Щербатов Михаил
Михайлович
(22 июля 1733 г. — 12 декабря 1790 г.) — русский историк, публицист,
экономист, политик и философ.
Написал памфлет «О повреждении
нравов в России» (1786 - 1787 гг.), критикующий упадок духовно-нравственного
положения российского правительства: «Мы
подлинно в людскости и в некоторых других вещах, можно сказать, удивительные
имели успехи и исполинскими шегами шествовали к поправлению наших внешностей,
но тогда же гораздо с вящей скоростию бежали к повреждению наших нравов и
достигли даже до того, что вера и божественный закон в сердцах наших истребились,
тайны божественные в презрение впали. Гражданские узаконении презираемы стали.
Судии во всяких делах нетоль стали стараться объясняя дело, учинить свои
заключении на основании узаконеней, как о том, чтобы, лихоимственно продавая
правосудие, получить себе прибыток или, угождая какому вельможе, стараются
проникать, какое есть его хотение; другие же, не зная и не стараяса познавать
узаконении, в суждениях своих, как безумные бредят, и ни жизнь, ни честь, ни
имения гражданския не суть безопасны от таковых неправосудей. Несть ни почтения
от чад к родителям, которые не стыдятся открытно их воли противуборствовать и
осмеивать их старого века поступок. Несть ни родительской любви к их исчадию,
которые, яко иго с плеч слагая, с радостию отдают воспитывать чуждым детей
своих; часто жертвуют их своим прибытком, и многие учинились для честолюбия и
пышности продавцами чести дочерей своих.
«Достигли даже до того, что вера и божественный закон в сердцах наших истребились, тайны божественные в презрение впали» (Щербатов М.) Несть искренней любви между супругов,
которые часто друг другу, хладно терпя взаимственныя прелюбодеяния, или другия
за малое что разрушают собою церковью заключенный брак, и не токмо стыдятся, но
паче яко хвалятся сим поступком. Несть родственнические связи, ибо имя родов
своих ни за что почитают, но каждый живет для себя».
«Толь совершенное истребление всех благих нравов, грозящее падением
государству, конечно должно какие основательные причины иметь, которые во
первых я подщуса открыть, а потом показать и самую историю, как нравы час от
часу повреждались, даже как дошли до настоящей развратности».
«Стечение многих страстей может произвести такое повреждение нравов, а
однако главнее из сих я почитаю сластолюбие. Ибо оно рождает разные
стремительныя хотения, а дабы достигнуть до удовольствия оных, часто человек
ничего не щадит. В самом деле, человек, предавшей себя весь своим беспорядочным
хотениям, и обожа внутри сердца своего свои охулительные страсти, мало уже
помышляет о законе божий, а тем меньше еще о узаконениях страны, в которой
живет».
«Переменившейся таким образом род жизни, в начале первосановников
государства, а в подражании им и других дворян, и расходы достигши до такой
степени, что стали доходы превозвышать; начели люди наиболее привязываться к
государю и к вельможам, яко ко источникам богатства и награждений. Страшусь я,
чтобы кто не сказал, что по крайней мере сие добро произвело, что июли наиболее
к государю стали привязываться. Несть, сия привязонность несть благо, ибо она
не точно к особе государской была, но к собственным своим пользам;
привязанность сия учинилась не привязанность верных подданных, любящих государя
и его честь, и соображающих все с пользою государства, но привязанность рабов
наемщиков, жертвующих все своим выгодам и обманывающих лестным усердием своего
государя».
«Сказал я, что сластолюбие и роскошь могли такое действие в сердцах
произвести, но были ещё и другия причины, происходящия от самых учрежденей,
которые твердость и добронравие искореняли. Разрушенное местничество (вредное
впрочем службе и государству) и не замененной никаким правом знатным родам,
истребило мысли благородной гордости во дворянах, ибо стали не роды. почтенны,
но чины и заслуги и выслуги; и тако каждый стал добиваться чинов, а не всякому
удастса прямые услуги учинить, то, за недостатком заслуг, стали стараться
выслуживаться, всякими образами льстя и угождая государю и вельможам; а при
Петре Великом введенная регулярная служба, в которую вместе с холопями их
писали на одной степени их господ в солдаты, и сии первые по выслугам,
пристойным их роду людям, доходя до офицерских чинов, учинялиса начальниками
господам своим и бивали их палками. Роды дворянския стали разделены по службе
так, что иной однородцов своих и век не увидит. То могла ли остаться
добродетель и твердость в тех, которые с юности своей от палки своих
начальников дрожали, которые инако, как подслугами, почтения не могли
приобрести, и быв каждый без всякой опоры от своих однородцов, без соединения и
защиты, оставался един, могущий предан быть в руки сильного».
«Князь Иван Алексеевич Долгоруков был молод, любил распутную жизнь и
всеми страстьми, к каковым подвержены младые люди, не имеющие причины
обуздавать их, были обладаемы. Пьянство, роскошь, любодеяние и насилии место
прежде бывшего порядку заступили. В пример сему, ко стыду того века, скажу, что
слюбился он, иль лутче сказать, взял на блудодеяние себе… Но любострастие его
одною или многими неудовольствовалось, согласие женщины на любодеяние уже часть
его удовольствия отнимало, и он иногда приезжающих женщин из почтения к матери
его затаскивал к себе и насиловал. Окружающие его однородны и другие младые
люди, самым распутством дружбу его приобретшия, сему примеру подражали, и можно
сказать, что честь женская не менее была в безопасности тогда в России, как от
турков во взятом граде. Привычка есть и к преступлениям, а сей был первый шаг,
которым жены выступали из скромности и тихого жития, которое от древних нравов
они еще сохраняли».
«Однако по смерти Петра Второго никого не было назначенного к приятию
российского престола. Первостепенные вельможи собрались дабы учинить важное
решение, кого во владыки толь великой части света возвести. Коль ни дерзки,
коль ни самолюбивы, однако не смели без взятия мнения от именитейших
благородных сего решить… Уже собиравшиися вельможи предопределили великое
намерение, ежели бы самолюбие и честолюбие оное не помрачило, то есть учинить
основательные законы государству и власть государеву сенатом или парламентом
ограничить».
«Жестокость правления отняла всю смелость подданных изъяснять свои
мысли, и вельможи учинились не советниками, но дакальщиками государевыми и его
любимцев во всех таких делах, в которых имели причину опасаться противуречием
своим неудовольствие приключить; любовь к. отечеству убавилась, а самство и
желание награжденей возрасло. Великолепие, введенное у двора, понудило вельмож,
а подражая им и других умножить свое великолепие. Оно уже в платьях, столах и
других украшениях начинало из меры выходит».
«Всякой роскошь приключает удовольствие и некоторое спокойствие, а
потому и приемлется всеми с охотою, и по мере приятности своей
распространяется. А отсего, от великих, принимая малые, повсюдова он начел
являться; вельможи, проживаясь, привязывались более ко двору, яко ко источнику
милостей, а нижния к вельможам для той же причины.
«Сама императрица, яко самолюбивая женщина, не токмо примерами своими,
но и самым ободрением пороков является, желает их силу умножить... Дружба чистая никогда не вселялась в сердце ея, и она готова лутчего своего друга и слугу предать в угодность любовника своего».
Исчезла твердость,
справедливость, благородство, умеренность, родство, дружба, приятство, привязанность
к божию и к гражданскому закону, и любовь к отечеству; а места сии начинали
занимать презрение божественных и человеческих должностей, зависть, честолюбие,
сребролюбие, пышность, уклонность, раболепность и лесть, чем каждый мнил свое
состояние сделать и удовольствовать свои хотении».
«Когда смешались состояния, когда чины начели из почтения выходить, а
достатки не стали равняться, единые, от монаршей щедроты получая многое, могли
много проживать, а другие, имея токмо рождение и службу и небольшой достаток, с
ними восхотели равны быть, тогда естественно роскошь и сластолюбие сверху вниз
стали преходить и раззорять нижних; а как сие сластолюбие никогда пределов
излишностям своим не полагает и самые вельможи начели изыскивать умножить оное
в домах своих. Двор, подражая или, лутче сказать, угождая императрице, в
златотканныя одежды облекался; вельможи изыскивали в одеянии все, что есть
богатее, в столе все, что есть драгоценнее, в пище, что реже, в услуге
возобновя древнею многочисленность служителей, приложили к оной пышность в
одеянии их. Екипажи возблистали златом, дорогия лошеди, не столько для нужды
удобные, как единственно для виду, учинились нужные для вожения позлащенных
карет. Домы стали украшаться позолотою, шелковыми обоями во всех комнатах,
дорогами меблями, зеркалами и другими. Все сие составляло удовольствие самым
хозяевам, вкус умножался, подражание роскошнейшим народам возврастало, и
человек делался почтителен по мере великолепное его житья и уборов».
«Примеры таковые не могли не разлиться на весь народ, и повсюдова
роскошь и сластолюбие умножились. Домы стали великолепно убираться и стыдились
не англинския мебели иметь; столы учинились великолепны, и повары, которые
сперва не за первого человека в доме считались, стали великие деньги в жалованье
получать… Вины дорогая и до того незнаемые не токмо в знатных домах вошли во
употребление, но даже и низкие люди их употреблять начели, и за щегольство
считалось их разных сортов на стол подавать, даже, что многие под тарелки в
званые столы клали записки разным винам, дабы каждый мог попросить какое кому
угодно… Роскошь в одеждах все пределы превзошел: парчевые, бархатные, с
золотом и серебром, платья шитые золотом, серебром и шелками, ибо уже галуны за
подлое почитали, и те в толиком множестве, что часто гардероб составлял почти
равной капитал с прочим достатком какого придворного или щеголя, а и у
умеренных людей оного всегда великое число было. Да можно ли было сему инако
быть, когда сам государь прилегал все свои тщании ко украшению своей особы,
когда он за правило себе имел каждый день новое платье надевать, а иногда по
два и по три на день, и стыжусь сказать число, но уверяют, что несколько
десятков тысеч разных платей после нее осталось».
«Петру Федоровичу, государю, одаренному добрым сердцем, естли может оно
быть в человеке, не имеющем ни разума, ни нравов, ибо, впрочем, он не токмо
имел разум весьма слабый, но яко и помешанной, погруженный во все пороки: в
сластолюбие, роскошь, пьянство и любострастие. Сей, взошедший на всероссийский
престол, к поврежденным нравам быв сам с излихвою поврежден, равно по
природному своему расположению, так что и во все время царствования императрицы
Елисаветы старались наиболее его нравы испортить, не мог исправления им сделать…
Не токмо государь, угождая своему любострастию, тако благородных женщин для
удовольствия себе употреблял, но и весь двор в такое пришел состояние, что
каждый почти имел незакрытую свою любовницу, а жены, не скрываясь ни от мужа,
ни родсвенников, любовников себе искали. Исчислю ли я к стыду тех жен, которые
не стыдилиса впадать в такия любострастия, с презрением стыда и
благопристойности, иже сочиняет единую из главнейших добродетелей жен? Нет, да
сокроются от потомства имена их, и роды их да не обесчещутся напамятованием
преступленей их матерей и бабок; и тако, довольствуяса описать, какой был
разврат, подробно о любострастиях их ни о именах их не помяну».
«Когда супруга сего Петра Третьего, рожденная принцесса Ангаль - Цербская,
Екатерина Алексеевна, взошла с низвержением его на российский престол. Не
рожденная от крови наших государей, жена, свергнувшая своего мужа возмущением и
вооруженною рукою, в награду за толь добродетельное дело корону и скипетр
российский получила, купно и с именованием благочестивые государыни, яко в
церквах о наших государях моление производится… Впрочем мораль ее состоит на
основании новых философов, то есть не утвержденная на твердом камени закона
божия, и потому, как на колеблющихся свецских главностях есть основана, с ними
обще колебанию подвержена. Напротив же того, ее пороки суть: любострастна, и
совсем вверяющаяся своим любимцам, исполнена пышности во всех вещах, самолюбива
до бесконечности, и не могущая себя принудить к таким делам, которые ей могут
скуку наводить».
«Сама императрица, яко самолюбивая женщина, не токмо примерами своими,
но и самым ободрением пороков является, желает их силу умножить. Она
славолюбива и пышна, то любит лесть и подобострастие… Совесть моя
свидетельствует мне, что все коль ни есть черны мои повествии, но они суть не
пристрастны, и единая истина, и разврат, в которой впали все отечества моего
подданные, от коего оно стонет, принудил меня оные на бумагу преложить. Итако
по довольному описанию нравов сея императрицы довольно можно расположения души
и сердца ее видеть. Дружба чистая никогда не вселялась в сердце ея, и она
готова лутчего своего друга и слугу предать в угодность любовника своего».
«Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не
возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью» (Иез.34:4) Далее он пишет пророческое
слово, которое и стало исполняться лишь после 1917 года: «Такими степенями достигла Россия до разрушения всех добрых нравов, о
каковом при самым начале я помянул. Плачевное состояние, о коем токмо должно
просить бога, чтоб лутчим царствованием сие зло истреблено было. А до сего
дойтить инако не можно, как тогда, когда мы будем иметь государя, искренно
привязанного к закону божию, строгого наблюдателя правосудия, начавших с себя,
умеренного в пышности царского престола, награждающего добродетель и
ненавидещего пороки, показующего пример трудолюбия и снисхождения на советы
умных людей, тверда в предприятиях но без упрямства, мягкосерда и постоянна в
дружбе, показующего пример собою своим домашним согласием с своей супругою и
гонящего любострастии - щедра без расточимости для своих подданных и искавшего
награждать добродетели, качествы и заслуги без всякого пристрастия, умеющего
разделить труды, что принадлежит каким учрежденным правительствам, и что
государю на себя взять, и наконец, могущего иметь довольно великодушия и любви
к отечеству, чтобы составить и предать основательные права государству, и
довольно тверда, чтобы их исполнять.
Тогда изгнанная добродетель, оставя пустыни, утвердит среди градов и при
самом дворе престол свой, правосудие не покривит свои вески ни для мзды, ни для
сильного; мздоимство и робость от вельмож изгонятся, любовь отечества
возгнездится в сердца гражданские, и будут не пышностию житья и не богатством
хвалиться, но беспристрастием, заслугами и бескорыстностию. Не будут помышлять,
кто при дворе велик, и кто упадает, но, имея в предмете законы и добродетель,
будут почитать их яко компасом, могущих их довести и до чинов, и до достатка.
Дворяне будут в разных должностях служить с приличною ревностию званию их,
купцы престанут желать быть офицерами и дворянами; каждый сократится в свое
состоянием, и торговля уменьшением ввозу сластолюбие побуждающих чужестранных
товаров, а отвозов российских произведеней процветет; искусствы и ремеслы
умножатся, дабы внутри России соделать нужное к пышности и великолепию некоего
числа людей».
|