Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ГЛАВНАЯ [1]
НЛО [291]
КОНТАКТЕРЫ [0]
КРУГИ НА ПОЛЯХ [0]
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ [259]
КРИПТОЗООЛОГИЯ [276]
ЖЕРТВОПРИНОШ. [0]
ПРИВИДЕНИЯ [283]
АСТРОЛОГИЯ [0]
МАСОНСТВО [0]
СПИРИТИЗМ [0]
ЯЗЫЧЕСТВО [0]
САТАНИЗМ [0]
КЛЕРИКАЛИЗМ [0]
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ [0]
ПРОСТИТУЦИЯ [0]
НАРКОМАНИЯ [0]
ПЕДОФИЛИЯ [0]
ПРЕСТУПНОСТЬ [0]
НАЦИОНАЛИЗМ [0]
КОРРУПЦИЯ [0]
ФАШИЗМ [0]
РАБСТВО [0]
БОЛЕЗНИ [0]
БЕДНОСТЬ [0]
НЕРАВЕНСТВО [0]
НЕГРАМОТНОСТЬ [0]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » СТАТИСТИКА ОККУЛЬТИЗМА » АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ

    Аномальные и загадочные места в Псковской области. 3

    Псковские язычники

    Псковская ведическая (языческая) община возникла в 1990 году. Она была одна из первых в составе Союза венедов, созданного В.Н Безверхим в Ленинграде. В нее входили молодые люди, до 20-25 лет. Возглавил общину Д.В. Беляев, тогда еще военнослужащий контрактной службы, молодой человек со среднеспециальным музыкальным образованием.

    Молодые люди просто собирались по славянским календарным праздникам, возжигали свастику в честь богов Огня и Солнца, читали статьи Безверхого, работы Седова, Рыбакова о Свароге, Триглаве, о славянской символике, о славянской истории. Несколько раз в Псков приезжал В.Н. Безверхий, выступал в библиотеках, в дискуссионном клубе «Патриот», который примкнул к этому движению.

    Потом в него вошли другие взрослые, старики, которых молодежь назвала почетными венедами и волхвами. Мы организовывали славянские чтения в Областной научной библиотеке. Не обходилось и без болезней роста. В 1998 году состоялся суд, который осудил вылазки группы членов общины против богослужений храма Еммануил. Так молодежь реагировала на появление в Пскове этой сатанистского храма - ячейки американского сионизированного христианства.

    В 2000 году умер В.Н. Безверхий. Ленинградская (Петербургская) организация претерпела разброд и шатания. Цельная система общин распалась. Псковские венеды реорганизовались в самостоятельный Союз венедов Псковщины. Задачи и цели - те же: осознание и распространение принципов ведической (языческой) культуры, удовлетворение внутренней потребности каждого из членов общины в братском славянском общении друг с другом, контакт с Природой и ее сущностными силами, олицетворенными народом в Верховных и рядовых богах.

    В.Н. Безверхий: «Движение наше, можно сказать, находится в первоначальной фазе. Нет Устава, Программы действий, планов, отчетов, нет своих изданий, массовые для населения мероприятия проводятся редко. Но есть потребность и тяга к этому. Мы читаем в интернете чужие уставы и изложение принципов миропонимания и общения с Природой. Идет обсуждение этих текстов и созревают намерения строить более совершенное здание своей организации. Дело живое и естественное. Мы не спешим, перед нами море времени.

    Полемизируется вопрос об организационно-мировоззренческой направленности нашего движения. Быть ли ему религиозной общиной и, следовательно, регистрироваться в органах юстиции в качестве таковой, или оставаться в варианте, задуманном В.Н. Безверхим, - научно-познавательным историко-культурным обществом?

    Колебания очень серьезные. Все мы тяготеем к рационализму и научному мировоззрению. Все - противники религии как мистики, опиума и мракобесия. Все мы считаем, что язычество - это не «религия» в том смысле, как сегодня понимается это слово. Это натуралистическое образно-мифологическое мировоззрение, это естественное, стихийно сложившееся, не отчужденное, не противопоставленное народу его собственное миропонимание и мирочувствование.

    Язычество - стихийная первоначальная форма природознания, которая не препятствует научному познанию мира и превращению себя в научное мировоззрение. И в то же время мы, славяне, современные русские люди - дети Природы, мы любим нашу Природу и нашу Родину, мы относимся к ним с почтением и благоговением, видим в них не сумму связей и законов, а ее живую душу, чувствуем ее красоту и ее язык.

    Мы, как и наши дорогие, и любимые предки, поклоняемся Природе, ее силам, живущим в ней богам. Как можно этого не чувствовать и не жить этим? Мы - за единство правого и левого полушарий. Мы не хотим быть лишь яйцеголовыми рационалистами. Но мы и против религиозной мистики в нашей эмоциональной жизни. Может быть, человечество еще не придумало подходящей для таких, как мы, организационной формы.

    Пока что нам предлагают либо безэмоциональную научность, либо мистическую религиозность. Но, может быть, сами древние наши предки - славяне легко решали эту задачу? Они не были мистическими набожными святошами, жили здраво и рационально. Относились к богам без помрачающего ум страха и малодушно-экзальтированной любви. Относились к ним, как и следует относиться к Дождю и Солнцу, Морозу и Морю, Лесу и Воде. Чего их бояться? В то же время они - боги, нам не ровня. Мы - их внуки, даже не дети. Мы их любим. И побаиваемся. Хотя и не боимся. Но - уважаем. Перемешаны в мифологии чувство и логика, и может быть это и есть разум, мудрость? Мы не спешим и с этим. У нас море времени». 



    Карта неоязыческих сообществ в Псковской области



    Аномалии Кролино

    Невидимый преследователь наводил ужас на жителей деревушки в Новоржевском районе

    Деревня Кролино Новоржевского района. Теплая июльская ночь. В стороне от костра, у которого сидел Коля Михайлов, мирно пофыркивали пасущиеся лошади. Лошади, хотя и умные животные, но если за ними не уследить, не прочь наведаться на поля с овсом или полакомиться еще чем-нибудь запретным. Поэтому в Кролино была установлена очередь пасти колхозных лошадей – основную тягловую силу далеких 50-х годов XX столетия.

    Незабудки на могиле. У костра было хорошо, но нужно убедиться, что все лошади находятся на месте. Мальчик отошел от костра и немного постоял, чтобы глаза привыкли к темноте. Так и есть. Лошади разбрелись по пастбищу. Совершая вокруг них обход, Николай услышал, что кто-то идет к нему из темноты. Явственно слышался шум шагов, дыхание и сопение.

    – Кто там? – окликнул Коля.

    Ответа не последовало, но шум продолжался. Сколько пастушонок не всматривался в темноту, различить ничего не мог, а кто-то невидимый продолжал приближаться к нему. Нервы у мальчика не выдержали, и он побежал по направлению к деревне. До ближайшего дома было около двух километров. Коля выбежал на ведущую к деревне полевую дорогу, называвшуюся Стародорожьем. Сзади кто-то настигал его. Он буквально нависал над мальчишкой. Страх и отчаяние придавали Коле силы, и он мчался к спасительным домам, словно перелетая через едва различимые в темноте бугры, колдобины и другие неровности заросшего травой Стародорожья.

    Преследователь не отставал. Казалось, что он вот-вот вцепится в человека. Оглянуться было некогда, главное – не споткнуться и не упасть. Не помня себя, Коля заскочил в дом и закричал, что за ним кто-то гонится. Проснулись родители: отец – инвалид войны и мать, уставшая от полевых работ в колхозе. 

    При свете керосиновой лампы было видно, что босые ноги подростка изодраны в кровь. Мать Николая засветила керосиновый фонарь «летучая мышь», взяла топор и направилась к лошадям, но ничего странного не увидела. Остаток ночи прошел без происшествий. Провалилась сквозь землю. Спустя три года холмик с цветущими незабудками на безымянной женской могиле почти сровнялся с землей. В один из майских дней школьники, возвращаясь из деревни Шекени, повстречали двух молодых цыганок. Те были очень взволнованы.

    – Ребята, – обратилась к друзьям одна из них. – Поблизости никто не похоронен?

    – Да, во время войны там зарыта женщина, – показали мальчишки за кусты ольшаника. – А что случилось?

    – Да видите ли, только что мы встретили женщину, которая исчезла на наших глазах, как сквозь землю провалилась! Теперь понятно… – не договорила цыганка, и они пошли своей дорогой.

    Что им стало понятно, школьники выяснять не стали. Детство – беззаботная пора. Происшествие с цыганками они связали с безымянной могилой у Стародорожья. Утром следующего дня, когда ребята направлялись на уроки в школу, их путь пролегал недалеко от захоронения погибшей насильственной смертью женщины. Неожиданно мальчишек охватил ужас. Несколько школьников 11 и 12 лет просто боялись двинуться по дороге, недалеко от которой почти сровнялась с землей женская могила. Впервые в жизни ребята решали задачку не из учебника про выливающуюся из труб воду, а как им преодолеть реальную опасность, исходящую от захоронения. 

    Мечта каждого школьника – хороший перочинный нож. Хороший – это нож с двумя и более лезвиями, шилом, буравчиком, отверткой и даже ножницами. Для деревенских школьников начала 50-х годов подобный нож оставался только мечтой. Но какой мальчишка смирится с этим? Чем срезать ветку, остругать палку, изготовить свирель и тому подобное? У Николая был ножичек размером с «финку». 

    Другого – маленького – ножа в их семье просто не было. Вот Николай и носил для мальчишеских надобностей кухонный нож. Вынув его из сумки с учебниками (в кармане тот просто не умещался), Николай показал нож друзьям и сказал: «Мы вооружены! Вперед!» Взяв нож в руку как кинжал, Николай смело шагнул вперед. Ребята за ним. Что было мочи мальчишки заорали песню. Привидение не приняло вызов. Ребята благополучно дошли до школы, а потом вернулись домой. («Правда Пскова»).



    Оккультные источники языческого православия



    Загадка камня Добряк

    В прошлом номере мы рассказывали о том, как любительница всего непознанного Ангелина из Петербурга собралась в гости к «Добряку» и обещала поделиться с нами впечатлениями от поездки. Две недели от нее не было ни слуху, ни духу. И вот, наконец, долгожданное письмо, содержание которого нас шокировало.

    Оказалось, в первые же минуты путешествия какая-то неведомая сила, что называется, вставляла ей палки в колеса. Застрял ключ в двери (пришлось вызывать слесаря), долго не заводилась машина, в стекло автомобиля на полной скорости врезался голубь, едва не спровоцировав аварию.

    Добравшись до обозначенного нами населенного пункта, она долго блуждала по лесу, и когда, наконец, нашла «Добряка», начало темнеть. Впрочем, фонарик Ангелине не понадобился. Полная луна освещала лесную поляну не хуже деревенского фонаря, и сияние ее показалось девушке «жутковатым». Как выяснилось позже, ее появление в псковском лесу совпало с временем лунного затмения.

    - Как и положено в древних ритуалах, я обошла камень три раза, - рассказывает Ангелина. - Впрочем, и одного обхода мне хватало для того, чтобы установить природу этого камня. Его энергетика идентична той, что излучают каменные сооружения знаменитого британского Стоун-Хэнджа и древнего поселения Аркаим на Южном Урале. Если принять за основу версию ученых о том, что эти камни выполняли роль древней обсерватории, можно предположить, что псковский «Добряк» использовался с той же целью. Одного я не могу понять: как это обломок с британских островов появился на Псковщине?

    Или все эти камни имели общее происхождение? Гуляя по поляне, на которой стоит «Добряк», я заметила еще одну интересную особенность. Ее энергетика чистая и светлая. Сам камень напоминает алтарь, а вокруг растут 12 молодых сосен, как 12 апостолов. Зато в нескольких метрах от «Добряка», где начинается лес, сконцентрированы волны негатива, даже деревья при подходе к поляне имеют характерный излом.

    Все это признаки энергетики «святого» места… В возвышенно-мистическом настроении Ангелина пребывала недолго. Когда совсем стемнело, она развела у подножия «Добряка» костер (благо, мест это было обозначено многочисленными туристами), после чего решила забраться на вершину камня и сделать несколько снимков сверху. То ли поверхность исполина была мокрой, а девушка этого не заметила, то ли мысли ее оказались не такими уж невинными, только она не удержала равновесия и с приличной высоты упала на землю. На счастье, связь на поляне хорошо работала, мобильный не был разряжен.

    Ангелина быстро связалась с друзьями, назвала точные координаты места, и через три часа они уже примчались ее спасать. В больнице искательнице приключений диагностировали перелом ноги, ушиб плеча и множественные ожоги. А потому она уверена – несмотря на всю святость камня и множество легенд, связанных с его «исцеляющими» свойствами, «Добряк» далеко не каждого к себе допустит. Не ясно по какому принципу камень «сканирует» людей и нейтрализует неугодных, но в том, что это происходит, девушка не сомневается.

    Нам повезло больше. После очередного визита на лесную поляну журналисты «Псковской провинции» вместе со знатоком аномальных явлений Виктором Бобровым не только вернулись целыми и невредимыми, но и узнали о свойствах камня много нового. Кроме того, одно из исследований мы проводили сами. Бобров выдал каждому по два биолокационных индикатора (медные проволоки г-образной формы) и предложил обойти с ними вокруг камня.

    Приборы, которые вели себя вполне мирно в пяти метрах от «Добряка», при приближении к нему словно взбесились. Беспорядочные вращения на огромной скорости напоминали лопасти вертолета за минуту до взлета. Впрочем, Бобров по этому поводу хранил спокойствие. И не такое видал...

    А вот поведение магнита удивило даже бывалого исследователя. В природе железняк ни под каким предлогом не должен притягиваться к каменной поверхности. Однако наш «испытуемый» в вертикальном положении отлично удерживался на «Добряке». Еще один прибор - дозиметр - показывал превышение естественного уровня радиации вдвое. То есть 26 микрорентген в час при норме 12-14.


    Позитивным или негативным воздействием на человека обладает энергия «Добряка», сказать пока сложно. Полагаю, что многое зависит от дозы излучение и индивидуальных особенностей организма. Ведь те же радоновые ванны для одних пациентов являются спасением, а для других - мучением. Кстати, одним из членов нашей ассоциации является парапсихолог - женщина, которая даже на расстоянии чувствует тонкие энергии. По фотографии она определила, что от камня идет тепло, следовательно энергия позитивная. Но утверждать это можно только после визуального контакта. Надеюсь, в скором времени состоится еще одна поездка к «Добряку».

    - Значит, все-таки наш камень безопасен для людей, и легенды о его чудесных свойствах имеют под собой реальную почву? - уточнили мы у Боброва по возвращении в Псков.

    - Я бы не стал спешить с выводами и тем более превращать «Добряка» в место массового паломничества, - предупреждает исследователь. - Это может привести к крайне нежелательным последствиям. Особенно опасно у подножия камня разводить костры. Когда-то на этом месте проводились обряды и жертвоприношения, которые так или иначе были связаны с использованием биоэнергоинформации. Она фиксировалась и в камне, и в деревьях - в том числе в их листьях, корнях, молодой поросли. Когда отдыхающие на этом месте бездумно разводят костры, они возмущают биоэнергофон и рискуют получить огромную волну негатива со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тонкие энергии действуют скрыто, но очень сильно. Шутить с ними опасно.

    В заключение серии публикаций о «Добряке» авторы этих строк честно собирались указать его точные координаты. Но в свете того, что рассказал исследователь аномальных явлений Виктор Бобров, решили этого не делать. Ведь журналисты, как и врачи, должны действовать по принципу «Не навреди».

    Перефразируя известное изречение, у каждого своя дорога к камню, и если вам суждено получить помощь именно от «Добряка», вы непременно его найдете. Чудо «работает» только тогда, когда надеяться больше не на что и не на кого. А может быть, вы в состоянии помочь себе сами, без всякой мистики? Стоит только взять ответственность за свою жизнь и перестать чувствовать себя жертвой.

    Впрочем, это еще не конец. Недавно местные жители рассказали о том, что напротив «Добряка» - точнее, на противоположном стороне реки Лочка - есть древние пещеры, в которых еще в позапрошлом веке укрывались разбойники. И место это не менее загадочное, чем камень. Как только будет подходящая погода, журналисты «Псковской провинции» отправятся туда в экспедицию и все вам расскажут... (Ульяна Михайлова).



    Загадка Щучьей горы

    Деревня Щучья гора Карамышевской волости ни чем особенным не примечательна. Восемь домов и сорок местных жителей - вот и все ее богатство. Но место, где расположен населенный пункт поистине сказочное. После пяти минут прогулки по Щучьей горе создается впечатление, что находишься высоко в горах.

    Впрочем, сказочным это место можно назвать не только благодаря пейзажу. Деревня окутана ореолом таинственности, который старательно поддерживается местными жителями. Методист Псковской районной библиотеки Татьяна Ронина, на протяжении многих лет собирающая материалы по истории, передала в редакцию воспоминания местной жительницы Татьяны Игнатьевой, которые записаны со слов ее бабушки и других старожилов.

    По их словам, не доезжая двух километров до деревни, находится Воровская гора. Говорят, что название деревни дал вор по прозвищу Щука. Местность вокруг нее лесистая и гористая. Здесь в старину жили разбойники и грабили проезжающие по екатерининскому тракту богатые кареты. Когда позже неподалеку делали карьер, нашли много человеческих костей.

    А перед Щучьей горой на старой дороге находился большой валун, на котором было углубление в виде пистолета - говорили, что дуло пистолета указывало на направление клада. Клад пробовали копать, но безуспешно. Хотя если сокровища и были найдены, вряд ли счастливчик стал об этом распространяться. А еще в стороне от деревни есть местечко «хутор», где расположен родник. Местные жители, когда его чистили, обнаружили на дне плиту, на которой оказались выбиты старославянские буквы. Они хотели ее поднять, но из-под плиты хлынула вода, поднявшаяся метра на полтора.

    Отыскать место, указанное Татьяной Игнатьевой, не составило большого труда. Вот он, поворот на Елахново. Значит нам налево. Проехав триста метров вглубь леса, машина остановилась. Дальше начинается бездорожье и… никаких холмов, даже отдаленно напоминающих Воровскую гору. Зато валунов было так много, что найти в них тот, что хранил отпечаток, похожий на пистолет, не представлялось возможным. Мы обратили внимание на то, как лежали камни, как будто их специально кто-то собрал и отодвинул в сторону. «Когда-то здесь была пашня», - уверенно сказал Александр, встречавший такие «природные композиции» не раз. Вывод напрашивался сам собой: рядом с этим местом могла находиться деревня.

    Металлоискатель в руках Александра пищал без умолку. Эксперт то и дело извлекал из земли ржавые гвозди, фрагменты посуды и другие предметы быта. А в нескольких метрах от валунов мы обнаружили обугленные бревна... В общем, в тот день все перевернулось с ног на голову. Искали клад а нашли развалины старой деревни. 

    Уже позже, проанализировав старые немецкие карты 1820 и 1938 годов, Александр пришел к выводу, что эта деревня носила название Трещелинка. В администрации волости с ним согласились, уточнив, что населенный пункт перестал существовать в конце 60-х годов прошлого века. Что представляет большую историческую ценность: мифические сокровища или реальные свидетельства прошлой жизни? Во всяком случае у нас не было ощущения зря потраченного времени.

    Уже по пути назад наш водитель обратил внимание на высокий пригорок, находившийся у обочины дороги. Проехать мимо было невозможно. Мы снова извлекали металлоискатель из багажника машины и забрались на вершину холма. Снизу просматривался заросший деревьями карьер. Так вот она, Воровская гора! Но, как и следовало ожидать, клада в ней не оказалось.

    Наш эксперт предположил, что в войну здесь находился наблюдательный пункт, и укрывались бойцы Советской Армии, а что было раньше - история умалчивает. Значит, Щуке все-таки удалось обвести нас вокруг пальца. Или Щуки вовсе не было... Сейчас это не так важно. Ведь как справедливо заметил псковский историк-краевед Иваницкий, «легенда есть самое приятное явление: она увивает разрозненные обломки давно погибшей жизни такой живописной зеленью и освещает таким фантастическим светом, что, глядя на них, приятно отдыхает воображение и сердце» (Ульяна Михайлова).



    Загадочный валун

    Алтарь Гипербореи или обычный валун? Краеведы утверждают, в лесу на окраине Рощино стоит самое настоящее святилище древних язычников. Два валуна в виде кресла и третий - жертвенный камень. Всё вместе - загадочный комплекс, назначение которого ещё предстоит выяснить. Если предположения подтвердятся, историю Рощино придётся серьёзно пересматривать, считают первооткрыватели каменного трона. Впрочем, древние хроники и топография подтверждают, подобному алтарю здесь самое место. 

    Святилище ориентировано строго по сторонам света, камни стоят на вершине высокого холма, недалеко река, по которой в старину проходил важный торговый путь. Водной магистралью пользовались, в том числе викинги. Они-то, скорее всего, и оставили после себя таинственные камни, уверены краеведы.

    Впрочем, ученые уверенности энтузиастов пока не разделяют. Камни сильно повреждены во время войны. Чтобы доказать, что это именно святилище, нужны серьёзные исследования.  Автор находки краевед Станислав Друзяк. Сам Станислав считает, что это - легендарный «Трон Одина», алтарь древних язычников, получивший широкое распространение на Севере. Их часто связывают с мистической Гипербореей - працивилизацией, якобы существовавшей на северо-западе Евразии в дремучие времена, а затем исчезнувшей, подобно Атлантиде. 


    Загадочные капища - камни-следовики, камни-чашечники, сейды и лабиринты находили на Карельском перешейке и раньше, но таких, как этот еще не было, говорит исследователь. Комплекс стоит посреди леса на вершине высокой круглой сопки. Сам трон - это два больших валуна, поставленных под прямым углом друг к другу. «Спинку» видно хорошо, а вот «сидение» ушло глубоко в землю - чтобы найти валун, Станиславу пришлось разгрести мох и елочные иголки. И тогда выяснилось: трон ориентирован строго на восток.

    В древнем представлении восток - это жизнь, запад - смерть. Именно поэтому позади самого трона, строго на западе от него, находится второй камень - приземистый и плоский. Это - жертвенник, уверен Станислав. Когда-то именно на этом камне людей и животных лишали жизни, чтобы умилостивить суровых северных богов.

    Конечно, на первый взгляд камни выглядят обыкновенными лесными валунами. 99 из 100 пройдут мимо, не обратив на них никакого внимания. Но вот Станислав Друзьяк оказался тем 100-м, который заметил: странным образом на капище ничего не растет, кроме мха - кругом заросли черники и брусники, а вокруг камней - голая земля, усыпанная хвоей.

    Стал присматриваться внимательнее, приложил компас. Окончательно уверился в том, что это сакральные камни, когда счистил мох и обнаружил на жертвеннике загадочные руны - они высечены прямо в гранитной поверхности. А на спинке трона нашлись следы солярного символа - полустертый круг. Кроме того, трон испещрен линиями, которые вряд ли имеют природное происхождение, уверен краевед.

    К сожалению, трон сильно пострадал во время войны: прямо в древние камни прилетели два снаряда, о чем свидетельствуют глубокие щербины в граните и осколки, разбросанные вокруг в изрядном количестве. Здесь же, прямо около трона, мы отыскали две стреляные советские гильзы - судя по всему, стрелок использовал трон в качестве укрытия.

    Находку Станислава нужно пристально изучить специалистам - возможно, перед нами действительно удивительный памятник древних эпох. Тем более, что совсем рядом - речка Рощинка, она же Райволанйоки. В незапамятные времена, когда воды было больше, викинги ходили здесь на своих дракарах, ручьями и волоками перебираясь в Ладогу. А значит, легендарное скандинавское божество - Один - не такой уж неожиданный гость в этих местах. («ГТРК Петербург»).



    Мегалиты Струго-Красненского района

    Много тайн хранит стругокрасненская земля. Не только Стоунхендж в Англии может похвастать своими камнями-гигантами, есть они и у нас. Сквозь современную культуру, сквозь внешний лоск цивилизации, научных и иных достижений человечества, сквозь тысячелетия христианства проникают до сих пор неведомые скрытые силы Природы, языческие верования и культы, которые поныне действенны, влияют на нашу жизнь и представления о существовании.

    Многим, да практически всем образованным людям известны такие древние мегалитические сооружения, волнующие умы не одно столетие, как Стоунхендж, различные дольмены, менгиры и пр. На территории России, в том числе и нашего района тоже можно обнаружить, пусть не настолько большие и впечатляющие каменные сооружения, но всё же они есть и находятся совсем рядом с нами.

    Камни издревле восхищали людей, да и современный человек, увидев перед собой гигантский валун, особенно необычной формы, испытывает определённые чувства восхищения или даже трепета перед самим камнем и той силой, которая воздвигла его на это место. Этим пользовались в древности, пользуются и до сих пор. Достаточно вспомнить знаменитое творение Э. Фальконе – «Медный всадник», постамент под статую Петра I – Гром-камень, обтёсанный в виде волны, является неотъемлемой частью самого памятника и художественного замысла автора.

    Около десяти тысяч лет назад ледник оторвал от скал Скандинавии и принёс в наши места каменные валуны, хотя необходимо признать, что в Струго-Красненском районе не так много значительных валунов, как, например, чуть севернее. Камни издревле были почитаемы. Культ камня на территории Северо-Запада России большая часть учёных связывает с балтийскими, финно-угорским народами и людьми культуры длинных курганов, которые проживали на территории современного Струго-Красненского района вплоть до X в., когда были полностью ассимилированы славянами. Но и в славянской культуре, даже после принятия языческого православия, хотя славяне камням и не поклонялись, последние играли важную роль.


    Камень в языческой традиции рассматривался как символ центра мироздания, символ начала и конца. До сих пор камень используется в качестве надгробия, в средние века могилы обкладывали камнями, иногда достаточно крупными, создавая жальники. Вероятный изначальный смысл этого, чтобы прикрепить душу умершего к определённому месту или устроить временное пристанище для души. Иногда камни рассматривались как окаменевшие души предков.

    Существуют, в том числе и в наших краях, почитаемые камни, например, в д. Рычково находилась часовня во имя Михаила Архангела, поставленная, по преданию, на камне в виде человеческой головы с надписью «Михаил». На месте духовных подвигов иеромонаха Мардария возле его первоначального захоронения также лежат небольшие камешки, которые, согласно местным легендам, «исцеляют» больных. Возле д. Творожково на поле находится большой валун, на котором разводили костры на масленицу.

    Значительных размеров валун находится возле Ильинского источника у д. Симанский Лог, по преданию, на нём было явление Ильи. В соседнем Плюсском районе у д. Должицы расположен большой камень-кресло, на котором была обретена икона Параскевы Пятницы. Хочется верить, что отыщется похожий камень в окрестностях д. Велени, где также, как и в Должицах, есть озеро, родник и храм изначально носившая имя Параскевы, возникавшие как правило в местах, связанных с культом языческой богини Мокоши.

    Отдельно хочется упомянуть о каменных крестах, которые достаточно широко распространены. Абсолютное большинство сохранившихся на территории района каменных крестов имеет несомненно христианский характер, однако известно, что сам по себе крест как сакральный символ появился раньше христианства.

    Кроме того, крестообразными также являются «антропоморфные кресты» или «крестообразные идолы», тем более, что у д. Поречье каменный крест до сих пор называют «каменной бабой», хотя явных антропоморфных признаков в этом кресте не наблюдается (возможно, что они сознательно уничтожены). В разрушающейся Ильинской часовне в д. Адамово сохранился составной каменный крест с рисунками; сохранились каменные кресты в деревнях Заклинье, Сафронова Гора, Зовка, Кирилловичи, Серёдка, Боротно, Быстреево, на острове Чёрного (Вязковского) озера.

    Кроме перечисленных, на территории района известны несколько крупных валунов: Синий камень, расположенный возле северного берега Щирского озера, у этого камня в конце XIX – начале XX вв. проводили пикники; Седловатый камень возле д. Выборово назван так по характерной форме в виде седла, бытует легенда о золоте, сокрытом под ним, судя по всему, его там уже кто-то искал, интересно, нашёл ли?

    Белый камень находится возле д. Нежилово; Медведь-камень возле оз. Среднее и ур. Сёлкино; большой камень возле ур. Ведрилово; несколько достаточно крупных камней лежат в руслах рек Куреи и Кобылки; очень крупный валун высотой до трёх метров расположен на границе с Плюсским районом севернее ур. Пахонь. Есть упоминания о камнях-следовиках возле деревень Пятчино и Речки, камень-следовик находится на Болтановой горе возле д. Могутово, рядом с ним бьёт родник, с этим местом связана легенда о провалившейся под землю храма; известно о большом камне на вершине горы Кочебуж.

    Кроме отдельных крупных валунов на территории района есть и интересные сооружения из камней, например, каменная коса в д. Бровске, назначение которой до сих пор неясно, то ли это причал, то ли мол, но, так как длина косы более 50 м, а ширина до 3 м, непонятен такой размах для сравнительно небольшого озера.

    По воспоминаниям, на косе была размещена то ли беседка, то ли кабинка для переодевания купающихся. Всё же документально неизвестно, кто, когда и с какой целью построил это сооружение. Также мало исследованы искусственно уложенные камни в излучине р. Низкая севернее д. Дьяково на границе с Плюсским районом, и пока непонятно, то ли это фундаменты каких-то построек, то ли культовые мегалитические сооружения.

    Интересны легенды о камнях, которые прячутся от людей. Известный местный краевед Александр Сергеев, который отлично ориентируется на местности и знает практически все окрестные леса, недавно обнаружил возле болота Гладкий Мох огромный красного цвета валун, а когда собрался заново на него посмотреть, то так и не сумел найти. Камень пропал. Ещё многие тайны хранят древние камни. Если б камни могли говорить, то они наверняка рассказали бы очень много интересного. (Алексей Федоров, районная газета «Струги»).



    Труворово городище

    Изборское или Труворово городище устроено на высоком мысе с довольно крутыми склонами при впадении ныне безымянного ручья в озеро Городищенское, связано системой вод с Псковским озером, а через него с Балтикой. Площадка городища имеет подтреугольные очертания размерами около 1 га и в дошедшем до нас виде с напольной стороны защищена валом высотой до 6 м и рвом, глубиной около 3 м. Возвышается городище над озером на 44-45 м.

    Первое поселение на Труворовом городище возникло не позднее рубежа VII-VIII веков. С момента основания оно носило ярко-выраженный ремесленно-торговый характер, а состав населения отличался этнической пестротой. Изборск этого периода - протогород, являющийся племенным центром одной из групп славян-кривичей, площадь его составляла около 6 000 кв. м.

    Поселение было укреплено двумя валами - дугообразным, сложенным из очень плотной глины и камня, с напольной стороны, и небольшим в мысовой части. В средней части поселения была устроена площадь, округлая в плане, диаметром около 25 метров. Предназначалась она для племенных собраний (вече), культовых, языческих празднеств и гаданий. Жилые постройки располагались кучно и бессистемно, что весьма характерно для славянских поселений второй половины I тыс. н. э.

    В первой половине X века после сильного пожара в Изборске были проведены большие строительные работы, существенно и изменившие облик и топографию поселения. Его территория увеличилась до 1 га и была поделена на две части. Мысовую часть с вечевой площадью занял детинец, который по периметру был обнесен мощеной оборонительной стеной. Есть все основания полагать, что в детинце Изборска располагались представители княжеско-племенной верхушки и дружинное сословие.

    К детинцу вплотную примыкал окольный город, с напольной южной стороны защищенный уже каменной стеной. В домах окольного города жили преимущественно ремесленники - бронзолитейщики и ювелиры, косторезы и мастера по обработке камня, плотники и столяры и, вероятно, кузнецы. Таким образом, к середине X века Изборск из племенного поселения, протогорода и центра псковских кривичей превратился в раннесредневековый город с двучленной социально-топографической структурой - княжеско-дружинным детинцем и ремесленным посадом.

    К концу XI века Изборск превращается в пограничный город-крепость, становится форпостом на западных рубежах Новгородско-Псковской земли. Двучастное строение города становится не нужным, детинец ликвидируется и по периметру всего поселения сооружаются мощные каменные крепостные стены. На мысу Изборского городища была построена мощная каменная башня.

    С крепостной стеной она составляла единый комплекс, и строились они одновременно. В плане башня имела форму шестиугольника, каждая сторона которого равнялась 6 м, а поперечник башни - 10 м. Рядом с башней в стене крепости был устроен скрытый лаз, который давал возможность защитникам устраивать неожиданные вылазки во время осады.

    В XIII веке Ливонский орден, сложившийся в Юго-Восточной Прибалтике неоднократно пытался расширить свои владения за счет земель Северо-Западной Руси. Изборск первым вставал на пути рыцарей-завоевателей. В 1232 году Изборск был захвачен меченосцами внезапным нападением, но вскоре был отвоеван псковичами. В 1240 году, после крупного сражения, оказался в руках немецких феодалов, а в 1242 году, после знаменитого Ледового побоища, вновь вошел в число русских городов. В 1262 и в 1289 годах ливонцы вновь пересекают западную границу Руси, и опять на их пути встает город-крепость Изборск. 

    Набеги ливонцев на Псковскую землю ускорили процесс строительства более мощных каменных крепостных сооружений в приграничных городах. Изборская крепость, построенная в XI веке, уже не отвечала условиям обороны этого времени и в 1330 году Изборская крепость была перенесена на новое место, на Жеравью гору, в 0,4 км южнее прежней.

    Труворов крест

    Перед въездом на Городище стоит большой каменный крест, называемый Труворовым. Высота его наземной части 2,36 м, расстояние между краями горизонтальных концов 1,42 м, толщина 0,21 м. Вырублен он из известняковой плиты. Форма креста своеобразна: два боковых и верхний концы слегка расширяются от центра к краям, а нижняя часть не имеет расширения, ее стороны почти параллельны. Надпись на кресте – «ЧРЬ СЛА ИСЪ ХЪ НИКА» (т.е. Царь славы Иисус Христос Ника) - традиционна для каменных крестов Русского Северо-Запада. В средокрестии вы­сечен восьмиконечный крест на подножии.

    Размеры креста, возможно, и породили легенду о том, что он установлен на могиле Трувора, пришедшего в 862 году с братьями Рюриком и Синеусом княжить на Русь. Согласно летописи Трувор княжил в Изборске два года и умер в 864 году. По палеографическим особенностям и своей форме крест датируется XIV – XV в. Достаточно очевидно, что крест не имеет отношения к Трувору, это – памятный крест, поставленный изборянами при въезде на старое, заброшенное городище, напоминание о первоначальном местоположении древнего города.

    Рядом с Труворовым крестом лежат плиты с процарапанными геометрическими фигурами. Наибольший интерес представляет правильный квадрат с двумя меньшими по величине, вписанными в него. Стороны квадрата соединены между собой черточками. Возможно, эта плита служила оригинальной доской для игры в «мельницу», весьма распространенной в средневековье. На другой Изборской плите высечены фигура в виде лестницы и небольшой треугольник. Смысл этих рисунков пока выяснить не удается.

    Вавилоны

    Рядом с Труворовым крестом лежат плиты с высеченными на них геометрическими фигурами, среди которых - правильный квадрат с вписанными в него двумя меньшими по величине квадратами, соединенными между собой. Название «вавилоны» восходит к библейскому преданию о попытке постройки в городе Вавилоне башни «до неба». 

    Главный храм древнего Вавилона действительно представлял собой ступенчатую пирамиду, в плане она представляла собой вписанные друг в друга квадраты. По одной из версий вавилоны – это знаки, которыми пользовались зодчие при разметке зданий. Другая версия говорит о том, что эта плита могла служить доской для игры в «мельницу», весьма распространенной в средневековье.

    На другой плите высечены фигура в виде лестницы и небольшой треугольник. Храм Николы на городище XVII в. Храм Николы расположена в юго-восточном углу Труворова городища. Труворово городище - место, связанное с легендарным повествованием о призвании на Русь в 862 году трех варяжских братьев-князей, один из которых Трувор, сел в «Изборьсте».

    Когда жизнь на Труворовом городище уже замерла, на месте города расположился мужской монастырь, приписанный в 1585 году к Псково-Печорскому монастырю. При Екатерине II этот монастырь был упразднен, а построенная в 17 веке храм Николы с городища стал приходской. Эрам это - памятник псковской архитектурной школы позднего времени.

    Есть основание предполагать, что стоит она на месте более древнего храма. Это вытянутое с востока на запад сооружения, состоящее из трех связанных между собой и равных объемов. Центральная часть - безстолпный одноапсидный четверик, который перекрывает четырехскатная кровля. Венчает её маленький глухой барабан с главкой в виде колокольчика и большим крестом. К четверику примыкает трапезная, перекрытая цилиндрическим сводом. Кровля двухскатная. На северном фасаде - открытое крыльцо.

    Над кровлей - великолепная двухъярусная трехпролетная звонница (первый ярус имеет два пролета, второй - один). В целом эта композиция напоминает московские храмы XVII века, но все же храм внешне сохраняет псковский, местный характер. Теперь её вид - результат перестроек XVIII века - именно тогда были пристроены трапезная и звонница, переложен свод. Особенность храма - узкие вертикальные углубления на северной и южной стене, доходящие до 2/3 высоты. Их назначение не ясно. В стене храма вложены кресты из плит. Храм на городище был построен в монастырский период. («Музей Изборск»).

    1 2 3                  




















    Категория: АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ | Добавил: admin (14.01.2017)
    Просмотров: 2920 | Рейтинг: 5.0/3