Витте Сергей Юльевич - (17 июня 1849, Тифлис — 28 февраля 1915, Петроград) — граф,
российский государственный деятель, министр финансов России (1892—1903),
председатель комитета министров (1903—1905), председатель совета министров (1905—1906).
Занимал высшее место в управлении государственными делами, видел
катастрофическую ситуацию России и предвидел, что за растленный характер
поведения высших слоёв российского общества неминуемо грядёт расплата. Однако имея
значительную власть в своих руках и будучи верующим человеком, он мало что предпринял
по исправлению плачевного положения в обществе.
«Все революции происходят
оттого, что правительства вовремя не удовлетворяют назревшие народные
потребности. Они происходят потому, что правительства остаются глухи к народным
нуждам».
«Для меня было совершенно очевидно, что все это
повышенное революционное настроение России кончится или катастрофой или большим
переворотом, что и случилось 17 октября 1905 года….».
«Волнение, охватившее разнообразные слои русского
общества, не может быть рассматриваемо как следствие частичных несовершенств
государственного и социального устроения или только как результат
организованных крайних партий... Корни того волнения залегают глубже. Они в
нарушенном равновесии между идейными стремлениями русского мыслящего общества и
внешними формами его жизни. Россия переросла форму существующего строя и
стремится к строю правовому на основе гражданской свободы...». Карикатура на Витте С.Ю.
После начала Первой
Революции он указывал: «Вся наша
революция произошла от того, что правители не понимали и не понимают той
истины, что общество, народ двигается. Правительство обязано регулировать это
движение и держать его в берегах, а если оно этого не делает, а прямо грубо
загораживает путь, то происходить революционный потоп.
В российской империи такой потоп наиболее возможен, так
как более 35 % населения не русского, завоеванного русским. Всякий же, знающий
историю, знает, как трудно спаивать разнородные населения в одно целое, в
особенности при сильном развитии в XX столетии национальных начал и чувств».
«Большинство наших дворян представляет собой кучку дегенератов, которые, кроме своих личных интересов и удовлетворения личных похотей, ничего не признают, а потому и направляют все усилия на получение тех или иных милостей за счёт народных денег, взыскиваемых с обедневшего русского народа для государственного блага...».
«Коварство, молчаливая неправда, неумение сказать да или
нет, и затем сказанное исполнить, боязненный оптимизм, т.е. оптимизм как
средство подымать искусственно нервы - все
это черты отрицательные для государей…».
«Теперешняя революция и смута
показали это с реальной, еще большей очевидностью. Никакое государство не может
жить без высших духовных идеалов. Идеалы эти могут держать массы лишь тогда,
когда они просты, высоки, если они способны охватить души людей, одним словом,
если они божественны. Без живой церкви религия обращается в философию, а не
входит в жизнь и ее не регулирует. Без религии же масса обращается в зверей, но
зверей худшего типа, ибо звери эти обладают большими умами, нежели
четвероногие. У нас церковь обратилась в мертвое, бюрократическое учреждение,
церковные служения — в службы не Богу, а земным богам, всякое православие — в
православное язычество. Вот в чем заключается главная опасность для России. Мы
постепенно становимся меньше христианами, нежели адепты всех других
христианских религий. Мы делаемся постепенно менее всех верующими».
«Когда,
еще в 1903 году, началось смутное революционное брожение, как в верхах, так и
внизу, то, конечно, все рабочие организации, прежде всего, восприняли
революционный дух и революционное настроение.
Поп Гапон, если бы и хотел, то не мог бы удержать этого
течения; но ему и не было никакого расчета удерживать, ибо, как я уже говорил,
в то время все, или во всяком случае большинство, спятили с ума, требуя полного
переустройства российской империи на крайне демократических началах народного
представительства».
Указывал на трагедию
русско-японской войны, повлекший за собой более ужасные события Первой
революции: «К концу сентября 1905 г.
революция уже совсем, если можно так выразиться, вошла в свои права – права
захватные. Она произошла оттого, что правительство долгое время игнорировало
потребности населения, а затем, когда увидело, что смута выходит из своих щелей
наружу, вздумало усилить свой престиж и свою силу «маленькой победоносной
войной» (выражение Плеве). Таким образом, правительство втянуло Россию в
ужасную, самую большую, которую она когда-либо вела, войну. Война оказалась для
России позорной во всех отношениях, и режим, под которым жила Россия, оказался
совсем несостоятельным – гнилым. Все смутились и затем – добрая половина
русских людей спятила с ума».
Показывал, для чего всё-таки
была необходима канонизация пророка Серафима (Матф.23:29-30): «… в связи с Серафимом Саровским, конечно,
еще несколько десятков лиц сделали себе служебную карьеру».
Его слова относительно последнего российского царя: «Все инстинктивно почувствовали, что произошел вдруг
«перелом» России ХХ-го столетия, но «перелом» плоти, а не духа, ибо дух может лишь
погаснуть, а не переломиться…. Озлобленные, неуравновешенные и потерявшие веру
в самодержавие считали, что вместе с режимом должны быть свалены и его высшие
носители и, конечно, прежде всего, самодержец, принесший своими личными качествами
столько вреда России. Действительно, он Россию
разорил и сдернул с пьедестала и все только благодаря своей «царской
ничтожности».
«Нужно заметить, что наш государь Николай II
имеет женский характер. Кем-то было сделано замечание, что только по игре
природы незадолго до рождения он был снабжен атрибутами, отличающими мужчину от
женщины».
«Государь, — отмечал Витте, —
никогда не открыл ни одной страницы русских законов и их кассационных
толкований».
«К величайшему сожалению надо
признаться, - констатировал Витте, - что на практике... Россия сама дает пример
совершенно обратный тому, что было предложено ее монархом, ибо несомненно, что
вся японская война и кровавые последствия, от этого происшедшие, не имели бы
места, если бы мы не на словах, а на деле руководствовались мирными великими
идеями»
«Император Николай II,
вступивши на престол совсем неожиданно, представляя собой человека доброго,
далеко не глупого, но неглубокого, слабовольного, в конце концов, человека
хорошего, но унаследовавшего все качества матери и отчасти своих предков
(Павла) и весьма мало качеств отца, не был создан, чтобы быть императором
вообще, а неограниченным императором такой империи, как Россия, в особенности.
Основные его качества - любезность, когда он этого хотел (Александр I),
хитрость и полная бесхарактерность и безвольность».
«Нужно заметить, что наш государь Николай II
имеет женский характер» (Витте С.)
«И не Россию разбили японцы,
не русскую армию, а наши порядки, или, правильней, наше мальчишеское
управление 140-миллионным населением».
«Ничтожный, а потому
бесчувственный император. Громкие фразы, честность и благородство существуют
только напоказ, так сказать, для царских выходов, а внутри души мелкое
коварство, ребяческая хитрость, пугливая лживость».
«Мне с самого начала царствования императора Николая
приходилось несколько раз высказывать государю, - а равно высказываться по этому предмету и в ежегодных докладах министра
финансов о государственной росписи, которые в то время (до преобразования наших
высших законодательных учреждений имели совершенно особое, исключительное
значение. О необходимости, так сказать,
вплотную заняться крестьянским вопросом, так как не нужно было иметь ни много
ума, ни дара пророчества, чтобы понять, что, с одной стороны, в этом заключается
вся суть будущности российской империи, а что, с другой, в неправильном и
пренебрежительном отношении к этому вопросу кроется ядро всяких смут и
государственных переворотов».
«Ограничено право государя императора издавать указы,
вследствие чего увеличилась так называемая законодательная вермишель,
загромождающая законодательные собрания….».
«Император Николай
II… Вступивши на престол, будучи насыщен придворными льстивыми уверениями, что
он самим Богом создан для неограниченного управления русским народом для его
блага, что он является таким образом орудием Всевышнего, посредством которого
Всевышний управляет российскою империею, он по наущению Победоносцева - Дурново на привет местных людей, явившихся
поздравить государя со вступлением на престол и намекнувшим на необходимость
привлечь общественные силы к высшему управлению, ответствовал, что нужно
бросить эти «напрасные мечтания».
И если бы
император Николай II обладал, как государь, более положительными качествами,
нежели он обладает, то действительно желания местных людей, вероятно, на долго
остались бы «напрасными мечтаниями». Очень может быть, что если бы он, как
государь, удачно женился, т. е. женился на умной и нормальной женщине, то его
недостатки могли бы в значительной степени уравновеситься качествами его
жены. К сожалению, и этого не случилось.
Он женился на хорошей женщине, но на женщине совсем ненормальной и забравшей его
в руки, что было не трудно при его безвольности.
Таким образом, императрица не только не уравновесила его
недостатки, но напротив того в значительной степени их усугубила, и ее
ненормальность начала отражаться в ненормальности некоторых действий ее августейшего
супруга. Вследствие такого положения вещей с первых же годов царствования
императора Николая II начались шатания то в одну, то в другую сторону и
проявления различных авантюр… Такое положение вещей подрывало престиж власти,
усилило деятельность революционно-анархических элементов, которые не встречали
дружного и искреннего отпора в благоразумных и имущих классах населения».
«Этот лозунг – «хочу, а
потому так должно быть» - проявлялся во
всех действиях этого слабого правителя, который только вследствие слабости
делал все то, что характеризовало его царствование - сплошное проливание более
или менее невинной крови, и большей частью совсем бесцельно».
Дал характеристику российскому реформатору Столыпину:
«Столыпин по соображениям личным, не будучи в состоянии уничтожить 17 октября
1905 г., постепенно его коверкал и коверкал в направлении политического
распутства». «Что он был человек мало книжно образованный, без всякого
государственного опыта и человек средних умственных качеств и среднего таланта,
я это знал и ничего другого не ожидал, но я никак не ожидал, чтобы он был
человек настолько неискренний, лживый, беспринципный, вследствие чего он свои
личные удобства и свое личное благополучие, и в особенности благополучие своего
семейства и своих многочисленных родственников, поставил целью своего
премьерства».
«Столыпинский режим уничтожил смертную казнь и
обратил этот вид наказания в простое убийство, часто совсем бессмысленное
убийство по недоразумению».
«На словах либерал, а в
действительности – палач».
«Столыпин... внес во все
отправления государственной жизни полнейший произвол и полицейское усмотрение.
Ни в какие времена... не было столько произвола, сколько проявлялось во всех
отраслях государственной жизни во времена Столыпина».
«Коварство, молчаливая неправда, неумение сказать да или
нет, и затем сказанное исполнить, боязненный оптимизм, т.е. оптимизм как
средство подымать искусственно нервы - все
это черты отрицательные для государей…» (Витте С.)
«В своем беспутном управлении
Столыпин не придерживался никаких принципов, он развратил Россию, окончательно
развратил русскую администрацию, совершенно уничтожил самостоятельность суда...
развратил прессу, развратил многие слои общества, наконец, он развратил и уничтожил
всякое достоинство Государственной думы, обратив ее в свой департамент».
Дал характеристику Победоносцеву:
«… он (Победоносцев) усилил полицейский режим в православной церкви до
крайности… История России могла бы принять другой оборот, и если бы это случилось,
возможно сегодня мы не имели бы подлой и бесчувственной революции и анархии».
В последнее время новоявленные монархические идеологи весьма
любят указывать об иностранном финансировании революции. Конечно,
финансирование с Запада всё-таки было, однако стоит просмотреть, как это происходило по словам
министра финансов российской империи Витте С.Ю.: «Россия и по
настоящее время остается еще страной существенно земледельческой. За все свои
обязательства перед иностранцами она расплачивается вывозом сырья, главным
образом сельскохозяйственных произведений, преимущественно хлеба. Потребности
свои в фабричных изделиях, горных продуктах она в значительной степени
покрывает привозом из-за границы. Экономические отношения России к Западной
Европе вполне сходны с отношениями колониальных стран к своим метрополиям:
последние смотрят на свои колонии, как на выгодный рынок, куда они могут
свободно сбывать произведения своего труда, своей промышленности и откуда могут
властной рукой вычерпывать необходимое для них сырье». («Доклад министра
финансов С. Ю. Витте Николаю II»).
«Жалуются на то, что наша протекционная система
задерживает ввоз, что мы мало привозим иностранных товаров, но зато широко
раскрыли двери перед иностранными капиталами… если взглянуть глубже на характер
прилива иностранных капиталов, то нельзя не заметить, что они в конце концов
притекают к нам не в виде денег, - наше денежное обращение снабжено достаточным
количеством денежных знаков - иностранные капиталы сложными меновыми процессами
преобразовываются в форму полезных хозяйственных благ и в этой форме и
притекают к нам. Так что привоз иностранных капиталов составляет часть привоза
иностранных товаров, с тою разницей, что эта часть идет не на непосредственное
потребление населения, а на производительное сбережение, на полезное помещение
в нашей промышленности».
«Но в последнее время раздаются голоса против прилива
капиталов из-за границы, настаивающие на том, что он причиняет ущерб основным
народным интересам, что он стремится поглотить все доходы растущей русской
промышленности что он, в сущности, приводит к распродаже наших производительных
богатств».
«Правые газеты, которые все время натравляли Россию на
Японию, следуя политике Плеве, который говорил: «нам нужна маленькая
победоносная война, чтобы удержать Россию от революции».
«В конце XIX и в начале XX века нельзя вести политику
средних веков; когда народ делается, по крайней мере, в части своей,
сознательным, невозможно вести политику явно несправедливого поощрения
привилегированного меньшинства на счет большинства.
Политики и правители, которые этого не понимают, готовят
революцию, которая взрывается при первом случае, когда правители эти теряют
свой престиж и силу (японская война и перемещение почти всей вооруженной силы
за границу, и дальнюю границу)».
|