Отец Николая II, император Александр III по поводу своего старшего сына Николая отметил в 1892 г.,
когда наследнику было уже 24 года: «Он
совсем мальчик, у него совсем детские суждения». Стоит осмыслить к какой трагедии
Александр III невольно готовил всё российское государство,
приведя на престол своё легкомысленное создание.
«Горе тебе, земля, когда царь твой отрок»
(Еккл.10:16)
Император Александр I старался узнать, как ведётся религиозное
воспитание в российском государстве. Доклад подготовил князь А.Н. Голицын
(1773-1844, с 1803 года назначен обер-прокурором синода).
Из доклада было ясно, что вместо христианского
воспитания «иерархи самым лучшим
средством почитают личное воздействие на пасомых велелепием архиерейского сана,
которое по их мнению производит на простой народ благотворнейшее влияние».
«Светские власти» на местах, с
момента воцарения Екатерины II, постоянно докладывают, что многостороннее дело
проповеди, назиданий и взысканий, и особенно суд у «духовных властей», что
называется «ни в короб не лезет, ни из короба не идёт» и вообще весьма
иронически относятся к умению духовных деятелей вести эти дела. Особенно
сильный повод к критике подавали судебные приговоры духовных властей, на
которые светские должностные люди указывали, как на очевидные образчики
неспособности судей. Духовный суд в самом деле постановлял приговоры
невероятные, даже для начала ХIХ-го века, из которых «нещадное битиё кошками до первого изумления наказуемого»
были ещё цветочками».
В докладе также говорилось: «Духовенство укрепилось в мыслях, что над
ним нет начальства, а над его действиями нет контроля, и при невежестве своём
развило в себе дух своеволия, непокорства, самого грубого и бесчестного
произвола. Даже те, кому была поручена часть архиерейской власти и попечение и
надзор за другими – игумены, заказчики, десятинники – явились по своему
бесстрашию архиерейской воли ослушниками, огурниками и продерзателями.
В Петербургской, в Московской, в
Казанской, в Смоленской епархиях каждый пятый священник изобличён в пьянстве и
шумстве, и в драках, и в прочих чинимых мирским людям соблазнах».
|