«Весь мир осужден в жертву
какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины
Азии на Европу. Все должны погибнуть, кроме некоторых весьма немногих
избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические,
вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей.
Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но
никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как
считали эти зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров,
своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований… Целые селения,
целые города и народы заражались и сумасшествовали».
«Русская революция - это
только один частичный кризис, который в душе Достоевского выявил тайны
последнего и величайшего безумия человеческого рода, который погибнет весь в
этих моральных конвульсиях, кроме тех немногих избранных, которым предназначено
начать новый род людей, новую жизнь, обновить и очистить землю, перенести
внешний закон внутрь человеческой души».
«В настоящую минуту Россия
уже перешагнула круг безумия справедливости и отмщения».
«Предчувствие лишено перспективы. Никогда
нельзя определить его направления, его близости. Толща времени, подобно туману,
делает предметы и события грандиознее и расплывчатое. Поэтому часто бывает, что ураган,
притаившийся на пути одного народа, для провидцев этого народа представляется
событием мировым, а не национальным, и наступление частичной катастрофы кажется
наступающим концом мира.
«И изолью на тебя негодование Мое, дохну на тебя огнем ярости Моей и отдам тебя в руки людей свирепых, опытных в убийстве»
(Иез.21:31)
Наиболее яркий пример такого предчувствия -
это всеобщее ожидание конца мира в третьем и четвертом веке христианской эры,
которое разрешилось падением Римской империи. С пророчеством Достоевского хочется сопоставить
пророчество Киприана, писавшего в конце третьего века:
«Мир близится к концу. Это не старость, это
признак надвигающейся смерти... Человек старится и умирает. Так же и мир должен
умереть. Все знаки свидетельствуют о том, что земля близится ко времени своего
распадения. Зимою дождь не оживляет семян, лето не дает тепла, чтобы созреть
плодам. Весна потеряла свое прежнее обаяние. Осень - свое плодородие. Мраморные
каменоломни и золотые рудники истощаются, источники воды пересыхают.
Дети рождаются лысыми. Жизнь не кончается
старостью, она начинается усталостью. Растет безлюдие. Земля без пахарей, на
морях только изредка проходят корабли, нивы пустынны. И в нравах тот же упадок.
Нет больше невинности, нет справедливости, нет дружбы. Уровень знаний понижается. Лучи солнца бледны и не дают тепла. Луна незаметно уменьшается и скоро исчезнет
совершенно; деревья, которые радовали нас своей зеленью и плодами, засыхают. И
не ждите, что бедствия, истязающие народы, уменьшатся. Они будут расти и
множиться до дня последнего суда».
«Другой отец церкви,
Лактанций, еще законченнее выражает то же настроение: «Мир подходит к концу.
Зло царит в мире. А между тем то, что теперь, это еще золотой век, сравнительно
с тем, что будет: исчезнет всякий закон, всякая вера, всякий мир, всякий стыд,
всякая правда. Меч пройдет по миру и пожнет жатву. Имя Рима будет стерто с лица
земли. Ужас меня охватывает, когда я говорю это, но я говорю, потому что так
будет; снова власть вернется на Восток, Азия снова будет править, а Европа
будет рабой.
И придут времена ужаса. И не
будет таких, кому мила жизнь. Города будут разрушены до самого основания, огнем
и мечом, землетрясениями, наводнениями... Земля не даст плодов своих
человеку... Животные станут умирать».
Целые селения, целые города и народы
заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга,
всякий думал, что в нем одном заключается истина, и мучился, глядя на других,
бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не
могли согласиться, что считать добром, что злом. Не знали, кого обвинять и кого
оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались
друг на друга целыми армиями, но армии уже в походе вдруг начинали сами терзать
себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались,
кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех. Но
кто и для чего зовет, никто не знал того, и все были в тревоге. Оставили самые
обыкновенные ремесла, потому что каждый предлагал свои мысли, свои поправки и
не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи,
соглашались вместе на какое-нибудь дело, клялись не расставаться - но тотчас
начинали что-нибудь совершенно новое, иное, чем сейчас сами же предполагали,
начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался
голод. Все и все погибло.
Язва росла и подвигалась
дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были
чистые, избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь,
обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не
слыхал их слова и голоса».
«Сравнивая страницу
Достоевского со словами Лактанция и Киприана, так близко подходящими друг к
другу по стилю, замечаешь одну существенную разницу.
У всех троих есть яркое и вполне определенное
чувство приближающейся катастрофы, но африканский ритор Лактанций говорит о
моральном падении мира и о политическом торжестве Азии, совпадая в этом с Вл.
Соловьевым, Киприан говорит о старости мира и с ужасом видит, что лучи
солнца бледнеют и размеры луны уменьшаются, но оба они остаются в области
физической природы, и Страшный суд, которого они ждут, кажется для нас теперь
только отчетом, который греко-римская культура готовилась дать перед Всемирной
Историей.
Между тем в словах Достоевского чувствуется
приближение катастрофы иного рода, - катастрофы психологической, которая все
потрясение переносит из внешнего мира в душу человека».
«Как сонное видение
преувеличивает и преображает в грандиозную и трагическую картину случайное
внешнее явление, дошедшее до мозга спящего, так душа, полная пророческими
гулами и голосами, преображает первые признаки падения греко-римской культуры в
дряхлость всего мира и в наступление Страшного суда, а приближение Великой
Революции разоблачает тайны последнего и величайшего безумия человечества,
которое, действительно, говоря словами Вл. Соловьева, «закончит магистраль
Всемирной Истории».
Для того чтобы понять и
разобрать пророчество раньше его осуществления, нужно не меньшее откровение,
чем для того, чтобы написать его. Только времена, надвигаясь и множа факты,
дают ключ к пониманию смутных слов старых предвидений, опрозрачивая образы и
выявляя понятия в невнятных рунах прошлого.
«Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий»
(Ис.30:27)
Нужно самому быть пророком
для того, чтобы понять и принять пророчество до его исполнения. Пророчество
Достоевского оставалось для нас невнятным, пока мы не ступили на самый порог
ужаса».
Сравнил события 2-го вавилонского плена с очередным Божьим судом: «Я сказал, что Великая Революция является
психологически кризисом идеи справедливости, которая в этой форме неразрывно
связана с понятием мести. Месть - это та форма переживания, которая с
чудовищной силой связывает в тугую пружину воли целых поколений, и пружина,
стягиваемая в течение столетий, вдруг развертывается одним чудовищным взмахом
Вполне принимая общепринятое
изложение экономических, социальных и психологических причин, подготовивших
Великую революцию, мы не можем не признать, что у террора, являющегося, по
своему существу, выражением идей справедливости и мести, есть иная генеалогия,
чем та, которую нам обычно предлагают как генеалогию Французской революции.
Существует целая литература, темная и малоизвестная, о мщении тамплиеров. 21
января 1793 года находится в неразрывной связи с 18 марта 1314 года — днем,
когда был сожжен великий магистр ордена тамплиеров, Яков Моле.
За шесть лет до этого, в ночь
с 12 на 13 ноября 1307 года, заговором всех государств Европы, составленным по
инициативе французского короля Филиппа Красивого и папы Климента V, был
совершен один из самых грандиозных coups d'Etat, случившихся в Европе».
«Из крови, пролитой в боях,
Из праха обращённых в прах,
Из мук казнённых поколений,
Из душ, крестившихся в крови,
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений -
Возникнет праведная Русь» («Заклинание», 1920
г.).
«Судьбины Божией
полно.
Когда в
растленной Византии
Остыл
Божественный Алтарь
И отреклися от
Мессии
Народ и князь,
иерей и Царь,
Тогда поднялся от
Востока
Народ безвестный
и чужой,
И под ударом
тяжким Рока
Во прах склонился
Рим второй.
Судьбою древней
Византии
Мы научиться не
хотим,
И все твердят
льстецы России:
Ты третий Рим, ты
третий Рим!
Ну что ж, орудий
Божьей кары
Запас еще не истощен...».
«…Тьма прыщет молнии в зыбучее стекло…»
(«Гроза»).
«Граф Витте стал премьером -
Устроил «кабинет»...
И новым стал манером
В России сеять свет...
«Мы, вместо экзекуций,
Попробуем теперь
Посредством конституций -
Закрыть покрепче дверь...»
Чтоб дело шло спорее -
Нет сил у одного -
Помощника сильнее
Приял он - Дурново.
И правят уж «с любовью»
И с фирмой: «Кабинет»...
Земля покрыта кровью -
Порядка ж нет как нет..» (1905 г.).
«Изолью на тебя ярость Мою и совершу над тобою гнев Мой, и буду судить тебя по путям твоим, и возложу на тебя все мерзости твои»
(Иез.7:8)
«…Раздирая тьму,
облака, туманы,
Простирая алые к
Ночи руки,
Обнажает Вечер в
порыве муки
Рдяные раны…» («Вещий крик
осеннего ветра в поле…»).
«…Землю тошнило
трупами — лежали
На улицах, смердели у
мертвецких…
Хлеб от земли, а
голод от людей:
Засеяли
расстрелянными, — всходы
Могильными
крестами проросли:
Земля иных
побегов не взрастила…» («Голод»).
«Но этот мир, разумный и жестокий, Был обречён природой на распад» («Мятеж»).
«…Разверзлись хляби душ и недра жизни, И нас слизнул ночной водоворот. Стал человек — один другому — дьявол; Кровь — спайкой душ; борьба за жизнь — законом; И долгом — месть» («Потомкам», 1921).
«…И воспалённы и
красны
Пылают гневные знамёна» («Русская
революция»).
«Я сам избрал
пустынный сей затвор
Землёю
добровольного изгнанья,
Чтоб в годы лжи,
падений и разрух
В уединеньи
выплавить свой дух
И выстрадать великое
познанье».
«Мы выучились
верить и молиться
За палачей. Мы
поняли, что каждый
Есть пленный ангел в
дьявольской личине».
«Мы - заражённые
совестью: в каждом
Стеньке - святой
Серафим,
Отданный тем же
похмельям и жаждам,
Тою же волей томим».
И в заключении его пророческое слово о том, с какой целью
Господь Бог совершает Свой суд на русской земле:
«В пророчестве Достоевского чувствуется именно эта катастрофа: новое крещение
человечества огнем безумия, огнем св. Духа. Нынешнее человечество должно
погибнуть в этом огне, и спасутся только те немногие, которые пройдут сквозь
это безумие невредимыми – «чистые, избранные, предназначенные начать новый род
людей и новую жизнь, обновить и очистить землю».
1
2
3 4
|