Франк Семён Людвигович (1877 —1950 гг.) — русский
философ и религиозный мыслитель.
Указывал
на действительных виновников революции: «Господствующее
простое объяснение случившегося, до которого теперь дошел средний «кающийся»
русский интеллигент, состоит в ссылке на «неподготовленность народа». Согласно
этому объяснению, «народ» в силу своей невежественности и государственной
невоспитанности, в которых повинен в последнем счете тот же «старый режим»,
оказался не в состоянии усвоить и осуществить прекрасные, задуманные
революционной интеллигенцией реформы и своим грубым, неумелым поведением
погубил «страну и революцию». Продуманное до конца, это объяснение содержит,
конечно, жесточайшую, уничтожающую критику всей политической практики наших
революционных и радикальных партий. Что же это за политики, которые в своих
программах и в своем образе действий считаются с каким-то выдуманным идеальным
народом, а не с народом, реально существующим! Тем не менее, это объяснение,
даже со всеми вытекающими из него логическими последствиями, остается
поверхностным, крайне односторонним и потому теоретически неверным, а как
попытка самооправдания — нравственно лживым. Конечно, прославленный за свою
праведность народ настолько показал свой реальный нравственный облик, что это
надолго отобьет охоту к народническому обоготворению низших классов.
«Проклинать так: `да соделает тебе Господь то же, что Седекии и Ахаву', которых царь Вавилонский изжарил на огне за то, что они делали гнусное в Израиле: прелюбодействовали с женами ближних своих и именем Моим говорили ложь» (Иер.29:22-23)
И все же, вне всякого ложного сантиментализма
в отношении «народа», можно сказать, что народ в смысле низших классов или
вообще толщи населения никогда не может быть непосредственным виновником
политических неудач и гибельного исхода политического движения по той простой
причине, что ни при каком общественном порядке, ни при каких общественных
условиях народ в этом смысле не является инициатором и творцом политической
жизни.
Народ есть всегда, даже в самом демократическом государстве,
исполнитель, орудие в руках какого-либо направляющего и вдохновляющего
меньшинства. Это есть простая, незыблемая и универсальная социологическая
истина: действенной может быть не аморфная масса, а лишь организация, всякая же
организация основана на подчинении большинства руководящему меньшинству. Конечно,
от культурного, умственного и нравственного состояния широких народных масс
зависит, какая политическая организация, какие политические идеи и способы
действий окажутся наиболее влиятельными и могущественными. Но получающийся
отсюда общий политический итог всегда, следовательно, определен взаимодействием
между содержанием и уровнем общественного сознания масс и направлением идей руководящего
меньшинства».
«Если бы кто-нибудь предсказал еще несколько лет тому
назад ту бездну падения, в которую мы теперь провалились и в которой беспомощно
барахтаемся, ни один человек не поверил бы ему. Самые мрачные пессимисты в
своих предсказаниях никогда не шли так далеко, не доходили в своем воображении
до той последней грани безнадежности, к которой нас привела судьба... приходят
в качестве единственно подходящих примеров грозные, полные библейского ужаса
мировые события внезапного разрушения великих древних царств. И ужас этого
зрелища усугубляется еще тем, что это есть не убийство, а самоубийство великого
народа, что тлетворный дух разложения, которым зачумлена целая страна, был
добровольно, в диком, слепом восторге самоуничтожения, привит и всосан народным
организмом. Если мы, клеточки этого некогда могучего, ныне агонизирующего
государственного тела еще живем физически и морально, то это есть в
значительной мере та жизнь по инерции, которая продолжает тлеть в умирающем и
которая как будто возможна на некоторое время даже в мертвом теле».
«Консервативные силы русского общества оказались
беспомощными в момент революции, это, в известном смысле, в порядке вещей и
вытекает из самого существа—революции. Однако нигде, может быть, консервативные
слои, в течение десятилетий или веков стоявшие у власти, не обнаруживали такой
степени бессилия, не теряли влияния так внезапно, бесповоротно и легко, как у
нас. И когда продумываешь эту важнейшую проблему исключительного бессилия
русского консерватизма, то за многообразием ближайших исторических и бытовых
его условий и форм проявления чувствуешь некоторую первичную духовную его причину».
«И, однако, неистребимая, органическая жажда подлинной
жизни, жажда воздуха и света заставляет нас судорожно вырываться из удушающей
тьмы могилы, влечет очнуться от могильного оцепенения и этого дикого,
сонно-мертвого бормотания. Если России суждено еще возродиться,— чудо, в
которое, вопреки всему, мы хотим верить, более того, в которое мы обязаны
верить, пока мы живы,— то это возрождение может быть теперь лишь пошлинным
воскресением, восстанием из мертвых с новой душой, к совсем иной, новой жизни.
И первым условием этого возрождения должно быть полное, окончательное осознание
как всей глубины нашего падения, так и его последних, подлинно-реальных
духовных причин».
«В этом смысле можно сказать, что русская революция, как
и всякое историческое явление или как всякое обнаружение духовно-жизненных сил
и устремлений, имеет множество разных сторон, как бы разных измерений или
слоев; и соответственно этому ее можно рассматривать с разных точек зрения.
Общераспространенным — потому что наиболее отвечающим политическим страстям —
является рассмотрение ее в плане текущей политики, исследование ближайших
политических событий и фактов, которые дали непосредственный толчок
революционному движению, или индивидуальных и партийных мнений, стремлений и
действий, из скрещения которых сложился конкретный ход событий революции».
«Вся эта длинная цепь отдельных гибельных действий, из
которых слагалось постепенное, быстро нарастающее крушение русской
государственности, несостоятельность большинства правителей, неуклонность порядка,
в котором лучшие люди вытеснялись всё худшими, и роковая слепота общественного
мнения, всё время поддерживающего худшее против лучшего, – всё это лишь внешние
симптомы более общей, более глубоко коренившейся болезни национального
организма».
«Что Россия не возродилась, как все о том мечтали, после
революции, а, наоборот, погибла в процессе революции — в связи с сознанием, что
начало этой гибели относится все же к эпохе «старого режима»,— этот факт
необходимо должен изменить наше господствующее понимание условий и источников
народного счастья и несчастия, процветания и крушения государства».
Ибо каким судом вы нас судили, то таким же судом будем судить и вас
«Гений Пушкина некогда охарактеризовал Россию в горьких
словах: «Нужно признаться, что наша общественная жизнь весьма печальна. Это
отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, к
справедливости и правде, это циническое презрение к мысли и к человеческому
достоинству действительно приводят в отчаяние».
«Подобно утопающему, который еще старается вынырнуть, мы
должны отрешиться от головокружительного, одуряющего подводного тумана и
заставить себя понять, где мы и как и почему попали в эту бездну».
«И, несмотря на всю грозность знамений и Божьих кар,
мысль большинства еще цепляется за мелкие, внешние и совершенно мнимые
объяснения, старается сложить ответственность на какие-то непредвиденные и
независящие от нас силы и инстанции, на кого-то другого или на что-то другое и
не видит связи совершившегося с самим существом русского общественного
сознания».
«И все же, вне всякого ложного сантиментализма в отношении
«народа», можно сказать, что народ в смысле низших классов или вообще толщи
населения никогда не может быть непосредственным виновником политических неудач
и гибельного исхода политического движения по той простой причине, что ни при
каком общественном порядке, ни при каких общественных условиях народ в этом
смысле не является инициатором и творцом политической жизни. Народ есть всегда,
даже в самом демократическом государстве, исполнитель, орудие в руках
какого-либо направляющего и вдохновляющего меньшинства».
«Сквозь хаос, опустошение и тьму сегодняшнего дня
предвидится эпоха сознательного стремления человечества не к свободе блудного
сына, а к свободному богосыновству. Наступит ли она, и когда и как наступит, —
это, с одной стороны, зависит от силы религиозной воли, воли к подвигу каждого
из нас и, с другой стороны, — от неисповедимой воли Провидения, ведущего
человечество историческими путями, ведомыми лишь Ему Одному».
«Если наша общественная мысль, наша нравственная воля в
состоянии осмыслить все совершившееся, если Божья кара поразила нас не для
того, чтобы погубить, а для того чтобы исправить, то в нашем
церковно-религиозном и национально-государственном сознании необходимо должно
созреть это оздоровляющее умонастроение. Тогда с пути хаоса, смерти и
разрушения мы сдвинемся на путь творчества положительного развития и
самоутверждения жизни».
|