Шавельский
Георгий Иванович (6 января 1871, Витебская губерния — 2 октября 1951, София,
Болгария). Духовный писатель, автор мемуаров. В царской России занимал
должность протопресвитера военного и морского духовенства. В армии Деникина он благославлял
пролитие невиной крови Церкви Христовой (рабочих, крестьян, детей-сирот). В
конце марта 1920 года бежал в Болгарию.
Последний
протопресвитер русской царской армии видел ужасающее положение религиозной
жизни: «Трудно представить себе
какое-либо другое на земле служение, которое подверглось бы такому извращению и
изуродованию, как архиерейское у нас. Стоит только беглым взглядом окинуть путь
восхождения к архиерейству - чтобы признать, что враг рода человеческого много
потрудился, дабы, извратив, обезвредить для себя самое высокое в Церкви Божией
служение».
«Когда историк начнет изучать по синодальному архиву,
если только он уцелел, жизнь русской церкви перед революцией, он будет поражен
безмерным количеством наградных дел. Награды сыпались как из рога изобилия.
Архиереи, архимандриты, игумены, священники были засыпаны
всевозможными наградами. Викарии награждались такими орденами, каких раньше с
трудом удостаивались архиепископы. Сорокалетние архиереи возводились в
архиепископы, награждались крестами на клобуки,
— наградой, которой раньше сподоблялись лишь престарелые архиепископы.
Митра для белого духовенства стала почти обычной наградой и т. д., и т. д.».
«У нас...
вся жизнь епископа была обставлена особенным величием, пышностью и
торжественностью. Эта пышность у нас неразумными ревнителями владычного сана с
одной стороны и самими славолюбивыми владыками с другой часто доводилась до
абсурда и полного извращения епископского служения. Они делали наших владык
похожими на самых изнеженных и избалованных барынь, которые спать любят на
мягком, есть нежное и сладкое, одеваться в шелковое и пышное, ездить непременно
в каретах. Внешний блеск и величие часто скрывали от толпы духовное убожество
носителя высшего священного сана, но компенсировать его не могли. В конце
концов жестоко страдала от этого церковь».
«Трудно представить себе
какое-либо другое на земле служение, которое подверглось бы такому извращению и
изуродованию, как архиерейское у нас»
(Шавельский
Г.)
Писал о характерных особенностях российской
императрицы: «В моем собственном
сознании образ императрицы Александры Федоровны двоится, представляясь в двух
совершенно различных очертаниях. Царица Александра Федоровна на троне и она же
в заточении, в изгнании — это как бы две
разные фигуры, во многих отношениях не похожие друг на друга. Царица на троне — властная, настойчивая и непреклонная,
царица в изгнании — смиренная и кроткая,
незлобивая и покорная. Даже вера в Бога и Его святой Промысел у заточенной
царицы становится иною — более
спокойной, проникновенной и глубокой, нежной и чистой».
«Царица
из уст двух митрополитов и многих епископов слышала подтверждения своей веры,
что Распутин — божий избранник. Что
могли теперь для нее значить изредка раздававшиеся противоположные голоса?
Царица окончательно запуталась в сетях…. Влияние Распутина на царицу было
неограниченным. Тут всякое его слово было всесильно. Царь был менее очарован
Распутиным, но и он часто прислушивался к его голосу и поддавался его влиянию».
«Другой
царь нашел бы способ положить предел опасным для государства увлечениям своей
жены и не позволил бы невежественному мужику (Распутину – м.п.) вмешиваться в
государственные дела. К несчастью для
России, наш государь не находил сил, чтобы пойти против воли царицы, а
болезненная царица не могла стать выше материнского чувства и своих мистических
увлечений».
«Потом
рассказывали, будто царица сказала ей: «государь слабоволен. На него все
влияют. Я теперь возьму правление в свои руки».
«В отношении
политики она была истой монархисткой, видевшей в лице своего мужа священного
помазанника божия».
«Ее
окружали, вернее — около нее
пресмыкались способные ползать, а не летать: лагерь ее сторонников составляли
или наивные, или корыстные, лицемерные, продажные».
«Мое
личное отношение к императрице сейчас было таково, что ее немилость нисколько
не огорчала меня, как и ее внимание не обрадовало бы меня. В моей душе кипело
возмущение против нее не из-за немилости ко мне, а из-за ее слепоты, с которой
она сама, очертя голову, неслась к пропасти и других влекла в пропасть. Moe
тогдашнее настроение, может быть, станет ясным из следующего эпизода.
Мать
архиепископа Константина в этот приезд царицы поднесла ей коврики собственной
работы, а царица в ответ прислала матушке свой портрет и еще какой-то подарок.
Конечно, старушка была в восторге от царского внимания. Когда я зашел к ее
сыну, она выбежала, чтобы похвастать своим счастьем и показать мне присланное.
«И
смотреть не хочу!.. Бог с нею и с ее подарками! Всех нас она тащит в
пропасть!» — выпалил я удивленной
старушке. Вот до какой степени у меня накипело на душе».
«Императрица
была очень религиозна, крепко любила православную…. старалась быть настоящей православной. Но
увлекалась она той, развившейся у нас в предреволюционное время, крайней и даже
болезненной формой православия, типичными особенностями которой были:
ненасытная жажда знамений, пророчеств, чудес, отыскивание юродивых,
чудотворцев, святых, как носителей сверхъестественной силы.
От
такой религиозности предостерегал Своих последователей Иисус Христос, когда
дьявольское искушение совершить чудо отразил словами Св. Писания: «Не искушай
Господа Бога твоего» (Мф. 4, 7). Опасность подобной веры воочию доказал пример
императрицы, когда, вследствие такой именно веры, выросла и внедрилась в
царскую семью страшная фигура деревенского колдуна, проходимца, патологического
типа — Григория Распутина, завладевшего
умом и волей царицы и сыгравшего роковую роль в истории последнего
царствования. Увлечение царицы Распутиным было совершенно благонамеренным, но
последствия его были ужасны. Зловещая фигура Распутина высокой стеной отделила
царицу от общества и расшатала ее престиж в народе, к которому, вследствие
болезненного состояния, она не смогла близко подойти и которого она не сумела
как следует узнать. С течением времени, в особенности в последние
предреволюционные годы в характере императрицы стали всё ярче выявляться
некоторые тяжелые черты».
«Для
императрицы старина была дорога в мистическом отношении: она уносила ее в даль
веков, к тому уставному благочестию, к которому, по природе, тяготела ее
душа...
Но
мистицизм такого рода легко уходит дальше. Он не может обходиться без знамений
и чудес, без пророков, блаженных, юродивых. И так как и чудеса со знамениями и
истинно святых, блаженных и юродивых Господь посылает сравнительно редко, то,
ищущие того и другого, часто за знамения и чудеса принимают или обыкновенные
явления, или фокусы и плутни, а за пророков и юродивых — разных проходимцев и обманщиков, а
иногда — просто больных или
самообольщенных, обманывающих и себя, и других людей. И чем выше по положению
человек, чем дальше он вследствие этого от жизни, чем больше, с другой стороны,
внешние обстоятельства содействуют развитию в нем мистицизма, тем легче ему в
своем мистическом экстазе поддаться обману и шантажу.
Обстоятельства
и окружающая атмосфера всё больше и больше способствовали развитию в
императрице болезненного мистического настроения. Несчастья государственного
масштаба и несчастья семейные, следуя одно за другим, беспрерывно били по ее
больным нервам: Ходынская катастрофа; одна за другой войны (Китайская и
Японская); революция 1905-1906 гг.; долгожданное рождение наследника; его
болезнь, то и дело обострявшаяся, ежеминутно грозившая катастрофой, и многое
другое.
«Светские
люди увлекались спиритизмом, оккультизмом, а благочестивейшие епископы, как
Феофан и Гермоген, всё отыскивали особого типа праведников... Распутин
показался им отвечающим требованиям, предъявляющимся к подобного рода
праведникам»
Императрица всё время жила под впечатлением страшной, угрожающей
неизвестности, ища духовной поддержки, цепляясь за всё из мира таинственного,
что могло бы ее успокоить».
«При
всё возраставшей экзальтированной набожности, у ней, под влиянием особых
политических обстоятельств и семейной обстановки, как будто всё уменьшалось
смирение. Раньше Распутин, между прочим, пленил ее независимостью и смелостью
своих суждений. Еще перед войной царица говорила своему духовнику: «Он
(Распутин) совсем не то, что наши митрополиты и епископы. Спросишь их совета, а
они в ответ: «Как угодно будет вашему величеству!» Ужель я их спрашиваю затем,
чтобы узнать, что мне угодно? А Григорий Ефимович всегда свое скажет
настойчиво, повелительно».
Писал
по каким писаниям и по какому божьему слову проводились служения в храмах:
«Императрица и по будням любила посещать церкви, являясь туда незаметно, как
простая богомолка. По воскресным же и праздничным дням государыня неизменно
присутствовала на всенощных и литургиях в Федоровском государевом соборе. Там
она становилась или с семьей на правом клиросе, или отдельно в своей,
устроенной с правой стороны алтаря, моленной, где перед креслом императрицы
(болезнь ног заставляла ее часто присаживаться) стоял аналой с развернутыми
богослужебными книгами, по которым она тщательно следила за богослужением.
Фактически императрица была ктитором этого храма, ибо весь храмовой распорядок,
вся жизнь храма шли по ее указаниям, располагались по ее вкусам, — без её ведома ничего не делалось».
Указывал о Распутине: «Распутин стал посещать дом великого князя
Петра Николаевича, а затем и дом его брата великого князя Николая Николаевича.
Обе эти семьи в ту пору увлекались духовными вопросами и спиритизмом. Особенная
«духовность» Распутина пришлась им по сердцу».
«Светские
люди увлекались спиритизмом, оккультизмом, а благочестивейшие епископы, как
Феофан и Гермоген, всё отыскивали особого типа праведников, вроде Мити
Гугнивого, Дивеевской «провещательницы», Ялтинской матушки Евгении и т. п. Распутин
показался им отвечающим требованиям, предъявляющимся к подобного рода
праведникам….».
«В
1915 году Распутин хвастался: «утоплю Верховного», так теперь возвеличенный
Питирим откровенничал со своими приближенными: «Скоро мы свернем шею
Шавельскому».
«Но
главное у Распутина было — совсем не его
набожность. Не подлежит никакому сомнению, что Распутин обладал чрезвычайной
магнетической силой. Поклонники и поклонницы указывали источники ее в его
необыкновенной вере и святости. Конечно, они ошибались, ибо у Распутина не было
ни веры, ни святости подлинного праведника! Серьезнее другое объяснение, что
причину ее надо искать не в религиозной, а в физиологической области. Интересно
мнение изучающего личность Распутина ученого, профессора-медика К. Он пришел к
выводу, что сила Распутина, его необыкновенная, граничащая с прозрением
чувствительность, его способность воздействовать на других развились на половой
почве, вследствие присущей ему феноменальной половой энергии. Тайну
распутинской силы должна раскрыть наука».
«Был
ли на самом деле набожен Распутин? В
последние годы, — о прежних не говорю,
ибо раньше я не знал Распутина, — его
набожность была своеобразной и примитивной. Распутин посещал церкви, ежедневно
молился у себя на дому, при беседах часто взывал к Богу, а в промежутках между
молитвами и религиозными беседами творил всевозможные гадости и пакости, им же
несть числа. Беспутство его всем известно.
Его
половая распущенность была ненасытной, вакханалии были его стихией. При этом,
все гадости он творил не стесняясь, не скрывая их, не стыдясь их безобразия.
Более того, — он их прикрывал именем
Божиим: «Так, мол, Богу угодно», или «Это необходимо для усмирения плоти».
Подобные Распутину фрукты нередко вырастали на нашей девственной почве. Я
сейчас наблюдаю одного субъекта, который ежедневно по целым часам утром и
вечером простаивает на молитве при непременно возженной лампадке, не пропускает
ни одной церковной воскресной и праздничной службы, зачитывается духовными
книгами, а всё остальное время отдает беспрерывной лжи, шантажу, клевете и
прочим гадостям, обирает и разоряет доверчивых людей».
«Вспоминается четверостишие:
Во имя Божье Тит
Иконы золотит —
Из грабленного злата,
Что силой взял у брата».
«Распутин не был ни
сребролюбцем, ни стяжателем. Он мог получать сколько угодно средств: от царя и
царицы, от поклонников и поклонниц, просителей и просительниц, наконец, от
разных, пользовавшихся его услугами, лиц. Он и получал много. Но зато он щедрой
рукой и раздавал получаемое: в его приемной, у ворот его дома толпились
нуждающиеся, и Распутин одарял их. Не слышно, чтобы он оставил своей семье
безмерное богатство».
«Трагичны роли царя и царицы в истории
Распутина: слабовольный фаталист царь и нервнобольная царица»
«Там Распутин сумел пленить
экзальтированно-набожную царицу. Она более многих других искала в религии
таинственности, знамений, чудес, живых святых, а ее материнское чувство всё
время ожидало помощи с Неба для ее несчастного, больного сына, которого
бессильны были исцелить светила медицинской науки. Распутин вошел в царский
дворец с уже установившейся репутацией «Божьего человека», санкционированной
тогда несомненными для Царского Села авторитетами — епископами Феофаном и Гермогеном».
«Но
влияние Распутина не ограничивалось царем и царицей. Называли длинный ряд
министров и иных сановников: Штюрмера, Протопопова, Саблера, А. Н. Хвостова,
Раева, кн. Шаховского, ген. Беляева, Белецкого, митрополита Питирима и др., на
которых несколько каракуль, выведенных рукой Распутина, производили магическое
действие: просителю, принесшему записку Распутина, оказывался самый милостивый
прием, и просьба его, как бы она трудна ни была, немедленно исполнялась. Все
эти лица запросто бывали у Распутина, как и он у них, с ним лобызались,
пировали и пр. Сановным подражали их подчиненные. Таким путем разрасталась
слава Распутина. Отсюда пошли разговоры, что Распутин всё может, что все
министры послушны ему, что он правит государством».
«Если царь и царица оказывали Распутину
особое внимание потому, что уверовали в него и прониклись особым почтением к
нему, то все эти сановники раболепствовали перед Распутиным, спешно, исполняли
все его требования, воскуряли перед ним фимиам исключительно по низким
побуждениям. В душе все они ненавидели и презирали грязного мужика, наружно же
всячески старались польстить и угодить ему, надеясь через него снискать себе
царскую милость и все последующие блага. Поведение этих прислужников Распутина
тем большего заслуживает осуждения, что оно диктовалось исключительно
эгоистическими соображениями.
Ряд других министров, как П. А.
Столыпин, С. Д. Сазонов, В. Н. Коковцов, А. В. Кривошеин, А. А. Хвостов и др.
сторонились Распутина и никогда не исполняли его просьб. Ко мне только однажды
обратился с письмом Распутин, и я категорически отверг его просьбу, даже не
ответив ему. И никто из действовавших таким образом не подвергся немедленной
царской каре за свои действия.
Итак, представители верхов нашей
аристократии сами же расширяли влияние Распутина и увеличивали его славу. А в
это самое время, главным образом, в аристократических же сферах, началось
будирование по поводу слухов о захвате Распутиным власти, которые, всё
разрастаясь и переплетаясь с самыми гнусными нелепостями, расползались во все
стороны и перед революцией наполнили всю Россию. Получался новый заколдованный
круг: одна часть «гнилой», как выражалась царица, аристократии закрепляла славу
Распутина, а другая, возмущенная этой славой, борясь с Распутиным,
одновременно, хоть и не желая, но привела к тому, что восстановила народ против
царской семьи».
«Трагичны роли царя и царицы в истории
Распутина: слабовольный фаталист царь и нервнобольная царица. Не будь такой
царицы, не было бы и Распутина-временщика. Тобольский мужик, — «Божий человек», — в самом счастливом случае привлек бы не
надолго внимание нескольких неграмотных монахов, нескольких наивных священников
и двух-трех неумных архиереев, а скорее всего прослыл бы за колдуна или, еще
проще, занялся бы опять тем, чем занимался до «Божьечеловечества».
«Другая трудность заключалась в том,
что, оставаясь чистым, нельзя было быть близким к Распутину. Он всё время жил в
атмосфере кутежей и распутства, в которых должны были принимать участие его
«друзья»; «друзьям», с другой стороны, приходилось выслушивать разные
нелепости, которые он изрекал, льстить ему, пресмыкаться перед ним, целовать
его руки и вообще всячески унижаться перед ним. Кто из чистых в силах был пойти
на такой подвиг?!
А чистыми мерами нельзя было повлиять на
него. Благочестивые епископы Феофан и Гермоген пытались достичь этого, но им
пришлось отрясти прах от ног своих. Наконец, «чистые люди», сумевшие подойти к
Распутину, наверное оказались бы бессильными что-либо сделать, ввиду массы
«нечистых», окружавших его».
«Если бы Распутин жил в царствование
Императора Александра III, когда все в России, в том числе и в особенности,
высшее общество, было более здоровым, он не смог бы нажить себе большей славы,
как деревенского колдуна, чаровника. Больное время и прогнившая часть общества
помогли ему подняться на головокружительную высоту, чтобы затем низвергнуться в
пропасть и в известном отношении увлечь за собой и Россию.
В судьбе России Распутин сыграл огромную
и роковую роль. Его свышедесятилетняя близость к царской семье, его постоянное
невежественное и нечистое вмешательство в государственные дела, его
покровительство всяким бездарностям и проходимцам восстановляли и озлобляли не
только против него, но и против царской семьи все слои населения, расслабляли
духовную связь, соединявшую народ с царем, давали обильную пищу искавшим
развала врагам старого строя».
|