Пришвин Михаил Михайлович
(23 января
1873, Елецкий уезд, Орловская губерния — 16 января 1954, Москва) — русский,
советский писатель
Пришвин описывал ситуацию Соловецкого монастыря того периода, когда был
послан туда родителями на некоторое время, чтобы научился религиозному поведению:
«Он пошел с большим религиозным подъёмом
духа. Но там остыл совершенно. Жизнь в монастыре оказалась почти такой же, как
в миру, и даже хуже. «Был всякий грех, табак доходил до пятидесяти копеек за
коробочку».
«Россия вздулась пузырем – вообще стала в войну как пузырь, надуется и
вот-вот лопнет» (1914 г.).
«Должно родиться что-то новое: последняя война» (1914 г.).
«Так ясно, что надо делать для понимания мира: нужно отказаться от себя
(эгоизма), и тогда душа будет светиться»
(1915 г.).
«А вот прошло 15 месяцев войны и Россия вся такая же: мечтает и утопает
в грязи» (1915 г.).
«Пройди по Руси, и русский народ ответит тебе душой, но пройди с душой
страдающей только – и тогда ответит он тебе на все сокровенные вопросы, о
которых только думало человечество с начала существования. Но если пойдешь за
ответом по делу земному – великая откроется картина зла, царящего на Руси» (2 марта 1916).
«Так неоткрытым, не узнанным остается для меня лицо моей родины.
Несчастной любовью люблю я свою родину и ни да, ни нет я от нее всю жизнь не
слышу, имея всю жизнь перед глазами какое-то чудище, разделяющее меня с
родиной. Чудище пожирающее нас… А может быть это весна? Самая первая весна, и
грязь эта и оплеванная родина, всё это как навоз и грязь ранней весной, выступающая
всем напоказ» (2 октября 1916).
«Царь Николай прежде всего сам перестал верить в себя как
божьего помазанника, и недостающую ему веру он занял у Распутина, который и
захватил власть и втоптал ее в грязь»
(Пришвин М.М.)
После Февральской революции
записал: «Творчество порядка и законности
совершается народом через своих избранников. Таким избранником был у нас царь,
который в религиозном освящении творческого акта рождения народного закона есть
помазанник божий. Этот царь Николай прежде всего сам перестал верить в себя как
божьего помазанника, и недостающую ему веру он занял у Распутина, который и
захватил власть и втоптал ее в грязь. Распутин, хлыст — символ разложения
церкви и царь Николай — символ разложения государства соединились в одно для
погибели старого порядка».
М.М.Пришвин записал в
дневнике 10 августа 1917 г. о том, как простой российский народ из-за своего
религиозного ослепления не может осознать злодеяния своих угнетателей: «Тихонов, большевик, пишет мне в письме
слово «буржуазия» в кавычках... Но простой человек слепо верит, что есть
какая-то совершенно отдельная от народа и зловреднейшая из всех на свете порода
людей - буржуи. У нас крестьяне согласно с знакомым словом «Манчжурия» называют
ее «Буржурия».
«Может быть, Россия движется к гибели и явно нелепы все эти учреждения,
земельные комитеты, продовольственные управы…»
(10 августа 1917).
«Путь освобождения от государственного насилия есть путь сознания
личностью необходимости жертвы общему делу».
После Октябрьской революции
записал: «Основная ошибка демократии
состоит в непонимании большевистского нашествия, которое они все еще считают
делом Ленина и Троцкого и потому ищут с ними соглашения.
Они не понимают, что «вожди» тут ни при чем и нашествие это не
социалистов, а первого авангарда армии за миром и хлебом, что это движение
стихийное и дело нужно иметь не с идеями, а со стихией, что это движение
началось уже с первых дней революции и победа большевиков была уже тогда
предопределена».
«Большевизм есть общее дитя и народа и революционной интеллигенции» (11
ноября 1917).
|