Аномальные и загадочные места в Ярославской области. 2
Село Кукобой – родина бабы Яги
Где находится малая родина Бабы Яги? Той самой, которую бесподобно сыграл Милляр во множестве отечественных сказок. Той самой, что стучит своей костяной ногой и пытается обмануть да запутать. Той самой, что сначала вымоет-выпарит, накормит-напоит своего гостя, а потом и сама им оттрапезничает. Вы знаете, где стоит ее избушка, что на курьих ножках? А мы знаем, и вам о том поведаем.
Баба Яга известна каждому славянину, причём с младых ногтей. Даже сейчас многие родители начинают приучение детей к дисциплине с угроз визита старушки, которая любит покататься, поваляться, человеческого мяса поевши. С возрастом страх пропадает, а уважение растет – все-таки, наверное, самая узнаваемая старушка в мире. И, хотя как культурный фольклорный объект она принадлежит всей России, село Кукобой в Ярославской области было признано всамделишной малой Родиной Бабы Яги.
В общем-то, почему бы и нет – ведь это одно из самых старых сел на территории Российской Федерации, упомянутое в летописях XVI века. А, точнее, в 1526 году, что свидетельствует не только о солидном возрасте, но и достаточной значимости села в те времена. На какое-то время Кукобой утратило эту значимость, молодежь, как водится, разъехалась, но село осталось по-прежнему большим – более 1000 жителей.
Но с 2004 года там бывает гораздо больше людей, поскольку в этот год Баба Яга обрела в Кукобое «прописку» и даже день рождения – 26 июня (забавно, что 26 июня родился и губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын), после чего в село стало приезжать больше туристов, которым было очень интересно посмотреть, в каких условиях сформировался этот непростой сказочный характер. А потом появился и музей Бабы Яги, можно сказать, свой изнакурнож, который сделал Кукобой ещё более привлекательным для туристов.
Но далось это кукобоевцам не так просто. Интересно, что на территории села Кукобой велась вполне серьёзная, настоящая борьба добра со злом. В качестве зла выступала сама Баба Яга, а на стороне добра была православная религиозность, выразившая недовольство тем, что представитель нечистой силы стал объектом некоего поклонения местных жителей и туристов. По мнению религии, приобщая туристов к миру Бабы Яги и её друзей – лешего, водяного, домовых и других таинственных жителей лесов и болот, бань и запечных скромных пространств, организаторы экскурсий портят их души и привлекают на их головы всяческие несчастья.
Впрочем, надо сказать, что мало кто из посетителей села Кукобой чувствует себя несчастным – хотя бы из-за того, как это часто бывает с туристами, что их ожидания печально разошлись с действительностью. Здесь серьёзно подошли к вопросу создания не просто домика «с историей», а целого фольклорного комплекса, который был мог бы быть местом проведения различных мероприятий, связанных с историей фольклора Руси и вообще тем заповедным лесом, где водятся существа, в которых мы будто бы и не верим, но всё равно стремимся угодить им, впуская кошку первой в дом или завязывая ленточки на ножках стульев, чтобы быстрее найти нужный предмет. Здесь и природа подходящая богатые леса, болота.
Если обратиться к фольклору, то Баба Яга – существо довольно мрачное, поскольку символизирует нечто вроде славянского Харона – проводника из мира живых в мир духов. Она омывает героя, испытывает его готовность войти в мир потустороннего, и только если он выдержит, у него есть возможность «продолжить игру». В противном случае Баба Яга, как и её спутник Кот Баюн, может скушать героя на обед.
Избушка на курьих ножках тоже необычна – в некоторых сказках она состоит из еды (в частности, «блином крыта»), так что иногда герой начинает с ней знакомство не приказом повернуться к лесу задом, к нему передом, а с поедания крыльца или боковины. В этом случае Баба Яга выходит, просит прекратить и таким образом завязывается знакомство.
Избушка Бабы Яги в Кукобое не такая, конечно, но тоже очень красивая. Симпатичная деревянная избушка в Сосновом бору соседствует с памятником Ленину и Спасским собором, историю происхождения которого мы поведаем ниже. Так что туристы могут выбирать ту достопримечательность, которая им больше по вкусу. Возле дома протекает небольшой родник, в котором очень свежая и сладкая вода, которую пивал ещё сам Иван Грозный, так что и вы можете причаститься.
Созданный местными креативщиками образ Бабы Яги, наверное, является самым оптимальным и близким сердцу каждого из нас – домовитая старушка, вредная, но не злая, способная напроказить, однако если придти к ней с чистым сердцем и попросить совета, она никому не откажет. Кстати, насчёт совета – это не шутка, в области Баба Яга получила примерно такой же статус, как Дед Мороз, и к ней приходят сотни писем, причем не только от детей, но и от взрослых, втайне верящих в сказку и желающих получить совет от бабушки, которая многое повидала и многое знает.
Вообще-то проживание Бабы Яги в этих местах – не только маркетинговая выдумка. Существует легенда, согласно которой богач из местных решил выделить родным краям некоторую сумму и предложил на выбор построить железную дорогу или «храм» (при том, что одна в Кукобое уже была).
И тогда жители села рассказали ему о том, что нечистая сила здесь, ой, как бушует, да и сам купец, побывав в этих местах, убедился: привольно здесь чувствует себя нечистая сила. По селу проводятся туристические экскурсии, а можно приехать сюда и самостоятельно, чтобы полюбоваться домом Бабы Яги и другими интересными объектами. (Ксения Кржижановская, Анастасия Берсенева).
Фотограф заснял призрак девушки на фоне старого храма
Любопытная фотография «выплыла» в соцсети Вконтакте: старая, почти развалившийся Тихвинский храм на заросшем лугу в селе Тимохино в Некрасовском районе. Такая, каких вроде бы много в стране. Но прелесть этого фото в том, что на фоне храма отчетливо виден… призрак!
Фото автор (ник «Сашка Вараксин») подписал: «Вот сфоткали такую штуку на сотовый телефон. Село Тимохино, Ярославская область - зловеще, однако». Да уж, не то слово! Странное белое пятно видно в левом нижнем углу. И уж больно похоже на силуэт девушки. Может быть, здесь мистическое место, притягивающее призраков?
- О Тихвинском храме известно крайне мало. Как и о самом Тимохино. Мы даже толком не знаем, откуда взялось название деревни. Понятно, что в честь человека по имени Тимофей, но кто он? - разводит руками заведующая экскурсионным отделом Некрасовского краеведческого музея Наталья Копылова.
Ну, если уж даже историки не в курсе, то загадочное фото становится еще интереснее!
Так может, призрак, бродящий по руинам, прозрачный укор местным - мол, не сберегли храм божий? Или это погибшая невеста, так и не вышедшая замуж? Ведь рядом с храмом стоит кладбище. Старое, заросшее, с покосившимися крестами - все в лучших традициях триллеров. Кстати, хоронят там до сих пор. Романтические и мистические версии - это, конечно, всегда интересно. Вот только профессиональные фотографы скептически относятся к ним.
- Мне кажется, на призрака не похоже, так как объект явно недалеко от объектива. Просто что-то попало в кадр. Скорее всего, колосок. Но интересно получилось, это точно, - считает ярославский фотограф Сергей Афоничев. - Сколько храмов ни снимал - никогда призраков не ловил в кадр. А вот размытие объекта перед объективом делаю часто на съемках - вот так и получаются «призраки».
Школьница из Ярославской области сфотографировала призрака
- Я сама работаю в газете, - сообщила Дарина. - Как-то позвонила женщина и сообщила, что в их дворе живет привидение. Недолго думая я собралась туда ехать. Быстро отыскала дом, разговорилась с людьми. И даже познакомилась с девочкой, которой удалось «поймать» призрак на камеру своего планшета!
Навороченный гаджет Алене Гусевой подарили родители - за отличные отметки.
Как любой современный подросток, девочка без труда его освоила и решила пофоткать что-нибудь, используя разные примочки. А когда глянула на получившиеся снимки, ахнула: на нескольких из них явно прорисовывался силуэт женщины в длинном платье, в качестве награды за такой снимок родителям девочки потребовалось костюм пирата купить детский.
Старинный особняк
О страшном снимке тут же заговорил весь дом, и соседка Алены, Екатерина Виноградова, вспомнила историю, которую сама слышала лет двадцать назад. Дом по улице Рыбинской, в котором проживают Алена и Екатерина Виноградова, до революции принадлежал купцу Шалаеву. Старый особняк давно обветшал: фундамент рушится, крыша протекает, стены ходуном ходят. При этом, рассказывают жильцы, они постоянно ощущают, будто рядом с ними кто-то находится - особняк словно живет своей загадочной жизнью.
- Уже года два в мою квартиру регулярно кто-то названивает и днем, и ночью, - поделилась со мной Екатерина Виноградова. - Открываю дверь - на пороге никого. Сначала думала, соседские ребятишки балуются, но звонки раздаются в то время, когда детей нет дома - днем они в садике или школе, а ночью спят.
Еще было ощущение, словно кто-то ночью подходит к моей кровати и ложится в ногах. У меня дома кот, думала, это он. Пытаюсь скинуть его ногами, а там нет никого. Но что-то все равно давит. Подобные истории происходили чуть ли не с каждым жильцом дома. Однако люди уже перестали обращать внимание на стуки, шорохи и шаги по ночам. Но тут приключилась история с фотографией, и вспомнился один факт.
Купеческая дочка
Когда Екатерина Виноградова на фотографии увидела девушку в длинном платье, вспомнила историю, которую ей, тогда еще совсем девчонке, рассказывали старожилы.
- Говорили, будто у купца Шалаева был родной брат, а у того росла красавица дочка, - рассказывает Екатерина Николаевна. - И когда красноармейцы в 1918-м пришли арестовывать этого брата, его дочь встала на защиту отца. Закрыла его собой, кричала, что он ни в чем не виноват, проклинала новую власть. Чекисты застрелили ее на месте, а отца увели. С тех пор о нем не было ни слуху ни духу. И труп девушки забрали с собой. Вот, видно, душа ее неустроенная мается, бродит до сих пор по двору.
- Определить с точностью, настоящие ли снимки сделала 13-летняя Алена или это фотошоп, мы не смогли, - признается Дарина. - Для этого необходимо иметь специальное оборудование. Но и девочка, и ее соседка клянутся, что ничего не пририсовывали. И еще я заметила, что им очень страшно, - и правда, жить рядом с призраками никому не пожелаешь. («ЕГ»).
Плещеево озеро и Синь-камень
На северо-западе Ярославской области расположено одно из крупнейших и красивейших озер средней России - Плещеево, или Плещейка, как любовно называют его жители города Переславль-Залесского. Однако в историю России это озеро вошло под другим названием - Переславское, именно здесь Петром I и его сподвижниками были построены первые русские корабли, проведены первые потешные сражения на воде, именно здесь началось зарождение великого российского флота.
История озера началась около 30 000 лет назад во время отступления и таяния ледников, но первые поселения на его берегу появились гораздо позже, около 2000 лет назад. Финноугры чувствовали тайную силу озера, недаром именно на его берегу возвели первый ритуальный холм для поклонения синему валуну, сегодня известному как Синий камень.
По крайней мере, исследователи аномальных явлений уверены, что древние народы каким-то седьмым чувством умели выбирать для своих святилищ места, стоявшие на пересечении энергетических потоков нашей планеты, называемых также лей-линиями. Все такие места обладают аномальными или чудесными свойствами, отличается ими и холм возле Плещеева озера.
Позднее на берегах озера поселились славяне, которые использовали возведенный холм для поклонения уже своему богу Яриле, а валун превратили в жертвенный камень. Затем на холме был возведен сначала храм, а после того, как он сгорел, - княжеский дворец для Александра Невского, в то время правившего Переславским княжеством. С той поры гора получила название Александровой, но горизонтальная площадка на вершине холма так и продолжала называться Яриловой плешью. Однако языческий холм словно не хотел принимать христианских построек.
Дворец сгорел, как и храм, не уцелел и построенный потом на вершине холма монастырь, а на месте пустоши возродили народный обычай встречать языческие праздники - сюда собирался народ водить хороводы в волшебную ночь на Ивана Купалу, здесь же проводили Масленицу. Не был забыт и сваленный с холма валун: местные жители продолжали почитать его как «священный», хотя религиозность уверяло, что камень наделен черной бесовской силой, опасной для человека.
Когда уговоры не ходить к камню оказались бессильны, местные священнослужители спихнули камень в глубокий колодец и для верности засыпали сверху землей, но чудесным образом камень вернулся на свое прежнее место, а местные жители, прослышав про чудо, еще больше потянулись к волшебному месту.
Тогда с камнем решили расправиться уже местные власти, встревоженные поклонением горожан бесовской силе; для надежности валун решили заложить в фундамент нового храма, погрузили на сани и повезли через озеро самой короткой дорогой. Однако довезти валун так и не удалось: мистическим образом камень выпал из саней и, пробив лед, ушел на дно. А еще через год по городу поползли странные слухи: потопленный камень медленно стал продвигаться в сторону берега. 60 лет волшебному камню хватило, чтобы преодолеть расстояние, отделявшее его от родного места у подножия холма.
Что за сила смогла вернуть камень на прежнее место, точно не знает никто. Исследователи аномальных явлений считают, что здесь не обошлось без телекинеза или полтергейста, официальная наука склонна предполагать, что в передвижении камня повинны ветер и подводные течения. Однако какой силы должны быть ветер и течение, чтобы передвинуть валун весом около 20 т, да и природные силы оказались на редкость избирательны, та как все остальные валуны как были на дне, так там и остались.
Согласно одной из гипотез Синь-камень способен, как любой минерал, аккумулировать информацию и управлять ею. Другими словами, камень в состоянии мыслить и управлять своими действиями, например самостоятельно передвигаться на приглянувшееся ему место.
Как бы то ни было, но Синь-камень трудно назвать обычным валуном: в безлунные ночи, по свидетельствам множества очевидцев, от камня исходит странное голубоватое свечение, а каждый человек, который приближается к волшебному валуну, испытывает заряд бодрости и силы.
Мужчины приходят к камню набраться мужества перед ответственными мероприятиями, женщины лечатся возле него от женских недомоганий, ведь камень изначально был посвящен славянскому богу плодородия Яриле, покровительствовавшему как хорошему урожаю, так и удачному деторождению. На камне можно просто посидеть и набраться сил, можно немного потереть его и собрать крошку, которую затем употреблять в пищу.
По уверениям местных мужчин, каменная крошка гораздо сильнее виагры и других средств для восстановления потенции. В последнее время распространился буддийский обычай загадывать у валуна желание и повязывать ленточку, и как свидетельствуют паломники, боль, обида, горе после этого уходят. А еще над Плещеевым озером постоянно наблюдают полеты и зависания НЛО.
Вполне возможно, что внеземные цивилизации также ощущают положительную энергию этого озера и Александровой горы и тоже хотят набраться сил и бодрости перед полетами в межгалактическом пространстве. Все может быть, вполне возможно, информация о том, что холм на берегу Плещеева озера обладает особыми свойствами, распространилась уже далеко за пределами нашей планеты.
Несмотря на то, что камень в древности был облюбован язычниками, современные христиане также совершают «паломничество» к этому памятнику природы и не брезгуют просить его о помощи, оставляя у его подножия леденцы и монетки, привязывая ленточки к ветвям стоящего неподалеку деревца.
Почему Синий?
Сам по себе Синь-камень имеет неравномерный серый оттенок, однако стоит пройти дождю, как мокрая поверхность камня становится темно-синим, а в темноте, говорят, камень светится. Ученые-геологи объясняют это тем, что камень состоит из мелкозернистого кварцевого биотитового сланца, поверхность которого отражает свет.
Существует и другая теория о возникновении названия Синь-Камня. В бесчисленных заговорах на любовь встречается выражение «Синь-горюч-камень», а само название «синий камень» – это, скорее, понятие. Наши предки считали синим иссиня-черный цвет, и этот цвет относился к миру мертвых (синяк-мертвец, синец-черт). Синь-камень считался переходом между миром живых (явь – Ярилина плешь) и миром мертвых (навь – Плещеево озеро).
Факты и поверья, связанные с Синь-Камнем:
Синий камень способен самостоятельно передвигаться (смещение положения камня доказано учеными, однако ими не зафиксирован факт непосредственного движения). По каким-то причинам снег, попадающий на Синий Камень, тает, поэтому зимой вокруг камня находится только лед, а сам камень остается голым. Синий камень «исцеляют» людей от болезней (женщин – от бесплодия), дарит мужскую силу.
Если Синь-Камень погружается в грунт, жди аномальных холодов; если выбирается наружу – жди сильной жары.
История Синь-Камня
- По легенде Синь-Камень раньше находился на вершине Александровой горы (Ярилиной плеши), которую облюбовали пришедшие сюда финны-язычники, сразу же обожествив камень.
- В IX веке финнов сменили славяне-язычники, также поклонявшиеся Синь-Камню и построившие рядом поселение Клещи, из которого впоследствии и вырос Переславль-Залесский.
- После Крещения Руси славяне приняли христианство, а меряне продолжали оставаться язычниками и поклоняться камню. В 1152 году христиане сбросили камень с горы, за что меряне подожгли Клещи.
- Позднее на Ярилиной плеши была выстроен храм, которую потом сожгли татаро-монголы. В 1240 году, восстанавливая разрушенный Переславль, Александр Невский выстроил на холме «резиденцию», и с этого времени Ярилина плешь стала называться Александровой горой.
- Язычники продолжали совершать паломничество и поклоняться Синь-Камню, пока в XVII веке по приказу ростовского монаха Иринарха синь камень не зарыли в землю, заровняв грунтом и дерном. Однако через 15 лет камень «вылез» на поверхность, вновь оказавшись на своем месте.
- В 1788 году Синь-Камень решено было использовать для фундамента храма во имя «святого духа» в Переславле. Перевозить камень решили по льду Плещеева озера, однако 12-тонное «идолище» проломило лед и ушло под воду.
- Через год рыбаки стали замечать, что Синь-Камень медленно перемещается в сторону берега, а к концу сороковых годов XIX века камень вновь оказался на поверхности, на берегу озера, где он находится и по сей день. (Шнуровозова Т. В., Анастасия Савиных).
Ползающий Синь-камень снова начал двигаться
Знаменитый «Синь-камень» расположенный в Ярославской области на берегу Плещеево озера вновь начал движение. Синий камень (Синь-камень) - часть языческого святилища близ Плещеева озера, Переславля-Залесского, Александровой горы и древнего городища Клещин. Это один из немногих подлинных ритуальных объектов, сохранившихся со времён языческой Руси.
Название своё камень получил оттого, что после дождя цвет камня меняется от серого к синему (такой цвет принимает его мокрая поверхность). Камень состоит из мелкозернистого кварцевого биотитового сланца. Синий цвет образуется от преломления и отражения света поверхностью чешуек биотита и зёрен кварца.
Толщина камня - 0,6 м, длина - 3,1 м, ширина - 2,6 м. Камень испещрён мелкими бугорками. Согласно последним исследованиям, вес камня - около 12 тонн. Синий камень был объектом поклонения мерян, а затем и древних славян-язычников, пришедших к озеру в ІХ-XI веках из новгородских и приднепровских земель. Суть и характер культовых отправлений, проводившихся у камня в дохристианские времена, современной науке неясны.
Сейчас камень находится на берегу Плещеева озера, однако прежде он лежал возле Борисоглебского Надозёрного монастыря, между старой и новой водокачками. Житие Иринарха Ростовского чётко указывает, что камень находился в овраге. (По укоренившемуся в туристических справочниках представлению, прежнее место камня - вершина Александровой горы, что неверно.)
Призрачная птица у Синь-камня
Была у меня давняя мечта, своим ходом на автомобиле проехать по Золотому кольцу России, побывать в сердце России. Похоже, что все срослось, и мы с женой отправились в путешествие. Сейчас мы живем на Северном Кавказе, во время моей службы, в прошлом я военный летчик, довелось немало увидеть, но сердце России притягивало и звало в дорогу.
В нескольких километрах, близ Плещеева озера находиться священный Синий камень. Это один из немногих подлинных ритуальных объектов, сохранившихся со времён языческой Руси. Решили посмотреть. У местных жителей спросили, как проехать. Время шло к вечеру, но мы решили ехать. Заехали на автомобильную заправку, постояли в пробке. Светлое время заканчивалось, наползали сумерки, мы спешили. Нашли дорожку, ведущую к Синему камню, автомобиль оставили на дороге и пошли в сторону озера к камню. Увидели Камень: На нем лежал букет роз, и весь камень был усыпан монетами. Прикоснулись к священному Синему камню. Ветер стих, по близости, кроме меня и моей жены, ни души.
В воздухе повисла мертвая тишина. Жена, от надвигающейся темноты испытывала беспокойство и тянула меня с того места. Я, хотел побыть у камня, еще раз прикоснуться к нему, но моя жена была взволнована, пришлось отказаться от своего желания. Поднявшись на дорогу, где стоял автомобиль, сделал панорамный снимок Плещеева озера с дороги, напротив Синего камня.
На снимке получилось, как мне кажется что-то невероятное, похоже на огромную птицу. Визуально, при съемке этой птицы не было видно, увидела камера фотоаппарата.Мы сели в машину и поехали в сторону автомобильной дороги «М-8», что бы дальше продолжить наше путешествие. Остановились, у Никитского монастыря, напротив северо-восточной башни, в трех с половиной километрах от Синего камня. У дороги на столбе горел фонарь, мы стояли на освещенном фонарем месте. В плане нашего путешествия, был следующий город Золотого кольца - Ростов Великий. Я, открыл свой блокнот, в который, при подготовке к путешествию, заранее записал координаты гостиниц по маршруту следования. Внес в навигатор координаты гостиницы «Неро» Ростова, нажал «поехать».
Навигатор проложил маршрут - к Синему Камню, показал на экране место, куда ехать, на расстояние в трех с половиной километрах от нашей остановки. Трудно поверить, что в нашем мире происходят непонятные явления, с которыми пришлось встретиться. Но, фото… Навигатор - это, же техника, и туда же! Что это было, объяснить не могу… («Виктор Алексеевич Козырь»).
Урочище Икс (Хотавец)
Так исследователи называют аномальную зону, которую обнаружили в Ярославской области.
Странные вещи в этой местности начали происходить еще более ста лет назад, но никто не придавал этому какого-то серьезного значения. И вот как-то раз в 1988 году в местный планетарий пришел мужчина лет шестидесяти, который рассказал ученым массу совершенно невероятных вещей. Звали мужчину Гусевым Александром Петровичем, и жил он до войны в одной из деревень Ярославской области.
По словам Александра Петровича, еще в детстве от старожилов деревни он слышал на первый взгляд фантастические рассказы, которые потом подтвердились. Говорят, что еще в 1890 году жители наблюдали, как над местным озером пролетело что-то большое и круглое, а затем, ударившись о берег, протаранило в земле огромную яму. Размером яма была в пять саженей. В народе она получила странное имя «осарки». Но на этом все странности, связанные с «осарками», не заканчиваются. Вокруг ямы были обнаружены куски шлака, причем одни были черного цвета, а другие зеленоватого.
Откуда эти куски взялись, было совершенно непонятно. И что самое сказочное – внутри ямы находились какие-то шевелящиеся огненные стрелы. Из ямы на деревню пошла какая-то зараза. Животные стали бояться этой ямы. Болезни стали одолевать не только живность, но и людей. Чтобы избавиться от этой ямы, деревенский священнослужитель приказал засыпать ее. Вскоре яма была завалена негашеной известью, песком и землей. А священник взял с жителей слово никому никогда не рассказывать об этом случае, и ни в коем случае не рыться в этой яме.
С тех пор жители считали это место чертовым, и построили на нем маленькую часовню. Но и в часовне люди себя чувствовали нехорошо, даже священники проводили там очень короткие службы, потому что через полчаса начинали путаться и говорить не то. А спустя десятилетие один местный мужик строил себе дом и подложил под него металлический белый кусок, который когда-то нашел в яме, надеясь, что он принесет ему счастье. Но в этом доме никто не смог жить, потому что всех мучили ночные кошмары и не проходящая тяжесть в голове.
Говорят, что вплоть до 1938 года на этих злополучных «осарках» у ромашек были черные лепестки.
Местные жители заметили, что в озере напротив осарков вода стала целебной. Женщины говорили, что если искупаться в этом месте, то можно снять усталость или даже помолодеть. Кожа становилась более упругой и чистой. А некоторые в этой воде даже вылечили различные болезни. Но находиться в ней можно было не более пяти минут, иначе действие было противоположным, человек заболевал.
Через несколько лет после происшествия с шевелящимися стрелами произошло следующее загадочное событие. Около местной горы приземлился какой-то неопознанный летающий объект, который старики называли большим огненным железным пароходом. А, приземлившись, зарылся в землю и скрылся там. После этого жители заметили, что вода в здешних озерах начала периодически вибрировать.
Причем частота вибрации постепенно нарастала до тех пор, пока не превращалась в какой-то тонкий писк. Длительное пребывание в зоне вибрации приводило к плохому самочувствию, потере ориентации в пространстве и состоянию, напоминающему опьянение. Человек, побывавший в такой зоне, мог просто заболеть, однако люди заметили, что если после воздействия такой вибрации выпить немного спиртного, то все симптомы снимаются.
Посадка загадочного огненного парохода не прошла бесследно. Спустя некоторое время в здешних краях стали встречаться некие странные человечки ростом около 130 сантиметров с лицами зелено-землистого цвета. Многие жители окрестных деревень встречали эти странные существа. Одну из историй о встрече с ними поведал и Гусев.
Несколько женщин, собиравших в лесу клюкву, возвращались домой по берегу описываемого озера. На полянке они увидели горящий костер и сидящих вокруг него людей. Когда одна из женщин подошла к костру, чтобы поздороваться с сидящими незнакомцами, то увидела, что ростом они как дети. А как только один из незнакомцев обернулся, то оказалось, что лицо у него зеленого цвета. Испуганные женщины кинулись убегать и, вернувшись в деревню, все рассказали односельчанам.
На следующий день Гусев пошел к тому месту, где все произошло и, действительно, нашел там следы кострища, и совершенно непонятные следы, которые напоминали подковки с шипами. Что-то типа копыт, но не похожих на следы животных. Такие же следы Гусев не однажды уже видел и на огороде у своей бабушки. Сама же бабушка видела такого пришельца в своем хлеву у коров. Он ел сено вместе с коровами, а когда ушел, то наутро в кормушках у коров обнаружили странные таблетки зеленого цвета.
Затем, рассказывает Гусев, в 1938 году в урочище Икс прилетел второй неопознанный летающий объект. И снова люди начали встречать в своей местности таинственных пришельцев. Эти пришельцы были уже высокого роста, одеты в серебристые одежды, украшенные шнуровками.
Как-то раз возле озера, где приземлился их корабль, начался пожар на торфяных болотах. Для того чтобы потушить пожар, необходимо было прорыть канал от озера к месту пожара. Однако подойти к озеру было невозможно, так как это было очень опасно, а огонь подступал все ближе и ближе к деревне. Жители были в панике и не знали, как им поступить. Но вдруг огонь погас сам собой. Утверждают, что пожар ликвидировали пришельцы, которые прямо под землей пробили канал к другому озеру.
Сразу же после этого сельчане обнаружили, что рядом с местным озером в течение одной ночи появилось еще и второе. В новом озере не водилась никакая живность, а вода была совершенно мутной. На одном берегу озера стоял поваленный лес, а на другом неизвестно откуда взялся песчаный холм.
Удивляло и то, что за день вода в мутном озере поднималась и опускалась на несколько десятков сантиметров. Мужики начали копать канал между двумя озерами, чтобы рыба из старого озера пошла в новое, а они, растянув поперек канала сети, смогли бы ее ловить. Так и сделали, но только кроме рыбы в сети постоянно попадали какие-то легкие зеленые капельки непонятного происхождения, очень медленно тонувшие в воде. И еще очень много подобных странных и необъяснимых историй рассказал исследователям Александр Петрович Гусев.
Ученые, естественно заинтересовались загадками этого района и выехали на место для проведения исследований. Никаких материальных подтверждений присутствия в этих местах неопознанных летающих объектов они не обнаружили. Но нашли еще одну жительницу села Вьюкова, некую Веру Александровну, которая тоже утверждала, что в 1932 году около ее деревни приземлился огромный летательный аппарат неземного происхождения.
Он вел себя так же, как и корабль из рассказа Гусева. Вначале, пролетев над рекой, поднял страшные волны, которые выкинули все лодки из воды. Затем сел на поле с картошкой, и вырыв отверстие в земле, ушел под нее. Далее женщина рассказала о таких же точно невысоких зеленых человечках, описания которых почти полностью повторяют описания Гусева. Те же землисто-зеленые лица, похожие на маски, те же копытца, отсутствие больших пальцев на руках.
Вера Александровна утверждала, что пришельцев было около восьми во главе с «начальником», который от остальных отличался более высоким ростом и выразительным подвижным лицом. Какое-то время незнакомцы жили в домах ее односельчан, и тогда еще девочка, Вера могла за ними наблюдать. Руководитель отличался вежливостью и общительностью, а все остальные пришельцы – бесцеремонностью. Они забирали из домов жителей все, что хотели.
Самым неприятным, рассказала женщина, было то, что незнакомцы привезли с собой массу каких-то странных животных, которые загадили все вокруг. Пришельцы видимо проводили какие-то эксперименты, потому что носили с собой какие-то приспособления, похожие на лейку с множеством трубочек. Эти трубочки зеленые человечки прикладывали к людям и животным, видимо что-то измеряя. («Команда-К»).
Тихонов камень
Явления, когда один и тот же сакральный объект объявлялся «святыней» сразу нескольких религиозных культов, совсем не редки в российской (да и в мировой истории). Это не так трудозатратно как создание нового сооружения и вдобавок не требует кардинальной ломки устоявшихся понятий и представлений. Достаточно подкорректировать общественное мнение под требования новой реальности и можно дальше эксплуатировать место по прямому назначению.
Тихонов камень я в Борисоглебском районе яркий пример такого «перепрофилирования». В дремучем лесу, лежал со времен ледникового периода огромный валун. Живший в округе финно-угорский народ меря, заприметил валун и стал использовать его во время совершения языческих ритуалов. Через какое-то время на ярославскую землю пришло христианство и камень, находящийся вдали от крупных населенных пунктов был постепенно заброшен, а дорога к нему почти забыта.
Второе рождение камень получил в конце XVII века. Местный житель, занимаясь заготовкой провизии, наткнулся в лесу на поросший мхом и кустами камень, на котором лежала «святая» икона. Это событие описано в работе местного краеведа, протоирея К.Ярославского и именуется «Обретение иконы Тихона Амафундского».
Протоирей пишет: «…в конце XVII века благочестивый крестьянин Николомолокшинского прихода искал грибы в лесу, а подойдя к давно известному Большому камню.....увидел на нем икону с изображением семи ликов угодников божьих. Позднее выяснилось, что среди ликов в центре был лик Тихона Амафундского.... С тех пор причтами 4 храма: Николомолокшинской, Васильевской в Юхти, Георгиевской в Юхти и Спасской на Молокше - ежегодно 16 июня, в день Тихона, к месту обретения иконы совершался крестный ход».
Место, стало объектом паломничества, и религиозные власти построили рядом с камнем небольшую деревянную часовню. Через некоторое время здесь посилился один из богомольцев и местность получила название «Тихонова пустынь». Камень продолжал служить культовым объектом. Вот описание валуна К. Ярославским в конце XIX века: «…камень-дресвяник, имеющий около 4-х аршин (т.е. 2,8 м.) длины, 3-х ширины (т.е. 2,10 м.) и 2-х вышины (т.е. 1,40 м.) ».
Люди, в не зависимости от религиозной принадлежности верили что камень обладает удивительной силой «исцеления». Наибольшей эффективности, Тихонов камень добивался при лечении разнообразных глазных заболеваний. По словам хранителей преданий старины, к Тихонову камню приезжали даже почти полностью слепые люди и некоторые уезжали обратно с явными улучшениями.
Камень лечил многие самые распространеннее заболевания – близорукость и дальнозоркость, катаракту, конъюнктивит и даже дальтонизм. К сожалению, не сохранилось описания ритуала, который следовало выполнять при общении с валуном. Но думаю здесь, так же как и в других подобных местах важна не точность выполнения действий, а искренняя вера в возможность «исцеления» и твердый настрой.
Новое рождение камня состоялось после нескольких экспедиций местных энтузиастов и любителей истории. Очевидно что люди опять начинают опять обращаться за помощью к Тихонову камню. На деревьях вокруг видны разноцветных ленточки, а на самом камне кладут бумажные иконки и видны следы от множества свечей. («Арт. Мистика»).
Трясловский камень
Чуть менее знаменитый, зато совершенно бесплатный собрат камня с Плещеева озера стоит недалеко от озера Неро, в уютной тихой роще, где деревья увиты разноцветными ленточками и тряпочками, что говорит о неистребимой в русском человеке вере в языческих богов.
Из Переславль-Залесского района перебираемся в Ростовский. Стоит камень недалеко от разбросанных по бывшей ростовской губернии деревенек с мерянскими названиями Угодичи, Воробылово и Тряслово. Размером Трясловский синий камень немного поменьше, в длину в основании метра два с половиной, высоту около полутора. История его чуть более скромная, но не менее древняя.
Камень этот по-другому кличут Велесовым, ведь по преданиям, в эпоху, когда на землях Ярославских обитал финно-угорский народ меря, стоял на этом камне идол бога Велеса - покровителя скотоводов, землепашцев и врачевателей. Может быть, поэтому дождевую воду, скапливающуюся в естественных лунках, образованных на камне самой природой, считали и считают целебной. В эти же лунки было принято складывать жертвоприношения. Приношения Велесу всегда были абсолютно безобидными: злаки, фрукты, овощи и монеты оставляли в лунках в знак прошения, а ленточку или тряпицу на дереве рядом завязывали в знак покаяния. («Чемодан»).
Петухов камень
В авторитетнейшем, серийном научно-справочном издании «Археологическая карта России (под редакций Кашкина. 2005 год», в разделе, посвященном Ярославской области есть указание только на два культовых объекта дошедших до наших дней. Первый – знаменитый Синий Камень на берегу Плещеева озера, а второй «Петухов камень» недалеко от Углича.
Любопытно, что существует описание двух «Петуховых камней» в этом районе. Один из них, находился в восточной части города, на пересечении ул. Никольской и ул. Корсунской. В ста метрах от того места, где когда то стоял храм Николая чудотворца-на-Петухове (XVI в.). Этот камень существовал вплоть до 30-х годов XX века и был впоследствии расколот на мелкие части для осуществления ремонта городской мостовой. Как следует из описания краеведов, на камне существовал символ изображающий куриную лапу и от этого шло его название. Второй камень, как раз тот о котором и идет речь в археологическом справочнике, расположился в заболоченном овраге на другой стороне Угличского водохранилища.
Краткое описание камня приведенное в справочнике: «0,4 км к В от дер (Еросимово), прав. берег руч. Кека в овраге (прав. приток р. Корожечна, лев. притока р. Волга). Обследовался в 1965 г. С.Н.Ильиным, в 1986 г. К.И. Комаровым. Валун ледникового происхождения из серого гранита. Размеры по граням: 5,0 х 3,8 х 3,0 х 1,5 м, высота над поверхностью - ок. 1,0 м. На гладкой покатой поверхности имеется гравированное изображение в виде следа куриной лапы глубиной ок.1 см. Длина фигуры от конца среднего пальца до конца пяточного 39 см, ширина между крайними пальцами 30 см. Фигура повреждена отслоением части поверхности камня. Рисунок может символизировать конечный акт жертвоприношения - обезглавленную и распластанную птицу. Арх. ИА №№3125 Л.283: 11861. Л. 19.20.».
Справочник, как и положено серьезным изданиям приводит только сухие факты, однако людская молва, сохранила множество фольклорного материала о Петуховом камне. Жаль только не всегда можно понять, о каком именно камне идет речь. Возможно, поскольку камни (согласно существующим описаниям) приблизительно похожи внешне и даже формой выбитого символа, речь идет об одном и том же объекте.
А преданий, сохранилось достаточно много: во-первых, существует легенда, что земли Углича охраняет громадный петух. И когда вражеские орды приближаются к городу, петух-пограничник появлялся громко хлопая крыльями и кукарекая отпугивал врагов и одновременно будил горожан. Как вы уже наверное догадались, когда он прилетал, то садился на тот самый Петухов камень. Легенда говорит, что петух кричал пред нашествием польско-литовких войск и накануне гибели царевича Дмитрия.
Женщины и девушки в особые дни приносили жертвы и совершали перед камнем обряды. В-третьих, ходят слухи, что Петухов камень является исполнителем желаний, для этого нужно встать на камень и громко прокричать свое желание. Существует еще одна версия, согласно которой выбитая на камне «петушиная лапа», на самом деле не лапа а одна из древних северных рун.
Действительно, существует руна похожая на куриную лапу. Её имя Альгиз (algiz) она входит в состав германских и скандинавских рун, так называемого Старшего Футарка. Символика руны, весьма необычна, в положении когда «куриные пальцы» смотрят вверх она считается «руной жизни», а когда пальцы перевернуты вниз, это уже «руна смерти». В общем смысле руна Альгиз, это символ защиты, и широко использовался даже в символике Третьего Рейха.
Волхов камень
Волхов каменьТакже в районе города Углича расположен пятый исполин, размеры которого определить довольно сложно, большая его часть находится под водами реки Корожечна, прямо в её устье. Но специалисты говорят, что весит этот камень не менее 50 тонн. Говорят также, что под водой он стоит ещё на трех камнях. Если внимательно посмотреть с левого берега, в неспешном течении можно увидеть каменный горб, называемый Волховым камнем.
Его название отношения к дозаветным богам не имеет, просто стояла недалеко деревенька Полховка, которая исчезла с лица земли еще в 30-е годы прошлого века, а название видоизменилось и осталось за камнем, сделав его монументом ушедшему. Говорила же я, на Ярославской земле ничто не исчезает бесследно! Облюбовали камень сей не боги, а местные русалки, также местная молодёжь, что по сей день любит отмечать у камня этого древний языческий, но такой любимый, праздник - ночь на Ивана Купалу.
Девушки по-прежнему поют тягучие песни и плетут ароматные венки, отпуская их потом в воду с заветным желанием. А юноши разводят жаркие костры, чтобы испытать древний огненный азарт, а затем присоединиться к своим подругам в хороводе. Ну а для самых терпеливых, из тех, кто надеется отыскать цветок папоротника и способен просидеть неподвижно долгое время, в полночь сможет увидеть, как на Волхов камень из воды появляется русалка и долго расчёсывает в лунном свете свои длинные волосы. В этот момент её можно смело спрашивать о своем будущем и услышать в ответ всю правду нежным шёпотом.
«Рыцарь» над ярославскими полями
Очень похожих существ видели и в России. Так, студент Игорь Кулешов был направлен в село Нагорье Переславского района Ярославской области на сельскохозяйственные работы. Сентябрьским вечером 1979 года он со знакомой девушкой отправился прогуляться в поле. Солнце уже закатилось за горизонт, наступили ранние сумерки.
Неожиданно студент увидел, что с той стороны, куда только что село солнце, на высоте метров 25-30 от земли медленно летит какой-то темный предмет. Когда тот приблизился, Игорю и его подруге удалось рассмотреть человека, который медленно летел по воздуху. Причем одет он был в скафандр, напоминающий доспехи средневекового рыцаря. Голова его была как опрокинутое ведро. Тело окружал едва приметный ореол свечения.
Вдруг летящий человек резко изменил курс и пошел прямо на молодых людей. Пролетая над их головами, он выпрямил левую руку, и направление его полета плавно изменилось в сторону леса, за которым «рыцарь» через мгновение и скрылся. Когда он находился прямо над студентом и девушкой, те услышали звук, напоминающий шелест листьев при ветре. Вспоминая об этой удивительной встрече, Игорь рассказал, что когда летающий человек к нему приблизился, то тело у него оцепенело. Он не мог даже пошевелиться. Такое состояние продолжалось минут 5-7. Постепенно юноша начал снова ощущать, что может двигаться.
Через пару дней после этого у Игоря произошел сердечный приступ, и его отправили домой. До поездки в Ярославскую область Кулешов был абсолютно здоровым человеком. Но после встречи с «летающим рыцарем» врач, изучив сделанную в поликлинике кардиограмму, сказал больному, что с таким сердцем на сельскохозяйственные работы ему ездить нельзя.