И Духа Святого внутрь сердца не примет,
Которого дал Он апостолам Божьим,
Чтоб с помощью Духа все страсти отринуть,
Чтоб с легкостью в добрых делах упражняться, Источники слез чтоб стяжать, от которых Души очищенье, души созерцанье, Познанье святой и Божественной воли, Божественным светом с небес просвещенье, Небесного света всегда созерцанье, Бесстрастье и святость даются всем людям, Которые Господа видеть способны.
И в сердце имеют Его постоянно, Которые Богом хранимы и сами Хранят невредимо Его повеленья - Итак, кто все это в себе не имеет, Тот пусть не старается стать иереем, Над душами власть получить не стремится, Начальником стать пусть отнюдь не дерзает. Но как Сам Христос и приносится Богу, Отцу Своему, и Себя же приносит, Так точно и нас Он приносит Владыке И Сам же опять принимает обратно.
Иначе же нам в осуждение будет И в суд совершенье подобных деяний, Ведь это страшнее убийства и хуже Блуда, любодейства и прочих пороков, Которые против людей совершаем. Грешим постоянно мы друг против друга, Но тот, кто торгует Божественным нагло И кто благодать продавать не стыдится, Тот дерзко грешит против Господа Бога.
Всегда предстоящий пред Словом Небесным И жить должен так, как Оно повелело. Ему подражая, пусть так говорит он: «Лисицы все норы имеют, конечно, И птицы небесные гнезда имеют, Лишь я не найду, где главу приклонить мне». Служитель Христов совершенно не должен Иметь ничего своего в этой жизни, Но только лишь то, что потребно для тела, А все остальное для нищих и бедных, Для церкви, конечно, должно оставаться.
Но если дерзнет он на личные нужды Церковные деньги использовать властно И то, что должно оставаться для бедных, Родным раздавать и друзьям и знакомым, Дома возводить, покупать себе земли, И много рабов набирать и прислуги - Увы, осужден человек этот будет!
Он будет подобен тому, кто растратил Все деньги жены неразумно и дерзко, А после никак расплатиться не может, Никак возместить все убытки не в силах: Такого берут и в темницу бросают Так будет и с нами, служащими в церкви, Берущими смело церковные деньги Для собственных нужд, для родных и знакомых, Совсем не заботясь о бедных и нищих, Дома возводящими, бани и башни, Обители, замки. Так будет со всеми, Кто копят приданое, свадьбы играют, А церкви свои совершенно не любят, Совсем не заботясь о них и не помня.
На долгое время от них отлучаясь, Живем мы в других государствах и странах, А жен своих вдовами мы оставляем, Не помня о них и совсем не заботясь. Иные из нас остаются на месте, Но не из любви к прихожанам и храму, А только чтоб жить от богатых доходов, Их тратя на всякое злое распутство. А кто же из нас, иереев, стремится Спасти свою душу, Христову невесту?
Хотя б одного среди нас покажи мне - Я буду и этим, поверь мне, доволен! Но горе всем нам - иереям, монахам, Епископам, клирикам века седьмого - Что мы попираем законы Христовы, Как будто они ничего уж не стоят. И если бы где-то такой оказался, Кто мал пред людьми, но велик перед Богом, Кто, познанный Богом, к страстям не снисходит, Его, как злодея, всегда изгоняем.
Из нашей среды и из наших собраний, Подобно тому, как Христа отлучили От Храма начальники, архиереи И все иудеи, как Сам Он сказал нам И вновь говорит Своим голосом ясным. Но Бог вознесет его, Бог его примет И в этой, и в будущей жизни, прославит Со всеми святыми, которых Он любит.
А что говорит Слово Божье монахам? Все те, кто стараются жить в благочестье, Заботьтесь о внутреннем образе больше, Тогда и все внешнее чистым пребудет. Ведь внешнее пользу приносит лишь людям - И вам, и всем тем, кто дела ваши видят, - А то, что внутри, для Меня вожделенно, Создателя всех, и для ангельских воинств.
Но если заботитесь только о внешнем, В красивых одеждах, в красивом обличье Являясь пред всеми людьми постоянно, И если, во внешних делах упражняясь, О внутреннем образе Божьем забыли, Совсем не стремитесь украсить, очистить Усердьем, трудами, слезами Мой образ, Который пред Богом и всеми являет.
Разумными вас и, конечно, богами, Тогда вы подобны гробам побеленным, Как некогда я говорил фарисеям, Безумие их обличая и гордость: «Извне вы красивы, внутри же вы гнилы, Костей полны мертвых, и в сердце гниющем Исполнены злобы, намерений скверных, Страстей, помышлений, лукавой заботы».
И кто среди вас ищет подвигов добрых: Поста, строгой жизни, трудов повседневных, Железных вериг, власяницы, мозолей И жесткого ложа, покрытого сеном, И всяких других добровольных страданий? Все это прекрасно, когда сочетает Подвижник такие дела и лишенья С разумным и внутренним деланьем тайным, С умом, пониманьем и мудростью скрытой.
А если без них - что великого в этом? Напрасно себя вы считаете чем-то, Являясь ничем, и гордитесь напрасно! Без тайного деланья все вы подобны Одетым снаружи в красивые ризы, Внутри же - увы! - пораженным проказой.
Приветствуя внешних обычным приветом, Заботьтесь о внутреннем деланье только, В трудах пребывая, в борьбе повседневной, В деяньях священных и подвигах добрых, Чтоб девственны в мыслях вы были пред Богом. Чтоб всяким познаньем ваш ум просветился, Чтоб были едины со Мною вы, Словом, В словах Моей мудрости, в знаниях лучших.
Народ Мой священный, все люди Христовы, Придите скорее к Владыке и Богу! Придите ко Мне, узы мира расторгнув, И всякий обман ваших чувств ненавидьте, От главных причин всего зла убегайте: От похоти зренья, от похоти плоти, От гордости в мыслях и гордости в жизни, От всяких других помышлений напрасных.
Познайте, что всякая в мире неправда Того, кто ей служит пристрастно и страстно, В погибель приводит, врагом Моим сделав. Прими, о, народ Мой, влечение в сердце К Моим бесконечным Божественным благам, Которые Я, на земле воплотившись, Тебе приготовил, как верному другу, Чтоб был ты со Мною всегда на трапезе И в Царстве Небесном со всеми святыми Вкушал несказанно бессмертные блага.
Познай же себя, что ты смертей и тленен, Что малый остаток ты жизни на свете. Ничто из мирского с собой не возьмешь ты Блестящего, сладкого, доброго в жизни, Когда отойдешь в те селенья отсюда, Лишь все, что в сей временной жизни ты сделал И злое, и доброе - это возьмешь ты.
Познай же всю тленность и смертность земного, Оставив земное, взойди выше неба: К Себе, Богу всех и Спасителю мира, Тебя Я зову, чтоб ты жил бесконечно, Чтоб благами вечными ты наслаждался, Которые дам Я всем любящим Бога Всегда, непрестанно, аминь и во веки!»
1
2
|