Митрополит Макарий
(Невский)
(Михаил Андреевич Невский (Парвицкий); 1
октября 1835, село Шапкино Владимирской губернии — 1 марта 1926, село
Котельники).
Указывал о состоянии духовенства и аристократии российской
империи: «простота и чистота нравов
заменяются лоском внешних приличий».
«Храм Божий у многих
заменяется театром и цирком, даже «разгулом».
«Золотое сердце было
у тебя, русский народ. Как же потемнело это золото? Серебро доброе были твои
нравы и обычаи. Как же помрачилось это сребро доброе?»
«Русь святая, что
сталось с тобою? Где твоя святость? Кто возвратит нам то благочестие предков
наших… Тогда весь русский народ был, как один человек: все думали одну думу,
как бы постоять за те устои, на которых стояла земля русская: за веру, за царя,
за народ благочестивый.
«Многие пастыри, не пасут вверенного им стада… Многие, долженствующие быть солью для народа, потеряли силу соли, обуяли настолько, что годны стали только для изсыпания под
ноги и попрания»
Все сословия, и бояре, и земледельцы, и богатые, и
бедные составляли как бы одну семью. Где земледелец, там и боярин; где купец,
там и нищий. Настанет ли праздник Господень, и все идут в храм Божий: князь и
боярин с сумой для милостыни, и бедняк в лохмотьях, и нищий с протянутой рукой,
и земледелец с копейкой трудовой на свечку Богу, — все идут в храм Божий и для
всех там было место. А пьянства и греховных увеселений, отвлекающих ныне людей
от праздничной Божией службы, отнюдь не допускалось: все питейные дома
запирались в субботы до понедельника; о зрелищах и увеселениях под праздники,
как допускают ныне, и помину не было.
Супружества были связаны
неразрывными узами до гроба. Дети воспитывались в страхе Божием, в повиновении
родителям, в почтении старшим. Не много было тогда мужей ученых, но все они
были люди верующие, благочестивые. Простой народ разным наукам хотя и не
учился, но хорошо знал ту науку, которую давала ему Св.Церковь; от нее он
учился по Псалтири, по Прологам или толковым Евангелиям, по житиям святых, по
Златоусту и другим учителям Церкви, которые читались в храмах Божиих. Из этих
книг народ не только умудрялся но спасение, но научался и житейской мудрости.
Много и доныне осталось мудрых народных изречений от старых времен; из
сборников их составляются ныне целые книги. Откуда у предков наших та мудрость,
которую можно уподобить изречениям древних мудрецов иудейских и эллинских? Все
это, или почти все, благочестивый народ восприял из писаний, которые читались
ему в храме и которым он научился и дома. Ныне не то стало; все пошло по-иному,
но только не по-Божьему. Старое мы стали бросать и нового доброго ли наживаем?
От добрых старых обычаев у нас остались только клочки. Мы проживаем старое
богатство, доставшееся нам по наследству от добрых наших предков, как проживал
блудный сын наследство своего доброго отца. Нужны ли примеры для этого? Вот, в
старину и боярин, и купец, и ремесленник, и земледелец — все любили Св.Церковь,
как матерь свою. Ныне многие стали чуждаться Св.Церкви, стыдиться, как стыдится
иногда юноша своих простых родителей, попавший в город по их же милости и
наслушавшийся насмешливых рассказов недобрых людей о простоте селян и мнимом превосходстве
городских жителей».
После 1917 года призывал русский народ к покаянию: «Обратимся к Богу с молитвами и покаянием,
как молились и каялись наши предки во времена лихолетья. За наши грехи Господь
нам послал такую напасть».
«Мы отступили от
Бога, нарушили заповеди Его, мы пренебрегли уставами святой Церкви Его, и вот
исполняется над нами то, что изрекла мудрость народная: той земле не устоять,
где начнут уставы ломать».
«Спасение нашей
страны в святой Церкви: она может дать мир чадам своим, если они будут слушать
ее голоса; она защитит их молитвою своею, она оградит их уставами своими.
Возвратимся к Церкви,
которую мы стали забывать и оставлять. Будем неуклонно собираться в храмы наши,
и сановные и простые люди, землепашцы и землевладельцы, торгующие люди и
ремесленники - все будем неуклонно присутствовать при богослужениях воскресных
и праздничных; прекратим наше веселье, освятим дни праздников, предоставивши
посещение увеселительных зрелищ в это время иноверцам и отрекшимся от Бога».
«Так мы растеряли то
сокровище добра, которое скопили наши предки и передали нам, как богатое
наследие, с которым соединялось Божие благословение».
«Мы проживаем старое
богатство, доставшееся нам по наследству от добрых наших предков, как проживал
блудный сын наследство своего доброго отца. Нужны ли примеры для этого? Вот, в
старину и боярин, и купец, и ремесленник, и земледелец – все любили св.
Церковь, как матерь свою.
Ныне многие стали чуждаться св. Церкви, стыдиться,
как стыдится иногда юноша своих простых родителей, попавший в город по их же
милости и наслушавшийся насмешливых рассказов недобрых людей о простоте селян и
мнимом превосходстве городских жителей».
«В старину и князь, и
боярин, и купец, и земледелец чтили праздники Господни; все более или менее
любили посещать храмы Божии; с вечера шли к вечерне; утром, вставая рано, шли к
утрени, а потом к литургии. Ныне не то. Посмотрите, кем ныне бывают наполнены
наши городские храмы? Там только простой народ, да и тот далеко не весь и не
всегда.
«Вы умножили беззакония ваши более, нежели язычники, которые вокруг вас, по уставам Моим не поступаете и постановлений Моих не исполняете, и даже не поступаете и по постановлениям язычников, которые вокруг вас»
(Иез.5:7) Все знатное и богатое там отсутствует; нет их ни на вечернем, ни на
утреннем богослужении. С вечера одни из них сидят в домах увеселений, в
театрах; другие в домашних спектаклях, в прогулках; иные за картежными столами,
а утром, когда бывает литургия, они еще спят после вечерних и ночных увеселений».
«В старину весь
русский народ составлял одну семью, у которой была одна вера, одни обычаи. Ныне
разделился русский народ. – Каждое сословие избрало для себя как бы свою особую
веру, свои обычаи. Верхние сословия стали стыдиться веры своих отцов и остались
совсем без веры или же пошли за изобретателями новых вер, сделались
последователями новых лжеучителей, образовавших новые секты, новые толки.
Средние сословия избрали себе новых богов: торговое стало поклоняться золотому
тельцу, которому приносит в жертву все свои труды, все время, ему отдает и все
свои думы и все свое сердце: ремесленник то занят своим делом, препятствующим
ему служить Богу, то отдается греховному отдыху в виде разгула, попоек и
разного рода увеселений. И торговцы, и ремесленники живут также без веры и без
церкви. Только низшее сословие пока держится унаследованной от предков веры и
обычаев, но и то далеко не все».
«В верхних слоях его
отступление от Бога, отпадение от Церкви… А о простом народе с сожалением должно
сказать, что он спился и развратился. Он пропивает свое достояние, свои
пожитки; он пьет с горя, пьет с радости; все сделки у него совершаются не
иначе, как с выпивкой. Если он несет в
жертву Богу свою трудовую копейку, то в винную лавку отдает полный рубль. Он
сам пьет, и дети пьют; пьют и женщины.
Пьянство приводит его
к разврату. Мужья оставляют жен, жены покидают мужей и идут за другими.
Развращается и молодежь по примеру старших. Не было в старину такого разврата,
как ныне. Усилилось ныне и воровство: один обкрадывает казну и не считает это
грехом; этот крадет святыню, обкрадывает церковь. Наемник обкрадывает хозяина,
а хозяин не всегда отдает должное наемнику. Обман и клятвопреступление также не
стали считаться грехом. Кто только ныне не лжет, кто не обманывает? Нигде не
стало честности и добросовестности. У самых, по-видимому, честных людей
честность сохраняется только дотоле, пока ее сдерживает стыд и страх. У нас
прошли те времена, когда можно было ценные вещи оставлять на дворе без запора и
караула.
Трудно ныне найти
человека, который сам объявил бы потерянную кем-либо вещь и доставил ее хозяину
ее».
«Не потому ли мы
теперь терпим неудачи? На окраине нашего отечества идет война, столь
несчастливая для нас, что как будто Господь отступил от нас и не ходит с нами в
войсках наших, предавши нас позору пред народами земли. И при таком унижении мы
дерзнем ли сказать: за что, Господи? Ибо знаем, что мы, будучи народом,
осчастливленным Богом и удостоенным милости Его преимущественно пред другими
народами, обесславили имя Его нашею жизнию. Мы можем сказать только одно: Тебе,
Господи, – правда, нам же – стыдение лица! Несчастливые во внешней войне, мы
ведем и внутреннюю войну, которая едва ли не тяжелее внешней. Это – наша
внутренняя смута, которая раздирает наш народ, производит застой в работах. Нам
грозит опасность прийти в состояние того царства, которое, по Евангелию,
разделившись само на себя, не устоит. Но при всем том, мы как бы не чувствуем
ударов; ибо пришли в состояние бесчувствия, подобно больному, пораженному
параличем. Бедствие родины, как чужое, не трогает нас, и мы, даже при тяжелых
ударах, говорим: не больно нам! Не для того ли Господь посылает к нам, кроме
общего для всей страны бедствия, еще для каждого города и области особые
несчастия: в одном месте у нас повальные болезни, в другом – падеж скота, в
третьем – неурожай хлеба несколько лет сряду, в четвертом – волнения молодежи,
волнения среди рабочих и другие смуты, грабежи, пожары. Несмотря на это, мы все
еще готовы говорить: «Не больно нам» и
продолжать есть и объедаться, пить и пропиваться, играть и проигрываться.
По-прежнему пустуют наши храмы и наполняются театры и дома народных увеселений
любителями веселия».
«Будем соблюдать
установленные Церковию посты, будем увещевать и обличать нарушителей уставов
Церкви, как виновников гнева Божия, постигающего землю русскую. Будем
воспитывать детей в страхе Божием, в благочестии, в почитании старших, в любви
к святой Церкви».
«Будем все каяться в
грехах наших: пусть одни из нас каются в грехе отступления от Бога, отпадения от Церкви»
«Худо у нас на Руси, уже так худо, что хуже этого может быть только гибель всего. Сохрани Бог. Но хочется верить, что Господь обнаружил наши раны и выдавливает из них гной для того, чтобы помиловать и исцелить нас. Нужно возвратиться к тому месту, с которого началось формальное отпадение от Церкви и пренебрежение к заповедям десятословия. Нужно отменить закон, разрешающий зрелища в Великий пост и под праздники. Иначе интеллигенция не будет иметь возможности и потом совсем отвыкнет ходить в церковь. Нужно отменить закон о раздельном жительстве супругов без расторжения брака. Но мы так уклонились от заповедей, что возвращение к ним может совершиться только посредством тех ударов, каким некогда Господь подвергал свой народ - Израиля».
«Пусть кается русский
народ, земледелец и рабочий в чрезмерном пьянстве, в разврате, в непослушании
пастырям Церкви, в неповиновении богоучрежденной власти. Наложим на себя
добровольный пост, смирим себя, как ниневитяне, и будем умолять Милосердаго о
прощении, как научает этому песнь церковная: согрешихом, беззаконновахом,
неправдовахом пред Тобою: нижесоблюдохом, ниже сохранихом, якоже заповедал еси
нам. Но не предаждь нас до конца, отцев Боже.
Спаси, Господи, люди
Твоя и благослови достояние Твое!»
Пророчествовал о
70-летнем вавилонском плене России: «Таким
образом, как бы весь русский народ пришел в такое состояние, в каком некогда
находился Израиль, который, отпавши от Бога и предавшись нечестию, за это
подвергался разным наказаниям, а потом 70-летнему плену. Через пророка сказано
было об этом народе: от подошвы ноги до темени головы нет у него здорового
места: язвы, пятна, гноящиеся раны (Ис. 1, 6). Нечто подобное стало и с русским
народом. И он как бы обратился от ног до головы в гнойный труп».
«Мы не только не
чувствуем боли от поражающих нас ударов войны, убийств, мятежей, голода и др.
бедствий, но как будто у нас веселее стало с тех пор, как на отечество наше
стали падать удары.
О, кто даст сердцу нашему сокрушение и очам
нашим слезы, чтобы оплакать наши бедствия и выплакать перед Богом наше
избавление?
О, Русь святая! Вспомни свои добрые былые
времена! Вспомни и те лихолетья, в которые ты умела прибегать к Богу с молитвой
и покаянием и получала себе избавление! Вспомни Забытого (Бога ) тобою и
помолись. Смех твой в плач да обратится; принеси покаяние и плоды, достойные
покаяния.
Обрати нас, Господи,
и мы обратимся. А без Тебя мы и сего не можем сделать.
Восстани, Господи,
помози нам и избави нас имене Твоего ради!»
|