Никон патриарх московский (Никита Минин
(Минов); родился 7 мая 1605 — умер 17 августа 1681 г.). Являлся шестым
московским патриархом. Имевший официальный титул: божиею милостию великий
господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и
малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств
патриарх. С 25 июля 1652 г. по 12 декабря 1666 г. призывал величать себя также
великим государём.
Считал
себя приемником константинопольских царей и патриархов, высокомерно полагая,
что весь мир должен принадлежать именно ему. Но незадолго до своей опалы, Никон
писал о царе, стремящийся быть главою церкви: «Мы не знаем иного законоположника себе, кроме Христа, Который дал нам
власть вязать и решать. Уж не эту ли привилегию дал нам царь? Нет, он похитил
ее от нас, как свидетельствуют его беззаконные дела. Какие? Он церковью
обладает, священными ведами богатится и питается, славится тем, что все
церковники - митрополиты, архиепископы, священники и все причетники покоряются
ему, оброки дают, работают, воюют; судом и пошлинами владеет».
«За умножение беззакония иссякнут любы многих... Каковы
беззакония? Того, если кто восхитит не принадлежащее ему, как государь царь
восхитил церковь и все достояние ее в свою власть беззаконно, и потому нас
ненавидит, как прелюбодей никогда не может любить законного мужа, но всегда
помышляет о нем злое...».
«Нигде, даже в царских законах, не написано, чтобы царю
избирать епископов и прочих властей... А то правда, что царское величество
расширился над церковью, вопреки божественным законам, и даже возгорелся на
самого бога широтою своего орла».
«Не пришло ли ныне отступление от Святого Евангелия и от
предания святых апостолов и святых отцов? Не явился ли человек греха, сын
погибели?.. Какой же больше погибели, когда, оставив закон и заповеди божии,
предпочли предания человеческие, то есть Уложенную книгу 33, полную горести и
лести? Антихрист приготовит и иных многих... Он сядет во храме божием не в
одном Иерусалиме, но повсюду в церквах, то есть примет и власть над всеми
церквами и церковными пастырями...».
«Ибо и пророк и священник - лицемеры; даже в доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь. За то путь их будет для них, как скользкие места в темноте: их толкнут, и они упадут там; ибо Я наведу на них бедствие, год посещения их, говорит Господь» (Иер.23:11-12)
«Добро архиерейство во всезаконии и чести, и надобно
поскорбеть о последнем всенародном событии. Когда вера евангельская начала
сеяться и архиерейство чтилось в христианских царствах, тогда и самые эти
царства были в чести; а когда злоба гордости распространилась и архиерейская
честь изменилась, тогда, увы, и царства начали падать и пришли в безчестие, как
известно о греках».
«Видя святую церковь в гонении, послушав
слова божия: аще гонят вы во граде, бегите во ин град, удалился я и водворился
в пустыне, но и здесь не обрел покоя. Воистину сбылось ныне пророчество Иоанна
Богослова о жене, которой родящееся чадо хотел пожрать змий, и восхищено было
отроча на небо к Богу, а жена бежала в пустыню, и низложен был на земле змий
великий, змий древний. Богословы разумеют под женою Церковь Божию, за Которую
страдаю теперь заповеди ради божия: болши сея любве никто же имать, да аще кто
душу свою положит за други своя; и мы, видев братию нашу биенными, жаловались
твоему благородию, но ничего не получили, кроме тщеты, укоризны и уничижения;
тогда удалились мы в место пусто. Но злоначальный змей нигде нас не оставляет в
покое; теперь наветует на нас сосудом своим избранным, Романом Бабарыкиным, без
правды завладевшим церковною землею. Молим вашу кротость престать от гнева и
оставить ярость. Откуда ты такое дерзновение принял - сыскивать о нас и судить
нас?
Какие законы божии велят обладать нами,
божиими рабами? Не довольно ли тебе судить вправду людей царства мира сего? В
наказе твоем написано новое повеление - взять крестьян воскресенского
монастыря: по каким это уставам? Послушай, господа ради, что было древле за
такую дерзость над Египтом, над Содомом, над Навуходоносором-царем? Изгнан был
богослов в Патмос: там благодати лучшей сподобился - благовестив написать и
Апокалипсис; изгнан был Иоанн Златоуст и опять на свой престол возвратился;
изгнан Филипп-митрополит, но паки стал против лица оскорбивших его; и что еще
прибавим? Если этими напоминаниями не умилишься, то хотя бы и все писание
предложил тебе, не поверишь. Еще ли твоему благородию надобно, да бегу, отрясая
прах ног своих ко свидетельству в день судный? Великим государем больше не
называюсь и какое тебе прекословие творю?
Всем архиерейским рука твоя обладает: страшно
молвить, но терпеть невозможно, какие слухи сюда доходят, что по твоему указу
владык посвящают, архимандритов, игумнов, попов ставят и в ставленных грамотах
пишут равночестна св. духу так: по благодати св. духа и по указу великого
государя: недостаточно св. духа посвятить без твоего указа! Но если кто на св.
духа хулит, не имеет оставления: если это тебя не устрашило, то что устрашить
может, когда уже не достоин сделался прощения по своему дерзновению? К тому же
повсюду, по св. митрополиям, епископиям, монастырям, безо всякого совета и
благословения, насилием берешь нещадно вещи движимые и недвижимые и все законы
св. отец и благочестивых царей и великих князей греческих и русских ни во что
обратил, также отца своего, Михаила Федоровича, и собственные свои грамоты и
уставы. Уложенная книга хотя и по страсти написана многонародного ради
смущения, но и там постановлено: в монастырском приказе от всех чинов сидеть
архимандритам, игумнам, протопопам, священникам и честным старцам; но ты все
это упразднил: судят и насилуют мирские судьи, и сего ради собрал ты на себя в
день судный велик собор вопиющих о неправдах твоих.
Ты всем проповедуешь поститься, а теперь и
неведомо кто не постится ради скудости хлебной; во многих местах и до смерти
постятся, потому что есть нечего. Нет никого, кто был бы помилован: нищие,
слепые, хромые, вдовы, чернецы и черницы - все данями обложены тяжкими, везде
плач и сокрушение, везде стенание и воздыхание, нет никого веселящегося во дни
сии. Хотим объявить нехитрою речью: 12 января 1661 года были мы у заутрени в церкви
св. воскресения ; по прочтении первой кафизмы сел я на место и немного
вздремнул: вдруг вижу себя в Москве, в соборной церкви Успения, полна церковь
огня, стоят прежде умершие архиереи; Петр-митрополит встал из гроба, подошел к
престолу и положил руку свою на Евангелие, то же сделали и все архиереи и я.
И начал Петр говорить: брат Никон! говори
царю, зачем он cв. церковь преобидел,
недвижимыми вещами, нами собранными, бесстрашно хотел завладеть, и не на пользу
ему это; скажи ему, да возвратит взятое, ибо мног гнев божий навел на себя того
ради: дважды мор был, сколько народа перемерло, и теперь не с кем ему стоять
против врагов. Я отвечал: не послушается меня, хорошо, если б кто-нибудь из вас
ему явился. Петр продолжал: судьбы божии не повелели этому быть, скажи ты; если
тебя не послушает, то если б кто из нас явился, и того не послушает, а вот
знамение ему, смотри: по движению руки его я обратился на запад к царскому
дворцу и вижу: стены церковной нет, дворец весь виден, и огонь, который был в
церкви, собрался, устремился на царский двор, и тот запылал. «Если не уцеломудрится, приложатся больше
первых казни божии», - говорил Петр; а другой седой муж сказал: «Вот теперь
двор, который ты купил для церковников, царь хочет взять и сделать в нем
гостинный двор мамоны ради своея; но не порадуется о своем прибытке». Все это
было так, от бога, или мечтанием - не знаю, но только так было; если же кто
подумает человечески, что это я сам собою замыслил, то сожжет меня оный огнь,
который я видел».
|