Стоит упомянуть высказывания
некоторых высших управленцев российского священничества, которые до революции прекрасно знали о надвигающей беде на
землю русскую. Однако с началом суда они делали всё возможное, чтобы вести
войну против самого Господа. Но благодаря карающему Мечу, эти заблудшие создания
были возвращены к исполнению действительных христианских заповедей.
Тихон московский патриарх
(Василий Иванович Беллавин; 19 января 1865 Псковская губерния —7 апреля
1925, Москва).
Тихон указывал: «Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем,
стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам,
упились вином свободы… много скорбей и
страданий послал Господь на землю нашу, любовно наказуя нас и призывая к
покаянию... Братия! Очиститесь от
грехов своих, опомнитесь, перестаньте смотреть друг на друга как на врагов и
разделять родную страну на враждующие станы. Все мы - братья, и у всех нас одна
мать - родная Русская земля, и все мы чада Отца Небесного».
«Все чаще и чаще раздаются голоса... что «только чудо может спасти
Россию». Верно слово и всякого приятия достойно, что силен Бог спасти
погибающую Родину нашу. Но достойны ли мы этой милости Божией, того, чтобы над
нами было сотворено чудо? Из Св. Евангелия мы знаем, что Христос Спаситель в
иных местах не творил чудес за неверствие жителей...».
Причину бедствий он видел в
совершённых грехах, в своих обращениях призывая: «Очистим сердца наши покаянием и молитвой». «К тебе же, обольщенный,
несчастный русский народ, сердце мое горит жалостью до смерти. Оскудеша очи мои
в слезах, смутися сердце мое (Плач. 2,11) при виде твоих тяжких страданий, в
предчувствии еще больших скорбей. ...Перед лицом страшного, совершающегося над
страной нашей суда Божия соберемся все вокруг Христа и Святой его Церкви. Будем
молить Господа, чтобы смягчил Он сердца наши братолюбием и укрепил их
мужеством, чтобы Сам Он даровал нам мужей разума и совета, верных велениям
Божиим, которые исправили бы содеянное злое дело, возвратили отторгнутых и
собрали расточенныя. Взываю ко всем вам, архипастыри, пастыри, сыны мои и дщери
о Христе: спешите с проповедью покаяния с призывом к прекращению
братоубийственных распрей и раздоров, с призывом к миру, тишине, к труду, любви
и единению» (5/18 марта 1918 г.).
«Отложите житейские заботы и попечения и спешите в Божии храмы, чтобы
восплакать перед Господом о грехах своих... Пусть каждый из вас попытается
очистить свою совесть перед духовным отцом и укрепиться приобщением
Животворящего Тела и Крови Христовых. Да отмоется вся Русская земля, как
живительной росой, слезами покаяния и да процветет снова плодами духа».
«Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» (Иез.18:31-32)
В июле 1918 года он вновь
указывает на основную причину российских бедствий – духовную болезнь отпадения
от Бога, однако по своему высокомерию он постарался возложить всю вину на
большевиков: «Где причина этой длительной
болезни, повергающей одних в уныние, других в отчаяние? Вопросите вашу
православную совесть, и в ней найдёте ответ на этот мучительный вопрос.
Грех,
тяготеющий над нами, – скажет она вам, – вот сокровенный корень нашей болезни,
вот источник всех наших бед и злоключений. Грех растлил нашу землю, расслабил
духовную и телесную мощь русских людей. Грех сделал то, что Господь, по слову
пророка, отнял у нас и посох, и трость, и всякое подкрепление хлебом, храброго
вождя и воина, судию и пророка, и прозорливого и старца (Ис.3:1-2). Грех
помрачил наш народный разум, и вот и мы ощупью ходим во тьме, без света, и
шатаемся, как пьяные. Грех разжёг повсюду пламень страстей, вражду и злобу, и
брат восстал на брата, тюрьмы наполнились узниками, земля упивается невинной
кровью, проливаемою братскою рукою, оскверняется насилием, грабежами, блудом и
всякою нечистотою. Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн
чувственных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв об едином на
потребу. Мы не отвергли этого искушения, как отверг его Христос Спаситель. Мы
захотели создать рай на земле, но без Бога и Его святых заветов. Бог же
поругаем не бывает. И вот мы алчем, жаждем и наготуем на земле, благословенной
обильными дарами природы, и печать проклятия легла на самый народный труд и на
все начинания рук наших. Грех, тяжкий, нераскаянный грех вызвал сатану из
бездны, извергающего хулу на Господа и Христа Его и воздвигающего открытое
гонение на Церковь. О, кто даст очам нашим источники слёз, чтобы оплакать все
бедствия, порождённые нашими всенародными грехами и беззакониями, – помрачение
славы и красоты нашего Отечества, обнищание земли, оскудение духа, разорение
градов, поругание храмов и святынь и всё это потрясающее самоистребление
великого народа, которое сделало его ужасом и позором для всего мира. Где же
ты, некогда могучий и державный русский православный народ? Ужели ты совсем
изжил свою силу? Как исполин, ты, великодушный и радостный, совершал великий,
указанный тебе свыше путь, благовествуя всем мир, любовь и правду. И вот ныне
ты лежишь, поверженный в прах, попираемый твоими врагами, сгорая в пламени
греха, страстей и братоубийственной злобы. Неужели ты не возродишься духовно и
не восстанешь снова в силе и славе своей? Неужели Господь закрыл для тебя
источники жизни, погасил твои творческие силы, чтобы посечь тебя, как
бесплодную смоковницу? О, да не будет сего… Пусть каждый из нас попытается
очистить свою совесть пред духовным отцом и укрепиться приобщением
Животворящего Тела и Крови Христовых. Да омоется вся Русская земля, как
живительной росой, слезами покаяния и да процветёт снова плодами духа». Впоследствии
ему пришлось забрать многие свои слова обратно.
Тихон в своих деяниях не
желал признавать советскую власть, активно участвуя в контрреволюции. Лишь в
1923 году осознал признать справедливость Божьего суда. «Отныне церковь отмежевалась от контрреволюции и стоит на стороне
Советской власти».
После осознания исполнения
пророчеств и усиления силы Божьего карающего Меча, ему пришлось осознать, за
кого следует молиться и кого поддерживать:
«Вознося молитвы наши о ниспослании благословения Божия на труд народов,
объединивших силы свои во имя общего блага, мы призываем всех возлюбленных чад
Богохранимой Церкви российской в сие ответственное время строительства общего
благосостояния народа слиться с ним в горячей молитве к Всевышнему о
ниспослании помощи рабоче-крестьянской власти в её трудах для общенародного
блага. Призываем и церковноприходские общины, и особенно исполнительные органы
не допускать никаких поползновений неблагонамеренных людей в сторону
антиправительственной деятельности, не питать надежду на возвращение
монархического строя и убедиться в том, что Советская власть – действительно
рабоче-крестьянская власть, а потому прочная и непоколебимая» («Известия»,
15 апреля 1925).
|