Мощинский клад и Мощинская культура
Серьезные научные изыскания провел в конце XIX в. наш земляк, известный в то время археолог Н.И. Булычов.
Его имение находилось в местечке Пройдево Жуковской волости. В бассейнах Рессы, Болвы, Угры и Оки Н.И. Булычов обследовал многие городища и более 400 курганов. По итогам своих экспедиций он описал находки, сделал чертежи и в 1899 году выпустил хорошо иллюстрированную книгу. Выводы археолога о наличии волока из бассейна Десны в Рессу и о том, что «значительная торговля шла и по мелким водяным путям сообщения и что в подобной местности перебывали многие народы», не потеряли значения и в наши дни.
Главной заслугой Н.И. Булычова заключается в раскопках Мощинского городища на крутом мысу правого берега Пополты в конце XIX века. Давно привлекало внимание многих это городище. Еще в XVIII в. там искали бочки с золотом, будто бы зарытые разбойниками. Булычевская экспедиция извлекла из грунта много черепков глиняной посуды, остатков костяных, бронзовых, стеклянных, железных предметов.
Под насыпью земляного вала наткнулись на настоящий клад из 86 разнообразных украшений. Среди них были изделия с редкой выемчатой разноцветной эмалью, прорезной геометрической формы. Клад указывал на довольно широкие торговые связи нашего края. Однако очень содержательная коллекция находок не была систематизирована, а лишь описана и отправлена на хранение в исторический музей в Москве. Только в 1941 году ее обстоятельно изучил советский археолог П.Н. Третьяков. Он же впервые определил возраст культурных напластований городища. Нижний слой был датирован IV-VII вв. н.э., когда сюда пришли балтийские племена, верхний – XI-ХIII вв., когда это место полностью освоили славяне. По имени городища названа целая археологическая культура – мощинская. Сходные памятники распространены по бассейну верхней Оки. Носителями мощинской культуры являлись древние балты, ощутившие на себе сильное влияние ранних славян и усвоившие ряд их черт. Они же оставили память о себе в названиях рек Рессы, Пополты, Можайки, Свотицы и других.
В 1950-х и 1970-х гг. исследование Мощинского городища продолжили московские археологи Т.Н. Никольская и И.К. Фролов. Были раскопаны не только его площадка и пол, но и селище перед валом. Ученые обнаружили следы столбовых построек и остатки кузнечного горна. Среди походок – много лепной и гончарной керамики, предметов балтийского и славянского типов.
О чём рассказал древний клад, или как мощинцев чуть не записали в аланы
Клад, найденный Булычовым, был впервые продемонстрирован в Москве в 1890 году, сразу же вызвав бурное обсуждение, в том числе и у иностранных специалистов. Поначалу жителей городища Мощины, которые оставили сокровища, чуть было не отнесли к потомкам древних египтян, посчитав найденные изделия весьма схожими с египетскими. Другие специалисты долгое время считали мощинцев готским племенем. Третьи же вообще пытались связать их с аланами. Однако не очень правдоподобно, чтобы этот народ, проживавший в то время на территории современного Краснодарского края и в некоторых районах Кавказа, по каким-то причинам мог распространить свои поселения так далеко на север. В настоящее время точно доказано, что мощинскую культуру сформировали не египтяне, а балты - потомки местного верхнеокского населения и переселенцы с верховий реки Десны.
Города и сёла
Жизнь мощинцев проходила в основном на тех же самых поселениях, что и у их предшественников - верхнеокцев. Конечно, одни поселения разрастались, другие, наоборот, приходили в запустение, появлялись и новые.
Развитие ремесел, рост благосостояния, а, следовательно, и социального неравенства, увеличение численности населения заставляют мощинцев развивать оборонительное строительство. Валы городищ становятся выше, рвы – глубже. Валы делают высокими и очень крутыми. Теперь их не просто насыпают, как гору земли, но и укрепляют внутренним деревянным каркасом и прослойками камней.
Развитие сельского хозяйства способствует появлению и открытых, ничем не огороженных поселений – селищ. Как правило, они устраивались на пологих мысах берегов рек. Но нередко селища вплотную примыкали к городищам. По причине отсутствия жестких территориальных рамок в виде крепостных стен площадь селищ намного превосходила размеры городищ. Жилища в поселениях, особенно на городищах, располагались очень плотно. Как правило, были вытянуты вдоль оборонительного вала, рядом же располагались хозяйственные постройки, мастерские и загоны для скота.
Типовая мощинская «квартира»
Домостроительство мощинских племен шагнуло далеко вперед в сравнении с предыдущим временем. Узнать об этом удалось благодаря изучению городища Мощины, Николы-Ленивца в Дзержинском районе, да и многих других поселений.
Строили по-разному: и наземные апартаменты, и полуземлянки. Наземные сооружения были весьма велики, порядка три на шесть метров. Это были стоечно-балочные конструкции, межопорное пространство которых заполнялось плетнем, обмазанным глиной. Как ни странно, хотя и железный век с его острым топором был в самом разгаре, а леса верхней Оки огромны, мощинцы как-то еще не додумались строить дома из бревен.
Помещение делилось перегородкой на жилую и хозяйственную части. Конечно, удобств было мало: не было стекла в окнах, до которого еще не было, обустройство отопления было совсем не на высоте. Обогревал свое жилище наш далекий предок без затей, просто разводя открытый огонь в углу или центре помещения.
Хозяйство сельское и не только
Ведущим занятием населения в то время стало земледелие. Об этом говорят находки сельскохозяйственного инвентаря, которых значительно больше, чем всех других изделий.
В это время совершенствуется форма серпа. Появляется много новых модификаций, что говорит о росте объемов сельхозработ и их разнообразии. Кроме того, находки такой обыденной, а для современного человека во многом и бесполезной вещи говорят о том, что земледелие в то время носило уже пашенный характер.
В это время додумываются и до изобретения косы, куда более производительной, чем серп. Толчком для такой модернизации послужил рост населения и как следствие необходимость получения больших урожаев, потянувшая за собой рост посевных площадей. Обходиться одним серпом уже было трудно.
Увеличение размеров пашни подтверждает, как ни странно, практически полное отсутствие костей лошади на остатках древних мощинских поселений. Если ранее лошадей очень активно поедали, то с первых веков нашей эры это животное становится тягловым, на нем пашут, на нем передвигаются.
Развитие металлургии в то время достигает больших высот. Об этом говорит факт резкого уменьшения числа костяных изделий. Что совсем недавно вполне могло быть изготовлено из этого достаточно хрупкого материала, теперь стали делать из прочного железа.
Обычной вещью теперь становятся кузнечные и металлургические производства. На городище Дешовки Козельского района, например, найден был целый такой комплекс. Тут обнаружены почти полностью сохранившийся железоплавильный горн, залежи шлака и большое количество разнообразных железных изделий.
Широкое развитие получает и керамическое производство. Население растет, а значит, оно больше ест. Возникает необходимость в большем количестве посуды и разнообразии ее форм. По-прежнему много грубо слепленных изделий с вкраплениями примесей. Но появляются и так называемые лощеные сосуды - миски, горшки, кувшины.
Эта керамика куда более привлекательна на вид, но и более трудоемка в производстве. Лощение придавало немного высохшей глине удивительную гладкость, словно посуду покрыли лаком. Производилось оно с помощью отполированных брусков камня или кости.
Несмотря на такое разнообразие, да и общий объем керамики, на территории области найден всего один довольно хорошо сохранившейся горн для ее обжига. Располагался он на все том же городище Мощины.
Загробный мир
Известны не только поселения, но и захоронения мощинской культуры. Погребальные памятники дошли до нас в виде курганов – земляных насыпей полусферической формы. Характерная черта этих насыпей, достигающих 3-5 метров в высоту и диаметра основания в 10-15 метров, - кольцевая оградка из камней или частокол у основания насыпи.
Почившего мощинца, как правило, не сразу захоранивали под такой внушительной насыпью, а предварительно кремировали. В последний путь его не сопровождали жены и наложницы, как это будет через несколько веков позже у славян. Тем не менее, и не «с пустыми руками» отправлялся он в потусторонний мир. В погребениях найдены фрагменты оружия, орудий труда, посуды с остатками пищи, что говорит о том, что мощинцы основательно «запасались», уходя на тот свет.
Все это свидетельствует о вере наших предков в жизнь после смерти. К сожалению, на настоящий момент ученые не могут выяснить более конкретно, что это были за культы.
Как всё ушло, так хорошо начавшись
Не только о потустороннем мире мощинцев, но и об их вполне земной истории нам известно очень мало. В частности, до сих пор неясен вопрос, что же произошло с носителями этой культуры, на смену которым пришло славянское население. Наиболее поздние находки предметов мощинской культуры относятся к VI-VII векам.
Первые же славяне, так называемые «ранние вятичи», приходят на нашу территорию только в конце первого тысячелетия, и, судя по оставленным ими памятникам, как бы на «пустое место». А вот куда подевались почти 200 лет в истории края – до сих пор тайна. О времени, прошедшем с исчезновения племен мощинской культуры и до прихода славянского населения, практически ничего не известно. По некоторым версиям, мощинские племена могли перекочевать на Верхний Дон или в нынешние Рязанские земли, однако объяснений тому, почему люди с таким развитым сельским хозяйством стали быстро и массово покидать обжитые места, пока нет.
По другим версиям последнего времени, мощинцы никуда вовсе не исчезали, а просто растворились среди «понаехавшего» славянского племени. Как проходило это смешение языков и племен и сколько оно длилось, если, конечно, имело место, пока говорить сложно.
Сегодня Мощинский клад хранится в Государственном Историческом Музее, описан, изучен – всё как полагается. А вот такой мелочи как фотографии в интернете не найти. Видимо, возможность любому желающему увидеть своё историческое достояние как всегда посчитали излишней. В отличие от изъятого в прошлом году у «чёрных копателей» Брянского клада, многие предметы которого также отнесены к Мощинской культуре. Но это уже совсем другая история… (Газета Калужской области «Весть»).
Карта неоязыческих сообществ в Калужской области
Привидения в Калужском лесу
Сразу следует заметить, что, по данным геофизиков, в этом месте по реке проходит мощный тектонический разлом, а сама же аномальная территория стабильно находится на краю подземного кольца, или образовавшегося в результате деятельности древнего вулкана, или являющегося следствием давнишнего метеоритного кратера. В этой зоне нередко фиксируются разнообразных форм и различных размеров неопознанные летающие объекты, которые можно не только увидеть, но даже сфотографировать... Кроме того, тут иногда отмечаются случаи телепортации (мгновенной переброски людей из одного места в другое на расстояние нескольких километров). Однако эта зона проявляет себя отнюдь не постоянно, а только в периоды своей активности. Обычно границы ее определяют специальными приборами, с помощью которых замеряют энергетические поля. Но при этом учитывают также необычное поведение животных, наличие более чахлой растительности по сравнению с окружающей местностью. Кроме самого леса, исследователи-аномальщики обнаружили на востоке этой же области еще три «нечистые зоны» - в окрестностях небольших деревень Щигры, Огарково и Никитское. Люди, живущие здесь, время от времени наблюдают НЛО различной конфигурации: дискообразные, треугольные, шаровидные и даже в виде сигар и пирамид. Возле Огаркова имеется также место, попав в которое люди (в том числе и местные жители) начинают сразу же плутать, хоть тут и есть очень хороший ориентир - дорога, возле которой стоят высокие дубы. Помимо этого, в нескольких километрах от Никитского находится лес, который деревенские обитатели определенно считают «заколдованным» и поэтому никогда в него не ходят. Действительно, стволы деревьев здесь изогнуты и закручены самым неестественным образом. Трава тут не растет. Щебета птиц не слышно. Одним словом, мертвый и наводящий ужас лес. Бывали случаи, когда ненароком забредшему сюда грибнику-горожанину смутно различимые сущности (но совсем не похожие на людей) преграждали путь в глубь леса. Тот, естественно, не сопротивлялся и спешно возвращался туда, откуда только что пришел. Когда же стало известно об этом жутковато-таинственном лесе, там побывало немало не только любителей острых впечатлений, но и исследователей.
Последние, используя приборы, всегда отмечали, что при входе в лес особенно чувствительные люди непременно ощущают необъяснимые для них беспокойство и чувство страха. К тому же они сразу начинают испытывать заметную слабость, у них начинается сильная головная боль, а у некоторых - и тяжелая одышка. Получается, что будто бы сама зона не желает принимать на своей территории физически ослабленных людей.
И вот в 2002 году одной из экспедиций специалистов по аномальным явлениям удалось по данному поводу кое-что прояснить. Как только исследователи прибыли в Никитское, к ним сразу же прибился некий весьма любознательный и очень худощавый 18-летний городской юноша из числа дачников по имени Виктор. Он слезно уговорил руководителя группы взять его с собой в «заколдованный» лес. С появлением юноши в составе экспедиции тотчас начались чудеса. В первый же день своей работы все «паранормальщики» совершенно беспрепятственно ходили по мертвому лесу и производили необходимые замеры с помощью приборов, а Виктор стал беспрестанно натыкаться на какие-то невидимые стены, которые он никоим образом преодолеть не мог, и каждый раз звал на помощь. Его, конечно же, постоянно выручали. При этом каждый раз Виктор говорил своим «спасителям», что до их прихода он все время ударялся лбом в какую-то твердую стенку, а в его ушах сильно гудело.
В конце концов по распоряжению руководителя экспедиции «аномальщики» с помощью рамки замерили биополе юноши и самым настоящим образом ужаснулись, ибо оно у него было «продырявленным» во многих местах. Выходит, что сам «заколдованный» лес предупреждал Виктора о том, что входить ему в него чрезвычайно опасно. Юношу немедля вывели из леса и отправили в деревню к бабушке, к которой он приехал на отдых. Вне зоны «проклятого» леса он несколько мгновений спустя почувствовал себя вполне нормальным и здоровым человеком.
Оставшиеся же в лесу на 10 дней исследователи натерпелись немало страху, но зато увидели такое, что дается видеть, может быть, единственный раз в жизни, да и то не всем, а только ищущим и отважным. Ежедневно неподалеку от костра появлялись вдруг странные белесые существа - что-то вроде призраков. Но стоило лишь попытаться пристально приглядеться к ним, как они мгновенно исчезали. Поэтому о фотографировании этого загадочного явления не могло быть и речи. Среди ночи многие из «паранормальщиков», находясь в палатках, видели на их потолках черные тени каких-то странных созданий с большими головами и тщедушными телами. Слышали тяжелые шаги, которые сначала будто бы приближались, а затем непременно удалялись. Но больше всего «палаточников» пугала тень, которая висела над палатками все время их пребывания, и откуда-то возникавший временами в мертвом лесу леденящий душу шум. Калужские аномальные зоны, видать, какие-то особенные, к тому же они совсем недалеко от Москвы, но, к сожалению, у нынешней России нет средств на разгадку этой тайны природы. («Ufolog»).
Катакомбы на Оке
Катакомбы на Оке - это комплекс рукотворных пещер. Самые известные каменоломни находятся в 20 километрах ниже по течению от города Калуга, около деревни Караваинки. Но более интересными считаются Кольцовские пещеры, расположенные около деревни Михайловна. Среди спелеологов ходят, многочисленные легенды и предания о том, что были в этом районе и подземелья якобы жившего здесь графа Воронова. Граф занимался колдовством и чернокнижьем, создал, для своих нужд целый подземный лабиринт, состоящий из трех или, как утверждают некоторые, из шести подземных ярусов, в котором он проводил свои секретные опыты. В центре его высятся три каменных столба, на стенах видны следы инструментов каменотесов, а в горизонтальных слоях черной глины блестят конкреции кристаллического гипса. Сегодня эти кристаллы служат сувенирами, а когда-то их тонкие пластины, так называемые «Марьины стекла», вставляли в оконные рамы кместо дорогого в те времена обычного стекла. От зала подземная галерея ведет к полузавалу. Это граница пещеры для «непосвященных». Если преодолеть каменную глыбу, закрывающую ход, то впереди виден «Вход в Ад»: полукруглое отверстие в стене, забитое плотно утрамбованной глиной. Существует легенда, что именно здесь начинался ход на второй, нижний ярус пещерной системы. Он оказался перекрыт «в одну ночь»... Сразу же за таинственным местом опытные спелеологи организуют подземный лагерь. Место здесь удобное и безопасное, а температура под землей круглый год колеблется от 10 до 15 градусов тепла. Преодолев сквозь маленькую «форточку» перегородившую коридор каменную стену, оказываешься в прямом тоннеле «Елена», уходящем вдаль метров на 30. Легенда рассказывает, что после войны здесь долгое время скрывался дезертир. А еще в малодоступной части пещеры есть впечатляющий своим объемом грот «Собор» с куполообразным сводом метров в пять высотой и проход «Всеобщего Удовольствия», по полу которого, покрытому слоем жидкой грязи, надо проползти, чтобы попасть в дальние уголки пещеры. Во многих местах катакомбы пересекают естественные трещины, иногда достаточно широкие и вполне доступные для путешествий вниз. По одной из них уже пробрались на глубину 13 метров. Именно с этими трещинами спелеологи связывают надежду попасть на нижние ярусы и обнаружить там прибежище графа-чернокнижника. Кольцовские катакомбы известны не только легендой о таинственной лаборатории, но и оригинальной погрузкой добытого здесь камня, шедшего на строительство белокаменной Москвы и других городов. Местные жители еще помнят услышанные от предков рассказы, как вырублен ные в глубине земли известняковые блоки на лошадях, проходивших по некогда высоким коридорам, доставляли на поверхность. Затем камень выравнивали и переносили от рабочей площадки на деревянный желоб, проложенный до самой реки. После этого из пруда, специально устроенною на берегу, в желоб пускали воду, и на такой «гидросмазке» камни легко скользили к стоящим у пристани баржам.
Оккультные источники языческого православия
Оптина пустынь
Введенская Оптина пустынь - ставропигиальный мужской монастырь русской православного храма, расположенный недалеко от города Козельска Калужской области.
Монастырь находится на расстоянии около 2 км на северо-восток от Козельска: дорога пересекает реку Жиздру и идёт вдоль монастырской рощи. В 1832-1839 годах вокруг монастыря была построена невысокая ограда и четыре наугольные башни. В 2 км от монастыря, на том же берегу Жиздры, расположена станция Тупик.
В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря - собор во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вокруг собора крестообразно расположены храмы. На севере - храм во имя Марии Египетской, переделанная в 1858 году из старой трапезной, на юге - церковь во имя казанской иконы Божией Матери, построенная в 1811 году, на востоке - храм во имя владимирской иконы Божией Матери.
За монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения. В 2009 году в нём жили десятеро монахов. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, «дабы навсегда он был закрытым». Здесь ещё целы домики, где останавливались Николай Гоголь, Фёдор Достоевский и Константин Леонтьев.
По преданию, основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве - Макарий. Синодик Оптиной обители 1670 года, переписанный с древнего синодика, свидетельствует, что уже в XV столетии существовала Оптинская обитель. Она служила убежищем для старцев и стариц, живших в двух разных отделениях под управлением одного духовного отца. Соборное определение 1503 года запрещало совместное проживание в одних обителях инокам и инокиням.
Первые письменные свидетельства об Оптиной пустыни относятся к царствованию Бориса Годунова. В Козельских писцовых книгах (1629, 1630, 1631 годы) значится, что монастырю дано на поминовение о царе Феодоре Иоанновиче (ум. 1598) «на свечи и ладан». По окончании смутного времени Оптина пустынь оправилась от постигших её бедствий, от литовского разорения. Старейшая вкладная книга с 1670 года свидетельствует о вкладах царствующих особ.
В 1689 году началось в монастыре строительство первой каменного храма введения Богородицы с приделом во имя Пафнутия Боровского.
В XVIII веке материальное состояние монастыря было тяжёлым. В 1704 году по указу Петра I Оптина пустынь должна была платить оброк государству, деньги были нужны на строительство Петербурга и на войну со шведами. Этот оброк был обременителен для Оптиной пустыни. По просьбам к прежним вкладчикам можно судить о бедственном положении Оптиной пустыни. К 1724 году в обители было 12 человек.
Положение монастыря стало меняться в 1795 году, когда митрополит московский и калужский Платон обратил внимание на нужды обители. В 1796 году он посетил Оптину пустынь, и ему очень понравилось это место. По его настоянию в настоятели обители был назначен иеромонах Авраамий, опытный старец из Песношенской обители. Уже в 1797 году братия обители насчитывала 12 человек.
В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились пустынники - люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать старец (настоятель оставался администратором). Со всех сторон к монастырю потянулись люди, стремившиеся к духовной жизни. Оптина стала одним из духовных центров России. Стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания.
С Оптиной пустынью связаны эпизоды в жизни некоторых писателей и мыслителей России. Летом 1878 года В. С. Соловьёв привёз Ф. М. Достоевского в Оптину после тяжелой драмы - смерти сына в мае того же года. Писатель пробыл в скиту три дня. Некоторые детали в «Братьях Карамазовых» возникли под впечатлением этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий (прп. Амвросий Оптинский, канонизирован в 1988 году), живший в то время в скиту Оптиной пустыни.
«Горе вам пастыри, предавшие свой народ, вы будете прокляты во веки веков. Пишу с полной ответственностью, что ни один русский православный священник не войдёт в царство Божие, ибо вы все прокляты кровью и стенаниями своего народа» (пророчество С.А.Нилуса) 23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь». На территории монастыря Оптина пустынь в 1931 году был открыт Дом отдыха имени Горького. Большевики в день Божьего Суда 70-летнего вавилонского пленения вновь превратили деградированную и аморальную пустынь в «храме божьем», открыв там Дом отдыха, а порочных монахов подвергли аресту и ликвидации.
Ещё задолго до революции оптинские пророки предупреждали о Божьем суде над аморальной православной верой и её адептами, о закрытии пустыни и уничтожении неверных пастырей. Вот некоторые выдержки известных оптинских пророков.
Иеромонах Амвросий Оптинский (1812 - 1891 гг.): «Насколько Оптина Пустынь прославилась, настолько же впоследствии обезславится!»
«Если и в России, ради презрения Заповедей Божиих и ради ослабления правил и постановлений…. и ради других причин оскудеет благочестие, тогда уже неминуемо должно последовать конечное исполнение того, что сказано в Апокалипсисе Иоанна Богослова».
Варсонофий Оптинский (1845-1913 гг.): «Поистине, страшное время мы переживаем: бегают от Христа и стыдятся Его. Но Спаситель сказал: Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца своего сАнгелами (Мк.8: 38)... А между тем особенно люди богатые стыдятся признаться, что они христиане».
Никон Оптинский (1888–1931 гг.): «Есть какая-то таинственная связь у народа с царем. Какой нравственности царь, такой и народ. В лице народа карается Господом царь, и в лице его народ... Нередко архимандриты и игумены впадают в страсть копления денег, да и диавол здесь еще влагает лукавую мысль, что надо под старость кое-что оставить. И погибают от этого. Поэтому этого очень надо беречься...».
«Теперь пришло время испытания, в вере ли мы? Веру может соблюсти тот, кто горячо и искренно верит, кому Бог дороже всего. Сохранить веру может только тот, кто хранит себя от всякого греха по Евангельскому слову: «свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы...».
Нектарий Оптинский: «На вас идёт туча скорбей, а вы молитесь: «Господи, даруй мне благодать Твою!».
«Наши самые страшные скорби подобны укусам насекомых по сравнению со скорбями будущего века».
«Запасы не спасут, потому что голод начнется не сразу. С каждым годом будет становиться все труднее, урожаи будут падать, все меньше земли станут обрабатывать.
При всех земных невзгодах, и даже после ареста чекистами повторял эти слова: «Господи, верю, что терплю должное и получаю то, что я заслужил, но Ты, Господи, по милосердию Твоему, прости и помилуй меня».
|