Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ГЛАВНАЯ [1]
НЛО [6]
КОНТАКТЕРЫ [0]
КРУГИ НА ПОЛЯХ [0]
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ [258]
КРИПТОЗООЛОГИЯ [0]
ЖЕРТВОПРИНОШ. [0]
ПРИВИДЕНИЯ [0]
АСТРОЛОГИЯ [0]
МАСОНСТВО [0]
СПИРИТИЗМ [0]
ЯЗЫЧЕСТВО [0]
САТАНИЗМ [0]
КЛЕРИКАЛИЗМ [0]
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ [0]
ПРОСТИТУЦИЯ [0]
НАРКОМАНИЯ [0]
ПЕДОФИЛИЯ [0]
ПРЕСТУПНОСТЬ [0]
НАЦИОНАЛИЗМ [0]
КОРРУПЦИЯ [0]
ФАШИЗМ [0]
РАБСТВО [0]
БОЛЕЗНИ [0]
БЕДНОСТЬ [0]
НЕРАВЕНСТВО [0]
НЕГРАМОТНОСТЬ [0]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » СТАТИСТИКА ОККУЛЬТИЗМА » АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ

    Аномальные и загадочные места в Грузии. 2

    Пещерное городище (Уплисцихе)

    Уплисцихе (досл. Божья Крепость) - древний пещерный город, один из первых городов на территории Грузии. 

    Уплисцихе высечен в скале, расположенной в 12 км к востоку от города Гори на левом берегу реки Кура. Город возник в конце II - в начале I тысячелетия до н. э., пережил несколько подъёмов и спадов, был окончательно покинут в XIX веке и является, таким образом, многослойным археологическим объектом, одним из важнейших памятников грузинской культуры.


    Уникальность памятника заключается в том, что он, благодаря своему устройству, сохранил в себе остатки архитектурных и культовых сооружений, построенных на протяжении нескольких тысячелетий. В период расцвета Уплисцихе включал в себя более 700 пещер и пещерных сооружений, из которых только 150 сохранились к настоящему времени.

    После провозглашения христианства в Грузии в 337 году, между языческим Уплисцихе и первыми христианами возникло противостояние, закончившееся тем, что жрецы и жители города стали подвергаться гонениям, а древние языческие храмы были разрушены или перестроены. Одна из новых христианских церквей Уплисцихе была построена в раннем Средневековье, в X-XI веках и носит имя «церковь Уплисцули» (церковь Принца). Она отлично сохранилась до наших дней и словно доминирует над остальными руинами древнего городища.

    Впрочем, еще на протяжении долгого времени после начала эпохи христианства в Уплисцихе продолжалось тайное поклонение языческим божествам – археологи нашли множество тайных замаскированных помещений, где совершались языческие обряды и жертвоприношения животных. В целом же после наступления христианства размеры и значимость города уменьшились, и Уплисцихе превратился постепенно в обычную крепость.

    В IX веке Уплисцихе снова стал важным центром на территории нынешней Грузии. В то время Тбилиси был в руках арабов, и главным центром Картли (так называется, напомню, одна из основных исторических областей Грузии) стал Уплисцихе. В то время здесь проживало до 20 тысяч человек.

    После того, как в 1122 году царь Давид Строитель освободил Грузию от арабов, значение Уплисцихе стало снова падать. Тем не менее, на рубеже XII-XIII веков, здесь останавливалась царица Тамара. Один из прежних языческих храмов, переделанный в X веке в царские палаты, носит имя «зал Царицы Тамары».

    В пещерном городе сохранилось множество древностей – висящая перед входом карта только на территории центральной части городища описывает 22 основных достопримечательности – различные залы, базилики, аптека, винный погреб, тайный тоннель к реке. Я же гулял не по карте, а просто так – бродил среди руин разных цивилизаций и наслаждался древностью, удивительным образом дошедшей до наших дней.

    Уплисцихе многократно упоминался в трудах грузинских историков средневековья, таким образом, древний город никогда не был забыт историей. Например, историк и географ XVIII века, Вахушти Багратиони писал, что Уплисцихе был городом до нашествия монголов, но… ныне разрушен.


    Здесь есть строения необычные, высеченные в скале, залы большие, выдолбленные также в скале, большой туннель, пробитый до реки Куры. На западе - отвесная скала и внутри неё огромные пещеры, ныне недоступные. Воображению представляются выходящие из пещер воины со стрелами и копьями, всадники, выступающие в поход, и это, считаемое прорицалищем, место именуется Уплисцихе.

    Согласно археологическим данным, Уплисцихе стал культовым центром в конце II - начале I тысячелетия до н. э. По результатам раскопок в Уплисцихе и его окрестностях учёные предполагают такую версию развития событий. После освоения человеком плодородных земель данного региона в эпоху бронзы, культовый центр местности первоначально находился на холме Катланисхеви, который расположен в трёх километрах западнее Уплисцихе.

    На этом холме обнаружено поселение эпохи бронзы, просуществовавшее несколько веков. На рубеже II и I тысячелетий до н. э. на Катланисхеви произошёл сильный пожар, после чего на заре железного века языческий культовый центр оттуда переместился в Уплисцихе. Выбор именно скалы или холма для поселения человека или для создания культового центра естественен, так как скалы и горы издавна являлись символами могущества и вечности с одной стороны, а с другой стороны крутые склоны скал представляют собой естественное укрепление.

    Пещер, которые целиком можно отнести к этой эпохе, на Уплисцихе нет, так как многие древние сооружения в Уплисцихе позже перестраивались и переделывались, однако археологический материал свидетельствует о регулярном культовом использовании многих помещений, начиная с этого периода. В этот период в Уплисцихе зафиксировано поклонение женскому солнечному божеству, символом которого позднее также было колесо. Единственное изображение этого божества (глиняная статуэтка) было обнаружено только на холме Катланисхеви.

    Есть археологические данные о торговых связях Уплисцихе этого периода с Урарту и Мидией. С другой стороны, нет данных о вхождении Уплисцихе в какое-либо более крупное государственное образование в этот период. По-видимому, он существовал как независимый культовый центр.

    Религия в Уплисцихе являла собой типичный набор политеистических верований своего времени. В эллинистический период в Уплисцихе помимо древнейшего культа поклонения божеству Солнца поклонялись другим небесным светилам и всему пантеону грузинских языческих богов, включая богов земли, подземелья, воды и других, причём каждое из божеств имело связи с соответствующими культовыми сооружениями.

    Главенствующее положение занимал, вероятно, храм Солнца, разрушенный первыми христианами после христианизации Грузии в 337 году н. э. Кроме этого, в Уплисцихе сохранились десятки других культовых сооружений, активно использовавшихся в тот период.


    Для поклонения хтоническим божествам использовались крупные ямы диаметром от одного до четырёх метров, причём глубина некоторых из них достигала 12 метров. Ямы использовались для ритуальных жертвоприношений животных богам подземного царства. До проведения детальных раскопок и анализа остатков материала на дне ям их предназначение оставалось невыясненным.

    В качестве одного из предположений высказывалось мнение, что крупные ямы выполняли функцию тюрьмы. Это предположение оказалось неверным, однако некоторые популярные источники до сих пор указывают на существование «подземных тюрем» в Уплисцихе.

    Среди исследователей памятника нет единого мнения о том, следует ли считать все культовые сооружения храмами в классическом смысле этого слова, однако большинство учёных сходятся в том, что они имели именно религиозное предназначение.



    Храм Светицховели («Мцхетский Крест»)

    Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней.

    Одним из устоев храма служил кедр, обозначавший место захоронения ризы Христовой. Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику, верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения.

    В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012—1030, 1039—1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с 1010 по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе (упомянут в надписи на фасаде).

    Считается, что при строительстве комплекса были учтены какие-то сокровенные знания. Видимо, главенствующую роль в Мцхетском комплексе занимает храм святой Нины, с которого открывается великолепный вид на остальные постройки, в целом образующие фигуру креста. Существует легенда, что святая равноапостольная Нина, провозвестница христианства в Грузии, когда-то смастерила крест, скрепив обрезки лозы своими срезанными косами.


    С тех пор понятие «Мцхетского Креста» стало символичным, и не исключено, что именно оно легло в основу местной архитектурной планировки. В настоящее время было предпринято несколько попыток расшифровки строительных констант.

    Например, исследовательница Т.Масенко считает, что глубокий смысл заложен в осевой линии «Мцхетского Креста», которая проходит через собор Светицховели, на 22 градуса отклоняясь от его продольной оси. Именно на этот угол повёрнуты относительно сторон света некоторые египетские (некоторые считают, что и марсианские) пирамиды.

    И ещё: это угол наклона земной оси. Начав с довольно скромной задачи - попытки определить место захоронения царицы Тамары, Масенко обнаружила в долине Куры священную космограмму Солнечной системы (по крайней мере, так посчитала сама Масенко). Кстати, в Грузии существует легенда, что где-то в Мцхете находится незримая «пуповина», связующая землю с небом.

    Величественный собор Светицховели окружён крепостной стеной с башнями. Общее число всех построек примерно соответствует числу храмов «Мцхетского Креста», который, возможно, отображает структуру Солнечной системы. Что если и комплекс Светицховели являет собой подобную «карту» небесных светил? И предположение Т.Масенко вроде бы подтвердилось.

    Вся информация, заложенная во «Мцхетском Кресте», вся величественная панорама древнего «парада планет», погубившего Фаэтон, а также зашифрованное Послание грядущему обнаружились (хотя и в иных проекциях) в планировке Светицховели, в расположении башен и других построек, окружающих собор. Впрочем, оптимизм Масенко не встречает широкой поддержки среди других учёных.

    Храм окружён крепостной стеной, которая по плану приближается к квадрату. Стена была воздвигнута по приказу царя Ираклия II (упоминается в тексте, высеченном над южным входом в храм). Высеченный камень в старой части перемешан с речным камнем в стене. Постройки на стенах исполнены кирпичом. Нижняя часть двухъярусной стены непроницаема.

    В верхней части присутствует боевая дорожка, на уровне которой также имеются хранилища камня. У стен присутствуют 6 цилиндрических и 2 четырёхугольных башни. Входные ворота расположены на южной стороне. На западной стороне звонница и врата XI века — замечательный пример грузинской народной архитектуры. В 1964 - 1965 годах проведённой реставрацией возвращён первозданный облик (архитекторы Н. Чубинашвили и В. Цинцадзе; гл. консультант Г. Чубинашвили).


    Во время раскопок в 1963 - 1964 годах в юго-западной части стены были найдены останки католикоса Мелкиседека (XI век). Во дворе, в юго-восточной части стены - дворец католикоса Антона II. В данный момент полностью переделан и является историко-этнографическим музеем.

    В классической литературе Грузии одним из ярких произведений является роман «Десница великого мастера» классика литературы Константина Гамсахурдия, повествующий о строительстве храма и об одновременно связанном с этим событием становлении Грузии. Эпическое произведение детально описывает процесс строительства храма, становления христианства в Грузии и грузинского государства.



    Пещера Арабика

    Арабика или Арбаика - горный массив Гагрского хребта Западного Кавказа.

    Расположен в Абхазии у города Гагра. Карстовый массив Арабика - один из крупнейших и самый высокий в известняковой полосе Западного Кавказа. Он ограничен каньонами рек Куту-Шара, Гега и Бзыбь на севере и востоке, побережьем Черного моря на юго-западе, долинами рек Хашупсе и Сандрипш на западе. Наибольшая высота: 2661 м. 

    В недрах массива множество пещер в том числе и самая глубокая пещера мира - Крубера-Воронья

    Уникальность массива Арабика заключается в карстовых пещерах, пронизывающих весь этот исполинский скальный комплекс буквально как дырки головку сыра. Всего их здесь больше сотни, при этом только крупных (глубиной более 200 м) насчитывается более трех десятков, причем многие относятся к числу крупнейших на Кавказе. Но всемирную славу Арабике принесла, несомненно, пещера Крубера-Воронья, считающаяся самой глубокой в мире из изученных.

    Вход в пещеру Крубера-Воронья расположен на высоте около 2256 метров над уровнем моря в урочище Орто-Балаган. Подземный комплекс был открыт в 1960 году грузинскими спелеологами, они же исследовали его до глубины 95 метров. 


    Это было только начало - каждая экспедиция открывала все новые залы, гроты, сифоны, тоннели и галереи, уводившие все глубже и глубже, в самое сердце горы. Исследования продолжались вплоть до 2013 года, когда украинскими спелеологами была достигнута глубина 2197 метров.

    В итоге пещерный комплекс получил статус самого глубокого на планете - и исследования все продолжаются. Один из гротов пещеры был назван Залом советских спелеологов: открытие пещеры Крубера-Воронья - заслуга нескольких поколений ученых-карстологов и спелеологов, причем не только из республик СССР, но и из уже независимых стран.

    Подземные галереи раскинулись столь широко, что именно эту пещеру считают источником (вернее - одним из) самой короткой в мире и одной из самых холодных рек Кавказа - Репруа, являющейся основным источником водозабора Гагры, лежащей в 15 км южнее массива Арабика!

    В пещере Крубера-Воронья нет проложенных туристических маршрутов; попасть сюда можно разве что в составе одной из спелеологических экспедиций, которые проводятся несколько раз в год с целью исследования полости пещеры.



    Пещера Новоафонская

    Новоафонская пещера (первоначально - Анакопийская пропасть) - одна из крупнейших пещер в Абхазии. Находится под склоном Иверской горы. Представляет собой огромную карстовую полость объёмом около 1 млн м³.

    Вход в пещеру нашёл в 1961 году Гиви Смыр, который рассказал о своей находке спелеологам. 14 июля 1961 г. штурмовая четверка в составе: Зураб Тинтилозов (руководитель штурмового отряда), Гиви Смыр, Арсен Окроджанишвили, Борис Гергедава, Даниил Жданов, преодолев каскад колодцев, на глубине 135 м впервые проникла в зал Анакопия (зал Абхазия).

    После этого были открыты и остальные залы пещеры. С 1975 года пещера открыта для посещения туристами. Новоафонская пещера состоит из 9 залов, в 6 из которых проводятся ежедневные экскурсии, один зал зарезервирован для научной работы. Первоначальные названия залов дважды изменялись на новые: перед открытием пещеры для экскурсий в 1975 году и после грузино-абхазской войны 1992-93 годов.


    Этот уникальный подземный комплекс оборудуют тремя искусственными входами, специальными мостками и небольшой подземной железной дорогой, и он начинает прием туристов. Это не самая большая пещера Абхазии, но зато наиболее доступная для посещения - входы находятся практически в городской черте.

    Ученые утверждают, что под Новым Афоном находятся и другие подземные комплексы, которые еще ждут своих исследователей. Кстати, первооткрыватель пещеры, художник, скульптор и спелеолог Гиви Смыр сейчас является директором комплекса новоафонских пещер и планирует его дальнейшее расширение.

    К слову, Новый Афон является самым маленьким городом в мире с собственным метро, роль которого играет именно Новоафонская пещерная железная дорога.

    Трещины не редкость для известняковых массивов, каким и является гора. Дело в том, что известняк растворяется в воде. Если поверхность повреждена чем-то, и вода просачивается сквозь трещину, заполняет ее своими бурными потоками (например, при дожде или обильном таянии снегов), то известняк постепенно растворяется, образуя полость. Поскольку известняковая порода не является однородной, такое вымывание строительного материала горы проходит по разным направлениям, постоянно меняя маршрут и интенсивность.

    Собственно, сама Новоафонская пещера и явилась результатом такого процесса «таяния» известняковых пород. Правда, процесс этот длился много-много миллионов лет, образуя все новые и новые залы-полости пещеры, провоцируя грандиозные обвалы внутри пещеры, в результате которых менялось дно и общий облик ее таинственного внутреннего мира…

    Так или иначе, на сегодняшний день Новоафонская пещера – одна из самых больших не только в Абхазии, но и на всем Кавказе, а по красоте ее сравнивают с самыми красивыми пещерами в Словакии, США и Франции.

    Новый Афон, как известно, славится не только своим чистым и живописным побережьем, плантациями пирамидальных кипарисов, аллеями ярких, сочных олеандров и разнообразием цитрусовых. Здесь, укрытые толстым покрывалом вечнозеленых растений, возвышаются два строгих стража города – Афонская (500 м над уровнем моря) и Иверская (350 м над уровнем моря) горы, разделенные у подножия водами реки Псырдзха. Обе эти горы представляют собой гигантские известняковые массивы, тут и там изрезанные глубокими трещинами различной формы и глубины.

    Люди издревле знали о существовании в недрах Иверской горы огромного провала, но, возможно, из-за мистического страха не рисковали спускаться и обследовать его. Но, с течением времени и в результате неумолимого развития прогресса науки, удалось выяснить, что никакие таинственные силы не причастны к появлению пещеры. А виной всему…время и вода. Всего-навсего.


    В природе встречается несколько причин образования пещер – вулканические процессы, абразия, движение ледников, класто — карстовое происхождение, эоловое происхождение и т.д. Но самые обширные и живописные пещеры, с великим множеством тоннелей и различных полостей-залов образуются в карбонатных породах, например, в известняковых массивах. Одним из которых, как мы уже выяснили, является Иверская гора.

    Известняк довольно широко распространен в мире и, как известно, является осадочной породой. Образуют его отложения карбоната кальция. А карбонат кальция, как мы все помним из курса химии средней школы, очень хорошо растворяется в воде.

    Таким образом, горные породы, в состав которых входит карбонат кальция (известняк, мрамор, мел) растворяются под воздействием потоков воды, несущей в себе углекислый газ. А углекислым газом вода насыщается при прохождении через почву. Причем чем больше углекислоты содержит вода, тем быстрее тает известняк.

    Дело в том, что добраться до тех самых, «растворимых» участков горы воде удается далеко не всегда. Поверхность известняковой горы, обильно покрытая разнообразной растительностью, камнями и другими породами представляет собой своего рода панцирь, щит, скрывающий уязвимую внутренность горы. И лишь там, где этот щит поврежден, начинается постепенное разрушение.

    Учеными были исследованы 11 залов пещеры. В шести из них ежедневно проводятся экскурсии для всех желающих. Подземные вагончики работают порой до 11 часов вечера. В двух других залах экскурсии доступны раз в неделю. В одном зале ведутся научно-исследовательские работы, и он закрыт для посещения.

    В пещере существуют следующие залы - «Анакопия», достопримечательностью которого является озеро «Анатолия», зал «Спелеологов», зал «Оленя», зал «Нарта», а в нем «Безымянное» озеро; Кораллитовая галерея с расположенными в ней залом «Хризантем», «Гипсовым» гротом и галереей «Каменных цветов»; зал «Апхерца», галерея «Аюхаа», зал «Апсны», «Геликтитовый» зал, к которому также примыкает грот «Гуров»; зал «Москва», зал «Гиви Смыр».

    Из них для посещения открыты залы «Анакопия», «Спелеологов», «Натра», «Оленя», «Апсны», а также «Кораллитовая» галерея, галерея «Апхерца» и «Аюхаа». В «Геликтитовом» зале поводятся научные исследования, а зал «Москва», благодаря своим специфическим особенностям, время от времени становится концертным залом.

    Стоит отметить, что Новоафонская пещера не является самой объемной или даже самой длинной пещерой в Абхазии. Объем пещеры «Снежная» куда более значителен, а что касается длины, то есть десятки куда более протяженных пещер. Но, как бы там ни было, одно остается несомненным – новоафонская пещера – самая красивая пещера Абхазии.

    В далекие 60-е гг прошлого столетия ученым и спелеологам приходилось преодолевать сложнейшие препятствия, спускаться через узкие проемы и тоннели с огромной высоты, чтобы полюбоваться красотами новоафонской пещеры. Специально созданные искусственные входы в пещеру существенно облегчили жизнь любителям природы.

    Сегодня в ней 4 выхода – три искусственных и лишь один естественный. Располагается он в потолке зала «Анакопия». Именно здесь спелеологи впервые и ступили на дно пещеры. На поверхности отверстие представляет собой глубокую расщелину, выходящую в окрестностях села Эшера.

    Три других выхода были созданы для удобства туристов путем подрыва горных пород. Выходы расположены у залов «Анакопия» и «Апсны». Оба они привязаны к подземной железной дороге. Что касается третьего искусственного выхода, то он создан для отвода вод из пещеры. Расположен он в зале «Исчезающего озера» (составная часть зала «Спелеологов»).

    Ну а начинается увлекательное путешествие в подземное царство у ворот стройного, светлого здания, расположенного у подножия Иверской горы. В украшенном мозаикой, различными витражами и чеканкой вестибюле здания можно приобрести входные билеты, право на фото- и видеосъемку и различные местные сувениры. Помещение напоминает станцию метро. По сути, таковой оно и является.

    Сочетание гранита и мрамора, цветных панно, выполненных по мотивам мифологических сюжетов, настраивают посетителей на посещение настоящей подземной сказки.



    Пещера Чилоуская (пещера Абскрил)

    Легендарная естественная пещера, находящаяся в Очамчирском районе Абхазии, согласно легендам, в ней был заточен богами полумифический абхазкий герой Абскрил за вызов, брошенный небу.

    Сказание о великом друге народа, абхазском Прометее - богоборце Абрскиле, имеет большое распространение, главным образом, у абжуйцев, среди которых, как говорят, кое-где еще помнят и древнюю песню в честь этого героя. Знали его, по-видимому, и убыхи. Рассказ об «убыхском Прометее» записан в Турции в 1955 - 1956 гг. Ж. Дюмезилем и А. Намитоком со слов одного из лучших знатоков убыхского фольклора.

    Содержание абхазской легенды сводится к следующему. Некогда жила в Абхазии одна божественная дева, которой был дан обет безбрачия. Однажды неожиданно она почувствовала себя беременной и вскоре родила необыкновенного мальчика. Это был Абрскил. 


    Согласно одному варианту, он являлся воспитанником одного из представителей Ачба - древнейшего абхазского княжеского рода. У него был неразлучный друг и соратник - крылатый конь «араш» (арашь); не расставался он также со своим мечом и посохом «алабаша». Абрскил обладал огромной физической силой; он играл, как хотел, стопудовыми камнями и одним ударом меча рассекал их пополам.

    Больше всего на свете Абрскил любил свою родину Абхазию – «прекрасную Апсны» и безжалостно уничтожал ее врагов. Он самоотверженно боролся за правду на земле и счастье народа, ненавидел рабство, презирал злых и сильных мира сего, помогал нуждающимся, защищал обиженных. Преследовал все то, что может вредить человеку, в частности, истреблял папоротники и тернии, так как они мешают обрабатывать поля, воевал с великанами - врагами человечества и т. п.

    Гордый Абрскил не считался ни с какой властью, не признавал даже Бога и соперничал с ним. Например, когда разразится гроза, он садился на коня и мчался по горам, размахивая своим сверкающим мечом, как молнией, или привязывал к седлу огромный менюк из коровьих шкур, наполненный камнями, и, грохоча, носился с ним, подражая небесному грому. Абрскил никогда не преклонял головы, проезжая под лианами, перекинутыми между деревьями, но обязательно перерезал их своей саблей, дабы никто не подумал, что он боится Бога и молится ему.

    При нем изобилие и благоденствие царили в Абхазии. Страшась его, враги прекратили грабежи и нападения, сабли их, которые они не смели вынимать из ножен, покрылись ржавчиной. Мирно жили люди на своей земле, страна покрылась тучными травами, и они по нескольку раз в день доили своих коров.

    Народ любил своего славного благодетеля. Однако у Абрскила было и немало врагов, в том числе и сам Бог преследовал его. И вот грозный небесный владыка приказал заточить безбожника Абрсиила в подземелье на вечные муки пока он не станет признавать Бога.

    Посланные свыше ангелы изловили (по наущению злой старухи-волшебницы) непримиримого богоборца и заточили его с конем в глубине члоуской пещеры, привязав цепями к железному столбу (по одному варианту, его подвесили в пещере). Враги торжествовали, а весь народ глубоко переживал постигшее его горе.

    И люди говорили: «Кто теперь будет абрскилствовать для несчастной Апсны? Кто остановит притеснителей, захватчиков, грабителей?!» Абрскил обречен на тяжкие мучения. Железо все более впивается в его могучее тело, борода выросла до колен. Вместе с ним прикован и его верный конь, а пища у обоих - груда каленой стали. 

    Однако никакие терзания в мрачном подземелье не смогли подорвать дух неукротимого героя, ничто не могло заставить его изменить своим благородным идеям. И под землей он по-прежнему думает только о благе народа и своей Родины. Стараясь вырваться из темницы, он день и ночь раскачивает столб, к которому привязан, чтобы, вырвав его, выйти на свободу и снова грянуть грозою на всех врагов - носителей зла и несправедливости. 

    Но каждый раз, когда он, кажется, вот-вот достигнет заветной цели, прилетает какая-то неведомая птичка и садится на столб, который от этого вдруг сразу становится совершенно неподвижным. Разгневанный Абрскил берет лежащий рядом огромный молот и, размахнувшись, мечет его в то место, где уселся гость пернатый, но зловещая птица успевает улететь, молот же падает на столб и снова вгоняет его еще глубже. И так без конца.


    Однажды друзья Абрскила предприняли попытку освободить его, но, пройдя по пещере полпути, услышали доносившиеся издали стоны и лязг зубов коня, кормившегося сталью. Узнав о их приближении, Абрскил отозвался и говорит: «Что нового в Апсны? Терзают ли захватчики нашу Родину? Не появились ли снова на земле папоротники, тернии, колючки, лианы?

    Прекратил ли скот давать молоко три раза в день? О, погибла, несчастная Апсны! Возвращайтесь назад! Все равно не дойти вам до меня - чем больше вы продвигаетесь вперед, тем дальше уводят меня вглубь».

    С тех пор, гласит конец легенды, никто не слышал о трагическом герое Абрскиле. Молвят только, что пещерная речка еще до недавнего времени выносила навоз коня прославленного заступника народа, пригвожденного под темными сводами члоуской пещеры, отчего будто бы и происходит ее - название: «Выносящая навоз».

    Таков идеальный эпический герой Абрскил, созданный абхазским народным творчеством как символ человечности и беззаветного служения своему народу.

    Марр называл Абрскила двойником Амирани - мифического героя многослойного древнегрузинского народного эпоса, который в наказание за обучение людей способам добывания огня и обработки металлов был прикован богом к скале. По словам Марра, имя «Амиран» представляет собой абхазское название солнца («амра»), а слово «бырскил» – «солнышко», досл. «дитя неба» (от «быр» - солнце, чанск. «скир» - дитя).

    «Какому бы яфетическому племени ни принадлежала честь создания этого сказания,- писал он, - та редакция, в которой оно распространено в Грузии и Армении, несомненно прошла через абхазскую среду». Вместе с тем, утверждал Марр, легенда о прикованном герое-богатыре - кавказского происхождения, «докатившаяся до Греции, где она претворена в сказание о Прометее» - одном из титанов греческой мифологии, похитившем огонь у богов и принесшем его людям, за что был прикован громовержцем Зевсом к скале, где орел клевал его печень до освобождения Гераклом.

    С далеких времен, когда наши предки перестали жить в пещерах, научились строить дома и выбрались поближе к солнцу, подземное царство считалось прибежищем тайных, мистических сил. Тьма порождает чудовищ и укрывает мертвых, а живой человек от хорошей жизни под землю не полезет, это всем известно.

    В пещерах, катакомбах, подземельях прячутся - во время гонений и войн, и прячут - сокровища, магические артефакты, запретные книги. Но загадки и богатства земных недр всегда будут и манить, и пугать - не случайно же древнегреческий бог тьмы и смерти Аид был женат на Персефоне, дочери Деметры, богини плодородия: земля дарует жизнь, но после смерти всякое порождение земли уходит обратно в ее лоно.


    Бесчисленные герои бесчисленных мифов спускались в подземное царство, чтобы вернуть возлюбленных, похищенных смертью, или отыскать те самые сокровища. Генетическая память это вам не кот начхал, она превыше разума - так удивительно ли, что и самый рассудительный турист, вернувшийся после самой короткой экскурсии в самую цивилизованную и благоустроенную пещеру, будет чувствовать себя немножко героем?

    Чилоуская пещера, больше известная как пещера Абрскила - второй по популярности (но не по красоте и великолепию) туристический маршрут подземной Абхазии, на котором можно попробовать себя в роли Тезея, Геракла или Орфея, в полной безопасности наслаждаясь дивным творением зодчего‐природы: около километра галерей сталагмитов, четыре величественных зала с потолками, покрытыми сотнями сталактитов прихотливых форм, которые придала им тысячелетиями льющаяся по капле вода; террасы, вдоль которых протянуты канаты (не захочешь, а ухватишься); уходящие во мрак гладкие колонны сросшихся сталагнатов, темные, как оникс, воды подземной реки и огромный десятиметровый сталагмит.

    В отличие от Новоафонской пещеры‐дворца, пещеры‐аттракциона, с поездами и ярко освещенными залами, где даже концерты проводят, пещеру Абрскила честно придется пройти по руслу подземной реки пешком. Зато здесь можно буквально прикоснуться к прекрасному - а то и приложиться головушкой: потолки местами (например, у самого входа) низкие, на этот случай предлагают каски, и, поверьте, лучше их с благодарностью надеть. Шишки и ссадины - не лучший сувенир из отпуска.

    В пещеру ведет полукруглый вход, забранный коваными воротами и поросший живописным плющом. Без экскурсовода соваться туда не стоит: 800–1500 метров (в зависимости от уровня воды) туристического пути с подсветкой - лишь незначительная часть подземного маршрута. Не имея опыта здесь легко заблудиться, не хуже Тома Сойера с его душечкой Бекки. 

    Кроме того, абхазы ведь славятся как замечательные рассказчики, и местный проводник поведает вам не только легенду о полумифическом герое Абрскиле, в честь которого и была названа пещера, но и еще дюжину абхазских сказаний - например, о старце, орле и черепахе, очертания которых можно угадать в причудливо подсвеченных фонарями камнях. Но главная фишка экскурсии - прогулка по воде.

    Глубина подземной реки Ачкитызги, которая и поведет вас в таинственные подземные чертоги, от двадцати до пятидесяти сантиметров. Резиновые сапоги выдают при входе, имеет смысл подобрать на полразмера больше, так и теплее, и удобнее. Теплые носки и куртка или ветровка тоже не помешают, под землей прохладно, где-то +14°C.

    Путешествие продлится недолго (около двух часов), но будет незабываемым: пещера живет и дышит, нависает затейливым каменным кружевом, расширяет своды и хранит еще множество неразгаданных тайн. Говорят, она тянется под Главным Кавказским хребтом аж до северного его склона, но насквозь её пока никто не прошел.


    В 1881‐м году Карла Серена, бесстрашная итальянская путешественница, с проводниками‐абхазами достигла места, где пещера разделялась на две галереи, с холодным и горячим источниками (ну, чем не живая и мёртвая вода?), а еще раньше местный князь со своими людьми продвигался по пещере около восьми часов, исследуя галереи и гроты, но тоже не добрался до ее предела. 

    Современные же исследования, прервавшиеся во время войны, возобновились совсем недавно, так что тайны пока так и остаются тайнами. Но таинственность только придает ей прелести, и взглянуть на это грандиозное творение природы, несомненно, стоит. Пещера Абрскила, одна из интереснейших достопримечательностей Восточной Абхазии, находится в поселке Отап Очамчырского района.

    1 2 3                     



















    Категория: АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ | Добавил: admin (14.01.2017)
    Просмотров: 153 | Рейтинг: 5.0/1