Берега Телецкого озера измеряют время тысячелетиями. Случалось ли вам, бывая в музее, замирать перед витриной с археологическими находками, вдруг ощутив дыхание невообразимо далекого прошлого? Случалось? Тогда оглянитесь вокруг. Здесь древностью дышит буквально все, и эти экспонаты не поместить под музейное стекло.
Именно южная оконечность Телецкого озера - древнейшие места, обжитые человеком в те времена, когда он считал себя не царем природы, а лишь ее элементом, причем далеко не самым важным. От перегиба озера вдоль левого берега тянется хребет Алтын-ту, Золотые горы. Когда-то он назывался горой Ик, священной горой. Это имя встречается в записях исследователей; именно так назван хребет на «Чертеже земли Кузнецкой», составленном Ремезовым в начале восемнадцатого века. Вершине Алтын-ту, поднимающейся к небу рядом с нами, до сих пор поклоняются местные жители.
Западная часть горного массива Туалок, прекрасно видимого впереди, когда-то носила имя Ик-паш – «священная вершина, священный исток». Суть самого названия Туалок не берутся сегодня объяснить самые дотошные ученые, в такую даль времен уходят его корни. А река Чулышман, к которой мы сейчас направляемся, получила свое имя не менее двух тысяч лет назад, это одно из древнейших географических названий на Алтае.
Есть вероятность, что само озеро, прежде чем стать Золотым, а затем Телецким, носило другое, гораздо более древнее имя. В предвоенные годы от семидесятилетней алтайки в селе Артыбаш была записана песня, в которой Телецкое озеро называется Ячаварай. Без сомнения, речь идет именно о Телецком, поскольку в песне говорится о «пяти берегах Ячаварая», а другого озера с пятью четко выраженными берегами на Алтае просто нет.
Единственно возможная расшифровка названия Ячаварай возводит его к древнему санскриту и звучит примерно так: «Вачай вара - алмазный жезл». Длинное озеро с чистейшей водой, с искрящимися на перекатах реками и радугой над водопадами, действительно похожее на сказочный алмазный скипетр, лежащий среди сумрачных Алтайских гор, вполне могло заслужить такое имя. И, возможно, называлось Ячавараем в скифские времена, 2500-3000 лет назад.
Когда еще доведется вам побывать в таком «золотом» окружении? Вокруг лежит Золотое озеро, а по левому берегу высится Золотая гора - Алтын-ту. По преданию, именно с нее бросил алтаец слиток золота в голодный год. Высота Алтын-ту 2213 метров; две ее вершины господствуют над южной оконечностью Телецкого озера. Между прочим, легендарному алтайцу с его куском золота можно только посочувствовать: забраться на вершину Золотой горы не так-то просто.
Ее склоны со стороны озера круты и обрывисты, ущелья, по которым стекают бурные речки, совершенно непроходимы. Желающим посмотреть с вершины Алтын-ту на окрестности обычно приходится делать солидный крюк: вверх по долине Чулышмана до реки Ачелман, затем вдоль Ачелмана до ручья Кулей, затем подняться на водораздел рек Ачелмана и Боже, спуститься в долину Боже и уже из нее подниматься на Алтын-ту. Но открывающаяся с вершины панорама стоит затраченных усилий.
Гора Алтын-ту со стороны Телецкого озера - сплошное нагромождение скал. Многие из них имеют свои имена и свою историю. В одной из алтайских сказок говорится, как появились на Золотой горе скалы Абыган – «старшая», Уулу – «сын» и Коледы – «сноха» ...Умер могучий и жестокий хан. Люди его племени с почетом проводили хана на тот свет, на тот Алтай. Положили рядом с ним семь верблюдов, семь рабынь-искусниц, семь девушек-песенниц. Много добра положили: ковры, шубы, седло серебряное, а еще любимую золотую пиалу.
Огромные таймени озера Канас
Озеро Канас расположено в Алтайских горах, на севере Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Питается оно в основном от крупнейших ледников Алтая, расположенных в массиве Таван-Богдо-Ула. Не особо примечательный на первый взгляд водоем на самом деле таит в себе много загадок. Воды Канаса обладают удивительной способностью несколько раз в году менять свой цвет. В мае, во время оттепели, вода озера становится серовато-голубой, в июне приобретает небесный оттенок, а уже через месяц, когда начинается половодье, Канас становится молочно-белым.
Карта озера Канаса
В августе сильные дожди окрашивают воды озера в зеленоватый цвет, который осенью сменяется ярко-изумрудным. На юго-восточном берегу расположено тувинское поселение Денгелек. Издревле здесь рассказывают о трех достопримечательностях озера. Первая из которых - деревянная дамба естественного происхождения, длина которой превышает километр.
Находится она в северной части водоема. Множество мертвых деревьев навечно сплелись в жуткий ансамбль. Всякое бревно, вынутое из плотины, отбуксированное вниз по течению, рано или поздно приплывает обратно к затору. И этому есть научное объяснение: стволы деревьев по рекам сплавляются в озеро, плывут по течению, но в определенный момент порывы ветра с юга сдувают деревья обратно на север. Тысячи лет деревья не могут выбраться из Канаса, внушительная природная запруда постоянно растет.
Вторая достопримечательность - это упоминаемые еще в старинных хрониках, живущие в водах озера драконы или монстры, способные затянуть в глубину, например, лошадь с водопоя. В тувинском эпосе этот монстр, что интересно, не только ворует домашний скот, но и дышит туманами и облаками. Третья аномалия - «сияние Будды»: крайне редкое атмосферное явление, когда в сверкающих над озером облаках видится фигура человека.
Если «сияние Будды» - явление крайне редкое, а плотину из деревьев, напротив, всегда может увидеть любой желающий, то монстр из озера занимает аккурат промежуточное положение. Свидетелей его появления не так уж мало. Монстра, а вернее, монстров удавалось даже зафиксировать на фото- и видеопленку. Считается, что впервые огромное существо было замечено студентами местного университета в 1985 году.
Вскоре появились слухи, что чудовище регулярно утаскивает под воду животных и птиц. В девяностые годы о нем подзабыли, но в новом тысячелетии оно опять стало попадаться на глаза. Так, 27 сентября 2003 года, сразу после разрушительного землетрясения, очевидцы заметили на поверхности озера «огромный черный объект». Монстр плыл в сторону берега.
Впрочем, так ли уж таинственны «драконы» из Канаса? Ведь еще в конце восьмидесятых годов прошлого века полумифическая история стала обрастать вполне научными подробностями. Тогда группа ученых из Синьцзянского университета обнаружила в водах озера косяк гигантских рыбин, растянувшийся на десятки метров.
Буквально два дня спустя другая фуппа не только наблюдала странную процессию, но и смогла заснять ее на видео. Биологи, изучив материалы, решили: в озере Канас поселилась стая гигантских тайменей. Таймень - род хищных лососевых рыб, вырастающих до двух-трех метров в длину и весящих сотни килограммов. Мистически настроенные тувинцы ученым не верят, и рыбу в Канасе стараются не ловить - боятся навлечь на себя гнев чудовищ.
В дальнейшем китайские ученые продолжили отстаивать гипотезу о гигантском таймене. Вот только размерчик и вес пришлось поправить, чтобы привести в соответствие с ху гуаем. Зверь стал достигать двух-трех тонн веса и 12-15 метров в длину. Такой огромный хищник вполне может питаться своими сравнительно мелкими собратьями и утаскивать с берега домашних животных.
Так что же представляет собой таймень? Если другие лососевые появились на нашей планете два-три миллиона лет назад, то таймень - аж восемнадцать миллионов. У мелких экземпляров на боках тела хорошо видны 8-10 поперечных полос. Во время нереста тело становится медно-красным. Распространен таймень широко, водится почти во всех крупных реках Сибири и Дальнего Востока, а также на Алтае. В советские времена, когда с экологией было получше, иногда в продаже появлялся консервированный таймень в жестяных банках.
Алтайский Стоунхендж
Тархатинский мегалитический комплекс находится в 20 км от села Кош-Агач. Массивные валуны в этой части Чуйской степи на первый взгляд свалены хоть и компактно, но беспорядочно. В 1970 году было официально установлено, что это археологический комплекс, а с 1994 по 2003 несколько экспедиций проводили здесь научные изыскания. Исследования показали, что мегалиты явно не местного происхождения и привезены издалека. Ответ на вопрос – как это было сделано во 2 тысячелетии до н.э., остаётся открытым. А вот на вопрос – зачем, вероятно, ответить удалось.
Глыбы уложены так, что образуют правильный внутренний круг диаметром около 60 метров. Комплекс точно ориентирован по сторонам света и с большой долей вероятности, что подтверждают также палеоастрономические исследования, является прототипом древнего календаря. («Кузук»).
Озеро Чейбеккёль (Мёртвое озеро)
Озеро неподалёку от достопримечательности Красные ворота на Улаганском тракте. Длина около 3 км, ширина от 500 до 80 метров.
Примечательно озеро тем, что в нём никогда не водилась рыба, несмотря на то, что в округе рек и озёр, где рыба водится в изрядных количествах предостаточно. Местные жители алтайского происхождения связывают данный факт с тем, что в нём обитают злые духи. Русские же им возражают и говорят, что всему виной ртуть – она отравляет рыбу, ведь именно киноварь придаёт красноватый оттенок скалам Красных ворот.
Третьи говорят, что рыба просто не может подняться по реке Чибитке, питающей озеро, так как перепад высот русла на этом участке составляет 600 м на 6 км. Официально объявлено, что на Чейбеккёль рыбу будут разводить искусственно. Но с тех пор – тишина, и чем закончился этот эксперимент нам достоверно неизвестно. («Кузук»).
Алтайские лабиринты
Многие, вероятно, уже встречали на Алтае такие каменные лабиринты, к примеру, в районе озера Ая, недалеко от турбазы Золоторудная. Вообще подобные лабиринты широко использовали в обрядовых целях древнескандинавские народы. На Алтае они появились благодаря сторонникам современных эзотерических мировоззрений. Можно сказать, что это знаки силы, перенесённые в место силы.
Среди прочих загадок в нашем списке эта стоит особняком. Лабиринты построены недавно, так что древностью здесь и не пахнет, зато мистики хоть отбавляй. Каждый из лабиринтов имеет своё название: Лабиринт «Любви», Лабиринт «Колесо Воина», Лабиринт «Великая Матерь». И считается, что при правильной эмоциональной настройке, прохождение по каждому из них раскрывает в человеке определённые качества. Причём есть масса примеров, когда люди утверждают, что это действительно помогает. Так что в данном случае исключение только подтверждает общее правило. Алтай – удивительное место! («Кузук»).
Пазырыкские курганы
Пазырыкскими курганами называют 5 больших («царских») курганов, расположенных вблизи села Балыктуюль в урочище Пазырык в Улаганском районе Республики Алтай. Курганы находятся примерно в 4,5 км правее села Балыктуюль, там же находятся многочисленные погребальные объекты других эпох и еще одна достопримечательность - Арагольская оросительная система. Курганы видны справа от дороги, ведущей в долину Чулышмана.
В самом Улагане (районный центр) находится музей «Пазырык», где вам расскажут многое о пазырыкской культуре, а вот бесценные экспонаты, найденные в курганах, сейчас хранятся в петербургском Эрмитаже. Пазырыкские курганы (а их возле Балыктуюля целых пять, V-IV вв. до н.э.) отличает то, что они в основном расположены парами в северной части урочища Пазырык. (кроме 4 кургана, который расположен отдельно в южной части). Кроме того, они имеют гигантские размеры: диаметр насыпей варьируется от 24 до 47 м, высота от 1,5 до 3,75 м.
Раскопки «царских» (так их условно называют за богатство найденных в них объектов) курганов продолжались с 1929 по 1949 год археологами Грязновым М.П., Руденко С.И. в составе экспедиций Этнографического отдела Русского музея и Государственного Эрмитажа. Название «пазырыкская культура» ввел в обиход исследователь Грязнов М.П. после раскопок 1-го из этих курганов.
Предметы, войлочные аппликации, рисунки татуировок из пазырыкских курганов возле Балыктуюля во многом похожи на те, что после были найдены в знаменитых курганах на плато Укок (в погребении «укокской принцессы»). Некоторые ученые считают, что они даже выполнены одним мастером, хотя плато Укок и Балыктуюль находятся на расстоянии примерно в 150 км друг от друга (по прямой).
Несмотря на то, что курганы были ограблены в древности, благодаря образовавшемуся под курганами мерзлотному слою исследователям удалось найти множество предметов быта пазырыкцев, сохранявшимся на протяжении веков в таком естественном «холодильнике». Поражает сам подход пазырыкцев к делу препровождения сородичей в мир иной: во-первых, на глубине 4-5 м от уровня земли они устанавливали погребальные камеры - настоящие «дома» из толстых бревен. В данном случае, в 4 из 5 курганов имелись погребальные камеры с двойными стенками и потолком из толстых бревен.
Сверху камера была покрыта берестой, лиственничной корой и курильским чаем, а выше был сделан накат из толстых бревен и больших камней, защищавших погребение от грабителей (что, кстати, не помогло в данном случае). Сейчас мы знаем, что для древних племен эти деревья имели сакральный смысл: береза - символ чистоты, лиственница - «мировое древо», соединяющее «верхний» и «нижний» миры, ведь она касается своими ветвями «небесной сферы», а корнями уходит в землю.
В Пятом Пазырыкском кургане в саркофаге находились мумифицированные тела женщины и мужчины. Тело мужчины покрыто татуировками. Найдены фрагменты их одежды из меха и хлопка. На голове женщины находилась высокая прическа-парик. Рядом с саркофагом находились предметы быта - большое деревянное блюдо на ножках (подобное укокскому), подушечка, набитая оленьим волосом, баранья шкура.
Стены дома-сруба покрывал огромный ковер-шатер из белого войлока с богатыми аппликациями. От него осталось всего несколько, но очень красочных фрагментов. На одном из них фантастический человеко-зверь в облегающей одежде синего цвета (с головой человека, звериным ухом и телом льва, ветвистыми рогами оленя, красочными крыльями за спиной) борется с птицей-фениксом. Считают, что подобные ковры изготавливали сами пазырыкцы, в отличие от другого (ворсового) ковра, о котором мы скажем ниже.
К северу от погребальной камеры располагалось захоронение коней. Богатая конская сбруя, упряжь, чепраки (подстилки под седло), обшитые дорогой шерстяной персидской и шелковой китайской тканью, а также кожаная маска с изображением оленя были найдены в этом кургане. Чепраки выполнены в технике аппликации (сейчас бы сказали, что это очень похоже на «пэчворк») из разноцветных кусочков войлока, здесь представлены самые разнообразные орнаменты. Очень интересен чепрак с вышитым на нем деревом и птицами-фениксами. Часто конские головные уборы украшались львиными грифонами (фантастический полузверь-полуптица), деревянными фигурками, покрытыми золотой фольгой.
Самыми удивительными находками стали найденные рядом с конями деревянные детали повозок и волокуш (в том числе легкая повозка-колесница), лестница, фигурки из войлока, а также музыкальный инструмент - барабан, выполненный из роговых пластин. Здесь же был найден бесценный экспонат, настоящее сокровище - древнейший в мире ворсовый ковер, выделанный вручную узелковым способом.
Ковер имеет декоративный орнамент, ближе к центру по периметру его опоясывают изображения одинаковый оленей, а ближе к краю по периметру расположены одинаковые фигурки всадника на коне. Споры о происхождении ковра - центральноазиатском или переднеазиатском - ведутся до сих пор, считается, что создавался он в период правления Ахменидов и выполнен в придворном стиле.
Есть небольшая вероятность, что ковер выткали сами пазырыкцы, но скорее всего он был выполнен на заказ профессиональными ткачами в городах того времени (в Центральной или Передней Азии). Этот ковер, конечно же, предмет роскоши, который не мог позволить себе рядовой член племени, следовательно, можно говорить о том, что в Пятом пазырыкском кургане похоронен вождь племени и его жена (или наложница).
Вопрос о том, откуда появились пазырыкцы на Алтае, сколько просуществовала эта культура, остается открытым. Сейчас большинство ученых считает, что это беженцы из Передней Азии. Больше разногласий по поводу хронологии. Одни ученые считают, что пазырыкцы жили на Алтае на протяжении двух веков, приверженцы самой молодой науки - дендрохронологии - уверены, что культура эта на Алтае просуществовала недолго (всего 40-50 лет), а затем растворилась в местных племенах, оставив после себя множество загадок, а также уникальные, мастерски выполненные предметы «скифской» культуры.
На что обратить внимание:
На энергетический камень, у которого подзаряжались бойцы легендарного Чингисхана. Энергетическая активность камня не постоянна, но на всякий случай не рекомендуется подходить к нему с дорогой техникой - может сломаться. На географический разброс находок, который свидетельствует о широких культурных связях древнего Алтая. Археологи раскопали вышитый китайский шелк, ворсовой ковер из Персии, тончайшие азиатские шерстяные ткани, китайскую колесницу, разборный шатер, изделия из меха леопарда с Дальнего Востока, кориандр и украшения из ракушек с берегов Персидского залива.
На произведения искусства, выполненные в своеобразном зверином стиле.
На интересный способ мумифицирования, применяемый алтайцами. После удаления внутренних органов, тела и черепа набивали высушенной травой, зашивали конским волосом и обкуривали коноплей. На большое количество лошадиных туш, раскопанных в могильниках. В одном из курганов было обнаружено аж 10 коней одновременно. На ушах животных проставлены знаки собственности.
На настроения местного населения. Алтайцы считают, что духи очень сердятся из-за того, что потревожен покой давно умерших. Тем более, что раскопки проводились довольно варварским способом - бревна из вскрытых могильников использовались как топливный ресурс в холодное время суток, уже раскопанные трупы лошадей были повреждены лисами.
Гнев духов проявляется в виде периодически происходящих странных явлениях рядом с курганами: у машин перестает работать мотор, животные останавливаются, как будто упираются в невидимую стену, путники наблюдают странную рыжеволосую женщину, тающую в воздухе. На удивительные рисунки, покрывающие тела, как мужчин, так и женщин. Это самые древние уцелевшие образцы татуировки в мире. На ногах алтайцев изображались рыбы, на руках и теле - хищники и копытные животные, на плечах и шее - птицы и солярные символы. Встречаются совсем уж фантастические татушки - например, грифон-олень-козерог, кошачьи хищники с клювом вместо пасти.
На запахи раскопанной алтайской культуры. Это конопля со слабо выраженным наркотическим эффектом, кориандр и зизифора в качестве благовоний. На красный камень, из которого сложены курганы, и происхождение которого неизвестно. Поскольку в обозримой близости вокруг красной породы не наблюдается. («Туристка»).
Результаты исследований на горе Бобырган (Алтайский район) 30.04.2009 - 03.05.2009
Отчет составлен: уфологом-исследователем аномальных явлений, биоэнергетом, членом Алтайской краевой уфологической Ассоциации, консультантом по экологии человека Мельниковой Еленой Евгеньевной. Гора БобарганГора Бобырган. Находится в Алтайском районе, в 14 км к западу от пос. Платово. Абсолютная отметка - 1008,6 м., возвышение над уровне реки Катунь- 700м.
Гора является самой высокой на фасе Горного Алтая. Вершинный гребень её сложен отдельными скальными выходами высотой от 5 до 15м., имеющими живописные формы выветривания в виде башен. Северный склон горы, обращенный к Бийску, более крутой по сравнению с южным. Он является тектоническим склоном фаса Алтая. Горные породы представлены гранитами, гранитоидами и сиенитами.(Хребтов.1919г., Камбалов, Дулькейт 1963г.).
Есть информация водителя- дальнобойщика о наблюдении им призрачного города на седловине горы Бобырган. Есть сведения, полученные от мужчин из села Советское, отдыхавших на горе, о наблюдении ими призрака бродячей женщины в районе поляны. Кроме того, в районе горы в конце 80-х гг. в районе горы разбился самолет, следовавший в с. Алтайское. Есть также сведения о наблюдении над горой светящихся шаров.
Цель экспедиции: исследовать г. Бобырган методом биолокации на наличие геопатогенных и аномальных зон, пропеленговать зону поляны (лагеря) на присутствие некрогенной зоны с выходами элементала (призрака); провести пеленг горы по поиску возможного расположения там когда-то города- крепости, провести тщательный осмотр данного района по поиску исторических и археологических артефактов существования здесь поселений.
Отчет
Группа в составе 14 человек и руководителя похода Карогодиной Светланой Ивановной выехала в 10 часов из села Алтайского в сторону села Ая. За деревней Верх-Ая возле гурта группа пошла в сторону горы Бобырган. Расстояние примерно 25-30 км. К горе подошли часам к семи вечера. Подъем достаточно непростой. Погода, которая до этого была тёплая и солнечная, быстро испортилась. Пошёл дождь.
Приближаясь к вершине начали спускаться облака. Они были совсем рядом и это было очень необычно и красиво. О горе Бобырган говорят, что она капризная и не всегда всех подпускает к себе, т.е. встречает непогодой: дождем, буранами, туманом, сильным ураганным ветром. Это необычно, ведь до подъёма погода кажется устойчивой и вполне благоприятной, но когда начинаешь подъем, она резко меняется. Кажется, что гора скрывает свои тайны от посторонних глаз. Вообще на Алтае нет просто гор или рек. Что ни гора, то сказание или легенда. Гора Бобырган тоже имеет и не одну легенду.
В алтайском шаманизме у каждой горы, реки, леса есть свои духи, которым следует поклоняться, чтобы получить снисхождение и доброе расположение духа. Этим занимаются преимущественно шаманы. Основу шаманизма составляет народное мировоззрение, наполненное мифическими представлениями о связях человека со стихийными силами природы.
Можно по-разному относиться к шаманизму, вере в духов гор, но, то, что гора является необычной, загадочной чувствуется уже на подъёме. Я, как учёный, отношусь ко всему этому нейтрально, но при исследованиях беру во внимание все точки зрения, в том числе и оккультные. Гора Бобырган давно привлекает моё внимание, но посетить её с исследовательской целью получилось только в этом году. Первая информация поступила ко мне примерно в 2000г.
Из газеты «Алтайская правда». В статье некий дальнобойщик следовавший по трассе Платово- Шульгин Лог - Сетовка рассказывает о том, что он проезжая мимо горы Бобырган увидел в седловине горы окутанный дымкой город-крепость. Возможно, уставшему водителю всего лишь показалось, ведь сами скальные выступы очень похожи на башни и бастионы, но проверить эту информацию стоит. Мною проведен сбор информации и установлено что на горе Бобырган действительно мог находиться город-крепость.
Существуют легенды о двух городах-призраках, которые когда-то были воздвигнуты в предгорьях Алтая. Существуют документальные исторические источники, даже есть европейские картографические описания, в которых эти два города-призрака называются как Серпонов и Грустина. Почему у них славянские названия? Неужели здесь уже в XVI b. могли жить русские?
Австрийский посол Сигизмунд Герберштейн Россию посетил дважды - в 1516-1518 и 1526-1527г. В 1549г. Им была опубликована книга «Записки о Московии». В ней автор впервые упомянул о загадочных городах Приобья и описал страну Лукоморию, которая лежит по ту сторону(правобережье) Оби. Он писал об Оби, что по ней живут вогуличи и югричи «что от устья реки Иртыша до крепости Грустины два месяца пути, от неё до озера (подразумевается Телецкое озеро - авт.) рекою Обь, которая вытекает из этого озера, более чем три месяца пути.
От этого озера приходят в большом количестве чёрные люди, лишенные общего всем дара слова; они приносят с собою много товаров, преимущественно жемчуг и драгоценные камни, которые окупаются грустинцами и серпоновцами. Сам Герберштейн на карте Лукоморию не показал, но заинтриговал западных картографов, которые не упустили случай уточнить свои карты на основе этой информации. Это сделали Геральд Меркатор(1569 и 1695г.), И. Гондиус(1606г.), Д. Контелли (1683г.) и Г. Сансон(1688г.).
При этом Лукомория закреплялась в разных местах Сибири, но всегда восточнее Оби. Алтайский краевед М.Ф. Розен проявлял большой интерес к этой Лукомории, но она так и осталась для него тайной. Однако в работе Г.И. Пелих имеется прямое указание, что русские старожилы (доермаковские) Лукоморьем называли крутую дугу возвышенного берега Оби против северного устья Иртыша - по образцу Причерноморья. И связывает этот термин-топоним с южнорусской ономастической традицией, а не новгородской, как считал Розен.
Города-призраки Алтая, появляющиеся то тут, то там и будоражащие воображение европейских путешественников и картографов вплоть до конца XVII века, постепенно обросли плотью, т. е. историей. На карте России Гильома Сансона, которая была издана в атласе Де Росси в 1688г. в Риме, Грустина отмечена на восточном берегу Оби, а Серпонов на впадающей в Обь р. Кечь.
На карте амстердамского бургомистра Николая Витсена, изданной годом раньше, мифическая Грустина изображена на правой стороне Катуни вблизи её устья. Г.Меркатор - один из крупнейших картографов XVI в. Также поверил в существование области Лукомории, которую он показал к востоку от среднего течения Оби, там же в вершине правого притока Оби оказался город Серпонов, а город Грустина показан у берега «Китайского озера» (Телецкого-авт).
Лукоморье - старинное русское слово, это лука у моря, то есть изгиб морского берега, морской залив, местность около него. У Герберштейна область, или страна «Лукомория» оказалась далеко от моря, вблизи озера у вершины Оби. Автор одного сочинения о Сибири Александро Гваньини, итальянец по происхождению, но проживавший всю жизнь в Польше, повторяет многое из легенды Герберштейна, все же,внес некоторую поправку, приблизив Лукоморье к Северному морю, чёрные же люди остаются у него у Китайского озера.
Он писал(1678г) о том, что область Лукоморье тянется длинной полосой подле Северного моря; её обитатели живут без всяких построек в лесах и полях. По соседству с этой областью находятся народы грустинцы и серпоновцы от крепости Грустины до Китайского озера, где берет свой исток вышеназванная река Обь.
Живущие близ этого озера чёрные люди, не владеющие общепонятной речью, имеют обычай приходить к Грустинской крепости, принося с собой разные товары, и особенно жемчуг и дорогие камни, которые грустинцы и серпоновцы приобретают от них путем обмена. Племена Лукоморья, а равно грустинцы и серпоновцы и ещё некоторые живущие в области Оби и озера Китайского... вплоть до великого океана, как говорят, платят дань московскому князю.» Текст взят из книги: М.П.Алексеев «Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей» (Иркутск, 1932).
Область у реки Оби и озера в её вершине для европейцев оставалась загадочной страной чудес и легенд. В 1667г. в Тобольске по указу царя Алексея Михайловича был составлен Общий чертёж Сибири, который получил название Годуновского, по имени бывшего в то время в Тобольске воеводы П.И.Годунова. Река Обь на этом чертеже показана хотя и схематично, но все же довольно правильно.
Она изображена с двумя вершинами, правая из которых (восточная) берет начало из озера «Тележского». К этому чертежу была составлена роспись из 22 статей. В статье 16й этой росписи сообщаются некоторые подробности о вершине Оби и Телецком озере. В ней говорится об удобном месте для строительства города или острога у устьев рек Катуни и Бии, о том, что в тех местах имеются пашенные земли и много всякого зверя.
О Телецком озере сказано, что из него вытекает река Бия и что вдоль того озера в лёгком судне плыть 5 дней, а поперек день и что около тех мест кочуют многие иноземцы: саянцы, мундусцы, кайманцы, таутелеуты, яумундуссы, учюги, карагайцы. В росписи указывается, что от устьев Бии и Катуни до Китайского царства ходу 2 месяца. Общий чертёж Сибири1667г. и роспись к нему окончательно развеяли ошибочное представление об этом районе, проникшее в западноевропейскую картографию, исчез и миф об огромном Китайском озере в вершине Оби.
Как видно из приведенных выше исторических фактов существуют различные точки зрения на местонахождение города Грустины, но большинство исследователей говорят о том, что он находится в вершине Оби(предгорьях Алтая) в устье реки Катунь. В результате проведенной на горе Бобырган биолокации и обработки картографических и исторических материалов прихожу к заключению что на седловине горы Бобырган в XV-XVI в. находился город-крепость Грустина.
После поверхностного осмотра местности вероятной окраины города обнаружены 4 археологических свидетельства: фрагмент деревянного ограждения(забор, остаток постройки) фрагмент керамики(фарфор) голубого цвета с нанесенными иероглифами темно-синего цвета с белыми полосами длинный гвоздь гирька весовая, найденная у подножия горы. По моей версии именно у подножия проходили торговые «ярмарки», средневековые базары. Проведение полевых работ по поиску геопатогенных и аномальных зон для проведения полевых работ по исследованию горы было отведено около двух часов 1 и 2 мая. Исследование проводилось при помощи метода биолокации и визуально.
По результатам общей биолокации обнаружено:
- геопатогенная зона (ГПЗ) - разлом в земной коре, трещины;
- теллурическое излучение (ГПЗ). Все виды - линзы воды, поля фильтрации, водоносные пласты. Поля фильтрации вызваны движением подземных вод.
- крупные магнитные узлы
- энергоактивная зона
- многочисленные некрогенные зоны (зоны смерти) - места убийств с выходами элементала (призраков)
К сведению: К геопатогенным зонам относятся участки земной поверхности, где проявляются аномальные земные излучения, вызывающие патологию у человека. Эти зоны связаны с различными геологическими структурами, размеры которых изменяются от метров до сотен километров.
ГПЗ связаны с изменениями в электромагнитном поле Земли. Внутренняя классификация включает следующие типы аномалий:
- Участки, на которых интенсивность поля выше фоновой величины.
- Низкое электромагнитное излучение.
- Частота импульсов меняется в течение суток. При постоянной полевой изменчивости организму очень трудно адаптироваться к внешней среде и человеку приходится жить в условиях повышенной стрессовой нагрузки.
- Повышенное содержание в воздухе положительно заряженных аэроионов.
- Пониженный уровень напряженности геомагнитного поля.
Изучено, что ГПЗ провоцируют самоубийства, ДТП и преступность.
Всё дело в том, что наша кровь содержит гемоглобин - магнитное вещество - железо, которое реагирует на изменение магнитуды. У людей, попадающих в эти зоны даже на короткий промежуток времени., возникает состояние тревоги, рано или поздно переходящее а стресс. А он уже служит причиной заболеваний раком, сердечнососудистыми заболеваниями.
Характерные признаки локальных ГПЗ:
- Крайне ограниченное число мелких и отсутствие крупных животных
- Наличие искривленной низкорослой гниловатой растительности, (подобные искривления кустарников наблюдаются по всей горе).
На горе присутствуют тектонические разлом и трещины, заполненные водой - они дают самые высокие энергетические аномалии и являются наиболее опасными как для человека, так и для сооружений. Что касается магнитных узлов - то это самые распространенные по площади и самые опасные для биологических объектов аномалии. Это так называемая геобиологическая сетка, покрывающая всю землю, из-за чего её часто называют глобальной сеткой.
На границах квадратов этой сетки поле усиливается, что создает пересечения линий с повышенным(аномальным излучением). На перекрещивании линий образуется завихрение поля (магнитный узел). Этот вихревой поток, попадая в полевую форму человека, искажает её структуру, что приводит к искажению функций организма, аналогичному психическим зажимам.
Практически во всей опубликованной литературе эта геобиологическая сетка называется линиями Хартмана, по имени немецкого доктора медицины, исследовавшего влияние геопатогенных зон на организм человека. По данным Хартмана, вредоносные излучения находятся на пересечении аномально излучающих линий с шириной полос 0,2-0,4 м. и расстояниями между ними 2 м в направлении север-юг и 2,5 м в направлении восток-запад. Размеры магнитных узлов: 1x1; 1,5x1,5; 2x2;
Самые крупные магнитные узлы встречаются только в чистом поле, на природе, где отсутствуют усугубляющие факторы. На магнитных узлах обычно находятся: белый клевер, папоротник, ковыль, крупный муравейник. Стрелка компаса на них скачет. На магнитных узлах любят спать кошки и не спят собаки.
Энергоактивная зона - особый участок планеты, аномальная зона, активно и заметно реагирующая на солнечные вспышки и другие космические и аномальные явления. Согласно различным гипотезам энергоактивные зоны являются своеобразными «окнами» в космос, каналами общения планет, акупунктурными точками Земли. Кроме горы Бобырган в Горном Алтае есть зона, где доктор геолого-минералогических наук А.Дмитриев обнаружил «северное сияние», напоминающее бьющий из земли факел. Подверженность геомагнитным возмущениям связана скорее всего с геологической активностью района.
Некрогенные зоны, которые встречаются во множеству мест говорят о том, что здесь были убийства и имеются выходы элементала (призраков), которые кроме биолокации фиксируются иногда фотоаппаратурой. Подобными фотографиями я располагаю. Что касается причин столь многочисленных смертей, то, по это произошло в результате захвата города и уничтожения всех его жителей. Обследована поляна для лагеря, здесь также присутствуют некрогенные зоны с выходами элементалов, а на фотографиях смутно проглядывается женское лицо. Поэтому информацию о наблюдении призрака я подтверждаю.
Кучерлинское озеро
В состав Кучерлинских озер входит три высокогорных водоема: Верхнее, Нижнее и Большое.
Однако наибольшую популярность обрело Большое Кучерлинское озеро (от алтайского «кучурлу» - солончак). Это бассейн ледникового происхождения, один из крупнейших в мире, а его воды обладают молочно-бирюзовым оттенком. По поверьям местных жителей, вода в озере «живая», и здесь обитает дух хозяина озера Коль-Ээзи, который пугает людей бычьим ревом. Между озером и Кедровой поляной находится возвышенность .
Место доступно для посещения в любое время года, здесь расположена турбаза «Кучерла», а на поляне Иезекерю построен дом для ночевки туристов. Обычно к озеру поднимаются в составе конной или пешей группы от Тюнгура вдоль реки Кучерла, путь составляет порядка 46 км и занимает 2 суток. От поселка Кучерла проходит конная тропа длиной 34 км.
Круг Камлак
Считается, что это очень древнее священное место, куда собирались камы (алтайские шаманы) со всего Алтая и проводили массовое камлание. Сейчас на этой поляне размещается Горно-Алтайский ботанический сад, который, в свою очередь, находится на территории памятника природы «Шишкулар-Катаил — Чистый Луг» (от устья реки Семы до села Камлак). Расположена поляна в одноименном селении в Шебалинском районе в 70 километрах от Горно-Алтайска. («МакКтрип»).