Не поколеблется ли от этого земля, и не восплачет ли каждый, живущий на ней? Взволнуется вся она, как река».

    «И обращу праздники ваши в сетования и все песни ваши в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову; и произведу в стране плач, как о единственном сыне, и конец ее будет - как горький день». И опять: «От меча умрут все грешники из народа Моего, которые говорят: не постигнет нас и не придет к нам это бедствие».

    54. Однако послушайте и святого Михея пророка, который говорит так: «слушайте жезл и Того, Кто поставил его. Не находится ли и теперь в доме нечестивого сокровища нечестия и уменьшенная мера, отвратительная. Могу ли я быть чистым с весами неверными и с обманчивыми гирями в суме? Так как богачи его - исполнены неправды»

    55. Однако и Софонию, славного пророка, который нагромождает угрозы, послушайте: «Близок, - говорит он, - великий день Господа, близок и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый! День гнева - день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика... против укрепленных городов и высоких башен.

    И Я стесню людей, и они будут ходить как слепые, потому что они согрешили против Господа, и разметана будет кровь их, как прах, и плоть их - как помет. Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа, и огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление совершит Он над всеми жителями земли. Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный. Доколе не пришло определение - день пролетит как мякина - доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень».


    «И извратили ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на
    небо и не вспоминать о праведных судах» (Дан.13:9)

    56. И что святой пророк Аггей говорит, послушайте: «Так говорит Господь... еще раз... Я потрясу небо и землю, море и сушу... и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них».

    57. Теперь вонмем тому, что сказал Захария, сын Аддов, так начиная пророчество свое: «Обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Не будьте такими, как отцы ваши, к которым взывали прежде бывшие пророки, говоря: «так говорит Господь Саваоф: обратитесь от злых путей ваших... но они не слушались и не внимали Мне».

    И ниже: «И сказал он мне: что видишь ты? Я отвечал: вижу летящий свиток; длина его двадцать локтей... Это проклятие, исходящее на лицо всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен... Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно».

    58. Святой же Малахия пророк говорит: «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что ни оставит у них ни корня, ни ветвей»

    59. Однако послушайте и святого Иова, который рассудил о начале нечестивых и конце их, говоря: «Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицом их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них. Вол их оплодотворяет и не извергает, корова их зачинает и не выкидывает.

    Как стадо, выпускают они малюток своих, и дети их прыгают. Восклицают под голос тимпана и цитры и веселятся при звуках свирели; проводят дни свои в счастье и мгновенно нисходят в преисподнюю». Но неужели Господь не взирает на дела их?

    Нет, ибо: «Часто ли угасает светильник у беззаконных, и находит на них беда, и Он дает им в удел страдания в гневе Своем? Они должны быть как соломинка перед ветром и как плева, уносимая вихрем. Скажешь: «Бог бережет для детей его несчастья его»... Пусть его глаза увидят несчастье его, и пусть он сам пьет от гнева Вседержителева».

    И немного спустя о них же: «Угоняют стада, - говорит он, - и пасут их у себя. У сирот уводят осла, у вдовы берут в залог вола; бедных сталкивают с дороги... Жнут они на поле не своем и собирают виноград у нечестивца; нагие ночуют без покрова и без одеяния на стуже». И немного дальше, - ибо, когда Он узнает дела их, то отправляет их в преисподнюю: «проклята часть его на земле, и не смотрит он на дорогу садов виноградных», «пусть забудет его утроба матери... как дерево, пусть сломится беззаконник... он и сильных увлекает своею силою; он встает, и никто не уверен за жизнь свою.

    А Он дает ему все для безопасности, и он на то опирается, и очи Его видят пути их. Поднялись высоко, - и вот, нет их; падают и умирают, как и все, и, как верхушки колосьев, срезываются». «Если умножаются сыновья его, то под меч». «Если он наберет кучи серебра, как праха, и наготовит одежд, как брения, то он наготовит, а одеваться будет праведник».

    60. Чем, помимо этого, грозит блаженный пророк Ездра, сие книгохранилище закона, послушайте, так рассуждающего: так говорит Господь мой: «не пощадит десница Моя грешников, и меч не перестанет поражать проливающих на землю неповинную кровь. Нашел огонь от гнева Его и истребил основания земли и грешников, как зажженную солому.

    Горе грешникам и не соблюдающим заповедей Моих! говорит Господь. Не пощажу их. Удалитесь, сыновья отступников, не оскверняйте святыни Моей. Господь знает всех, которые грешат против Него; потому предал их на смерть и на убиение. На круг земной пришли уже бедствия». «Послан на вас меч, - и кто отклонит его? Послан на вас огонь, - и кто угасит его? Посланы на вас бедствия, - и кто отвратит их?

    Прогонит ли кто голодного льва в лесу, или угасит ли мгновенно огонь в соломе, когда он начнет разгораться?... Господь сильный посылает бедствия, - и кто отвратит их? Нашел огонь от гнева Его, - и кто угасит его? Он блеснет молнией, - и кто не убоится? Господь воззрит грозно, - и кто не сокрушится до основания от лица Его? Содрогнулась земля и основания ее; море волнуется со дна».

    61. Иезекииль же, выдающийся пророк, и изумленный зритель четырех евангелических зверей, послушайте, что высказал о преступниках, - ему первому жалостно оплакивавшему бедствие Израиля, Господь сказал: «Нечестие дома Израилева и Иудина велико, весьма велико; и земля сия полна крови, и город исполнен неправды».

    «Вот и Я против тебя... И не пожалеет око Мое, и Я не помилую тебя». И ниже: Ибо земля эта наполнена кровавыми злодеяниями, и город полон насилий... И положу конец надменности сильных, и будут осквернены святыни их. Идет пагуба: будут искать мира, и не найдут». И некоторое время спустя:

    «И было ко мне слово Господне: Сын человеческий! если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот; и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, - то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог. 

    Или если бы Я послал на эту землю лютых зверей, которые осиротили бы ее, и она по причине зверей сделалась пустою и непроходимою: то сии три мужа среди нее, - живу Я, говорит Господь Бог, - не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они, только они спаслись бы, земля же сделалась бы пустынею». И опять: «сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается... и беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет.

    Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не для того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? И праведник если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив?


    «Посмотрите на великое бесчинство в ней и на притеснения среди нее. Они не умеют поступать 
    справедливо,  говорит Господь: насилием и грабежом собирают сокровища» (Ам.3:9)

    Все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет». И спустя некоторое время: «И узнают народы, что дом Израилев был переселен за неправду свою; за то, что они поступали вероломно передо Мною, я сокрыл от них лицо Мое и отдал их в руки врагов их, и все они пали от меча. За нечистоты их и за их беззаконие Я сделал это с ними и сокрыл от них лицо Мое».

    62. Сказать это из угроз святых пророков достаточно: однако немногое из премудрости Соломоновой, выражающее призывы к королям или обличения их (не менее чем угрозы), я счел необходимым ввести в сие писаньице, чтобы не сказали, что я желаю возложить на плечи людей тяжелые и непереносимые бремена слов, а пальцем своим, то есть утешительною речью, пошевелить не желаю. Послушаем же, таким образом, что говорит пророк.

    «Любите, - говорит он, - справедливость, судьи земли». Если бы одному этому свидетельству служили всем сердцем, то изобильно было бы достаточно для исправления вождей родины. Ибо если бы они любили справедливость, то любили бы Бога, как исток и начало всякой справедливости. «Право мыслите о Господе и в простоте сердца ищите Его».

    Увы тому, кто победивший будет, как сказал кто-то до нас, когда такое совершается гражданами, если, однако, доселе это могло быть совершено: «ибо Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему». Ибо эти без уважения искушают Бога, чьи предписания строптивым презрением презирают и вере не служат, чьими льстивыми предсказаниями или немножко суровыми спину поворачивают, а не лицо. «Ибо неправые умствования отдаляют от Бога». И это в тиранах нашего времени отчетливо можно заметить.

    Однако что наша посредственность смешивается с этим столь откровенным смыслом? Пусть же говорит вместо нас, как мы уже сказали, Тот, Кто единственно правдив, - то есть Дух Святой, о котором теперь говорится: «ибо Святой Дух... уклонится от неразумных умствований». И опять: «Дух Господа наполняет вселенную».

    И ниже, противопоставляя прозорливым суждением конец злых и добрых, говорит: «Ибо надежда нечестивого исчезает, как прах, уносимый ветром, и как тонкий иней, разносимый бурею, и как дым, рассеваемый ветром, и проходит, как память об однодневном госте. А праведники живут вовеки; награда их в Господе и попечение о них у Всевышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею».

    Значит, праведные и нечестивые не равны по природе - и очень сильно, что неудивительно, как говорит Господь: «ибо Я прославлю прославляющих Меня, - говорит Он, - а бесславящие Меня будут посрамлены».

    63. Но перейдем к прочему: «Итак, слушайте, цари, - говорит Иезекииль, - и разумейте, научитесь, судьи концов земли! Внимайте, обладатели множества и гордящиеся перед народами! От Господа дана вам держава и сила от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения. Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией. Страшно и скоро Он явится вам, - и строг суд над начальствующими, ибо меньший заслуживает помилование, а сильные сильно будут истязаны.

    Господь всех не убоится лица и не устрашится величия, ибо Он сотворил и малого и великого, и одинаково промышляет о всех; но начальствующим предстоит строгое испытание. Итак, к вам, цари, слова мои, чтобы вы научились премудрости и не падали. Ибо свято хранилище святое освятится, и научившиеся тому найдут оправдание».

    64. До этого места мы рассуждали с царями отечества не менее пророчествами пророков, чем нашей речью, желая, чтобы они знали, что сказал пророк: «Беги от греха, - говорил он, - как от лица змея; ибо если подойдешь к нему, он ужалит тебя. Зубы его - зубы львиные, которые умерщвляют души людей». И опять: «Как велико милосердие Господа и примирение с обращающимися к Нему!»

    И если в нас нет этого апостольского, чтобы мы сказали: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих», однако мы могли бы от всего сердца сказать это слово пророка: «Увы, когда душа погибает!». И опять: «Испытаем и исследуем пути свои и обратимся к Господу. Вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах». Однако и это, апостольское: «Бог - свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа».

    65. Однако я бы даже охотнее замолчал бы в этом месте, сдерживаемый застенчивостью, словно бросаемый морскими течениями и привезенный веслами в желанную гавань, если не видел бы воздвигнутые против Бога, словно свидетели, горы стольких и таковых злодеяний епископов, или прочих священников, или клириков даже и в нашем чине; и их всеми силами необходимо бить камнями сначала, мне, согласно Закону, жесткими камнями слов, а потом народу (если, однако, он связан законами), не так, чтобы они погибал телесно, но, умерев для пороков, жили бы для Бога (и пусть я не буду оспорен исключениями отдельных личностей).

    Однако я прошу дать мне позволение, как я уже сказал выше, у тех, чью жизнь я не только одобряю, но даже и предпочитаю богатствам всего мира, и причастником которой, если это только возможно, до дня смерти хоть на какое-то время желаю и жажду стать, ибо пусть теперь, в наши бока, окруженные двумя непобедимыми щитами святых, и спину, утвержденную при здании истины, голову, покрытую вместо щита вернейшей помощью Господа, летят частым полетом камни справедливых порицаний!



    Обличение священников

    Есть в Британии священники, но неразумные; множество священнослужителей, но бесстыдные; клирики, - но коварные хищники. Их называют пастырями, но они - готовые для убийства душ волки, ибо они не заботятся о благе народа, а ищут полноты своего собственного желудка. Они имеют дома церковные, но подходят к ним для позорной наживы. Они учат народы, но дают им наихудшие примеры - пороки и дурные нравы. Они служат редко и никогда не стоят между алтарей с чистым сердцем.

    Они не порицают народ за грехи, потому что творят такое сами. Они презирают предписания Христовы и всеми молитвами заботятся об исполнении своих прихотей. Они нечистыми ногами захватывают престол апостола Петра, но по заслуге жадности попадают на чумоносную кафедру Иуды предателя. Они ненавидят истину, как врага и привечают лжецов, как возлюбленнейших братьев.


    «Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены,
    и никто, идущий по ним, не знает мира» (Ис.59:8)

    Они взирают на неимущих праведников с перекошенными лицами, как на огромных змей, и безо всякого уважения к стыду почитают богатых преступников, как ангелов небесных. Они одними кончиками губ проповедуют, что надо давать милостыню нуждающимся, а сами и гроша медного не дают.

    Они молчат о нечестивых преступлениях народа и раздувают свои обиды, словно они были нанесены Христу. Они выгоняют из дома даже благочестивую мать или сестер и непристойно украшают или, скорее, унижают посторонних знакомых женщин, словно для более секретного служения (уж скажу нечто неподобающее - не для меня, а для тех, кто делает такое). Они защищают церковников, добивающихся очередной степени, нежели Царствия Небесного, и получивших ее тираническим обычаем, не освещающих ее, однако, праведными нравами.

    Они разевают рот, как идиоты, на предписания святых, если они их, которые они должны слушать как можно чаще, вообще когда-либо слушают, а представлениям и нелепым басням светских людей, как будто это путь жизни (каким к смерти расстилают!), усердно и внимательно внимают. Они как быки, рыкающие из-за тучности своей, несчастным образом готовы к недозволенному.

    Они надменно имеют лицо ввысь, а чувства погружены с угрызениями совести к низкому или к тартару. Они скорбят даже из-за одного потерянного динария и радуются из-за одного приобретенного. Относительно апостольских предписаний - из-за невежества или бремени грехов они даже затыкают рот тем, кто знает их.

    Эти «глухие» и «немые» - самые большие знатоки змеистых обманов мирских дел. Многие из них просто вторгаются в священство из сообщества преступников или выкупают то, что присвоили, почти всеми деньгами, и валяются в той же старой и злосчастной грязи невыносимых преступлений, подле священнического престола епископа или пресвитера, те, кто раньше никогда бы там не сидели, словно недостойным обычаем свиней, похитив, однако, имя священническое, но не достоинство, подобающее сану, или, приняв апостольское достоинство, но будучи, однако, не способными к чистой вере или раскаянию в грехах, подходят к любому церковному, не скажу уже - высшему - чину и, добившись чина, который принимают только святые и совершенные и подражатели апостолов, и, скажу словами учителя язычников, «непорочные», законным образом, и не совершив большого кощунства?

    67. Что же, однако, есть столь нечестивое и столь преступное, как, уподобляясь Симону магу (пусть между тем и не примешиваются обычные преступления), желать приобрести какою-либо земной ценою должность епископа или пресвитера, - каковую приличнее приобретать святостью и прямыми нравами? Но они ошибаются еще существеннее или еще отчаяннее в том, что не у апостолов или наследников апостолов, а у тиранов и отца их диавола покупают запятнанные священства, от которых никогда не будет никакой пользы.

    Они скорее даже словно возлагают на здание преступной жизни некую вершину и кровлю всех зол, потому что человеку уже нелегко поставить им в вину старые или новые проступки и вожделения ненасытности и обжорства, что им, которые им, как начальникам многих, гораздо легче удовлетворить.

    Конечно, если бы такое соглашение о купле-продаже было бы предложено этими бесстыдниками не говорю уж - апостолу Петру, но какому-нибудь святому священнику и благочестивому царю, то они получили бы тот же ответ, что и делатель того же - Симон маг - от апостола, причем Петр сказал: «серебро твое да будет в погибель с тобою».

    Но еще более - увы тем, кто рукополагает этих просителей, ибо они скорее унижают и вместо благословения - проклинают, когда из грешников делают не кающихся, что было бы правильнее, но святотатцев и отчаянных, и ставят Иуду - предателя Господа - на престол Петра и Николая - изобретателя грязных ересей - на место Стефана мученика, и таким же образом они претендуют на священство. И в сыновьях это воспринимают не с таким омерзением, и даже где-то уважают, поскольку совершенно точно известно, что с ними происходит то же, что и с отцами.

    И даже те, кто в епархии, встречая сопротивление и суровый отказ в столь дорогостоящей прибыли от своих собутыльников, не могут таким образом обрести жемчужину, заботливо послав вперед вестников, переплывают моря и пересекают пространные земли не столько со стыдом, сколько с удовольствием, явилась чтобы во всем совершенстве этакая прелесть и несравнимая красота, и, честнее говоря, диавольский обман (или все проданное состояние).

    Потом, когда с большей помпой и с большой роскошью, или, скорее, безумием, - возвращаясь на родину, изображают из гордой гордейшую поступь, и если до этого они созерцали вершины гор, то теперь они равняют зрачки своих полусонных гляделок уже прямо с эфиром или с наивысшими барашками облачков, и ввозят себя в Отечество, как некие новые создания, а на самом деле - орудия диавола, как некогда в Рим Новат, черный хряк, попиратель божественной жемчужины. Руки, насильственно возложенные таким вот заговором на священные жертвы Христовы, достойны того, чтобы быть сожженными не столько на священных жертвенниках, сколько в мстительных огнях ада.

    68. Чего же ты, несчастный народ, ожидаешь от таких, как говорит апостол, «утроб ленивых»? Исправят ли тебя те, кто не только самих себя не зовут к добру, но, согласно упреку пророка, «лукавствуют до усталости»? Такими ли зеницами ты будешь озарен, которые жадно смотрят только на тот спуск, которым они идут, спуском пороков, - то есть к вратам Тартара? Или, несомненно, согласно слову Спасителя, если не побежите со всех ног от этих хищнейших, как волки Аравии, как Лот на гору от огненного дождя Содомского, - слепые - вожди слепых, одинаково упадете в яму ада.

    69. Если, однако, кто-то скажет: не так плохи все епископы или пресвитеры, как обличенные выше, поскольку они не замараны ни расколами, ни гордостью, ни позором нечистоты. Это и мы не очень-то опровергаем. Однако хотя бы мы и знали, что они чисты и добры, тем не менее кратко ответим.

    Какая польза была Илию священнику, который один не нарушил предписания Господа выхватыванием вилками из горшков мяса до того, как приносили тук Господу, пока он не был наказан тем же гневом смерти, что и сыновья? Кто, спрашиваю, был убит, как Авель, из-за зависти к лучшему жертвоприношению, унесенному небесным огнем в небеса?


    «Как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо переходят
    от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь» (Иер.9:3)

    Те, кто пренебрегают даже скромными словами порицания? Кто «возненавидел сборище злонамеренных и с нечестивыми не сядет», чтобы о нем истинно можно было сказать, как о Енохе: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его» - о тех недоумках, которые хромают в суете мирской вслед за идолами по откосу века сего?

    Кто из них не допустил спастись в ковчеге, то есть теперь - в Церкви, никого противящегося Богу, как Ной во время потопа - чем явно показывается, что только невинные или очевидно кающиеся люди должны быть в доме Господнем? Кто, как Мелхиседек, благословил, принося жертву, только победителей в количестве трехсот (что есть таинство Троицы) никогда не желающих чужого, освободивших праведника и победивших царей и пять победоносных отрядов свирепых войск?

    Кто добровольно на вершине жертвенника, как Авраам, по приказу Божию, принес на заклание собственного сына, чтобы как бы выполнить этим уподоблением повеление Христа, говорившего, что соблазняющий правый глаз должно вырваты, и поостерегся бы быть проклятым пророком, «удерживая меч Его от крови»?

    Кто вырвал память о злодеянии с корнем из своего сердца, словно Иосиф? Кто, как Моисей, беседовал на горе с Богом, и, никогда не пугаясь звука трубного, затем принес две скрижали и лицо, сияющее лучами (в переносном смысле), непривычное и ужасающее для неверующих? Кто из них возопил из глубины сердца из-за грехов народа, как он, говоря: Господи, «народ сей сделал великий грех... прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую ты вписал»?

    70. Кто, воспламененный чудным усердием к Богу, смело, без промедления встал к отмщению за прелюбодеяние, как Финеес священник, для исцеления блудного чувства лекарством покаяния, дабы гнев Божий не воспламенялся на народ, и чтобы вовеки это «было вменено ему в праведность»? Кто из них подражал Иисусу Навину либо в искоренении до полного истребления семи языческих племен из земли обетованной (что следует понимать в моральном смысле), либо в духовном укреплении на них Израиля?

    Кто из них, как вышеупомянутые, а именно Финеес и Иисус, воистину показал народу Божьему мудро разделенные конечные границы за Иорданом, чтобы знали, что какому племени подобает? Кто, чтобы уничтожить неисчислимые тысячи племен - противников народа Божия, - единственную дочь (под которой надо понимать собственную волю), подражая и в этом апостолу, сказавшему: «ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» -шедшую навстречу победителям с тимпанами и ликами (то есть с плотскими желаниями), убил, как Иевфай?

    Кто из них действовал, как Гедеон, для смущения и обращения в бегство и истребления лагерей высокомерных язычников (тайной Троицы, как выше мы сказали), с мужами, держащими в руках пустые кувшины, а в руках звучащие трубы, - то есть пророческий и апостольский смысл, как сказал Господь пророку: «Возвысь голос твой, подобно трубе», и пророк об апостолах:

    «По всей земле проходит звук их», - кувшины, сверкающие ярчайшим светом огня, под которыми понимаются пылающие в телах святых огни Святого Духа, соединенные с добрыми делами и - как апостол: «но сокровище сие, - сказал он, - мы носим в глиняных сосудах», а потом рубкой леса рощи идолопоклонства (что с моральной точки зрения, объясняется как непроходимая и темная жадность), и очевидными знаками испытанной небесными дождями шерсти иудейства, и язычества, вымоченного росой Святого Духа (несомненной верой)?


    1 2 3 4 5         























    Категория: ОТКРОВЕНИЯ О НАКАЗАНИИ | Добавил: admin (18.06.2016)
    Просмотров: 1182 | Рейтинг: 5.0/1