Архимандрит Серафим (Богоявленский)
(Димитрий
Григорьевич Богоявленский) - церковный деятель XIX века, настоятель сретенского
монастыря.
Впервые им были
предприняты (с 1871 г.) публичные духовно-нравственные собеседования с народом:
«О предрассудках говорено было много и на
многих беседах. Указано, разъяснено было потом откуда суеверия взялись, где их
начало – сказано было, что они не что иное, как обломки старины, достояние и
наследство, доставшееся нам в числе прочего хлама большей частью от наших
предков – язычников. После этого, надлежащим образом разъяснена и доказана была
вся бессмыслица суеверий и предрассудков, и, наконец, было сказано и обращено
внимание слушателей на то, что если человек свои дела и предприятия начинает с
молитвой, испросив благословение Божие, то всегда будет успех хороший,
благоприятный, а день и встреча тут ни при чем и совершенный вздор. Во второй
заповеди, как на предмет идолослужения указано было на наши страсти и худые
наклонности, которым человек служит, удовлетворяет их, забывая все и вся,
особенно здесь указано было на несчастную страсть – на пьянство, указано было
на те гибельные следствия, которые происходят от этой народной язвы, губящей
главные силы матушки России – любезного нашего отечества. Да, впрочем, редкая
беседа проходила, чтобы так или иначе не была затронута эта народная болячка.
Не будь этой заразы – этого огульного пьянства, не было бы в нашем народе
бедности, так как земля наша хорошая поилица и кормилица – она изобильна
различного рода богатством, но к величайшему прискорбию, наш народ не умеет
пользоваться, да и не пользуется, хотя нередко и мог бы пользоваться ее дарами,
а пользуются люди пришлые, а наш народ пьянство одолело, он находится в
крепостных узах у кабака и кабатчиков, которые и губят, если правительство не
придет к несчастному народу на помощь и не примет мер к ослаблению этого
проклятого непроглядного пьянства».
«В третьей заповеди указано было на привычку легкомысленно
многими людьми употреблять, произносить имя Божие в пустых разговорах. Потом
сказано было, как часто между простолюдинами слышится такая божба, которую
страшно даже повторить, например – лопни глаза, чтобы подавиться, чтобы сквозь
землю провалиться. Как ужасно произносить такую божбу, ведь были случаи, сказано
было, что господь наказывал именно так, как человек клялся. Представлены были
для доказательства этого примеры».
«При объяснении четвертой заповеди, рассказано было о
двунадесятых праздниках; но главным образом беседа здесь направлена была к
тому, как нужно проводить воскресные и праздничные дни по Заповеди Господней;
провождение же праздников такое, какое, к крайнему прискорбию, теперь бывает и
все мы видим, то есть, в пьянстве и различного рода бесчинствах и безобразиях,
есть грех и оскорбление святости этих дней. Представлены были также примеры
наказания Божия за пренебрежение и непочитание праздников».
«В обыденной жизни никогда не позволять себе говорить
что-нибудь ложное или худое против ближнего – не заниматься сплетнями,
пересудами, злословить, клеветать, а это, особенно сплетни, пересуды, такими
сделались излюбленными занятиями не столько, нужно сказать, в простом народе,
сколько в обществе интеллигентов, что в нем, особенно когда соберутся
где-нибудь на вечер, редко услышишь какой-нибудь серьезный, дельный разговор, а
только и слышишь, каким-то неудержимым потоком льются, встречаемые дружным
хохотом, язвительные насмешки над недостатками ближних (конечно,
отсутствующих), пересуды, злословие, клевета. Взойдите в палаты человека
знатного, спуститесь потом в беднейшую хижину простолюдина – всюду и везде,
прежде всего, услышите пересуды, осуждение других – это в настоящее время в
обществах человеческих сделалось каким-то эпидемическим нравственным недугом».
«И вот, Правосудный Бог осудил развращенный род человеческий
на истребление всемирным потопом, чтобы, так сказать, смыть всю нравственную
грязь с лица земли. И всемирный потоп действительно погубил все живущее на
земле, кроме праведного Ноя и его семейства».
«Судьи народа еврейского и цари: разделение царства на
иудейское и израильское. Усилившееся идолопоклонство в царствах по разделении
их, прежде в царстве израильском, а потом в иудейском. Пророки, как обличители
идолопоклонства и провозвестники наказаний Божиих за это нечестие. Когда ведены
были рассказы о пророках, главный предмет предсказаний которых был обещанный
Спаситель, то подробно раскрыты были о Нем все пророчества с указанием на
исполнение их. Народ еврейский мало вразумлялся увещаниями, обличениями и
угрозами провозвестников воли Божией – пророков, и, наконец, мера долготерпения
Божия к этому жестоковыйному и неблагодарному народу исполнилась. Царства
израильское и иудейское были разрушены...».
«Царство израильское разрушено прежде иудейского
Салманассаром, царем ассирийским, и после разрушения оно уже на страницах
истории не встречается, как ненужное – оно исчезает бесследно. Народ
израильского царства отведен был отведен был в плен и рассеян по всему лицу
земли, а вместо их в земле израильской поселены были язычники, которые в скором
времени приняли часть верований и обрядов иудейских, верования и обычаи, отчего
и образовался так называемый раскол самарянский. Царство иудейское разрушено
было, спустя сто лет после израильского, Навуходоносором, царем вавилонским.
Иерусалим был разорен, знаменитый храм, построенный царем Соломоном, сожжен,
все священные сосуды и все драгоценности были взяты Навуходоносором; большая
часть народа была отведена в плен – в Вавилон, и в этом горьком для народа
еврейского плене они пробыли 70 лет…».
|