Струве Пётр Бернгардович (1870—1944) – русский философ, общественный
деятель, экономист, публицист.
В статье «Палач народа» характеризовал последнего российского
самодержца: «Народ шёл к нему, народ ждал
его. Царь встретил свой народ. Нагайками, саблями и пулями он отвечал на слова
скорби и доверия. На улицах Петербурга пролилась кровь и разорвалась навсегда
связь между народом и этим царём. Всё равно, кто он, надменный деспот, не
желающий снизойти до народа, или презренный трус, боящийся стать лицом к лицу с
той стихией, из которой он почерпал силу, — после событий 9/22 января 1905 г.
царь Николай стал открыто врагом и палачом народа».
«Вы первый начали борьбу, — обращался
Струве в письме к Николаю II, — и борьба не заставит себя ждать».
«Русская монархия рушилась в
1917 г. оттого, что она слишком долго опиралась на политическое бесправие
дворянства и гражданское бесправие крестьянства. Из политического бесправия
дворянства и других культурных классов родилось государственное отщепенство
интеллигенции».
«Таким образом, самодержавие,
отказав культурному классу во властном участии в государстве, вновь привязало к
себе этот класс цепями материальных интересов, тем самым отучая его от
политических устремлений…».
«Только немногие люди, живо
ощущавшие роковую круговую поруку между пороками русской государственности и
русской общественности, тщетно боролись и с безумием интеллигенции, и с
ослеплением власти».
«Крушение государственности и
глубокое повреждение культуры … произошли не оттого, что у нас было слишком
много промышленного и вообще городского пролетариата в точном смысле, а оттого,
что наш крестьянин не стал собственником-буржуа, каким должен быть всякий
мелкий культурный землевладелец, сидящий на своей земле и ведущий свое
хозяйство…».
«Всем авторам одинаково
присуще и дорого убеждение, что положительные начала общественной жизни
укоренены в глубинах религиозного сознания и что разрыв этой коренной связи
есть несчастие и преступление. Как такой разрыв они ощущают то ни с чем не
сравнимое морально-политическое крушение, которое постигло наш народ и наше
государство».
«Русская революция оказалась
национальным банкротством и мировым позором — таков непререкаемый
морально-политический итог пережитых нами с февраля 1917 года событий».
«Так подготовлялась и
творилась революция с двух концов, - исторической монархией, с ее ревнивым недопущением культурных и образованных элементов к властному участию в устроении государства, и интеллигенцией страны с ее близорукой борьбой...» (Струве П.)
«Явление русской революции
объясняется совпадением того извращенного идейного воспитания русской
интеллигенции, которое она получала в течение почти всего XIX века, с воздействием
великой мировой войны на народные массы: война поставила народ в условия,
сделавшие его особенно восприимчивым к деморализующей проповеди интеллигентских
идей. Извращенное же идейное воспитание интеллигенции восходит к тому, что
близоруко-ревнивое отстаивание нераздельного обладания властью со стороны
монархии и узкого круга близких к ней элементов отчудило от государства широкий
круг образованных людей, ослепило его ненавистью к исторической власти, в то же
время сделав эту интеллигенцию бесчувственной и слепой по отношению к
про-тивокультурным и зверским силам, дремавшим в народных массах. Старый режим
самодержавия опирался в течение веков на социальную власть и политическую
покорность того класса, который творил русскую культуру и без творческой работы
которого не существовало бы и самой нации, класса земельного дворянства.
Систематически отказывая сперва этому классу, а потом развившейся на его стволе
интеллигенции во властном участии в деле устроения и управления государством,
самодержавие создало в душе, помыслах и навыках русских образованных людей
психологию и традицию государственного отщепенства. Это отщепенство и есть та
разрушительная сила, которая, разлившись по всему народу и сопрягшись с
материальными его похотями и вожделениями, сокрушила великое и многосоставное
государство».
«Разыскание причин той
поразительной катастрофы, которая именуется русской революцией и которая, в
отличие от внутренних кризисов, пережитых другими народами, означает величайшее
во всех отношениях падение нашего народа, имеет первостепенное значение для
всего его будущего. Конечно, судьбы народов движутся и решаются не
рассуждениями. Они определяются стремлениями, в основе которых лежат чувства и
страсти. Но всякие такие стремления выливаются в идеи, в них формулируются.
Явиться могучей движущей и творческой силой исторического процесса страсть
может, только заострившись до идеи, а идея должна, в свою очередь, воплотиться
в страсть. Для того чтобы создать такую идею-страсть, которая призвана покорить
себе наши чувства и волю, заразить нас до восторга и самозабвения, мы должны
сперва измерить всю глубину того падения, в котором мы оказались, мы должны
прочувствовать и продумать наше унижение сполна и до конца. Это важная
очистительная работа самопознания. Отрицательного самопознания, смешанного из
раздумья, покаяния и негодования, недостаточно, однако, для возрождения нации.
Необходимы ясные положительные идеи и превращение этих идей в могучие
творческие страсти.
Я хочу наметить, как я
понимаю те реальные психологические условия, которые привели нас к
национальному банкротству и мировому позору, и затем развить, какие
идеи-страсти могут и должны своим огнем очистить нас и спасти Россию».
«Так подготовлялась и
творилась революция с двух концов, - исторической монархией, с ее ревнивым
недопущением культурных и образованных элементов к властному участию в
устроении государства, и интеллигенцией страны с ее близорукой борьбой против
государства…».
«Социализм как идея или
начало известного строя диктует индивидууму самоограничение. С другой стороны,
сознательным или бессознательным психологическим предположением социализма как
массового вероучения является осуществление интересов и целей индивида…».
|