Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944
гг.) - русский философ, теолог, священник российской церкви. С юности
увлекается марксизмом, желал видеть весь мир в христианском социализме. Он
называл марксизм «источником бодрости и деятельного оптимизма, боевым кличем
молодой России, как бы общественным бродилом», «первым горячим ручейком,
растопляющим зимний лёд».
«Вековые преступления против свободы совести тяжелым свинцом лежат на
исторической совести русской церкви, и надолго еще само слово «церковь» будет
вызывать ассоциации о суздальских тюрьмах, синодских посланиях, темных деяниях
«миссионеров» и т. п.».
С. Булгаков писал в 1907 г.: «Совершенно новым в этих выборах было
принудительное участие в них духовенства, причем оно было заранее пристегнуто
властью к «правому» блоку и все время находилось под надзором и под
воздействием архиерея... Последствия этого сатанинского замысла — сделать
духовенство орудием выборов правительственных кандидатов — будут неисчислимы,
ибо духовенству предстоит еще отчитываться пред своей паствой за то, что по их
спинам прошли в государственную думу «губернатор» и иные ставленники
своеобразных правых...
Это политический абсурд и наглый цинизм, которого
нарочно не придумают и враги церкви... До сих пор мне приходилось много
нападать на нигилизм интеллигентский, но я должен признать, что в данном случае
ему далеко до нигилизма административного!»
В 1907 г. упоминая политику дворянства,
писал: «Ах, это сословие! Было оно в оные
времена очагом русской культуры, не понимать этого значения русского дворянства
значило бы совершать акт исторической неблагодарности, но теперь это -
политический труп, своим разложением отравляющий атмосферу, и между тем он
усиленно гальванизируется, и этот класс оказывается у самого источника власти и
влияния. И когда видишь воочию это вырождение, соединенное с надменностью,
претензиями и, вместе с тем, цинизмом, не брезгающим сомнительными
услугами, - становится страшно за
власть, которая упорно хочет базироваться на этом элементе, которая склоняет
внимание его паркетным шепотам».
После Первой революции
указывал: «Россия пережила революцию. Эта
революция не дала того, чего от нее ожидали. Положительные приобретения
освободительного движения все еще остаются, по мнению многих, и по сие время по
меньшей мере проблематичными. Русское общество, истощенное предыдущим
напряжением и неудачами, находится в каком-то оцепенении, апатии, духовном
разброде, унынии. Русская государственность не обнаруживает пока признаков
обновления и укрепления, которые для нее так необходимы, и, как будто в сонном
царстве, все опять в ней застыло, скованное неодолимой дремой».
«Русская гражданственность, омрачаемая многочисленными смертными
казнями, необычайным ростом преступности и общим огрубением нравов, пошла
положительно назад. Русская литература залита мутной волной порнографии и
сенсационных изделий. Есть от чего прийти в уныние и впасть в глубокое сомнение
относительно дальнейшего будущего России».
«После кризиса политического наступил и кризис духовный, требующий
глубокого, сосредоточенного раздумья, самоуглубления, самопроверки,
самокритики. Если русское общество действительно еще живо и жизнеспособно, если
оно таит в себе семена будущего, то эта жизнеспособность должна проявиться
прежде всего и больше всего в готовности и способности учиться у истории».
«Опыт добра и зла, составляющий условие духовного роста, и ничто так не
опасно, как мертвенная неподвижность умов и сердец, косными консерватизм, при
котором довольствуются повторением задов или просто отмахиваются от уроков
жизни в тайной надежде на новый «подъем настроения», стихийный, случайный,
неосмысленный».
«Интеллигенция отвергла Христа, она отвернулась от Его лика, исторгла
из сердца своего Его образ, лишила себя внутреннего света жизни и платится
вместе с своею родиной за эту измену, за это религиозное самоубийство» (1909
г.).
«Легион бесов вошел в гигантское тело России и сотрясает его в
конвульсиях, мучит и калечит. Только религиозным подвигом, незримым, но великим
возможно излечить ее, освободить от этого легиона» (1909 г.).
«Пора, наконец, понять в самом деле, что Христова заповедь: одеть
холодного, накормить голодного, посетить заключённого в тюрьме - исполняется в
настоящее время более чем в какой бы то
ни было другой форме посредством сложной социальной техники - социального
законодательства, рабочих организаций, стачек, кооперативного движения. Ведь
если искренне желать исполнять заповедь Христову, то нужно и уметь её
исполнять, знать нужные и пригодные средства к её исполнению. Все это совестно
и скучно говорить и доказывать, и было бы совершенно излишне на Западе и в
Америке, где движение так называемого христианского социализма давно не
новость, но, к сожалению, приходится у нас».
«Капитализм есть организованный эгоизм, который сознательно и
принципиально отрицает подчиненность хозяйства высшим началам нравственности и
религии, он есть служение маммоне, маммонизм, по выражению Т. Карлейля. Никогда
еще в истории и не проводилось в жизнь такое безбожное, беспринципное служение
золотому тельцу, низкая похоть и корысть, как ныне».
«Легион бесов вошел в гигантское тело России и сотрясает его в
конвульсиях, мучит и калечит» (1909 г.).
«Христианству не только нет никаких причин бояться социализма, но и
есть полное основание принимать его в качестве благодетельной общественной
реформы, направленной к борьбе с общественным злом, насколько эти меры не
сопровождаются грубым насилием и сообразны с здравым смыслом».
«Произошло то, что Россия изменила своему призванию, стала его
недостойна, а потому пала, и падение ее было велико, как велико было и
призвание. Происходящее ныне есть как бы негатив русского позитива: вместо
вселенского соборного всечеловечества — пролетарский интернационал и
«федеративная» республика. Россия изменила себе самой, но не могла и не
изменить. Великие задачи в жизни как отдельных людей, так и целых народов
вверяются их свободе. Благодать не насилует, но и Бог поругаем не бывает.
Потому следует наперед допустить разные возможности и уклонения путей. Этот
вопрос, вы знаете, всегда интересовал С. В. Ковалевскую и с математической и с
общечеловеческой стороны, и она излила свою душу в двойной драме: как оно могло
быть и как оно было, с одними и теми же действующими лицами, но с разной
судьбой. Вот такая же двойная драма ныне начертана перстом истории о России: теперь
мы переживаем печальное «как оно было», а тогда могли и должны были думать о
том, «как оно могло быть» (1918 г.).
С.Булгаков писал о «мёртвых»
верующих лицах, не стремящие к обновлению своей души: «В среде христиан, вернее, лжехристиан, существуют только два отношения
к общественным и политическим вопросам: или черносотенное, или
мертворавнодушное. Конечно, среди исповедующих истины христианства есть немало
лиц, вовсе не индифферентных к
общественности и принимающих горячее участие в делах современности, но они
делают это не как христиане, а как политики, выполняя какое-то внешнее,
нерелигиозное дело».
«Противопоставляясь в том, в чем существует глубокая и непримиримая противоположность
между христианским и языческим отношением к социализму, не следует без крайней
необходимости разъединяться в том, что соединяет, является общим, и в
преследовании таких объективных задач следует идти в стройной армии прогресса,
в общих рядах социализма, ибо в социализме как хозяйственной организации
содержится христианская идея, заложено организующее начало социальной любви».
«Именно такая свобода от хозяйства, или некоторое сверххозяйственное
состояние, составляет мечту социализма. «Развитием производительных сил»,
производством богатства, будет достигнута фактически неограниченная способность
человека повелевать природой. О том, как будет справляться человек с этой
свободой, здесь даже не спрашивается, ибо заранее предрешено, что все порочные
наклонности человека происходят от бедности
и побеждаются вместе с нею...».
«Вся история человечества до сих пор есть, по мнению Маркса, в существе
своем экономическая борьба классов. Если бы эта мысль высказывалась в столь же
всеобщей и непререкаемой форме, как учение Дарвина, это было бы по крайней мере
понятно и последовательно. На самом же деле оказывается, что эта борьба за
существование, имеющая силу для всей прошедшей и настоящей истории, прекратит
почему-то свое действие на будущую эпоху, и из волчьей стаи получится вдруг
социалистическое братство. Такая отмена того, что является, по мысли
социалистов, как бы непреложным законом природы, может быть признана только
чудом, которого, однако, вообще вовсе не допускается сторонниками этого учения».
«Голос науки и совести сходятся
в том, что капиталистическое хозяйство ради общего блага должно быть
преобразованным в направлении растущего общественного контроля или в
направлении социализма».
«Программа, так называемого «христианского социализма», появляется в
новое время, преимущественно в XIX веке. Основная мысль «христианского
социализма» состоит в том, что между христианством и социализмом может и должно
существовать положительное соотношение. Христианство дает для социализма
недостающую ему духовную основу, освобождая его от мещанства, а социализм
является средством для выполнения велений христианской любви, он исполняет
правду христианства в хозяйственной жизни».
«По учению христианства история есть богочеловеческий процесс, в
котором собирается и организуется единое человечество, «тело Христово». Для
этой задачи мало одних усилий личного усовершенствования и душеспасительства,
но необходимо воздействие и на общественные формы и на внешние отношения людей
между собою, необходима не только личная, но и социальная мораль, т.е.
политика.
«Русская литература залита мутной волной порнографии и
сенсационных изделий. Есть от чего прийти в уныние и впасть в глубокое сомнение
относительно дальнейшего будущего России»
Политика есть средство внешнего устроения человечества, и в этом
смысле средство хотя и преходящего значения, но неоспоримой важности. Для того,
чтобы отрицать политику и общественность, нужно отрицать историю, а для того,
чтобы отрицать значение истории, нужно отрицать и человечество, как целое,
рассыпая его единое тело на атомы - отдельные личности; наконец, отрицая
целокупное человечество, неизбежно приходится отрицать, в конце концов, Христа и христианство. Отсюда вывод:
христианин не может и не должен быть индифферентен к задачам политики и
общественности, выдвигаемым современностью».
«Христианской формой правления по преимуществу является никоим образом
не деспотический автократизм татарско-турецкого типа, возведённый в этот ранг
Византией и раболепствующей официальной церковью, но федеративная
демократическая республика, как это хорошо понимали в своё время английские
диссиденты, эмигрировавшие в Америку.
Какова бы ни была форма политического
устройства, она должна ограждать естественные священные права человеческой
личности: свободу слова, свободу совести, свободу общения людей между собой,
иначе говоря, свободу союзов и собраний и т.д., и должна исключать сословные и
всякие иные привилегии, нарушающие правовое равенство людей. Эти права должны
быть аксиомой христианской политики».
«Христианская история знает власть, признающую себя утверждённой Божией
милостью и осуществляющуюся народом, а не царём».
«Не менее ясны христианские идеалы и в области социальной политики.
Если недопустимо политическое порабощение, то ещё менее простительно
порабощение экономическое, как более жестокое и унизительное, превращающее
человека в вещь и средство для удовлетворения низших потребностей».
«В среде христиан, вернее, лжехристиан, существуют только два отношения
к общественным и политическим вопросам: или черносотенное, или
мертворавнодушное. Конечно, среди исповедующих истины христианства есть немало
лиц, вовсе не индифферентных к
общественности и принимающих горячее участие в делах современности, но они
делают это не как христиане, а как политики, выполняя какое-то внешнее,
нерелигиозное дело».
«Перед самым октябрьским
переворотом мне пришлось слышать признание одного близкого мне человека. Он
рассказывал с величайшим волнением и умилением, как у него во время горячей
молитвы перед явленным образом Богоматери на сердце вдруг совершенно явственно
прозвучало: Россия спасена. Как, что, почему? Он не знает, но изменить этой
минуте, усомниться в ней, значило бы для него позабыть самое заветное и
достоверное. Вот и выходит, если только не сочинил мой приятель, что бояться за
Россию в последнем и единственно верном окончательном смысле нам не следует,
ибо Россия спасена Богородичною силою». Однако он не сразу понял эти слова к своему глубокому
разумению, что спасение Содома и есть истребление его не в полной мере.
«О, недостойная избрания, ты
избрана» (так пели славянофилы), а теперь приходится говорить: ты отвергнута,
проклята, но ведь Бог никогда не отвергает и не проклинает, почему же Россия
отвергнута? Раньше я все понимал и толковал, а теперь этой судьбы России я не
понимаю и не берусь истолковывать. Богу я верю, п. ч. верю в Бога, значит верю,
что и происшедшее с Россией нужно, совершилось не только по грехам нашим, но и
да явятся дела Божии. Только чудо может спасти Россию, так, как мы не знаем, и
то, что нужно и можно спасти, но чудо нельзя предвидеть. В Россию надо верить и
надо надеяться, но то, что я вижу, знаю и понимаю, не дает ни веры, ни надежды.
Я не могу даже любить ее, могу только жалеть, а между тем, есть долг верности
России.…..
Россия спасена, раздалось в моем сердце перед большевицким переворотом
в 1917 году как откровение Богоматери (во Владычной Ее иконе) и я верен и верю
этому завету. Но в ответ на это исторически Россия погибла, значит она
спасается через гибель и смерть, воскресая, но воскресение нам не понятно, оно
- чудо» (18/31.12.1922).
В его работе «На пиру богов»
(1918) указывается: «Россия есть царство,
или же ее вообще нет… Уж очень отвратительна одна эта мысль об окадеченной,
«конституционно-демократической» России. Нет, лучше уж большевики… сарынь на
кичку! Да из этого еще может и толк выйти, им за один разгон Учредительного
собрания, этой пошлости всероссийской, памятник надо возвести. А вот из мертвой
хватки господ кадетов России живою не выбраться бы!…
В революции кругом виноваты
они!… Они ее подготовляли, они ее хотели, а теперь обижаются, что не по-ихнему
выходит, что сами получили в шею…».
«В революции кругом виноваты
они!… Они ее подготовляли, они ее хотели, а теперь обижаются, что не по-ихнему
выходит, что сами получили в шею…»
«Погибло, все погибло! Умерло все, и мы умерли, бродим, как живые трупы
и мертвые души. До сих пор ничего я не понимаю, мой ум отказывается вместить.
Была могучая держава, нужная друзьям, страшная недругам, а теперь — это гниющая
падаль, от которой отваливается кусок за куском на радость всему слетевшемуся
воронью. На месте шестой части света оказалась зловонная, зияющая дыра».
«Но нет большего горя, как в дни бедствий вспоминать о минувшем
блаженстве…».
«Вы слишком многое здесь приписываете кадетам и их союзникам и столь же
низко расцениваете тем самым прочность излюбленной вами «священной
теократической власти», если допускаете, что ее можно было свалить интригами
или думским блоком, или даже, как утверждают иные, подкупленными чьим-то
золотом полками. В том-то и дело, что революции у нас никто не делал и даже
никто по-настоящему так скоро и не ждал: она произошла сама собой, стихийной силой.
Давно уже подгнивший трон рухнул и развалился, и на его месте ничего, ровно
ничего не осталось. В этом-то и должна бы, на мой взгляд, заключаться главная
трагедия фанатиков самодержавия. Революцию сделала война, а затем ею
воспользовались как достойные, так и недостойные власти, и события стали
развертываться с неумолимой логикой».
Далее даёт оптимистические
прогнозы насчёт будущего России: «После
смуты и смятения сердца Господь дает Свой свет и мир и радость. Разрываются
облака, тают тучи, и то, что вчера еще казалось мрачным и безотрадным, ныне
горит радостью небесной. Ничто не изменилось, только Господь коснулся сердца, и
оно возрадовалось».
|