Джайлс Флетчер
(1548, Уотфорд — 1611,
Лондон) — английский дипломат, автор описания русского царства в XVI столетии
Указывал о монархическом
правлении в российском государстве: «Правление у них чисто тираническое: все
его действия клонятся к пользе и выгодам одного царя и, сверх того, самым явным
и варварским образом. Это видно из Sophismata или тайн их образа правления,
описанных ниже, и угнетения дворянства и простого народа, без всякого притом
соображения их различных отношений и степеней, равно как из податей и налогов,
в коих они не соблюдают ни малейшей справедливости, не обращая никакого
внимания как на высшее сословие, так и на простолюдинов.
Впрочем, дворянству дана
несправедливая и неограниченная свобода повелевать простым или низшим классом
народа и угнетать его во всем государстве, куда бы лица этого сословия ни пришли,
но в особенности там, где они имеют свои поместья или где определены царем для
управления.
Простолюдинам сделана также
некоторая маловажная уступка тем, что они могут передавать свои земли по
наследству любому из сыновей, в чем они, обыкновенно, следуют нашему
Gauillkinde: располагать имуществом своим произвольно, имея право дарить и
завещать его по собственному желанию.
Несмотря, однако, на это, оба
класса, и дворяне и простолюдины, в отношении к своему имуществу суть не что
иное, как хранители царских доходов, потому что все нажитое ими рано или поздно
переходит в царские сундуки, как будет видно из средств, употребляемых к
обогащению его казны, и способов взимания налогов, которые излагаются ниже, в
главе о царских податях и доходах».
Иван Грозный показывает сокровища английскому послу
«Кроме своей думы, царю не с кем советоваться... за исключением
немногих епископов, архимандритов и монахов, и то для того только, чтобы
воспользоваться суеверием народа (притом всегда к его вреду), который считает
святым и справедливым все что ни сделано с согласия их епископов и духовенства.
Вот почему цари, пользуясь для своих выгод теперешним упадком церкви, потворствуют
ему чрезвычайными милостями и
привилегиями, дарованными епископиям и монастырям, ибо они знают, что суеверие
и лжеверие лучше всего согласуются с тираническим образом правления и особенно
необходимы для поддержания и охранения его».
«О мерах к обогащению царской казны имуществом подданных. Не
препятствовать насилиям, поборам и всякого рода взяткам, которым князья, дьяки
и другие должностные лица подвергают простой народ в областях, но дозволять им
все это до окончания срока их службы, пока они совершенно насытятся; потом
поставить их на правеж (или под кнут) за их действия и вымучить из них всю или
большую часть добычи (как мед высасывается пчелой), награбленной ими у простого
народа, и обратить ее в царскую казну, никогда, впрочем, не возвращая ничего
настоящему владельцу, как бы ни была велика или очевидна нанесенная ему обида.
Для этой цели чрезвычайно полезны бедные князья и дьяки, посылаемые в области,
которые сменяются так часто, именно каждый год, несмотря на то, что как сами по
себе, так и по свойствам народа (как было сказано выше) могли бы оставаться
долее, не заставляя опасаться никаких нововведений. Действительно, будучи
всегда поставляемы вновь над простым народом, они сосут тем охотнее, подобно
осам императора Тиверия, которые прилетали всегда свежие на старую рану и с
коими он сравнивал, обыкновенно, своих преторов и других областных чиновников».
«Показывать иногда публичный пример строгости над должностными лицами
(грабившими народ), если кто из них особенно сделается известным с худой
стороны, дабы могли думать, что царь негодует на притеснения, делаемые народу,
и таким образом сваливать, всю вину на дурные свойства его чиновников».
Указывал рабское положение
простого народа: «Можно поистине сказать,
что нет слуги или раба, который бы более боялся своего господина, или который
бы находился в большем рабстве, как здешний простой народ, и это вообще, не
только в отношении к царю, но и его дворянству, главным чиновниками всем
военным, так что если бедный мужик встретится с кем-либо из них на большой
дороге, то должен отвернуться, как бы не смея смотреть ему в лицо, и пасть ниц,
ударяя головою оземь, так точно, как он преклоняется пред изображениями своих
святых».
«Вот почему народ (хотя вообще способный переносить всякие труды)
предается лени и пьянству, не заботясь ни о чем более, кроме дневного
пропитания. От того же происходит, что произведения, свойственные России (как
было сказано выше, как то: воск, сало, кожи, лен, конопля и проч.), добываются
и вывозятся за границу в количестве, гораздо меньшем против прежнего, ибо
народ, будучи стеснен и лишаем всего, что приобретает, теряет всякую охоту к
работе».
«Различные виды употребляемой у них смертной казни суть: повешение,
обезглавление, умерщвление ударом в голову, утопление, погружение зимой под
лед, сажание на кол и т.п. Но большею частью преступников, приговоренных к
смерти летом, не казнят до зимы: тогда убивают их ударом в голову и пускают под
лед. Это разумеется о простолюдинах. Что же касается до лиц дворянского
сословия, если кто из них окрадет или убьет бедного мужика, то их не так тяжело
наказывают или даже вовсе не призывают к ответу. Причина та, что простолюдинов
почитают их холопами, или крепостными рабами».
О русских священниках: «Будучи сами невеждами во всем, они
стараются всеми средствами воспрепятствовать распространению просвещения, как
бы опасаясь, чтобы не обнаружилось их собственное невежество и нечестие. По
этой причине они уверили царей, что всякий успех в образовании может произвести
переворот в государстве и, следовательно, должен быть опасным для их власти. В этом случае они правы, потому что человеку разумному и мыслящему, еще более возвышенному познаниями и свободным воспитанием, в высшей степени трудно переносить принудительный образ правления. Несколько лет тому назад, еще при покойном царе, привезли из Польши в Москву типографский станок и буквы, и здесь была основана типография с позволения самого царя и к величайшему его удовольствию. Но вскоре дом ночью подожгли, и станок с буквами совершенно сгорел, о чем, как полагают, постаралось духовенство. Священники (которых зовут попами) определяются епископами почти без всякого предварительного испытания их в дознаниях и поставляются без особенных обрядов, кроме того, что на маковке выстригаются у них волосы (а не бреются, потому что этого они не терпят) шириною в ладонь или более, в это место помазует елеем епископ, который, при постановлении священника, надевает на него сперва стихарь, потом возлагает ему на грудь крест из белой шелковой или из другой материи, который он должен носить не более восьми дней, и таким образом дает ему власть служить и петь в церкви, равно как совершать таинства.
Священники суть люди совершенно необразованные, что, впрочем, вовсе не удивительно, потому что сами поставляющие их, епископы (как было сказано выше), точно таковы же и не извлекают никакой особенной пользы из каких бы то ни было сведений или из самого Священного Писания, кроме того, что читают его и поют».
«Это довело их до ужасного идолопоклонства, притом самого грубого и
невежественного, состоящего в том, что они с таким же благоговением чтят свои
образа, как бы самого Бога, принося им молитвы благодарения, жертвы, или
поклоняясь им до самой земли и ударяя об нее головой»
«Все эти недостатки происходят от лиц духовных, которые, будучи сами
невежественны и неблагочестивы, изо всех сил стараются удерживать народ в таком
же невежестве и слепоте для своих выгод и доходов, а отчасти и от тамошнего
образа правления, так как цари (на которых особенно лежит такая обязанность) не
желают заменить его какими-нибудь нововведениями, а, напротив, стараются
удержать ту религию, которая наиболее к нему подходит».
«Избрание или назначение епископов и прочих духовных лиц зависит
совершенно от царя».
«Доходы и суммы, назначенные для поддержания достоинства их, довольно
значительны. Ежегодный доход патриарха с поместий (кроме других статей)
простирается до 3000 рублей или марок, а митрополитов и архиепископов до 2500
рублей. Из епископов одни получают 1000 рублей, другие 800, иные 500 и проч.
Были и такие, которым приходилось даже (как сказывали мне) десять или
двенадцать тысяч рублей в год, как, например, митрополит Новгородский.
Одежда их (когда они бывают в
полном облачении и в торжественных случаях): митра на голове, наподобие
папской, осыпанная жемчугом и драгоценными камнями, риза, обыкновенно, из
золотой парчи, изукрашенная жемчугом, и жезл в руке, отделанный густо
вызолоченным серебром, с крестом на верхнем конце, или загнутый наподобие
пастушеского посоха». «Видя грубые и жестокие поступки с ними всех главных должностных лиц и других начальников, они так же бесчеловечно поступают друг с другом, особенно со своими подчиненными и низшими, так что самый низкий и убогий крестьянин (как они называют простолюдина), унижающийся и ползающий перед дворянином, как собака, и облизывающий пыль у ног его, делается несносным тираном, как скоро получает над кем-нибудь верх. От этого бывает здесь множество грабежей и убийств. Жизнь человека считается нипочем. Часто грабят в самих городах на улицах, когда кто запоздает вечером, но на крик ни один человек не выйдет из дому подать помощь, хотя бы и слышал вопли. Я не хочу говорить о странных убийствах и других жестокостях, какие у них случаются. Едва ли кто поверит, что подобные злодейства могли происходить между людьми, особенно такими, которые называют себя христианами. Бродяг и нищенствующих у них несчетное число: голод и крайняя нужда до того их изнуряют, что они просят милостыни самым ужасным, отчаянным образом, говоря:
«Подай и зарежь меня, подай и убей меня»
и т. п. Отсюда можно заключить, каково обращение их с иностранцами, когда они так бесчеловечны и жестоки к своим единоземцам. И несмотря на то, нельзя сказать наверное, что преобладает в этой стране — жестокость или невоздержание. Впрочем, о последнем я и говорить не стану, потому что оно так грязно, что трудно найти приличное для него выражение. Все государство преисполнено подобными грехами. И удивительно ли это, когда у них нет законов для обуздания блуда, прелюбодеяния и других пороков?»
«О делах Христа у них существует
множество заблуждений, почти тех же самых, как и в папской церкви, именно, что
он есть единый Искупитель, но не единый заступник перед Богом. Главное их
доказательство (когда с ними о том заговорить), приводимое ими в защиту этого
заблуждения, заключается в неуместном и странном сравнении Бога с земным
владыкой или государем, которого должно о чем-либо просить через посредство
ближайших к нему особ. В этом случае они отдают еще преимущество одним перед
другими».
«Это довело их до ужасного идолопоклонства, притом самого грубого и
невежественного, состоящего в том, что они с таким же благоговением чтят свои
образа, как бы самого Бога, принося им молитвы благодарения, жертвы, или
поклоняясь им до самой земли и ударяя об нее головой.
Так как все эти почести они
оказывают только образу святого, а не самому его изображению, то говорят, что
поклоняются не идолу, а святому в его образе и оттого нисколько не оскорбляют
Бога, забывая заповедь Господню, которая запрещает творить кумир и всякое
подобие для того, чтобы ему поклоняться или вообще для какого бы то ни было
употребления».
«Других церковных обрядов у них также очень много, особенно употребляют
они во зло изображение креста, которое выставляют на больших дорогах, на церковных
главах, на воротах домов. Сами себя они также беспрестанно осеняют крестным
знамением, возлагая для того руку на лоб и потом на обе стороны груди с
чрезвычайной набожностью, как можно думать, судя по их телодвижениям. Еще не
было бы так прискорбно, если бы они вместе с тем не уверяли, что в этом именно
заключается религиозная преданность и поклонение, которые следует оказывать
единому Богу, и не употребляли свое немое знамение и осенение вместо
благодарения и всех других обязанностей их в отношении к Богу».
|