Введенский
Александр Иванович
(1889, Витебск — 1946, Москва)
—лидер обновленческого движения в 1922—1946 гг.
«Неразрывность
союза Креста и нагайки царского стражника - вот проклятый символ
взаимоотношений Церкви и государства во дни и годы дореволюционного кошмара в
русской действительности».
«Передо
мной анонимная брошюра 1906 года: «Власть самодержавная по учению Слова Божия и
православной Русской церкви». Цитируя блаженного Августина, по которому царь «второй
по Боге и высший над всеми и меньший единого истинного Бога», брошюра говорит:
«Наш царь избран на служение Самим Богом...». Это не слово оголтелого
монархиста. Это общее учение дореволюционной церкви. Недаром же такой ученый и
тонкий богослов как Флоренский, требовал на страницах светской печати
объявления самодержавия догматом православной веры. И когда на Соборе 1917-18
гг. священник Востоков говорил, что лишь в добром, мудром русском царе -
спасение всего, он повторял то же учение
всей русской дореволюционной церкви».
«Народ,
пусть в диких, кошмарных, с точки зрения подлинной религиозности, формах так
называемого нашего раскола, отходил от церкви именно за ее связь с царем,
которого в лице Петра Первого определенно именуют Антихристом.
Правда, это не
был политический бунт, политически себя держал он более или менее лояльно, -
это был религиозный протест, но отсюда его значимость, с точки зрения
церковной, делается еще больше».
«Отлив
народа в раскол, в сектантство, следовательно, вызывался той же основной
причиной, что и отход от церкви
интеллигенции - тем, что церковь потеряла свой
собственный, подлинный лик».
«И.
С. Аксаков писал в свое время: «Наша церковь, со стороны своего правления,
представляется чем-то вроде бюро или какой-то колоссальной канцелярии,
прилагающей - с неизбежною канцелярской официальной ложью - порядки немецкого
канцеляризма к несению стада Христова с организацией церковного управления по
образу и подобию департамента светского правительства, с причислением
служителей церкви к сонму слуг государственных, сама Церковь вскоре
превращается в одно из отправлений государственной власти, или, говоря проще,
она сама поступает на службу к
правительству...».
О
посещаемости храмов перед революцией: «…церковь вообще отходит весной
1917 года на второй, ненужный,
неинтересный план. Уже в пасхальную ночь 1917 года можно было заметить, что народу в
церкви в этот годовой величайший
церковный праздник было меньше,
чем в
прежние годы. А после
Пасхи церкви вовсе запустели. В
моей церкви, вмещавшей
до 1000 человек,
стало всего несколько десятков. Такие же явления стали наблюдаться в других
церквах. А настоятель
Екатерининского собора в Царском Селе
протоиерей Н. Смирнов отмечает,
что в его храме в одну праздничную всенощную был
всего один богомолец».
|