Иеромонах Амвросий Оптинский
(Александр Михайлович Гренков; 21 или 23
ноября 1812 года — 10 октября 1891 года) — священнослужитель, иеромонах.
«Насколько Оптина
Пустынь прославилась, настолько же впоследствии обезславится!»
«Хотящему спастись
должно помнить и не забывать апостольскую заповедь: «друг друга тяготы носите,
и тако исполните Закон Христов».
«Скука унынию внука,
а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись;
тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения
прибавишь, то от многих зол себя избавишь».
«Если и
в России, ради презрения Заповедей Божиих и ради ослабления правил и
постановлений…. и ради других причин
оскудеет благочестие, тогда уже неминуемо должно последовать конечное
исполнение того, что сказано в Апокалипсисе Иоанна Богослова». Отрицал о Божьей
избранности российской империи. В своих высказываниях действуя вопреки нечестивым
российским священникам и ложным пророкам: «Что же касается до государств человеческих, то они нисколько
не относятся ни к иерархии небесной, ни даже к земной, потому что Единая
Истинная Церковь не ограничивается никаким государством, а существует по всей
вселенной, имея членами своими истинно верующих и истинно благочестивых
христиан.
Для Бога все равно, в каком бы человек
государстве ни жил, только был бы истинно верующий и благочестивый христианин… Правда и неоспоримо,
что не только Богу приятно, но и всем благочестивым, если целое государство
будет процветать благочестием и истинными понятиями о вере. Но что же делать,
когда пришло такое время, что многие заботятся о суетном, оставляя единое на
потребу».
Предупреждал о
грядущей опасности: «Паук ленивый сидит на одном месте, выпустит ниточку и ждет,
— как только попадется муха, сейчас и голову ей долой, а муха-то жужжит... Так
и враг всегда протягивает сети: как кто попадется, сейчас ему и голову
долой... Смотри, не будь мухой, а то также зажужжишь».
Упомянул о распространяемом гадании: «К
угадчице вперед не советую вам ходить, чтобы вам не подвергнуть себя
шестилетней епитимий и отлучению от приобщения Святых Тайн, как сказано в
правилах Кормчей. В житиях святых нигде не видно, чтобы они гадали на чем-либо
и угадывали разные покражи и поджоги. Из жития преподобного Никиты видно, что
это делается, по искушению противной силы, с своими зловредными расчетами».
Писал о блудной страсти в религиозной российской империи:
«Пишешь,
что на тебя нападают блудные помыслы, а от молитвы ты не имеешь того утешения,
какое было прежде, и теплоты не ощущается. К молитве понуждай себя по-прежнему,
не унывай и не охладевай. Хотя и бываешь иногда побежденною в помыслах, но
опять же с новым жаром ревности и усердия обращайся к Богу и в смирении духа и
упования на Его милость продолжай обычные молитвы домашние и церковные, предавая
всего себя воле Божией».
«Святой Марк Подвижник говорит в своем законе духовном:
«корень похоти — любление похвалы и славы человеческой». Усиливается же
похоть, как говорят другие святые отцы, когда человек любит покой телесный (в
пище, питии и сне) и особенно когда не хранит своих очей от предметов
соблазняющих».
«Те6я беспокоит неуместная брань плотская. Где должна бы
быть для тебя польза духовная, тут враг ухищряется воздвигнуть для тебя
соблазн. Презри это, потому что нелепость из нелепостей такое внушение вражие.
Пишешь, что в этой борьбе кажется тебе: кто-то стоит подле тебя».
Амвросий Оптинский, предчувствовал наступление лютых
времён для России. В частности, в 80-х годах XIX
он писал одному из своих духовных учеников: «Не
хлопочи о ризе; я передумал, решил, что лучше теперь не делать ризу на
Калужскую икону Божией Матери. Первое, у нас денег мало... Второе, вспомнил я
слова покойного митрополита Филарета, который не советовал делать ризы на
иконы, потому что «приближается время, когда неблагонамеренные люди будут
снимать ризы с икон». Правда, насчёт «неблагонамеренных», монах по своей православной
фанатичности немного преувеличил, в соответствии с лживой информационной
пропаганды того периода.
Упомянул об оккультном увлечении гаданием своего времени: «Не нужно ворожиться, а лучше на волю Божию положиться». К
ворожеям ходят люди двоедушные, которые не надеются на милость и помощь Божию,
а ищут помощи человеческой или надеются более на какие-либо расчеты
человеческие, а не на Бога и Его всесильную помощь и вездесущий Промысл».
Писал о дьявольских силах, действующие в монастырях, которые
совращали монахов в совершении ими блудных помыслов: «Враги
душевные никому и нигде не дают покоя, особенно если отыщут в нас слабую
сторону и запнут каким-либо желанием неудобоисполнимым, которое человек, по
своей настойчивости, ставит иногда выше наслаждений рая».
«Сидел бес в образе
человека и болтал ногами. Видевший это духовными очами спросил его: «Что же ты
ничего не делаешь?» — Бес отвечал: «Да мне ничего не остается делать, как
только ногами болтать — люди все делают лучше меня».
«Пришел к старцу (старцу
Амвросию) какой-то господин, не верующий в существование бесов. Батюшка
рассказал ему следующее: «Приехал один барин в деревню в гости к своим знакомым
и выбрал сам себе комнату для ночлега. Ему говорят: «Не ложитесь тут, — в этой
комнате неблагополучно». Но он не поверил и только над этим посмеялся. Лег, но
вдруг слышит ночью, что кто-то дует ему прямо в лысину. Он укрылся с головою
одеялом.
«Паук ленивый сидит на одном месте, выпустит ниточку и ждет,
— как только попадется муха... Так
и враг всегда протягивает сети: как кто попадется, сейчас ему и голову
долой... Смотри, не будь мухой, а то также зажужжишь»
Тогда этот кто-то перешел к его ногам и сел на постели. Гость
испугался и со всех ног бросился бежать оттуда, уверившись собственным опытом в
существовании темной силы». Но и после сего рассказа господин сказал: «Воля
ваша, батюшка, я даже не понимаю, что это за бесы». На это старец ответил:
«Ведь и математику не все понимают, однако она существует». И еще прибавил:
«Как же бесы не существуют, когда знаем из Евангелия, что Сам Господь велел
бесам войти в стадо свиней?» Господин возразил: «Но ведь это иносказательно?» —
«Стало быть, — продолжал убеждать старец, — и свиньи иносказательны, и свиней
не существует. Но если существуют свиньи, значит, существуют и бесы».
«Пишешь, что гул
продолжается. Что делать? Надо терпеть. - Святой Иоанн Лествичник пишет, что
даже и смиренные люди слышат топоты душевных татей, но ни единым из них
искушены быть не могут, потому что ум их, заключив себя в ковчег смирения, от
душетатцев некрадом пребывает. Прибегай и ты в сем искушении к твердыне
смирения, которая для хищников неприступна».
«Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески
ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения. И ты, разумея
хитрость вражию, и вместе пагубу и вред сих страстей, т. е. гордости и
возношения, старайся смиряться пред Богом и людьми и с самоукорением исповедуй
немощь свою Господу, да подаст тебе всесильную помощь Свою и избавление. Рек
бо Сам Господь: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5)».
Стоит ли далее утверждать, по каким именно причинам Господь Бог
в день гнева Своего наказал жителей проклятой российской империи? В то время, как в
период советской власти, почему-то оккультных проявлений не наблюдалось. Лишь только после окончания 70-летнего вавилонского
пленения снова на земле русской появились так называемые геопатогенные зоны, призраки, привидения,
пришельцы из космоса и т.д.
|