Аномальные и загадочные места в республике Карелия. 2
Тайны карельской горы Воттоваара
До сих пор пытливый исследователь может найти в глухих таежных уголках Карелии памятники, которые часто не укладываются в систему логических представлений современного человека. Комплекс на горе Воттоваара (Муезерский район Республики Карелии), привлекающий из года в год все большее число туристов, – один из таких памятников.
Гора Воттоваара является самой высокой точкой Западно-Карельской возвышенности – 417,3 метра над уровнем моря. Около 9 тысяч лет назад на том месте, где стоит Воттоваара, произошло мощное землетрясение, в результате которого образовался гигантский провал. Так в центре горы возник естественный амфитеатр, усеянный маленькими озерками и скалами. Карельские ученые считают, что Воттоваара – это уникальный геологический памятник. Оказывается, не только геологический, но и историко-культурный.
На вершине Воттоваары, на площади примерно в шесть квадратных километров, находятся огромные камни прямоугольной формы, удивительные сооружения из камней в виде правильного круга, названные археологами кромлехами и около 1600 камней-сейдов, уложенных в некоем таинственном порядке.
Сейд – культовый камень-валун или обломок скалы, искусственный характер вычленения которого из окружающей среды очевиден, то есть имеет явные признаки воздействия человека. Наиболее плотная концентрация камней-сейдов – на самой высокой точке гряды и по склонам амфитеатра. Камни располагаются преимущественно группами от двух до шести штук. Некоторые крупные камни, вес которых достигает примерно трех тонн, поставлены на «ножки», то есть уложены на несколько камней поменьше. Большинство камней лежит по берегам древних водоемов и обрывов. Кто, когда и зачем поставил здесь эти камни?
Кстати, по мнению ряда исследователей, корень «сейд» («сид», «сэт» и т.д.) – очень древний; возможно, он восходит к тому (еще палеотическому!) северному праязыку, который отчасти реконструировали отечественные лингвисты. Значения этого корня схожи и, безусловно, входят в круг священной лексики.
В туманных и прекрасных легендах кельтов «сейды» – это и есть эльфы, ныне ушедшие в иной, волшебный мир через невидимые людям врата в холмах и горах. (Как ни вспомнить тут слова одного из «эльфов» Толкиена, чья мудрая цивилизация, по преданию, предшествовала человеческой: «…башни наших твердынь еще смотрят на мир, но люди считают их просто скалами»). Слово «сейд» означало и «тайное знание». Именно в этом значении оно употребляется в древнейшем скандинавском эпосе «Старшая Эдда», в сюжете обретения рун богом Одином.
Одним словом, сейд - место поклонения языческим богам и камням, которых саамы наделяли сверхъестественными магическими свойствами и силой, место проведения древнейших шаманских ритуалов, о смысле которых мы сейчас можем только догадываться. Как сказал однажды всемирно известный английский археолог Пол Девере: «Камни начинают приоткрывать некоторые из своих секретов, но пока мы всего лишь несмышленые малыши в мегалитическом детском саду. Нам еще многому предстоит научиться».
Никаких предметов, которые позволили бы датировать памятник, до сей поры не найдено. Геологи пробурили дно озера в центре амфитеатра и взяли образцы грунта. Анализ показал наличие мощного пласта фосфора, образовавшегося в течение ограниченного периода времени. Одна из версий «фосфорной аномалии» – многочисленные акты жертвоприношений возле сейдов, в результате которых появились залежи костей животных.
Обычно подобные объекты относятся к саамской традиции. Но, как предполагает карельский археолог Марк Шахнович, комплекс на Воттоваара, по всей видимости, гораздо древнее и входит в комплекс мегалитических сооружений, возведенных по европейскому побережью Атлантики от Испании до Норвегии в бронзовом веке.
Например, есть версия, что возраст комплекса более 2000 лет, а идея его сооружения принадлежит потомкам северных племен гипербореев. По саамским же поверьям, это место является средоточием злых сил: здесь растут уродливые деревья, почти отсутствует фауна, озера мертвы. Немало загадок подкинула ученым одна из самых поразительных здешних находок – «лестница в небо». Так прозвали неизвестно кем и когда вырубленные в скале тринадцать ступеней, заканчивающихся глубоким обрывом. Археологи со всей ответственностью заявляют: у здешних племен в древности просто не существовало «идеи лестницы», как у других племен не существовало «идеи колеса».
Вопрос об искусственном или естественном происхождении ступеней пока еще не нашел своего окончательного решения. А различный возраст камней указывает на то, что комплекс, возможно, формировался довольно продолжительное время. Скорее всего, на Воттовааре, мы имеем дело с грандиозным культовым комплексом, где в течение столетий отправлялись жертвенные обряды.
Воттоваара надежно хранит не только древние тайны, но предлагает исследователям и новые загадки. О наблюдениях НЛО в окрестностях Воттоваары неоднократно сообщали разные свидетели. Некоторые из этих случаев происходили непосредственно над ней самой. В 1987 году один очевидец сообщил, что наблюдал на горе светящийся объект, который вдруг «резко пропал в темноте», а затем вновь появился в кольце огня, который, казалось, исходил из камней; лишь только очевидец попытался приблизиться, объект быстро скрылся в небе.
В октябре следующего года целая «эскадрилья» НЛО, как сообщали свидетели, двигалась над горой, быстро меняя взаиморасположение. При этом некоторые из объектов, по словам наблюдателей, исчезали прямо на глазах. Эта странная деятельность в небесах вызвала нарушения в работе магнитных компасов.
Еще более странное сообщение поступило от группы туристов, которые слышали «странные щелкающие звуки, исходившие от камней». Они не успели даже толком испугаться, как услышали «странное жужжание», которое «исходило откуда-то сверху, как если бы там кружился громадный фейерверк». Мгновением позже перед ними предстало видение женщины в желтом одеянии. Это зрелище, сопровождаемое загадочными звуками, исходившими от камней, оставило у очевидцев впечатление, что они стали свидетелями чего-то, «находящегося на грани между божественным и дьявольским».
Этот случай можно рассматривать как типичное проявление еще одного феномена, часто связываемого с мегалитическими сооружениями: это проявление так называемых психических излучений, иначе называемых «полем памяти места». Один из московских экстрасенсов, экспериментировавший в каменном круге на Воттоваара, поведал, что видел образы людей, похожих на жрецов, двигавшихся между камнями:
«Они протягивали потоки энергии, связывая камни друг с другом»,- пояснил этот человек. Это сообщение вызвало интерес в определенных кругах исследователей и, некоторое время спустя, Воттоваару посетила группа искателей приключений из Петербурга. Они владели методикой «лозоходства» и приехали отрабатывать и совершенствовать свои приемы. Один из них привез с собой специально изготовленные проволочные рамки.
Взяв их, он направился на исследование каменных сооружений в окрестностях горы. Результат, как следует из итоговых материалов, был одновременно и поразительным, и довольно болезненным: обжигающий удар, произведенный некоей силой, прошел по его рукам, сбросил его на землю и лишил сознания. Когда он пришел в себя, то почувствовал, что руки парализованы; полностью восстановить их подвижность удалось только месяц спустя.
Вот такая, до невероятного, странная история. Что же… Как весьма точно подметил один из участников той поездки, «реальность не совпала с представлением. Все оказалось намного интереснее». По словам экстрасенсов, энергетика этого места необычайно высока, она «подпитывает» их внутренние силы, словно мощный аккумулятор. Они называют Воттоваару «акупунктурной» точкой, через которую планета, словно через антенну, осуществляет энергоинформационный обмен с Космосом. Проверить это довольно сложно, но не исключено, что и древние обитатели этих мест могли знать о необычных свойствах горы Воттоваара, что и послужило основой для возведения комплекса.
Ряд исследователей Воттоваара отмечают аномальное воздействие горы на механизмы, электронную аппаратуру и даже на организм человека. В отчетах экспедиций можно найти немало описаний того, как наблюдалась одновременная остановка наручных часов сразу у нескольких членов экспедиции, в цифровых фотоаппаратах вдруг оказывались переполненными «свежие» флэш-карты, люди не могли часами выйти к хорошо видимой цели. Рассказывали о том, что, оставаясь на горе один, человек начинает испытывать чувство необъяснимого нарастающего ужаса…
Не исключено, что все это может иметь под собой основания. Не даром ведь у саамов существовало большое количество запретов, связанных с посещением подобных мест: запрещалось громко говорить, сюда не допускались женщины и дети, не приветствовался приход из чистого любопытства, к некоторым, наиболее «сильным» камням запрещено было не то что прикасаться, а даже подходить близко.
Существовали ли святилища с культовыми камнями, помимо Воттоваары, на территории Карелии в глубокой древности? Открытия, сделанные археологами в последние десятилетия, позволяют дать на эти вопросы четкие утвердительные ответы – это и святилища на островах Белого моря – Немецком Кузове и Русском Кузове, древнейшие языческие памятники на острове Колгостров в Уницкой губе Онежского озера и многие другие. (Алексей Попов).
Тайны «Карельской глубинки»
Странные истории иногда можно услышать в глухих, таежных уголках Карелии. Их рассказывают и отдельные люди, и целые деревни. Многие очевидцы этих событий живы до сих пор и рассказывают об этом своим детям и внукам. Это истории о колдунах и оборотнях, которые, оказывается, живут вместе с нами и являются нашими современниками.
Вообще, наверное, в России немного сейчас найдется уголков (пусть даже отдаленных), как карельская глубинка, в которых так крепка народная вера в различные формы магии и многочисленные поверья. Она бережно хранит разносторонний опыт старших поколений, связанный с оригинальным и глубоким взглядом на мир, во многом отличного от современного «окультуренного» мировосприятия.
Христианство вывело человечество на новый качественный уровень Бого - и самопознания, однако, не секрет, что в душе человека навсегда запечатлелся и мир языческий; мир для многих гораздо более реальный и жизненный, имеющий неумирающую магически-практическую традицию познания и взаимодействия с силами Природы. Язычество – прямой, открытый «разговор», позволяющий на бытовом, практическом уровне жить единой жизнью с Природой. Поэтому неудивительно, что в карельской глубинке наряду с Библией можно встретить литературу по колдовству, знахарству… Неудивительно, что эти столь несовместимые религии соседствуют в душах многих людей.
В небольшой деревушке Суйсарь, что в нескольких десятках километров от Петрозаводска, в 90-х годах уже прошлого века жила очень сильная колдунья, почитаемая не только в самой деревне, но и во всей округе. В то время она была уже в преклонных летах, редко выходила из дома, принимая посетителей в своей маленькой горенке. Она знала и умела все. Проницательные, со стальным блеском глаза пронизывали насквозь, видя твое самое потаенное. «Приходит кто ко мне с ложью, того сразу бить и трясти начинает. Мне лгать нельзя», - не раз говаривала старуха. Потому и приходили к ней немногие.
Она обладала удивительной «властью» над природой и животными. Рассказывали, что когда зимой в деревню неожиданно нагрянул медведь-шатун, она, подойдя к ревущему зверю вплотную, попросила его уйти обратно в лес и больше не приходить. Пристыженный гигант извинительно заурчал и спешно потрусил в тайгу, а она вернулась в дом, предварительно низко, до земли, поклонившись только одной ей известным силам и богам.
Помощь ее была бескорыстна. «Моя жизнь – это моя песня. Кто хочет слушать – пусть слушает. Я за это ничего не беру», - смеялась она. Однажды к ней обратились за помощью: пропала корова. Искали весь вечер, но все было напрасно. Прибежали к ней. «Жива кормилица», - утешила она, выслушав просьбу, вышла из дома и пошла за деревню. Дойдя до перекрестка дорог, остановилась и долго стояла в молчании.
Затем с молитвенною просьбою с низким поклоном обратилась «к лесу северной стороны» отдать корову, не оставлять у себя Закачались при полном безветрии верхушки деревьев из стороны в сторону, зашелестела листва, взметнулась змейкой придорожная пыль. «Нет ее там», - только и молвила. Обратилась она тогда к «лесу восточной стороны», но тот же пришел ответ. И только «лес южной стороны» дружно «закивал» своею еловой гривой. «Жива ваша кормилица, - еще раз повторила она опешившим и неверящим собственным глазам сопровождавшим. – Ждите»! А сама, не оглядываясь, пошла домой.
Немного прошло времени, послышался звон колокольчика, и все увидели бежавшую (!) к ним навстречу корову из «леса на южной стороне». Смерть колдуньи была тиха; она передала свои умение и знания по наследству. Но до сих пор помнят именно ее, помнят крепко, как крепко может любить и помнить человеческое сердце.
В тех же 90-х годах в Пудожском районе Карелии из уст в уста передавали «сказы» о некоем странном человеке, которого народная молва окрестила «оборотнем». Этот человек – Федор Иванович Дутов – был потомственный колдун, пользовавшийся недоброй репутацией по причине своего абсолютно нелюдимого и сварливого характера. Рассказывали, что он обладал неким «знанием», благодаря которому мог обращаться в любого животного.
Ходили слухи, что изредка из его дома, расположенного на краю деревни (деревня дана без названия, исходя из этических соображений), слышались нечеловеческие крики, переходящие в волчий вой. В эти дни (точнее, ночи) деревню буквально наводняли волки, приводя в трепет местных жителей. Волков стреляли, а наутро трупы их исчезали; Дутов относил их в лес и закапывал. Его боялись, обходили стороной, плевали в след, но…не трогали. Верили в его колдовскую силу, в то, что он может наслать порчу, сглаз, любую неизлечимую болезнь.
Однажды произошло событие, окончательно закрепившее за Дутовым прозвище «оборотня». Дутов неожиданно исчез из деревни. День проходил за днем, но он не возвращался, однако заметили, что в это время в окрестностях деревни появилась стая волков, не дающая покоя ни днем, ни ночью. Решили сделать облаву, поставили капканы, группами выходили на отстрел. Результаты были плачевными, когда вдруг ночью деревня проснулась от душераздирающего воя, воя боли и страдания, подхваченного волчьей многоголосицей.
А наутро увидели возвращающегося Дутова с бледным, изможденным лицом и кое-как перевязанной рукой, истекающей кровью. Бросились к тому месту, откуда ночью раздавался страшный, зловещий крик боли, и в одном из капканов увидели перегрызенную волчью лапу и многочисленные следы волков. Никто к капкану даже не притронулся; ужас прогнал людей с этого места. А Дутов с тех пор появлялся только в рукавице на правой руке, независимо от времени года. Его кисть осталась в том капкане навсегда.
Это случилось на пятый день нашего пребывания в Гридино. Было около 23 часов. Старосветский готовил чай, а я пошел в сени, чтобы набрать керосин для лампадки. Неожиданно послышались глухие удары, исходившие сверху, а вслед за ними испуганный возглас Старосветского. Я вернулся на кухню, но на мой вопрос он ничего вразумительного ответить не мог, но в ту же минуту послышались тяжелые размеренные шаги (шаги, несомненно, «человеческие») на чердаке. Но что это были за шаги!
Трудно даже представить вес этого «существа», ибо тяжелые потолочные балки прогибались под тяжестью этих «шагов» и из образовавшихся щелей на нас сыпались опилки. Это длилось около минуты. «Кто-то» не просто топтался на месте, а ходил по чердаку, что мы явственно слышали и видели, а сыпавшиеся опилки лишь доказывали, что это не галлюцинации. «Он» сделал восемь или десять «шагов» и все прекратилось так же неожиданно, как и началось. У меня возникло желание подняться на чердак, но чисто физический страх был настолько силен, что я не смог перебороть себя.
Только на следующее утро мы поднялись наверх. Чердак был захламлен до последней степени: все покрылось пылью и обросло паутиной. Видно было, что здесь давно никто не бывал, никаких следов мы не обнаружили, что поразило меня еще в большей степени, нежели ночное событие. Если бы обнаружились пусть самые фантастические следы, это не удивило бы в такой степени, поскольку получило бы хоть какое-то логическое объяснение.
Между тем события развивались... Вечером 11 декабря, около 19 часов, когда А.Старосветский был на факультативных занятиях в школе, ко мне прибежал мальчишка-сосед из дома напротив и рассказал следующее: «Буквально полчаса назад, когда я растапливал печь, моя собака, доселе мирно дремавшая в углу, заворчала, насторожилась и вдруг с громким лаем выскочила из кухни в сени. Я, недоумевая, вышел за ней. Крышку на чердак мы не закрывали, и теперь она лаяла, глядя в этот проем. Я подумал, что, может быть, туда зашла кошка, хотя никаких звуков оттуда не доносилось.
Собака распалялась все больше, встала передними лапами на лестницу, ведущую на чердак, и лаяла все громче. Мне стало не по себе, однако желание разобраться в происходящем было сильнее. Я начал помогать собаке взбираться вверх по лестнице, и так, постепенно, она добралась до самого края чердака, когда произошло невероятное. Она продолжала все также неистово лаять, когда вдруг слетела вниз. Она не просто упала. Было впечатление, что ее просто «вышвырнули» оттуда, притом с такой силой, что она пролетела мимо меня и ударилась о входную дверь. Потом, жалобно заскулив, забилась в угол».
Мы вместе обследовали чердак, но никаких следов, которые могли бы дать хотя бы какой-нибудь намек на разгадку, не обнаружили. А сейчас остановимся на очередном явлении, свидетелями которого мы явились, - наиболее сложного и интересного по своей динамике. Это произошло незадолго до нашего отъезда - 19 декабря. Было около 20 часов. Мы только что отужинали, и я пошел в комнату, чтобы растопить печь, но меня тут же позвал Старосветский. Я вернулся на кухню, и мне сразу бросились в глаза наши шерстяные носки, доселе мирно сушившиеся на веревке над печкой. Теперь они медленно раскачивались в строго вертикальном направлении, причем амплитуда колебаний увеличивалась.
В конце концов, они раскачались настолько сильно, что слетели с веревки и упали на пол. Веревка же продолжала совершать те же движения вверх-вниз пока, наконец, не «успокоилась». Не успели мы опомниться и как-то проанализировать случившееся, как неожиданно на пол полетела с кухонной полки вся находившаяся там посуда. Причем сама полка оставалась совершенно неподвижной. Создалось впечатление, что «кто-то» или «что-то» огромной «рукой» смахнул все вниз. На этом все прекратилось так же неожиданно, как и началось. В ушах стояла звенящая тишина, а в душе - полный разлад: ни одного определенного чувства.
Вот так, в общих чертах, «выглядела» странная сила, которая называется «гридинским Хозяином». Все это, по нашему общему субъективному мнению, походило на хорошо подготовленный «спектакль», в котором мы оказались «зрителями». Вывод, который непосредственно вытекал из наших наблюдений, был следующий. Видимо, во всех этих явлениях существует гораздо более сложная причинно-следственная связь. Трудность решения проблемы в том и состоит, что с одной стороны, она реальна, а с другой - не поддается тривиальному логическому объяснению и часто идет в разрез с известными нам физическими законами. (Алексей Попов).
«Таинственные визитеры» в Карелии
Известно, что религиозные обряды, как правило, совершаются в специальных местах. В современных религиях это, обычно, происходит в различных культовых зданиях. Святилища, где совершались религиозные церемонии, имелись и у народов, религии которых мы обычно называем языческими.
Иногда они также располагались в различных строениях, но чаще находились прямо под открытым небом, к примеру, на вершине горы, на острове, в пещере, в священной роще и т.д. Виды священных мест у разных народов могли быть самыми разнообразными, равно как различны божества, которым люди поклонялись.
В Карелии одни из наиболее почитаемых и таинственных священных мест в далекой древности – кромлехи, которые также хорошо известны и во всем мире. Кромлехи – это ряды небольших камней, чаще всего поставленных в круг. До сих пор никто не дал этим сооружениям достойного объяснения. Ясно одно: они окружают некое место, по мнению наших далеких предков настолько важное, что именно ради него, собственно, и строился памятник.
Никто не дал разумного объяснения кромлехам, скорее всего, потому, что идея земных токов долгое время была чужда современной науке, но в древности люди всегда отмечали места, если они обладали особенными свойствами или значением. Кромлехи, в древности называли «танцевальными залами», а их строительство, как и строительство мегалитических памятников вообще, связано с существованием земных геоактивных зон.
Танец был священным занятием, приобщавшим человека к жизни всей Вселенной. Разве жизнь во Вселенной не есть ритм? Год, месяц, время года, сутки – все это ритмы, в которых проявляется жизнь земли, неба, Вселенной. Мы все, от камня до человека, вовлечены в ритм и живем по его законам.
Танец являлся попыткой включения человека в ритмы окружающего мира, более общие, чем личные ритмы каждого человека. Все религии использовали этот способ, как более чем эффективный. Во время группового танца возникает вполне естественное явление: под воздействием единого ритма возникает единство танцующих. А если люди танцуют в особой геоактивной зоне, где подземные токи «помогают» им своей энергией, результат будет еще значительнее.
Поэтому, танец выступал в качестве магического обряда, направленного на установление глубокой связи между человеком и жизнью природы и Космоса в целом. Выражаясь современным языком, «святые» места, на которых сооружались мегалитические памятники, а позднее возводились православные храмы – своеобразные перекрестки параллельных миров, где возможны самые разнообразные «чудеса».
Сегодня наш разговор об одном из островов Валаамского архипелага – острове Дивный. Вообще, следует отметить, что об островах Валаамского архипелага сведения более чем скудные и противоречивые. В частности, это касается и острова Дивный, который издревле в Валаамских монастырских хрониках упоминается «как языческое капище». В некоторых источниках о. Дивный зовется Девичьим, что вряд ли правомерно, поскольку название острова происходит от часто наблюдаемых здесь и в прошлом и в настоящем «дивных, чудных явлений» и что, по преданиям, на острове в стародавние эпохи жили «дивьи люди».
В русских народных преданиях память о «дивьих народах», обитающих под землей, весьма устойчива. То же самое относится и к саамской, финской, карельской этнографической традиции. Сам остров, несомненно, может быть назван даже ландшафтным святилищем – практически неприступные скалы отвесно уходят в глубины Ладоги, плоская вершина острова заросла буйной растительностью. Именно на вершине тысячелетия назад был выложен кромлех – главная достопримечательность острова, посреди которого в ХV веке монахи Валаамского монастыря поставили крест. Видимо, благодаря древнему святилищу это место всегда считалось заповедным и таинственным. Считается, что оно имеет и своего таинственного «хранителя».
Некоторым людям, находящимся в разное время на о. Дивный, удалось даже «познакомиться» с хранителем кромлеха. Их описания во многом схожи, поэтому приведем в качестве примера только одно, записанное со слов учителя физкультуры одной из Петрозаводских школ Ефимовой М.Ф., неоднократно бывавшей с туристскими целями на о. Дивный.
«В середине августа 1990 года, находясь с друзьями на о. Дивный (наш лагерь был разбит около кромлеха), я увидела, как ко мне незаметно подошел маленький мужчина, карлик. Одет он был в светлый пиджак и такого же цвета брюки, что-то было и на голове. Лицо темное, глаза навыкате, губы толстые, нос широкий. На мой вопрос, откуда же он такой появился, он как-то неопределенно махнул рукой: мол, оттуда.
На каждый мой вопрос отвечал не сразу, видимо, говорить ему было трудно, он как бы подыскивал подходящие слова, да и речь его была нечленораздельна. Я повернулась, чтобы позвать кого-нибудь из своих, а когда повернулась снова его и след простыл. Как в воздухе испарился, хотя в этом месте спрятаться просто некуда. У меня после этой встречи осталось очень неприятное чувство, и мы всей командой поспешили уйти прочь с того места. Было такое ощущение, будто вторглись мы к «кому-то» без приглашения».
С островом Дивный связаны и наблюдения НЛО. Вот одно из них, с которого не так давно упала пелена «секретности», поскольку это событие в свое время приняли за «военные испытания нового оружия», но потом признали, что военные к этому инциденту никакого отношения не имеют: «Летом 1992 года туристы, совершавшие теплоходную прогулку вдоль островов Валаамского архипелага, в направлении о. Дивный вдруг увидели какую-то «ракету» метра три длиной, которая вылетела из воды. Потом, от этой «ракеты» отделились три «ракеты», размером поменьше, и полетели в разные стороны. И через пару минут все исчезло.
Подъем из воды происходил очень медленно, потом – зависание, и вдруг с боковых сторон пошли одновременно три небольшие «ракеты». Пламени внизу не было видно. После их взлета, по воде пошли крупные волны. Цвет ракет был серый, явно металлический. «Ракеты» набрали скорость внезапно и исчезли – только точки вдали мелькнули».
Однако, пребывание на острове не всегда заканчивается для человека психологически безболезненно. Существует достаточно сообщений, находящихся в личном архиве авторов и свидетельствующих, что остров Дивный – не место для развлекательных прогулок, но, как и любое другое «место силы», накладывает на человека определенные обязательства. Вот одно из подобных сообщений:
«Мы приехали на Валаам и, после осмотра всех достопримечательностей, отправились на о. Дивный – рассказывал петрозаводчанин Сергей Белокозенко. – Нас было четыре человека (две молодые семейные пары) и хотелось немного отдохнуть от суеты , от людей, приобщиться к чему-то необычному, таинственному, поэтому мы и решили поехать на о. Дивный, пожить там в палатках несколько дней. Лето было в самом разгаре, погода стояла отличная, настроение хорошее. Было легко и весело.
В один из дней, буквально перед нашим отъездом, у всех нас одновременно появилось странное чувство: то ли тревоги, то ли страха. Это чувство было очень неопределенное и невозможно было понять, отчего оно происходит. Постепенно оно усиливалось, пока не перешло в ужас. Хотелось куда-то бежать. Состояние граничило с паническим. Оно совершенно соответствовало словам великого Юнга: «Самая древняя, самая сильная эмоция, ощущаемая живым существом – это страх. И самое сильное чувство страха – это страх перед неизвестностью».
В этом состоянии мы легли спать. Это было во втором часу ночи, но уснуть никто не мог. В палатках царило молчание, никто не хотел говорить. Около двух часов я вышел из палатки - хотелось отвлечься от тяжелых мыслей – как вдруг прямо перед собой увидел нечто, по форме представляющее собой идеальную «летающую тарелку». Длиной этот объект был около пятнадцати метров. Он светился красно-желтым светом и вокруг него был ореол такого-же цвета.
Интересно, что от объекта отходили четыре конструкции, представляющие собой прямой стержень, который оканчивался треугольной формой. Создавалось впечатление, что этот «треугольник» просматривается как бы через призму, потому что он был «вывернут». Объект двигался вертикально то вверх, то вниз. У меня создалось впечатление, что он иногда касался земли этими «конструкциями».
Я позвал всех, и мы все вместе наблюдали это странное явление. В конце концов, интерес к объекту у нас ослабел, хотя чувство страха не проходило, и мы пошли спать. Как только мы улеглись (в палатке с моей женой) в палатке вдруг появился… человек. Это был старик с густой, белой бородой. Фигура его была обтянута чем-то, похожим на комбинезон, черного цвета. Он подошел к нам, постоял немного и наклонился в нашу сторону.
Мы видели это оба. Видели совершенно отчетливо и были напуганы. Самое интересное, что наши друзья, во второй палатке, видели, одновременно с нами, совершенно похожее видение. Нам даже показалось, что «старик» явился к нам на фоне какой-то пирамиды с выбитыми на ней письменами или фресками. Все это продолжалось секунды, но нам показалось вечностью.
Видение «старика» исчезло неожиданно. Мы, в конце концов, совершенно обессиленные, уснули, а утром уехали. Думаю, нам этого приключения хватит на всю оставшуюся жизнь». Известный уфолог Эме Мишель как-то писал: «Контакт с гуманоидами не всегда обязательно должен быть реально видимым. Если контакт осуществляется, то он может не соответствовать нашему земному уровню, но всегда совершается по их «масштабам!». Возможно, данное событие относится именно к такого рода «контактам».
Можно ли считать, что описанное явление – результат спровоцированной галлюцинации? Подобный вопрос возникает очень часто: материальны ли гуманоиды или те существа, которые наблюдались возле НЛО? Если проанализировать факт внезапного появления и аналогичного исчезновения гуманоидов, наблюдаемых очевидцами (а на местах древних святилищ это достаточно распространенные наблюдения), факт, который нельзя не учитывать при серьезном и глубоком анализе затронутого вопроса, то приходится согласиться с гипотезой, которая считает появившихся гуманоидов нематериальными существами.
Можно также предположить, что подобные феномены связаны с гипнотическим внушением. Однако, различные гипотезы, выдвигаемые в порядке разъяснения затронутой проблемы, вызывают главный вопрос, ответ на который нам жизненно необходим: кто они? И с какой целью были вызваны и возникли наблюдаемые нами явления? (Алексей Попов).
Древний мегалитический комплекс на Карельском острове
Сегодня большинство людей считают, что на современной географической карте не осталось больше белых пятен, а все археологические памятники давно исследованы, пронумерованы и занесены в каталоги. Однако это вовсе не так. Примером тому может послужить уникальная находка Михаила Ивановича Иванова, который обнаружил на одном из островов Белого моря целый ряд древних мегалитических построек, никогда не исследовавшихся учеными. Рассказать о своем открытии согласился сам первооткрыватель.
- Михаил Иванович, расскажите, где находится этот археологический памятник?
- Памятник расположен в юго-западной части острова Средний Чупинской губы Белого моря в 4 км от устья реки Кереть. Обнаружен в августе 2009 года. Остров находится всего в 250 метрах от материка и отделен от него проливом Узкая Салма. Практически в любое время года попасть на остров можно было на легких лодках или по льду.
- Неужели этот остров не обитаем и на нем никогда не работали ученые?
- Отнюдь. Устье полноводной семужьей реки Кереть можно считать одним из самых населенных мест на побережье. Здесь в средние века процветали рыбная ловля, солеварение, добыча слюды и даже жемчуга. В конце XIX века на острове был построен лесозавод, просуществовавший до 1969 года. Остатки лесных бирж до сих пор хорошо видны на спутниковых снимках.
С 1975 года на острове действует морская биологическая станция Петербургского государственного университета, так что ученых на острове много. Тем не менее, никакой информации о мегалитах не было. Так же и среди местных жителей мне пока тоже не удалось найти никого, кто знал бы о существовании комплекса. Бывает такое, что глаз человеческий смотрит, но не видит. Можно считать, что престолы-мегалиты «открылись».
- Что представляют из себя эти престолы?
- В настоящий момент найдено 4 объекта приблизительно на высоте 20 метров от уровня современного моря. Три прямоугольные кладки (престолы) из природного камня высотой более 1 метра, расположенные в линию под 10 метровой скалой, обращенной на запад и плоский объект, возможно жертвенник, диаметром около 5 метров, образованный отдельными более крупными камнями, расположенными вокруг центрального камня в 50 метрах к западу от скалы. В кладках камни необработанные, с острыми гранями, не обкатанные волнами, вероятно из горной осыпи, покрыты лишайниками.
Самый крупный центральный престол имеет размер 9,5 на 7,5 метров и высоту около 1,5 метра. Если допустить, что камни заполняют весь видимый объем, то это сооружение состоит приблизительно из 2 000 камней и весит около 100 тонн. Верхний слой аккуратно выложен близкими по размеру камнями практически полностью скрытыми толстым слоем осадков и мхами. Кладка аккуратная с чередованием плоских и округлых камней. Центральный престол расположен под почти отвесной скалой с выпуклой вершиной, напоминающей голову слона.
Левый престол имеет размер 6 на 3 метра и высоту около 1 метра, вытянут с юга на север. Расположен в 20-30 метрах к северу от центрального престола и состоит, приблизительно, из 500 камней общим весом около 20 тонн. Правый престол имеет размер 2,5 на 2,5 метра и высоту около 1,2 метра. Расположен в 15 метрах к югу от центрального престола и состоит, приблизительно, из 250 камней общим весом около 8 тонн. Рядом с ним более чем на 1,5 метра из земли возвышается крупный валун.
- Как Вы предполагаете, с какой ритуальной целью они создавались?
- Не знаю. Толчком к самому созданию могло послужить какое-то «судьбоносное» событие. В том числе, это может быть и ритуальное погребение. Первоначально. Но потом уже сооружение использовалось для культовых церемоний, ибо трудно придумать для него какую-либо утилитарную функцию. Возможно, что престолы строились не одновременно. Может быть по нарастанию размеров.
Церемонии определялись чаяниями создателей. При этом, я думаю, что нет оснований отказывать древним племенам в здравом смысле. А значит, мужчины племени стремились вернуться живыми с опасного промысла и желали процветания своей семье и племени, женщины хотели, чтобы мужчины вернулись живыми с опасного промысла, хотели счастливо разрешиться от бремени и красивое платьишко. Вожди племени, возможно, молились о разрешении неких древних политических вопросов. Про жрецов гадать не буду.
- Какая из древних цивилизаций, или какой народ могли воздвигнуть эти сооружения?
- Вы мне дадите для ответа хронологическую шкалу с отмеченными цивилизациями в данном районе? Видимо – нет. Есть множество гипотез. Особенно в отношении «дописьменной эпохи». Возможно, изучение специалистами обнаруженного памятника добавит аргументы какой-либо из них. Пока про эту цивилизацию можно сказать, что у них были лодки, они наверняка ловили рыбу и били зверя, они не знали какой-либо раствор для кладки.
Пока нет оснований считать, что у них не было железа и гончарного ремесла. У них был явный пассионарий (или группа) – некий архитектор-иженер-строитель, способный задумать, рассчитать и возглавить создание этого большого мегалитического комплекса. А уровень жизни (в смысле экономики) племени или группы племен позволял длительное время кормить «строительную бригаду» и «главного инженера проекта».
- Вы хорошо знакомы с археологическими памятниками Русского Севера: петроглифами, каменными лабиринтами, преданиями местных народов. То, что Вы обнаружили в этот раз, вписывается в целостную картину всех памятников или стоит особняком?
- Всем тем, что Вы перечислили, я всегда интересовался и просто при возможности знакомился в экспедициях. Никогда не изучал профессионально. По первоначальному образованию я математический физик, кандидат физико-математических наук, занимался вопросами распространения волн, в том числе прикладными задачами в геофизике и акустике. В настоящее время – генеральный директор ООО «Лаборатория подводных исследований РГГМУ».
А теперь к Вашему вопросу. Исходя из того, с чем я знаком, можно сказать, что памятник стоит особняком и лично мне ничего подобного не встречалось. К особенностям данного памятника можно отнести следующее:
- большая общая площадь пространства, организованного, возможно, по единому плану - более четверти гектара;
- размер самих сооружений и большая трудоемкость их создания;
- размещение не на самом высоком открытом месте, а на площадке у подошвы скального выступа (хотя это и не единственный такой пример);
- умелое использование свежего (в геологическом смысле) материала каменной осыпи, а не валунов. Это позволило выложить кладки с вертикальными стенками в отличие от многочисленных пирамидальных погребальных курганов из булыжников. (Алексей Попов).
«Снежный человек» в Карелии
Первым хорошо известным и задокументированным наблюдением «снежного человека» (или йети) было обнаружение отпечатков оголенных ступней в снегах горы Эвереста на высоте 6400 метров в 1921-м году. Наблюдение было сделано полковником Говард-Бери, хорошо известным и уважаемым альпинистом. Это случилось, когда он возглавлял экспедицию на Эверест.
При осмотре следов носильщики сообщили, что они принадлежат «меч-кангми», что в приблизительном переводе означает «снежный человек» («канг» - снег и «ми» - человек). Так родилось словосочетание «снежный человек». Знаменитый шведский ботаник и натуралист Карл Линней в рукописи «Звероподобный человек» назвал «снежного человека» Гомо ноктюрнус («человек ночи»). Данное название дано, видимо, из-за неуловимости йети.
Известный русский путешественник Николай Пржевальский, во время своих глубоких исследований Монголии и пустыни Гоби, неоднократно сталкивался со странными существами-полулюдьми, которых местные жители называли «алмастами» (известны также под именем «снежный человек»). Весьма любопытно, что дальнейшие исследования этих существ были приостановлены русским правительством и имперским судом из-за страха испытать неловкость, если бы им пришлось публично признать возможность существования этих существ.
С тех пор произведены тысячи наблюдений неуловимого существа. Средства массовой информации немедленно сделали сенсацию из открытия до сих пор неизвестного вида животных, возможно, даже гоминида, который может быть близким родственником современного человека. Поводом для настоящей сенсации явилось изучение волос «снежного человека», которое проводили ученые из Китая, Америки и Англии. В частности, результаты анализа, проведенного сотрудниками отдела космических исследований и физики Бирмингенского университета штата Огайо под руководством профессора Ранджита Сохи, показали, что «волосы принадлежали существу, которое не было ни человеком, ни обезьяной».
Ученые продолжили анализ структуры хромосом волос, и профессор Пуарье заявил: «Нами установлено, что это животное не подпадает ни под одну из известных категорий. Это первое свидетельство существования нового высшего примата». Какое место Европы можно считать центром обитания «снежных людей»? На этот вопрос пытается ответить научное объединение «Криптобиология» при Петровской Академии Наук и Искусств в Петербурге (криптобиология – наука о редких биологических видах). Данное научное объединение возглавляет профессор биологии Валентин Сапунов, неоднократно приезжавший в Карелию во главе исследовательских экспедиций.
Анализируя многочисленные сообщения о «снежном человеке» на северо-западе России, В. Сапунов пришел к удивительному выводу: центр обитания этих странных существ находится в Карелии! «Наши поездки в Карелию подтвердили, что информации о «снежном человеке» здесь более, чем достаточно, – указывал профессор. – Какой район Карелии в этом плане наиболее перспективен? Несколько лет шли сообщения о семье или даже нескольких семьях волосатых человекоподобных гигантах, якобы обитающих в Пряжинском районе, близ деревни Маньга.
Однако, чаще всего «снежных людей» видят на другой стороне Онеги, в Пудожском районе. Типичным примером является наблюдение, сделанное в июле 1987-го года, когда на борьбу с лесным пожаром за Муромским озером были брошены специальные подразделения. Члены одного из них явились свидетелями необычного события.
Во время тушения пожара из леса вышло человекообразное существо ростом около 2,5 метра и, увидев людей, остановилось в нерешительности, а спустя минуту вновь скрылось в лесу. Расстояние до него было не более 50-ти метров, поэтому пожарные хорошо его запомнили. Описание совпадает с классическим обликом «снежного человека».
Были обнаружены и четкие отпечатки следов ног этого существа. Спустя год, примерно в тех же местах, трое рыбаков наблюдали человекообразное волосатое существо ростом до 3-х метров. Люди испытали сильный страх и в тот же вечер перенесли лагерь. Один раз группа карельских биологов, работавших в этом районе, видела на снегу Муромского озера цепочку следов. Сравнив их с нашими материалами, удостоверились, что там мог пройти только «снежный человек».
Я обратил внимание, что у карелов есть немало преданий о лесном хозяине – метсахийси, что является аналогом русского лешего. Например, есть такая легенда: «На Бесовом носу (мыс на восточном берегу Онежского озера) раньше жили бесы. Потом они ушли, и на их место пришли люди». Несмотря на лаконичность предания, кое-что из него можно подчерпнуть. Бесы – существа, несовместимые с человеком. Они приходят, когда он уходит». Свидетельства о наблюдениях «снежных людей» в нашей Республике продолжают поступать, и к настоящему времени, в личном архиве авторов данного материала, уже накоплено достаточно проверенной информации.
«Однажды, дело было в начале 90-х годов, - рассказывал один из жителей деревни Гагуксы, что в Пудожском районе, - я собирал чернику неподалеку от Муромского монастыря. Вдруг в мою сторону полетело корневище и упало метрах в пяти от меня. Оглянувшись, я увидел три удалявшиеся мохнатые фигуры: две – высокого роста, третья – небольшая. Вначале мне показалось, что это женщины в шубах. Но затем мелькнула мысль: какие шубы летом? И я понял, что это – «дикие люди».
Другой очевидец, профессиональный охотник, в том же Пудожском крае видел крупного самца «дикого человека». «Я охотился на медведей, - рассказывал охотник, - залез на дерево на краю поля и засел «в засаде». Вдруг слышу, кто-то большой ломится через молодую поросль. Подумал: лось. Но это был не он. На поле вышел некто двуногий, громадного роста, голова, как у неандертальца. Продолжая движение в мою сторону, он начал осматриваться (видно, что почуял).
Заметив меня, стал угрожающе махать руками, как бы прогоняя со своей территории, а сам все приближался ко мне по краю поля. Когда он приблизился метров до пятидесяти, я выстрелил в воздух, и «лешак» скрылся в зарослях. Еще некоторое время я сидел на дереве. Затем услышал «свист» с того направления, куда он удалился. В ответ раздался другой «свист», более высокий по тональности. Больше я ждать не стал, а слез с дерева и отправился восвояси…»
Житель деревни Гридино, Кемского района, Иван Мехнин рассказывал, что как-то он вместе с другими охотниками охотился на волков. «Неожиданно на нас выбежали два детеныша «дикого человека», а за ними последовал и родитель. Встреча была короткой: необычное семейство тут же скрылось в лесу».
А старейшая жительница Гридино Нина Степановна Коновалова рассказывала о своем отце, Степане Федоровиче, который во время зимней охоты поломал лыжи, обморозился и остался жив благодаря помощи «Хозяина» (как иногда ласково называют «снежного человека»), который вынес его из леса.
«Я помню этот случай, - рассказывала Нина Степановна. – Мне было, может быть, лет десять-двенадцать, когда однажды, уже поздно вечером послышался лай собак, а затем удары в дверь. Мать бросилась открывать, думая, что это отец. Так оно и оказалось. Он лежал на крыльце, сильно обмороженный, вдобавок, у него была сломана нога. Он не мог идти, и мы все вместе втащили его в дом.
Первое время он не мог даже говорить, видимо, тяжело ему было. А потом рассказал, что уже шел обратно домой, когда по неосторожности поломал лыжи: пришлось идти, проваливаясь по пояс в снег, пока, наконец, не потерял сознание. А когда очнулся, говорит, вижу, несет меня «Хозяин». Не знаю, как он донес меня, снегу ведь было много, идти трудно. Очнулся, когда вас увидел».
Весьма любопытный миф, хотя сказанное вполне соответствует рассказам очевидцев о встречах со «снежным человеком». Загадочное существо излучает мощное энергополе, от которого люди впадают в оцепенение, а охотничьи собаки (из тех, что не боятся медведя), поджав хвост, жмутся к ногам хозяина (подобные случаи происходили и в Карелии).
Быть может, неуловимый «снежный человек» и есть последний хранитель тайн далекого прошлого, пока что надежно сокрытого от посторонних глаз? Зачем же он тогда так тщательно прячется от людей или избегает серьезного «общения»? А может, мы ему просто не нужны? Другими словами, здесь еще нужно много потрудиться, чтобы хоть немного приоткрыть завесу тайны в этом непростом вопросе. (Алексей Попов).