Мельгунов Сергей Петрович (25 декабря 1879, Москва
— 26 мая 1956, Франция) — русский историк, публицист. Родился в старинной
дворянской семье. Своими деяниями пренебрежительно относился к явленному
Божьему суду, выступив против карающего меча Господнего. Бежал за границу, где
там продолжал подвергать критике действия большевиков.
Писал о
дореволюционной религиозной нравственности: «Евангелие,
порицавшее несправедливость и насилие в жизни, угнетение обездоленных и
оскорбление слабых, учило о равенстве богатых и бедных, оно проповедовало
свободу, а, между тем, церковь, вопреки христианскому учению, стала горячей и
неуклонной защитницей существующего порядка — она оправдывала все происходившие
насилия, к ним нередко она сама побуждала».
«А между тем, эту свободу проповедует то самое Евангелие,
которое должны духовные пастыря разъяснять непонимающему народу. Народ скорее
понял сам. Народ не хотел терпеть крепостного права, а русское духовенство
никогда не восставало против него, считая, очевидно, что рабское подчинение
одних людей другим соответствует евангельскому учению». «Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь,
и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это.
Что же вы будете делать после всего этого?» (Иер.5:30-31)
«Синод пятьдесят лет назад, накануне освобождения
крестьян от крепостной зависимости в своих указах запрещал духовным пастырям
говорить с амвона и даже частным путем «крестьянину, что он такой же человек,
как и помещик, его брат во Христе, созданный по тому же образу Божию», запрещал
пастырям заступничество за «мужика» в случае даже крайней бесчеловечности
помещиков».
«Там, где нет свободного обмена мыслями, свободы слова и
суждений, — нет жизни. Казенная, обязательная вера потеряла силу. Церковь была
как бы разбита параличом, по меткому выражению одного глубоко верующего
человека, знаменитого русского писателя Достоевского; церковь стала напоминать
сухую смоковницу…».
С. Мельгунов в книге
«Свобода веры в России» писал: «И по всей
России раздался громкий, единодушный крик — свобода совести! Пусть каждый
думает и верит так, как ему это повелевает его личная совесть, пусть каждый
открыто проповедует свое учение и выясняет, на чьей стороне истина. Все русское
общество требовало, чтобы в делах веры не применялось насилие, чтобы были
уничтожены позорные монастырские тюрьмы, чтобы тысячи пострадавших невинно за
свои религиозные убеждения получили немедленное прощение, чтобы государство не
вмешивалось в дела веры и предоставило каждому по своему усмотрению верить или
не верить, по своему желанию присоединяться к любой религии».
«Успех революции, как показал весь исторический опыт,
всегда зависит не столько от силы взрыва, сколько от слабости сопротивления».
|