В нескольких километрах от села Кашка-Суу по дороге к ущелью Ала-Арча, находится небольшой дачный посёлок, возле которого начинается горная гряда. На восточном склоне от дачного посёлка были обнаружены несколько квадратов, окруженных рвами, глубиной 40-60 см, имеющие закругленные углы с 4-х сторон. Позже другие «квадраты» были обнаружены и на других склонах. Общая площадь квадратов варьируется от 10 до 15 метров.
На главной фотографии можно рассмотреть один такой «квадрат», на переднем плане фотографии виден окружающий ров, другого такого же «квадрата». Эти странные квадраты, окруженные рвами сфотографированы мной с разных сторон, но фотографии, к сожалению, не точно передают расположение их в действительности.
Два квадрата было обнаружено на сравнительно ровной поверхности, а недалеко был найден подобный квадрат на склоне горы, имевший все те же общие очертания и харакеристики. Стоит отметить, что помимо квадратов в этом районе были обнаружены искусственные ямы диаметром пару метров и глубиной полметра, цель и происхождение которых тоже непонятна.
Ниже представлена галерея всех фотографий квадратов, окруженных рвами, расположенных достаточно близко друг к другу. Всего таких странных «квадратов» было обнаружено несколько штук. Расположены они на некотором расстоянии друг от друга в произвольном порядке. Но благодаря современным картам, сделанным со спутников, установлено, что в данном районе их свыше сорока штук.
Просматривая снимки со спутника можно сделать вывод, что расположены они в данной округе на площади около пяти - восьми квадратных километров. Достаточно много загадочных квадратов сконцентрировано в одной местности. В дальнейшем можно провести более глубокое исследование - провести раскопки, замерить радиационный фон и т.д.
Все установленные «квадраты» отмечены красными метками на карте ниже (Используйте инструменты приближения или удаления, чтобы посмотреть каждый «квадратный» ров отдельно). Дополнительные метки с обнаруженными объектами будут добавляться по мере их обнаружения. Откуда столько странных объектов? Как давно они образовались? Искусственные они? Или аномалия природы? Загадка! делайте выводы сами…
Версии происхождения аномальных объектов
Местные жители и владельцы дачных участков, конечно знают о странных квадратах, но никто не знает об их реальном количестве и происхождении. Бытует две версии, но обе не дают логического объяснения их образования: Строительство высоковольтных линий электропередач, так как в этом районе функционирует множество горнолыжных баз.
Однако на месте странных объектов не было обнаружено ничего, что напоминало какой-то строительный материал. Тем более, что квадратные рвы разбросаны по местности в большом количестве и так хаотично, что не имеют между собой никакой общей связи, присущей деятельности человека, связанной со строительством.
Постройки для скота. Однако никаких стройматериалов не было найдено, и нет смысла строить такое количество сооружений в одной местности, в таком хаотичном беспорядке, тем более данные объекты располагаются, как на относительно ровной поверхности, так и на склонах гор. Версия древних захоронений. Данную версию нужно проверить, проведя раскопки. Однако, предварительно известно, что нигде и никогда захоронения не проводились в виде обрамления в квадратный ров.
Озеро Иссык-Куль
Иссык-Куль – самое большое и чистое озеро Киргизии. Водоём входит в 25 крупнейших по площади озёр мира, на 7 месте в списке самых глубоких. Но не только своей масштабностью, морскими штормами и изумительной природой славится озеро – есть у него своя легенда...
Давным-давно возвышался на месте Иссык-Куля древний город. Правил городом старый и могущественный хан, жадность и коварность которого не знали границ. Не знал хан ни любви, ни жалости, но был сластолюбив. Дошёл однажды до него слух, что в семье одного бедного кочевника есть девушка неземной красоты и решил он заполучить её любой ценой.
Явились посланники хана с дарами к красавице, но лишь услышали: «Я люблю другого и ничьей женой, кроме своего возлюбленного, не буду!». Когда жестокому правителю передали ответ девушки, то он был вне себя от ярости и велел своим подданным доставить её во дворец. Вооружённые всадники застали несчастную красавицу у ручья, схватили и увезли прочь. Когда её освободили и сняли с глаз повязку, она увидела себя среди сказочного великолепия. Тогда она поняла, что находится в плену у хана. Но ни роскошь, ни музыканты, ни подношения не смогли завоевать сердце девушки.
Тогда хан решил взять силой то, чего не смог добиться от неё подарками, и одной тёмной ночью явился в её покои. «Я люблю другого», - был прежний ответ. Хан стал приближаться к пленнице, но она вмиг оказалась у раскрытого окна, над зияющей бездной. «Нет, хан, я не буду твоей», - и с громким криком девушка бросилась вниз.
В этот момент задрожала земля и по неприступным стенам замка побежали трещины, стали рушиться каменные своды. Пропасть, куда падала девушка, стала заполняться водой, которая прибывала отовсюду, пока не затопила всю долину. Так появился Иссык-Куль. Говорят, что если ночью на лодке заплыть на середину озера, то можно услышать тихий девичий плач.
Легенда и осталась бы легендой, но дайверы, исследующие дно на небольшой глубине, стали замечать огромные глыбы искусственного происхождения, словно куски разрушенной крепости. Известен и тот факт, что иногда сильный шторм выносил на берег серебряную посуду и украшения, а ещё в прошлом веке среди песка иногда попадались черепки кувшинов с сохранившимся орнаментом.
Одни молвят про затопленный замок, другие - про разрушенный монастырь, а третьи – про могилу-сокровищницу Чингисхана в одной из подводных пещер. Ясно одно: что-то здесь было, но по непонятным причинам ушло под воду, оставив после себя лишь ворох отчаянных домыслов и загадочных легенд.
Деятельность НЛО в 2016 г.
Петроглифы Иссык-Куль
Иссык-Кульский музей-заповедник скопления наскальных рисунков - петроглифов - под открытым небом «Саймалуу-Таш» продолжает оставаться одним из самых популярных мест среди туристов. Он расположен выше Чолпон-Аты, между городом и селом Кара-Ой.
Территория комплекса площадью 42 га буквально засыпана камнями с древней историей. Всего их насчитывается здесь несколько десятков тысяч. По официальным данным, на тысячу с лишним камней нанесены древние рисунки. Иностранные исследователи, проводившие ревизию, насчитали около 5 тыс. таких «холстов».
Впечатляющее масштабом поле, усыпанное маленькими и большими камнями, образовалось более 13 тыс. лет назад в результате схода огромного ледника: появился конусообразный зазор в горах над «Саймалуу-Таш». Рисунки же были сделаны позже древними цивилизациями саков и усуней. Все древние изображения датируются VIII-V веками до нашей эры. В основном на камнях древние люди рисовали изображение самого почитаемого в те времена животного - козла, который издревле олицетворял солнце и светлых духов. Об этом говорит и тот факт, что все рогатые животные изображены на камнях только с солнечной стороны.
Это был гигантский храм под открытым небом, занимавший некогда западную часть Чолпон-Аты, где люди поклонялись небесным светилам и совершали религиозные ритуалы. Наскальные рисунки выполняли важную сакральную роль в осуществлении этих ритуалов, являлись своего рода и виртуальным жертвоприношением, и молитвой, запечатленной на камне.
Вблизи крупных петроглифов находятся круговые каменные кладки, возможно, родовые и семейные святилища, с очень интересным природным феноменом - геомагнитной аномалией, благоприятной для человека. Есть основание полагать, что крупные каменные круги использовались как астрономические «обсерватории» для наблюдений за движением небесных объектов.
Иссык-кульские петроглифы во многих аспектах являются уникальными. Во-первых, ввиду художественного реализма изображений, многие из которых относятся к шедеврам скифо-сакского «звериного стиля». Во-вторых, размер некоторых петроглифов превышает 1 метр, что крайне редко встречается. В-третьих, уникальность многих сцен и сюжетов. В-четвертых, беспрецедентная техника нанесения отдельных рисунков, к примеру, рельефное изображение оленя, выполненное с выпуклостей камня.
Воплощением всех этих отличительных черт является центральный петроглиф, находящийся в нижней части музея. На переднем плане изображено стадо или семейство горных козлов (тоо-теке, или ibex). Фигуры горных козлов, пожалуй, самые крупные в Центральной Азии, представлены в движении, что позволяет отнести петроглиф к выдающимся образцам сакского «звериного стиля».
На заднем плане представлены фигуры охотников и прирученных барсов в процессе загонной охоты. Подобный вид охоты существовал только в Древнем Египте, где для охоты на газелей человек использовал прирученных гепардов. Кстати, на территории музея есть петроглиф с изображением гепардов в различных динамичных позах, что также не имеет аналогов.
Большой интерес представляют одиночные и двойные изображения оленей, являющиеся художественным воплощением мифологической матери-оленихи - образ, имеющий широкое распространение в Семиречье, на Алтае и в Южной Сибири. Одно из кыргызских племен бугу (в дословном переводе название благородного оленя) почитало мать-олениху как свой тотем и свою прародительницу.
Многочисленные изображения верблюдов с погонщиками и всадниками доказывают существование северной ветки Великого Шелкового пути, проходящей по берегам Иссык-Куля еще в сако-усуньское время (VIII век до нашей эры - V век нашей эры). Об этом свидетельствуют еще и находки монет разных народов, имевших оборот на Великом Шелковом пути в разное время.
Тайны ущелья Ала-Арча
Замечено, что некоторые аномальные явления, такие, например, как появление НЛО, чаще наблюдаются в малонаселенных или редко посещаемых людьми регионах: в горах, джунглях, пустынях, на Крайнем Севере. Один из «аномальных» регионов – горы Тянь-Шань, откуда постоянно поступают сообщения о встречах с необычным.
В киргизской части отрогов Тянь-Шаня расположено ущелье Ала-Арча, бывшее когда-то излюбленным местом посещения альпинистов. Редко кто из них не наблюдал здесь НЛО или не находил следы снежного человека. Сейчас альпинисты наведываются сюда не так часто, но без загадочных происшествий по-прежнему не обходится.
Сотрудники местного спасательного отряда и жители горных деревень утверждают, что НЛО появляются над ущельем почти каждую ночь. Чаще это летящие на большой высоте огни, которые на полной скорости резко меняют направление. Иногда можно увидеть и сами аппараты. В основном они появляется в районе пика Свободная Корея. Некоторые даже считают, что в недрах этой горы находится база пришельцев.
Кружат НЛО и возле вершины Теке-Тор. В конце лета 1991 года сразу несколько альпинистских отрядов наблюдали в окрестностях этой горы необычное зрелище: пять огромных шарообразных металлических объектов «спустились» с вершины и, к ужасу очевидцев, начали кружить низко над землей. Затем, набирая скорость, они умчались в направлении Аксайского отрога.
В начале того же года свидетелями не менее захватывающего зрелища стали участники Всесоюзных альпинистских сборов. В районе пика Корона появились четыре гигантских, длиной почти с километр, сигарообразных объекта. Они больше часа висели над горами, поблескивая глянцевыми черными боками. Иногда от них отделялись «сигары» меньшего размера, которые, полетав, снова сливались с кораблями-матками. В конце концов, большие корабли начали медленно дрейфовать на юг, пока не скрылись из виду.
Случались здесь и приземления летающих тарелок. Зафиксированы два эпизода, когда неизвестные аппараты приближались к человеку, как бы услышав его зов. Один из таких эпизодов произошел в 1984 году. Группа из пяти альпинистов заметила в небе необычный объект.
Заинтересовавшись, люди начали толковать между собой, что, дескать, хорошо бы рассмотреть эту штуку вблизи. И вдруг корабль сделал крутой вираж и на большой скорости устремился прямо к ним. От неожиданности все упали в снег. Линзообразный НЛО на пару минут завис буквально в трех метрах над людьми и, прежде чем улететь, осветил их розовым лучом. К счастью для альпинистов, инцидент обошелся без печальных последствий.
Неоднократно люди наблюдали и пилотов этих объектов. Случай, свидетелями которого стали полтора десятка человек, произошел в 1992 году. Совершая подъем по крутому склону на высоте около четырех тысяч метров, альпинистский отряд увидел чуть выше худощавую, очень высокую человеческую фигуру в серебристом комбинезоне.
Рост незнакомца определили в 3,5 метра. Он стоял на очень узком карнизе. Как он там оказался, понять было совершенно невозможно. Перед ним – многометровая пропасть, за спиной – отвесная скала. Он стоял неподвижно и смотрел на поднимавшихся людей. Их охватил страх. Подъем прекратили и начали спускаться. У одного из альпинистов был при себе фотоаппарат, но сделать снимок ему почему-то даже не пришло в голову. Через несколько дней решили снова подняться тем же маршрутом, захватили фотоаппараты и кинокамеру, но незнакомца на выступе уже не было.
Чудовище ущелья Алаарча
Ущелье Алаарча расположено в Киргизии, в отрогах Тянь-Шаня.
Здесь находится альпинистский лагерь, на территории которого расположен районный контрольно-спасательный пункт. Здешним обитателям не раз доводилось сталкиваться с необычными феноменами. Альпинисты и спасатели утверждают, что НЛО появляются тут почти каждую ночь. Как правило, светящиеся шары возникают в районе вершины Свободная Корея.
Затем минуют Аксайское ущелье и исчезают за хребтом Бачачекей. Так, 22 августа 1991 года пять светлых шарообразных объектов «сошли» по траверсу с вершины Теке-Тора и с огромной скоростью скрылись в Аксайском ущелье. Необычное явление около часа наблюдали в феврале 1991 года участники всесоюзных альпинистских сборов.
В районе башен Короны зависло несколько гигантских сигарообразных объектов, медленно дрейфовавших в южном направлении. Из них вылетали более мелкие светящиеся НЛО. Покружившись, они «залетали» обратно. Продольные размеры «сигар», казалось, составляли несколько километров. В другой раз в поле зрения альпинистов попал и большой шаровидный НЛО. Известны случаи, когда шарообразный источник света приближался к человеку, рискнувшему «позвать» этот объект к себе.
Помимо НЛО, приезжие альпинисты, инструктора лагеря и сотрудники спасательной службы неоднократно замечали в окрестностях странное человекообразное существо. Старшие инструкторы - альпинисты Владимир Полтавский и Валерий Назаренко - много раз встречали его в самых разных точках маршрута, в частности, на стоянке Рапека и возле хижины под вершиной Учитель.
На стоянке существо появлялось в присутствии сразу нескольких человек. Четко различимое в лунном свете, оно неторопливо ходило по камням в 30- 40 метрах от жилой постройки, не обращая на ошеломленных людей ни малейшего внимания. Иногда чудище даже взбиралось на крышу домика, и тогда люди не решались выходить на улицу.
Находясь внутри хижины, инструкторы слышали в районе вершины тяжелые грузные шаги. Камни под ногами монстра скрежетали так, будто по ним ездил многотонный трактор. Видели существо и на контрольно-спасательном пункте. Однажды ночью всех находившихся в помещении разбудили тяжелые шаги. В комнату Алексея Калашникова прямо через закрытую дверь вошла огромная, почти трехметровая фигура, и застыла в самом центре свободного пространства с остановившимся, ничего не выражающим взглядом. Исчезло существо так же, как и появилось.
Еще более невероятный случай произошел с альпинистом-спасателем Алексеем Ляхом. Однажды ночью он был разбужен странным ощущением тяжести, навалившейся на тело. Алексей открыл глаза и обнаружил, что на грудь ему давит чей-то локоть. С ужасом он заметил жутковатого вида существо, наполовину высунувшееся из стены(!) и внимательно его рассматривающее. Затем чудовище «втянулось» обратно в стену и исчезло.
Странное творится на контрольно-спасательном пункте и с животными. Кот по прозвищу Лимон подолгу шипит, вздыбив шерсть, а собака, поджав хвост, лает на что-то невидимое в углу комнаты. У людей в это время возникает ощущение «незримого присутствия» чего-то постороннего. Однажды невидимка у всех на глазах жестоко бил кота, так, что животное летало по комнате, как мяч.
«Аномально» ведут себя даже предметы. В отсутствие людей как-то «переместился» со своего возвышения на пол тяжелый металлический сундук, даже приподнять который одному человеку не под силу. Инструменты в мастерской самостоятельно «мигрируют» с места на место... Все перечисленные факты побудили начальника спасательной службы Киргизии обратиться за разъяснениями в среднеазиатскую и казахскую коллегию уфологических наук. Но там так и не смогли дать вразумительное объяснение инцидентам в ущелье Алаарча. Вот и остается гадать - что же это такое?
Результат галлюцинаций, вызванных нехваткой в горном воздухе кислорода, влияние каких-то испарений или проявления параллельного энергоинформационного мира? А может, все дело в легендарном «снежном» человеке? Или в контактах с инопланетянами? Еще одна загадка таинственных гор...
В ущелье Ала-Арча (как, впрочем, и в других местах Тянь-Шаня) можно встретить и снежного человека. Это странное, покрытое густыми волосами человекообразное существо время от времени видят и альпинисты, и инструкторы, и сотрудники спасательной службы. Старшие инструкторы Полтавский и Назаренко много раз встречали его на разных точках альпинистских маршрутов. Ученые-криптозоологи называют его реликтовым гоминоидом и спорят, кто это: сохранившийся до наших дней неандерталец, питекантроп или еще более древний австралопитек?
Снежный человек ведет ночной образ жизни. В 1980-х годах он не раз подходил к хижине альпинистов на отдаленном склоне горы Учитель. Люди наблюдали из окон, как он, хорошо видимый в лунном свете, расхаживал у хижины и в поисках еды рылся в ящиках и вещах. Однажды этот «хозяин гор» взобрался на крышу. Она прогибалась под его тяжестью, и люди опасались, как бы она не проломилась и монстр не оказался среди них.
Впрочем, отмечены и случаи, когда он заходил в хижину. Один такой визит состоялся зимой 1990 года. Страшный волосатый гигант под 2,5 метра ростом возник в дверном проеме, а потом вошел внутрь. Люди были в шоке. Никто не мог пошевелиться. Какое-то время он стоял посреди помещения, озираясь, а потом вышел, задев плечом дверной косяк и оставив на нем немного своей шерсти. Ее анализ показал, что это волосы не человека и не обезьяны.
Гоминоид, как и многие другие животные, охраняет свою территорию от чужаков. Таковыми он считает людей. Он стремится напугать их, заставить уйти. Нередко альпинисты, сидящие ночью у костра, слышат странные свисты, визги или крики, которые не в состоянии издавать человек. Бывает, что из темноты прилетит камень, брошенный чьей-то сильной рукой, и ударится точно в середину костра.
Снежный человек умеет читать мысли?
Старожилы альпинистского лагеря убеждены в телепатических способностях снежных людей. Например, его почти невозможно встретить, если ищешь целенаправленно. Он показывается всегда неожиданно, когда люди не готовы к такой встрече. А еще он умеет, не показываясь, нагонять на людей страх.
Однажды группу альпинистов, совершавшую переход по заснеженному склону, охватил внезапный панический ужас. Побросав снаряжение, все кинулись бежать к лагерю. Лишь через полкилометра люди опомнились, остановились и начали спрашивать друг у друга, что случилось, почему все так испугались. Позднее, осмотрев место происшествия, инструкторы нашли разбросанные вещи альпинистов и следы больших босых ног. В 1980-е годы на Тянь-Шань, в частности в ущелье Ала-Арча, приезжали экспедиции, целью которых было если не поймать, то хотя бы снять на кинопленку или сфотографировать гоминоида.
Поиски не привели к успеху. Снежный человек как будто чувствовал, что его ищут. Все то время, пока члены экспедиции рыскали по окрестностям, о нем не было ни слуху ни духу. Поисковики находили отпечатки босых ног, делали с них гипсовые слепки, с тем и уезжали. А буквально через пару дней «хозяин» снова подавал голос или появлялся сам.
Еще хуже обстоят дела, если люди приезжают с целью его подстрелить. Инструкторы вспоминают дни, когда у них на базе останавливались два таких «охотника». Многие тогда чувствовали себя плохо, у некоторых болела голова, и сильнее всех – у самих охотников. Кроме НЛО и снежного человека, в ущелье Ала-Арча наблюдались и призрачные фигуры, и сдвиги во времени, и другие аномальные явления. Все это, однако, не мешает альпинистам заниматься любимым делом и даже обогащает их жизнь в горах какими-то новыми, необычными ощущениями. Ведь здесь есть возможность не только покорить гору, но и прикоснуться к тайне.
Могила дьявола (Шайтан-Мазар)
В горах Тянь-Шаня есть аномальное место, вызывающее огромный интерес исследователей.
Оно расположено в урочище Шайтан-Мазар, что в переводе с киргизского означает «могила дьявола». По некоторым сведениям, здесь в 1991 году потерпело крушение НЛО. Имеются свидетели катастрофы, только обломки инопланетного корабля до сих пор не найдены.
В конце августа 1991 года на полуострове Мангышлак радары военных обнаружили огромный летательный аппарат, появившийся будто ниоткуда. Он направлялся на юго-восток. Длина объекта, по приблизительным оценкам, составляла около 600 м, а диаметр — 110 м. НЛО двигалось на высоте 6 500 м с большой скоростью, примерно 10 000 км/ч, на запросы военных упорно не реагировало.
Перед тем как принять меры, операторы связались с космодромом в Капустином Яру. Выяснилось, что никаких незапланированных запусков ракеты в тот день не было, но приборы космодрома тоже зафиксировали «нечто» и вели за ним наблюдение. Информацию о странном объекте немедленно передали в Прикаспийскую часть ПВО. Командование решило поднять в воздух и направить к объекту четыре истребителя МиГ-29.
Перед пилотами поставили задачу выяснить, что это за летательный аппарат и по возможности заставить его совершить посадку на военном аэродроме. В случае неповиновения - стрелять на поражение. Много раз летчики пытались установить контакт с объектом, но безрезультатно. НЛО молчало и продолжало движение.
Пилотам удалось хорошо рассмотреть НЛО. Объект имел сигарообразную форму, от его корпуса не было отражения, на носу находилось два иллюминатора, на хвостовой части - какие-то зеленые знаки.
Объект не проявлял агрессии, но на экстренном заседании штаба было принято решение во что бы то ни стало заставить его приземлиться. Для этого истребители должны были взять его с двух сторон в «клещи» и, перемещаясь рядом с ним, открыть огонь. Но план военных провалился. Как только самолеты приблизились к НЛО на 500 м, у них отказали все приборы и начались перебои в работе двигателей «сигара», двигаясь зигзагообразно, набрала скорость до 70 000 км/ч (!) и вскоре исчезла с экранов радаров.
Вскоре поползли слухи о потерпевшем аварию НЛО. Известный исследователь Эмиль Бачурин организовал поисковую экспедицию и отправился к месту катастрофы - в урочище Шайтан-Мазар. Как назло, в горах начались снегопады и сход лавин, поэтому группа вернулась ни с чем, так и не добравшись до урочища. Военные тоже предприняли попытку собрать то, что осталось от НЛО. С этой целью в Шайтан-Мазар был направлен вертолет, но он потерпел крушение по причинам, оставшимся непонятными.
Тем не менее, оставить без внимания инцидент не могли, и сотрудники казахстанской исследовательской станции снарядили новую экспедицию. Две поисковые группы отправились в горы Тянь-Шаня. По мере приближения к месту катастрофы люди начали испытывать странные ощущения: появилось чувство тревоги, усталость и даже депрессия.
К тому же воздух был наполнен статическим электричеством настолько, что волосы буквально становились дыбом. Приблизившись к объекту на 1,5 км, исследователи попытались определить азимут и габариты. Но приборы показывали совершенно нереальные результаты. Кварцевый генератор тоже вышел из строя. Электронные часы упорно показывали на циферблате нули, а у каждых механических было свое время. Да и компасы будто сошли с ума.
Попытки измерить магнитное поле на расстоянии 800 м от НЛО тоже закончились неудачей. Магнитометры показывали, что здесь нет никакого магнитного поля. Кстати, пробы горных пород, которые взяли вблизи объекта, тоже показали их полное размагничивание. Конечно, ученых заинтересовало, что могло быть причиной размагничивания, но ответа они так и не нашли. Правда, была одна гипотеза, что НЛО стало источником выделения большого количества энергии, которая нейтрализовала магнитное поле.
Осуществить видео и фотосъемку объекта не удалось, так как пленка в итоге оказалась засвеченной. Летом 1992 года казахские уфологи решили начать свои поиски инопланетного корабля. Экспедицию в урочище Шайтан-Мазар организовал военный, майор в отставке Геннадий Свечков. Группе удалось добраться до места катастрофы и даже увидеть потерпевший крушение корабль.
Потрясенные люди потеряли дар речи, когда перед их глазами появился сигарообразный объект, разломленный пополам. Кстати, ситуация с приборами повторилась и в этой экспедиции, да и ощущения людей были аналогичны тем, что испытали их предшественники. Исследователи долго ломали головы в надежде найти ответ на вопрос: что же случилось с кораблем?
Было высказано предположение, что, перемещаясь на огромной скорости и на довольно небольшой высоте, объект задел какую-то скалу. Затем, с поврежденным корпусом, он начал скользить по ровной площадке в горах. Судя по следу, оставленному объектом. этот путь был более километра. Видимо, от трения или по другой причине в центральной части НЛО произошел взрыв, разорвавший корабль на две примерно равные части.
Внутри аппарата все, кто его видел, разглядели некую многоярусную конструкцию, состоящую из опорных каркасов. Вот только осталось загадкой, управляли ли кораблем инопланетяне, которым урочище стало братской могилой, или он шел на автопилоте. Еще один вопрос, волновавший исследователей: откуда взялся этот объект? Выдвигались вполне реальные гипотезы о том, что НЛО на самом деле было аэростатом, использующим ядерное топливо. Или это был неудачный запуск какого-то космического устройства новейшей разработки?
Но тех, кто верил в НЛО, такие объяснения не устраивали. Эксперты продолжали поиски в горах Тянь-Шаня. Странным было то, что на фоне слухов средства массовой информации даже не касались этой темы, будто существовал запрет на нее. В 1998 году, через 7 лет после катастрофы, уфологическая экспедиция во главе с журналистом Николаем Субботиным снова отправилась к месту происшествия. Однако исследователей ждал неприятный сюрприз. О событиях семилетней давности напоминала только двухметровая воронка, оставшаяся после взрыва. Не было ни обломков, ни даже намека на них.
Что касается приборов, то они все (работали в привычном режиме, будто отрицая события 1991 года. Ученые предположили, что здесь успели побывать военные, которые зачистили место крушения с присущей им педантичностью. Только с воздуха были видны линии, очень похожие на взлетно-посадочные полосы, но уже тщательно замаскированные ровными рядами камней.
Да еще на одной из скал можно было различить выбоину, возникшую от столкновения НЛО с камнем. Вернувшись из экспедиции, Субботин встретился с Эмилем Бачуриным, побывавшим в урочище незадолго до него. Бачурин утверждал, что всего лишь месяц назад он смог сделать зарисовки и фото объекта.
Его наблюдения еще раз подтвердили, что при посадке инопланетный корабль взорвался, так как у него была искорежена обшивка, а некоторые внутренние элементы будто бы кто-то вывернул наизнанку. Но подтверждения этим словам снова не нашлось, пленка оказалась засвеченной. Видимо, тогда еще от объекта шло излучение. Единственным доказательством существования излучения были ожоги на руках Бачурина.
Но что делал инопланетный корабль в горах Тянь-Шаня, остается загадкой и по сей день. Что пришельцы искали в этом районе? Свою взлетно-посадочную базу? И почему воздушное судно потерпело катастрофу? Может быть виной всему урочище Шайтан-Мазар, которое издавна пользуется дурной славой у местных жителей? Кто знает, может быть, ответ на все эти вопросы находится в подземных бункерах Капустина Яра.
В Киргизии зафиксированы случаи нападения чупакабры на овец
В Киргизии занялись поисками неизвестного животного, убивающего домашний скот. По слухам, распространяемым среди местного населения, речь идет о чупакабре. Поиски существа ведутся на территории Кочкорского района Нарынской области (в центральной части республики). В них, как рассказал директор Госветинспекции Самир Осмоналиев, задействованы представители МЧС, милиции, охотинспекции и ветеринары.
«Пока у нас есть данные о 26 головах скота и 13 курицах, которые были убиты этим существом. Мы проводим соответствующие мероприятия. Например, в Кочкорском районе проходят рейды. Если чупакабра будет отстрелена, то ее останки и останки убитых ею животных мы исследуем», - заявил чиновник, отчитываясь перед депутатами парламента.
Депутат Дастанбек Джумабеков отметил, что местное население обеспокоено. «Люди со мной связались, одно животное появилось, ночью перерезает горло животным и выпивает кровь, мясо не съедает. Мы же называем существо, которое пьет кровь, вампиром. Более 100 голов скота пало», — утверждает он.
Парламентарий добавил, что местные жители уже боятся выходить на улицу. Полпред в Нарынской области Аманбай Кайыпов, в свою очередь, попросил не поднимать панику. Был создан штаб для изучения информации о неизвестном существе. Его, как сообщает «Радио Азаттык» (местная служба «Радио Свобода») видела, в частности, женщина по имени Насыйкат, правда, хорошо разглядеть не смогла из-за темноты. «Вышла ночью и увидела, как оно поедало кур. Почуяв меня, оно убежало. На следующий день на стене я увидела царапины от трех ногтей», - сообщила она.
Местные жители рассказали, что чупакабра живет на территории кладбища. Как сообщил полпред, для проверки этой информации привлечены охотники. Они, по его словам, «совместно с местной милицией намерены на кладбище с помощью дымовых шашек попытаться выманить это существо, если оно существует, и уничтожить».
За убийство чупакабры было объявлено вознаграждение в пять тысяч сомов (примерно 3,2 тысячи рублей). В милиции при этом высказали мнение, что панические настроения среди местного населения могли вызвать бродячие собаки. Несколько собак на фоне слухов в чупакабре уже были застрелены.
Если в Сокулукском районе Чуйской области чупакабра традиционно выпивала кровь животных, то в этот раз неизвестное существо просто озадачило чабанов высокогорного джайлоо Беш-Белчир, находящегося в Ат-Башинском районе, поскольку хищник вел себя здесь как-то странно. Озадачил он чабанов именно тем, что для чупакабры это был какой-то особый почерк нападения на овец. Неизвестное животное лакомится только курдюками овец, отрывая их от несчастных, а после лакомства, оставляет на земле хорошо вылизанные курдючные шкурки.
Вот что рассказал корреспондентам местной газеты «Асман плюс» аксакал Асанкадыр Курманалиев:
- Я занимаюсь овцеводством почти тридцать лет, то есть с 1987 года, но такого не видел никогда, то есть чтобы хищник нападал на овец ради лакомства курдючным салом. Например, волк «режет» овцу за шею, или открывает зубами филейную часть туши. Шакал, тот вообще хватается сразу за шкуру и разрывает животное. Нападает на овец порой даже барсук, который кусает животное за внутренности и задние ноги. Но тут особый случай. На пострадавших овцах нет ни царапинки, словно чупакабра или кто там еще (что за сказочный зверь?) гипнотизирует животных, и они сами подставляют ему курдюк для лакомства. Такого у нас испокон веков не случалось. Мистика да и только…
Заметим, что чабаны усилили охрану отар овец, но это ничего не дало. Чупакабра все равно наведывается по ночам и каким-то образом умудряется лишать овец их курдюков. Пока массовой охоты на таинственное животное еще не ведется, но, по мнению аксакалов, если так будет продолжаться и дальше, то им придется вызвать охотников для наведения порядка на высокогорных пастбищах.
С другой стороны, чупакабра может сыграть на руку устроителям Джайлоо-туризма, который с конца прошлого века начало приобретать в Киргизии популярность. Правда, в последнее время интерес к нему пошел здесь на некоторый спад. Поэтому, возможно, что и чупакабра появилась на высокогорных пастбищах далеко не случайно – уж слишком она странная и какая-то не традиционная по своему поведению, да и как-то удивительно вовремя появилась - как раз к туристическому сезону…
«Каменные бабы»
Каменные бабы - антропоморфные менгиры, каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда (до 70% среди половецких изваяний) женщин установленные в южнорусских степях, а также родственные им каменные изображения в степях Казахстана, Алтая, Монголии и Тувы. Они издавна привлекали внимание русских людей и служили своеборазным символом господства кочевников над степью. Ставились на курганах древними народами, например, скифами, половцами и другими.
Постепенно они проникли до территории современной Киргизии, где появились первые женские изображения и первые изображения, державише чашу двумя руками. С экспансией половцев связывают распространение изваяний в южнорусских степях в XI - XIII веках, устанавливались на курганах.
В XIII - XIV веках наблюдается вторичное использование статуй. Абсолютная датировка этого типа изваяний произведена по типам изображенных оружия, шлемов и украшений, коме того время появления курганов дают нижнюю, а время вторичного переиспользования - верхнюю временную границы распространения изваяний.
Обычай возводить идолов зародился в VI - VII веке в Монголии и на Алтае и распространился к Дунаю. Статуи символизировали предков и ставились на наивысших участках степи, водоразделах, курганных могильниках в специально сооружённых для них святилищах, которые иногда ограждались камнями.
Святилища были квадратные или прямоугольные, их размеры зависели, видимо, от количества чтимых в нем предков. В центре святилища, ставили одну и больше мужских или женских статуй с лицами, обращёнными на восток. Изредка попадались святилища со скоплением статуй - в каждом не меньше 12-15.
Эти истуканы были широко распространены на обширнейшей территории от Монголии до южнорусских степей. Возвышаясь на огромных курганах, занимая видное место на майданах, венчая бесчисленные степные холмы и важно стоя на перекрестках всех путей, эти каменные свидетели истории всегда приковывали к себе внимание.
Балбалы были всякими, в зависимости от того, представитель какого народа или племени его воздвиг. В большинстве своем изображают мужские фигуры с отвислыми усами и тяжелыми бровями. Кроме внешнего облика балбалы отличаются и размерами, от небольших до полуметра высотой и крупных, ростом чуть меньше человека. Более ранние стелы выглядят как плоские каменные столбы с вырезанными на них лицами и руками. Позднее появились реалистические изображения, передающие объемные формы и предметы одежды.
Слово «балбал», скорее всего можно перевести как «статуя» или «камень с надписью». Считается, что это каменное воплощение умершего предка, который должен охранять, присматривать и всячески участвовать в судьбах своих многочисленных родственников. По тюркским канонам балбал должен держать в руках чашу или кинжал (меч) как символ силы и власти.
Абрис (или контур) тюркских балбалов тяжеловесен, хотя лицо должно быть очерчено. Чаще видны нос, глаза и брови, причем хмурые. Фигура обычно без шеи, но с поднятыми плечами и низко опущенным подбородком. Сзади у многих скульптур высекались косички, по числу которых и определялся представитель того или иного тюркского племени.
Стояли эти статуи изначально в предгорьях и степных просторах, на курганах или высоких площадках среди каменных оградок, часто имеющих прямоугольную форму. При освоении земель их выносили за пределы возделываемых полей. Некоторые балбалы выбрасывались в овраги и ямы, где бесследно исчезали.
Другие переносились в города, находили свое место во дворах школ или парках. Иногда ими украшали внутренние дворики гостиниц и ресторанов. Сейчас в Кыргызстане пошло поветрие выкапывать скульптуры и устанавливать в самых неподходящих для этого местах, например, у ворот собственного дома или возле общественных заведений.
Целая шеренга каменных изваяний выстроилась перед государственным историческим музеем в центре Бишкека.
Святилища с истуканами были местом осуществления поминального культа предков, не связанного непосредственно с погребениями. Собственно, этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец». Со временем этот обряд трансформировался в культ вождей-покровителей орды.
Женские статуи символизировали непобедимость и бессмертие воинов. Покровители в образе женщины давали им силу, выкармливали и оберегали их. За это кочевники приносили им жертву. Возле подножия статуй исследователи находили кости баранов. Значительная часть памятников культуры погибла от рук мусульман, которые боролись с язычеством. Однако оно так и не было полностью искоренено и в дальнейшем адаптировалось к православию.
На протяжении последующих столетий, в некоторых славянских поселениях жила традиция отдавать почёт половецким идолам, которые наделялись силой, способной влиять на возрождение природы, плодородность земли, успех общины. Всего до наших дней дошло свыше двух тысяч каменных баб.
Могильник Кенкольский
Курганный могильник в Таласской долине, на левом берегу реки Кенкол, у подошвы горы Манас (Таласская область Киргизии).
Открыт А. Н. Бернштамом, раскопки произведены им же в 1938-39, И. К. Кожомбердиевым - в 1956-57, 1960, Б. Э. Аманбаевой - в 2001-02. Около 100 курганов в нескольких группах. Есть курганы позднего бронзового (фёдоровская культура, смотри в статье Андроновская культура) и раннего железного (сако-массагетского круга культуры) веков.
Основная часть могил, принёсшая известность Кенкольскому могильнику, относится к 2-5 векам. Катакомбы с длинным дромосом, перпендикулярным длинной оси камеры; трупоположения, многие в гробах из досок. Глиняные лепные горшки и кувшины, иногда украшенные волнистым орнаментом; слабообожжённые «курильницы» на ножке.
Деревянные столики, чаши, кружки, луки седла, рукоятка тесла, посох, веретено, фрагменты корзины, остатки колыбели и костяной сумак (трубка для вывода мочи из колыбели), сосудик из тыквы. Костяные накладки сложносоставного лука, наконечники стрел. Железные удила, пряжки, наконечники стрел, фрагменты меча или кинжала в деревянных ножнах.
Серебряные накладки с зернью и сердоликовыми вставками, шпилька, серьги. Бронзовые зеркала (в том числе китайские), пряжки, бусы. Каменные и стеклянные бусы; керамические и мраморные пряслица; в женских погребениях - камни для сурьмления бровей. Мужская и женская рубашки, косынка, налобная повязка из китайского шёлка.
В Кенкольском могильнике похоронены европеоиды с большой примесью монголоидных черт; применялся обряд прижизненной деформации черепа. По наиболее обоснованному мнению, Кенкольский могильник 2-5 века оставлен местными кочевниками (в их культуре много компонентов, характерных для сарматских археологических культур), входившими в объединение Кангюй.
Некоторые специалисты выделяют памятники, близкие Кенкольскому могильнику по погребальному обряду и находкам, в кенкольскую археологическую культуру. Впускные погребения 8-10 века (трупоположения на спине, в грунтовых ямах, большинство безынвентарные, среди находок - глиняные кружки и, возможно, деревянный остов седла) соотносят с тюркскими племенами Семиречья.