Кони Анатолий Фёдорович
(28 января
1844 года, Петербург — 17 сентября 1927 года, Ленинград) — юрист, судья,
государственный деятель.
Являясь государственным
деятелем российской империи, он описывал действительное лицо российского
самодержца: «… Можно сказать, что из пяти
стадий мыслительной способности человека: инстинкта, рассудка, ума, разума и
гения, он обладал лишь средним, и, может быть, бессознательно первым».
«Если считать безусловное подчинение жене и пребывание под ее немецким
башмаком семейным достоинством, то он им, конечно обладал… Но поручение надзора за воспитанием ребенка
какому-то матросу под наблюдением психопатической жены и отсутствие заботы о
воспитании дочерей заставляют сомневаться в серьезном отношении его к
обязанностям отца».
«Мне думается, что искать объяснение многого, приведшего в конце
концов Россию к гибели и позору, надо не в умственных способностях Николая II,
а в отсутствии у него сердца, бросающемся в целом ряде поступков.
«Монарх принял с благодарностью
значок «Союза русского народа» и приказывал оказывать поддержку клеветническим
и грязным изданиям черносотенцев» (Кони Ф.А)
Достаточно
припомнить посещение им бала французского посольства в ужасный день Ходынки,
когда по улицам Москвы развозили пять тысяч изуродованных трупов, погибших от
возмутительной по непредусмотрительности организации его «гостеприимства», и
когда посол предлагал отсрочить этот бал….
Можно ли, затем, забыть Японскую войну, самонадеянно предпринятую в
защиту корыстных захватов, и посылку эскадры Небогатова со «старыми калошами»
на явную гибель, несмотря на мольбы адмирала. И это после почина мирной
Гаагской конференции. Можно ли забыть ничем не выраженную скорбь по случаю
Цусимы и Мукдена и, наконец, трусливое бегство в Царское Село, сопровождаемое
расстрелом безоружного рабочего населения 9 января 1905 г. Этою же бессердечностью можно объяснить
нежелание ставить себя на место других людей и разделение всего мира на «я» или
«мы» и «они». Этим объясняются жестокие испытания законному самолюбию и чувству
собственного достоинства, наносимые им своим сотрудникам на почве самомнения
или даже зависти, которые распространялись даже на членов фамилии, как,
например, на великого князя Константина Константиновича. Таковы отношения к
Витте, таковы, в особенности, отношения к Столыпину, которому он был обязан
столь многим и который для спасения его династии принял на душу тысячи смертных
приговоров».
«Наконец - и это очень характерно - когда старый Государственный совет
постановил обратить внимание государя на своевременность отмены телесных
наказаний, последовал отказ и резолюция: «Я сам знаю, когда это надо сделать!»
«Ко всему этому нельзя не признать справедливой характеристику Николая
II, сделанную в 1906 году одним из правых членов Государственного совета:
«c'est un lache, et un lacheur» [это трусость, и (он) трус (фр.)]».
«Трусость и предательство прошли красной нитью через всё его
царствование… Отсутствие сердца и связанное с этим отсутствие чувства собственного
достоинства, в результате которого он среди унижений и несчастья всех близко
окружающих продолжает влачить свою жалкую жизнь, не сумев погибнуть с честью».
«Чуждаясь независимых людей, замыкаясь
от них в узком семейном кругу, занятом спиритизмом и гаданьями, смотря на своих
министров как на простых приказчиков, посвящая некоторые досужие часы стрелянию
ворон у памятника Александры Николаевны в Царском Селе, скупо и редко жертвуя
из своих личных средств во время народных бедствий, ничего не создавая для
просвещения народа, поддерживая церковно-приходские школы и одарив Россию
изобилием мощей, он жил, окруженный сетью охраны, под защитою конвоя со
звероподобными и наглыми мордами, тратя на это огромные народные деньги. Отсутствие сердечности и взгляд на себя как
на провиденциального помазанника божия вызывали в нем приливы горделивой
самоуверенности, заставлявшей его ставить в ничто советы и предостережения
немногих честных людей, его окружавших или с ним беседовавших, и допустившей
его сказать на новогоднем приеме японскому послу за месяц до объявления Японией
пагубной для России войны: «Le Japon finira par me facher» [Япония кончит тем,
что меня рассердит (фр.)]. А между тем судьба посылала ему предостережения, на
которые он, даже только как образованный человек, должен был обратить внимание,
памятуя уроки истории».
«Достаточно припомнить безнаказанность виновников Ходынки, связанную с
отобранием у графа Палена возложенного на него следствия, на безнаказанность
целого ряда негодяев, облеченных званием столичного градоначальника, оставление
без последствий бездействия в Москве в 1915 году придворного хама
Сумарокова-Эльстона, допустившего грабеж на миллионы рублей. Невольно
вспоминаются слова Столыпина: «Да рассердитесь же хоть раз, ваше величество!»
«Жизнь общества и разных учреждений начинается и кончается ранее, чем
теперь. Обеденный час, даже для званых трапез, четыре часа, в исключительных
случаях - пять, причем по отношению к кушаньям и закускам, за исключением особо
торжественных случаев, обилие не сопровождается роскошью, как с начала
девяностых годов».
«Кровь массы неповинных жертв не возопила перед ним…».
«Ему, по евангельскому изречению, вина прощалась семьдесят раз. В его
кровавое царствование народ не раз объединялся вокруг него с любовью и
доверием».
«Ф. Н. Плевако восклицал, обращаясь к православному духовенству, идеологическому
оплоту монархии: «Выше, выше стройте стены вверенных вам общин, чтобы миру не
было видно дел, которые вы творите под покровом рясы и обители!..».
«Отсутствие сердечности и взгляд на себя как на провиденческого
помазанника божия вызывали в нем приливы горделивой самоуверенности, заставившей
его ставить в ничто советы и предостережения немногих честных людей, его
окружавших…».
«Величайшая награда для всякой умственной работы есть серьезная критика».
«Ко всему этому нельзя не признать справедливой характеристику Николая
II, сделанную в 1906 году одним из правых членов Государственного совета:
«c'est un lache, et un lacheur» [это трусость, и (он) трус (фр.)]».
«Ни одно из обещаний, данных торжественно, не было осуществлено
прямодушно и без задней мысли. И, в сущности, в переносном смысле, глава
монарха скатилась на плаху бездействия, безвластия, и бесправия».
«Перебирая впечатления, оставленные во мне павшим так бесславно Николаем
II и, быть может, обреченным на гибель, и воспоминания о его деятельности
как человека и царя, я не могу согласиться ни с одним из господствующих о нем
мнений.
По одним - это неразвитый, воспитанный и укрепившийся в безволии
человек, соединявший упрямство с привлекательностью в обращении: «un charmeur» [очарователь (фр.)]. По другим - коварный и
лживый византиец, признающий только интересы своей семьи и их эгоистически
оберегающий, человек недалекий по кругозору, неумный и необразованный».
«Неоднократно предав Столыпина и поставив его в беззащитное положение по
отношению к явным и тайным врагам, «обожаемый монарх» не нашел возможным быть
на похоронах убитого, но зато нашел возможным прекратить дело о попустителях
убийцам и сказал, предлагая премьерство Коковцеву: «Надеюсь, что вы меня не
будете заслонять, как Столыпин?» Такими примерами полно его царствование».
«Деловое влияние Распутина в значительной степени создавалось раболепством
и хамскими происками лиц, получавших назначения, причем он являлся лишь ловким
исполнителем и отголоском их вожделений. Поэтому в этой сфере вредное влияние
императрицы, быть может, было менее, чем его рисовали. Но ей нельзя простить
тех властолюбия и горделивой веры в свою непогрешимость, которые она
обнаружила, подчиняя себе мысль, волю и необходимую предусмотрительность своего
супруга. Она не любила русский народ, признавая в нем хорошим, как мне говорила
Нарышкина, лишь монашество и отшельничество; она презирала его и ставила ниже
известных ей европейских народов, что особенно резко выразилось в ее разговоре
с Е. В. Максимовым по поводу
женщин-работниц. Еще более нельзя ей простить и даже понять введение дочерей в
круг влияния Распутина, послужившее лет семь назад поводом к выходу в отставку
фрейлины Тютчевой. Опубликованные в последнее время письма несчастных девушек к
наглому и развратному «старцу» и их имена на иконе, оказавшейся на шее его
трупа, показывают, в какую бездну внутреннего самообмана, ханжества и
кликушества и внешнего позора огласки и двусмысленных комментариев повергла
своих дочерей «Даршматская принцесса», ставшая русской царицей и почему-то
воображавшая, что ее обожает презираемый ею русский народ…».
«Отсутствие сердца, которое подсказало бы ему, как жестоко и бесчестно
привел он Россию на край гибели, сказывается и в том отсутствии чувства
собственного достоинства, благодаря которому он среди унижений, надругательств
и несчастия всех близких окружающих продолжает влачить свою жалкую жизнь, не
сумев погибнуть с честью в защите своих
исторических прав или уступить законным требованиям страны. Этим же отсутствием
сердца я объясняю и то отсутствие негодования или праведного гнева за судьбы людей
и подданных, пострадавших от противозаконных и вредных действий его сатрапов».
Из доклада А. Ф. Кони о
нравственности российского общества: «Вместе
с тем, наше религиозное развитие давно уже мерцает очень слабо. Религиозные
начала в течение десятков лет, за немногими исключениями, являлись у нас
замкнутыми в рамки формализма, — и у многих живые основы верований
систематически заслонены и даже упразднены мертвою обрядностию. Говорить о
вопросах веры, сознаваться, что интересуешься ими и тревожишься их разрешением
в ту или другую сторону, значило, по большей части, рисковать прослыть
неразвитым, скудоумным человеком».
«Я всегда находил, что в нашей русской жизни воспитание детей построено
на самых извращенных приемах, если только вообще можно говорить о существовании
воспитания в истинном смысле слова между русскими людьми. Даже вполне развитые
родители по большей части относятся к детям со слепотою животной любви и
совершенно не думают о том, что впечатления, даваемые восприимчивой душе
ребенка, должны быть строго соразмерены с его возрастом и с той работой мысли и
чувства, которую они собой вызывают.
«Где царь твой теперь? Пусть он спасет тебя во всех городах твоих!... Я дал тебе царя во гневе Моем, и отнял в негодовании Моем» (Ос.13:10-11)
В особенности это можно сказать про
чтение, невнимание к выбору которого у некоторых воспитателей граничит с
преступностью, тяжкие последствия которой лишь иногда парализуются чистотой
детской души и свойственным возрасту непониманием тех или других отношений.
Сюда же относится неосторожность в разговорах при детях и бессмысленное, подчас
доходящее до бессознательной жестокости, стремление доставлять детям
развлечение, в котором детская душа менее всего нуждается, находя себе пищу в
простых явлениях окружающей природы и жизни».
«Техника развивается - этика не только стоит на месте, но часто «спадает
ветхой чешуей» и уступает место зоологическим инстинктам; сознаваемая и
гнетущая человека имморальность его поступков уступает место самодовлеющей
аморальности».
«Оборотной стороной лакейства является, как известно, жестокость к
бессильным, униженным, бесправным».
«Достаточно припомнить следующие цифры. Из 83 000 000 ведер водки,
потребленной в 1907 году, 41 000 000 выпито посредством маленьких порций, так
называемых «мерзавчиков», посредством «сороковок и соток».
А. Ф. Кони
подчеркивает в своем весьма пространном на эту тему выступлении, что 26 000 000
ведер водки потреблено емкостью одной двадцатой части ведра, следовательно,
почти вся масса водки «вливается в народ маленькими порциями, т.е. такими,
которые толкают на повторение, такими, которые можно выпить находу, такими, которые
не требуют пребывания где-нибудь в определенной месте, выпивают без всякого корректива
пищи». Данный отчёт заканчивается следующими словами: «Целые
селения, отвыкая от посещения богослужений… охладевают к вере и церкви».
|