Аномальные и загадочные места в Брянской области. 3
В лесах Глинного можно попасть в другое измерение
После выхода статьи о «Дубах-колдунах» мы получили много откликов от старожилов окраины Навли. Вот и решили вновь вернуться к этой теме. И отправились к бывшему жителю Заложья - места, где когда-то жил и хозяйничал разбойник Кудеяр.
Пещерные люди
- Раньше наше местечко Кудеярами называлось, только сейчас в нем никто не живет, - вспоминает Андрей Николаевич Никишин. - Я еще пацаном видел огромный каменный подвал, где разбойнички укрывались от людей. В Кудеярах хорошая меловая гора есть, в ней много медных вещей находили: кружки, горшки, черепки. Особенно когда к горе река Навля подходила и вымывала оттуда сокровища. Она ведь бродячая, а в ее засохших руслах тоже, поговаривают, лихие люди прятались.
По словам Андрея Николаевича, у Кудеяра ходы подземные были, от самого Трубчевска тянулись, как метро. А по дороге от Глинного купцы да торгаши ездили. Вот их-то разбойнички и обирали. Богачей они вычисляли по колесам: если обтянуты обода железом, значит, денежки водятся. А если деревянные -- лыковый дед едет. Таких не трогали.
- У меня у самого прадед купцом был, - признается читатель. - Да, слава богу, Кудеяр его не трогал.
О знаменитом разбойнике поинтересовались мы и у местного главы Владимира Ивановича.
- Слышал я рассказы про Кудеяра. И здесь, и в Сорочьем логу он свои дела вершил. Куда награбленное девал, - никому неизвестно. А еще про пещерных людей легенды ходят. Они в Заложье нападали на путников, грабили, убивали. Верить в это или нет - каждый решает сам. Я же думаю, что-то такое когда-то было. Да вы лучше у директора школы в Глинном полюбопытствуйте. Там вам много чего интересного расскажут.
В местной школе учатся всего четыре ученика. Все они о знаменитом разбойнике слышали страшные сказки. Директор школы, Любовь Алексеевна, не местная. Но глинновцы щедро познакомили ее с достопримечательностями деревни.
- Когда-то в Заложье обитали пещерные люди. Выходили они только по ночам. Жители Глинного их очень боялись, потому что они защекотать насмерть могли. Ну а уж если кому приспичило ночью в поле поработать, обязательно костры везде разводили, - пещерные люди огня боялись. Жилище себе они выдалбливали в пещерах, а тела их были покрыты густой шерстью. Пещеры те существуют в Заложье до сих пор. Как говорят местные бабули, «жили они на самом деле али нет - никто не ведает, а вот огонюшки в тех местах часто замечали по ночам…».
Места заповедные
По свидетельствам очевидцев, в глинновских лесах можно попасть в другое измерение. Были случаи, когда посреди леса встречались ягодникам и грибникам люди в парадных костюмах и необычных одеждах.
- Зайдешь в лес - слышишь голоса, петухи кричат, машины гудят, а выйти не можешь. Я всегда предупреждаю детей: «Никогда не идите в лес с плохими мыслями».
С соседкой директора школы странный случай в лесу приключился. Пошла женщина как-то в лес, да ягод мало набрала. В сердцах возьми да скажи: «Все, нога моя сюда не ступит!» Сказала и забыла, а в другой раз опять пошла в лес с невесткой да с собаками охотничьими. Долго плутали по лесу, все кругами ходили, а дорога-то ведь прямая. Хорошо, хоть под вечер на домик лесника набрели! Утром и дорогу вспомнили, и то оскорбление, что лесу в прошлый раз соседка нанесла. Подобных историй в Глинном великое множество. Если с плохими помыслами люди в лес идут, обязательно в трех дубах заплутают…
- Раньше на месте школы церковь была, - продолжает рассказ Любовь Алексеевна. - По ночам мы здесь не бываем, боязно. Вдруг в ней страсти какие творятся? Лет пять назад строили мы сарай и, когда ставили столб, попали в глубокую бетонированную нишу. В этом году канавку копали - на кирпичную кладку наткнулись. Она такая крепкая, что невозможно разбить! Специалисты говорили, что для нее раньше белок яйца смешивали с мелом и еще чем-то. Может быть, возле школы какой-то колодец или ход имеется. В окрестностях школы люди много старинных монет находили и другого ценного добра. Да только мы решили: не буди лихо, будет тихо.
Лесовые
Вместе с директором школы мы отправляемся в гости в Танькин поселок, к старожилам бабе Нюре и тете Тане.
- А я в прошлом веке с медведем встретилась - радостно сообщает Татьяна. - Везла через лес стирать на санках девичьи вещички. А он, гадость, идет, даже не глядит на дорогу. Ступ-ступ по дорожечке. Хорошо, что в санях у меня пила и топор оказались! Я их взяла да как загремлю! Медведь с перепугу сиганул аж на 12 шагов! А я и сама перетрусила. Домой приехала, вся трясусь, «подкуриваться» (избавляться от недуга) к бабке Кате ходила, она пошептала надо мной, и все обошлось.
Рассказали бабули, что в их заповедных лесах живет святой народ - лесовые. Еще есть луговые, полевые, водяные. Они могут хорошее простым смертным делать и наказывать за провинности.
Однажды глинновский мужик заблудился под вечер в лесу, а навстречу едут мужики на конях. Пригласили его в гости, завели в палаты белокаменные, которых он в деревнях отродясь не видел. Женщины там красивые, дети, но больше всего мужику кони понравились. Накормили его хозяева ужином, спать уложили, а утром проснулся он в чистом поле у Глинного.
- В лесу нельзя лаяться, особенно мужикам, - поучает баба Нюра. - Святая тут земля. Другой парень поехал в лес на коне, заплутал, увидел женщину с пацаном да матюкнулся. В тот же миг на него такой страх напал! Примчался домой, на печку забился и людей сторониться стал. Родня его ходила в лес прощения у лесовых просить. Мамка лесового непутевого простила, а сын - нет. Сильно осерчал, что мужик при его родительнице ругнулся. Так и помер тот бедолага вскоре, перепуганный.
Еще к одному местному деду из Глинного лесовые по вечерам в гости ездили и разговаривали с ним на своем языке. У него всякая живность в доме водилась и всего в достатке было. А бабка его любопытная, как все женщины, каждый раз пыталась разговор подслушать, да только ничего не понимала. За это лесовые на деда обиделись. На следующий день во дворе всю живность как корова языком слизала. Долго они потом не приезжали, пока дед сам в лес не пришел и на коленях прощения не попросил.
А местная знахарка, бабка Колтунова, ходила к лесовым «купорезничать» (роды принимать). Однажды ее за этим занятием соседка застала, да помогла: оторвала рукав от своей одежды, чтобы малыша завернуть. Никому про это не сказала. Ночью приезжает за ней пара лесовых на красивых лошадях с горящей сбруей:
- Что ж ты помогла, а за благодарностью не идешь? Поехали в гости! Отвезли ее в палаты белокаменные, там красота неземная! Как будто женщина в другое измерение попала. И попросили стать крестной матерью для новорожденного. С тех пор она ни в чем не нуждалась, но в каждый день рождения крестничка за ней гости из леса по ночам приезжали.
«Святой источник»
Еще одна местная достопримечательность – «святой» колодец. По словам очевидцев, возле источника много лет назад икона Николая Угодника на дубу появилась. С тех пор к нему приходят люди со своими бедами и болезнями на Николу, 22 мая. Вещи свои в залог оставляют («обрекаются»): если болит голова - платок, ноги - чулки. Как рассказывает баба Нюра, однажды тетка Маманиха повесила там шерстяной платок, а одна девка покрыла им голову. Ни с того ни с сего, заикаться начала.
Впоследствии дуб, на котором икона появилась, местные жители срубили и привезли на бочину к Алехе Колтуну. За такую провинность в тот же год стали на этой улице люди вымирать. Сам же ручей с водой течет очень интересно: три года он есть, три года - нет. Говорят, ведьма воде половиком забивает путь. В советские времена в этот источник бензин лили, чтоб народ отпугнуть, да только толку мало. Люди как шли к нему со своими горестями, так до сих пор и идут. Но «свято» соблюдают три заповеди: там нельзя купаться, раздеваться, браниться.
Нечистая сила
Помимо святого источника и лесного народа много нечисти водится в округе.
- После войны жили у нас мать с дивчиной, - вспоминает тетя Таня. - Мамка заболела и говорит: «Сходи к бабке в соседнее село за помощью». Бабка согласилась помочь, на воду наговорила и отдала баночку. Побежала дочка назад с водой, да споткнулась по дороге. Расплакалась и слышит голос: «Что ж ты меня на полдороги бросила?» Оказалось, что бабка эта мамке ее «покрикуху» наговорила вместо помощи. Если б выпила она воду, вселился бы в нее бес. А господь не допустил!
- А Машку Козу, покойницу, помнишь? - перебивает ее баба Нюра. - Ходила она летом в лес по ягоды да надела сапоги. Не доходя леса, увидела свежий след. Думает: «Кто ж это меня опередил?» И наступила на него. С тех пор у нее язык отнялся. А вскоре, сердешная, умерла. Не зря же говорят, что нельзя мерить человеческий след. Ну зачем он ей нужен был?
Очевидцев следующей истории очень много. Было это еще до войны. Заболели у местной девушки Нюши зубы. А рядом жил сосед - старый дед с черными руками и длиннющими черными ногтями. Узнал он про Нюшину беду и велел на зорьке прийти. «Открывай рот да помни: зубы твои никогда болеть не будут, но если один выпадет, выпадут и все. И как щелкнет по зубам! Каждый из них треснул. Прожила она долгую жизнь, и действительно, ни разочка зубы не болели! А ближе к старости за месяц выпали все».
Про ведьмаков и ведьм по округе много страшных легенд гуляет. Техничка однажды ночью видела в окошко, как старуха у натопленной печи корчилась, да кричала нечеловечьим голосом. Такая потребность у нее была сделать что-то плохое! Несколько других старух умереть долго не могли, все стонали да охали, пока им печки в хате не разобрали.
- А ведь еще в прошлом году на ведьмином дубу одна веточка живая была, - вспоминает Любовь Алексеевна. - В этом году дерево засохло полностью. Наверное, все ведьмы перевелись. Ну и слава богу. (Наталья Ерохина «Десница-Брянск»).
Здесь птицы не поют, деревья вкривь растут. Есть в лесу недалеко от Синезерок странное место. Там растут корабельные сосны, но не обычные, а причудливой изогнутой формы, на этом месте не слышно пения птиц, зато в изобилии водятся пауки, лягушки и змеи, звуки в нем теряются, а время замедляет свой бег. Местные жители ходить по этому лесному «пятачку» остерегаются. Они верят, что именно здесь находится вотчина Лешего. И если уж случается кому попасть на то заповедное место - добра не жди.
«Заколдованное» место
Недавно все прелести таинственного леса испытал на себе опытный брянский турист Андрей.
- Я вообще-то сам человек лесной, - рассказывает он. - Когда в жизни происходят неприятности -- ну там, работы нет, или не ладится что-то, я обязательно в лес на недельку ухожу. Живу там один или с друзьями в палатке, силы от деревьев набираюсь. В этот раз я ушел «в природу» с другом Серегой. Разбили палаточку, запалили костерок, а к вечеру решили прогуляться.
Ушел я от палатки совсем не далеко, и вдруг деревья странные попадаться на пути стали. До этого лес нормальный был. В общем, сам не знаю, как оказался я на «заколдованном» месте. Оборачиваюсь вижу в нескольких метрах от меня два желтых глаза светятся. Немножко испугался, но виду не подал. Иду в сторону бивуака - шаги за мной слышны.
Пришлось набрать в легкие побольше воздуха и горланить на всю округу песни. А так как слуха у меня нет, но пою я очень громко, то преследователь быстро исчез. Кто это был -- неизвестно, может волк или собака приблудившаяся, а может и нечисть лесная… Потом еще три часа на этом месте блуждал. Лишь к утру до палатки добрел. Как рассвело, с Серегой повторили мой ночной маршрут и удивились, как можно в нескольких деревьях заблудиться бывалому туристу? До сих пор не пойму…
Странные находки
Услышав эту историю, мы решили побывать в аномальной зоне сами и убедиться в его чудесах. Дорога к нему крутая и машина с трудом пробирается по синезерским дебрям. До сих пор здесь дает о себе знать эхо войны: полуразрушенные дзоты и заросшие окопы напоминают о том, что когда-то здесь шли кровавые бои.
Между двух дорог, по сторонам которых растут совершенно нормальные ровненькие высокие сосны, обнаруживаем ту самую аномальную зону. Птицы там действительно не поют - слух неприятно режет звенящая тишина. Растительность под ногами тоже отличается от обычной: очень мягкий мох перемежается с травой в залысинах.
Для фильмов ужасов самое подходящее место. Непривычно начинает кружиться голова, но мы идем дальше. Вдалеке что-то синеет. При ближайшем рассмотрении это оказывается оконная шторка из тафты и зажим для нее в виде солнышка, которые прикреплены к стволу погибшего дерева. На этом же дереве -- масса маленьких мешочков, подвешенных на веревки.
На соседней искривленной сосне -- подобие детских качелей, украшенных пластмассовыми цветами, женскими браслетами и даже зашитыми шкурками апельсина. На качелях мешочки побольше, в одном из них обнаруживаем детский носовой платок. Видно, что потрудился кто-то здесь на славу, не один день поработал! Кстати, дерево с качелями -- единственное, под которым растет в лесу щавель, больше в аномальной зоне этого растения нет. От непонятной находки хочется уйти подальше. Немного поодаль между двух деревьев - подобие паутины, сплетенное из черных ниток.
- Черные дела здесь делали - объясняет нам парапсихолог Мирослав. - Вероятно, такими вот способами хотели свести в могилу девушку и ребенка. Трогать найденные вещи в таком месте ни в коем случае нельзя, можно на себя негатив притянуть!
Да мы собственно, и не трогали, так немножечко палочкой поковыряли… Однако вскоре негативное влияние почувствовали: неприятности стали валиться на нас как из рога изобилия. Но это мы немножко отвлеклись. Прогулка по синезерскому лесу продолжается.
Деревья прямо пугают своими странностями. Одно из них напоминает по форме голову лесного духа, другое - кентавра, третье - ухват для печки, ветви четвертой сосны напоминают плакучую иву, уродливый ствол следующего экземпляра похож на чудовище. А вот об этом подробнее. На фотографиях в ветвях этого дерева явно прорисовывается православный восьмиконечный крест. То ли эта игра света, то ли что-то еще.
Синезерская аномалия
- Искривление синезерского леса можно объяснить наличием в этом месте обширной геопатогенной зоны и глубинными разломами, об их наличии свидетельствует протекающая рядом река, - высказывает свое мнение парапсихолог Мирослав. - Вторая причина аномальной зоны может быть исторической. Здесь проходили тяжелые бои, и много солдат полегло. В таких местах и образуется сильное энергетическое поле. Это вполне могло повлиять на формирование и рост деревьев.
Люди в местах силы чувствуют себя обычно не очень хорошо - у многих кружится и болит голова. Долго находиться в такой зоне не желательно. О чем свидетельствуют и сами деревья, своей формой они пытаются отклониться от энергетических потоков. Отметим и то, что в местах силы часто можно наблюдать скопление живности, которую приписывают к нечистой силе: пауки, змеи, лягушки.
А еще аномальный лес у местного населения связывается с нечистой силой. Говорят, что люди здесь могут легко заблудиться в трех соснах, что собственно и произошло с Андреем. Говорят в таких случаях «леший водит». Чтобы такого не происходило, к лесному хозяину нужно относиться уважительно: задабривать его вкусными подарками и всегда оставлять лакомый кусочек.
-- К сожалению, научного объяснения этому явлению природы пока нет - признается нам кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники БГУ Эдуард Величко. - Возможно, это зависит от плотности растительности или от фактора света. Мы с известными ботаниками много раз пытались разгадать эту загадку, но до сих пор ничего у нас не получилось… (Наталья Ерохина «Десница-Брянск»).
С чего начинаются города? Как правило, с места, которое проходит неподалеку от дороги, где есть ресурсы, чтобы что-то выращивать, добывать, продавать, а также защищаться от врагов. Считается, что город Брянск начался с укрепления, которое выросло в городище Чашин курган, расположенное в Советском районе ныне существующего города.
Когда точно появился Чашин курган, сказать сложно – историки называют дату с большой погрешностью, примерно в IX-XV вв. н.э. Чашин курган называют «сердцем Брянска», поскольку из него действительно вырос город. Для археологов это тоже особенное место – здесь находят множество интересных объектов, проливающих свет на прошлое здешних мест.
Что представляло собой укрепление Чашиного кургана, на основании которого возникло городище? Предполагается, что основавшие его люди шли из Киева на северо-восточную Русь осваивать новые земли, и место им приглянулось как пригодное под военные нужды. Возможно, к этому приложил руку князь Владимир Святой, что не зафиксировано в письменных источниках, но кажется наиболее вероятным, исходя из того, что именно тогда он начал ставить города по всей зарождающейся Руси.
Чашиным курган называется из-за формы насыпей, природных и искусственных, которые были воздвигнуты по кругу, образовав стилизованную чашу с плоским дном. Несмотря на то, что над ними поработало время, до сих пор высота насыпей достигает 8 метров, а толщина – почти двадцати. Также для большей защиты рядом был прокопан ров глубиной три метра. Как и многие другие крепости того времени, Чашин курган был оснащен деревянными укреплениями, стенами (от них остались только слабые следы).
Кроме сооружений, созданных людьми, курган располагался на очень удобной позиции – рядом пересечение двух рек, которое делало поселение привлекательным с точки зрения проведения торговых операций, рядом – лес, множество оврагов, так что враг трижды вспотеет, прежде чем сможет добраться сюда.
Считается, что и название города пошло от этих зарослей – сначала был Дебрянск, а потом уже его сократили в Брянск. Однако и это не уберегло деревянное городище от гибели в период войн с монголо-татарскими захватчиками: ученые сделали вывод, что именно они устроили пожар, уничтожив практически все постройки того времени. Хотя есть и другая версия, согласно которой город был разрушен в период междоусобиц Святославом Ольговичем.
Что же осталось от Чашиного кургана для исследователей?
В первую очередь это уже упомянутые находки. Чашин курган в Брянской области был довольно-таки богатым местом, поэтому даже после нашествия монголо-татар здесь остались кое-какие ценные вещи. Начнем с того, что здесь было найдено множество строительных инструментов и объектов – в том числе гончарный горн, печи для плавки железа, соответственно, керамика в большом количестве и железные орудия труда.
Сохранились хозяйственные ямы. Кроме традиционных занятий типа сельского хозяйства, гончарного производства, была развита рыболовная отрасль (возле реки – вполне естественно), а также ткачество; осталось много предметов ювелирного ремесла. Жители Чашиного кургана пользовались ножницами, имели неплохие ножи, что очень важно – у них были «писала» (палочки для начертания символов), а, раз они были и некоторые дошли до наших дней, значит, их было много, как и грамотных людей. К сожалению, никаких берестяных или иных записей до нас не дошло. Зато дошли гирьки тех времен, а также иной торговый инструмент, подтверждающий, что Чашин курган был популярным древнерусским маркетом.
Кроме того, он служил своего рода пограничной зоной между северными и южными районами, что делало его одновременно привлекательным для торговли и небезопасным для проживания местом. Не были чужды жители городища и прекрасного – они покупали у торговцев разные украшения (в основном из Киева), например, стеклянные бусы, браслеты, делали украшения из камня и других подручных материалов, в раскопках были найдены даже маленькие бубенчики, гребни и зеркальца.
Жители этих мест были христианами, о чем свидетельствуют небольшие медные иконки и нательные крестики, обнаруженные в раскопках, хотя от языческих обычаев, вероятно, избавиться они не успели (на городище были найдены ритуальные захоронения языческих останков). И, конечно, здесь в большом количестве производилось и использовалось самое разное оружие.
Неподалеку от городища располагалось типичное для той эпохи место захоронения. Хотя важной роли в жизни древней Руси Чашин курган не успел сыграть, поскольку был разрушен, его роль в развитии торговли и ремесел на Руси была весьма масштабной, что позволило ему сохранить немалую память о себе в истории. И даже когда здания были сожжены, люди ушли недалеко – а именно на покровскую гору, где уже и начал зарождение тот город Брянск, который мы знаем сейчас.
Некоторые ученые предполагают, что, кроме Брянска, эти места могли называться Оболовью, городом, который упоминается в летописях, однако до сих пор не был отнесен к какому-либо конкретному месту. Косвенно в подтверждение этой версии говорит название реки Болва, протекающей в этих местах (ранее она называлась Оболвой). Сейчас Чашин курган является местным историческим памятником, находящимся под охраной государства. Несмотря на внешнюю непримечательность, он является одним из популярных мест у туристов и историков-любителей. (Ксения Кржижановская, Анастасия Берсенева).