Нечестивый народ, пресыщенный
Божьими откровениями, со временем отвращался от исполнения Божьих требований,
ошибочно полагая, что Господь не поразит Своих приютивших к Себе детей. В свою
очередь для Милующего Господа оскорбительна такая реакция Его детей, которые с
верою в Бога погрязли в деянии вседозволенности и не разумеют, что Господь
после некоторых предупреждений устаёт миловать Свой народ. «Ты оставил Меня, говорит Господь, отступил
назад; поэтому Я простру на тебя руку Мою и погублю тебя: Я устал миловать. Я
развеваю их веялом за ворота земли; лишаю их детей, гублю народ Мой; но они не
возвращаются с путей своих» (Иер.15:6-7).
Многие религиозные люди
предаются забвению в том, что все Божьи пророки направлены в этот грешный мир с
замыслом возвращения и спасения отступивший от Господа народы. Забывается, что
пророки посылаются Господом для возвещения наказания всему согрешившему народу.
Эти пророчества направляются людям не для установления самоуспокоения, что в
подсознании человека эти откровения по мере их провозглашения зачастую
воспринимается, как слабое временное неизбежное трагическое событие, которое
невозможно будет отвратить.
Пророк Иоанн Кронштадтский произносит проповедь с призывом покаяния
«Долго ли это будет в сердце пророков,
пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца? Думают ли они
довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они
пересказывают друг другу, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала?» (Иер.23:26-27).
Господь направляет Своё пророческое Слово народу для предупреждения о
трагических явлениях, которые охватит весь народ, о приближении великой бури,
которая со всей своей свирепостью обрушится на голову нечестивых. Господь даёт
Своё разумения, чтобы люди смогли исправить грешные пути свои, поменять свой
образ жизни в соблюдении нравственности и тем самым предотвратить свою
погибель. Однако при всём этом весьма тяжело приходилось Божьим пророкам в
несении своего пророческого служения, так как при обращении к отступившему
народу с критикой, это, несомненно, вызывало противление со стороны
возгордившегося священничества, дворянства и аристократии.
Российские императоры, которые
отказались от бремени несения христианской ответственности и взамен уверовавшие
в языческие православные догматы, отказывались признать Божьи разумения,
продолжая совершать свои нечестия, не пытаясь исправить свои пути. И в случае
возникшей опасности стараясь взвалить это всё на пророков, на праведных лиц, на
инородцев, а также на своего Отца Небесного. В спокойной уверенности своей мнимой
праведности утверждая, что «это бремя от
Господа». «Вот, Я - на пророков ложных снов, говорит Господь, которые
рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением,
тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят
народу сему, говорит Господь. Если спросит у тебя народ сей, или пророк, или
священник: «какое бремя от Господа?», то скажи им: «какое бремя? Я покину вас,
говорит Господь». Если пророк, или священник, или народ скажет: «бремя от
Господа», Я накажу того человека и дом его. Так говорите друг другу и брат
брату: «что ответил Господь?» или: «что сказал Господь?» А этого слова: «бремя
от Господа», впредь не употребляйте: ибо бременем будет такому человеку слово
его, потому что вы извращаете слова живаго Бога, Господа Саваофа Бога нашего» (Иер.23:32-40).
Немало известно в российской
церковной истории о странствующих монахов и подвижников, которые именовались
юродивыми Христа ради. Их совершающие цели являлось обличение мирских
ценностей, богатства, материальных накоплений, которые отвлекли народные массы
от духовных ценностей. Своим образом жизни они обличали всякие удовольствие для
плоти, которые губят души человеческие и уводящие людей от их христианского
призвания. Будучи одеты в скромное одеяние юродивые Христа ради давали всей
общественности понять, что, таким образом, необходимо ограничиться скудными
земными богатствами для своего прежде всего духовного существования, и
использовать данные особенности с целью накоплений небесных благ. Ибо Христос
повелел: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что
пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело
одежды?» (Матф.6:25).
Предшественниками российских
юродивых во многом являлись Божьи пророки, о которых подробнее сказано в
Священном Писании. К примеру, пророк Исаия ходил нагим и босым в течение трех
лет, тем самым предупреждая о грядущем Божьем суде. « Господь сказал Исаии,
сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с
ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой. И сказал Господь: как раб Мой
Исаия ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование о Египте и
Ефиопии» (Ис.20:2-3). Пророк Иеремия по повелению Господа носил испорченный
пояс, символизирую испорченную нравственность иудейского народа. Также пророк
Осия связал свои семейные узы с блудницею, чтобы таким знамением показать обществу
свою неверность к Господу Богу.
Юродивые во Христе вели
строго аскетический образ жизни, призывали общество отречься от данного
греховного мира, пророчествуя о приближении трагических событий в случае
неразумения Божьих откровений. Известно, что даже Иван Грозный и многие жестокие
государственные деятели с благоговением относились к наставлениям, сказанные
через юродивых. Афанасий Александрийский по поводу юродства утверждал: «Люди
называют умными тех, кто умеет покупать и продавать, вести дела и отнимать у
ближнего, притеснять и лихоимствовать, делать из одного обола два, но Бог
считает таких глупыми, неразумными и грешными. Бог хочет, чтобы люди стали
глупы в земных делах и умны в небесных. Мы называем умным того, кто умеет
выполнять Божью волю».
Божьим рабам в период их
служения перед Всевышним надлежало узнать неутешительные истины, что в свою
очередь они обязаны были исполнить Божье повеление к распространению российским
гражданам откровения о надвигающихся суде. «Объявите и скажите, посоветовавшись
между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли,
Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме
Меня. Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет
иного» (Ис.45:21-22). Пророки обязаны были возвестить предупреждающее Слово
Господне, чтобы народ обратился к своему Спасителю с глубоким раскаянием, и
обновили религиозную жизнь в прежнем виде. Устами их Господь обращался к Своему
народу: «Обратитесь к Тому, от Которого вы столько отпали, сыны Израиля!» (Ис.31:6).
«Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны
погибельные! Оставили Господа, презрели святого Израилева, - повернулись назад.
Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все
сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места:
язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля
ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают
чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Ис.1:4-7).
Слово провидцев русской
церкви в своих предупреждениях о надвигающих бедствиях содержало в себе
умилительный призыв ко всем российским пастырям, чтобы они могли распространить
пророческие наставления всему народу. Пророки представляли собою,
распространителями слов истинны и правды Божьей. Им надлежало в период
безнравственного времени российской империи являться образцами для подражания
всем пастырям руководителям и народу. Точно также как апостол Павел, водимый
Духом Святым, призывал народы следовать его принципам, так через него действует
Дух Христов (1Кор.4:16, 11:1). В период отпадения народа от своего Творца,
российским провидцам надлежало быть вестниками Божьих предупреждений. Они
свидетельствовали и возвещали о Божьей Любви ко всему роду человеческому, а
прежде всего милости к отпавшему российскому народу, которые своими проступками
предали забвению Имя Господне.
Народ, получая откровения, по
Слову Господнему обязан был обратиться к своему Создателю, отбросить всякие
проявления языческого безбожия, духовного блуда и разврата, использовать
охладевшую веру к её возгоранию для труда на ниве Божьей. Использовать
кротость, смирение и добрые дела для того, чтобы войти в удел Божьей любви и
прощения. Провозглашая отступившему российскому народу право выбора к своему
избранию между жизнью и смертью. «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния
ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите
правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда
придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, -
как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю» (Ис.1:16-20).
«Возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас
гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, - не вечно буду негодовать…. Возвратитесь,
мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность» (Иер.3:12,22).
Господь повелевал Своим
рабам, наиболее известным в русском народе и имеющие доступ к царскому
престолу, чтобы они могли обратиться к начальствующим с оповещением их
дальнейшей судьбы всего российского государства. Также использовал их, чтобы
собирать российский народ у храмов, чтобы донести им Слово Божьи
предостережений о грядущей судьбе России. В дальнейшем полагаясь на то, что
народ запомнит слова предвидения, в устной или в письменной форме донесут
пророческие предупреждения ко всем уголкам российского государства, чтобы народ
обратился от своих злодеяний и обратился к Господу с покаянием. Например,
священнослужитель Тихон Задонский, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов в своё
время обличали существующие безбожные порядки всей государственной системы и религиозности
российской империи, преследуя целью помочь русскому народу увидеть свои
собственные прегрешения, увидеть, что общество деморализовалось и отступило от
требуемых нравственных основ первоначального христианства. Показывая людям их
грехи, чтобы пробудить сердца человеческие к раскаянию и исправлению своих
жизненных путей. Безбожность и богоборчество российской империи заключалось не
только в её аморальной системе, но и незнания русскими жителями Слова Божьего.
Тогда как в сравнении с последующей советским строем, то советские граждане
обязаны были учить заповеди Моисея и Христа, заключенные в моральном кодексе
строителя коммунизма и соответственно воплощать эти заповеди в
действительность. Но для малообразованного российского человека в царской Руси
получение образования представлялось невыполнимой задачею, так как
самодержавная система с её религиозною опорою всячески воспрещали народу знать
грамоту, а прежде всего, написанные тексты Священного Писания.
Архимандрит Макарий
(Глухарёв) в своей жизни пытался осуществить перевод Библии на легкодоступный
для чтения и слушания русский язык, всецело посвятив своё служение, чтобы люди
хоть немного смогли бы самостоятельно изучать Священное Писание. Также обличая
утверждённое православно-языческое идолопоклонство в российской вере, он
указывал: «Впрочем, у нас нельзя и ожидать того, чтобы одни миссионеры и
клирики приходских церквей проповедовали иноверцам Бога истинного; но и все
православные земледельцы и торговые люди нередко изъясняют им веру, которую
называют «крещёною», и многие из сих учителей называют честныя иконы богами, а
полочки, на которых они стоят, божницами».
«Язык славянский, — писал
Макарий (Глухарёв), — сделался мертвым, на нем никто у нас не говорит и не
пишет… российская словесность достигла
уже того возраста зрелости, когда русская Церковь может и поэтому должна иметь
полную Библию на русском языке». Неоднократно подвергаясь критике со стороны
священников за свои действия перевода Священного Писания.
Макарий (Глухарёв)
в своих
высказываниях отклонял возникающие разногласия ссылкой на апостола Павла... «Но
это не воспрепятствовало Павлу, проповедовать слово о кресте Господа нашего
Иисуса Христа, которое для одних казалось безумием, а для других было
соблазном, между тем как верующие находили в нем силу Божию и Божию
премудрость… Неужели Слово Божие, в облачениях славянской буквы перестает быть
Словом Божиим в одеянии российского наречия?»
Архимандрит Макарий
осуществил перевод некоторой части Библии, требовательно просил распространять
Слово Господне для изучения среди верующего народа. Однако религиозный аппарат российского
синода решило «прошение миссионера архимандрита Макария оставить без действия».
Он продолжал утверждать, что необходимо распространять Слово Божье на доступном
для изучения русском языке и тем самым призвать всё общество к истинному
христианскому служению на ниве Божьей.
«Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» (Иез.18:31-32) Синод в соответствии с её
укоренившимися языческими принципами, ответил
ему: «назначить ему (Макарию) при доме томского преосвященного епитимию
сроком от трёх до шести недель, по усмотрению преосвященного, чтобы молитвой с
поклонами он очистил свою совесть». В связи с этим в 1844 году его отстранили
от миссионерской работы и направили в Троицкий монастырь Орловской епархии.
Священнослужитель Феофан
Затворник писал: «Есть вещь крайне нужная. Разумею новый упрощенный и уясненный
перевод церковных богослужебных книг. Наши церковные песнопения все
назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская и все
нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может
обойтись без всяких других учительных христианских книг. А между тем большая
часть из этих песнопений совсем непонятна. А это лишает церковные книги плода,
который они могли бы производить, и не дает им послужить тем целям, для коих
они назначены и имеются. Вследствие сего новый перевод богослужебных книг
неотложно необходим. Ныне — завтра надобно же к нему приступить, если не хотим
нести укора за эту неисправность и быть причиной вреда, который от этого
происходит». Занимая достаточно высокий пост в российской религиозной
организации, видя всё происходящее лицемерие, неодобрение, ощущая опал и
недружелюбие со стороны несогласных архиереев с мнением исправления печальной
ситуации, и при всём этом ему пришлось подать заявление об уходе и уйти в
затвор. Разъясняя свои мотивы и
побуждения, он писал: «Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым,
но не диллетанства ради, а с тем непременным намерением, чтобы был и плод
трудов, — не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить
Церкви Божией, только иным образом служить».
Трудность распространения пророческого
предупреждающего слова для Божьих пророков является противление отступившего
пастырства и всего народа обличающему слову. Российская религиозность, пребывая
в синкретизме с властью кесаря, противится к принятию критики, так как, активно
стремясь показать народу свою мнимую исключительную нравственность, стремясь
показать о своей абсолютной божественности, гораздо более чистой, чем власть
Отца Небесного. В своих действиях иерархи официальной религиозности, всячески
игнорируя Божьи предупреждения, продолжали гордиться своей мнимой святостью,
гордиться тем, что именно они являются Божьими детьми, к которым якобы не будут
применены карающие действия Господни. Не стремясь осознать, что крепостное
рабство, угнетение и притеснение простого народа, усиление национализма,
увеличение корысти, взяточничества, распространяемые блудные и содомские
проявления, всё это является явным признаком отступления человечества. При
соответствующем «освящении» греха у религиозных лиц со временем ослеплялись их
человеческие разумение, что, конечно же, для Божьих пророков в период их труда
это является трудным служением для вразумления и наставления
религиозно-обольщённого верующего народа на путь истины. «Историческая
церковная действительность неустанно ставит вопрос, есть ли христианство путь
свободы или путь принуждения? Сама постановка этого вопроса религиозно не может
быть оправдана, но иррациональностью истории всегда вопрос этот ставился и
будет ставиться. Христианство в истории слишком часто срывалось на путь принуждения,
подвергалось искушению и отрекалось от свободы Христовой» (Николай Бердяев).
1
2
3 4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
|