Из средневековых грамот закрепощения крестьян
В Западной Европе в первые века распространения христианства, в расширении идей построения справедливого общественного строя со Христом, восстания, неэффективность использования рабов, недовольство легионеров в осуществлении карательных акций против общественности и др., всё это значительно подорвало устои европейского рабовладельческого государственного строя, что, конечно же, требовалось осуществление путей в ликвидации рабовладения и замене на более подходящий правительственное правление.
Образуется крупная земельная собственность, в котором феодалами распределяется пользование землей среди крестьян на определенное время, на договорённой оплате. Формируются основные классы феодального общества – землевладельцев и крестьян. Распространенно в период раннего формирования феодального строя общинное ведение хозяйства, в котором земля принадлежала всем жителям деревни. Жители одной деревни составляли территориальную общину.
«И вот, Я всплеснул руками Моими о корыстолюбии твоем, какое обнаруживается у тебя, и о кровопролитии, которое совершается среди тебя»
(Иез.22:13)
Каждой семье община выделяла земельный участок под пашню, а иногда и часть луга. Осенью, когда заканчивался сбор урожая, луга и все пахотные земли становились общими пастбищами. Леса, реки, пустоши, дороги также находились в общинном пользовании. Личная (частная) собственность общинника включала только дом, приусадебный участок, движимое имущество.
Раннефеодальные государства были относительно едиными. В границах этих государств, объединявших различные этнические общности, происходил процесс этнической интеграции и формирования народностей, закладывались правовые и экономические основы средневекового общества. Становление феодальных отношений в период раннего средневековья связанно с возникновением и развитием различных форм феодальной земельной собственности.
В позднем периоде феодализма во время деградации некогда христианского устройства вместе с тем утрачивается общинное пользование землей. Мелкое крестьянское землевладение в Европе не в состоянии было противостоять крупной земельной собственности феодалов. Крестьяне разорялись под тяжестью государственных повинностей, попадали в неоплатные долги и теряли собственность на свои участки.
Происходило прикрепление крестьян общинников под влияние феодала. Крестьяне были поставлены в поземельную и личную зависимость, а представители господствующего класса находились в иерархическом соподчинении. Такое положение в совокупности с натуральным характером экономики способствовало распаду раннефеодальных государственных образований и переходу к феодальной раздробленности.
Пользуясь землей феодалов в качестве надела, крестьянин обязан был работать на них, обрабатывать помещичью землю при помощи своих орудий или отдавать ему прибавочный продукт своего труда. Что характеризует в среде религиозного общества проявление возрождение языческих принципов, совмещая нововведенные пережитки прошлого с христианством.
«Вы умножили беззакония ваши более, нежели язычники, которые вокруг вас, по уставам Моим не поступаете и постановлений Моих не исполняете, и даже не поступаете и по постановлениям язычников, которые вокруг вас, - посему так говорит Господь Бог: вот и Я против тебя, Я Сам, и произведу среди тебя суд перед глазами язычников» (Иез.5:7-8).
В период второго вавилонского пленения, когда на всей европейской земле осуществлялся суд над всеми живыми и мертвыми, в период проявления возмездия «чёрной смерти», в начале осуществления кровопролитной братоубийственной столетней войны. Вместе с тем произошли и крупные антифеодальные крестьянские восстания во Франции в 1358 г., что и получило название Жакерия (из-за презрительного названия крестьян «жаками»)
Естественным поводом к восстанию стали высокие повинности, которые произвел король Карл Злой в окрестностях Парижа и что тяжело отразились на сельском населении. Крестьяне, беспощадно притесняемые бесчеловечными требованиями феодалов, которые позволяли себе насиловать жён и дочерей крестьян, что для угнетённых масс это оказалось последней каплей терпения.
Крестьяне бросились на своих извергов феодалов, разрушили сотни замков, избивали дворян и насиловали их жён и дочерей. Обращая все их действия против самих же угнетателей. Скоро восстание распространилось в Бри, Суассоне, Лаоне и на берегах Марны и Уазы.
Жакерия была стихийным проявлением накопившегося среди крестьянства и долго сдерживаемого негодования против военного сословия.
Жакерия явилась кровавым ответом на ту ничем не сдерживаемую и беспощадную эксплуатацию, которой подвергалась разоренная столетней войной деревня со стороны дворянства. Быстро вспыхнув, Жакерия так же быстро погасла, оставшись в памяти потомков как символ массового выступления крестьянских масс против дворян, почему и сделалась нарицательным названием для всяких подобных выступлений не только во Франции, но и в других странах Европы.
Размещённые ниже тексты в русском переводе документов – всего лишь незначительная часть дошедших до нас грамот, извлеченные хроники того периода, указывающие на феодальные бесчеловечные деяния и крестьянские настроения, отображающие весьма плачевное положение угнетённых масс, что и послужило крестьянству к обширным антифеодальным восстаниям против угнетателей в середине XIV веке во Франции.
Из грамоты XII века
«Рыцарь некий Павлин, сын Эбрарда из Leni Villa, изъявлял притязание на холопов наших, именно - Альберта Берара и братьев его, как на свою собственность, и силою у нас отнять их стремился; посему одного из них, именем Герберта, ...схватил вместе с его повозкою... и долго задерживал пленником. И лишь по просьбе неких друзей наших его только самого нам вернул, ибо повозку... как он утверждал, уже продал».
Из грамоты конца XI века
«Вот аллоды ...кои состоят в вечном владении аббатов - Roserias, Muceium, Juncherium - с их принадлежностями, именно - мужчинами и женщинами крепостного состояния, землями обрабатываемыми и необрабатываемыми, лесами, лугами, и водами».
«Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; славу их обращу в бесславие. Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию его стремится душа их» (Ос.4:7-8)
Из грамоты XI века
«Я, Арнульф аббат и вся братия Петра ...извещаем настоящих и будущих, что Вивиана, коллиберта нашего, с женою его и всем имуществом отдаем в личную крепостную зависимость Вильгельму рыцарю за разбойное убийство некоего его крепостного, коего он и жена его убили, на том условии отдаем, чтобы за оное преступление жизни его не лишал. А сыновей, кои в настоящее время у него есть, мы удерживаем в свою пользу. Тех же, кои потом родятся, отдаем ему в личную крепостную зависимость».
Из грамоты 1069 года
«Да будет ведомо, что Отберт, бывший староста Мартина, держал некогда землю... от Мартина, вследствие чего и сам стал крепостным Мартина».
Из грамот XI века
«Да будет ведомо... что некий слуга, от свободного рода происходящий, именем Роджерс, страхом божиим движимый, не имея ничего более ценного для приношения всемогущему богу, самого себя... в присутствии господина Альберта отдал в личную крепостную зависимость (in servum) Мартину».
Да будет ведомо, что некий слуга наш Бенедикт, будучи свободным, сделался крепостным (servus) Мартина... И за это дал ему господин аббат Бернард один арпан виноградника...
Из грамоты 1064 года
«Бедняк некий (quidam vir pauper) Арнальд... отдал в крепостную зависимость себя и сыновей своих... и при передаче себя и сыновей своих в руки названного аббата промолвил: «Господин, вот я отдаю тебе в крепостную зависимость и себя самого и сыновей своих, чтобы отныне и навеки и я сам, и сыновья мои, и все потомство их пребывали в крепостной зависимости от бога, Марии и монахов этого (святого) места, как прочие наследственные крепостные этого места». Выразили на то свое согласие и сыновья его - Ингельгерий, Бернард и Райнельм передавшие себя со своим потомством в руки аббата как крепостные».
Грамота 1275 года
«Я, Перре, по прозвищу Нуэль, из la Planee, извещаю всех, кто увидит и услышит эту грамоту, что я по своей доброй воле и без всякого принуждения отдал и себя самого, и наследников моих, и имущество мое, в чем бы оно ни состояло, Lore, супруге. Иоанна, графа Бургундии… и я признаю, что означенная дама и ее (близкие)… могут по своей воле облагать меня тальей и другими повинностями».
Грамота 1263 года
«Лично зависимые люди, согласно местным обычаям, те, по отношению к коим Парижский капитул имеет следующие права: мертвую руку и брачное; нельзя также без разрешения капитула ставить их в клирики. Можно обменивать их на лично зависимых людей других сеньоров, голову на голову. И не имеют они свободы свидетельских показаний, каковая принадлежит свободным людям той местности».
Грамота 1129 года
«Устанавливаю и разрешаю, чтобы крепостные Шартрской церкви - как те, кои принадлежат епископу, так и те, кои принадлежат каноникам - во всех делах, спорах и тяжбах имели полное неотъемлемое право свидетельствовать и выступать в судебных поединках против всех свободных и несвободных, и никому никак не осмеливаться ссылкой на их несвободное состояние свидетельские показания их опорочивать».
«Ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. Глаза у них исполнены любострастия»
(2Пет.2:13-14)
Грамота 1150 года
«Да будет всем ведомо, что некий крепостной наш из Кремейля, именем Одон, дочь которого, именуемая Женевьева, была нашею крепостною, не имея средств для выдачи ее замуж, часто и много нас просил из любви к богу отпустить ее, дабы из личной крепостной зависимости нам перешла она в личную крепостную зависимость блаженной Марии Парижской. Потому просил он об этом, что некий крепостной блаженной Марии хотел с ней сочетаться браком; отец же, по крайней бедности, иным образом выдать ее замуж не мог.
И вот мы, именно я, Гвидо, декан блаженного Германа Осеррского, и капитул наш, тронутые мольбами и слезами бедного человека нашего, а также опасаясь, как бы дочь ее не впала в любодеяние, означенную женщину от крепостной зависимости нашей по любви к богу освободили, с тем, чтобы стала она законною супругою крепостного человека блаженной Марии, ее полюбившего, и в силу этого перешла бы в крепостную зависимость от блаженной Марин».
Грамота 1228 года
«Вильгельм, божьею милостью епископ Парижский, всем, кто увидит настоящую грамоту... Да будет ведомо...что Бавдрик Рыжий, сын покойного Дюранда, лично зависимый человек капитула, сочетался браком с Изабеллою, дочерью Лаврентия... лично зависимою нашей женщиной, а Аврик, сын Гуго, наш лично зависимый человек, пожелал сочетаться браком с Констанцией, дочерью покойного Дюранда, лично зависимою женщиной капитула.
Ввиду этого... было заключено соглашение... между нами и упомянутым капитулом о том, чтобы названные Бавдрик и Изабелла со всем их потомством... были лично зависимыми людьми Парижского капитула... Аврик же и Констанция со всем их потомством были лично зависимыми людьми нашими...».
Грамота 1194 года
«Я, Роберт, божьею милостью блаженного Германа на Лугу смиренный аббат, всем, кто увидит настоящую грамоту, привет в господе. Да будет ведомо... что достопочтенный Маврикий, епископ Парижский, дал нам и церкви нашей крепостную свою Изабель для выдачи ее замуж за Роберта, человека нашего... Мы же в обмен на названную его крепостную дали господину епископу парижскому Эмелину - нашу крепостную для выдачи ее замуж за Гарина, его человека...»
Грамота 1160 - 1196 года
«Я, Маврикий, божьею милостью епископ Парижский, извещаю всех настоящих и будущих о том, что был спор между канониками Маркелла и Гирольдом из Витриака по поводу того, что он взял замуж нашу крепостную, будучи сам из челяди Маркела. Сверх того, означенные каноники изъявляли притязание на некую землю и виноградники, каковые означенный Гирольд получил от отца и от матери.
В конце концов спор этот, перенесенный в наше присутствие, решен в том смысле, чтобы из сыновей Гирольда - как тех, которые родились, так и тех, которые родятся, - нам принадлежал первый, каноникам же - второй, нам - третий, а им - четвертый... Наследство же Гирольда и жены его должно быть соответствующим образом поделено между ними как между братьями».
Из грамоты 1264 года
«Всем, кто увидит настоящую грамоту, судьи Парижской курии... привет в господе. Извещаем, что… декан и капитул Парижской принесли перед нами следующую жалобу на людей из Balneolis, о которых говорили, что они – их лично зависимые люди. Утверждали они, что означенные люди, как лично зависимые от Парижской церкви подлежат обложению тальей по их усмотрению…
Посему требовали, чтобы некую талью, на них наложенную в настоящем году, именно 60 парижских солидов, они через посредство добрых мужей, из своей среды избранных… между собою разверстали, собрали и внесли названному декану и капитулу.
«Ибо и пророк и священник - лицемеры; даже в доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь»
(Иер.23:11)
А означенные люди возражали против и утверждали, что хотя они и лично зависимые люди означенной церкви и хотя декан с капитулом могут брать из их имущество все, что пожелают, но все же облагать их тальей они не в праве, ибо (во-первых) не в обычае облагать их тальей в таком размере, (во-вторых) не в обычае облагать их тальей иначе, как совместно с свободными людьми означенного селения, поселенцами декана и капитула, (в-третьих) не в обычае облагать их тальей помимо тех случаев, когда капитул несет талью для подмоги государю - королю.
А декан и капитул утверждали, что все эти возражения ложны и вздорны , продолжая настаивать на том, чтобы названные люди талью между собою разверстали и им ее выплатили. И вышеназванные люди... согласились и пожелали, чтобы такие-то присяжные (названо 4 имени) оную талью разверстали, собрали и декану и капитулу Парижскому внесли...».
Из грамоты 1232 года
«Я, Гуго, герцог Бургундии. Извещаем всех, кто увидит настоящие грамоты, что так как по всей Бургундии существует обычай, в силу которого люди, платящие талью, где бы и чьи бы они ни были, могут освобождаться от подсудности и уходить из сеньории тех, кто получает от них талью, то в силу этого обычая и названные люди могут поступать подобным же образом.
Мансы же таковых людей и имущество на них... остаются сеньорам, которые вольны распоряжаться ими по своему усмотрению, исключая имущество, какое они держат от других сеньоров.
И вот мы, исходя из того, что так ведется по всей Бургундии и на земле нашей, дали настоящие грамоты за нашей печатью аббату и церкви Флавиньи, желая и жалуя, чтобы они... мансами вышеназначенных людей и имуществом их могли, как выше упомянуто, владеть и пользоваться...».
Из грамоты 1242 года
«Мы, Гуго, герцог Бургундии, извещаем всех, кто увидит настоящую грамоту, о том, что когда люди церкви Стефана Дижонского из Ahuy, Quetigny и других деревень, означенной церкви принадлежащих, ушли из названных деревень и из сеньории упомянутой церкви и перешли в замок Talant – в нашу сеньорию, они, проживая в нашей сеньории, имели притязание удержать за собою дома и мансы в Ahuy и других деревнях, а также прочее движимое и недвижимое имущество, коим владели, когда числились в сеньории означенной церкви.
По сему случаю, аббат Стефан и вся братия принесли нам жалобу, утверждая, что это противно праву и обычаю земли нашей и что названные люди церкви Стефана Дижонского тяжкий вред и великую обиду учиняют. Мы же, желая соблюсти права означенной церкви, …тщательно расследовали через добрых мужей…
Истину о том, какую часть люди означенной церкви, из ее сеньории в нашу или иную переходящие, должны иметь из домов, мансов, земель, лугов, виноградников и иного движимого и недвижимого имущество, коим они, пока проживали на церковной сеньерии, владели, и какая часть (из этого имущества) должна оставаться в пользу означенной церкви.
И на основании свидетельских показаний названных добрых людей установили мы, что вот каковы право и обычай, с древних времен на земле церкви Стефана Дижонского установленные. Если человек Стефана перейдет в другую сеньорию с ведома аббата, названный аббат должен беспрепятственно пропустить его по чистой совести… со всею его движимостью.
Если же он перейдет в другую сеньерию без ведома своего сеньера, вся его движимость, которая окажется на земле Стефана после его ухода, остается церкви Стефана. Сам же такой беглый человек вместе с движимостью, какую он с собою возьмет, …может быть арестован… по приказанию Стефана, и церковь Стефана может распорядиться им по своему усмотрению.
И во всех случаях ухода человека Стефана… в другую сеньерию, будет ли то с ведома или без ведома сеньера, вся его недвижимость, которую… он держал от Стефана, пока жил в его сеньерии, полностью остается упомянутой церкви…».
Из грамоты XI века
«Я, рыцарь Одон, ...дарю господу богу, святым его апостолам Петру и Павлу и Клюнийскому монастырю... все, что имею в селениях Curtilliacus и Cliciacus, (именно) манс, который держал Арнульф виллан... т. е. 12 денариев, кои поименованный виллан мне ежегодно уплачивал...».
«Твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти и к пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие»
(Иер.22:17)
Из грамоты 1060 года
«Да будет ведомо, что все оброчные дворы (casales) должны нести одинаковый оброк; каждый двор должен давать ежегодно по 8 денариев... 8 мер пшеницы и 24 (меры) овса... А также виноградник, некогда именовавшийся виноградником аббата, дважды в году должны вскапывать, подрезать и выполнять в нем все нужные работы, выжимать виноградный сок и доставлять его (для сливания) в господские бочки; если же виноградник будет обращен в поле, должны нести труды по обработке полей, насколько это понадобится и как полагается вплоть до доставки собранного урожая в господские амбары».
Из грамоты 1263 года
«Означенный дом с садом и прочими принадлежностями обещался он… от своего имени и от имени наследников и преемников своих держать на вилланском праве, согласно обычаям и кутюмам той местности, и нести за то чинш… барщину, платежи, тальи и прочее, что следует по праву… и что за названный дом и сад доселе платилось…».
Из грамоты 1268 года
«Всем, кто увидит настоящую грамоту, магистр Роберт_de Sor-bonio, Климент, архидиакон Лионский, и Мило de Corbolio, каноники Парижские, привет в господе. Да будет всем ведомо, что …была распря между достопочтенными мужами - деканом и капитулом Парижским, с одной стороны, и людьми Итевиля - с другой, по следующему поводу.
Названные декан и капитул утверждали, что им принадлежит право... облагать по своему усмотрению тальей людей Итевиля и имущества их, но что названные люди у них... это право... как бы похитили, и посему просили о его восстановлении. А еще... названный декан и капитул требовали с означенных людей штрафа за то, что оную талью, на них... наложенную, не собрали и не заплатили… но, ударивши в колокола...
Мятежно и с оружием восстали против тех, кои посланы были деканом и капитулом для отобрания их имущества, и имущество, уже отобранное за неплатеж оной тальи... отбили; и… некоторые из названных людей, вызванные на суд декана и капитула, не явились… Мы же в день, назначенный для нашего третейского разбирательства, в присутствии перед нами обеих сторон, о вышеназванном провозгласили… следующее наше решение…
Людям Итевиля и другим (людям) окрестных селений, согласно обычаю… платящим талью Парижскому капитулу, платить в настоящем году в пользу декана и капитула талью, деканом и капитулом в настоящем году установленную, в два срока… Постановили также и определили, чтобы впредь ежегодно в неделю всех святых названные люди платили означенному декану и капитулу в качестве тальи по 18 парижских ливров и чтобы талья эта…
Не могла быть ни уменьшаема, ни повышаема, за исключением тех лет, когда король обложит тальей; и тогда означенным людям платить сверх установленной суммы налагаемую на них талью для покрытия тальи королевской.
Постановили также и определили, чтобы за обиды… декану и капитулу учиненные, названные люди… заплатили декану и капитулу штраф, и определяем этот штраф, руководствуясь не строгостью закона, а по справедливости, щадя их бедность, в 100 турских ливров».
1 2
|