Вернадский Владимир Иванович
(28 февраля 1863, Петербург — 6 января 1945, Москва) — естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель века.
В.И. Вернадский в статье «Смертная казнь» в период Первой Революции (1905-1907 гг.) описывал: «Сотни казней, сотни легально и безнаказанно убитых людей в течение нескольких месяцев, в ХХ веке, в цивилизованной стране, в образованном обществе!...
Когда в некоторых кругах русского общества перед наступлением революции носился страх ее кровавых дел, этот страх обращался в сторону революционеров. Революция пришла, и оказалось, что правительственная власть стоит далеко впереди их, что на ее совести несравненно больше крови и больше убийств...
И занесенная кровавая рука власти не останавливается. Правительственный террор становится всё более кровавым».
Аксаков Иван Сергеевич
(26 сентября 1823 г. — 27 января 1886 г.) — публицист, поэт, общественный деятель, славянофил.
«В России несвободна только русская совесть. Оттого и коснеет религиозная мысль, оттого и водворяется место запустения на месте святе, и мертвенность духа заступает жизнь духа, и меч духовный – слово – ржавеет, упраздненный мечем государственным, и у ограды церковной стоят не грозные ангелы Божии, а жандармы и квартальные надзиратели как орудия государственной власти, - эти стражи нашего русского душеспасения, охранители догматов русской православной церкви, блюстители и руководители русской совести!»
«Врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: `мир! мир!', а мира нет. Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют» (Иер.6:14-15)
«По причинам органическим
Мы совсем не снабжены
Здравым смыслом юридическим,
Сим исчадьем сатаны.
Широки натуры русские,
Нашей правды идеал
Не влезает в формы узкие
Юридических начал и т. д.».
Салтыков-Щедрин
(15 января 1826 — 28 апреля 1889) писатель-сатирик.
В «Пошехонской старине» показывал, настолько безнравственное использование религиозности принижает людей, лишая чувства собственного достоинства. Горничная Аннушка без ропота несла свое рабство, считая, что так установлено богом на земле. Она настолько была одурманена религией, что, умирая, говорила:
«Слава богу, не оставил меня царь небесный своей милостью! Родилась рабой, жизнь прожила рабой у господ, а теперь, ежели сподобит всевышний батюшка умереть, — на веки-вечные останусь... божьей рабой!»
Писал о нравственном состоянии русского народа: «Ширина размаха, выражающаяся, с одной стороны, в непрерывном мордобитии, с другой - в стрельбе из пушек по воробьям, легкомыслие, доведенное до способности искренне лгать самым бессовестным образом».
Решетников Фёдор Михайлович
(5 сентября 1841, Екатеринбург — 9 марта 1871, Петербург) — русский писатель.
«Печально мне смотреть на братию мою, учащуюся со мною: все наполнены хитрости, обмана и богохульства, что должно быть непростительно в наших летах».
«В половине мая жена получила из конторы госпиталя бумагу за подписью комиссара и письмоводителя, что она не говела, что такие-то статьи закона и распоряжения начальника войск обязывают ее непременно говеть, поэтому предписывают на сем же донести, почему она не говела».
Художнику А. В. Уткину принадлежат слова, написанные в весьма грубой форме:
«Боже, коль благ еси,
Всех царей в грязь меси!
Кинь под престол!
Кинь под престол
Сашеньку, Машеньку,
Мишеньку, Костеньку
И Николашеньку
Жопой на кол!» (в начале 1820-х годов).
«Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело» (Мих.7:3)
Болотов Андрей Тимофеевич
(7 октября 1738 — 3 октября 1833) — русский писатель, учёный, мемуарист.
«Духовенство наше все еще худо; все еще много пьяниц, все учились сему ремеслу в семинариях и все делались там негодяями. Пропадай все науки и все! Нужно в попе стало,- и все беги в воду!
В Богородицке был ученый поп - семинарист, но пил почти без просыпа и, Бог знает, как служил. Протопоп молчал и потворствовал. Пил, пил, все дивились, как давно не спился с кругу. Вчера был на сговоре у мещанина, пил вино и до тех пор, покуда тут и умер; а товарища его, старика дьякона, сын насилу водою отлил.
Досадно, что прикрывает лекарь, сказал неправду: будто умер от болезни; и похоронили. И тем зло умножалось только, а надлежало бы наказывать за то».
Дубнов Семён Маркович
(1860, Мстиславль, Могилевская губерния — 1941, Рига) — общественный деятель, российский еврейский историк.
Записывал в дневнике перед революцией: «Мы в царстве смерти людей‚ эпох‚ культур... Надвигается революция‚ но впереди идет брюхо голодное‚ вопиющее‚ а головы не видно...».
Короленко Владимир Галактионович
(15 июля 1853, Житомир — 25 декабря 1921, Полтава) — русский журналист, писатель, публицист и общественный деятель. За свои революционные мысли Короленко неоднократно подвергался репрессиям со стороны царского правительства.
Писатель В. Короленко, предчувствуя весь надвигающийся ужас истребляющего Божьего суда, предостерегал наркома А. Луначарского: «Вы торжествуете победу‚ но эта победа гибельная для победившей с вами части народа‚ гибельная быть может и для всего русского народа в целом».
«Человек создан для счастья, как птица для полёта... Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него».
Грум-Гржимайло Владимир Ефимович (1864—1928 гг.) — изобретатель, инженер-металлург.
«Позвольте познакомить вас с тем, что такое русский народ и Россия сейчас. Люд все еще старается слодырничать, изловчиться и получить средства к жизни не за работу, а за лодырничество. Главы революции, конечно, знали, куда они шли, и теперь медленно, но неуклонно жмут и жмут публику, заставляя лодырей работать. Трудна их задача, так трудна, что надо удивляться их терпению и выдержке.
Процесс длительный, мучительный, но необходимый. От благополучного его разрешения зависит, останется ли Россия самодержавным государством или сделается, к восторгу наших «друзей», колонией и цветной расой, навозом для процветания культурных народов. Я потерял во время революции буквально все, что имел.
В войсках Колчака я потерял сына и племянника. Тем не менее, я ни на минуту не сомневаюсь, что победа красных и провал Колчака, Деникина, Юденича, Врангеля и проч. и проч. есть благо. Больна была вся нация, от поденщика до министра, от нищего до миллионера, и, пожалуй, интеллигенция была в большей мере заражена, чем простой народ. Она была распространительницей этой заразы лени и лодырничества. Железный закон необходимости заставляет нас учиться работать, и мы выучимся работать».
«Большевики излечат русских от национального порока — беспечности — и как следствие ее — расточительности. За это стоит заплатить. И вот почему я приветствую этот опыт, как бы тяжелы не были его последствия для современного мне поколения…»
|