Митрополит Платон (Левшин)
(Пётр
Георгиевич Левшин; рождён в 1737 году Московской губернии — умер в 1812 году) —
епископ; с 1775 года — архиепископ (с 1787 года— митрополит) Московский и
Коломенский.
«Наши перегородки между церквями до неба не доходят».
Указывал о лукавых
деятелях: «Лицемер тот, кто собственный
прибыток считает выше закона совести; лицемер тот, кто иное содержит в сердце,
иное на языке, кто имеет наружность святую, а внутренность беззаконную. Лицемер
тот, чья сущность разодрана надвое, тот, кто сам с собою не согласен. Лицемер -
выродок, имеющий образ человеческий, а мысли бесовские...».
«Он (лицемер) закрывает от нас истину или, еще хуже, выдает
ложь за истину, обман за мудрость, хитрость за благоразумие, обиду другого за
правосудие, развращенность за похвальную благопристойность, а тем смешивает
Небо с землей и все дела человеческие заполняет мраком и извращением».
«Враг времени есть леность; она берет в плен это наше
драгоценное сокровище. Как взятый в плен воин уже не воюет за нас, ибо руки и
ноги его связаны, так и время, плененное леностью, для нас потеряно, ибо оно
никакому уже нашему действию не помогает. А оставшись без времени, которое
состоит в непрестанно текущих действиях, как мы можем считаться живущими? Тень
не есть тело, а только вид тела; так и человек, расслабленный леностью, не есть
живое существо, но только тень живого существа...».
Писал о священниках: «Если можем сожалеть, что некоторые пастыри
недостаточно просвещены учением, тем более жалеть надо, если иные и к Богу
малоусердны, и их жестокую душу не слишком пронзает страх Божий. Благочестивый
пастырь и без долгого учения примером поможет, а ученый, но без благочестия -
нисколько, или что созиждет учением; то разорит своей дурной жизнью. Впрочем,
ничего не может быть драгоценнее, ничего любезнее, ничего достойнее, чем
пастырь, в котором учение соединено с благочестием. «Кто сотворит и научит, тот
великим наречется в Царстве Небесном».
«А чтобы все это еще не усугубилось, надо вам, пастыри,
звание свое утверждать собственным примером. Едва ли может быть больший соблазн
и преграда делу Божию, если ни жизнь, ни дела не соответствуют учению».
|