Карташёв Антон Владимирович (11 июля 1875,
Пермская губерния — 10 сентября 1960, Ментона) последний обер-прокурор российского
религиозного синода; либеральный теолог, историк, православный и общественный
деятель. Совершил самоликвидацию института обер-прокуратуры. В своей литературе
написал причины падении российской самодержавной монархии:
«Оный же Арсений имея на сердце собственное и ненасытное от
монастырских имений обогащение, а не терпя о том никакого благоучреждения о взятии
оных в смотрение коллегией экономии, рассеивал, что якобы церковь разграбили,
выговаривая при том, что де у турок духовному чину лучше, нежели в России,
почитая то сделанное о церковных имениях полезное, как для церкви, так и для
великого числа (т. е. народа), учреждение ограблением, при чем пастырей своих
называл предателями, також и что будет Содом и Гоморра…»
«Ныне и пива сварить не из чего. Петр I хотя и определил от монастырей
вотчины отнять, но рассудил за благо оставить. Прежние цари награждали церковь
деревнями и прочим; ныне же не только наградить (не желают), но все разграбили.
В Ярославле даже церковные сосуды отобрали. Таких насилий нет и у турок. И
турки свои мечети награждают, а у нас ныне как Содом и Гоморра…».
«В другом послании патр. Ермоген входит в положение заблудившихся,
попавших в духовную неволю и обещает им полное братское прощение, лишь бы они
покаялись. Он допускает и трагические компромиссы (случай с м. Филаретом), лишь
бы люди обратились потом на путь истины. Так он пишет: «Мы чаяли, что вы
содрогнетесь, воспрянете, убоитесь Праведного Судии, прибегнете к покаянию. А
вы упорствуете и разоряете свою веру, ругаетесь святым церквам и образам,
проливаете кровь своих родных и хотите окончательно опустошить свою землю...».
«Неутоленная жажда крепостничества в служилом классе еще рвалась к
своему максимуму и сумела его вызвать в виде двух крупнейших достижений: а) в
даровании так называемые «вольности дворянства», и б) во введении в обширных
пределах Украины не бывшего там крепостного права…».
«Спасаясь от ига государственного рабства, духовенство укрепляло, как
могло, ограду вокруг этого наследственного удела своего служения. Такой оградой
и опорой ему служило право наследственной собственности на самые приходские
места священнослужения. Чем это достигалось? Устройством при церквах собственных
домов и усадеб».
«Страна в это время
бурлила, бурлила и
церковная среда. Недовольства подчиненных на свои начальства искали выхода. Кое-где
прихожане восстали на своих священников, священники - против архиереев.
Экстренные епархиальные съезды
дезавуировали своих епископов и
обращались к обер-прокурору, прося его
о смещении епископа.
«Инструкция инквизиторам гласила: «все
ли исправляют архиереи по учиненному своему при поставлении обещанию, и во
всем ли поступают по правилам и по дух. регламенту»
(Карташёв А.)
В этих случаях В.Н. Львов
вводил приносящих жалобы
епархиальных делегатов, священников, псаломщиков и
мирян в самые заседания
обновленного Синода и заставлял
Синод выслушивать эти часто
грубые и революционно бестактные филиппики бунтующих низов Церкви».
«В Петровской системе надзор за епархиальной жизнью при учреждении
синода поручен был, в параллель с фискалами других ведомств, институту
инквизиторов с протоинквизитором при синоде. Инструкция инквизиторам гласила: «все
ли исправляют архиереи по учиненному своему при поставлении обещанию», «и во
всем ли поступают по правилам и по дух. регламенту и по определениям св. синода».
Та же инструкция обобщает и возвышает роль инквизиторов, поручая им следить за
деятельностью всех «духовных персон, как вышних, так и нижних» и «без всякого укрывательства доносить синоду».
Инквизиторы зависели целиком от синода. Их уродливый титул и должность
упразднены в 1727 г. Но при этом упразднении проведено и существенное изменение
самого надзирающего учреждения».
«Духовная школа всех трех ступеней, стоявшая по уставу 1867–70 г.г. на
пути к нормальному развитию до типа наиболее естественного и чуждого внутренней
фальши, в печальную эпоху 80–х годов была сознательно сдвинута с этой дороги и
устроена как раз наперекор течению и запросам своего времени. Ненормальность
постановки быстро дала себя знать многими печальными явлениями как внутреннего
(омертвение, апатия), так и внешнего (бунты и бегство из ведомства) характера.
Прямо кричащая потребность в реформе возникла уже давным–давно, а к настоящему
моменту школа, особенно средняя, уже буквально перезрела все реформы, дошла до
полного разложения, перестала совсем функционировать. К концу года чуть ли не
50 семинарий было закрыто».
«Древнерусская церковь, при почти полном отсутствии в ней школьного
научного просвещения, представляет собою довольно грустное и даже жалкое
зрелище. По силе благочестия и аскезы, это - герой, почти богатырь. А по немощи
богословской мысли и невежеству, это - в лучшем случае дитя, в худшем – слепец».
«Началось то, о чем наша церковь втайне вздыхала целых двести лет и
особенно за последнее столетие… Вздыхала, но не в силах была ничего предпринять
для изменения создавшихся отношений, потому что слишком глубоко
дисциплинировала себя в сторону послушания интересам государственным, точнее,
государственным чиновникам».
Указывал о корысти, властолюбии
и сребролюбии российского духовенства при Петре I: «Петр накален был против духовенства. «О
бородачи!», вздыхал он, «отец мой имел дело с одним (разумея Никона), а мне
приходится иметь дело с тысячами…. В указах Петра Великого критиковался способ
«торга» духовенства при плате за требы».
Цитировал слова Карамзина: «Церковь российская искони имела главу
сперва в митрополите, наконец в патриархе. Петр объявил себя главою церкви,
уничтожив патриаршество, как опасное для самодержавия неограниченного... Со
времен Петровых упало духовенство в России. Первосвятители наши были уже только
угодниками царей, и на кафедре языком библейским произносили им слова
похвальные. Для похвал мы имеем стихотворцев и придворных. Главная обязанность
духовенства есть учить народ добродетели, а чтобы сии наставления были тем
действительнее, надобно уважать оное. Если Государь председательствует там, где
заседают главные сановники церкви; если он судит их, или награждает мирскими
почестями и выгодами, то церковь подчиняется мирской власти и теряет свой
характер священный, усердие к ней слабеет, а с ним вера. А с ослаблением веры,
Государь лишается способа владеть сердцами народа в случаях чрезвычайных, где
нужно все забыть, все оставить для отечества и где пастырь душ может обещать в
награду один венец мученический. Власть духовная должна иметь особенный круг
действия вне гражданской власти, но действовать в тесном союзе с нею».
|