Симеон Богослов Новый
(949, Галатия - 1022, Хрисополис) - монах, богослов, сочинитель «Гимнов» (поэтических духовных стихов), один из ярчайших представителей традиции исихазма.
О, люди! Цари и все сильные мира
«О, люди! Цари и все сильные мира, Священники, архиереи, монахи И люди всех званий, чинов и сословий, Послушать меня не сочтите излишним, Мой голос услышьте и слову внемлите, Хоть я человек совершенно ничтожный.
Откройте мне уши сердец ваших, люди, Услышьте, познайте, что Бог говорит вам - Бог всех неприступный, един Вседержитель, Предвечный, Который рукою содержит Всю землю и все, что на ней существует.
Цари! Хорошо, что ведете вы войны С народами дикими, если при этом Вы сами языческих дел не творите, Обычаев, нравов, советов, решений, В делах и словах если вы не отвергли Меня, всех Царя и Владыку вселенной.
Но лучше б вам было блюсти Мое слово И, строго храня все Мои повеленья, В блаженнейшей бедности жить безмятежно! Что пользы страну защищать вам от рабства, Самим же всегда оставаться рабами Страстей и пороков и бесов лукавых, Своими делами себе уготовав Огонь нестерпимый и вечную муку?
Все те хороши и дела, и поступки, Что ради Меня человек совершает И ради любви и из милости к ближним. Но прежде себя пусть помилует каждый, Слова Мои все соблюдать пусть стремится, Всегда принося покаянье от сердца Во всем, что, конечно, им сделано раньше, И не возвращаясь к подобным поступкам.
Всегда пусть в словах пребывает Владыки, В Моих повеленьях и строгих законах; Пусть все соблюдает он даже до смерти, Ни словом одним, ни единой чертою Из книг и Писаний не пренебрегая. Вот это - Мне жертва, вот это - дары Мне, И благоухание и приношенье: Без этого вы - всех язычников хуже!
Епископы, главы епархий, познайте: Вы - образа все Моего отпечаток, Поставлены вы говорить предо Мною, В собраниях праведных вы предстоите, Зоветесь Моими вы учениками, Носящими Мой пребожественный образ. Вы даже над маленьким общим собраньем Такую великую власть получили, Какой наделен от Отца Я, Бог Слово.
Я - Бог по природе, но Я воплотился И стал Я двояким - в двух действиях, волях И в двух естествах. Нераздельно, неслитно Я есмь человек, но и Бог совершенный. И как человек, Я всех вас удостоил Руками Меня и держать, и касаться, Как Бог же всегда остаюсь недоступным И неуловимым для рук ваших бренных. Невидим для тех Я, кто видеть не может, Закланный за всех - неприступным остался, Двоякий в одной всесвятой Ипостаси.
Среди же епископов есть и такие, Которые саном гордятся безмерно, Всегда превозносятся над остальными, Считая их всех за ничтожных и низких. Немало епископов есть, что по жизни Весьма далеки от достоинства сана.
Я здесь говорю не о тех, у которых Слова согласуются с жизнью, делами, А жизнь отражает ученье и слово, Но Я говорю о епископах многих, Чья жизнь не похожа на их назиданья, И кто Мои страшные тайны не знают И мнят, что Мой огненный хлеб они держат, Но хлеб Мой они, как простой, презирают, И думают, будто кусок они видят И хлеб лишь едят, а невидимой славы Моей совершенно увидеть не могут.
Итак, из епископов мало достойных. Есть много таких, что высоки по сану, А видом смиренны - но ложным смиреньем, Противным, дурным, лицемерным смиреньем. Гоняясь всегда за людской похвалою, Меня презирают, Творца всей вселенной, Как будто бедняк Я худой и презренный.
Они Мое Тело берут недостойно, Стремясь превзойти всех людей, не имея Одежды Моей благодати, которой Они никогда и никак не имели. Незванно и дерзко в Мой храм они входят, Вступают вовнутрь несказанных чертогов, Куда недостойны смотреть и снаружи. Но Я, милосердный, терплю их бесстыдство.
Войдя же, со Мной говорят, словно с другом: Себя не рабами хотят, но друзьями Они показать - и стоят там без страха. Совсем не имея Моей благодати, Они обещают ходатайства людям, Хоть сами во многих грехах виноваты. Они надевают блестящие ризы, Но чистыми кажутся только снаружи: Их души - грязнее болотной трясины, Ужасней они смертоносного яда У этих злодеев, что праведны с виду.
Как некогда скверный предатель Иуда Взял хлеб от Меня и вкусил недостойно, Как будто был хлеб тот простой и обычный, И тотчас «по хлебе» вошел в него дьявол И сделал бесстыдным предателем Бога, Своей исполнителем воли коварной, Рабом и слугой своим сделал Иуду, Так точно случится в неведенье с теми, Кто дерзко и с гордостью и недостойно К Божественным Тайнам Моим прикоснутся.
Особенно главы епархий, престолов, Священноначальники часто имеют И прежде Причастья сожженную совесть, И после - совсем осужденную совесть. Входя в Мой Божественный двор с дерзновеньем Бесстыдно стоят в алтарях и болтают, Не видя Меня и не чувствуя вовсе Моей неприступной Божественной славы, Ведь если бы видели, так бы не смели Всегда поступать, не дерзнули бы даже Войти и в притвор правоверного храма.
Да, все, что написано мной, это правда. И всякий желающий в том убедится По нашим делам, иереев негодных, И лжи никакой не найдет и признает, Что Бог чрез меня говорит всем об этом. Признает он все, если сам он, конечно, Не кто-то один из творящих все это И если не тщится он хитрым обманом Свой собственный срам прикрывать, но однако Пред всеми людьми и пред силами неба «Все тайное тьмы» Бог соделает явным.
Но кто же из нас, иереев, сегодня Сначала очистил себя от пороков И только потом уж дерзнул на священство? Кто мог бы сказать дерзновенно, что славу Земную презрел и священство воспринял Лишь ради небесной Божественной славы? Кто только Христа возлюбил всей душою, А золото все и богатство отринул?'
Кто скромно живет и доволен немногим? А кто никогда не присвоил чужого? Кого же за взятки не мучает совесть? И кто не старался при помощи взяток Сам стать иереем и сделать другого, Купив и продав благодать и священство?
Кто в сан не возвел недостойного друга, Ему пред достойным отдав предпочтенье? А кто не хотел бы епископским саном Друзей наделить, чтоб в епархиях чуждых Во всем обладать и влияньем, и властью? Но это обычным считается делом И даже безгрешным у тех, кто вмешаться Хотят непременно в дела всех епархий.
А кто не давал по указке начальства, По просьбе мирских, и князей, и богатых Священного сана тому, кто не должен И кто недостоин быть пастырем в Церкви? Поистине, нет никого в наше время Из всех их, кто чистое сердце имел бы, Кого бы не мучила совесть за это, Ведь он непременно соделал что-либо Одно из того, о чем сказано выше.
Но все мы без страха грешим ежедневно, Со злом не борясь, дел добра не являя, Поэтому мы и не каемся вовсе, В глубины греха с головой погрузившись, Бесчувственно в них пребывая все время. Не ведая вкуса Божественной славы, Не можем отвергнуть мы славу земную, А эта любовь к человеческой славе Душе никогда не дает ни смиряться, Ни также себя осуждать добровольно.
Итак, если понял ты все, то скажи мне: Кто гонится за человеческой славой, Кто очень нуждается в тленном богатстве. Кто золота жаждет иметь слишком много, Кто стал ненасытным в хищенье чужого, Злопамятным к тем, кто дают не так часто. Как может сказать, что имеет он Бога, Что любит Христа, что и Духа имеет?
А кто совершенно Христа не воспринял, Отца не имеет и Духа не просит, Чтоб в нем пребывал и ходил ощутимо, Кто Бога единого в сердце не носит, Как может служенье нести непорочно, Кем будет научен святому смиренью, Как будет научен Божественной воле?
Кто станет ходатайствовать за такого И кто примирить его с Богом способен, Представить его непостыдным слугою Пречистого и непорочного Бога, Который невидим для всех херувимов, Который для ангелов всех неприступен? Кто даст ему силу служить непорочно Священную службу, всегда совершая Достойно бескровную страшную жертву? И кто из людей, кто из ангелов Божьих Сказать это может и сделать способен?
Но я говорю и всем вам возвещаю - Никто не прельщайся словами моими! - Кто прежде всего этот мир не оставит, Все то, что есть в мире, душой ненавидя, И кто одного лишь Христа не возлюбит И ради Него не погубит кто душу, Не зная совсем человеческой жизни, Но как бы всегда, каждый час умирая, Не будет рыдать о себе кто и плакать, Влеченье к Нему одному лишь имея, И кто не пройдет чрез труды и печали.
1 2
|