Аномальные и загадочные места в Читинской области. 1
Аномальные и загадочные места в Читинской области
Забайкальский край - дивная территория, на которой оставлены следы многих народностей в виде архитектурных памятников и этно-городищ, интересных обычаев и многочисленных эзотерических учений, верований и обрядов. Интересными для туриста будут Старо-читинская Михайло-Архангельский храм и Шумовский Дворец, Пассаж Второва и дом купцов Шумовых, прочие памятники архитектуры.
В любое время года леса Забайкалья представляют собой произведение искусства Природы. В крае есть как сосновые боры, так и смешанные леса, где можно встретить лиственницы, осины, березы и кустарники, а в конце марта – подснежники, синим ковром покрывающие наши поля. Однако по-настоящему прекрасным наш лес становится в конце апреля - начале мая, когда повсюду розовым пожаром расцветает рододендрон Даурский, или багульник, как ласково называют кустарник жители края. Он занесен в Красную книгу и по праву считается одним из чудес Забайкалья.
Особенного внимания стоит системы озер. Каждое озеро обладает неповторимой, по-своему особенной красотой и очарованием, поэтому рекомендуем посетить каждое из них. Еще одно озеро этой системы. Из всех названий озёр Забайкальского края наиболее примечательно происхождение озера с вполне русским именем Иван. Согласно преданию, чтобы обмануть злых духов, забирающих детские жизни, родители старались выбрать им необычные и непривычные для бурят имена. И вот, у одного из озёр жил бурят Мунко Удоев, у которого часто умирали дети.
На территории Забайкальского края существует уникальный национальный парк Алханай, являющийся памятником культурного наследия и домом для эндемичных видов растений и животных. На территории этого парка можно встретить более 120 видов различных животных, из них некоторые виды занесены в Красную книгу – такие как черный аист, дрофа и беркут.
В комплекс входит более 20 культурных объектов, среди которых наиболее известны и почитаемы Маанин Шулуун (каменная стела с высеченным тибетским текстом мантры), Димчиг Сумэ (Храм Бога Димчиг — хозяина горы), Нара Хажад (Небесная Музыкантша), Уудэн Сумэ (Храм Ворота), Дорже Пагмын Сумэ (Храм Алмазной Царицы — супруги хозяина горы), «Щель грешников», Эхын Умай (Чрево Матери), Зурхэн Шулуун (Каменное Сердце), Хорео Шулуун (Каменный Забор) и многие другие.
Одним из важнейших природно-культовых объектов является вершина г. Алханай. Пеший маршрут по всему парку занимает около 5 суток. Воды из источников – аршанов считаются святыми и используются в лечебных целях, так же на территории парка есть лечебницы. Потрясающие каменные пороги и пенящаяся ледяная вода, напоминающая молоко – это чудо можно своими глазами увидеть, побывав на Карповских порогах. Воды реки Карповка имеют постоянную температуру -2 градуса Цельсия и не прогреваются даже летом.
Одна из многочисленных рек Забайкалья, прорезающей Черский хребет, с бурным течением и холодной водой, в которой можно встретить хариуса, скачущего на порогах. В верховьях Никишихи располагается зоологический заказник, а там, где река проходит через хребет, недавно был построен скалодром, куда можно съездить вместе с семьей и под руководством опытных инструкторов покорить скалы хребта. Археологический памятник Забайкальского края времен раннего палеозоя.
Самая широкая, полноводная река, протекающая в районе Читы. Одно удовольствие наблюдать ее переменчивый характер – кое-где она демонстрирует бурный нрав, быстро сбегая по перекатам, а где-то медленно и спокойно несет свои воды зеркальной гладью так, что течение практически незаметно. Ингода прекрасна в любое время года, на фото запечатлена в зимнем спокойствии спящей под толстым покровом ледяного одеяла.
Установлено: В тех странах, где часто появляются НЛО - там и проявляется гомосексуализм среди людей
В СССР оккультная нечисть почти не наблюдалась, и соответственно содомия отсутствовала
1990 год. Декабрьские «аномалии» в селе Софиевка
«Село наше, хотя и очень живописное, как большинство украинских сел, но самое обыкновенное, а вот небо над ним загадочное, – написал Юрий Перевозкин из с. Софиевка Первомайского района Николаевской обл. в газету Забайкальского военного округа, где он, по-видимому, в то время служил. – Редкий день обходится без новостей.
Кто-то видел шары разных размеров и цветов. Кто-то – крупные звезды, летающие замысловатыми траекториями, кто-то «мигалки». Кто-то – «очки» – два красных шара, соединенных цветовой дужкой. Любят НЛО зависать над фермами, чаще всего в виде «лун». Ну, а целую декаду декабря в небе словно рисовались буквы неизвестного алфавита.
Еще в начале месяца сельчане обратили внимание на не очень яркую мигающую звезду. Двигалась она рывками – не спутник. То постоит на месте, то опустится, то вновь поднимется. Состояла из трех цветов. В семикратный бинокль хорошо видно желтый – основной, зеленый и перебегающий по периферии красный огонек. Шестого декабря около 11 часов вечера звездочка появилась опять, но уже не одна.
Звездный дуэт мерцал прямо над крышей школы. Количество звезд удваивалось. И под утро их стало уже 6 или 8 пар. Восьмого декабря в 7 утра одна из жительниц, Галина Казимир, увидела необычный серпик. Этот серпик как бы плыл в небе и мерцал, набирая силу.
В момент наибольшей яркости он мгновенно превратился в ослепительную звезду, которая трансформировалась в желтый «парус». Восьмой час утра для сельчан – начало трудового дня. Поэтому многие видели, как небесный «парусник» проплыл над домами». (Перевозкин Ю. Небесный парусник. – «На боевом посту», Чита, 13 апреля 1991 г.).
Над Читой пролетел странный НЛО
Жители северной окраины Читы стали свидетелями полета неопознанного летающего объекта. Со слов очевидцев, вчера, 15 февраля, примерно в 18-10 местного времени в Чите в районе Телецентра в небе был замечен летящий объект. Согласно рассказам свидетелей явления, объект шел на высоте от 500 до 1000 метров, однако эти данные могут быть неточны из-за незнания истинных размеров НЛО.
Сам объект был темного цвета и имел неправильную форму, напоминающую треугольник со сглаженными углами. Судя по тому, за какое время он исчез за линией горизонта, пройдя над стадионом «Высокогорье», его скорость можно оценить примерно в 5-7 метров в секунду. При этом никаких звуковых и световых явлений не наблюдалось.
Жительница дома №20 по ул. Кочеткова Анна Смагина:
- Я выгуливала собаку и заметила, что мальчишки, играющие во дворе, смотрят куда-то вверх. Потом один закричал: «Летающая тарелка!». Прямо над двором в небе пролетел странный предмет, совершенно ни на что не похожий.
Одному из жителей указанного района удалось запечатлеть НЛО на цифровой фотоаппарат. Как рассказал сам автор снимка, он успел заметить в небе какое-то темное пятно и сразу бросился за камерой. В это время НЛО проходил чуть правее здания ГТРК «Чита».
- Несколько кадров оказались размытыми, из-за того, что объектив не успевал фокусироваться на объекте – он достаточно быстро передвигался, но все же, пару удачных кадров сделать удалось, - сообщил он корреспонденту РИА «Экстра-медиа».
Чите набирает популярность увлечение уфологией среди молодёжи. Всплеск интереса к этой паранормальной тематике произошёл после падения неопознанного летающего объекта недалеко от пригородного посёлка Смоленка, случившегося 20 ноября этого года. Несмотря на то, что на официальном уровне это происшествие продолжают замалчивать, слухи разлетелись повсюду.
Как стало известно из рассказов очевидцев, около 3-4 часов ночи над Смоленкой появился НЛО, терпящий крушение. Довольно большой объект цилиндрической формы пронесся по ночному небу с резким шумом, от которого у многих жителей заложило уши. НЛО был объят пламенем, за ним тянулся шлейф густого чёрного дыма. Сделав несколько виражей над посёлком, объект устремился в лесную зону, где упал и взорвался.
В Чите ищут следы падения НЛО
Спустя немного времени вся территория была оцеплена военными, которые выдворили всех зевак. В обстановке повышенной секретности с эпицентра взрыва были вывезены на спецтехнике обломки летательного аппарата, а оставшиеся следы уничтожили, перекопав все с помощью строительной техники.
Несмотря на распространившиеся слухи, что в Смоленке упала ступень баллистической ракеты, мало кто поверил в эту версию. Некоторые очевидцы утверждали, что перед падением объект вел себя так, будто выбирал место, куда упасть, чтобы не причинить вред людям. Ни военные, ни МЧС не дали никаких комментариев о происшествии, чем ещё больше подстегнули интерес у населения.
Истина где-то рядом - в Чите ищут следы падения НЛО
Спустя сутки после инцидента в районе крушения собрались несколько десятков людей, среди которых много школьников и студентов. Некоторые принесли с собой счетчики Гейгера, которые зафиксировали повышенный радиоактивный фон в окрестностях. Никаких материальных следов произошедшего пока найти не удалось. Все, что можно наблюдать – кучи обгорелых и поломанных деревьев, перекопанный экскаваторами и погрузчиками каменистый грунт со снегом, да большое количество следов большегрузной техники.
Истина где-то рядом - в Чите ищут следы падения НЛО
Несмотря на то, что местность предполагаемого падения НЛО похожа на последствия лесного пожара или дела рук незаконных лесорубов, сторонники теории заговора в очередной раз получили богатую пищу для размышлений. Они не сомневаются, что здесь действительно потерпел крушение инопланетный космический корабль, а военные вывезли все свидетельства и постарались не придавать дело огласке. По словам одного из сталкеров, они надеются найти хотя бы малейшую зацепку для подтверждения своей теории. Повышенный радиоактивный фон уже заставил искателей паранормального убедиться, что здесь не все так просто. («Инопланетянин»).
Читинец снял НЛО над Титовской сопкой
Участник проекта «Стань известным репортёром» 22 января прислал ИА Чита. видео со светящимся неопознанным летающим объектом над Титовской сопкой в Чите. «Из квартиры, с балкона второго этажа на улице Угданская, 40. Объект так и висит сейчас. Его очень хорошо видно. В 21.40-21.45 он будет опускаться и уплывать в сторону Кенона и хребта, так было вчера», - сообщил участник проекта.
Свою версию по происхождению объекта корреспонденту ИА «Чита» высказал читинский лётчик-любитель Денис Рысев: «Моё предположение - рукотворный объект. Это гораздо вероятнее, чем пришельцы из космоса. Например, квадрокоптер или другой беспилотник, может быть воздушный шар, метеозонд. Такое яркое свечение для таких объектов, конечно, не характерно, но ради шутки могли и такое сделать. Самолет или вертолет было бы слышно, так как расстояние до этого объекта, по ощущениям от видео, небольшое».
Геопатогенные зоны в Чите и края
Мнение ученых о том, что такое геопатогенные зоны, довольно туманно. Общепринятая версия такова: там, где земная кора находится в нестабильном состоянии, образуются места с сильным отрицательным влиянием на все, что находится в радиусе их действия. Люди, вынужденные жить или работать в таких местах, начинают чувствовать разнообразные физические недомогания, нарушается сон, снятся кошмары, возникают навязчивые состояния, необоснованные страхи и, конечно, болезни. Характерно это как для отдельных жилищ, так и для городов и регионов в целом.
По старинной технологии
Прошлым летом в Забайкалье работали специалисты из ассоциации изучения аномальных явлений «Фотосфера». В плане работы, помимо всего прочего, было исследование проявления геопатогенных зон в Чите и крае. При определении геопатогенных зон были использованы старинные методы, апробированные еще нашими далекими предками, в частности – биолокационной рамкой, работа с которой в старину называлось – лозоходство.
Опасный перекресток
Самыми проблемными перекрестками в Чите являются следующие: Новобульварная – Богомякова, Чкалова – Ленинградская, Чкалова – Бутина, Журавлева – Балябина. И дело тут не только в транспортной загруженности, а в пересечении силовых линий геопатогенных зон, которые влияют как на состояние водителей, так и на механизмы, в данном случае – автомобиле. Статистика ДТП показывает, что в районе этих перекрестков аварии случаются чаще, чем в других местах.
К проблемным участкам читинских дорог можно отнести пересечение улиц Амурской и Полины Осипенко, Проспект Советов и Агинский тракт в районе Силикатного завода. Проведенные там замеры с помощью биолокационной рамки показали, что проявление геопатогенных зон тут так же может влиять на возникновение аварийных ситуаций.
Сопка доброй надежды
Титовская сопка является мощным природным генератором «белой» энергии. Расположенная на гранитной толще, она великолепно помогает скинуть с себя напряжение, нормализовать давление и сердечную деятельность. Разуется, речь идет о неспешных прогулках, а не о скоростном форсировании вершины. Наверное, не случайно эта возвышенность издавна считалась одним из мест поклонения буддистом и шаманов. И сегодня каждый год представители этих религий устраивают на вершине Титовки молебны и камлания.
Чертов пик совсем не «чертов»
Только два озера из системы Беклимишевских могут претендовать на звание «светлых мест» Забайкалья. Это – Иван и Ундугун. Проведенные исследования показали, что тут активизируется положительная энергия, наличие которой обусловлено геопатогенными полями. А вот любимый всеми Арахлей есть ничто иное, как скопище природного негатива. Может быть, поэтому тут часто совершаются преступления, а в обычной ситуации вполне адекватные люди начинают вести себя совсем неподобающим образом?
Яблоневый хребет на западной окраине Читы тоже вносит свою лепту в наличие «проклятых» мест. Западные окраины краевого центра давно снискали дурную славу, прежде всего количеством совершаемых преступлений. И, повторимся, дело тут не только в социальной обстановке. Сам хребет возник на стыке двух тектонических плит – это «идеальные» условия для возникновения аномальной напряженности. Кстати, своеобразный энергетический «хвост» от излучения Яблоневого хребта простирается до лесопарковой зоны севернее Читы. Ранее были опубликованы фотографии деревьев с искривленными стволами: это верные признаки наличия отрицательной геопатогенной зоны.
Если говорить обобщенно, то территории, расположенные восточнее и южнее Читы можно отнести к положительно заряженным местам, а к западу - наоборот. Даже пресловутый Чертов Пик в районе Молоковки, несмотря на байки и легенды, является средней силы генератором положительной природной энергии, так же как и Молоковские скалы.
Кстати: В старину на месте будущего монастыря селили монахов, чтоб они там какое-то время вместе пожили. Если их поведение было бесконфликтное, комфортное, то место считалось хорошим; здесь и начинали строительство. Иногда наблюдали за поведением юродивых и возводили храм там, где они устраивали ночлег. Подобные народные методы смогли объяснить современные ученые.
В их лексиконе есть понятие «геопатогенные зоны», которые еще называют биопатогенными. Обусловленные тектоническими разломами, трещинами в земной коре, они влияют на здоровье людей и животных, поведение растений, даже на функционирование технических объектов и прочность сооружений. («Коменты»).
В Забайкалье полно загадочных мест
Оказывается, зданий и мест, где можно стать свидетелем, а то и участником паранормальных явлений, в Забайкалье предостаточно.
Не пугайтесь призраков!
Краснокирпичное здание по ул.9-я января, 53 давно пора отнести к памятнику истории и культуры. В нём в начале 20 века, если верить читинским городским легендам, располагалось… казино, а на третьем этаже – тесные комнатки непонятного назначения. Потом здесь когда-то размещалось издание и типография газеты Сибирского военного округа «На боевом посту». Сейчас находится склад.
Как коротают свои рабочие будни складские работники – неизвестно. А вот работники пера делились, что на третьем этаже здания - особенно в ночное время! – им порой встречались весьма странные видения. То по коридору, заламывая руки, промчится вся в слезах растрепанная девица в распахнутом халате, то из комнаты выглянет смертельно бледный офицер.
Поначалу жильцы третьего этажа, а сюда временно заселяли семейных военных корреспондентов – в ожидании собственного жилья, пытались остановить плачущую девицу, и выпытать у нее причину слез. Но она будто не слышала окриков. И неожиданно… растворялась в воздухе. Вышибали дверь комнаты, за которой стреляли. Или стрелялись? Вдруг помощь нужна? Но комната была пуста! Со временем к странным звукам и к привидениям жильцы третьего этажа привыкали. И предупреждали новеньких: «Не пугайтесь, если с призраками столкнетесь. Они безобидные!»
Потеснили …усопших
Старожилы Читы еще помнят, где находилось старое кладбище – в районе Красной казармы. Нынче это практически центр города. В тридцатые годы прошлого века кладбище было закрыто. Правда, на нём еще в 1939 году хоронили красноармейцев, погибших в битве на реке Халхин-Гол, МНР. В середине 50-х годов послевоенная Чита начала понемногу застраиваться, понадобились новые участки под застройку. И выяснилось, что в черте города таких свободных массивов не так уж и много. Тут уж не до суеверий: живым где-то жить надо. Решили потеснить усопших.
В семидесятые годы на старом кладбище вырыли котлованы, заложили фундаменты для будущих новостроек. «Ох, не к добру! - судачили старики. – Тут бы часовенку возвести да поминать покойников». Но к народному гласу местные власти не прислушались, и жилые дома были построены и заселены. Вот только не все жильцы квартир из домов, возведенных на старом кладбище, доживают до старости. Некоторые уходят в расцвете сил и умирают не своей смертью… Плата за непочтение к праху усопших?
Заколдованный шар
Краевая библиотека имени А.С.Пушкина открыта в Чите в 1967 году. Сегодня здесь хранятся фотографии, письма, рукописи, сувениры и свыше миллиона книг, среди которых – редкие экземпляры XVII века. Сотрудники библиотеки говорят, что «хоть и жутко находиться одному, например, в книгохранилище, но никаких паранормальных явлений сейчас они не замечают». А вот в 80-е годы прошлого столетия в цокольном этаже здания многие специалисты своими глазами видели металлический шар. «Он появлялся из ниоткуда, - вспоминают старожилы Пушкинской, - катился вдоль стены, а потом стукался о стену противоположную и также в никуда исчезал».
Дворец Шумовых
На улице Ленина в центре нашего города красуется дворец с лепными украшениями.
Проект здания выполнил главный архитектор Читы Мосашвили. Он воплотил все пожелания Шумовых: дворец должен был свидетельствовать о богатстве владельцев, поэтому строился с особым шиком и размахом с сочетанием двух архитектурных стилей – с пышностью барокко и монументальностью классицизма.
На фасаде здания огромное количество украшений: карнизы, лепнина цветочных мотивов, несколько ажурных балконов, опоясывающие третий этаж пилястры. Юго-восточный угол здания украшает полукруглый эркер, напоминающий по форме башню старинного замка. Кстати, мало кто догадывается, что ещё один эркер должен был быть на противоположной стороне здания. Примерно в районе улицы Выставочная. Но строительству этой части здания помешала Первая мировая война.
В нем находится Управление ФСБ по Забайкальскому краю. Казалось бы, строгая служба не терпит суеты, здесь не до веселья. Но припоздавшие читинцы, поздно вечером дожидаясь последнего троллейбуса на остановке напротив здания, иногда наблюдают в окнах дворца блики света и мелькающие тени. Словно там, за этими окнами, в разгаре бал, и флиртующие парочки отплясывают мазурку… Очевидцам можно и не поверить. Время-то ночное! В окнах могли отразиться фары проезжающих автомобилей. И отрицать сгоряча не стоит. Вдруг это бывшие владельцы дворца, семейство купца Шумова, решили наведаться в свои хоромы, прихватить с собой друзей-приятелей и вспомнить веселые деньки?
Гори всё огнем
В военном санатории «Молоковский» ещё не так давно отдыхающих заселяли в деревянный корпус. Но ночами к отдыхающим – не ко всем, только в одной из комнат - приходили странные сны. Им являлись… азиаты с раскосыми и узкими глазами. Однажды как раз в ту самую комнату заселили мужчину, понимающего японский язык. «Не поверите! Я этой ночью самого Пу И, бывшего императора государства Маньчжоу Го, во сне встретил, - рассказывал позднее офицер. - Я видел кадры кинохроники, как Пу И в сорок пятом году приземлился в Чите на военном самолете. Ну и узнал его сразу…
Император в моём сне был окружен свитой. Он мне о своей непростой судьбе рассказывал. Министры, которые были при нём, плакали. А сам император махнул рукой и произнес: «А! Гори все огнём». Отдыхающему рассказали, что его заселили в корпус, где в 45-м году содержался пленённый Пу И, с ним - его министры.
История имела продолжение. Деревянный корпус несколько лет назад был разобран. Говорили, что бревна пошли на загородный коттедж одному местному «воротиле». Правда, недолго ему довелось радоваться отстроенному терему – сгорел дом. Вот и не верь снам! Иногда сны – вещие («Аргументы и Факты»).
В лесу обитали существа вроде леших и оборотней
Охота, как известно, является одним из древнейших человеческих занятий. Поэтому с давних времен она была связана с мистикой и суевериями. Кроме того, отправляясь охотиться в лес, люди рисковали вступить на «запретную территорию», где обитали разнообразные потусторонние существа вроде леших и оборотней…
Лесные божества
Древние приносили жертвы духам охоты, чтобы это предприятие прошло удачно. Иначе духи рассердятся и не пошлют добычи, а то еще и сотворят с человеком что-нибудь дурное… Как ни странно, подобный обычай сохранился и в наши дни, особенно в северных, таежных краях. В Сибири, к примеру, есть особые, «священные» места, где охотники, перед тем как отправиться на свой промысел, оставляют пищу для духов или брызгают водкой. Есть «неприкосновенные» звери, в которых ни в коем случае нельзя стрелять. Сибирские охотники называют их «князьками». Узнать этих зверей можно по необычной окраске или чересчур крупным размерам.
- Убьешь такого князька - и фарту не видать, - констатирует старший научный сотрудник УМЦ «Сибохотнаука» Борис Дицевич.
Как-то, рассказывает он, одному его знакомому довелось повстречаться в лесу с белой кабаргой. Обычно у кабарги шкурка бурого цвета, а это был настоящий альбинос – белоснежная шкура, розовый нос, красноватые глаза… Охотник не удержался, выстрелил в зверя. После этого охотничья удача его оставила, и он очень долго не мог подстрелить никакой дичи…
Охота на оборотней
Встречи с мистическими существами для охотников тоже не редкость. Например, в Сибири бытуют легенды о медведях-оборотнях. В давние времена там можно было услышать характерные рассказы охотников: «Иду по тайге, а навстречу - медведь. Огромный, страшный… Я, конечно, сразу выстрелил. Глядь - а медведя-то и след простыл!»
A.M.Бронников из села Знаменка Читинской области рассказывает историю о своем деде. Тот был смелым, никого не боялся, пошел один в тайгу на медведя. А по местному поверью в тот день идти на охоту было нельзя. Дед нашел место, дождался ночи, определив время по звездам, и сел в засаду.
Ровно в полночь в кустах затрещало. Охотник вскинул винтовку. Слышно стало, будто медведь ломится, а никого не видно. «Шаги» приблизились к нему, дед хотел выстрелить, но руки словно отнялись. Тут невидимка раскатисто захохотал, и послышался голос: «Что, не можешь стрелять? Не сможешь ты меня убить!» Опять раздался дикий хохот, и вновь затрещали кусты - неведомое существо удалялось. Мужик, ни жив ни мертв, скорей припустил домой… (Мария Подолецкая).
Молчаливые привидения
У привидений есть одна любопытная характерная черта. Многие из выходцев из могильной тьмы молчат, будто воды в рот набрав. Нет никакой возможности получить от них хоть какие-нибудь сведения о тех или иных приметах, характерных особенностях загробного существования. В том, что по ту сторону смерти активно функционирует нечто невероятное, у многих исследователей нет сомнений. Некие грандиознейшие сложнейшие процессы, о сути которых мы не можем даже строить догадки, совершенно определенно протекают там.
И те, кого мы называем привидениями, призраками, выходцами из посмертной реальности, наверняка служат какими-то «винтиками», «элементами» уму непостижимых «загробных» процессов. Они что-то знают о них. Пускай, допустим, знают мало, даже очень мало, но все-таки знают.
Однако, предпочитают помалкивать о своих знаниях. Им наверное запрещено делиться с живыми людьми секретами загробной жизни. Фольклорист В. Зиновьев записал в Читинской области рассказ о явлении призрака в наши дни на сороковой день после смерти человека: «Умер у нас дед. И вот на сороковой день пришел к нам в гости друг деда, чтобы его помянуть. Выпил из стакана маленько, остальное оставил и говорит:
- Это покойнику. Он на сороковой день приходит и смотрит, как тут без него живут.
Сказал это и ушел. А мы все спать легли. Вдруг часа в два ночи слышим: кто-то в дверь, что из сеней на двор ведет, сильно сильно стучится.
Отец встал с постели, подошел к двери, спрашивает:
- Кто?
Никто не отвечает.
Потом слышим: пошел кто-то вокруг дома. Шаги было слышно хорошо. Дело было зимой. Снег под ногами у того, кто ходил, громко хрустел. Пошел он к бане, затем к сараю. Весь огород обошел. Долго-долго ходил. А потом опять шаги послышались возле дома, и опять в дверь затарабанил. Отец снова выскочил в сени, спрашивает:
- Кто там?
Хотел было выйти на улицу, да мать его не пустила. Утром пошли все мы следы на снегу посмотреть. А нет ничего! Никаких следов нету! А между тем снегопада той ночью не было».
Легенда об Огненном Змее
Собиратель и исследователь русского фольклора Иван Петрович Сахаров (1807-1863), опубликовавший три тома «Сказаний русского народа о семейной жизни своих предков», писал: «Известно всем и каждому на Руси, что такое за диво - огненный змей. Все знают, зачем он и куда летает, но вслух об этом никто не решается говорить.
Огненный змей - не свой брат, у него нет пощады: верная смерть от одного удара. Да и чего ждать от нечистой силы! Казалось бы, что ему незачем летать к красным девицам, но поселяне знают, зачем он летает, и говорят, что если огненный змей полюбит девицу, то его зазноба неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни отговорить никто не берется...».
Трансформация огненного змея в человека, по Сахарову, происходит так: «Всякий видит, как огненный змей летает по воздуху и горит огнем неугасимым, а не всякий знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной силы. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, говорят старушки, когда завидит девица такого молодца.
Умеет оморочить он, злодей, душу красной девицы приветами. Усладит он, губитель, речью молоду молодицу. Заиграет он, безжалостный, ретивым сердцем девичьим, растопит он, варвар, уста алые на меду, на сахаре. От его поцелуев горит красна девица румяной зарей, от его приветов цветет красна девица красным солнышком!» Деревенские жители нередко подмечали те избы, куда летят огненные змеи, и подозревают женщин в плотском сожитии с демоном. Но подмечали в народе и другое - последствия греховных отношений с нежитями, когда женщины беременели от таких соитий и даже рожали неведомо кого...
Вот что пишет об этом И. П. Сахаров: «Сушит, знобит он красну девицу до истомы. От той ли силы нечистой зарождается у девицы детище некошное (нечистое, дьявольское, сатанинское, негодное - согласно словарю Вл. Даля). С тоски, со кручины надрывается сердце отца с матерью, что зародилось у красной девицы детище некошное.
Клянут, бранят они детище некошное клятвою великой: не жить ему на белом свете, не быть ему в урост человеч! Гореть бы ему век в смоле кипучей, в огне негасимом! С той ли клятвы, то детище заклятое, без поры без времени, пропадает из утробы матери. И его-то, окаянного, уносят нечистые за тридевять земель, в тридесятое царство. А и там-то детище заклятое ровно через семь недель нарекается Кикиморой. Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах...».
В своей книге «Встречи с Нелюдьми» Прийма приводит историю, которую рассказали жители села Пешково Читинской области фольклористу Зиновьеву в шестидесятых годах минувшего XX столетия. Якобы огненный змей летал к их односельчанке Лидии, и она, кстати, не отрекалась от этого факта, а до того, в годы Второй мировой войны, он же наведывался к женщине по имени Паша.
Пришелец являлся к ней в облике ее мужа Якова, ушедшего сражаться с фашистами. Паша очень боялась, что муж погибнет на войне, каждый день плакала, убивалась по мужу. И вскоре, по словам местных жителей, стал «змей летать к ней». Появлялся Лжеяков только по ночам. Он укладывался рядом с Пашей, и требовал женских ласк.
Поначалу Паша безумно обрадовалась возвращению мужа. Решила, что тот дезертировал и скрывается в тайге от властей. Но потом заподозрила недоброе. Однажды она гладила «мужа» по голове и обнаружила на ней множество крупных шишек. Даже сказала про это своему Лжеякову, но тот отмолчался. А женщина припомнила рассказы ее землячек, что над селом видели полеты огненного змея, и именно недавно...
Встревоженная Паша рассказала обо всем жене своего брата Елизавете Максимовне. Та согласилась переночевать в ее избе, чтобы убедиться в реальности происходящего. И вот обе женщины, уложив спать троих детей-малолеток Паши, сами устроились на русской печи. Спустя какое-то время яркая вспышка осветила избу, и перед женщинами явился Лжеяков. Не обращая никакого внимания на Лизавету Максимовну, демон начал отчитывать жену Якова самыми крепкими словами: мол, нельзя было рассказывать никому о его визитах к ней, он-де сурово предупреждал об этом... Наоравшись и набушевавшись, пришелец внезапно исчез - растаял в воздухе.
А женщины услышали в сенях страшный грохот... Утром, едва рассвело, они поняли, что не могут выйти из избы: дверь не открывалась. Подняли крик, прибежал брат Якова Иван, другие соседи... И поразились: громадная поленница дров, сложенная возле избы под навесом, оказалась в сенях вся, до последнего полена... Так об этом событии узнала вся деревня, свидетелей происшедшего оказалось очень много. Собственное расследование легендарных сказаний об огненном змее - Змее Змеевиче - предприняли кандидат исторических наук Людмила Лавреньева и Татьяна Щепанская, сотрудники Московской академии этнографии РАН.
Этот персонаж народной демонологии, оказывается, весьма распространен в российских деревнях от Поволжья до Полесья, а также в других местах страны, вплоть до Сибири. Говорят, что эта нежить влетает, разбрасывая искры, к одиноким женщинам, тоскующим о муже или возлюбленном. Пелагея Михайловна, жительница вятского села Воробьева Гора, рассказывала фольклористу-исследователю Татьяне Щепанской, будто сама наблюдала, когда зимой вышла из избы, как «огонь летит, что сноп, и вдруг рассыпается, искры вылетели... а другой раз видела такое же, когда молотила хлеб».
Будто проходит в горницу, обнимает, целует заждавшуюся бабу, ложится с нею в кровать, угощает пряниками... Такие визиты могли иметь, по поверьям, трагический исход: одну вятскую молодуху огненный гость, говорят, увел в баню и посадил на горячую печку-каменку, после чего она умерла. Другая долго худела и чахла, забросила дом, дети бегали по деревне оборванные и грязные, попрошайничая по чужим домам.
Через некоторое время случился пожар, и она сама сгорела в доме. По этой причине кое-где в деревнях за одинокими женщинами присматривали и, если замечали неладное, совершали обряд, чтобы отвадить незваного гостя. (Белимов Г. С. «Близость с пришельцами. Тайны контактов 6-го рода»).
Феномен светящихся людей
«Он светится от счастья», - говорим мы о позитивном, довольном собой и окружающими, радующемся жизни человеке.
Экстрасенсы действительно видят «счастливое» сияние его ауры. Обычным людям такое видение недоступно, и мы используем эту фразу в качестве метафоры. Но, оказывается, можно светиться в прямом, а не переносном смысле. Учеными зафиксировано немало таких случаев. К сожалению, обычно этот феномен связан с каким-то заболеванием. Но существуют и исключения из правила.
«Горячий» охотник
Вот что рассказал читинский охотник Валерий Сухарев: «Это произошло в 1954 году. Мы с братом промышляли охотой и все зимние месяцы проводили в тайге. Однажды вечером к нам в зимовье постучал незнакомый охотник. Как водится, мы предложили ему горячего чая, еды. Но он отказался, не раздеваясь, присел у печурки, так и задремал. Мы решили, что ему нездоровится - он вздрагивал во сне, что-то бормотал, лицо его было в каких-то бурых пятнах...
Позже, когда гость согласился поесть и снял рукавицы, мы увидели, что одна рука у него перебинтована грязными тряпками. Разговорившись, охотник рассказал, что действительно занедужил, пробирается в город к врачам и что болезнь с ним приключилась странная - правая рука горела огнем в самом прямом смысле. Он размотал бинты, мы прикрутили фитиль керосинки и увидели, что правая ладонь нашего гостя действительно светится в темноте. Мало того - с кончиков пальцев стекало сияние, похожее на пламя ацетиленовой горелки.
- Больно? - спросили мы.
-Нет, - ответил он.
Странные пятна на его лице тоже светились - только очень слабо. Лишь в полной темноте, когда уже легли спать, мы обнаружили это. Сам же он об этом, судя по всему, даже не подозревал. Утром охотник попрощался и ушел. Что это было? Радиация? Заражение крови? Какие-то микробы?
Вряд ли. Дело в том, что свечение, исходившее из его руки, было почти горячим -не так, как настоящий огонь, но где-то близко. Когда наш гость положил руку на газету, устилавшую стол, она в этом месте пожелтела и стала хрупкой, словно подверглась воздействию температуры или кислоты...» (Валерий Николаев).
Полтергейсты на Руси
Генезис «русских полтергейстов» теряется во мгле веков. Интересно отметить, что феномен детально описывается во многих русских народных сказках. Выдающийся русский фольклорист Александр Афанасьев, живший в прошлом веке, писал: «Про домового рассказывают на Руси, что он иногда дозволяет себе проказы без всякой видимой причины, естественно вследствие своего шаловливого нрава. Но в таком случае достаточно его «оговорить» - и все пойдет хорошо.
Так, в одном доме, - продолжает А. Афанасьев, - он бил кошек, бросал в них чем попадя. Раз ухватил он кошку и швырнул ее наземь, а баба тем часом и оговорила: «Зачем бросаешь? Разве это хозяйское отношение? Нам без кошки прожить нельзя». С той поры домовой перестал трогать кошек».
Другой знаменитый фольклорист и этнограф XIX века Сергей Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» описывает, в частности, рецидив полтергейста, имевший место в одном деревенском доме в Вятской области в середине прошлого века. Хозяева дома «как ни сядут за стол... начнет некто швырять с печи шубами или с полатей бросаться подушками. Так и выжила Кикимора хозяев из дома».
Современный русский фольклорист Валерий Зиновьев собрал в Читинской области целую коллекцию сообщений о встречах сибирских крестьян с «невидимой нечистой силой». Он включил их в книгу, изданную уже после его смерти в 1987 году. Она называется «Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири».
Приведу лишь некоторые из этих сообщений. Вспоминает Федосья Обухова из села Кантил: «Напротив нас дом был. Хозяйка в подполье полезет - кто-то юбку тянет, тянет с нее. Вдруг стали из-за печи раздаваться скрипы. Как трахнет - старику, мужу хозяйки, кирпичом по голове попало». А вот сообщение жителя села Газамурский Завод Виктора Кузнецова: «Ночью закроешься одеялом - оно у тебя спадает, одеяло. Ты пойдешь за ним - оно будет летать!»
«Пакостят. То золы, то коровьего кала намешают в еду... Мучились с ними. Потом кто-то научил попа позвать. Поп пришел, молитву читает. Народ в избе собрался. А Акулька с Дунькой (так сибиряки называют полтергейсты) пустили с печки в попа скалкой. Поп перепугался, народ тоже. Как давай все из избы! А Акулька с Дунькой ступеньки крылечка разобрали - все кубарем с него и покатились». Так свидетельствует очевидица события Елена Кудрявцева из села Ломы.
Как нечисть пугает
Этнограф В. Перетц, живший в прошлом веке, в статье «Деревня Будогища и ее предания» приводит рассказ о «стуках нечисти в дверь». Нечистая сила принялась однажды ночью барабанить в дверь дома местного лавочника. Хозяин дома, всполошенный стуком, кинулся к двери, распахнул ее, но никого не обнаружил за нею. Он закрыл дверь. Снова - громкий стук и очень громкий крик: «Открывай!» Лавочник опять открыл дверь. Никого за порогом не было.
И так продолжалось до самого рассвета:
- Открывай!.. Открывай!..
Или вот другая вполне типичная история о звуковых сигналах чуждого. Ончуков в «Северных сказках» цитирует воспоминания крестьянки Степаниды из деревни Корельский Остров. Степанида отправилась как-то раз по ягоды в лес. Едва она начала собирать
ягоды, присела возле какого-то куста, как вдруг слышит - закричал из непролазной лесной чащи человек. Да и не просто человек, а родственница Степаниды, ее сватья Маланья. Крестьянка узнала ее голос.
- Вставай, пошли! - кричит.
Степанида опешила. А голос сватьи из лесной чащобы опять кличет ее:
- Да пошли!
Крестьянка потом рассказывала Ончукову:
- Ой, до того он меня напугал, аж дрожь пошла по сердцу, переменилась я в лице.
Еще сообщение на ту же тему, записанное Ончуковым. Николай Кузьмин из деревни Сюзань вспоминал: однажды заночевал он в избушке на берегу лесного озера, но выспаться не удалось.
- Не дало, выжило. Ходит, гремит по крыше.
Несколько раз выбегал Кузьмин с горящей берестой в руках из избы, освещал ею крышу, осматривал. Никого там не обнаружил. А едва снова входил в избушку, тут же кто-то начинал топать по крыше сапогами, ходить по ней туда-сюда.
Они рассказывали:
- Испугались оба, стали тикать. Как свистнул снова! Мы бежим, а лес над нами словно валится от свиста. Бежим мы, а «он» снова его нагибает и свистит, пугает. За лес выбежали, а «он» все над нами хлещет, свистит; смотрим вверх - ничего над собой не видим. Все, что у нас было, побросали - едва сами убежали.
В 1927 году на железнодорожной станции Трудовой Читинской области случилось событие, отдаленно схожее с происшествием в доме лавочника в Бу-догищах. По словам непосредственного участника события Федота Дутова, в новогоднюю ночь в доме, где он жил со своими родителями и братьями, поднялся переполох.