Архиепископ Николай Японский (Иван Дмитриевич
Касаткин; 1 августа 1836, Смоленская губерния — 3 февраля 1912, Токио) — миссионер,
основатель русской веры в Японии.
«Как бесцветна, как противна жизнь в России без живого дела! Все
сочувствуют Миссии, но несносная формалистика тянет в бесконечность. Такова
система! Хороша ли? И сам-то делаешься скучным, гадким, точно не живым».
«Недавно кончился собор здесь. На нем и после него до сих пор, сколько
я страдал, Боже упаси! Церковь приводит в отчаяние. Кажется по временам, что
ничего ровно, кроме пены, – дунуть – и все разлетится».
«Впал в отчаяние: когда же Господь даст мне помощников и даст ли?
Ужели моя беспрерывная молитва о сем, и почти о сем одном, – тщетна? Вот и
академистов сколько воспитал, чая в них помощников себе, и ни единого! Хоть бы
кто близко принял к сердцу дело Церкви, дело церковной школы, дело воспитания
служителей Церкви!... Или Россия и вечно будет производить все таких же
самодуров и нравственных недорослей, какими полна доселе… вечно, пока так и не
погибнет в своем нравственном и религиозном ничтожестве к страшному своему
осуждению на Суде Божием за то, что зарыла талант?» (3/15 марта 1896).
«Наказывает Бог Россию, то есть
отступил от нее, потому что она отступила от Него…»
«Грустно думалось: бредет-то к нам народ все больше ленивый, а кто
поживее и поумнее, и не думает заглянуть к нам – идут на другие службы… Оттого
и духовенство у нас плохо, духовная литература мелочна, духовенство… такое, что
до сих пор в 30 лет ни одного доброго миссионера не выслало сюда Отечество. …
Э-эх, грусть-тоска глубокая!» (5/18 апреля 1900 г.).
«Пала грусть-тоска глубокая
на кручинную
головушку;
Мучит душу мука
смертная
вон из тела душа
просится» (16/29 февраля 1904).
«Это по поводу того, что русский флот японцы колотят и Россию все
клянут — ругают, поносят и всякие беды ей предвещают. Однако же так долго идти
не может для меня. Надо найти такую точку зрения, ставши на которую можно
восстановить равновесие духа и спокойно делать свое дело. Что, в самом деле, я
терзаюсь, коли ровно ни на волос не могу этим помочь никому ни в чем, а своему
делу могу повредить, отняв у него бодрость духа. Я здесь не служитель России, а
служитель Христа. Все и должны видеть во мне последнего. А служителю Христа
подобает быть всегда радостным, бодрым, спокойным, потому что дело Христа — не
как дело России — прямо, честно, крепко, истинно, не к поношению, а к доброму
концу приведет, — сам Христос ведь невидимо заведует им и направляет его, так и
я должен смотреть на себя и не допускать себе уныния и расслабления духа.
А ты, мое бедное Отечество, знать, заслуживаешь того, что тебя бьют и
поносят. Зачем же тебя так дурно управляют? Зачем у тебя такие плохие
начальники по всем частям? Зачем у тебя мало честности и благочестия? Зачем ты
не привлекаешь на себя любовь и защиту Божью, а возбуждаешь ярость гнева Божия?
Да вразумит тебя, по крайней мере, бедствие нынешнего поражения и посрамления.
Да будет это исправляющим жезлом в руках Отца Небесного!»
«Бог, видимо, наказывает Россию
за ее самомнение, за ее беспечность и за многое другое!... Но — не до конца
прогневайся, Господи! Отврати гнев, на нас движимый!» (20 апреля 1904 г.).
«Пей горькую чашу до дна! Уж на что горчее: православные жертвовали,
сооружали храм, и на пользу протестантам! Какое опозоренье! Напоминает
осквернение Иерусалимского храма язычниками. Знать мы не менее согрешили и
прогневали Бога, чем древние иудеи, вдававшиеся в язычество» (24 июня 1905 г).
«Дворянство наше веками развращалось крепостным правом и сделалось развратным до
мозга костей. Простой народ веками угнетался тем же крепостным состоянием и
сделался невежественен и груб до последней степени; служилый класс и
чиновничество жили взяточничеством и казнокрадством, и ныне во всех степенях
служения – поголовное самое беспросветное казнокрадство везде, где только можно
украсть. Верхний класс – коллекция обезьян – подражателей и обожателей то
Франции, то Англии, то Германии и всего прочего заграничного; духовенство,
гнетомое бедностью, еле содержит катехизис – до развития ли ему христианских
идеалов и освящения ими себя и других? … И при всем том мы – самого высокого
мнения о себе: мы только истинные христиане, у нас только настоящее
просвещение, а там – мрак и гнилость; а сильны мы так, что шапками всех
забросаем… Нет, недаром нынешние бедствия обрушиваются на Россию – сама она
привлекла их на себя. Только сотвори, Господи Боже, чтобы это было наказующим
жезлом Любви Твоей! Не дай, Господи, вконец расстроиться моему бедному
Отечеству! Пощади и сохрани его!» (18/31 июля 1904 г.)
«Газеты и письма из России (от отца Феодора Быстрова) приносят только
печальные известия. Там бунты, разлад, разложение, здесь поражение и
переселение русских войск в Японию. Видно прямо, что Господь наказывает Россию
за ее тяжкие грехи. Но да будет это ударами бичующей руки любящего Отца, хотящего
только блага России!» (19 марта 1905 г.).
«Наказывает Бог Россию, то есть
отступил от нее, потому что она отступила от Него…
Адский мрак окутал Россию,
и отчаяние берет, настанет ли когда просвет? Способны ли мы к исторической
жизни? Без Бога, без нравственности, без патриотизма народ не может
самостоятельно существовать. А в России, судя по ее мерзкой не только светской,
но и духовной литературе, совсем гаснет вера в личного Бога, в бессмертие души;
гнилой труп она по нравственности, в грязного скота почти вся превратилась, не
только над патриотизмом, но над всяким напоминанием о нем издевается. Мерзкая,
проклятая, оскотинившаяся, озверевшая интеллигенция в ад тянет и простой,
грубый и невежественный народ. Бичуется ныне Россия. Опозорена, обесславлена,
ограблена: но разве же это отрезвляет ее? Сатанический хохот радости этому из
конца в конец раздается по ней. Коли собственному позору и гибели смеется, то
уже не в когтях ли злого демона она вся? Неистовое безумие обуяло ее, и нет
помогающего ей, потому что самое злое неистовство ее — против Бога, самое Имя
Которого она топчет в грязь, богохульством дышат уста ее. Конечно, есть малый
остаток добра, но он, видно, до того мал, что не о нем сказано: «Семя свято
стояние ее...». Душа стонет, сердце разорваться готово. Единственное утешение,
что смерть не за горами, недолго еще мытариться видом всех мерзостей,
неистового безбожия и падения в пропасть; проклятие Божье навлекаемо на себя
моим Отечеством» (3/16 июля 1905 г.)
«Бьют нас японцы, ненавидят все народы. Господь Бог, по-видимому, гнев
Свой изливает на нас. Да и как иначе? За что бы нас любить и жаловать?»
«И Бог не защищает свой народ,
потому что он сотворил неправду. Богочеловек плакал об Иудее, однако же не
защитил ее от римлян… Видно теперь, к какому бедствию это привело Россию….. Но
поймет ли она хоть отныне этот грозный урок, даваемый ей Провидением?... Не
нужда во флоте создавала русский флот, а тщеславие; бездарность йке не умела
порядочно и вооружить его, оттого и пошло все прахом. Откажется ли же ныне
Россия от не принадлежащей ей роли большой морской державы? Или все будет в
ослеплении — потянется опять творить флот, истощать свои средства, весьма
нужные на более существенное, на истинно существенное, как образование народа,
разработки своих внутренних богатств и подобное? Она будет беспримерно
могущественною, если твердо и ясно сознает себя континентального державою, и
хрупкою и слабою, как слаб гермафродит, если опять станет воображать о себе,
что она великая и морская держава и потому должна иметь большой флот, который и
будет в таком случае всегда добычею врагов ее и источником позора для нее.
Помоги ей, Господи, сделаться и умнее и честнее!.. Исстрадалась душа из-за
дорогого Отечества, которое правящий им класс делает глупым и бесчестным».
Далее он показывал
действительное отношение к протестантам, которые впоследствии, особенно с
середины ХХ стали проявлять своё истинное лицо: «Никто так не ненавидит Россию и не желает ей зла, как протестантские
миссионеры. Почему? Да потому что Россия не дает им развращать себя. Во всех
заряд в протестантских изданиях, если встречается что про Россию, так
непременно злое и хульное. ... О, лицемеры и пройдохи!»
|