С.И. Фудель
(1900-1977) сын священника Иосифа Фуделя,
писал, что его отец, назначенный около 1890 г. священником в Белостоке. Пришёл в
ужас, видя, что священники данного города пали до уровня безнравственности и
даже в период поста ели мясо. Вспоминал фрагменты со своего детства от
посещения монастыря, говоря, что монахи «во время обедни не стеснялись выходить
покурить». И хотя пение монахов было удивительно высоким, «духовное оскудение»
иноческой жизни стало явью.
Облик священства в российской империи в целом ухудшалось.
С.И. Фудель писал, что «...это были люди,
в своём большинстве пребывающие с поразительным спокойствием в каком-то особом
сытом благополучии».
Сергей Иосифович Фудель, 1921 г.
Он вспоминал об исповедальных письмах отца, написанных в
1915 г., указывая, что в царской России «...умирала духовная жизнь, веяние Святого Духа переставало веять в сердце».
Указывал о причинах падения самодержавной власти и духовенства: «Это совершенно естественный результат того
несвободного состояния, в каком находится русская церковь со времён Петра
Великого».
С началом Первой Мировой войны священник И. Фудель
отмечал «предгрозовая атмосфера России
кончилась, и началась гроза».
«Период перед
Первой мировой войной был наиболее душным и страшным периодом русского
общества. Это было время... массовых самоубийств молодёжи, время разлива
сексуальной литературы, когда Сологубы, Вербицкие, Арцыбашевы буквально
калечили людей... гимназисты мечтали стать «ворами-джентельменами».
«Монашество как истинный подвиг любви уже
давно оскудело, и этот дух оскудения - омертвения в форме - перешел и к
современным нам остаткам монашества в России. Иногда удивляешься: сколько
холода в мире...».
«Некоторые молодые
христиане без разбора принимают за подлинное всё то, что было в дореволюционной
церковности и церковной литературе. Это ошибка, опасная для духовного здоровья.
То зло, которое мы видим в современной церковной ограде: равнодушие к человеку,
внешность во всём, и в подвиге (если он есть), и в молитве, стирание границ
между церковью и государством, обмирщение, богословский рационализм, жизнь по
плоти, а не по Духу Божию - всё это есть наследство, полученное от прошлого. Мой отец был очень правоверный священник, ученик оптинских старцев и Леонтьева,
но я помню, как он страдал в душном, предгрозовом воздухе... Дореволюционная
церковность всё больше теряла любовь и святость».
«Старец Серафим
(Батюгов), помню, говорил: «Наступит время в вашей жизни, когда вы начинаете
залечивать прошлое».
«Митр. Антоний (Блюм)
пишет: «Где нет любви – нет и Церкви, есть только видимость, обман, который
отталкивает людей. Вот почему пустуют наши храмы; отпадает молодежь... Помоги
нам, Господи, стать Церковью, а не только видимостью ее».
«В лице своих
представителей церковь – мы видим – теряет свою святость, и человек поэтому все
меньше в нее верит, и она все меньше значит для мира. Международными
религиозными съездами и их призывами к социальным реформам или действиям
человека не обманешь.
Слишком много он за свою горькую историю уже видел и
слышал умных съездов и прекрасных программ. Человек знает, что спасти его может
только Бог Своею Кровию и Своею Силою, которую, как бы в ответ на эту кровь,
должны были любовью и подвигом воспринимать все люди. Поэтому так страшно
оскудение святости в мире и в церкви….».
Во время Первой революции 1905 года, Иосиф Фудель
опубликовал статью. «Ужас положения
растет с каждым днем. Я говорю не о политическом положении страны, не о
торжестве той или другой партии и даже не о голоде и нищете, неминуемо грозящих
населению. Как пастырь церкви, я вижу ужас положения в том душевном настроении,
которое постепенно овладевает всеми без исключения.
«Святая вера! Вот то сочетание, которого у нас
нет, вот почему мы не угодны Богу, вот почему мы не угодники Его, не святые
Его, а противники». Это настроение есть -
ненависть. Вся атмосфера насыщена ею. Все дышит ею. Она растет с каждым часом:
у одних к существующему порядку, у других - к забастовщикам; одна часть
населения проникается ненавистью к другой... Чувствуется, что любовь иссякла...
И в этом бесконечный ужас положения... К нам, пастырям церкви, обращаются наши
прихожане с неотступной просьбой указать - где же выход, умоляют принять
какие-либо меры умиротворения и спасения... У нас есть собственное оружие,
которое всегда при нас и единственно только действенно к господствующему
чувству. Это средство - общественная молитва к Господу Любви «о умножении любви
и искоренении ненависти и всякия злобы».
«Наверное, самое
страшное искажение христианства, его холодное самозамыкание в своем самоспасении,
отрицание борьбы и страдания за мир, не любящая, а значит, нехристианская
мироотреченность».
«Мы должны носить в
себе какое-то воздыхание о Земле, о претворении правды Божией во всем земном: в
личной и общественной жизни, в науке и искусстве – независимо от того,
осуществится эта мечта или нет».
«Недостойные пастыри
всегда были. И при Златоустом, и раньше его на епископских кафедрах сидели
сребролюбцы, развратники и т. д. И всегда это будет. И, несмотря на это,
Церковь всегда была и будет чиста и непорочна и пастырское звание всегда будет
величайшим званием на земле…».
«Есть одно трудное
слово у апостола: «Страдающий плотию перестаёт грешить». Плоть большинства
батюшек не страдала».
«Эра давно умирала. В
воспоминаниях Я. М. Неверова (близкого друга Станкевича) есть такое место,
относящееся очевидно, к 1830—1831 годам: «Читаю ли я Евангелие? — спросил меня
преподобный Серафим. Я, конечно, отвечал «нет», потому что в то время кто же
читал его из мирян — это дело дьякона».
«При жизни отца все
правые ящики его стола были заполнены «арестантскими» письмами, живыми знаками
благодарности. Писали из тюрьмы, и с пересылочных этапов, и с поселения в
Сибири, и с Сахалина.… Большинство писем были наполнены благодарностью за
материальную помощь».
«Душа у меня постепенно
высыхала, умирала духовная жизнь, веяние Святого Духа переставало веять в
сердце», — вот смысл того, о чём он говорил в этой исповеди, которую мы со
слезами страха и любви читали после его смерти» («О посмертном письме
отца»).
«Религиозная правда
всегда, а особенно в наше время, может иметь силу только в словах, доказанных
жизнью говорящего. Если не доказал — не говори».
«Обман действовал
всегда, но более крепкие люди, противодействуя ему, всегда искали и всегда
находили истинную Церковь: шли в глухие монастыри и леса, к старцам и юродивым,
к Амвросию Оптинскому или Иоанну Кронштадтскому, к людям не только правильной
веры, но и праведной жизни. Они-то и есть истинная Церковь, живущая и в городах
и в пустынях, а всякое зло людей, только причисляющих себя к ней, есть, как
говорил о. Валентин Свенцицкий, зло или грех не Церкви, а против Церкви».
«Сейчас многие люди
пишут стихи, технически гораздо более совершенные, чем стихи Пушкина и Блока.
Но в то же время все знают, что нет у нас ни Пушкина, ни Блока. В богословии
происходит примерно то же: многие стали грамотно богословствовать, умело,
профессионально, то есть совершенно бесстрашно…
«Есть одно трудное
слово у апостола: «Страдающий плотию перестаёт грешить». Плоть большинства
батюшек не страдала» Все слова вроде правильные, но
так томительно бывает их слушать! Богословие вводят в салон, а его надо вводить
в подвиг молитвы и в простоту любви» («У стен Церкви»).
«Доказать веру
нельзя, ее можно только показать живым дыханием правды. Убедить можно только
убедительностью своего личного счастья в ней, заразительностью своего
божественного веселья веры. Только этим путем передается она, и для этой
передачи рождаются слова духоносные. Поэтому так трудно «наставление Господне».
Надо иметь власть для наставления — живую горячую веру и — еще раз скажу —
убедительность своего личного счастья в ней».
|