Деникин Антон Иванович (1872 – 1947 гг.) - военачальник, политический и общественный деятель. «Религиозность русского
народа, установившаяся за ним веками, к началу 20 столетия несколько
пошатнулась. Как народ-богоносец, народ вселенского душевного склада, великий в
своей простоте, правде, смирении, всепрощении — народ поистине христианский
терял постепенно свой облик, подпадая под власть утробных, материальных
интересов, в которых сам ли научался, его ли научали видеть единственную цель и
смысл жизни... Как постепенно терялась связь между народом и его духовными
руководителями, в свою очередь оторвавшимися от него и поступившими на службу к
правительственной власти, разделяя отчасти ее недуги...
Весь этот процесс духовного
перерождения русского народа слишком глубок и значителен, чтобы его можно было
охватить в рамках этих очерков. Я исхожу лишь из того несомненного факта, что поступавшая
в военные ряды молодежь к вопросам веры и церкви относилась довольно
равнодушно. Казарма же, отрывая людей от привычных условий быта, от более
уравновешенной и устойчивой среды с ее верою и суевериями, не давала взамен
духовно-нравственного воспитания. В ней этот вопрос занимал совершенно
второстепенное место, заслоняясь всецело заботами и требованиями чисто
материального, прикладного порядка».
«Война ввела в духовную жизнь
воинов два новых элемента: с одной стороны моральное огрубение и ожесточение, с
другой — как будто несколько углубленное чувство веры, навеянное постоянной
смертельной опасностью. Оба эти антипода как-то уживались друг с другом, ибо
оба исходили из чисто материальных предпосылок».
«В Петрограде, в Царском Селе
ткалась липкая паутина грязи, распутства, преступлений. Правда, переплетенная с
вымыслом, проникала в самые отдаленные уголки страны и армии, вызывая где боль,
где злорадство. Члены Романовской династии не оберегли «идею», которую
ортодоксальные монархисты хотели окружить ореолом величия, благородства и
поклонения».
«Власть всемерно поощряла развитие казачьей колонизации, на
беспокойных рубежах русской земли»
«Своеобразную роль в истории
смуты играет казачество. Слагавшиеся исторически, в течение нескольких веков,
взаимоотношения казачества с центральной общерусской властью, носили характер
двойственный. Власть всемерно поощряла развитие казачьей колонизации, на
беспокойных рубежах русской земли, где шла непрерывная война, охотно мирясь с
особенностями их военно-земледельческого быта, и допуская большую или меньшую
независимость, — и самобытные формы народоправства, — с представительными
органами (кош, круг, рада...), выборной «войсковой старшиной» и атаманами.
«Государство при слабости
своей, — говорит Соловьев, — смотрело не так строго на действия казаков, если
они обращались только против чужих стран; при слабости государства, считалось
нужным давать выход этим беспокойным силам». Но «действия» казаков обращались
не раз и против Москвы, и это обстоятельство вызвало затяжную внутреннюю
борьбу, которая длилась до конца 18 века, когда, после жестокого усмирения
Пугачевского бунта, вольному юго-восточному казачеству был нанесен
окончательный удар; оно мало-помалу утрачивает свой резко оппозиционный
характер, и приобретает даже репутацию наиболее консервативного,
государственного элемента, опоры престола и режима».
«Безудержная вакханалия,
какой-то садизм власти, который проявляли сменявшиеся один за другим правители
распутинского назначения, к началу 1917 года привели к тому, что в государстве
не было ни одной политической партии, ни одного сословия, ни одного класса, на
которое могло бы опереться царское правительство».
«Казалось, царское
правительство имело полное основание рассчитывать на казачество: многократные
усмирения вспыхивавших в России местных политических, рабочих и аграрных
беспорядков, подавление более серьезного явления — революции 1905-1906 г. г., в
котором большое участие приняли и казачьи войска, — все это как будто
поддерживало установившееся мнение о казаках. С другой стороны, эпизоды
«усмирения», с неминуемым насилием, иногда жестокостью, получали широкое
распространение в народе, преувеличивались, — и вызывали враждебное отношение к
казакам на фабрике, в деревне, среди либеральной интеллигенции, и главным
образом в среде тех элементов, которые известны под именем революционной
демократии. Во всей подпольной литературе — в воззваниях, листовках, картинах —
понятие «казак» стало синонимом «слуги» реакции».
«Правительство, опираясь на
все эти побуждения, широко использовало казачьи войска для подавления народных
волнений, и тем навлекло на них глухое озлобление среди бродящей, недовольной
массы населения».
«Революция была неизбежна, ее
называют всенародной. Это определение правильно лишь в том, что революция
явилась результатом недовольства старой властью, — решительно всех слоев
населения».
С воодушевлением указывал о свершившейся февральской
революции: «Небывалое оживление‚ тысячные
толпы народа‚ возбужденные ‚ возбужденные речи‚ радость освобождения от
нависшего над всеми тяжелого маразма‚ светлые надежды на будущее России и,
наконец, повисшее в воздухе‚ воспроизводимое в речи‚ в начертаниях‚ в образах‚
музыке‚ пении‚ волнующее – тогда еще не забрызганное пошлостью‚ грязью и кровью
– слово: Свобода!».
|