Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ГЛАВНАЯ [1]
НЛО [291]
КОНТАКТЕРЫ [0]
КРУГИ НА ПОЛЯХ [0]
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ [259]
КРИПТОЗООЛОГИЯ [276]
ЖЕРТВОПРИНОШ. [0]
ПРИВИДЕНИЯ [283]
АСТРОЛОГИЯ [0]
МАСОНСТВО [0]
СПИРИТИЗМ [0]
ЯЗЫЧЕСТВО [0]
САТАНИЗМ [0]
КЛЕРИКАЛИЗМ [0]
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ [0]
ПРОСТИТУЦИЯ [0]
НАРКОМАНИЯ [0]
ПЕДОФИЛИЯ [0]
ПРЕСТУПНОСТЬ [0]
НАЦИОНАЛИЗМ [0]
КОРРУПЦИЯ [0]
ФАШИЗМ [0]
РАБСТВО [0]
БОЛЕЗНИ [0]
БЕДНОСТЬ [0]
НЕРАВЕНСТВО [0]
НЕГРАМОТНОСТЬ [0]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » СТАТИСТИКА ОККУЛЬТИЗМА » АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ

    Аномальные и загадочные места в Белгородской области. 3



    Таинственная Белгородская область

    Когда в небе над Белгородом был снят НЛО, это вызвало настоящую сенсацию среди уфологов и ученых, после чего внеземные объекты полюбили посещать эту область. Сейчас вы узнаете, почему сюда ссылали ведьм, зачем людей преследуют черные шары, кто может поймать местную чупакабру, и что скрывают аномальные зоны окрестностей.

    Необычное свечение было замечено в 2004 году, но раньше над деревянным храмом города свидетель события сделал фото объекта, напоминающего летающую тарелку с прикрепленными шарами. Они совершали немыслимые движения в воздухе, пока корабль неподвижно висел и созерцал окрестности. После такого появления НЛО известные специалисты отметили его необычный внешний вид и отсутствие аналогов. Затем пришельцы решили снова нанести визит в полюбившиеся места, только их аппарат имел вытянутые формы и издавал яркое сияние. Он тоже немного позировал перед камерами, чтобы потом быстро умчаться за горизонт.

    Что так манит сюда пришельцев из иных миров? Возможно, это связано с аномальными зонами, которых в этом российском уголке много. Недаром сюда ссылали на вечное поселение ведьм с их потомством, что зафиксировано в исторических документах. Царь Алексей Михайлович в 1648 году написал грамоту воеводе Тимофею Бутурлину, чтобы тот принял меры для исправления ситуации в Белгородском уезде. Люди перестали ходить в храмы, а вместо этого устраивали разные игры да скакали со скоморохами даже в великие праздники. Потому было велено непослушных особ бить кнутами да отправлять в ссылку или сжигать на кострах. Только эта кара обошла местных колдуний стороной.

    К сожалению, тема местных магов почти не изучена учеными, но есть архивный документ, повествующий о некой крестьянке Ульяне, дело которой рассматривал церковный суд. Эта особа научилась колдовству у одной украинки, после чего продала свою душу Сатане, да и стала творить разные дела злобные. Что стало потом с ведьмой – неизвестно, а святителю Иоасафу пришлось приехать в Белгород, чтобы своими молитвами преобразовать мрачный город с неспокойными людьми. Да и сейчас отвратительный и склочный нрав населения иногда просто шокирует гостей, так что возможно потомки переняли некие силы своих предков, вот только не в лучшую сторону.

    На улице Фрунзе был в 1929 году дом, где поселилось неугомонное привидение. Большое здание с этажами и закрытыми ставнями оставалось пустым, и только одну комнату занимал отчаянный постоялец. Это действительно удивило ученых, изучивших записи революционного времени, так как здесь люди испытывали острую нехватку жилья. 

    Вот только никто не хотел находиться рядом с фантомом хозяина, расстрелянного большевиками, который постоянно пугал своим появлением коммунхозовцов, а сейчас от этого здания ничего не осталось. На хуторе Косой жители рассказывали о призрачном белом коне, вот только молодой комсомолец не верил в такие сказки до тех пор, пока ночью во время возвращения домой лично не увидел перед собой размытый фантом животного, галопом промчавшегося вокруг ярого атеиста и исчезнувшего в воздухе. До глубокой старости человек помнил о событиях того года и поверил в существование иных миров.

    В Красной Яруге народ был напуган появлением чупакабры, загрызающей их кроликов вместе с кошками и собаками. Существо под покровом ночи могло открыть клетки и задушить добычу, после чего выпивало кровь и удирало прочь. Один свидетель события рассказывал журналистам, как нашел 25 мертвых тушек, а на стальной проволоке были видны следы когтей и зубов. Его пес даже боялся выходить из будки, а пушистый кот испуганно забился в темный угол и дрожал как осиновый лист. Было много случаев нападения загадочного монстра на скот, вот только найти его никто не может. Пока в результате расследования сотрудникам органов удалось найти только кусок шерсти, после чего была выдвинута версия о кунице, но люди уверены в существовании этого вампира.

    Многие туристы признаются, что ощущают сильный дискомфорт, когда попадают в заброшенные села, да и любители старины стараются обходить стороной Чаплыгинский район. Здесь внезапно появляется странный туман, заставляющий человека бродить по окрестностям и сбиться с пути, а виновником происшествия является леший, насылающий морок на путников. Но это еще мелочи по сравнению с черными шарами, которые преследуют выбранную жертву. Впервые аномальные объекты были замечены в 80-х годах, когда белгородец внезапно ночью ощутил холод в области поясницы, после чего увидел в комнате странный объект, зависший над его кроватью. Когда мужчина хотел рассмотреть его ближе, он резко исчез, но при этом дрожала вся мебель в доме.


    Другой случай нападения загадочных плазмоидов был зафиксирован во время посещения Харьковской области, где в Должике возле оврага люди часто слышали странные звуки и видели НЛО. Тогда исследователь Нечаев вместе со своим коллегой Максимовым решил заночевать в аномальной зоне, но ночью он пережил жуткие ощущения, когда почувствовал незримое прикосновение к конечности, после чего наступило онемение всего тела переходящее в легкий паралич. Мужчине удалось разбудить товарища и избавиться после его прикосновения от такого наваждения, но черные шары были запечатлены потом на фото, а также они могли появляться из земли и внезапно исчезать в воздухе.

    В Новом Осколе пожилая и набожная женщина столкнулась с появлением ужасного черного карлика после того, как дождливым вечером в ее дом зашла странная особа в белой одежде, похожей на монашескую рясу. Она просила подаяние и говорила необычные слова, но больше всего жительницу города поразили ее молодые глаза на сморщенном лице. Она хотела дать ей хлеб с яблоками, только гостья не приняла дары, а сообщила ей о своих мертвых детях, которые придут сюда на праздник. После отказа пенсионерки ведьма разозлилась и упомянула, что уже 300 лет ждет такого момента. Затем она приказала дать ей скатерть и вышла из дома.

    Перепуганная свидетельница события решила пойти к соседке и остаться там до утра, но открыв двери, была в ужасе, когда увидела перед собой вереницу черных карликов с уродливыми лицами, текущих грязным потоком через порог. Один из них нес факел в руках и предложил ей свой танец, но услышав отрицательный ответ, гневно сказал, что ее матери осталось жить 4 дня, а дальше гости исчезли. Женщину приводили в чувство врачи, но она действительно похоронила родного человека в указанный срок, а еще нашла среди ее вещей предмет, забранный колдуньей из ее дома.

    Случай в поселке возле Белгорода заставил многих дачников поверить в существование призраков. Когда умер сосед одной семьи, имевшей 11-летнюю дочку, ребенку ничего не сказали о такой трагедии, так как престарелый человек часто угощал девочку конфетами и орехами. Но вскоре малышка стала говорить родителям, что он приходит к ней в гости и несет подарки, а затем внезапно выбежала из дома и пошла к кладбищу. Мать догнала ее возле могилы этого человека, про которую малышка ничего не знала, после чего дочка потеряла сознание и упала на землю. Ночные события она помнила смутно, но говорила, что мужчина звал ее с собой и говорил, что ей там понравится. После отпевания усопшего люди решили продать дачу и избавиться от появления призрака в своей семье.

    Грайворонский край тоже вызывает интерес у ученых, так как здесь в древности находились поселения скифов, покинувших родные места из-за неизвестных обстоятельств. Но недалеко от села Почаево есть озеро Любви, с которым связана легенда о красивой девушке и ее суженом. Сыграла пара свадьбу да стала жить в любви и согласии, вот только детей у супругов не было долгие годы. 

    Односельчане стали худые слова говорить о таком союзе, так что пришлось им уйти в лес и жить в землянке. Однажды жена нашла чистый родник, который привел ее к водоему. После купания родила она сына, а потом и дочерью небеса благословили родителей. Узнали люди о волшебных свойствах воды и сами стали приходить сюда для исполнения своих желаний. Сейчас вместо чистой воды вся поверхность покрыта тиной, но местные жители говорят, что озеро просто скрылось от гостей, да и землянка влюбленных до сих пор стоит на фоне березовой и дубовой рощи.

    Возле села Смородиново сохранились яры Ведьменки, по которым к ссыльным колдуньям тайными тропами шли женщины со своими бедами, а рядом с 44 километром железной дороги виднеется балка, где ночами перед случайными путниками возникал сильный ветер и вихри в виде воронки затягивали их внутрь. На Лысой горе ведьмы проводили свои шабаши, а Михаил Булгаков озвучил это место в своем романе, когда Маргарита проходила свое посвящение. Многое переплелось в области, хранящей своим тайны и легенды, но внезапно кажется, что оживает древняя история, когда люди начинают верить в чудеса. («Территория Новостей»).






    Случаи появления НЛО над Белгородом

    «Житель Белгорода ночью во время пикника заснял в лесу НЛО», – написал на прошлой неделе с десяток изданий (среди них, правда, ни одного местного). Новость везде иллюстрировала картинка в стиле «Секретных материалов», и нигде не было той самой записи. Как выглядит в деталях «летающий аппарат довольно странной вытянутой формы» с ярким прожектором зелёного цвета, мы не узнаем. А всё потому, что после контакта на смартфоне очевидца «оказались лишь помехи». 

    Имени парня мы нигде найти не смогли, равно как и названия леса, который в одной из публикаций называют местным рассадником паранормальных явлений. Особого ажиотажа среди белгородцев новость не вызвала. То ли из-за отсутствия вменяемой доказательной базы, то ли потому, что видеть НЛО белгородцам не впервой. Мы порылись в подшивках газет «Зебра» и «Смена» и сделали небольшую подборку встреч белгородцев с инопланетянами.

    Тесные контакты лихих 1990-х

    В смутные времена интерес ко всякого рода потусторонним явлениям возрастает. Постперестроечная пресса взахлёб рассказывала о ведьмах, гадалках, ясновидящих, неведомых чудищах и, безусловно, встречах с инопланетянами. 12 мая 1994 года газета «Зебра» написала о целительнице Людмиле Ярмак, черпающей из Космоса энергию для лечения больных. В интервью под названием «Мой контактёр с планеты Солиус» женщина рассказывала:

    «Во время пешеходной прогулки я словно застывала минут на пять, причём в одном и том же месте. Глаза сами собой закрывались, и перед мысленным взором появлялась наша Земля, будто видимая из Космоса… Первым вышел на меня Кунс – неземной робот. Потом моим наставником стала Тисина – разум в форме энергетического сгустка с планеты Сатурн. Правда, она свободно принимала образ человека и в этом виде являлась передо мной в любое время дня».

    12 декабря 1996 года «Зебра» рассказывала о Людмиле Матвеевой, которая после встречи с инопланетянами тоже стала лечить людей и, между прочим, была постоянной ведущей рубрики газеты. «Как-то часа в четыре ночи меня разбудил странный свист за окном… Было отчётливо видно, что над автодорогой Харьков – Белгород медленно плывёт сооружение: дно и крыша серебристого цвета, светящиеся. Всё остальное – абсолютно прозрачное. За пультом управления сидит очень высокого роста существо, а его напарник что-то держит в руке. И это «что-то» даёт периодические вспышки: похоже на фотографирование.

    А спустя несколько месяцев сквозь сон услышала голос: «Вставай!» Открыла глаза и увидела существо, очень похожее на тех, что управляли НЛО. Сон? Но в мозгу прозвучало: «Это не сон. Мы хотим помочь тебе, объяснить, что такое тонкие тела, как брать энергию из Космоса и почему болеют экстрасенсы, которые работают только на собственной энергетике».

    И здесь же: «Как-то ко мне на приём пришёл мужчина. В своё время он вступил в общение с внеземным существом. Оно вселилось в человека: сначала одолевало просьбами, потом поступали приказы. Если же бедняга отказывался, у него начинались приступы хохота, длившиеся от одного до трёх часов».

    В июне 1997 года «Зебра» писала о художнике, чьей рукой управляет сила звёзд. Правда, сам он ни о каких контактах не рассказывал. Сказал лишь, что он после ряда совпадений, когда на холсте выходили весьма странные вещи, которые им не задумывались, обратился к экстрасенсам, и те пояснили: «Какое-то существо из другого мира ведёт тебя по жизни, снабжая информацией, чтобы ты в свою очередь делился ею с людьми».


    Работавший в те годы в газете «Зебра» Евгений Ромашов вспоминает: «Тогда людям нравилось читать о чудесах, и хотелось в них верить. Помню, как-то накануне 1 апреля мы устроили в газете розыгрыш. Рядом с одним из цехов «Энергомаша» подбросили в небо коробку и сфотографировали её, а потом разместили снимок в газете, написав, что над Белгородом пролетело НЛО. На редакцию обрушился шквал звонков. Кто-то просто расспрашивал, а кто-то говорил, что тоже видел объект, и даже рассказывал подробности».

    Видео из 2000-х

    «НЛО в небе над Белгородом», – прямолинейно сообщал заголовок газеты «Смена» за 22 января 2005 года. В этот раз очевидцем стал 11-летний белгородский школьник Артур Саргсян, запечатлев корабль на новенькую видеокамеру.

    «По словам Артура, объект находился на небосводе прямо над универмагом «Белгород». Угловые размеры объекта казались значительно меньше ночной Луны. «Тарелка» была очень яркой, жёлто-золотого цвета. Края объекта обозначены чётко. Во время съёмки НЛО смещалось влево-вправо, а потом начало удаляться и исчезло. Всё наблюдение длилось 10–15 минут».

    В конце автор материала Константин Битюгин писал: «В последнее десятилетие полёты НЛО в наших местах почти прекратились. Но теперь мы можем уверенно сказать: «необъявленные визиты» в Белгород снова продолжаются».

    И верно, 30 мая 2007-го в «Смене» – очередной материал: «Над Белгородом зависал корабль пришельцев? Сенсационная видеосъёмка «белгородского НЛО» открыла новую страницу в мировой уфологии». Правда, упомянутая видеосъёмка была сделана аж в 2003-м и долгих четыре года лежала безвестной. Отчасти потому, что сам автор съёмки не очень-то верил, что на его видео – космический корабль. Но по удачному стечению обстоятельств плёнка попала к тому же Битюгину.

    «На первых кадрах – бревенчатый храм Георгия Победоносца, что в парке за «Космосом». Потом камера идёт вправо, поднимается вверх, и в ясном голубом небе завиднелась крошечная белая точка. Камера «наезжает»… И вот – посреди экрана заплясало НЛО… На экране видна дата – 19 сентября 2003 г. и время – с 18:04 до 18:08. Камера, судя по времени, включалась и выключалась. Что было дальше – исчезло ли оно, или мужчине попросту надоело снимать – неведомо.

    На стабилизированной съёмке объект можно рассмотреть лучше. Сверху, условно говоря, «корпуса», – словно прикреплённые к нему шарики. Два крайних неподвижны, а третий, средний – ходит между ними влево-вправо. Если всмотреться, он совершает движение по сложной траектории. Сам объект практически неподвижно висит в воздухе, немного покачиваясь. На поверхности не наблюдается никаких деталей. На каждом шарике заметна тень, так что они явно «материальны».

    Автор проконсультировался с питерским уфологом Михаилом Герштейном, который подтвердил, что запись не смонтирована, а объект действительно может быть космическим кораблём. «Белгород знаменит как город первого салюта; известен на всю страну как город, где впервые поставили памятник честному гаишнику… Возможно, теперь о Белгороде узнают также как о месте, где было заснято уникальное НЛО», – писал в заключение Константин Битюгин.

    В наши дни…

    В «Смене» к теме НЛО не возвращались. Но белгородцы не перестали видеть в небе нечто неопознанное. Сообщения о паранормальных явлениях переехали в Интернет. К примеру, в «ВКонтакте» мы нашли сообщество «<БелгороД - КосмопоисК>». Группа эта немногочисленна и не очень активно обновляется, но в обсуждениях можно найти парочку любопытных историй:


    «Было это очень давно, ещё в 2000-м. Жарким августовским летом я с родителями ехал в автобусе с дачи, он остановился на кольце. Я, естественно, смотрел в окно. Вдруг в районе строящейся церкви облако сместилось, и в воздухе возник объект продолговатой формы, голубого цвета, возможно, вращался, так как поблёскивал на солнце, лампочек на нём никаких не было. Буквально через секунду объект опять скрылся за облаком. Ещё через пару секунд, когда облако сместилось, его уже не было».

    «Как-то ночью, часа в три, над домом хрень какая-то зависла и висела минут 20. Просто на месте. И меняла цвета: жёлтый, синий… Это не самолёт и не спутник. Оно повисело и начало улетать вверх. Дня через три-четыре опять в том же месте в то же время то же самое. Пыталась сфотать, но всё размыто». Однако сейчас сообщений об НЛО всё меньше. То ли инопланетные существа стали более скрытными, то ли желающие рассказывать фантастические истории отсеялись, когда у каждого в кармане появились телефоны с камерами.

    Что в небе человек может принять за НЛО? Отвечает сотрудник кафедры небесной механики СПбГУ, лектор Петербургского планетария, выпускница белгородского лицея № 9 Мария Боруха: «Любое, что вы видите в небе, при этом не зная, по определению для вас НЛО – не опознанный вами летающий объект. Чаще всего люди принимают за пришельцев самолёты, воздушные шарики, китайские фонарики, воздушные шары – монгольфьеры, иногда – Венеру и другие яркие астрономические объекты.

    Особенно легко запутаться и принять за НЛО звезду или планету, если на небе редкие, но быстро плывущие облака: может показаться, что за ними что-то яркое летит, в то время как на самом деле движутся сами облака. Облака бывают странной формы, иногда действительно похожей на вращающиеся волчки. Но это, конечно, редкость.

    Бывает, в заблуждение людей вводят птицы. Например, человек смотрит в телескоп на Луну, и на фоне проносится размытая тень. Такие видео «пришельцев, кружащих вокруг Луны» часто гуляют по Сети. В очень редких случаях люди принимают за НЛО ракеты или их части. Но рядом с Белгородом нет космодромов, так что такое событие маловероятно».

    Почему люди верят в НЛО? Отвечает психолог, кандидат психологических наук Сергей Чеботарёв: «Наш мозг устроен так, что за фактами мы всегда стараемся увидеть что-то большее. Очень по-человечески из имеющихся фрагментов пытаться построить какие?то модели мира, отношений. Это приносит много выгоды как отдельному человеку, так и человечеству в целом: благодаря такой способности можно заглядывать в будущее и развиваться.

    Но эта способность может сыграть и злую шутку. Есть притча, в которой слепые по очереди трогают слона, чтобы понять, что он собой представляет. Один трогает бок, другой – хобот, третий – бивень. А потом каждый описывает слона по?разному, и при этом на самом деле ни одно из описаний не является верным. Человек убеждён, что он прав, потому что он уже составил свою картину. Эту аналогию можно перевести и на случаи «встреч» с НЛО.

    Второй важный момент: нужно понимать, что человек видит то, что ожидает увидеть. Ведь НЛО стали видеть только в нашем веке. До этого, скажем, необъяснимые вспышки принимали за бесов, духов и богов, различные знамения. Теперь логичней принять необъяснимое за НЛО. Третий важный момент: человек видит то, что актуально лично для него. Тут как в пустыне: путник, умирающий от жажды, в качестве миража увидит оазис с желанной ему водой.

    Ну и в?четвёртых: люди вообще очень склонны домысливать, мечтать, фантазировать о чём?то высшем. Это привычное для нас дело. На этом строятся религии. Почему люди заражаются такими мыслями? Почему идёт цепная реакция: кто?то рассказал – другой подхватил, развил, тоже захотел поделиться… Тут всё просто: люди привыкли важные вещи хранить не у себя, а между собой и кем?то. Из?за такого свойства, как социабельность (а естественный отбор по ней мы прошли ещё в период неандертальцев), человек испытывает острую потребность делиться чувствами, идеями, переживаниями. Идея про НЛО – одна из таких». («БелПресса»).







    О подземных сооружениях в Белгородской области

    Наиболее распространенным типом подземных сооружения на Белгородчине являются искусственные пещеры, служившие для культовых целей: пещерные молельни, скиты, монастыри. На территории области известен по крайней мере один подземный монастырь (с. Холки Новооскольского района), один скит, принадлежавший Валуйскому Пристанскому монастырю, пещеры близ с. Шмарное, которые, возможно, также представляли собой подземную обитель и были обитаемы. В литературе встречается упоминание о пещере легендарного атамана Уса (близ пгт. Борисовка).

    Однако список пещер нельзя считать исчерпанным. Например, по рассказам местных жителей, только близ г. Валуйки по правому берегу р. Оскол имеются, по крайней мере, еще три входа под землю. Распространенность пещер в Белгородской области объясняется условиями как природными - протянувшейся по р. Донцу и Осколу грядой меловых гор (представляющих собой идеальный материал для устройства подземелий), так и историческими: более полувека здесь проходила южная граница Русского государства, а в течение двух столетий этот обширный район подвергался неоднократным набегам и разорениям, здесь происходили неоднократные стычки с литовскими и польскими войсками в Смутное время, в период войны за Смоленск, войны за Украину, а реальная угроза татарских налетов сохранялась вплоть до строительства Украинской линии в 1730-х годах.

    Традиция сооружения культовых пещер, к тому же освященная церковью, жила на Белгородчине вплоть до 20-х годов нашего века.

    Но если упомянутые пещеры сохранились в первозданном состоянии вплоть до нашего времени, то подземные ходы в городах, напротив, растворились в потоке времени, как и дерево-земляные крепостные сооружения XVI-XVIII веков. Уже к прошлому веку большинство крепостных подземелий перестали существовать, стали непригодными, не использовались и были забыты. Это подтверждается почти полным отсутствием упоминаний о них в исторических и краеведческих работах прошлого века.

    Интенсивное строительство в Белгороде и других городах, развернувшееся после войны, неизбежно должно было привести к уничтожению значительной части сохранившихся подземных сооружений. Настоящая статья посвящена подземным сооружениям в Белгороде, а также малоизвестным пещерам близ Валуек и с. Шмарное; Холковский подземный монастырь был неоднократно описан в литературе, и добавить к сказанному ранее автору нечего.


    Подземные ходы Белгорода

    Средневековый Белгород дважды переносили с места на место. Осенью 1596 года крепость была построена на вершине Белой горы, возвышавшейся над р. Северским Донцом на 60-70 м. Крепость состояла из трех частей: четырехугольного детинца и двух окружавших его линий обороны. Конструкция крепости была дерево-земляная: на сравнительно невысоких валах были устроены деревянные стены, рубленые в тарас, и башни.

    Белая гора состояла из чистой меловой породы. По этой причине в крепости не было колодцев, и ее водоснабжение осуществлялось через тайники, выходившие к рекам. Ходы, сделанные в мелу, не нуждались в облицовке и могли сохраняться в нетронутом состоянии на протяжении столетий.

    Имеются сведения о двух тайниках в крепости. Первый вел к Северскому Донцу в юго-восточном направлении и, судя по упоминаниям в документах, был «неудобен, крут». Взятая из Донца вода была «нездорова, с мелом. Вероятно, именно этот тайник был обнаружен в 20-х годах при мелоразработках. Он имел арочный свод высотой 2,5 м, ширина прохода достигала 2 м.


    Другой тайник вел от внешней линии в юго-западной части крепости к речке Ячнев Колодезь и мог быть использован как для водоснабжения, так, по-видимому, и для вылазок во время осады. Он был нанесен на план-съемку археологом А.В. Никитиным. К сожалению, исследователь в своей статье не сообщил о нем каких-либо подробностей.

    Городище первой Белгородской крепости (которое так и не успело стать предметом серьезного археологического исследования) было уничтожено меловыми заводами в 40-60-х годах нашего века, переработавшими Белую (Меловую) гору буквально до основания. Сейчас на этом месте ровное плато, где размещается авторынок.

    После «литовского разорения» - взятия и разрушения города отрядом Лубенского урядника князя Семена Лыко - случившегося во Смутное время, в 1612 г., крепость была перенесена на левый берег Донца, в низкое место, где естественной «крепью» служили топи и болота. В плане крепость представляла собой две соединенные трапеции, образованные деревянными стенами, ставленными острогом (т.е. состоящих из скрепленных между собой вертикально стоящих и заостренных сверху бревен).

    Второе местоположение Белгорода определяется лишь приблизительно, т.к. к настоящему времени этот район плотно застроен и никаких следов городища там не отмечается. Однако судя по документальным описаниям, низкое и «сырое» (т.е. с близостью подпочвенных вод) место было малопригодным для устройства подземных ходов.

    В донесении белгородского воеводы Афанасия Тургенева, направленном в Разрядный приказ в 1634 г., есть упоминания о «вылазах», т.е. коротких замаскированных подземных проходах, которые вели в ров, позволяя осуществлять внезапную контратаку на неприятеля. Обычно в древнерусских крепостях вылазы устраивались таким же образом, как и тайники к рекам: прорытая траншея прикрывалась сверху бревенчатым накатом, засыпалась землей и маскировалась.

    Крепость находилась на левом берегу до 1650 г., когда в Москве было принято решение вновь перенести Белгород. На этот раз - к валу Белгородской черты, который уже в 1640-х годах протянули от г. Карпова и Болхового до впадение р. Везеницы в Северский Донец. Техническое руководство строительством нового города осуществлял французский инженер Давид Николь. Третье место крепости, расположенное у реки Везеницы, и стало историческим центром современного Белгорода.

    К 1670 г. крепость состояла из двух частей: Меньшого и Большого города. Первый занимал зону, соответствующую нынешним улицам: с севера на юг от Коммунистической до Победы, с запада на восток от ул. Пушкина до ул. Чернышевского; Большой город располагался на восток от ул. Чернышевского до железной дороги.

    В литературе отмечалось, что третья крепость не имела тайников, поскольку ее водоснабжение, из-за близости грунтовых вод, с успехом осуществлялось через колодцы. Однако это поспешный вывод. Так в царском наказе белгородскому воеводе Волконскому (1675 г.) последнему дается инструкция при приеме крепости осмотреть состояние тайника: «какова вода и в осадное время водою скудно не будет ли», - ведущего от крепости к р. Везенице, а также за состоянием устроенных в самом тайнике колодцев. Подробных указаний на местоположение хода нет.

    Однако грунтовые воды существенно затрудняли сооружение подземных ходов. В описи Белгорода 1670 г. указано: «Тайников в том городе (Большом. — К.Б.) нет, потому что город построен на ниском месте, тайником быть немочно». В юго-восточной части крепости, прилегающей к Северскому Донцу, строительство подземных ходов было, по-видимому, вообще невозможным:

    «Юго-восточный угол города весь почти лежит на болотистом месте… Сто лет назад (т.е. в начале XIX в. — К.Б.) на плане города они обозначались в виде настоящих озер. Причину их появления надо искать, вероятно, в подземных ключах или в обилии подпочвенной воды (в некоторых южных частях города подпочвенная вода на глубине всего 1-1,5 аршина от поверхности)», - такое положение было еще в начале нашего века. К сожалению, упомянутыми источниками исчерпываются все нам известные на сегодняшний день документальные сведения о белгородских подземных ходах. Остальное составляют устные рассказы и воспоминания, лишь однажды подкрепленные фотоснимками вскрытого подземного хода.


    О такой находке нам стало известно из рассказа краеведа А. Ткаченко. В начале 70-х годов, при строительстве пристройки к универмагу «Маяк», расположенному в исторической части Белгорода на дне котлована (на глубине около 6 м от поверхности) был вскрыт деревянный колодец - вход в подземелье.

    Судя по фотоснимкам, вскрытый колодец представлял собой квадратный деревянный сруб, со сторонами, примерно, 1,2 м. Сруб был сделан из распиленных пополам бревен, укрепленных на стояках (см. рис. 1 и 2). Через 10-15 м ход заканчивался обвалом. Интересно, что обнаруженный ход находился в нескольких десятках метров севернее той зоны, где располагалась крепость (Большой город). Вероятно, это был вылаз.

    О вскрытии другого подземного сооружения известно по рассказу И.Р. Новосельцева, который в 70-х годах работал прорабом на строительстве одного из зданий комплекса гостиницы «Белгород», которая находится в исторической зоне расположения Меньшого города. Во время рытья котлована был открыт деревянный колодец 2х2 м в сечении, уходивший, примерно, на 12-метровую глубину от поверхности.

    После его очистки И.Р. Новосельцев вместе с рабочими спустился вниз. По его словам, внизу находилось помещение размером 6х6 и высотой около 2 м, из которого вели по крайней мере два хода в разных направлениях. Лезть дальше строители побоялись, а приехавшее начальство распорядилось о находке никому не говорить и все немедленно засыпать, так как изучение находки могло остановить стройку и сорвать план.


    Подземный ход и подцерковья троицкого собора и женского монастыря

    Троицкий каменный собор начали строить около 1690 г. на месте одноименного сгоревшего деревянного храма. В 1833 г. он стал частью Троицкого мужского монастыря. О проходе, существовавшем между мужским и женским монастырем, в городе наслышаны многие. По рассказу старожила Г.Е. Топчия, в конце 20-х годов вместе с другими подростками несколько раз спускался в этот проход. Он начинался в подвале не сохранившегося Троицкого собора (строительство которого началось в 1690 г.) и выходил где-то на территории женского монастыря (здания которого также разрушены в 20-40-е годы), расположенного через площадь. 

    Таким образом длина его составляла около 500 м. Ход был арочным, с кирпичной обкладкой. Он, по словам старожила, использовался еще в качестве склепа: в сделанных нишах стояли гробы, украшенные свинцовым и оловянным литьем. Добыча этого литья, которое переделывалось в дробь и шарики для самострелов, составляло одно из увлекательнейших занятий юных белгородцев в конце 20-х годов. Кто мог быть там захоронен? По сведениям краеведа А.Н. Крупенкова, несколько белгородских епископов были захоронены в подцерковье северного придела Троицкого собора. Здесь располагалась пещерка с мощами Иоасафа (Горленко). 

    В этой пещерке, где мощи находились до поднятия на поверхность в 1911 г., могли помещаться до 30 человек. Впоследствии, при советской власти захоронения были уничтожены вместе с зданием собора. Подробных описаний или планов захоронений в подцерковье не сохранилось. Можно предположить, что и в рассказе Г.Е. Топчия речь идет об этих самых захоронениях (подвал вполне мог переходить в подземный ход).

    О существовании другого подземного хода, начинавшегося в соборе, сообщает и С. Кулегаев, автор популярного дореволюционного путеводителя по Белгороду: «В стенах этого храма есть ходы с лестницами, ведущие под землю; предполагают, что отсюда можно было во время осады пробраться к р. Везелке за водой». О подземном ходе в женском монастыре сообщал также журналист С. Романюк. Фрагмент воспоминаний он использовал в детективном рассказе, но подтвердил, что все, относящееся к описанию хода, вполне достоверно.


    После закрытия монастыря и сноса некоторых зданий, на его территории было выстроено несколько жилых бараков - так называемый «Рабочий городок». Под жилье были использованы и уцелевшие кельи. В конце 30-х годов в одной из них, «когда прогнили доски пола, обнаружили лаз в подполье.

    В то время там еще валялись полусгнившие дубовые клепки от сорокаведерных бочек, потрескавшиеся обручи, но самое удивительное - это потайная дверь, которая, несмотря на прошедшие десятилетия, свободно вращалась, даже без скрипа, на бронзовом стояке. За дверью был полутораметровый, обложенный кирпичом, ход или лаз. Он был шириной всего около полуметра, с осклизлых стен сочилась вода».

    Имеются еще несколько свидетельств о существовавших якобы еще 10-15 лет назад входах в подземелья из подвалов некоторых храмов и зданий старой постройки. Однако отсутствие фактического подтверждения заставляет критически отнестись к этим сообщениям. Все сказанное выше позволяет нам выдвинуть несколько вероятных предположений.

    1. Строительство подземных ходов в третьей Белгородской крепости (территория современного городского центра) велось главным образом с оборонительной целью. Можно предполагать, что «проходные тайники» связывали храмы, монастыри (являвшиеся по сути укрепленными оборонительными точками) с объектами чисто военного назначения (башнями и др.); существовали подземные вылазы за пределы крепости, а тайники, выходившие к р. Везенице, снабжали город водой в случае осады.

    2. Судя по двум различным типам конструкции ходов - с деревянной и кирпичной обкладкой - сооружались они в разное время, и «деревянные» следует считать более ранними. Хронологические рамки их постройки: не ранее 1650 г. (а для территории Большого города, восточнее современной ул. Чернышевского - никак не ранее 1671 г.) и, вероятно, не позже 1785 г., когда Белгород был официально исключен из числа крепостей.

    3. Пространственная локализация зоны вероятной постройки подземных ходов затруднена. Однако в целом она должна совпадать с территорией крепости в XVII-XVIII вв. и небольшой зоны вокруг нее, а также храмов и других капитальных построек в прилегающих слободах.

    Наличие ходов в юго-восточной части крепости можно считать маловероятным - по упомянутым выше геологическим и гидрологическим причинам (что делает сомнительным, например, некоторые рассказы о существовании ходов в Никольском монастыре, располагавшемся в заболоченной части города). (Константин Битюгин).


    1 2 3                 














    Категория: АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ | Добавил: admin (14.01.2017)
    Просмотров: 1968 | Рейтинг: 5.0/1