Аномальные и загадочные места в Курганской области. 1
Аномальные и загадочные места в Курганской области
Курганская область - субъект российской федерации, расположенный в южной части Западно-Сибирской равнины. Входит в состав Уральского федерального округа. Первыми русскими поселениями на территории современной Курганской области были казацкие и крестьянские слободы, служившие форпостами российских владений на Урале и в Западной Сибири.
Два главных центра Южного Зауралья - Среднее Приисетье и Среднее Притоболье стали осваиваться русским населением практически одновременно, со второй половины 17 в., причем слобода Царево Городище (одно из названий Кургана) стала на долгое время единственным и главным форпостом русского колонизационного потока в направлении Зауральских степей.
Часто слободы подвергались набегам степных народов, казахов, однако плодородные почвы и богатые леса продолжали привлекать русских переселенцев. К концу 18 в. военное значение Кургана и других городов области постепенно уменьшается, начинают развиваться ремесла и мелкая промышленность, например, кожевенная. В 19 в. большое значение приобретают ярмарки в Кургане и Шадринске, через которые товары поставлялись из Сибири на Урал и в Центральную Россию.
В конце 19 в. в большинстве городов имеются многочисленные промышленные предприятия, в том числе винокуренные, машиностроительные, фабрики по переработке сельскохозяйственной продукции. Строительство Транссибирской магистрали и пуск в 1894 железной дороги через Курган послужило мощным толчком развитию экономики края. В последующее десятилетие в Кургане появляются промышленные предприятия, телефонная связь и телеграф, кинематограф, электричество. В годы Великой Отечественной войны значительно возрастает промышленное значение Курганской области, куда были эвакуированы многие предприятия из европейской части СССР.
Область располагает богатыми минерально-сырьевыми ресурсами. В области ведется добыча следующих полезных ископаемых: урана, бентонитовых глин, минеральных и питьевых подземных вод, строительных камней, кирпичных глин, строительных песков. Курганская область является одним из уранодобывающих регионов России, запасы бентонитовых глин составляет около 20 % запасов России, Шадринское месторождение минеральных вод считается уникальным в Уральском федеральном округе.
Зауралье, одно из самых, казалось бы, скучных мест на карте России, давно известно уфологам и аномальщикам-сталкерам. И слава у него не менее зловещая, чем у Псковской области. Когда в эти места пришла цивилизация, солдаты и крестьяне-переселенцы, по легенде, обнаружили следы каннибальских алтарей черемисов и подземных жильцов.
Жители Курганской области обходят местные водоемы стороной, а все из-за леденящих кровь историй о жутких русалках. Реки и озера, пруды, протоки и излучины. На территории Курганской области - огромное количество больших и маленьких водоемов, и все они обитаемы. Но, как уверяют местные жители, в этих водах живут не только рыбы.
Люди уверены, что регион заполонили русалки, и это подтверждается невероятным количеством свидетельств о встречах с русалками. По слухам, множество людей регулярно гибнет из-за прихотей русалок, а односельчане нередко находят на телах погибших следы русалочьих когтей. Но откуда здесь появились злые духи темной воды? Съемочная группа «Таинственной России» расследовала историю появления первой курганской русалки, а также выяснила, как в регионе хоронили покойников много веков назад, и разобралась, почему русалки обижены на людей.
Собака, волк, чупакабра…
Зайдя утром в загон с овцами, чтобы управиться, житель села Жилино Половинского района Кабиболла Альмагамбетов оторопел – в загоне царил хаос, три овцы были растерзаны, остальные четыре окровавлены и жались к стеночке. Неизвестный хищник загрыз овечек страшным образом – объел им мордочки, распотрошил - сломал ребра, вытащил и сьел сердце и легкие, выпил кровь. Приехавшая опергруппа отделения полиции тщательно изучила обстановку и никаких следов не обнаружила – ни человеческого, ни клока шерсти животного. Было лишь понятно, что подобное – дело рук явно не человека.
Предположили, что это может быть большая собака или волк. Как уверили местные охотники, волк в это время года в населенный пункт к людям не пойдет - кормиться ему и в лесу есть чем, прямо за деревенской околицей разгуливают косули, а к курам и гусям можно подобраться, не преодолевая забор.
Ну если только хищник не в себе, бешеный, например. Не видели жилинцы и никакой большой собаки, своих же псов всех осмотрели и «улик» тоже не обнаружили. Следы расправы над беззащитными животными невестка хозяина подворья Инна сняла на телефон. Она же поделилась и своими наблюдениями.
- Такое впечатление, что неизвестная тварь спустилась в загон с воздуха. Загон, который прилегает к сараю, огорожен плотным забором высотой полтора метра. Когда мы утром его обошли снаружи, ни одного следа не обнаружили – ни клочка шерсти, ни крови. Словно зверь, наевшись, исчез по воздуху.
По рассказам Инны, четыре уцелевших овцы оказались поранены – у них порезано вымя, есть проколы на щеках, косые раны на ножках. Такое впечатление, словно в них вцеплялись длинными и острыми, как бритва, когтями.
- Я не могу сказать, что за зверь так может ранить или разодрать животных. Посмотрите, ребра на разломах ровненькие, словно их острым ножом перебили. Две овечки от страха объягнились раньше времени, а собаку мы из будки больше суток выманить не могли.
Предположения о том, что это большая собака или волк так и остались предположениями. Разумеется, многие вспомнили про страшного, никем не встреченного, но имеющего ворох рассказов о себе чупакабру. Как пестрит интернет, нынешним летом эту «неведому зверюшку», которая нападает на животных, раздирает их, ломает им кости, видели в Челябинской области. Впрочем, чупакабра, это все же из области легкой фантастики. Охотники все же склоняются к версии, что это енотовидные собаки, а вернее всего - бродячие псы, которые одичали и промышляют по селам, летом живут в лесах. Они отличаются и агрессивностью, и тем, что не боятся людей и могут заходить в села и города.
На этой версии остановились и полицейские соседнего с Половинским Лебяжьевского района. Здесь, как рассказывают местные журналисты, с августа начались безобразия – в разных селах района хозяева стали по утрам находить задушенных или растерзанных кроликов. Причем, зверьки сидели в своих клетках, дверцы которых были выдраны.
- К нам в редакцию газеты обратился житель поселка Лебяжье Ю.Н.Савельев, сообщивший, что утром нашел задушенными или растерзанными 72 кролика, -говорит редактор газеты «Вперед» Алена Иванова. – Мужчина также обратился в полицию, полицейские обнаружили клок шерсти, который отправили на экспертизу. Насколько я знаю, результат такой – шерсть принадлежит либо собаке, либо волку.
Лебяжьевцы отреагировали быстро - с разрешения местной власти была отловлена свора бродячих собак и уничтожена. Правда, говорят, после этого случилось еще несколько случаев таинственной гибели кроликов.
Про то, что в наших лесах стало небезопасно, рассказал на днях и коллега Владимир Седанов в материале «Обама-подсадная утка?». Речь там шла о том, что в последний августовский день этого года в районе села Новолушниково, что в Кетовском районе, несколько гибридных хищников неожиданно напали на грибников и едва не наделали беды. Гибридные животные, как отметили опытные охотники, это смесь собак–овчарок, лаек с волком. Такие животные обладают большой агрессивностью и, в отличие, от обитателя леса, не боятся людей, могут забегать в населенные пункты.
Удивляться, впрочем, нечему. Не только в зауральских городах, но и в селах стало много беспризорных собак, зачастую – породистых, бойцовских пород, овчарок. Им нужно выживать и они выживают – уходя в окрестные леса и выбирая себе питание так, как им удобнее. А в России так и не могут пока найти эффективный путь кто и какими силами должен бороться с такими бобиками и шариками, которые могут найти себе в лесу и жениха, и невесту и породить гибриды, от которых палкой отбиться сложно.
На Урале полтергейст убил старушку
Свидетелями невероятных событий стали жители уральского села Верхние Ключи (Курганская область). В одном из домов там завелся полтергейст. Дух оказался настолько агрессивным, что не только измучил хозяйку дома, но и избил главу поселковой администрации, а также местного милиционера, фельдшера и лесника.
Как рассказал «Новому Региону» руководитель Мониторинговой Станции Уральской Аномалистики (МСУА) "УРАН" Дмитрий Волобуев, с осени прошлого года полтергейст поселился в скромном деревянном домике 80-летней старушки и начал ей досаждать. То водой с потолка обольет, то посуду разобьет, то домашнюю утварь опрокинет, то одежду переворошит, то лампочки выбьет и оставит без света.
«Но больше всего полтергейст любил крушить внутренние стены дома. Отделочная штукатурка отлетала от стен в разные стороны, била стекла в оконных рамах и вылетала на улицу. Баба Тася не успевала делать в комнатах уборку, плохо высыпалась и постоянно ходила с синяками на лице», - рассказывает уфолог.
Тогда, по его словам, глава администрации села вместе с участковым милиционером приняли решение на время переселить старушку в другой дом. Когда же бабушку приехали забирать, то полтергейст разбушевался не на шутку - начал кидаться камнями штукатурки и осколками стекол. «Мне досталось по макушке головы, - рассказывает глава села Анатолий Галунчиков. - Участковому милиционеру по затылку, водителю УАЗа Александру Черноскутову камень прилетел в ногу, а нашему леснику Ивану Чекану осколок стекла чуть не поранил шею».
После переезда из аномального дома на новое место жительства мучения бабушки не закончились. Невидимка увязался за ней и продолжил бушевать уже в новом жилище. Со стен снова полетела штукатурка. На этот раз пострадала местный фельдшер Наталья Пшеницына, когда проводила осмотр больной старушки.
Через несколько дней баба Тася скончалась. Недавно в Верхних Ключах побывали участники Мониторинговой Станции Уральской Аномалистики УРАН. По словам Дмитрия Волобуева, провести полноценное расследование не представилось возможным. «Произведя осмотр помещения (среди нас был криминалист), мы пришли к выводу, что паранормальная активность, скорее всего, действительно имела место быть. Мы в этом уверены почти на сто процентов, хотя наше независимое расследование еще не завершено, - говорит уфолог.
- Не хватает показаний правнука старушки, который жил в доме вместе с ней и был непосредственным свидетелем происходившего. Его полтергейст почему-то не трогал. Возможно, он и индуцировал полтергейста.
Именно правнук, как вторая ключевая фигура, поможет нам разобраться во всей этой темной истории. Однако, отыскать его мы пока никак не можем, он переехал с матерью в Каменск-Уральский». Стоит отметить, что село Верхние Ключи уже стало местом паломничества не только уфологов, но и журналистов. Как сообщили «Новому Региону» в поселковой администрации, на прошлой неделе к ним приезжали московские телевизионщики, а на следующей - ожидается массовый наплыв уральских корреспондентов.
Нашествие русалок на Курганскую область
Зауралье. Курганская область. Здесь огромное количество больших и маленьких водоемов. И все они обитаемы. Но кроме рыбы здесь, по словам местных жителей, обитают еще и русалки. Возможно ли такое? Жители считают, что если например кто-то утонул, то в этом виноваты русалки. Будто бы они за что-то обижены на людей и поэтому мстят.
В медицине известны случаи, когда младенец появляется на свет с дефектом слияния нижних конечностей, это называется сиренолемия. Может быть это и стало причиной появления сказок о русалках? В народных преданиях считается, что русалки - это души утопленниц. Они мол заманивают жертву пением, а их смех означает, что месть свершилась.
Мария Капкова глава администрации Прошкинского сельсовета говорит: «У нас четверо утонули на протяжении шести лет». (это с 2006 по 2012) Другая жительница этой же деревни Прошкино Людмила Грехова рассказывает: «Вот парень молодой утонул. Лет 7-10 назад кое-кто утонул ночью». Но есть и случаи спасения. О таком рассказывает жительница деревни Большая Рига Людмила Маткина: «Он был рыбак. И как-то раз у него лодка перевернулась. Был очень-очень сильный ветер. Лодка перевернулась и он говорит, что чувствовал, как его кто-то будто-бы из воды выталкивает».
Люди замечают на водоемах странные явления, объяснить которые просто не могут. «Иной раз так клином идет волна, бывает, что волна так идет, а другая на нее накатывает будто. Еще бывают такие воронки на одном месте, как будто бы там вентилятор какой стоит». Так вот местные жители уверены, что это русалки. Рыбаки жалуются, что кто-то рвет их сети. Александр Шаламов из деревни Большая Рига возмущается: «Кому сетка помешала? Ни рыбы, ни сетки. Кто его знат. Баушки пугали, мол там водяной да русалки всяки. Зеленая рука из воды выташится, раз тебя и все». (говор натуральный, уральский)
Часто у воды по ночам слышат разные звуки. Шаламов: «Вода да вот эти мягкие места где проваливатся, она сама по себе топь то звуки-то издает, словами не передашь». Один житель рассказывает что русалку будто бы видел его дед: «Он в 12 ночи пошел сети смотреть и она сидела на плотике. И с плотика-то соскочила». В деревне Стариково бабушка Анна Худякова говорит тоже самое о русалке: «Она как женщина, красивая, выскочила и сяла на плот, там плотинка сделана, досточки, потом встала на ето место…» (сяла - это села, досточки - это доски)
Сергей Арефьев давно занимается сбором информации о русалке и пытается ее приманить. Говорит, что она среагировала только на молоко в стеклянной банке. Курган - областной центр. Город получил свое имя благодаря огромному кургану, который стоял с древнейших времен там, где сегодня расположен центр города. Люди сохранили в своей памяти историю о том, кто лежал в этой древней могиле. По легенде в этом кургане была похоронена ханская дочь.
Она умерла совсем молодой и поэтому ее отец похоронил ее так, насыпав высокий курган. Но впоследствии сюда многократно наведывались грабители и она, не выдержав этого постоянного нарушения ее покоя, однажды выскочила на колеснице. У нее были длинные распущенные волосы, красивое платье, богатые украшения. Колесница взметнулась в воздух и затем опустилась в Чухломское озеро. Конец легенды.
Таким образом дух умершей девушки не выдержал постоянных посягательств на свою могилу и ушел в озеро. Она считается первой русалкой Курганской области. В конце 70-х решили создать проспект Конституции и курган был уничтожен. В советские времена курган - наследие древней культуры - уберечь не удалось. Его снесли. Но в нем не было найдено никаких останков. Таким образом ученые никак не могут опровергнуть древнюю легенду о ханской дочке, превратившейся в русалку.
Кроме того, ходят слухи, что место, где стоял когда-то курган, стало опасно для всех живых. Сначала на этом месте было построено общежитие и оно через некоторое время упало, как бы сползло в реку. А как доказать связь этого печального происшествия с легендой? Местный краевед Алексей Дедов рассказывает: «12 января 1983 года половина здания ушла в Тобол. Рухнула и скатилась буквально в реку. Причиной, как потом выяснилось, была проходившая рядом теплотрасса. Из нее била тоненькая струйка воды.
Постепенно она в береге реки вымыла пещеру. Все об этом знали, люди жаловались, но никто никаких мер не предпринимал, и вот такая трагедия произошла. Это было ночью и тринадцать человек погибли». Но человеческая натура такова, что эти события связываюся. Уничтожение кургана и гибель людей. Мистически настроенные люди стали говорить, что это мстит курганская русалка за то, что разорили священное место.
В оставшейся половине общежития говорят, что по ночам слышат голоса, крики. Но в городском парке Кургана между тем есть скульптуры русалок. Удивительно, что это поставили еще в 80-е советские годы. Могли обвинить в порнографии в те времена. Скульптор говорит, что удивительно, но разрешили.
В народном фольклоре считается, что русалками в водоемах становятся либо утопленницы, либо дети, проклятые своими матерями, либо неупокоенные души умерших людей. То есть надо считать, что это материализовавшиеся призраки. Нашествие русалок на Курганскую область началось давно и сопровождается это наваждение многочисленными байками.
Обычно человек видит русалку, сидящую на мостках. Как будто сидит женщина, которая что-то делает. Часто это происходит в сумерках, то есть женщину видят со спины. При приближении человека она прыгает в воду и скрывается. Все очевидцы описывают примерно одинаково. Лица русалки никто не видел, но все уверены, что она молодая и с распущенными волосами. Раньше при строгих религиозных обычаях все женщины волосы прибирали. Если распущенные волосы, то считалось, что и женщина тоже самое.
Все эти дела происходят в Шумихинском и в Белозерском районах Курганской области. В Шумихинском о русалках рассказывают буквально в каждом селе. В деревне Пеган такие правила, говорит Михаил Пахотин: «Далеко не заплывайте, ночью не купайтесь, русалка может вас утащить».
Некоторые исследователи пытаются связать нашествие русалок на Курганскую область с наличием здесь древних капищ, скитов. Там в древности совершались обряды, произносились заклинания, приносились жертвы, жглись костры. Эти места силы подпитывают своей энергией русалок. Здесь можно услышать опять же голоса каких-то духов. Считают, что есть обряды с помощью которых можно выйти на души этих русалок или водяных.
Цель обряда - откупиться от них, чтобы они не трогали живущих людей в проявленном мире. В прошлые времена в летние месяцы, когда шел разгул водяных, девицы просили у них подогнать суженого, наподобие гадания в святки. То есть к водяным претензий нет, они как бы даже помогали. А вот русалки заманивали граждан на мокрый путь, их надо опасаться.
Рассказывает житель деревни Першино школьный учитель Сергей Арефьев: «Одна поливаться пошла утром, воды зачерпнула, решила искупнуться. Ну искупалась, все. Назавтра ее достали. Ее хоронить несут, около озера у этого ребятишки играли, парень утонул. Ее поставили, прямо на плотине, гроб, стали его вытаскивать». Русалка забрала двух человек за два дня. Почему деревенские жители думают, что виновата русалка? У женщины на ноге были какие-то царапины, думают, что это след от когтей русалки.
С.Арефьев рассказывает, что до советской власти недалеко от озера стояла курья - избушка на «курьих» ножках то есть на пеньках. Рядом почти пересохшее русло реки. Раньше «залежных» покойников хоронить было нельзя. Залежные - это значит нечистые: самоубийцы, утопленники, сгоревшие и т.п. Их следовало хоронить отдельно. И они почему-то лежали в этой курье до того как их отпоет священник. Река раньше была полноводной. Такая местная версия, что души тех покойников и становились русалками.
Село Чимеево Белозерского района в той же Курганской области стоит на берегу реки. Есть легенда, что сюда прямо по воде более того против течения приплыла икона. Рассказывает диакон Иоанн (Епин): «Дата основания села 1680 год. Дата явления иконы неизвестна, в преданиях это не сохранилось. Известно только, что икона прибыло в Чимеево в летнее время по воде против течения в вертикальном положении, что противоречит конечно физическим законам.
Икону обнаружили дети, гулявшие около храма. Было сообщено священнику. Священник с местным народом, отслужив молебен, взяли икону с воды, отнесли в храм. В 1770 году в ноябре месяце случилась страшная трагедия. Храм сгорел. Люди были в отчаянии, думая, что икона утрачена безвозвратно. Но когда разбирали место пожара, обнаружили, что икона уцелела».
Храм восстановили и икону вернули на место. Как ни странно, она не покинула его даже при коммунистах. И что интересно, именно в этом селе местные жители никогда не слышали ни о каких русалках. Диакон Иоанн: «Никаких проявлений нечистой силы мы тут не встречали. Таких случаев здесь не было никогда. И в преданиях даже не было никаких мистических существ».
Диакон и все сельчане уверены, что защита от нечисти им была послана с чудесной иконой. Потому-то и обходят это место стороной бесы да русалки. Диакон: «Кто ходит в храм, прибегает к заступничеству Божьему, молится, причащается, то он защищен благодатью Божьей. И я не думаю, что что-то может помочь больше чем сам Бог».
Русалки ни мертвы и не живы, это неупокоенные неотпетые души. За ними не надо охотиться или стремиться к встрече. Русалка - это энергетическая сущность, как-бы издевается над мужчинами, высасывает из них жизненную энергию и подталкивает к смерти. Нам не всегда дано увидеть те силы, которые позволено только ощущать. («Перевал Некст»).
Глянский
Посёлок в 10-15 километрах к юго-востоку от Кургана, где сосредоточена сильная аномальная зона.
Также есть еще более серьезная зона в лесах вокруг озер между Макушино и Петухово. В здешних лесах стоят сломанные как спички деревья, попадаются»мёртвые» поляны, на которых помимо всего прочего прерывается радиосвязь (сигналы ближайшей радиостанции как будто экранируются по периметру). Согласно местным поверьям, в округе водятся маленькие волосатые существа (тхетхетр).
Они якобы обладают сверхъестественной силой и умеют искусно скрываться под землёй...
Это странное место, поселок окружают леса, которые местные жители окрестили мертвыми. В бору много деревьев, напоминающих сломанные спички. На необитаемых полянах не встретить ни одного живого существа, не слышно даже птиц, зато буйная растительность удивляет размером листьев и плодов. Здесь глохнут даже радиосигналы. И ходят легенды, что места эти облюбовали маленькие человечки - тхетхетры, они живут под землей и обладают сверхъестественными способностями.
«Священный» камень Махади-таш
О «святом» Махади говорят, что он происходил из татар-мишар, хотя и не знают: существовал ли он реально.
Зато легенда красивая. В один из жарких солнечных дней Махади спустился с небес на камень у реки и совершил обряд омовения. А на камне остались следы его босых ног и отпечаток кумгана – молитвенного кувшина с узким горлышком и длинным носом. Со временем следы на камне расплылись и потеряли форму, хотя и по-прежнему угадываются. Также по-прежнему, как рассказывают в Усть-Багаряке, «святой» камень приносит долгожданный дождь…
Установлено: В тех странах, где часто появляются НЛО и прочая нечисть - там и
проявляется гомосексуализм в человеческом обществе
Мертвая невеста
Город Курган построен недалеко от захоронения дочери мифического хана Кадыра, которое и дало название этой местности. Обладающий несметными богатствами Золотой Орды, любящий отец положил в могилу прекрасной дочери целое состояние, остатки которого по сей день ищут историки и «черные копатели». Говорят, что спустя столетия потревоженный дух этой древнетатарской принцессы, спасаясь от грабителей, скрылся в Чухломском озере. Но эта земля таит в себе не только одну красивую легенду, живописные места Кургана просто пропитаны мистикой.
Широнинская мельница
В 8 километрах от поселка расположено еще одно странное место - Широнинская мельница, это настоящий небольшой водопад. Когда-то здесь была мельница, а теперь - такое удивительно красивое место, обладающее необъяснимым притяжением. Сюда так приятно прийти отдохнуть. Этот берег манит какой-то неведомой силой, словно души предков назначают нам здесь свидание.
Метеоритный дождь на Южном Урале
Над озером Чебаркуль в Кунашакском районе выпадал каменный метеоритный дождь.
По словам очевидцев того времени, выпадение дождя сопровождалось полетом по безоблачному небу яркого болида, за которым тянулся дымный след. Болид летел с севера на юг, и за 8 секунд видимости преодолел порядка 150 километров. Через минуту после исчезновения раздался тройной громовой удар, схожий с орудийным гулом. Самые крупные обломки, которые удалось обнаружить в округе, весили 50 килограммов.
Как установили ученые, возраст «космических пришельцев» – около 500 миллионов лет. Кроме того, местные жители утверждают, что один из самых больших осколков метеорита упал в озеро Чебаркуль, подняв при этом 20-метровый столб воды. Однако обнаружить этот драгоценный экспонат пока не получилось. Всего удалось найти порядка двадцати камушков.
Все они округлые, гладкие, будто отшлифованные, и имеют черный цвет. Огненный шар и след от него был виден на расстоянии 700 километров в Челябинской, Курганской областях и Башкирии. Кроме этого, рядом с озером Чебаркуль, как говорят экстрасенсы, есть «места силы», где время от времени открываются «порталы в иные миры»...
Озеро Медвежье в Курганской области
Медведь – один из самых что ни на есть русских символов, а потому вряд ли кто-то упрекнет тех, кто открыл и назвал озеро Медвежье в Курганской области именно Медвежьим, а не Заячьим или, к примеру, Лисичьим. Правда, со строго научной точки зрения Медвежьим назвать озеро было не совсем логично – ведь медведи на морях почти не водятся, исключая полюс, а озеро Медвежье в Курганской области как раз очень соленое, едва ли не самое соленое в России. Раньше оно служило крупным источником добычи соли, но это даже не главная ценность, из-за которой каждое лето на берегах озера буквально палатку негде поставить.
Самое главное в озере Медвежьем – это, конечно, грязи. Особое илистое дно озера создало специфический сорт грязи, которая оказывает целебное воздействие на самые разные части человеческого организма, а особенно ценится теми, кто страдает от кожных болезней, системных болезней, аллергии, бесплодия и многого другого.
Удивительно, но этот факт известен большинству докторов, которые рекомендуют сначала поправлять здоровье здесь, а уж потом гробить в Турции. И, что самое главное, теплая почти морская вода, приятный воздух, солнце – все это отлично восстанавливают не только физическое здоровье, но и душевное равновесие.
Рыба или другая крупная живность, как и растительность, в Медвежьем озере не водится, поскольку уровень соли в озере позволяет выжить разве что рачкам и другим микроорганизмам. И медведи тут не купаются. Название же озера произошло из-за старой байки, в которой кто-то видел, как умирающий медведь пришел к этому озеру и вошел в воду, после чего вышел из нее заметно поздоровевшим, а затем его видели в лесах совсем бодрым.
Так зверь указал людям на целебное озеро. Пересказ от пересказа раны мишки становились все тяжелее, и вот он уже вползал в озеро без головы, а выходил с двумя. Но факт остается фактом – несомненная польза купания в Медвежьем или грязевые ванны оказались совершенно реальными. Кроме того, может, озеро было названо Медвежьим еще и из-за цвета – из-за проживающих в нем микроорганизмов озеро имеет коричневато-бурый оттенок (что никак не влияет на его положительные целебные свойства).
Тем не менее, купание в нем – веселая процедура, поскольку, во-первых, само озеро чрезвычайно неглубокое, едва ли по пояс взрослому человеку. Во-вторых, высокая концентрация соли приводит к тому, что там проще лежать на поверхности воды, чем пытаться дрыгать руками и ногами. Так что, если вы упрямы и хотите нырять, захватите с собой очки для плавания и не открывайте рот – это позволит избежать неприятных ощущений.
Иногда озеро Медвежье считают как два озера – мерещится, понимаете ли, геологам то ли Большая, то ли Малая медведица. Но на Большое и Малое озера оно делится только во время сильной засухи, когда уровень воды спадает, и острова в озере становятся выше. Кстати, по этим островам тоже проводятся интересные экскурсии – к дереву желаний, поляне знакомств и другим достопримечательностям. В общем, на озере Медвежье в Курганской области вам не придется, хотя, скорее всего, атмосфера вас так расслабит, что активного отдыха даже и не захочется. (Ксения Вильчинская, Анастасия Берсенева).
Озеро Акулинкино (Притобольный район)
Жила давным-давно, может быть 200, а может быть и больше лет тому назад, в Утятке девица Акулина.
Собой была пригожа, нрава доброго да угодливого. Взял её в жёны богатый жених. Жить бы да радоваться, да вот беда - невзлюбила свекровь сноху за бедность. Ступит Акулина - всё не так, сварит суп - свекровь ложку бросает. Учи жену - наказывает сыну. Часто попадало от мужа Акулине, и знал он, что не дело мучить жену, да только перечить матери не смел. Всё терпела кроткая Акулина. Но однажды её терпению пришёл конец.
Вышла она росистым летним утром на берег любимого озера, взглянула в последний раз на ясное солнышко, на зелёный, облитый утренним багрянцем бор, на обсыпанный полевыми цветами луг, на дальний берёзовый лес, да и бросилась в озеро, утопила в нём своё неизбывное горе. И стала в нём вода чистая, прозрачная, как горючие Акулинкины слёзы. С той поры и зовётся оно Акулинкино озеро.
Река Богатик (Белозерский район)
В числе первых жителей посёлка Першино был одинокий детина Пантелей. Решил он поискать клад в Першинском кургане. Вот на Иванов день в полночь зашёл Пантелей на вершину кургана. Ночь была тёмная. Стал Пантелей копать, вдруг слышит позади сильный лошадиный топот. А обернуться - клад уйдёт. Пантелей и копает.
Топот стих, но поднялся сильный шум от порыва ветра. Скоро затих ветер... Вдруг затрясся весь курган. Чуть не упал Пантелей. И не успел опомниться, как ослепило его огненным светом, вырвавшимся из ямы, которую он копал. Лопата выпала из рук Пантелея, он стоял весь в пламени. Из пламенного свет перешёл в белоснежный и туг из ямы тихо-тихо выкатилась золотая карета.
В ней сидела девушка с распущенными волосами. В этот миг Пантелей должен был схватить карету и крикнуть: «Чур моя». А он стоял как зачарованный. Карета помедлила уходить, но потом быстро покатилась по склону кургана и скрылась вдали. Утром сошёл Пантелей с кургана и увидел след кареты. След этот превратился в речку и люди назвали её Богатик. Так в ней скрылось богатство, которое упустил Пантелей.
Река Глядяна (Притобольный район)
Во второй половине 18в. на берегу реки появились первые избы переселенцев.
Гонимые хозяйской немилостью, уходили они сюда. Здесь были богатые пастбища, вдосталь строительного материала, рыба, звери, камни, леса. Частые набеги Кучумовой орды объединяли людей. На берегу реки стояла сосна, которая служила стражем деревни. Постоянно на ней находился страж (часовой), который «глядел», прикрывшись рукой, не идёт ли враг, не возник ли пожар, всё ли в деревне гладко. От названия сосны, с которой «глядели» и получила название д. Глядянка (позднее село), а река стала называться Глядяной.
Озеро Домнино (Частоозерский район)
Жил на берегу озера богач, которому вся деревня в ноги кланялась, лютый. У него сирота жила, Домнушка. Скромная, приветливая, послушная. Родители умерли с голоду. Сначала она с сумой по деревням ходила, а когда ей 8 лет исполнилось, взял её к себе богач Пров Кузьмич. За гусями, ребятишками смотрела.
Исполнилось ей 15 лет. В этом году хозяин нового батрака нанял. Был Фёдор из соседней деревни, красивый сильный. В работе ловок. Любил петь. Вот они и подружились, как запоют, любо. Полюбили они друг друга. А зимой поехал Фёдор за сеном и не вернулся. Памяти лишилась Домнушка. Шло время, но не забывалось горе. Стал домогаться её хозяин. Однажды на пасху все ушли в храм, а хозяин вернулся и одолел её. Возненавидела его Домнушка. А утром убежала, устроилась батрачкой к вдове. Оказалась беременной, не снесла позора и утопилась в озере, которое и стали звать Домнино.
Озеро Донки (Белозерский район)
Давным-давно это было. Говорят, в России на р. Дон жил богатырь среди казаков.
Русский царь приказал холопам схватить его и доставить в Москву. Привезли холопы богатыря к царю. - Покажи свою удаль, молодец! - сказал царь. Ну, казак согнул ось от телеги, разогнул подкову, разложил кряж пополам... - Оставайся при дворе служить - приказал царь. - Отпусти, батюшка, на волю - взмолился богатырь! Не отпустил царь казака, больно красив да статен был силач. Заперли его в подземелье. А он ночью взломал чугунную решётку и бежал в родные леса на Дону.
На всех царских заставах поднялась тревога. По всей России начались поиски. А богатырь забрал семью и на Волгу подался, потом на Урал. Но и тут его преследовали. Тогда он бежал в Зауралье, скрылся в зарослях Тобола. Сколько ни рыскали царские псы, не нашли его. Однажды зимней ночью, когда в степи бушевала вьюга, к озеру прибились кочевники: татары, казахи. Они туг всегда зазимовывали. И вот утром кочевники увидели: посреди озера в густых зарослях стоит огромный дом, из трубы дым налит, вокруг дома стоят сараи, пролегла стеной изгородь.
Познакомились кочевники с русским богатырём, кунаками стали. - Расскажи - говорят старики - как дом строил! Из камыша. А сараи, крышу? Из камыша, изгородь тоже... - А дочку когда сватать можно? У богатыря было З дочери. И все красавицы невиданные, в отца, да в мать свою рукодельницу - казачку. Выдал силач первую дочь за лучшего чабана-казаха. Вторую - за самого смелого охотника-татарина.
А третьей мать говорит: - Останься, Донюшка, с нами. Нам грустно будет одним без тебя. Осталась. Сватали степные богатыри Доню, а красавица всем отказывала - так она любила мать и отца, что не могла их оставить. Тогда какой-то шайтан выкрал у них дочку. Мать подумала, что она заблудилась на озере.
По утрам выезжала на лодке и кричала - Доня, Донюшка ясноокая! Откликнись! Всё лето слышался голос женщины, потерявшей от горя рассудок. - Доня! Откликнись! Эхо разносило слова по камышам. - Дон-ки! Дон-ки! Ушёл русский богатырь помирать на родину. А кочевники с тех пор и прозвали озеро Донки.
Озеро Крутали (Кетовский район)
В давние времена из глубинных улусов Тургайских степей пролегали охотничьи тропы - сакмы в Илецкий бор. Они тянулись через ковыльные степи, мелкие перелески, меж пустынных и безымянных озер. У одного из них, в 20 верстах от Илецкого бора любили охотники - казахи сделать последний привал под могучей кроной одинокой ивы. Курталь и означает - одинокая ива...
Во второй половине ХVII в. русские старожилы «наносят на чертеж» большое озеро Курталь.
В 1770 году и крестьянин дер. Шатрово Исецкого пригорода (волости) Игнатий Логинович Неустроев переселился на земли «Курганской слободы» и завел вновь деревню Куртальную близ озера Курталь. К деревне приселились крестьяне из Утяцкой слободы и дер. Чесноковой. Под этим названием и встречается в архивных документах 60-х годов ХIХ в. озеро Курталь и дер. Куртальная. По ошибке ли канцеляристов или по прихоти чиновника, усомнившегося в правильности названия деревни, кто-то «начертать изволил» поверх зачёркнутого слова более благозвучное название «Крутали». Однако смысловое значение названия при этом в корне изменилось.
Озеро Салтысарайское (Белозерский район)
Были наши места глухие, звериные. Жили в них татарские орды, неспокойные, дрались друг с другом. Жили тогда три брата. Были они князьями своих родов. У каждого была своя военная сила, храбрая да воинственная. Старшего звали Салтысарек, среднего Першик, а младшего Ниап. Вот раз напала на них вражья сила таких же ордынцев. Шибко бились братья, не уступали врагу.
Но враг был сильнее, и победа осталась за ним. Первого убили Салтысарека, потом второго брата Першика, а третий брат Ниап убежал в тайгу Боровлянскую и там долго скрывался, но враги следили за ним, нашли и утопили в лесной речке. Она и получила его имя - Ниап. У Першика был зять - Тебеняк.
Он сражался вместе с тестем и тоже погиб. Остатки верных воинов похоронили Першика и на его могиле насыпали большой холм, который стал называться Першинским. Зятя Тебеняка похоронили на берегу реки. Вот и пошли названия: озеро Салтысарайское и село того же названия, бугор Першинский и с. Першино, речка Тебеняк, лесная речка Ниап.
Озеро Татарское (Мокроусовский район)
Давным-давно с востока двигались татаро-монгольские орлы. Войско хана Батыя не оставило в покое и семьи деревень. Частые набеги, угон девушек в неволю, убийство, издевательство. Всё это привело в гнев население общины. И мужчины вооружились, встретили отряд татаро - монголов у озера. Прошла битва. Монголы были разбиты. А героев битвы схоронили, после чего озеро, у которого произошла битва, стало называться Татарским, а село Могильным.
Озеро Убиенное (Юргамышский район)
Окунёвский уезд до середины ХVIII в. непосредственно граничил с землями Казахстанской орды и неоднократно подвергался нападениям со стороны феодалов-кочевников. Название озера «Убиенное» говорит об одном из таких нападений, а, следовательно, и сражении, которое произошло около него. Оно, очевидно, было очень крупным, с большим количеством убитых, отчего озеро и получило такое название, которое унаследовала и основанная на его берегу деревня.
На левом высоком берегу р. Тобола, на живописном месте Алгинского яра (Алгинский - с татарского значит знаменитый, отменный), где была первоначально основана слобода Царёво Городище, в древности имел свою юрту знаменитый татарский хан. В семействе его была красавица-дочь. Судьбе угодно было в юности прекратить жизнь её. По смерти отец похоронил милое дитя вблизи своего жилища и над могилою приказал посыпать высокий Курган.
С незапамятных времён разрывали кладоискатели Царёв Курган... При подобных поисках, будто бы погребённая под Царёвым Курганом ханская дочь, не могшая вынести нарушения её покоя, принуждена была оставить свою могилу. В одну летнюю ночь, когда кладоискатели разрывали Курган, вдруг из глубины его на окованной серебром колеснице, запряженной двумя белым лошадьми, показалась девица-красавица, в блестящем разными дорогими камнями головном уборе и богатейшем татарском платье. Она мгновенно пронеслась по западу и вместе с колесницею утонула в глубине Чухломского озера.