Епископ Марк (Михаил Александрович Новосёлов, родился 1
июля 1864, село Бабье Домославской волости Вышневолоцкого уезда Тверской
губернии — умер 17 января 1938, в Вологде) — богослов, религиозный писатель. По
некоторым сведениям в начале 20-х годов стал епископом катакомбной религиозной
организации. «Я живу тихо-тихо. Ни у кого не бываю, кроме 2-х
двоюродных братьев, да в церкви! Никуда не тянет отсюда; даже подумать жутко,
что опять в московскую суету погружаться придется. Если бы не письма, коих
получаю чрезмерно, то житие было бы монастырское. Да еще беда: стал в газеты
заглядывать. Неутешительно там... У меня такое чувство, что жизнь идет
усиленным темпом, и что изо всех углов выглядывают какие-то страшные… фигуры, о
которых ученые историки и мудрые политики не знали ничего, а между тем нити
грядущих событий соединены с этими фигурами. И ни политич. экономия, ни союзы и
собрания, ни Дума, ни свидания монархов — ничто не спасет от грядущего
всеобщего крушения. Нельзя остановить или поправить по своему усмотрению сил
уже приведенных в действие и спущенных в гущу человечества... Жутко становится
в Божьем мире, и одно остается:
«Господи! утверди нас на камени исповедания
Твоего!» (27.7.1909). Отмечал роль
Распутина в гибели империи: «Почему
безмолвствует и бездействует он тогда, когда Божеская заповедь — блюсти стадо
от волков хищных, — казалось бы, с неотразимой силой должна была оказаться в
сердцах архипастырей, призванных «право править слово истины»?! Почему молчат
епископы, коим хорошо известна деятельность наглого обманщика и растлителя?
«В происходящей
разрухе церковной нечего винить «внешних»: виноваты неверные чада Церкви» (еп. Марк)
Почему молчат они, «стражи Израилевы», когда в письмах ко
мне некоторые из них откровенно называют этого служителя лжи хлыстом, эротоманом,
шарлатаном?..
Где его «святейшество», если он, по нерадению или по
малодушию не блюдет чистоты веры в Церкви Божией и попускает развратному хлысту
творить дела тьмы под личиною света? Где его «правящая десница», если он и
пальцем не хочет шевельнуть, чтобы извергнуть дерзкого растлителя и еретика из
ограды церковной?
Быть может, ему недостаточно известна деятельность
Григория Распутина? В таком случае прошу прощения за негодующее, дерзновенное
слово и почтительно предлагаю высшему церковному учреждению вызвать меня для
представления данных, доказывающих истинность моей оценки хитрого обольстителя»
(24 января 1912 г.).
Указывал о лицемерии
в Теле Господнем: «Следует различать
Церковь-Организм и церковь-организацию. Только к Церкви-Организму применимы
такие именования Церкви, какие мы встречаем в Слове Божием, например: «славная,
святая, беспорочная» (Еф.1:4), «не имеющая пятна или порока» (5:7), «Жена Агнца» (Отк.19:7; 21:9), «Тело
Христово» (Еф.1:23; Кол.1:24 и др.), «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15) и многие другие. К
церкви-организации эти понятия неприложимы (или приложимы с большими
ограничениями) и законно приводят людей в недоумение и отвергаются ими.
Церковь-Организм одна и та же во все века, ибо она вечна
по существу, а церковь-организация зависит от исторических условий своего
существования. Церковь-Организм — чистая «невеста» Христова, «украшенная для мужа своего»
(Отк.21:2), а... в церкви-организации пшеница и плевелы растут рядом...
Церковь-организация
нередко преследует святых Божиих, а Церковь-Организм воспринимает их в свою
сердцевину. Насколько не совпадают церковь-организация и Церковь-Организм,
видно из множества примеров: Афанасия Великого, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника, Григория Паламы и др. Церковь-организация извергает
их из своей среды, лишает епископских кафедр и т.д., а в церковном организме
они являются и вечно пребывают славнейшими членами.
Церковь-Организм есть
«столп и утверждение истины», а церковь-организация подвержена заблуждениям, преисполняется
ересями. И бывает, ...что малая часть церкви-организации удерживается при
Церкви-Организме, при Теле Истины, а большая часть ее отщепляется, и истина
продолжает жить в меньшей части... К церкви видимой (организации) можно
принадлежать внешне, а к Телу Христову (Организму) — непременно внутренне, и
мера принадлежности, определяемая мерою святости, обусловливает степень
причастности человека Истине — Христу.
Только в тесном
благодатном союзе с Телом Христа... мы естественно становимся причастниками
Истины, и чем теснее этот союз, тем яснее ощущается и открывается для
христианина Истина Церкви, иначе — Сам Христос, вечная Истина и Жизнь. Таким
образом, Церковь — Тело Христово и Церковь — столп и утверждение истины, —
сливаются в живом духовном опыте: Христос, возглавляющий Тело Церкви, будучи
само - Истиной, сообщает Себя истинным членам Своего Тела. ...Какое место...
занимают (иерархи) и какое значение имеют в Церкви, частнее сказать в
церкви-организации и Церкви-Организме?»
«Не будем смущаться и
неверностью множества пастырей и архипастырей как явлением неожиданным: это не
новость для Церкви Божией, нравственные потрясения которой, исходившие всегда
от иерархии, а не от верующего народа, бывали так часты и сильны, что дали
повод к поучительной остроте: «Если епископы не одолели Церковь, то врата адовы
не одолеют ее».
«В происходящей
разрухе церковной нечего винить «внешних»: виноваты неверные чада Церкви, давно
гнездившиеся, однако, внутри церковной ограды. Благодетельной десницей Промысла
(а не сатанинской злобой большевиков) произведен разрез злокачественного
нарыва, давно созревшего на церковном теле; удивительно ли, что мы видим и
обоняем зловонный гной, заливающий «святую Русь».
«Главный недуг
церковной жизни слишком глубоко коренится в недрах Церкви, чтобы быть
исцеленным таким внешним средством, как апологетика. Недуг этот заключается в
утрате… самосознания и самочувствия и отступлении от святоотеческих основ
религиозной мысли и жизни. Этим недугом... поражены и представители иерархии,
...и представители академической науки, и пастыри, наипаче ученые. Естественно,
духовная болезнь эта с вершин распространяется вширь и глубь церковного
общества и народа…
И я с полной
серьезностью отношу к ним же страшное пророчество преп. Серафима, изреченное им
сто лет тому назад: «Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи земли
русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения… во всей его чистоте, и
за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я просил Господа помиловать их и
просил лучше лишить меня, убогого Серафима, царствия небесного, нежели наказать
их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не
помилует их, ибо будут «учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их
будут стоять далеко от Меня».
«Подобно всем православным христианам, они
непременно принадлежат к церкви-организации, даже больше — составляют в
известном смысле стержень ее... на иконах
Страшного Суда духовные лица одними из первых направляются в область геенскую»
(еп. Марк)
Не пришел ли уже этот предсказанный преподобным
гнев Божий на нашу иерархию, а вместе с нею на всю нашу Русскую Церковь за «уклонение
от чистоты...!?» Не за хулу ли на страшное Имя Божие иерархия наша несет
тяжелые удары, начиная с первых дней революции? Не эта ли хула является
причиной того бессилия, того как бы параличного состояния, в котором находятся
наши правящие иерархи, сами сознающиеся в этой параличности, хотя и не
сознающие, кажется, причины ее? Словесное стадо разбредается и разбегается в
разные стороны, увлекаемое «в научения различна и странна», а кормчие Церкви,
словно богаделенские старички, только поглядывают из окон своей богадельни на
словесных овец, которым вместо единой, строгой, вековечной, живой и
животворящей Истины…».
Писал о том, какое положение перед Богом занимают почти
все православные священники и что таким уготовлено после смерти. Также показал,
что для многих канонизированных «святых» уготовлено место в преисподней: «Подобно всем православным христианам, они
непременно принадлежат к церкви-организации, даже больше — составляют в
известном смысле стержень ее; но это нисколько не обеспечивает их
принадлежности к Церкви-Организму. Что касается этой принадлежности, то она
обеспечена им не больше, чем прочим членам церковной организации: на иконах
Страшного Суда духовные лица одними из первых направляются в область геенскую».
Как-то хотел осудить большевистскую власть, и вместе с тем его внутренний голос явственно
сказал ему: «Не хули их, они орудие
Божие, хуля их, будешь хулить Пославшего их, прими посланное, как от руки
Божией, и терпеливо и уповательно неси крест, кто бы ни был орудием испытания,
непрестанно и твердо памятуя о Промышляющем и действующем во спасение верных».
За своё охлаждение к действительной христианской вере, во
время противопаразитарной чистки он был расстрелян сотрудниками НКВД в 1938
году (Откр.3:15-16).
|