Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ГЛАВНАЯ [1]
НЛО [6]
КОНТАКТЕРЫ [0]
КРУГИ НА ПОЛЯХ [0]
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ [258]
КРИПТОЗООЛОГИЯ [0]
ЖЕРТВОПРИНОШ. [0]
ПРИВИДЕНИЯ [0]
АСТРОЛОГИЯ [0]
МАСОНСТВО [0]
СПИРИТИЗМ [0]
ЯЗЫЧЕСТВО [0]
САТАНИЗМ [0]
КЛЕРИКАЛИЗМ [0]
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ [0]
ПРОСТИТУЦИЯ [0]
НАРКОМАНИЯ [0]
ПЕДОФИЛИЯ [0]
ПРЕСТУПНОСТЬ [0]
НАЦИОНАЛИЗМ [0]
КОРРУПЦИЯ [0]
ФАШИЗМ [0]
РАБСТВО [0]
БОЛЕЗНИ [0]
БЕДНОСТЬ [0]
НЕРАВЕНСТВО [0]
НЕГРАМОТНОСТЬ [0]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » СТАТИСТИКА ОККУЛЬТИЗМА » АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ

    Аномальные и загадочные места в Карачаево-Черкесии. 1

    Аномальные и загадочные места в Карачаево-Черкесии


    Карачаево-Черкесская республика. Нижний Архыз

    Нижне-Архызский историко-архитектурный и археологический комплекс VII-XIV вв.н.э. расположен в северо-западной части Кавказа, в 25 км южнее ст. Зеленчукской, в 1,5 км от пос. Нижний Архыз, от которого происходит название городища. Протяженность городища 3500 м, ширина – 250 - 300 м, высота над уровнем моря – 1150 м. Площадь территории филиала – 54,1 га, площадь охранной зоны филиала – 743,1 га.

    В состав комплекса входят:

    - 3 христианских храма X-XI века;

    - древние земледельческие участки;

    - каменоломни;

    - оборонительные валы;

    - астрономический круг «Солнечные часы»;

    - фундаменты массива городских кварталов;

    - скальные и надземные могильники;

    - строения Александро-Афонского монастыря конца XIX века.

    В 1993-1994 году окончены работы по реставрации Северного храма, в стадии реставрации Средний храм, остальные архитектурные сооружения находятся в аварийном состоянии. Из-за отсутствия средств нет возможности предотвратить разрушения. В связи с тем, что охраняемая территория находится вдали от крупных населенных пунктов, в горных районах, существенных изменений растительный покров с момента исследования 1995 г. не претерпел.

    Открытие Нижне-Архызского городища стало научной сенсацией в далеком 18 веке. Впервые о древних храмах, стоящих в горном ущелье, упомянул историк Татищев. Первым же русским исследователем, который сам увидел и описал развалины древнего города, и, прежде всего, три величественных храма, стал майор Потемкин. Продвигаясь с разведывательной миссией на юг по течению реки Большой Зеленчук, он обозначил их на своей карте по ходу своего движения под названиями «северный», «средний» и «южный».

    Эти и другие находки христианских древностей подтвердили данные историков о том, что Северный Кавказ издревле был в орбите восточной христианской цивилизации. Более того, стало ясно, что местные горские народы приняли Христианство раньше, чем крестилась сама Русь. В район древних развалин из русских монастырей со «святой» горы Афон прибыли монахи, которые приступили к реставрации древних храмов и строительству монастырей. Тогда же шло активное исследование христианских древностей Кавказа русскими историками.

    Раскопки, которые проводились в Нижне-Архызском городище в 19 и 20 веках позволили более точно датировать время существования этого аланского города. Появился он примерно с 8 века и первоначально был чисто языческим поселением. Христианство пришло сюда с начала 10 века. К этому же времени относится и строительство трех монументальных храмов, которые и сегодня украшают эту горную долину. На сегодняшний день это древнейшие христианские памятники храмового строительства на территории современной России.

    Городище Нижнего Архыза расположено на Северном Кавказе, на территории современной Карачаево-Черкесии. Одно из самых крупных среди изученных в настоящее время городищ Северного Кавказа.

    По различным, порой ничем не подтвержденным версиям Нижне-Архызское городище - бывшая столица средневекового полиэтнического государства Алания - города Магас (Маас). Само государство и город были разрушены до основания монголо-татарами. По средневековым источникам монголы «оставили от города лишь имя его». Однако городище Нижнего Архыза имеет неплохую сохранность, это не вяжется с тем, что здесь был именно этот город Алании. Тем не менее, безусловно, на месте Нижнего Архыза располагался один из крупнейших духовно-христианских центров Северного Кавказа.


    Площадь городища Нижнего Архыза 94,5 га Четко видно три центральные улицы, переулки, развалины храмов и жилищ. Здесь обнаружено загадочное сооружение – выложенный из камней круг диаметром 80 метров. По одной из версий это солнечный календарь.

    На территории городища Нижнего Архыза сохранилось три средневековых христианских храма грузино-византийского архитектурного стиля: Северный, Средний и Южный. Алания приняла христианство из Византии, так как нуждалась в военной помощи в борьбе с хазарами. Так же в Нижнем Архызе сохранились остатки еще 11-ти небольших храма, сторожевых башен, фаллический памятник дохристианского периода, руины часовни 10-го века, наскальный образ лика Христа. В окрестностях городища Нижнего Архыза находится половецкая «каменная баба» - статуя «Держатель чаши».

    Немало на территории городища Нижнего Архыза и в окрестностях различного рода остатков производственных помещений: кузница, каменоломни, плавильни металла, гончарные мастерские, мельницы.

    Все это говорит о том, что в древности Нижний Архыз был крупный не только духовный, но ремесленно-культурный центр Северного Кавказа.

    Археологический памятник X-XII веков, остатки крупногоаланского города на российском Северном Кавказе.

    Нижне-Архызское городище расположено у поселка Нижний Архыз в Карачаево-Черкессии.

    В настоящее время на территории Нижне-Архызского городища расположен Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник. Нижне-Архызский историко-архитектурный и археологический комплекс VII-XIV вв. н. э. - один из крупнейших памятников раннего Средневековья в РФ.

    История

    Чаще всего с городищем отождествляют Маас (Ма’ас, Магас) - исчезнувший город, столицу крупного средневекового государства Алания на Северном (Северо-Западном) Кавказе.

    Древняя история города тесно связана с византийскими экономическими и культурными отношениями. Начиная с VII века нашей эры, наивысшего расцвета государство достигает к середине X века, когда знать Аланского государства была крещёна. Алания поддерживала связи с Закавказьем, Ближним Востоком, Византией, Киевской Русью. Расцвет Алании был обусловлен прохождением здесь в VII-XII вв. одной из ветвей «великого шелкового пути». Христианство проникает в Аланию из Византии. Развитие производительных сил, торговли приводит к зарождению феодальных городов, остатками которых являются городища:

    Нижне-Архызское городище на реке Большой Зеленчук,

    Верхне- и Нижне-Джудатские городища на реке Терек,

    Ахалкалинское городище на реке Сунже и др.

    Тяжёлый удар Алании был нанесён монголо-татарами, окончательно захватившими в 1238-1239 равнины Предкавказья. Уцелевшая часть аланов ушла в горы Центрального Кавказа и в Закавказье (Южная Осетия), где ассимилировалась с местным кавказским населением. С 14 века среди аланов стал распространяться ислам. Прямыми потомками аланов являются современные осетины, а также, как утверждают некоторые учёные, тюркоязычные карачаевцы и балкарцы. Определённую роль аланы сыграли в этногенезе и культуре и других народов Северного Кавказа.

    Информация о городище

    Площадь Нижне-Архызского городища 94,5 га, охранная зона - 675 га.

    На территории комплекса сохранились:

    Три монументальных крестово-купольных храма Абхазо-Византийской архитектуры X века (Зеленчукские храмы);

    Солнечный календарь - абсолютный круг диаметром 88 м;

    Остатки крепостных стен замыкают город с востока и запада;

    В центре городища на площади 17 га сохранились руины жилых и производственных построек, вдоль которых прослеживаются три улицы;

    Остатки 11 одноапсидных фамильных храмов;

    На склонах гор - сторожевые башни;

    Поблизости от комплекса обнаружены производственные очаги алан: каменоломни, остатки плавильных печей, гончарного производства, рудники, загоны для скота, древне-аланская дорога;

    В 2000 году был обнаружен наскальный образ - лик Христа «Спас Нерукотворный» на левом берегу Большого Зеленчука, напротив Среднего Зеленчукского храма;

    Секретным является расположение лика Богоматери, который был не так давно обнаружен местным жителем;

    Фаллический идол на правом берегу Большого Зеленчука - перенесен на территорию городища У. Ю. Элькановым;

    Половецкая статуя «Держатель чаши» на правом берегу Большого Зеленчука;

    Руины часовни-капеллы. X-XI вв. Находятся к востоку от Северного Зеленчукского храма на возвышенности - конусе выноса храмовой балки, среди руин;

    Храм на горе церковной, называемый местными жителями «Храм пастухов-чабанов». Возможно, относится к X-XIV вв. Находится к востоку от Северного Зеленчукского храма на горе справа от храмовой балки недалеко от вершины на высоте 1320 м. Стены, сложенные из плитняка, сохранились до высоты 2 м. Состоит из двух помещений;

    «Пещера отшельника или пастуха» на горе церковной. Находится у тропы к «церкви пастухов-чабанов». Возможно, использовалась древними отшельниками в X-XV вв. Используется в настоящее время местными жителями как временное убежище; Утёс на горе церковной со следами разрушенной кладки, возможно, укреплявшей опознавательный знак или поклонный крест. Находится у тропы к «церкви пастухов-чабанов»;

    Остатки плотины-водовода или мельницы на ручье в церковной балке. Зафиксированы размеры кладки. Систематические археологические раскопки городища начались в первой четверти XIX века. При раскопках в 1960-63 гг. открыты жилые, хозяйственные и производственные помещения; выявлены остатки христианских храмов и часовен, при которых имелись захоронения с вещами X-XII вв.

    Памятник пережил в XII веке татаро-монгольское нашествие и в конце XIV века - Тамерлана. Однако к XIX веку стал нарастать процесс разрушения древних храмов, которые использовались местными жителями в качестве загонов для скота. В конце XIX века, с целью сохранения древних храмов и возобновления христианства среди местного населения на территории городища был создан Александро-Невский Афонский Зеленчукский монастырь, закрытый после 1917 года.

    Археоастрономические исследования на Нижне-Архызском городище

    Одним из наиболее крупных и ярких памятников древности на Северном Кавказе является Нижне-Архызское городище, расположенное в ущелье реки Б.Зеленчук Карачаево-Черкесии. Нижний Архыз выделяется среди аланских городищ Северного Кавказа исключительной концентрацией здесь культовых сооружений, как языческих, так и христианских. Археолог Кузнецов В.А., много лет изучавший городище, отметил, что оно, как своеобразные аланские Помпеи, сфокусировало в себе ряд крупномасштабных научных проблем и вопросов. Интересен Нижний Архыз также находками некоторых предметов и изделий, назначение которых до сих пор не совсем понятно.


    Одними из таких находок, сделанных непосредственно на городище или близ него, являются так называемые «чашечные» камни, т.е. камни, на которых выбиты чашеобразные углубления, образующие определенные фигуры и линии. Приведем описание двух таких камней, найденных на городище:

    «В 1961-1962гг. на территории города обнаружено два чашечных камня. Один из них (камень 1) лежал на обочине «Центральной» улицы рядом с руинами зданий, другой (камень 2) найден на небольшой, округлых очертаний площади близ балки Подорваной. В настоящее время оба чашечных камня увезены браконьерами и погибли. Камень 1 представлял четырехгранный столб, вытесанный из серого песчаника, длиной 2,4 м. Углубления - чашки нанесены на две грани: на одной помещено 19, на второй 76 чашек…. На расстоянии 1 м. от края камня его опоясывал глубокий желобок шириной 3 см, переходивший с грани на грань и соединявший пять чашек….

    Чашечный камень 2, как говорилось, был найден на одной из площадей. Эта плоская плита … на одном из концов имевшая … 12 чашек такой же величины, как на камне 1. Остальная поверхность плиты чашек не имела и, судя по этому, плита была врыта в землю и стояла на площади в вертикальном положении …. Нам уже пришлось обратить внимание на расположение чашек на камне

    2: оно напоминает конфигурацию звезд созвездия Рыбы, а отдельная чашка внизу - одну из звезд близлежащего на карте звездного неба созвездия Овен. В научной литературе давно поставлен вопрос о изображении звездного неба на некоторых чашечных камнях Европы; в последние годы «астрономические» камни древности открыты в Армении. Но независимо от доказательности этих отождествлений с картой звездного неба камень 2 бесспорно связан с каким-то неясным (в свете высказанных предположений - астральным?) древним и глубоко традиционным языческим культом. Площадь с чашечным камнем, возможно, служила открытым языческим капищем» (Кузнецов В.А.,1993, с.104-106).

    Таким образом, Кузнецовым В.А. поставлен вопрос о возможном культово-астрономическом назначении чашечных камней Нижнего Архыза. К сожалению, во время проведения экспедиций удалось сделать только прорисовку камня 2, которую мы здесь и приводим:

    Но зафиксированы еще два чашечных камня, найденные вблизи городища. Один из них (камень 3) находился во дворе жителя близлежащего села Нижняя Ермоловка:

    Условия находки его остались неизвестны, но вполне вероятно, что он в числе прочих обработанных камней был вывезен с городища. Этот камень имел длину 76 см. и был разбит на три части. На нем также есть чашеобразные углубления но, в отличии от камня 2, нанесены еще и линии. Две горизонтальные образуют полосу, которая пересекается вертикальными линиями. Правая часть камня 3 отбита, но можно предположить повторяемость рисунка из 5 линий, не пересекающих горизонтальную полосу, и 2-х линий, пересекающих ее. На камне обращает на себя внимание верхняя группа из 5 чашек, которая удивительно напоминает такую же группу чашек на камне 2. Если принять гипотезу Кузнецова В.А. об изображении на чашечных камнях Нижнего Архыза участков звездного неба, можно найти точную аналогию этой группе в созвездии Кита (Куликовский П.Г.,1971, прил.III-2). Именно так расположены 5 ярких звезд этого созвездия, находящегося вблизи эклиптики:

    Сравнивая изображения на наших чашечных камнях с данным участком звездного неба, можно отметить и другие совпадения. Так, группа чашек в верхней части камня 2 хорошо идентифицируется с зодиакальным созвездием Рыбы, причем короткая линия вверху камня нанесена именно там, где находится эклиптика (эклиптикой в астрономии называют линию, по которой проходит видимый путь Солнца на небе).

    По обе стороны от эклиптики, в полосе шириной около 20o, совершают свой путь по небу также Луна и 5 планет, видимых невооруженным глазом. Эта полоса, внутри которой и проходит движение 7 вышеуказанных небесных тел, называется поясом Зодиака. Возможно, что эта полоса, проходящая через все зодиакальные созвездия, и изображена в верхней части камня 3, ведь на этом участке неба она расположена именно так. А что же в таком случае могут обозначать вертикальные линии? Можно предположить, что 2 пересекающиеся линии означают Солнце и Луну, а 5 непересекающихся - это 5 планет, видимых невооруженным глазом.

    Отметим также очень характерную группу из 4-х чашек в нижней части камня 3. Здесь на небе расположены 4 звезды, образующие фигуру почти правильного прямоугольника. Эти звезды изображены в созвездии Кита на некоторых астрономических картах средневековья. Пожалуй, совпадений слишком много, чтобы их можно было объяснить простой случайностью.


    Если еще раз тщательно сравнить расположение чашек на камне 2 с картой звездного неба, то можно увидеть, что здесь «лишней» является самая верхняя чашка. Ведь на этом участке неба нет звезд, видимых невооруженным глазом. Но здесь, в созвездии Рыбы, проходит эклиптика, по которой медленно (примерно на 14o за 1000 лет) смещается точка весеннего равноденствия, то есть та точка на небе, где Солнце находится 21 марта.

    И, наконец, камень 4, который был найден на так называемой «Захаровой поляне» в 12 км. от Нижне-Архызского городища. Этот камень, вытесаный из песчаника, имел ширину 0,5 м., а все четыре его грани были покрыты высеченными вглубь изображениями.

    Здесь изображена извивающаяся полоса, с одной стороны которой нанесены два маленьких круга, а с другой - большие концентрические круги. Рядом с этой полосой - еще одна, пересеченная 5 линиями, а по обе стороны от нее высечены два маленьких кружка. В археологии принято считать, что концентрические круги в древности символизировали Солнце.

    С учетом этого обстоятельства, а также большой схожести данного изображения с линиями на камне 3, можно предположить, что извивающиеся полосы здесь обозначают ту «небесную дорогу», по которой проходит путь Солнца, Луны и 5 планет, видимых невооруженным глазом, и которая позже получила название «Пояс Зодиака». Сходство с изображением на камне 3 здесь очевидно, вряд ли можно и здесь говорить о случайном совпадении.

    Если рассмотренные нами чашечные камни имеют астрономическую интерпретацию и верхняя чашка на камне 2 обозначает положение точки весеннего равноденствия (в дальнейшем - т.в.р.), то можно рассчитать, когда эта точка занимала подобное место в созвездии Рыбы, т.е. примерно датировать изображение на камне 2.

    Ведь нам известно то место в данном созвездии, которое занимает т.в.р. в настоящее время и известна скорость перемещения этой точки по эклиптике. Разница в положениях указанной точки составляет 20±0,5o (с учетом неточности изображения на камне), а это расстояние т.в.р. проходит по эклиптике за 1440±36 лет. Легко подсчитать, что такое место т.в.р. занимала в созвездии Рыбы в YI в.н.э.

    На основании всех рассмотренных нами данных можно предположить достаточно высокий для той эпохи уровень астрономических знаний на Нижне-Архызском городище. В принципе ничего удивительного в этом нет, ведь такие понятия как эклиптика и Зодиак были известны уже вавилонским жрецам-астрономам, которые вели тщательные наблюдения за движениями Солнца, Луны и планет по небесной сфере.

    Эти знания через финикийцев и хеттов перешли к грекам, которые со временем существенно их обогатили. Так, во II в. до н.э. греческий астроном Гиппарх открыл явление «предварения равноденствий», т.е. факт перемещения точек равноденствий по эклиптике, и вычислил скорость этого перемещения. Достижения греческих астрономов стали составной частью астрономических знаний Византии, когда Греция вошла в состав Византийской империи.

    Известно, что Западная Алания, чьим административным и религиозным центром было Нижне-Архызское городище, имела длительные и тесные связи с Византией (Кузнецов В.А.,1985, с.37-66). Исследователи отмечают, что «…Нижне-Архызское городище было в Х - ХII вв. форпостом византийского влияния на Северном Кавказе» (Кузнецов В.А.,1993, с.260).

    Влияние византийской культуры в Нижнем Архызе весьма ощутимо, поэтому вполне можно предположить, что вместе со знаниями в области военного строительства, архитектуры, различных ремесел и т.п. были переданы и знания в области астрономии, которые затем аланские жрецы-астрономы, вместе с собственными астрономическими наблюдениями, использовали для решения конкретных задач.

    Одной из самых насущных практических задач было ведение календарного счета времени. Точное ведение календаря подразумевает длительные и тщательные наблюдения за Солнцем (если этот календарь в своей основе солнечный, что характерно для греко-римской цивилизации), для чего необходимо специальное инструментальное сооружение. Было ли подобное сооружение, которое могло использоваться для наблюдений за небесными телами, в Нижнем Архызе? Ответ на этот вопрос возможно связан с исследованиями одного из самых крупных и загадочных сооружений Нижне-Архызского городища - так называемого «Круга».


    Данный объект, который был нанесен на карту городища еще в ХIХ веке, до начала раскопок визуально выглядел как круглый, оплывший земляной вал высотой около 0,5 м. Уже первые раскопки Круга в 1979 г. археологом Кузнецовым В.А. позволили прояснить характер данного сооружения. Было установлено следующее:

    1. Конструктивно Круг сделан в форме правильного кольца с внутренним диаметром 88,5 м. и толщиной стен 2,1 м. Стена сложена из тесаных песчаниковых плит, составляющих два панциря, промежуток между которыми забутован более мелкими камнями и щебнем (античная техника кладки «opus incertum»).

    2. С внешней стороны стена имела хорошо выраженный цоколь из больших плит, выступающих наружу до 10 см. Отметим, что на городище есть ряд строений, сделанных на подобном цокольном фундаменте.Это наиболее крупные и монументальные сооружения Нижнего Архыза (в частности Северный и Средний храмы), которые несут на себе явные следы византийского влияния. С учетом того, что диаметр Круга равен ровно 300 римских футов, можно предполагать, что строился он под руководством византийского архитектора или мастера.

    3. Древний горизонт находился на глубине около 0,5 м., здесь встречены древесные угольки, комочки реальгара (возможно, имитация из обожженной глины) и железный шлак.

    Отметим также, что в одном из разрезов с наружной стороны стены Круга была найдена отесаная круглая каменная плита диаметром 0,45 м. и толщиной 0,11 м., а с внутренней стороны - остатки каменных ступенек.

    На основании этих исследований В.А.Кузнецов выдвинул гипотезу о том, что Круг являлся огромным языческим святилищем аланского культа огня и солнца (Кузнецов В.А., 1993, с.108-110). Важное назначение этого объекта в жизни городища подчеркивается и тем, что Центральная улица городища (именно около нее, как мы упоминали ранее, находился один из чашечных камней) упирается в Круг, заканчиваясь здесь.

    С 1981 по 1985 гг. раскопки Круга проводил археолог Эльканов У.Ю. Им была выдвинута гипотеза, что данный объект являлся астрономическим солнечным календарем алан (Эльканов У.Ю.,1988, с.142-150). Перечислим наиболее значимые результаты его раскопок:

    1. В северной части Круга найден большой камень с выбитыми на нем линиями. Предположительно это рунические буквы со знаками счета (Эльканов У.Ю.,1988, с.145).

    2. Внутри Круга раскопано много каменных стен, про которые автор раскопок отметил: «…с уверенностью можно сказать, что остатки этих строений не были частью жилых помещений. Интересен тот факт, что ни одна из стен не соединяется с другой методом переплета, они просто выложены по определенным линиям» (Эльканов У.Ю., 1983, с.6).

    3. В восточной и северной частях Круга, на его основной стене, обнаружены обработанные в форме карандаша камни, длиной 0,7 м. Возможно. что эти каменные «карандаши» служили визирами на Круге.

    4. Внутри Круга найдены сооружения, названные автором «лунками». Они представляют из себя небольшие строения из камня, дно которых также вымощено камнями.

    5. Отдельные небольшие участки материка внутри Круга вымощены камнем (песчаниковыми плитами со средней толщиной 10 см.). В трех случаях при раскопках зафиксированы большие зольные пятна - остатки кострищ, некогда горевших внутри Круга.

    6. По всей площади раскопа найдены так называемые «кругляши», сделанные из камня-песчаника путем грубой оббивки его краев, со средним диаметром 5 - 10 см. Назначение данных изделий неясно.

    7. По фрагментам керамики и другим изделиям, найденным на Круге, автор раскопок датирует его Х - ХIII вв.н.э. Культурный слой внутри Круга незначителен (средняя толщина его 20 - 30 см.), что может свидетельствовать в пользу не бытового, а культового использования данного объекта.


    Таким образом, ряд данных, полученных при раскопках 1981 - 1985 гг., позволяют говорить о возможном культово-астрономическом назначении данного объекта. В 1985-86 гг. для проверки этой гипотезы были проведены инструментальные исследования на Круге с помощью теодолита Т-30, и получены следующие результаты:

    1. 22 декабря 1985г. (т.е. в день зимнего солнцестояния) из центра Круга были проведены замеры азимута и высоты восхода солнца. Азимут той точки горизонта, где впервые видно солнце полным диском 22 декабря, оказался равным 184o, что объяснимо рельефом местности

    2. Солнце 22 декабря 1985г.:

    Эти данные дают возможность предположить, что при строительстве Круга его расположение на местности было выбрано с учетом двух указанных направлений, так чтобы при наблюдениях из центра Круга солнце вставало на юге в день зимнего солнцестояния и на востоке 1 сентября (в начале года по византийскому летосчислению).

    По результатам исследований были сделаны предварительные выводы о том, что «… Круг относится к типу культово-астрономических сооружений, известных у нас в стране (хорезмийское святилище Кой-Крылган-Кала) и за рубежом (английский Стоунхендж). Эти сооружения совмещают в себе функции святилища и календаря, что вполне объясняется с исторической точки зрения» и отмечено, что «…Для окончательных выводов о назначении Круга необходимы дальнейшие археологические и инструментальные исследования этого сооружения, и в первую очередь раскопки основной стены Круга в направлениях от центра с азимутами А = 184o и А = 67o » (Демаков А.А., 1986, с.2).

    Летом 1986 г. раскопки Круга проводились под руководством археолога Каминского В.Н. Чтобы проверить справедливость гипотезы об астрономическом назначении Круга, была раскопана его южная часть. При этом в основной стене Круга в направлении по азимуту, равному 184o обнаружен проем в основной стене шириной около 1,0 м.(до сих пор вся раскопаная часть этой стены была сплошной). Кроме того, к основным результатам этих раскопок можно отнести следующее:

    1. Составлен общий план раскопаной части Круга, впоследствии дополненный результатами раскопок 1989, 90, 95 гг.

    2. Круг (план-схема)

    3. Обнаружена аномально высокая величина магнитного склонения в Круге, равная 8o (Каминский В.Н., 1987, с.2).

    В 1990-х годах раскопки Круга продолжались Элькановым У.Ю. Наиболее интересные результаты были получены в 1995 г., когда раскапывалась северо-восточная часть этого объекта, т.е. та его часть, через которую проходила линия, направленная на точку летнего солнцестояния (в дальнейшем - т.л.с.). Итоги раскопок:

    1. В северной части раскопа обнаружен въезд в Круг шириной 3,1 м. Конструкция этого въезда и его параметры практически идентичны въезду во второй оборонительной стене городища, который вел в Северный храм (Кузнецов В.А.,1993, с.15). Линия, проходящая через правую часть въезда в Круг направлена в его центр, и имеет А=64,5o.

    2. В южной части раскопа обнаружена полукруглая пристройка к наружной части основной стены. По своей конструкции она близка к малым христианским храмам, которых к настоящему времени исследовано на городище 11.

    3. Интересная особенность основной стены зафиксирована в квадрате 15 раскопа - здесь начинался ее цоколь. Данное место Круга имеет А=68o, что практически совпадает с направлением на т.л.с. Раскопаная севернее этого участка наружная часть стены цоколя не имеет.

    4. По результатам раскопок особо выделяется участок, через который проходит направление на т.л.с. Здесь обнаружена обработанная каменная плита в виде диска, диаметром 56 см. и толщиной 5 см., лежавшая на трех отесаных камнях. С учетом двух таких же каменных дисков, найденных в раскопках 1979 и 1989 гг., становится ясно, что это не случайность. Скорее всего, данные изделия связаны с какими-то визирными точками Круга, конструкция которых еще неясна. По этой же линии обнаружена вымостка из каменных плит, покрывавшая небольшую площадку внутри Круга. В непосредственной близости от нее найден лежавший на боку черноглиняный горшок с разбитым венчиком, внутри которого находился толстый слой угля, и зольное пятно диаметром 40 см. и толщиной до 2 см. Эти данные могут свидетельствовать в пользу того, что перед нами - остатки какой-то культовой площадки, связанной с направлением на т.л.с.


    Таковы данные раскопок этого уникального объекта. Т.к. к настоящему времени раскопана только половина площади Круга, то было бы преждевременно делать какие-то далеко идущие выводы, но связь этого объекта с культово-календарными сооружениями представляется несомненной.

    Проведенные исследования позволяют предполагать,что помимо культовых целей Круг использовался и как пригоризонтная солнечная обсерватория-календарь. В подобном сооружении, чтобы проводить наблюдения с высокой степенью точности, должны быть выделены как минимум 3 астрономически значимых направления, и иметься система ближних и дальних визиров.

    Для Круга такими направлениями являются выделенные в нем конструктивно направления на точки летнего и зимнего солнцестояний (как крайние точки календаря), и направление на точку равноденствий - как середину календаря. Эта точка выделена на Круге лункой Л2, примыкающей к основной стене Круга с внутренней стороны. Помимо этих трех направлений на Круге выделено (стенкой, идущей по радиусу от центра Круга) направление на точку восхода солнца 1 сентября - т.е. на начало года по византийскому летосчислению.

    Представляется, что в конструкцию Круга помимо этого заложено:

    1. Использование его центра как основной площадки для наблюдателя, что подтверждается наблюдениями за восходом солнца 22 декабря.

    2. Использование основной стены для размещения на ней системы ближних визиров. С этой системой могут быть связаны каменные диски и «карандаши», найденные на самой стене или близ нее. К сожалению, общая сильная разрушенность стен Круга не позволяет в настоящий момент судить о конструктивных особенностях данной системы, которая располагалась, очевидно, в верхней, несохранившейся части Круга.

    3. Использование линии гор на горизонте для системы дальних визиров. При этом расположение Круга в долине, со всех сторон окруженной горами, весьма удобно с точки зрения горизонтных наблюдений, т.к. позволяет получить четкую и легкоустанавливаемую систему таких визиров, что и обеспечивает нужную точность в наблюдениях. По системе дальних визиров к настоящему времени удалось установить, что:

    o Восход солнца в день летнего солнцестояния происходит над небольшой вершиной, выделяющейся в линии горного хребта, расположенного в этом направлении.

    o Восход солнца на горизонте 9 мая (в христианский праздник, посвященный Николаю, который являлся покровителем городища) происходит над небольшой храм, расположенной на вершине, носящей местное название «Три сосны».

    В заключение хотелось бы отметить те направления, по которым, на наш взгляд, должны идти дальнейшие исследования Круга:

    1. Полные раскопки всей площади объекта с тщательной фиксацией всех - даже мелких - его деталей и особенностей.

    2. Исследование линии горизонта, связанной с календарной частью Круга, на предмет выявления там остатков строений, входивших в систему дальних визиров.

    3. Проведение специального компьютерного исследования структуры календаря (связав это, например, с направлением радиальных стен и других характерных сооружений внутри Круга) для ответа на вопрос - был ли этот календарь построен по византийской системе или имел какую-то свою, чисто аланскую специфику?

    Таким образом, к настоящему времени проделана только часть большой работы по изучению Круга, но уже сейчас ясно, что мы имеем дело с уникальным объектом, который нуждается в дальнейшем тщательном и квалифицированном исследовании. (Кузнецов В.А, Отюцкий И.В.).



    Места появлений НЛО в Карачаево-Черкесской республике



    Кудепстинский культовый камень

    Кудепстинский культовый камень (также черкесский камень) - мегалитический памятник, расположенный недалеко от микрорайона Кудепста, входящего в Хостинский район города Сочи. Камень находится недалеко от жилых домов Кудепсты, в пятнадцати – двадцати минутах ходьбы от бывшей школы-интерната. Высота над уровнем моря - около 160 м.

    Камень представляет собою глыбу песчаника, треснувшую почти по диагонали. В плане глыба имеет четырёхугольную форму размером 4,6х4,4 метра. Камень асимметричен по высоте: южная сторона имеет высоту 1,6 метра, а северная - около 1 м. Обработана только восточная половина камня. Там выбиты два сиденья, разделенные «подлокотником. Ширина сидений – 75 см, глубина - 45 см.

    Сиденья направлены по азимуту 60 градусов, предположительно на точку восхода солнца в дни зимнего солнцестояния. Сзади сидений расположена площадка, имеющая наклон в сторону сидений. Площадка имеет длину 1,95 м и ширину 0,9 метра. Площадка огорожена с трех сторон «бортиком» высотой 15 см. На самом камне и на камнях вокруг найдены лунки различной формы.

    Удивительный артефакт, посланец далёких эпох, условно называемый местными «Черкесский камень». Специалисты считают, что когда-то в древние времена он был жертвенником. Весьма любопытна его форма. Если посмотреть на него сверху, он похож на «неведому зверушку» с клювом птицы и туловищем зверя.

    Камень этот довольно внушительных размеров, несколько треугольной формы до 5 м длиной. Загадочны два углубления в форме кресел для сидения. О подобных каменных креслах, встречающихся в других местах планеты, пишет Г. Уилкинс в своей увлекательной книге «Затерянные города Южной Америки». Этот памятник представляет собой глыбу песчаника, в которой выбиты два «сидения». Позади сидений сделано подобие некоего ложа.

    С левой стороны «ложа» на глыбе имеется серия чашевидных знаков.

    Интерпретируя культовую принадлежность этого камня, можно представить женщин – «богинь», восседающих на каменном кресле. Лица этих женщин должны быть обращены в сторону восхода Солнца - именно такова ориентация «фасада» культового камня. На «ложе», предположительно, в этот момент был помещен безвременно усопший, или же человек, приносимый в жертву во время проведения ритуала символического возрождения

    Среди археологов нет единого мнения о времени создания памятника. Многие склонны считать кудепстинский камень принадлежащим к дольменной культуре Западного Кавказа.

    В конце 1960-х годов памятник обследовали абхазский историк, этнограф и литературовед Ш. Д. Инал-Ипа и художник и краевед-любитель В. С. Орелкин, которые провели так же раскопки вокруг камня. Проведенные раскопки показали, что перед камнем имеется вымостка из плоских камней и круглый камень, на котором длительное время разводили огонь. Инал-Ипа полагал средневековый возраст камня.

    Другие авторы отнесли его по внешним особенностям к мегалитическому времени. Последнее более вероятно, так как черкесское население не делало лунок на камнях, по крайней мере, сведений об этом не имеется, в то время как на камне их немало.



    Бытха. Легенда о святилище на горе

    «Рядом с мегалитом есть скала - с 4-этажный дом. На нём два дерева прямо на камне растут, без земли, свитые вместе древесиной понизу корней своих , уже как минимум 200-300 лет. Их древесина у корней едина, хотя это два разных дерева - кавказский дуб и кавказская липа. Очень похожи на сплетшихся мужчину и женщину. 

    Абсолютно мистичные, священные и очень сильные места по духу. Красивая природа, особенно на восходе солнца, в районе 5-6 утра. Всё каменное сооружение глубоко в низине, в чаще, но если взойти на гром-скалу к деревьям, то оттуда вдруг волшебным образом открывается панорамный вид на большой кусок моря в сторону Адлера, чёткую прецессию горы Ахун, над которой восходит солнце и на панораму кавказских гор на северо-востоке вплоть до Фишта и далее».

    В урочище «Каменный Хаос» на «Шакалиных скалах» множество каменных глыб различной формы, появившихся в результате землетрясения. Возможно, здесь действительно находилось древнее святилище. Неподалеку от камней были найдены фрагменты керамики 8-9 века нашей эры. Однако, сочинские историки не связывают это место с богиней Бытха. Красивая легенда из литературных источников до сих пор загадка для сочинских кладоискателей. По сохранившимся описаниям и топонимике идентифицировать место святилища с драгоценной птицей пока никому не удалось.

    По ночам здесь до сих пор иногда слышится вой шакалов. В 70-х их можно было слышать с балконов многоквартирных домов на склоне Бытхи. Мистическое и красивое место. Впрочем, рассказы о потревоженных могилах горцев могут быть вполне реальными. В древние времена где-то рядом было селище. Хоронили убыхов просто, установив на могиле большой камень.

    После их переселения в Турцию о святынях племени забыли. Сочинские историки считают, что Бытха таит в себе археологические ценности. В годы СССР на горе находился ресторан, лесной массив к вершине рассекала оздоровительная пешеходная тропа с фонарями и лавочками. Перестройка всё разрушила. В 2015 году объектом показа «Каменный хаос» заинтересовались местные власти, в проектах исторические экскурсии в рощу древних убыхов. О правдивости легенд пусть спорят историки, людям порою нужна красивая сказка.

    Сегодня на горе проходят, окутанные тайной, моно-спектакли. Убыхи, выросшие на турецкой чужбине, приносят сюда прах своих предков. Их последняя воля - покоиться в святилище на горе Бытха. Это место покаяния, не пикников. Говорят, несколько компаний, устроивших бурный отдых на «Шакалинных скалах», испытали на себе проклятье древнего божества.

    Охранный камень бережёт вечный сон горцев, здесь до сих пор приносят сквозь века невинные жертвы. Медная труба, из книги «Последний из ушедших», зовёт к святилищу божества духи гордых убыхов. Горе тому, кто потревожит их сон. Можно только прикоснуться к легенде, посетив прогулки-спектакли, выпить чистой родниковой воды и ощутить тепло древних камней. Маленькая копия богини Бытхи подаренная зрителям, будет вечно хранить вашу память о древнем Сочи.

    Немного об убыхах. Русский царь считал горцев непокорными. Знать приняла золотые эполеты и серебряные рубли русского царя, но не сохранила ему верность. В годы, когда войска России вынужденно покидали горы, горцы предали царя и переметнулись к султану. «Черкес» по-турецки - разбойник. Убыхи грабили своих соседей, продавая в рабство мальчиков, и пополняли девами турецкие гаремы.

    Главным козырем знати было, что русский царь отменил крепостное право, а значит, рабов и выгодной торговли у убыхов не будет. Хитрый феодальный строй, где крестьяне сплетались с барином молочными и кровными узами, отдавал землю старикам и детям, позволял иметь рабов, но забирал в свои ряды послушных и дерзких воинов.

    Русские генералы до последнего предлагали убыхам мир, разговаривали через их родственников абхазов. Грозили горцам переселением на Кубань. Когда русские пушки загремели в предгорьях Бытхи, богатая местная знать решила предать свой народ и переселиться в Турцию. Молочное и кровное родство убыхов привело в действие скрытое крепостное право и тысячи обманутых горцев сели на чужие корабли, приняв горькую смерть на чужбине.


    Когда-то на склоне этой небольшой горы рос густой, непроходимый лес. Жители здешних мест считали его священным и поклонялись каждому дереву, росшему в лесу. Здесь находилось кладбище, где горцы хоронили своих «святых» - соплеменников, погибших от удара молнии. Здесь же были и владения таинственного существа.

    Его имени горцы не знали и звали просто Бытха, что по-убыхски значит «Богиня». С давних времён раз в году жители гор собирались на поляне перед высоким холмом, на котором, охраняя своей тенью святыню, росли семь огромных дубов. На их стволах были бесчисленные отметины - следы от горящих свечей, которые прикрепляли к ним приходившие каждой весной поклониться Бытхе люди.

    Они приносили богатые жертвы. Их жрецы совершали молебны перед небольшим гротом, возле которого протекал чистый ручей. Горцы знали - в этом гроте живёт Бытха. Похожа она на орлицу, её глаза из чистого золота, а крылья и острые когти - из серебра. Сама же богиня - каменная. По преданию, раз в году эта птица будто бы оживала, и поднималась высоко в небо - к Богам Вселенной.

    Когда убыхи задумали переселяться в Турцию, они пришли всем племенем к священному гроту, долго молились и, наконец, решили попросить у Богини совета - как им поступить, какое принять решение - уехать на чужбину или остаться на ставшей чужой земле. Для этого выбрали самых старых жителей племени, среди которых был столетний дед Соулах.

    Старейшины вошли в грот и увидели каменную птицу, которая, словно осуждая их, строго глядела огромными золотыми глазами. Старики упали на колени перед Бытхой и принялись вымаливать прощение. И вдруг дед Соулах увидел у ног Богини маленькую, размером с голубку, копию Бытхи. Поднял он её и радостно воскликнул, что Богиня благословляет убыхов на переезд в Турцию и отдает свою дочь, чтобы не забывали о ней, вспоминали на чужбине.

    Недалеко от священного леса с давних времён находилась пристань, у которой останавливались турецкие торговые корабли. С этой пристани отбывали убыхи в Турцию на вечные времена, в добровольное рабство и верную гибель. Когда они садились на присланные за ними из Турции корабли, поднялась буря. Над Кавказом сверкали огненные молнии, раскаты грома сотрясали землю.

    В ту страшную ночь все семь дубов, что росли на холме Бытхи упали и обрушилась земля, скрыв навсегда святилище. До сей поры ищут его люди и найти не могут…

    А потомки убыхов не смогли сберечь дочь Бытхи. Кто-то похитил её и продал. И Богиня наказала убыхов.

    Однажды в середине зимы, в морозный вечер, в ясном небе, с той стороны, где была их далекая родина, раздался страшный гром. Несколько мгновений он сотрясал землю, и убыхи увидели, как по небу летит их священное божество Бытха, разбрасывая вокруг себя искры. Никогда раньше она не улетала из своего святилища зимой. А сейчас она не просто летела, а сжигала себя в полете. И поняли убыхи: это видение предвещает несчастье. Так и произошло - исчез гордый, красивый народ, забыт его язык, обычаи и вера в каменную богиню - прекрасную птицу Бытху.



    Поселок Уч-Дере

    В местности, где сегодня располагается Уч-Дере, в стародревние времена проживали убыхи. Эти племена родственны абхазам и адыгейцам. Именно убыхи населяли, как считается, территорию между реками Хоста и Шахе на Черноморском побережье. Племена убыхов практиковали отгонное скотоводство, занимались садоводством и земледелием. 

    Мыс Уч-Дере – одно из наиболее почитаемых мест для племен убыхов. Об этом ясно говорит и название протекающей здесь речки Битха, которая впадает в море с мыса. Когда-то в древности и сам мыс носил одноименное название Быттхы. А Битха (Бытха), как говорят историки, считалась богиней-покровительницей убытхов, изображалась она с головой ястреба (по другой версии – с головой орла). Алтарь божества с базальтовой скульптурой птицеголовой богини располагался на вершине горы Бытха (город Сочи). 


    В шестидесятые годы девятнадцатого века российское правительство переселило большинство оставшихся в этих местах убытхов на территорию Османской империи, откуда пришли их потомки. По сведениям середины прошлого века, этнических представителей оставалось около десяти тысяч человек. Ныне практически все убытхи говорят либо на турецком, либо на адыгском языках, отказавшись от собственного убытхского языка. 

    В настоящий момент на землях Кавказа, по сведениям статистического управления, проживает не более трехсот убытхов, проживающих в районе села Головинка и на Кубани. С мыса в море впадает река Битха, которая ясно говорит нам об этом, при этом и сам мыс ранее носил название Быттхы. Бытха или Битха, как утверждают историки, была у убыхов богиней и покровительницей, по двум версиям она изображалась либо с головой ястреба, либо с головой орла. В городе Сочи на самой вершине горы Бытха и располагался алтарь птицеголовой богини со скульптурой.

    2 3                 















    Категория: АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ | Добавил: admin (14.01.2017)
    Просмотров: 141 | Рейтинг: 5.0/1