Митрополит Владимир (Богоявленский) (1848 — 1918 гг.) – митрополит, первенствующий член религиозного синода
Данное слово было в
1909 году в Троице-Сергиевой Лавре, в день открытия всероссийского иноческого
съезда: «Были века, когда быть
христианином значило то же, что быть святым. Были затем столетия, когда первый
пыл религиозного воодушевления хотя у многих и остыл, но зато у многих других
был еще настолько силен, что давал тысячи святых. Были, наконец, времена, когда
количество святых весьма сокращалось, когда, хотя и были мученики, но мученики
уже не за имя Христа и Его истину, но мученики своих собственных похотей и
страстей. Вот эти то времена и прозревает пророчески псалмопевец Давид, когда
он с глубокой скорбью воскликнул: «Спаси мя Боже, яко оскуде преподобный, и истина
умалися в человецех».
Что мы, братие, живем в один из таких веков, может ли кто
не согласиться с этим? Правда, есть еще праведные и святые люди и в наше время,
ибо Церковь никогда не может быть без праведников, и если мы обратимся к
церковной истории настоящего века, то найдем там имена таких святых, которые
как звезды сияют на горизонте современной церкви….
Отчего же происходит то, что первые века христианства
были так богаты святыми, а наше время так сильно оскудело ими? В Боге искать
этой причины, конечно, нельзя, ибо Он, будучи святым Сам, хочет, чтобы и все
люди были святы….
Но мы следуем не учению Христа, как делали святые, а
внушениям своего собственного разума, мы поступаем не по примеру Иисуса, как
поступали праведники, но по примеру мира, который весь во зле лежит. Вот почему
оскуде преподобный, вот почему и истина умалилась между людьми…
Но, может быть, я слишком сгущаю краски и делаю слишком
строгий и незаслуженный упрек нашему времени? В таком случае спросите самих
себя и испытайте ваше собственное сердце: тверда ли и жива ли ваша вера в
истины Евангелия, чиста ли ваша молитва, самоотвержена ли ваша любовь, велико
ли ваше отвращение ко греху?
«Господь оставляет нравственно опустевший
народ и переносит в другие страны Свою Церковь, как Он говорил иудеям, что
отымет от них царствие Божие и передаст другим народам, способным принести
плоды» (митрополит Владимир Богоявленский) Евангельские заповеди служат ли единственными
началами ваших мыслей и желаний, ваших стремлений и действий? У Христа ли вы
ищете утешения в страданиях, мужества в борьбе со злом и несчастиями? Или вы
должны сознаться в совершенно противном? Испытайте, говорю, самих себя и
решите, прав ли я, когда говорю вместе с псалмопевцем Давидом: «оскуде
преподобный, и истина умалися в человецех».
Далее: подите на торжище жизни, побывайте в том или
другом обществе и прислушайтесь к тем разговорам, которые ведутся там. Что
слышите вы? Не говорят ли здесь и там совершенно открыто, что наука ныне
победила веру, что вера в истины божественного откровения не идет уже к нашему
просвещенному веку? Не ставят ли Христа, Сына Божия, в ряд обыкновенных
человеческих учителей, отводя ему здесь только первое место. Не смеются ли над
Его чудесами и евангельскими событиями, называя их сказками, не выдают ли
святые таинства и церковные учреждения за учреждения человеческие и законы
евангельские за такие правила, до которых образованному человеку нет никакого
дела? Не поражают ли вас иногда даже малосведущие юноши своею дерзостью, до кощунства
доходящею, такими суждениями о предметах веры и Церкви, которые могут
проистекать только из глубоко испорченного, не христианского сердца? Не готовы
ли эти недозрелые смельчаки вверх дном опрокинуть не только государственный наш
строй, но и весь мир богооткровенных понятий…
А между тем оскудение преподобных есть зловещее знамение
для человеческого мира, ибо мир существует до тех только пор, пока есть в нем
преподобные. «Семя свято стояние мира», говорит слово Божие. В этом
слове не только отдельные народы, но все человечество представляется
материалом, из которого Господь избирает годное для царствия Божия. Как
золотопромышленник разрабатывает месторождение золота, доколе находит в нем
драгоценный металл, так и Господь щадит народы, доколе находит в них души,
способные усвоить богооткровенное учение и осуществлять его в жизни. Так Он
сказал Аврааму, что Он ради десяти праведников пощадил бы несколько беззаконных
городов. Так Он утешал пророка Илию уже оплакивавшего погибель народа израильского
откровением, что есть еще в Израиле 7 тысяч человек, не преклонивших колена
пред Ваалом.
Напротив, продолжим сравнение: как золотопромышленник
оставляет землю, в которой не находит более золотой россыпи, и переносить в
другое место свое заведение, так и Господь оставляет нравственно опустевший
народ и переносит в другие страны Свою Церковь, как Он говорил иудеям, что
отымет от них царствие Божие и передаст другим народам, способным принести
плоды, что виноград передаст иным делателям. Господь терпит еще народ, если
предвидит его обращение, как щадит доселе народ израильский; но когда этого не
предвидит, стирает его с лица земли. Так Господь истребил весь допотопный мир,
потому что он утратил все духовные силы, в которых могли бы привиться действия благодати».
В день
начала яростного Божьего суда, данный «мученик своих собственных похотей и
страстей» был истреблён Господом Богом с лица земли за все свои совершённые
деяния.
|