Ермолов Алексей Сергеевич (1846—1917 гг.) -
министр земледелия и государственных имуществ.
После начала Первой революции
он написал российскому царю письмо, указывая в необходимости изменения своего
отношения к народу. Он писал: «В том, что
произошло, виновато правительство, виноваты мы, ваши министры, но что же мы
могли сделать при настоящем строе нашей государственной организации, при
котором в действительности правительства нет, а есть только отдельные министры,
между которыми, как по клеточкам, поделено государственное управление...
Позвольте мне откровенно сказать вашему величеству, что в настоящее
время у нас правительства нет. Я имею счастье сидеть перед вами и всеподданейше
докладывать. Это и есть в данную минуту правительство, но завтра на это же
место сядет другой министр и будет другое правительство, и этот другой министр
может докладывать вашему величеству дела в совершенно обратном направлении
тому, как их докладывал его предшественник».
Описывал о ростовщичестве в
российском государстве: «В тесной связи с
вопросом о взыскании упадающих на крестьянское население казённых, земских и
общественных сборов и, можно сказать, главным образом на почве этих взысканий,
развилась страшная язва нашей сельской жизни, в конец её растлевающая и
уносящая народное благосостояние, — это так называемые кулачество и
ростовщичество…. Однажды задолжав такому ростовщику, крестьянин уже почти
никогда не может выбраться из той петли, которою тот его опутывает и которая
его большею частью доводит до полного разорения. Нередко крестьянин уже и пашет,
и сеет, и хлеб собирает только для кулака.
«Такова еще одна темная сторона нашей современной сельской жизни, в
которой, наряду с возрастающей бедностью крестьян, получают все больший простор
алчные стремления описанных выше хищников... как говорят их
прежние односельцы, «забыли Бога» (Ермолов А.)
Известно, что помещику при
взысканиях с крестьян, по исполнительным листам, за самовольный уход с работы,
за невыполнение принятых на себя обязательств и т.п., в огромном большинстве
случаев оказывается совершенно невозможным что-либо с них получить, — многие
считают даже излишним обращаться в подобных случаях к суду. Но сельский
ростовщик и без суда всегда с лихвою вернёт себе своё, не теми, так другими
способами, не деньгами, так натурой, зерном, скотиной, землёй, работой».
«Обыкновенно, эти сельские ростовщики начинают свою деятельность с
занятия виноторговлею, которая представляет столько удобных способов для
разживы на счёт крестьян. Тут, конечно, тоже со стороны закона есть весьма
целесообразные, по мысли, ограничения, — запрещено продавать вино в долг, под
залог хлеба или вещей, под будущие работы, — запрещено расплачиваться вином за
исполненные работы и т.п. Но едва ли нужно говорить о том, что все эти
благодетельные ограничения остаются мёртвою буквою, так как уследить за
исполнением их очень трудно, да и некому. Более того, судом же очень часто
взыскиваются деньги, которые крестьяне остаются должными кабатчику, — в
действительности за вино, — а на бумаге, за разные, будто бы, купленные у него
же товары или продукты».
«Те же сельские кулаки состоят, как сказано, большею частью и местными
торговцами, они же скупают или берут у крестьян за долг их хлеба, табак,
шерсть, лён, пеньку и другие продукты. Характер их деятельности в этом
отношении также достаточно известен. Не говоря уже про те низкие цены, по
которым они принимают от крестьян их произведения, тут пускаются в ход все
обычные у таких скупщиков приёмы — обмеривание, обвешивание, заманивание во
дворы, с неправильными потом расчётами, покупка на дороге, у въезда в город, у
придорожного трактира, с соответственным угощением и т.п. Нередко, крестьянам,
приезжающим на базар со своими продуктами, даётся цена, значительно низшая,
против существующей — при обычных в подобных случаях стачках между покупщиками;
— затем при приёме, — кроме нередкого установления совершенно произвольной
единицы меры, вроде четверти в девять мер, берковца в 14 пудов или пуда в
пятьдесят фунтов, — самое измерение производится неверными мерами, фальшивыми
гирями и т.п. Известно, что нередко даже клеймённые меры весы бывают неверны.
«Такова еще одна темная сторона нашей современной сельской жизни, в
которой, наряду с возрастающей бедностью крестьян, получают все больший простор
алчные стремления описанных выше хищников, большая часть которых, — надобно
сказать правду — вышла из среды тех же крестьян, но которые, как говорят их
прежние односельцы, «забыли Бога».
|