Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ГЛАВНАЯ [1]
НЛО [291]
КОНТАКТЕРЫ [0]
КРУГИ НА ПОЛЯХ [0]
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ [259]
КРИПТОЗООЛОГИЯ [276]
ЖЕРТВОПРИНОШ. [0]
ПРИВИДЕНИЯ [283]
АСТРОЛОГИЯ [0]
МАСОНСТВО [0]
СПИРИТИЗМ [0]
ЯЗЫЧЕСТВО [0]
САТАНИЗМ [0]
КЛЕРИКАЛИЗМ [0]
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ [0]
ПРОСТИТУЦИЯ [0]
НАРКОМАНИЯ [0]
ПЕДОФИЛИЯ [0]
ПРЕСТУПНОСТЬ [0]
НАЦИОНАЛИЗМ [0]
КОРРУПЦИЯ [0]
ФАШИЗМ [0]
РАБСТВО [0]
БОЛЕЗНИ [0]
БЕДНОСТЬ [0]
НЕРАВЕНСТВО [0]
НЕГРАМОТНОСТЬ [0]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » СТАТИСТИКА ОККУЛЬТИЗМА » АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ

    Аномальные и загадочные места в Орловской области. 2

    Тайные стражи тайных кладов

    Клады всегда были связаны с множеством тайн. Например, считается, что клады охраняет нечистая сила, привидения, загадочные животные. Во многих странах существует поверье, что тайные или потерянные клады охраняют «адские» псы, что на протяжении сотен лет появляются жуткие призраки черных собак с огненными глазами. Одна из самых известных таких легенд, находящая подтверждение и в наши дни, - пражская. 

    Говорят, в Праге постоянно замечают несколько таких привидений, сторожащих клады. Одно видели у старой ратуши в Градчанах на Лоретанской улице, другое обитает около ротонды Св. Мартина в крепости Вышеград. Некоторые легенды утверждают, что это не стражи кладов, а посланцы Дьявола.


    Есть свидетельство двух очевидцев, молодой пары, которые в глухую ночь возвращались домой по закоулкам пражского Вышеграда, направляясь к Кирпичным воротам и вниз на Витонь к железнодорожному мосту. Это был 2008 год, последний день октября, два дня до «душечек» - дня поминовения усопших.

    На кладбище Славина у базилики св. Петра и Павла видны проблески свечек. Через несколько шагов парень резко останавливается, а девушка пронзительно вскрикивает: на дороге, недалеко от ротонды св. Мартина, они увидели два огненных красных глаза, за которыми угадывался силуэт огромной собаки. Темный контур был окружен странной зеленоватой дымкой.

    Говорят, что такие жуткие привидения появляются во всех уголках мира. Это огромные черные псы, глаза которых пронзительно светятся красным сиянием. «Именно глаза можно первыми заметить во тьме. Многие свидетели говорят, что хотя животное темное и черное, вокруг него видно зеленоватое свечение. Иногда у них из пасти вместо языка сверкает пламя», - рассказывает писатель Отомар Дворжак, признанный специалист по привидениям, охраняющим клады.

    В южных окраинах Великороссии духи-кладовики имеют и сподручных, их называли «кладенцами», и только в Севском уезде Орловской губернии главный дух, по недоразумению, не иначе, носит имя Кудиара (или Кудияра). На севере же его иногда попросту зовут «кладовым» и признают, что эти сторожа действуют всегда вдвоем: один из них действует при первом покушении на похищение клада и зовется «лаюн» (прозван так за то, что обращается во все ту же собаку, часто лайку), другой – «щекотун», оберегающий клад в виде белобокой птицы сороки-щекотухи.

    В прежнее время, да и не так еще давно, - говорит предание, кругом всего города Орла верст на сто, а то и на другое сто, все леса были, леса были дремучие; а в тех лесах не столько зверя было дикого, сколько разбойников. Про злодейства их еще не так давно рассказывали здесь со страхом, добавляя при этом: «не даром Орловцев зовут проломленными головами!» А то и другая сложилась об них поговорка: «Орел да Кромы - первые воры».

    При этом уместно будет прибавить, что не один Орел да Кромы славились в древности, как первые воры. Подобный взгляд образовался и на все почти города Орловского края. Так говорят, что и Дмитровцы старым ворам невыдавцы; что и Карачев на поддачу; что Елец всем ворам отец, а Ливны самим ворам дивны!

    О жителях Мценска образовался такой взгляд, что когда кто хочет другому беды, то в сердцах посылает к нему амчанина: «амчанин тебе на двор!» Это означает, что от амчанина не ожидать добра, или, как говорят под рифму: «коли амчанин на двор; то уж выноси святых вон!» И каких воров-разбойников не было в старину в Орловских пределах! 

    В народе особенно помнят Кудеяра. «Этот где-где не разбойничал! И к Калуге, и к Туле, и к Рязани, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Севску, и к Брянску, и к Смоленску - везде побывал, везде свои станы расставлял, и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки, озера, какого ручья полушубок или свиту, и ляжет спать.

    Одним глазом спит, другим сторожит, нет ли погони где; а там левый спи, правый сторожи, - так в переменку; а как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку и поминай как звали… Так и издох своей смертью, - никак изловить его не могли, как там ни старались»

    По Орловско-Витебской дороге есть станция Нарышкино (в 20 верстах от Орла), от которой в четырех верстах находится село Сергиевское, а версты с полторы от этого села находится гора с трясиною по средине. Об этой горе с трясиною рассказывают, что здесь давным-давно жил Кудеяр разбойник, имел там дом и оттуда разбойничал; гора, надо заметить, окружена была густым лесом, от которого остались теперь одни кустарники. Долго разбойничал здесь Кудеяр; но Господь смиловался...  Разбойник оставил к старости это место и ушел в Брянские леса, а дом, где он жил, за нечестие Кудеяра, провалился сквозь землю; теперь на том месте трясина; и как дом был огорожен кругом, так и трясина круглая (со слов местных старожилов). 

    Яснее предания о Кудеяре в Брянском уезде, куда он выбыл из-под Орла на старости лет и где, как гласит предание, он сложил удалую свою головушку.  Жил Кудеяр в Кривом лесу. На меловых горах у него выстроены были каменные подвалы; теперь они уже обвалились, но у Десны и доселе видна яма, где разбойники на это дело обжигали кирпичи. Сам Кудеяр с молодцами жил в куренках, а в подвалах навалено было всякое добро, что грабил он у бояр. На большой дороге в Кривом лесу никому не било от Кудеяра пропуска. 

    По соснам у него сидели разбойники и подавали свист, когда бывала добыча. Бояре ездили с большою дворнею; но не всякий раз удавалось им проехать благополучно, разве не было дома самого Кудеяра... Разбойники чаще делали так: поведут на высокий обрыв, посадят на вилы, спустят вилы к Десне, раскачают их, да и приговаривают:

    Уж и стар стал Кудеяр, а все грабит, все проливает кровь христианскую, все прогневляет Пресвятую Богородицу. Собрала Она семь пятниц в одну, да сразу и вылила их на голову окаянному Кудеяру... Приехал, сказывают, о ту пору в село Страшевичи Василий Афанасьевичь Бахтин из полку, и оповестил он своим сродственникам, что желает с ними повидаться.

    Василий Афанасьевич был знатный барин, земли и крестьян у него было множество, жил богато и родню имел знатную... И вот отправилась с ним повидеться княгиня Друцкая-Сокольницкая, а путь ей лежал чрез Кривой лес. Знала она про Кудеяра, да понадеялась на своих людей, что с нею были, человек с 30. Въезжает княгиня в Кривой лес да посмеивается: говорили, дескать, что тут разбойники, а их и духу нет!..

    Только у Меловой горы сидел на дереве разбойник: и, по его знаку, как черные вороны, видимо-невидимо выскочили разбойники, застрелили дворецкого, побили людей, а самую княгиню обидели чуть живую отпустили к Василию Афанасьевичу... Тогда Василий Афанасьевич выбрал из своих людей - молодец к молодцу, человек с сорок, дал каждому по пищали, посадил их на конь и поехал на разбойников.

    К утру был он уже во Кривом лесу (60 верст); подъехал к Меловым горам и хотел уже взбираться на одну из гор, как видит, на сосне сидит разбойник и кричит, что мол проезжие да много их! Досада взяла Василия Афанасьевича; берет он пищаль лучшую, и разбойник как сноп полетел с дерева кубарем... Собрались разбойники, а впереди сам Кудеяр. Битва была страшная.

    Сама пресвятая богородица помогла Василию Афанасьевичу ранить Кудеяра в щеку. Кудеяр выхватил платок шелковый, подвязал свою щеку и закричал: «казаки, вода!» Разбойники бросились кто куда, их гнали и били; а Василий Афанасьевич догнал самого Кудеяра и тут же покончил с ним»… К этому преданию присовокупляет, что все богатство Кудеяра, что было на виду, досталось в руки Василию Афанасьевичу Бахтину, который, кроме того, освободил из курении Кудеяра Голубеевскую дьячиху (село Голубея в 30 верстах от меловых гор) и гусляра.

    Дьячиху боярин отпустил на волю, а гусляра взял с собою в Страшевичи. Слепец гусляр хорошо пел и играл, и жил в Страшевичах до самой своей смерти, а когда умер, то его погребли по христианскому обычаю, и службу, говорят, правил поп Рогожка (из рассказов старожилов села Страшевичи). Это было слишком за сто лет до нашего времени. Кроме Кудеяра, здесь рассказывают еще о разбойниках - Иване Гуляеве, Степане и Куке, передвигавшем своими волхвованиями леса и горы. («Орловские епархиальные ведомости»).



    Ужасы Сурьянского леса

    Российские собиратели загадочных историй, подвижнический труд которых относится ко второй половине XIX века, заслуживают глубокого уважения. В то же время им впору выразить сочувствие, потому что их детальные, зачастую образные описания разного сорта невероятных событий тогдашняя наука истолковать не могла.

    Оттого-то автор увлекательной книги «Быль из времен крепостничества в Орловской губернии», краевед Евгений Нугард, в 1901 году беспомощно высказался: «Ничто ничтожит, и тогда жизнь превращается в беспомощную гонку за иллюзиями». Далее следует его повествование, которое можно назвать жемчужиной паранормального.

    То, о чем он рассказывает, сегодня кажется вполне объяснимым, если, вооружиться теорией нашего соотечественника, доктора биологических наук Петра Горяева. Но прежде, чем браться за теорию, надобно обратиться к практике, как ее назвал Нугард, «ужасов Сурьянинского леса». Он же предостерег читателей цитатой из поэмы «Манфред» Байрона: «И кто больше всех знает, тот горше всех должен плакать, убедившись, что древо знания не есть древо жизни».


    А теперь перенесемся в август года 1848-го, о кровавой и наполненной до краев мистикой драме которого газета «Орловский вестник» сочла необходимым напомнить своим читателям в 1895 году: «Дело дошло до того, что насильственная смерть учителя из села Морозова Болховского уезда и последовавшие за нею неоднократные явления призрака этого достойного человека послужили поводом к народным беспорядкам. Люди требовали оградить их не только от разбуженного этим кровавым деянием дьявольского шабаша, но разыскать и наказать убийц, соблазнившихся большими деньгами, которые вез убиенный по поручению помещика А.Д.Юрасовского». 

    Евгений Нугард, по свидетельству нашего современника, орловского журналиста В.Ефремова, годы спустя проводил опросы тех, кто был осведомлен о деталях событий. Вот как их излагает краевед: «В ясную, чудную ночь, но только не для господина Карнеева, ему пришлось одному, без кучера, ехать из Карачева в Болхов. В Сурьянинском лесу, в том самом месте, где был зарезан учитель, лошадь Карнеева захрапела, затряслась и остановилась как вкопанная.

    Карнеев глянул вперед, и вдруг... сердце его замерло - увидел он, что к экипажу егo идет какой-то человек в платье немецкого покроя, весь залитый кровью. Взглянув на него, Карнеев ахнул. Перед ним стоял его покойный зять, зарезанный учитель. Остановив его, учитель стал требовать с него свидетельства по суду Божьему, куда и звал его отправиться с собой на небо немедленно.

    При этом учитель, кланяясь Карнееву, снимал свою отрубленную голову, как шапку. Страшная дрожь проняла Карнеева. Щелкая зубами, он хотел было перекреститься, но вместо этого без чувств грохнулся в экипаж. Что произошло с ним далее, он не знает. Опомнился у себя в доме, в бане, где жена чуть ли не со всеми родичами отпаивала его холодною водою, желая привести в чувство».

    Появления призраков днем, да еще с настойчивыми требованиями что-либо сделать для них, не так уж редки. Но вот дальнейшие действия духа покойного учителя, который терроризировал всех, на кого натыкался, редкость величайшая. И особенно от него досталось Карнееву. Он стал встречать призрак везде, где бывал, не исключая храмы. Дух приветствовал бедолагу однообразно, снимая голову с плеч и помещая ее под мышку. При этом голова жаловалась, требовала, угрожала. Кто бы выдержал такое? Вот и Карнеев не выдержал. Свел счеты с жизнью...

    Далее призрак учителя избрал местом террора Болховскую дорогу, где нагонял страх на прохожих и проезжих, жалуясь на свою горькую судьбину и требуя, чтобы они отправились вместе с ним на суд Божий. Для чего? У духа появился «адвокат» в лице другого духа, Карнеева, клятвенно заверявшего, что учитель был зарезан, а не покончил жизнь самоубийством, как решил полицейский чин, расследовавший это дело...

    Дальше - больше. Призрак Карнеева куда-то подевался, а дух учителя принялся размахивать своей отрезанной головой по всему уезду. Теперь он делал это и днем, и ночью, никому не давая проходу. Нугард пишет: «Явления были плотски говорящими, осязаемо голосистыми».

    Люди стали бояться выходить из домов. Вмешалась полиция. Призрак, в которого много раз стреляли из револьверов и ружей, не пожелал снизить активность. Поняв, что власти не в силах помочь, пятеро отчаянных мужичков осквернили могилу учителя, надеясь угомонить дух навеки, прибегнув к древнему оккультному средству - пронзить сердце усопшего осиновым колом. Мужичкам, уже добравшимся до гроба, не удалось осуществить задуманное - помешала огромная, похожая на сову птица, принявшаяся драть их когтями. Гробокопатели в панике бежали, преследуемые пернатым бандитом, в конце концов обернувшимся... духом учителя!

    Затем заработала мощная сила, названная Камилем Фламмарионом «призрачным возмездием». Дух учителя поселился в избе одного из пятерых. Мужичок созерцал его еженощно, и еженощно слышал вкрадчивый голос: «Скажи, болезный, скажи, а то не добро - худо получишь».

    Из углов избы летели искры, и раздавался свирепый хохот. Мужик, почувствовав, что сходит с ума, явился с повинной исправнику, сознавшись в соучастии убийства учителя и выдав сообщников… Состоялся суд. Не Божий – земной. Душегубы отправились на вечное поселение в Сибирь. Призрак учителя, видимо, удовлетворенный восторжествовавшей справедливостью, успокоился. Больше его никто никогда не видел.

    Почему являются жаждущие отмщения призраки? Почему они успокаиваются лишь после того, как их требования удовлетворяют? Петр Горяев в результате многолетних исследований пришел к выводу, что наряду с традиционными материальными генами, которые отлично видны в электронный микроскоп, существуют также голографические супергены.


    Они являются энергоинформационными «каркасами» клеток, органов, в целом всего организма. Не исключено, что супергены формируют призрачного двойника умершего человека, обходящегося без мозга, но, несмотря на это, казалось бы, непреодолимое препятствие, могущего мыслить и принимать решения. Страшилки?!

    Почему некоторые призраки не могут обойтись без них? «Потому, - считал протоиерей Серафим Роуз, - что оскорбленная душа искушаема лукавым, ищет и не находит милосердия в темноте грешного мира людей». (Александр Володев, журнал «НЛО» № 15).



    Метеорит Чулковский

    Потерянное космическое тело, выпавшее в районе п.Чулково Орловской области.  В 2001 году в газету «Труд» после публикации о метеоритных экспедициях «Космопоиска» пришло письмо от жителя Чулково, утверждавшего, что своими глазами он видел два года назад падение яркого метеорита. По словам очевидца, он находился в своем огороде, когда ночное небо прочертило яркое тело, которое с громким хлопком вонзилось в землю примерно в километре от поселка.

    Вскоре, 9 мая 2001 года после Кореневской метеоритной экспедиции несколько членов «Космопоиска» через Брянск и Орел прибыла в Мценск, где посетила местные пещеры. Затем добралась до п.Чулково, где отыскала осколок упавшего в 1998 году метеорита; 11 мая посетила п.Марс. А 12 мая группа делала пересадку через Тулу, где стала свидетелем аномального (по словам местных метеорологов) града. («Космопоиск»).



    Марс (орловский) - поселок

    Марс (орловский) - поселок, названный в честь планеты Марс, находящийся на востоке Мценского района Орловской области. Разумеется, странное внимание привлекало интересующихся людей, однако, историки да и просто туристы не появлялись в этой забытой богом глуши, об истории поселка не могли рассказать даже в местном краеведческом музее.

    В мае 2001 года исследователи «Космопоиска» добрались до Марса и собрали материал о его прошлом и настоящем. Примечательно, что никто из опрошенных краеведов и встреченных по пути жителей района так и не сумел ответить на вопрос о происхождении названия поселка, большинство с сомнением высказывались о том, что название каким-то образом связано с астрономией, но все как один упорно говорили «ехать на Марс», «живущие на Марсе», «на Марсе» (если бы они говорили о поселке, а не о планете, то с точки зрения грамматики законным было бы сочетание «в Марсе»).

    На момент посещения поселка в нем проживало 7 человек: постоянно лишь трое - А.Данилина, Сергей и Галина Наумовы; к которым приехали брат Николай и 74-летняя Антонина Григорьевна Тетерина со слепым мужем. Еще одна 70-летняя старуха-дачница сказала, что они «живут на Марсе сколько себя помнят и всегда он так назывался». Только одна 96-летняя марсианка Анастасия Яковлевна Данилина вспомнила сам момент появления экзотического названия.

    До революции 1917 года имение, в котором было 46 дворов, принадлежало барину, композитору Римскому-Корсакову, коего местные крестьяне весьма недолюбливали за жесткое обращение и поборы. Взбунтовавшиеся крестьяне барина изгнали. Приезжий комиссар предложил его заменить, назвав революционный поселок «в честь далекой красной революционной планеты». Все и поддержали. Послереволюционный период в истории Марса самый благодатный, поселок процветал. В 1941-43 годах Марс оккупируют немцы, старожилы вспоминают о жестокостях (у Анастасии Яковлевны расстреляли даже 2,5-летнего сына). 

    Во время Курской дуги поселок вновь заняли советские войска, уходя немцы взорвали все печки, спалили все хаты, заминировали Марс практически полностью. Немногие оставшиеся и вернувшиеся жители до разминирования целый год ничего не сеяли и не убирали трупы солдат («немцами был усеян весь берег реки, а русские лежали во всех огородах, некоторых находили даже в 1960-х годах»). 


    Но и после разминирования еще долго рвались бомбы и снаряды, более десятка подростков погибли на страшных находках. Поселок с одной улицей заново отстроили, в 1970-х годах Марс был электрифицирован, потом появилось телевидение, местный колхоз стал миллионером. 

    В 1980-х зажиточная жизнь у марсиан кончилась, в 1990-х после развала СССР развалился и колхоз, и поселок, закрылась школа и магазин, большинство жителей разъехалось. Марс превратился в обычную для России умирающую деревню, куда добраться можно лишь пешком (по сухой дороге 5-6 км до ближайшего асфальта, а во время паводка на Марс можно попасть только на лодке).  На момент посещения этих мест, жизнь на Марсе едва-едва теплилась. Но яблони на Марсе все-таки цвели. («Космопоиск»).



    Тайна каменной красавицы

    Ковш экскаватора завибрировал и вывернул из земли большой овальный камень. Экскаваторщик покинул кабину машины и, подойдя к камню, стал очищать его от смерзшейся земли, так как что-то ему подсказало, что это не просто глыба песчаника. И каково же было его удивление, когда тяжелая, более 150 кг весом, глыба оказалась «каменной бабой», или, говоря иначе, каменной статуей.

    При первой же возможности о находке было сообщено в Орловский областной краеведческий музей. По просьбе сотрудников музея изваяние было привезено с окраины пос. Верховье в Орел, а затем рабочие АО «Надымспецсвармонтаж» на своем автотранспорте привезли полуторацентнерную «даму» в краеведческий музей. Здесь ее почистили, помыли и подготовили для экспонировании рядом с медведем трехметрового роста и доспехами средневекового рыцаря. Сейчас ведутся исследования, направленные на установлении датировки находки и ее культурной принадлежности.

    Вплоть до XVIII века тысячи каменных изваянии стояли на древних курганах и возвышенных местах и далеко были видны в степных просторах (активным освое» кием степей курганы стали распахивать, а «каменных баб» - уничтожать в массовом количестве, а в лучшем случае свозить в крестьянские усадьбы для хозяйственных нужд и в помещичьи - для украшения парков.

    Ученые, обеспокоенные этим, добились от правительства охраны замечательных произведений степного искусства. На сегодняшний день до нас дошло не более 1500 «каменных баб» и все они сосредоточены, в основном, в южных музеях, на Украине. Находка каменной статуи на территории Орловской области - первая. Необходимо установить, какого же она происхождения - половецкого, и тогда ей более 700 лет, или это новодел какого-либо «народного умельца» наших дней.

    Найденная на окраине пос. Верховье в декабре 1994 года «каменная баба» изготовлена из серого песчаника, овальной формы, плоская, рост 80 см. по тулову проходят два горизонтальных пропила, выделяющие небольшую голову, чуть больший по размеру торс, и еще большую - округлую нижнюю часть статуи. «Каменная баба» по внешнему виду напоминает снеговика.

    Прорисовка рук и ног отсутствует, очень выразительны черты липа статуи они монголоидны; узкие удлиненные глаза с обозначенными зрачками, тяжелые, нависшие веки, словно эта стартуя умудрена долгим жизненным опытом. Ее взгляд живой. На голове, с правой стороны, имеется ямкообразное ушное отверстие. С другой стороны его нет. Рот обозначен многочисленными мелкими овальными дырочками и немного растянут в легкой снисходительной улыбке. Судя по тому, что на торцевом овале слегка намечены груди, найденная статуя изображает женщину.

    Ученые предполагают, что «каменные бабы» ставились половцами в память умерших предков, а так как в своих набегах из междуречья Днепра и Донца (Половецкая земля) кочевники достигали юго-восточных районов Орловщины, то вполне вероятно, что именно они и оставили о себе память у пос. Верховье.

    Находка «каменной бабы» в Орловской области станет сенсацией, если этот шедевр степного искусстве, окажется настоящей древностью. Если же это оригинальное красивое изделие недавних лет, то можно будет улыбнуться и даже удивиться мастерству и таланту современного мастера каменных дел. Тайна «орловской каменной красавицы» ждет своей разгадки. (С. Краснощёкова).



    Мценские пещеры

    Входы трех или четырех Мценских пещер хорошо видны с железнодорожного моста через р. Зушу, и, когда нет снега, просматриваются тропинки, ведущие к ним. Этими объектами новомосковские спелеологи заинтересовались давно. Информация, полученная через вторые, а то и третьи руки, была довольно противоречива.

    Руководитель Новомосковского Археологического Общества О.Н. Заидов утверждал, что это остатки крупных древних каменоломен, но внешний вид входов наводил на мысль скорее об их природном происхождении - отсутствовали подъездные дороги. Входы располагаются на высоте 5-6 метров над поймой правого берега реки Зуша. Над ними имеются нависающие известняковые козырьки.

    Чтобы разрешить эти противоречия, и была организована экспедиция «Мценск-98». Время года выдалось не самое удачное для поездки, но взяли верх иные соображения. По прибытию на место был поставлен лагерь в верховьях оврага, выходящего на берег р. Зуша в 300 метрах от железнодорожного моста. Место можно рекомендовать для базовых лагерей и в дальнейшем - достаточно далеко от грохочущего моста, есть небольшая березовая роща, а до самих пещер близко.

    Сначала были исследованы наиболее заметные и легкодоступные полости. Была произведена топографическая съемка объектов, им были присвоены номера. В дальнейшем мы будем их упоминать как пещера Мценская-1, Мценская-2 и так далее. Осмотр этих полостей сильно разочаровал участников экспедиции. На нас произвела впечатление популярная мценская легенда о том, как один местный мужик пропал без вести, когда пошел на рыбалку.

    Обеспокоенная жена выяснила, что он не дошел до своих товарищей на реке, за несколько дней исходила весь город в поисках мужа, и добралась даже до окрестных деревень. Каково же было ее изумление, когда она обнаружила своего супруга в доме некоей совершенно посторонней особы аж за семь километров от реки. На вопрос: «Как ты сюда попал?» - муж ответил, что залез в пещеру, и, проблукав шесть или семь дней, вылез здесь в огороде. На предложение показать выход мужик ответил, что завалил его, чтобы дети не полезли и не потерялись. История душераздирающая, но мы все же рассчитывали на протяженность полостей хотя бы в 100 метров. В реальности пещеры оказались еще более скромными.

    Опишем одну из крупнейших пещер - Мценская-1 - именно ее лучше всего видно из проезжающего поезда. Вход высотой около 2 и шириной около 4 метров ведет в довольно обширный зал. Входя, приходится спускаться на 1,5 метра, и сразу видно, что вал на входе образован обрушениями козырька. Посреди зала из крупных обломков сложен тур. На стенах отсутствуют следы какой-либо обработки. Порода, слагающая потолок и стены, представляет собой известняк, слоистый, с мощностью слоев 10-15 сантиметров.

    Пол сложен обломками плит, упавших с потолка. Далее широкий ход идет по дуге, постепенно опускаясь на 1,5-2 метра, оканчиваясь тупиком и вертикальным понором, глубиной около 1 метра. При попытке раскопать понор выяснилось, что слой обломков простирается глубже 1,5 метров от уровня пола. Стало ясно, что пещера сильно переработана и представляет собой полость гравитационного дрейфа.

    По итогам исследований полостей 1-6 мы составили обобщенный образ Мценских пещер. Они имеют в общем следующее устройство (исключая мелкие отклонения): вход низкий и широкий; практически надо всеми входами нависают каменные карнизы; от входа пол пещеры понижается на 1,5-2 метра, начинается зал. От зала параллельно реке идут один-два хода, быстро понижающиеся и оканчивающиеся завалами из острых обломков известняка.

    Там, где высота достаточна для прохода, пол выпуклый (у стен заметно понижается), сложен теми же обломками. В тех местах, где проход затруднен, пол вогнут, что, по-видимому, связано с попытками расчистки, когда камни с дороги отбрасывались к стенам. Раскопки пола везде дают одну и ту же картину - обломки плит, упавших с потолка, лежат большой мощностью.

    Стены и потолок весьма непрочны, сильная трещиноватость породы объясняется, возможно, сезонными колебаниями температуры при наличии воды, поскольку из-за небольших размеров (длина в первые десятки метров) полости не имеют собственного микроклимата. Однако крупных обвалов вряд ли следует ожидать - отслоение от потолка происходит небольшими плитками. Предвходовой вал сложен смесью глины с камнями. Очевидно, что привходовая часть разрушается активней.

    В предпоследний день экспедиции была предпринята разведка вверх по реке, к г. Мценск. Пройдя весь город и рассмотрев скалы на левом берегу, расположенные прямо в городской черте, группа вышла на окраину города и обнаружила еще две пещеры. Они также расположены на правом берегу Зуши, но по топологии несколько отличаются от вышеописанных полостей.

    Вход в пещеру Мценская-8 представляет собой неправильной формы наклонную трещину, внизу заполненную крупными глыбами. За ним находятся два крупных зала, третий поменьше. Проходы между залами заметно понижены, что также свидетельствует о гравитационном всплытии. Второй зал имеет отдельный выход на поверхность через низкий лаз прямоугольного сечения.

    Порода, в которой заложены эти пещеры, более прочная, но в то же время прослеживаются обрушения крупных глыб. На входах нет валов, и они сильно закопчены. Потолки рассечены глубокими трещинами, и полости №7-8, по нашему мнению, значительно опасней, чем №1-6. В пещере Мценская-7 имеется прекрасная горизонтальная галерея длиной более 10 метров, сечение которой представляет собой почти правильный прямоугольник, и заканчивающаяся ровной стеной, что производит впечатление искусственной полости.

    На входе во Мценскую-8 был найден железный нож, возраст которого был оценен О. Н. Заидовым в 200-250 лет. В остальном эти пещеры очень похожи на пещеры у моста. И здесь прослеживаются привходовые залы и ходы, параллельные реке, и здесь входы расположены на высоте 4-5 метров над поймою, не имеют ни подъездов, ни отвалов бута. Также нет следов обработки на стенах и потолке.

    В последний день группа совершила поход вниз по течению реки, и в двух километрах на левом берегу обнаружила неплохо оборудованный скалодром. Однако, кроме крупного неглубокого грота, пещер здесь не оказалось, хотя выходы известняка достигают 15 метров в высоту, и наличествуют удобные подъезды. Обсудив итоги исследований, мы первоначально решили, что Мценские пещеры, скорее всего, имеют естественное происхождение. Эта версия объясняла необычные для каменоломен входы и топологию, а также отсутствие следов инструмента, отвалов и подъездов. 

    Однако оставались необъясненными механизм образования пещер, объем, направление и конфигурация ходов, активность гравитационного дрейфа. Позднее в ходе обсуждений родилась другая гипотеза - искусственного происхождения Мценских пещер, которая представляется нам более обоснованной, поскольку объясняет все факты.

    Предположив, что здесь были каменоломни, мы искали следы отвалов и удобные подъезды. Но непрочность и трещиноватость местного камня препятствует использованию его в крупных архитектурных сооружениях. Однако он вполне подходит для нужд местного строительства, на бут и т.п. При этом не обязательно должен был оставался бросовый камень, чем объясняется отсутствие заметных отвалов.

    Не обязательно было пробиваться вглубь в поисках делового камня - достаточно было заложить неглубокие гроты и соединить их проходами. При возрасте каменоломен более 200 лет (о чем свидетельствует археологическая находка) вследствие быстрого гравитационного всплытия каменоломни к настоящему времени превратились во вторичные пещеры, приподнятые на 2-3 метра над исходным уровнем. 

    То есть первоначально камень, видимо, ломали почти на уровне поймы; в этом случае вывозить камень можно было по реке или небольшими партиями подручным образом, не прокладывая постоянных дорог. Это объясняет и конфигурацию пещер, и отсутствие следов обработки, и большой объем залов, не свойственный естественным пещерам в среднерусской полосе.  (Иващенко С. О., Новомосковск, «Недра»).



    Камни - следовики в Думчинском лесу

    Мегалитический каменный комплекс в Думчино, Орловская область, Мценский район. Камни - следовики. Орловская область, Мценский район, к западу от пос. Думчино - расположен мегалитический каменный комплекс – группы ледниковых валунов в лесу, известных как «камни», или «камни - следовики в Думчинском лесу». 

    Камни в лесу расположены отдельными группами - на большой площади, и имеют ледниковое происхождение. При этом происхождение данных ледниковых валунов - не последнее оледенение- Валдай (Вюрм, ок. 75-12 тыс лет назад), а более раннее - Днепровское оледенение (Рисс, 230 - 187 тыс. лет назад ), которое занимало большую площадь распространения. (Орловский регион расположен в основном на 530 с. широты, южная - же граница сплошного оледенения в период Валдая проходила на 54- 550 с. широты, севернее г. Смоленска, т-е достаточно далеко от Орловского региона).


    Причем стоит отметить, что Среднерусскую Возвышенность даже Днепровский ледник (230 - 187 тыс. лет назад) частично обогнул, уходя по низинам и долинам рек вниз, по Днепру и Дону.

    Харьковская, Белгородская, Курская области Днепровским ледником почти не затронуты. В Орловской области – только северная часть региона попадает под Днепровское оледенение, а СЗ районы области - крайняя граница Московского оледенения, которое входит в составе Днепровского (геологи иногда выделяют Московское в отдельную фазу). Более поздний, Валдайский ледник (75-12 тыс. лет назад), до Орловского региона вообще не дошел (отмечалось только сильное климатическое похолодание и преобладание северной флоры и фауны).

    По геологической карте области - в данном месте (ок. 30 км. северней Орла ), проходит граница Четвертичных отложений периода Днепровского оледенения (что означает наличие по границе - морен и скоплений камней).

    Валуны расположены в лесу, как правило, на небольших высотках, имеют разные формы и размеры, некоторые достигают до 3 метров в длину. Причем в данном месте нет ни скал, ни останцев, ни карьеров, ни разработок камня. Объект не является укреплениями периода ВОВ.

    Тип расположение валунов на местности - носит явно упорядоченный характер - отдельными группами, по несколько камней, можно отметить каменные круги (в плане), часто с одним или несколькими камнями в центре круга, линии из камней, особенно на длинной невысокой гряде, отдельные группы из 3-4 валунов, каменные развалы.

    Центральная часть комплекса, – предположительно моренное всхолмление, высотой более 2-х метров с западной стороны, и плавным понижением на восток, имеет наибольшую концентрацию валунов и больших развалов камней в нескольких местах. (Также можно предположить, что в центральной части когда-то был каменный холм - останец, разрушенный в течение времени природными факторами).

    На центральной высотке (моренное всхолмление) – располагается, пожалуй, наиболее крупная группа камней, причем некоторые из них (и весьма больших размеров) – часто лежат полубоком, развалом, или друг на друге, создавая ощущение, что ранее они стояли вертикально, подобно менгирам, а потом завалились (от природных факторов, или их «завалили»).

    Некоторые камни центральной высотки имеют более острые грани (как будто расколоты, потому и возникла версия о скале-останце, когда-то разрушенной природными силами). Причем в остальных местах, в лесу, камни, как правило, более округлой, окатанной формы, и многие глубоко вошли в землю под собственным весом.

    В общем же, группы камней и одиночные валуны «разбросаны» по всему лесу, расположены часто на возвышенных участках местности.

    Отдельные группы камней встречаются, в том числе, и на значительном удалении, как от центральной группы, так и за пределами данного лесного массива: на поле - по дороге от дач «346 км» до деревни Торкуновка; на опушке леса и на поле - неподалеку от реки - близ ЮВ окраины д. Торкуновки (как идти по тропе от жд\ст. «Железница»); за поселком «Железница» - в направлении реки Оки и тп.

    На многих валунах просматриваются «следовики», различных размеров и конфигурации: в форме стилизованного отпечатка ноги, в виде следа птичьей лапы, в виде звериной лапы (стилизовано), подковообразное углубление, углубления подтреугольной формы, в виде овальных вытянутых «чаш» и тд.

    Также на камнях имеются во множестве небольшие углубления диаметром 3-5 см. – «чашечки», есть и несколько больших «чаш» правильной округлой формы.

    Добираться на машине: по трассе Мценск - Орел (М-2, Е-105), сворачивать в направлении жд\ст. «Железница» или до жд\ст. «Думчино», от них по грунтовке можно подъехать к жд\ст. «346-км» и дачам, от дач пешком минут 20 , по дороге, идущей через лес, в сторону д. Торкуновка.

    Вдоль дороги (не выходя за пределы леса) - слева и справа от тропы начинают попадаться валуны. Центральная часть - моренное всхолмление, с большим развалом камней, расположено, примерно - в районе высотки 236 м. (по топокарте ). В данном месте: или наибольшие остатки морены, или существовал когда-то холм -останец, разрушившийся со временем.

    Спутник, увы, четко не показывает данный район, все размыто. Сами валуны в густом лесу. Лес смешанный, преимущественно лиственный. Близко расположены грунтовые воды, иногда встречаются «мокряки», ранее, до всяких мелиораций, возможно, там были участки верховых болот, и ныне пересохшие ручьи. Территория данных лесов от Думчино до Отрады - что-то типа заказника. Есть лесничество.

    Место давно, и многим известное – дачникам, грибникам, охотникам, сютуровцам, неформалам, реконструкторам, страйкбольщикам, туристам и тд.  В Европе каменные сооружения древности - мегалиты, культовые постройки, камни следовики - изучаются, и датируются периодом, ок. +/- 3500 - 1800 до н. эры, в общих рамках - поздний Неолит, Энеолит, Бронзовый век, зачастую подобные места являлись центром притяжения и в Железном веке, и в Раннем Средневековье.

    Единая культура мегалитов, распространенная от Урала до Западной Европы, имеет много сходных черт в разных, часто весьма удаленных друг от друга регионах, и практически одинаковые временные рамки. «Следовики» - камни-валуны ледникового происхождения, на поверхности которых вручную выбиты или появились в результате выветривания различные знаки – «следы» ступней обутой или босой ноги или руки человека, лап животных и птиц, отпечатки копыт, чашевидные углубления, др. символы, Изображения и сами камни всегда почитались как отмеченные «знаком» божества. Камни следовики известны по всему миру.


    1 2 3                  
















    Категория: АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ | Добавил: admin (14.01.2017)
    Просмотров: 3075 | Рейтинг: 5.0/3