Федор Михайлович Достоевский
(родился 30 октября 1821 в Москве — умер 28 января 1881 в Петербурге) —
русский писатель и мыслитель. Описывал в своих литературных произведениях
социальный и духовный кризис самой России. Достоевский предвидел трагические
события России, критиковал лицемерие российского общества, утверждая в своих
высказываниях, что только любовь и милость друг к другу спасёт Россию от
погибели. За участие в кружке был приговорен к смертной казни. Суд к смертной
казни была обставлена как инсценировка казни. Впоследствии осуждённому объявили
о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ.
Достоевский предвидел грядущую революцию по всему миру, страшные
мировые войны, пролитие крови за человеческие грехи: «Предвидится страшная, колоссальная, стихийная революция, которая
потрясет все царства мира с изменением лика мира сего. Но для этого потребуется
сто миллионов голов. Весь мир будет залит реками крови…».
«Благовествуйте
народу Евангелие неустанно — гибель народу без Слова Божьего».
«Если кто погубит
Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы».
«Тот, кто желает
увидеть живого Бога, пусть ищет его не на пустом небосводе собственного разума,
но в человеческой любви».
«Я думаю, — говорит
Достоевский, — самая коренная потребность русского народа есть потребность
страдания, всегдашнего и неутолимого. Этою жаждою страдания он, кажется,
заражен искони веков… Страданием своим русский народ как бы наслаждается».
«Каждый единый из нас
виноват за всех и за вся на земле несомненно, не только по общей мировой вине,
а единолично каждый за всех людей и за всякого человека на сей земле. Сие
сознание есть венец пути иноческого, да и всякого на земле человека. Ибо иноки
не иные суть человеки, а лишь только такие, какими и всем на земле людям
надлежало бы... Тогда каждый из вас будет в силах весь мир любовию приобрести и
слезами своими мировые грехи омыть».
«Церковь в обмороке с
Петра».
«Все мы друг за друга
виноваты».
«Отчего у нас все
лгут, все до единого?.. Я убежден, что в других нациях, в огромном большинстве,
лгут только одни негодяи; лгут из практической выгоды, то есть прямо с
преступными целями. Ну, а у нас могут лгать совершенно даром самые почтенные
люди и с самыми почтенными целями… Ну а немец, как ни напрягайся, а нашего
русского вранья не поймет».
«Гордость невежд
началась непомерная. Люди мало развитые и тупые нисколько не стыдятся этих
несчастных своих качеств, а, напротив, как-то так сделалось, что это им и «духу
придает».
«Дьявол с Богом
борется, а поле битвы - сердца людей».
«Настоящая правда всегда неправдоподобна...
чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи. Люди
всегда так и поступали».
«Есть три рода подлецов на свете: подлецы
наивные, то есть убежденные, что их подлость есть высочайшее благородство,
подлецы, стыдящиеся собственной подлости при непременном намерении все-таки ее
докончить, и, наконец, просто подлецы, чистокровные подлецы».
«Вместо христианской
идеи спасения лишь посредством теснейшего нравственного и братского единения
наступает материализм и слепая, плотоядная жажда личного материального
обеспечения».
Отмечал о необходимости наличия интернациональных
отношений между собой: «Хозяин земли
Русской — есть один лишь русский (великорус, малорус, белорус — это всё одно) —
и так будет навсегда».
«Чем более мы будем
национальны, тем более мы будем европейцами (всечеловеками)».
«Высшая и самая характерная черта нашего
народа — это чувство справедливости и жажда ее».
«Русскому Европа так же драгоценна, как
Россия; каждый камень в ней мил и дорог… О, русским дороги эти старые чужие
камни, эти чудеса старого божьего мира, эти осколки святых чудес; и даже это
нам дороже, чем им самим!»
«Ужиться народ русский со всяким может, ибо
много видел видов, многое заметил и запомнил в долгую, тяжелую жизнь свою двух
последних веков…».
«Мы предугадываем,
что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени
общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей,
которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих
национальностях… Русский идеал – всецелость, всепримиримость, всечеловечность…
общечеловеческий дух и есть отличительная, личная способность нашей нации… Что
такое сила духа русской народности как не стремление её в конечных целях своих
ко всемирности и всечеловечности?»
Ф. М. Достоевский указывал в своем очерке «Парадоксалист» («Дневник писателя», 1876 г.), основные мысли «парадоксалиста» о пользе войны и огненного очищения народов:
«Дикая мысль, что война есть бич для человечества. Напротив, самая полезная вещь. Один только вид войны ненавистен и действительно пагубен: это война междоусобная, братоубийственная. Она мертвит и разлагает государство, продолжается всегда слишком долго и озверяет народ на целые столетия. Но политическая, международная война приносит лишь одну пользу, во всех отношениях, а потому совершенно необходима».
«Если кто погубит
Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы»
«Ложь, что люди идут убивать друг друга: никогда этого не бывает на первом плане, а, напротив, идут жертвовать собственною жизнью – вот что должно стоять на первом плане. Это же совсем другое. Нет выше идеи, как пожертвовать собственною жизнию, отстаивая своих братьев и свое отечество или даже просто отстаивая интересы своего отечества (ср. Ин. 15, 13: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». – Свящ. А.). Без великодушных идей человечество жить не может, и я даже подозреваю, что человечество именно потому и любит войну, чтоб участвовать в великодушной идее. Тут потребность». «Кто унывает во время войны? Напротив, все тотчас же ободряются, у всех поднят дух, и не слышно об обыкновенной апатии или скуке, как в мирное время. А потом, когда война кончится, как любят вспоминать о ней, даже в случае поражения! И не верьте, когда в войну все, встречаясь, говорят друг другу, качая головами: «Вот несчастье, вот дожили!» Это лишь одно приличие. Напротив, у всякого праздник в душе. Знаете, ужасно трудно признаваться в иных идеях: скажут, – зверь, ретроград, осудят; этого боятся. Хвалить войну никто не решится».
«Великодушие гибнет в периоды долгого мира, а вместо него являются цинизм, равнодушие, скука и много-много что злобная насмешка, да и то почти для праздной забавы, а не для дела. Положительно можно сказать, что долгий мир ожесточает людей. В долгий мир социальный перевес всегда переходит на сторону всего, что есть дурного и грубого в человечестве, – главное к богатству и капиталу. Честь, человеколюбие, самопожертвование еще уважаются, еще ценятся, стоят высоко сейчас после войны, но чем дольше продолжается мир – все эти прекрасные великодушные вещи бледнеют, засыхают, мертвеют, а богатство, стяжание захватывают всё. Остается под конец лишь одно лицемерие – лицемерие чести, самопожертвования, долга, так что, пожалуй, их еще и будут продолжать уважать, несмотря на весь цинизм, но только лишь на красных словах для формы. Настоящей чести не будет, а останутся формулы. Формулы чести – это смерть чести. Долгий мир производит апатию, низменность мысли, разврат, притупляет чувства. Наслаждения не утончаются, а грубеют. Грубое богатство не может наслаждаться великодушием, а требует наслаждений более скоромных, более близких к делу, то есть к прямейшему удовлетворению плоти. Наслаждения становятся плотоядными. Сластолюбие вызывает сладострастие, а сладострастие всегда жестокость. Вы никак не можете всего этого отрицать, потому что нельзя отрицать главного факта: что социальный перевес во время долгого мира всегда под конец переходит к грубому богатству».
«Наука и искусства именно развиваются всегда в первый период после войны. Война их обновляет, освежает, вызывает, крепит мысли и дает толчок. Напротив, в долгий мир и наука глохнет... Если б не было на свете войны, искусство бы заглохло окончательно. Все лучшие идеи искусства даны войной, борьбой».
«Христианство само признает факт войны и пророчествует, что меч не прейдет до кончины мира: это очень замечательно и поражает. О, без сомнения, в высшем, в нравственном смысле оно отвергает войны и требует братолюбия. Я сам первый возрадуюсь, когда раскуют мечи на орала. Но вопрос: когда это может случиться? И стоит ли расковывать теперь мечи на орала? Теперешний мир всегда и везде хуже войны, до того хуже, что даже безнравственно становится под конец его поддерживать: нечего ценить, совсем нечего сохранять, совестно и пошло сохранять. Богатство, грубость наслаждений порождают лень, а лень порождает рабов. Чтоб удержать рабов в рабском состоянии, надо отнять от них свободную волю и возможность просвещения. Ведь вы же не можете не нуждаться в рабе, кто бы вы ни были, даже если вы самый гуманнейший человек? Замечу еще, что в период мира укореняется трусливость и безчестность. Человек по природе своей страшно наклонен к трусливости и безстыдству и отлично про себя это знает; вот почему, может быть, он так и жаждет войны, и так любит войну: он чувствует в ней лекарство. Война развивает братолюбие и соединяет народы».
«Война освежает людей. Человеколюбие всего более развивается лишь на поле битвы. Это даже странный факт, что война менее обозляет, чем мир… Вспомните, ненавидели ли мы французов и англичан во время крымской кампании? Напротив, как будто ближе сошлись с ними, как будто породнились даже. Мы интересовались их мнением об нашей храбрости, ласкали их пленных; наши солдаты и офицеры выходили на аванпосты во время перемирий и чуть не обнимались с врагами, даже пили водку вместе.
Россия читала про это с наслаждением в газетах, что не мешало, однако же, великолепно драться. Развивался рыцарский дух. А про материальные бедствия войны я и говорить не стану: кто не знает закона, по которому после войны всё как бы воскресает силами. Экономические силы страны возбуждаются в десять раз, как будто грозовая туча пролилась обильным дождем над иссохшею почвой. Пострадавшим от войны сейчас же и все помогают, тогда как во время мира целые области могут вымирать с голоду, прежде чем мы почешемся или дадим три целковых».
«Избрали новых богов, оттого война у ворот»
(Суд.5:8)
«Война поднимает дух народа и его сознание собственного достоинства. Война равняет всех во время боя и мирит господина и раба в самом высшем проявлении человеческого достоинства – в жертве жизнию за общее дело, за всех, за отечество. Неужели вы думаете, что масса, самая даже темная масса мужиков и нищих, не нуждается в потребности деятельного проявления великодушных чувств? … Взаимный подвиг великодушия порождает самую твердую связь неравенств и сословий. Помещик и мужик, сражаясь вместе в двенадцатом году, были ближе друг к другу, чем у себя в деревне, в мирной усадьбе. Война есть повод массе уважать себя, а потому народ и любит войну: он слагает про войну песни, он долго потом заслушивается легенд и рассказов о ней... пролитая кровь важная вещь! Нет, война в наше время необходима; без войны провалился бы мир или, по крайней мере, обратился бы в какую-то слизь, в какую-то подлую слякоть, зараженную гнилыми ранами...».
«Меня вдруг поразила на днях мысль, что Россия вовсе не великая держава. Тридцать лет тому назад мы учили в школе, что на свете, то есть в Европе, пять великих держав, в том числе и Россия. Тогда такой был счет. Теперь счет несколько изменился. Не знаю, кто-то еще год тому назад писал, что на свете теперь всего только две великие державы: Россия и Америка. Я по крайней мере не сомневался в сердце моем в величии России. И вдруг... Началось с того, что поразил меня самый простой расчет: чтоб России быть в чине великой державы, ей надо, во-первых, не 500, а 1000 миллионов бюджета, и еще не это одно, а только во-первых. Где же взять столько денег? Чем восполнить такой дефицит?
Именно дефицит, рассудите. Франция, например, уязвима только с одной своей западной границы, да и то с северной половины ее. Это крошечное пространство, а между тем она содержит почти столько же войска, как и мы. Посмотрите теперь на наши границы. Во-первых, они не русские, и чем далее, тем больше русский облик теряется. Во-вторых, их пространство, необъятность и слабость их. По меньшей мере, нам нужно ровно вдвое войска, чтоб быть равносильными с нашими соседями. Заметьте еще новый огромный исторический факт: никогда еще Россия не имела подле себя такого могущественного соседа, могущественного и образованного. Прежде были только Пруссия и Австрия, теперь дело переменилось. Страшный сосед живет с нами бок о бок. Говорят, исторический закон, что никогда еще во всю человеческую историю не случалось, чтобы два могучих народа, живя бок о бок друг с другом, не пожелали взаимно истребить один другого. Закон самосохранения, борьба за существование. Но тут главное не в одной только протяженности границы дело. Тут дело еще в науке. Ну что за держава, которая заказывает себе даже оружие и не может сама его сделать. Но и это еще бы ничего, а дело в том, что оружие почти с каждым десятком лет меняется. Изобретаются новые способы разрушения поминутно, и каждый западный народ в состоянии изобресть вдруг в этом роде нечто совсем неожиданное для своего соседа. Мы одни не можем изобресть ничего в этом роде, ибо у нас совсем нет науки. Лик мира меняется теперь беспрерывно, и нынче надо воевать уже умом, а не оружием. Можем ли мы это? Великая ли мы держава? Мы даже не можем наших окраин обрусить и тем предаем их во власть чужеземцам. Хуже, чем не можем, — не хотим, считая их недостойными серьезного внимания, и тем самым прямо признаемся и себе и миру, что недостойны наших великих завоеваний прежних времен».
Незадолго до смерти Ф.М.Достоевский отмечал: «Да,
конечно... настоящих христиан... ужасно мало... Но почему вы знаете, сколько
именно надо их, чтоб не умирал идеал христианства в народе, а с ним и великая
надежда его?... До сих пор, по-видимому, только того и надо было, чтоб не
умирала великая мысль».
|