Лука (Войно-Ясенецкий)
(Валентин Феликсович
Войно-Ясенецкий; 27 апреля 1877, Керчь — 11 июня 1961, Симферополь) –
религиозный писатель, профессор медицины, епископ церкви. С апреля 1946 года —
архиепископ Симферопольский и Крымский. Для уразумения Божьей работы на
советской земле он прошёл курс тяжких испытаний, проведя в ссылке в
общей сложности 11 лет, тем самым осознав необходимость обновления своей души и
веры. Стал лауреатом Сталинской премии первой степени (1946 г.).
Писал о положении
религиозности: «Тяжкие испытания и страдания перенесла Церковь наша за время Великой
революции, и конечно, не без вины. Давно, давно накопился гнев народный на
священников корыстолюбивых, пьяных и развратных, которых, к стыду нашему, было
немало. И с отчаянием видим мы, что многих, многих таких и революция ничему не
научила. По-прежнему, и даже хуже прежнего являют они грязное лицо наёмников -
не пастырей, по-прежнему из-за них уходят люди в секты на погибель себе».
С недовольством
указывал, что даже в период репрессивной чистки советского периода
многие священники продолжают вести нечестивый образ жизни для которых
воспитательная Божья работа ничему не научила: «Многие сельские священники прямо говорят мне, что им нечего делать
целую неделю, от воскресенья до воскресенья... Не есть ли священнослужение
вообще, а в наше время в особенности, тяжелый подвиг служения народу,
изнывающему и мучающемуся от глада и жажды слышания слов Господних? А многие ли
священнослужители ставят своей целью такой подвиг? Не смотрят ли на служение
Богу как на средство пропитания, как на ремесло требоисправления?... Что
делать с таким священником? Попробую устыдить его, затронуть лучшие стороны
сердца его, переведу в другой приход с строгим предупреждением; а если и там не
исправиться, уволю за штат и подожду, не пошлёт ли Господь на его место доброго
пастыря...
Им
напомню страшные слова пророка Исаии: Во что вас бить ещё, продолжающие свое
упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени
головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и
необвязанные и не смягченные елеем (Ис.1, 5-6)».
«(Спаситель)
знал, что богатство богатых в большинстве случаев бывает богатством неправедно
приобретенным эксплуатацией рабочих своих, сотрудников своих, обсчитыванием
их. Он знал, что богатые часто поедают дома вдов и сирот. Он знал, что
богатство человеческое в большинстве случаев бывает богатством неправедным.
… Господь и говорит нам:
«Если у вас есть неправедно богатство, поступайте
так, как поступил неверный домоправитель, употребите его на то, чтобы
приобрести себе друзей, которые оправдают вас в жизни вечной, если вы
употребите богатство на помощь им, на облегчение страданий и нищеты. Раздавайте
богатство ваше, и тогда будут они, эти облагодетельствованные вами несчастные
ходатаями за вас пред Престолом Всевышнего. Господь вовсе не советует
приобретать богатство неправедным путем. Он советует избавиться от неправедного
богатства, советует использовать его так, как это нужно для спасения душ
наших».
«Можно
сказать, что Господь не только явно неправедное богатство, но и всякое
богатство считает неправедным. Не каждое богатство приобретается неправедным
путем, путем нечистым. Бывает немало людей, которые богатство стяжали путем
чистым: тяжелым трудом своим, благодаря талантам своим, благодаря глубокому
уму своему; такое богатство почетно и не ставится наряду с неправедным... Но и
это богатство Господь считает неправедным. Основываюсь на словах Самого
Спасителя, ибо вы слышали, как однажды подошел к Спасителю юноша, желавший
спастись, и просил указать, что требуется, чтобы наследовать жизнь вечную.
Господь отвечал: «Разве ты не знаешь заповедей? Исполняй эти заповеди». Юноша
ответил: «Я все заповеди знаю, все их исполняю; что еще требуется от меня?» Господь ответил: «Если хочешь быть
совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф.19,21). Опустив скорбно голову, этот юноша
в молчании отошел от Христа, потому что велико было богатство его, и не мог он
расстаться с ним. Если не мог расстаться с ним, поступил неправильно, ибо люди,
следующие основному закону Христову, закону любви и милосердия, не могут
равнодушно смотреть на страдания несчастных, голодающих, обездоленных,
бесприютных и обязательно будут раздавать свое богатство. А если не раздаем
богатства, даже праведного, значит нет у нас любви, а если нет любви, то как
получим жизнь вечную, радость вечную? Итак, видите, что не только неправедное
богатство, но и всякое богатство, удерживаемое при себе, лишает права получить
жизнь вечную. Богатство, которое человек держит только для себя, которым не
старается приобрести друзей, которые бы свидетельствовали перед Богом о
милосердии Его на Страшном Суде, осуждает человека. Богатство подобно тяжким
железным узам, которыми связан человек в жизни. Это тяжесть, которая давит его
к земле, тяжесть, которая не дает воспарить горе, к Престолу Всевышнего. Поэтому
всякое богатство, даже чисто нажитое, Господь считает богатством неправедным и
заповедует богатством этим распорядиться как мошенник-домоправитель;
распорядиться так, чтобы приобрести друзей в жизни вечной».
Умоляю вас, сопастыри мои, помните слова Павловы: Корень всех
зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами
себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6,10). Помните также, что доброго пастыря
даже нищий народ не оставит в нужде. А корыстолюбивый всем ненавистен. Да не
будет таких среди нас, да успокоится наболевшее сердце мое!»
Ибо тот, кто не в Бога богатеет, кто не с Богом собирает, тот
только расточает и на Страшном Суде, в вечной жизни окажется нищим, ничего не
имеющим, всё расточившим и ничего не собравшим для Христа.
Собирать для Христа значит собирать для тех, в лице которых
предстоит Господь Иисус Христос, прося наше¬го милосердия, ибо когда оказываем
милосердие одному из меньшей братии Его, из обремененных горем и нуж¬дой,
оказываем милосердие Самому Господу Иисусу Христу. Мы тогда собираем достояние
не для себя, не в себя богатеем, собираем для того, чтобы эти жертвы
предшествовали нам, когда уйдем из жизни, чтобы святые ангелы понесли на
золотых блюдах все наши добрые деяния, добрые побуждения, добрые мысли и слова
впереди нас к Престолу Божию. Эти сокровища, собранные во имя Его, для Него,
откроют нам путь, светлый путь в жизнь вечную, дадут радость великую. Вот что
значит собирать со Христом».
«Пастыри молчат... Когда я говорю с вами об этом, то чаще
всего слышу в ответ: «У нас нет пособий для проповеди». Не стыдно ли так
отвечать? Разве проповедь состоит в повторении чужих проповедей? Разве не
слышали вы от святого апостола Павла: И слово мое и проповедь моя не в
убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы (1 Кор
2:4)? Так что же? Значит, нет в вас ни духа, ни силы, если не хотите
проповедовать; не имея сборников чужих проповедей, не имеете своих мыслей о
Боге, а ищете чужих? Зачем вам сборники чужих проповедей, если сама Библия есть
неисчерпаемое руководство для проповедей?....
Диплом лауреата сталинской премии
А я видел многих священников,
которые ни разу не прочитали всей Библии. Не позор ли это?.. Знаю, что готов у
многих ответ на обвинение в нерадивости. Знаю, что многие скажут: виновен ли я
в том, что не получил от Бога дара красноречия и не могу составлять проповеди,
а сборников печатных проповедей теперь почти невозможно найти? Не лукавь,
нерадивый иерей, ибо дело не в сборниках проповедей, а в сердце твоем... Если
не проповедует священник или епископ, то значит, что не только нет святого
избытка в сердце его. Но пусто оно, и не о чем ему говорить и проповедовать».
«Мои циркулярные распоряжения не исполняются... Что мешает
священнику каждый день хотя бы вечерню прочитать про себя в церкви, при одной
горящей на престоле лампаде, или даже у себя дома? Если бы поступали так
нерадивые пастыри, то, конечно, твёрдо знали бы простодневную службу. И для
своей дремлющей от скуки души получали бы великую пользу. Преобразились бы они
в глазах народа. Заслужили бы уважение и любовь своей паствы и престали бы
жаловаться на то, что их церкви пустуют даже в праздничные дни. Благочестие и
глубина веры пастырей передаётся и пастве. А хладная душа пастыря как зажжёт
Божественным огнём погибающие в забвении Бога души вверенных ему людей? Не
должен ли священник быть религиозным вождём своей паствы, а не только
требоисправителем? Немало у нас церквей, которые стоят запертыми от воскресенья
до воскресенья. А разве не должны они открываться каждое утро при звоне в один
колокол, зовущем верных хоть на несколько минут зайти в храм по дороге на
работу или по мирским делам? Если будет знать верующий народ, что каждое утро
открыт храм, что даже при невозможности ежедневно совершать в нём Божественную
Литургию читаются в нём часы и служится обедница, то сила Божия упрочит
благочестие, привлечёт в храмы всё больше людей, видящих, что священник каждый
день молится о них. Прошу и молю всех священников одноштатных церквей исполнять
это. Очень нетрудно и в полном одиночестве, без псаломщика, прочесть часы или
обедницу при свете хотя бы немногих лампад, а вечером прочесть вечерню. И
велико будет благословение Божие над таким пастырем, помнящим, что он поставлен
молитвенником за народ. Буди, буди! Да возгорится ревность в сердцах всех моих
сопастырей и да зажжёт их ревность сердца пасомых! (16 февраля 1948 г.).
«До моего сведения дошло, что некоторые священники продолжают
назначать таксу, и притом высокую, за Таинства и требы. Прошу отцов благочинных
строго следить за проявлением корыстолюбия священников, служащего нередко
поводом к переходу православных в секты, и объявить, что уличённые в требовании
определённой платы за требы будут запрещаться мною в священнослужении» (11 марта 1948 г.).
Отмечал о значении
Русского Навуходоносора для советского народа и всего человечества: «Сталин сохранил Россию, показал, что она
значит для мира. Поэтому я как... христианин и русский патриот низко кланяюсь
Сталину».
|